УДК 378.02 (14.35.07)
СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
И. Н. Зайцева, И. Ф. Плетенева
SOCIAL AND PROFESSIONAL ADAPTATION AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF HIGH SCHOOL STUDENTS’ PROFESSIONAL COMPETENCE I. N. Zaitseva, I. F. Pleteneva
Статья содержит материалы исследования проблемы социально-профессиональной адаптации студентов вуза. Материалы статьи свидетельствуют о влиянии социально-профессиональной адаптации на формирование компетентности будущих специалистов. По мнению авторов, формирование профессиональной компетентности обусловлено сформированностью у студентов такого качества как социально-профессиональная адаптация.
The paperpresents the dataof researching the problem of university students’social and professional adaptation. The material reveals the influence of social and professional adaptation on the formation of future professionals’ competence. The authors believe the formation of professional competence to depend on the level of development of students’ social and professional adaptation.
Ключевые слова: компетентность, социально-профессиональная адаптация, профессиональная компетентность.
Keywords: competence, social and professional adaptation, professional competence.
В условиях все возрастающих требований к качеству подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования особую значимость приобретает проблема формирования у студентов профессиональной компетентности. Следует отметить, что проблема профессиональной компетентности активно разрабатывается в современной педагогической науке. На это нацеливает Концепция модернизации российского образования до 2010 г., где компетентностный подход провозглашается в качестве одного из важнейших концептуальных положений обновления образовательной системы. Ориентация профессионального образования на высокий уровень результата подготовки специалистов требует разработки эффективных образовательных технологий формирования у студентов профессиональной компетентности.
Анализ работ по проблемам совершенствования высшего образования показывает, что в качестве основных единиц обновления высшего профессионального образования рассматриваются «компетентность» и «компетенции». Мы определяем профессиональную компетентность будущего специалиста как совокупность личностных качеств, теоретических знаний и практических умений, способность осуществлять сложные действия в пределах определенных компетенций. Формирование профессиональной компетентности рассматривается как процесс обучения студентов владению определенными компетенциями [5, с. 167]. Специалиста, владеющего профессиональной компетентностью, отличает не только профессиональная эрудиция, но широкий спектр качеств, позволяющих эффективно реализовать себя в сфере труда и жизни. При этом следует отметить, что компетентность предполагает развитие профессиональных функций (характерно для академического подхода) и формирование универсальных способностей (комплекса ключевых компетенций), востребованных в условиях современного рыночного хозяйствования.
Воспитание современного подрастающего поколения требует от будущих специалистов владения комплексом профессиональных компетенций. Их можно классифицировать следующим образом: социальные, познавательные и специальные компетенции. К социальным компетенциям мы отнесли: активность, инициативность, мобильность, умения сотрудничества, умения вести диалог, толерантность, «социальную ответственность, адекватное восприятие и мобильное реагирование на новые факты, самостоятельность и оперативность в принятии решения, готовность к социально активному действию, включая защиту своих прав, способность быстро адаптироваться к новым условиям и другие качества, в целом определяющие конкурентоспособность личности» [10, с. 116]. К познавательным компетенциям мы относим следующие: информационную культуру, умения самообразования, умения осуществлять анализ и систематизацию научных и учебных материалов, умение интегрировать знания различных наук в образовательном процессе и др. В группу специальных компетенций мы включили: умения проектирования и конструирования педагогического процесса, умение свертывания научной и учебной информации и представление ее в виде модели, владение современными технологиями обучения и воспитания, осуществление оценки развития личности и самооценки собственной деятельности.
Однако нельзя не заметить, что в современном высшем образовании со всей очевидностью проявляется противоречие между необходимостью формирования у студентов профессиональных компетенций и недостаточным содержательно-технологическим обеспечением формирования их в вузе.
В этой ситуации особую значимость приобретает изучение факторов, влияющих на формирование у будущих специалистов профессиональной компетентности. В деятельности высшей школы широкую известность приобрели такие факторы, способствующие формированию профессиональной компетентности: внедрение информационных технологий обучения в вузе,
современное материально-техническое оснащение образовательного процесса, повышение уровня научной квалификации преподавательского состава. Однако, как свидетельствует практика, действенность названных факторов не всегда высока. На наш взгляд, наиболее продуктивным путем формирования у студентов профессиональной компетентности выступает сформированность у них такого качества как социально-профессиональная адаптация.
В процессе работы нами были изучены диссертационные исследования [7; 8], монографии [1; 2; 3; 6; 9; 11], педагогическая, психологическая литература по изучаемой проблематике. Следует отметить, что процесс социально-профессиональной адаптации раскрыт в трудах подробно, многоаспектно, но отсутствуют работы, анализирующие влияние социальнопрофессиональной адаптации на формирование профессиональной компетентности будущего специалиста. Рассматривая данную проблему, мы посчитали необходимым попытаться сформулировать собственное видение феномена «социально-профессиональная адаптация студентов высших учебных заведений».
Под социально-профессиональной адаптацией студентов нами понимается осознание правильности выбора специальности, проявление глубокого профессионального интереса, что служит основанием свободного вхождения студента в новую для него социально-студенческую педагогическую среду образовательно-воспитательных учреждений и способствует продуктивному формированию у них профессиональной компетентности.
Нами было проведено исследование уровня профессиональных компетенций у студентов Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина и зависимость уровней профессиональных компетенций от сформированности социально-профессиональной адаптации студентов, как фактора оказывающего существенное влияние на формирование профессиональной компетентности.
В практической части работы использована авторская анкета, в которую включены блоки вопросов по изучению социально-профессиональной адаптации студентов.
Всего в анкетировании приняли участие 187 студентов первого и второго курсов инженерно-физического, механико-технологического, физико-математического, сельскохозяйственного факультетов.
В работе мы изучали отдельно содержание каждой группы компетенций. К социальным компетенциям мы отнесли: активность, инициативность, мобильность, умения сотрудничества, умения вести диалог, толерантность, самостоятельность и оперативность в принятии решения, готовность к социально активному действию, способность быстро адаптироваться к новым условиям. Анализ данных умений у студентов показал: владеют всеми умениями - 12 %; проявляют активность, инициативность, мобильность, умения сотрудничества - 43 %; владеют только одним качеством «толерантности» - 45 %.
К познавательным компетенциям мы отнесли умения организовать учебную деятельность: умения самообразования, умения осуществлять анализ и систематизацию научных и учебных материалов, умение
интегрировать знания различных наук. Получены следующие результаты: наличие всех названных умений - у 28 %; умения самообразования, умения осуществлять анализ и систематизацию научных и учебных материалов - у 30 %; только «умения самообразования» - у 42 %.
В группу специальных компетенций мы включили: умения проектирования и конструирования педагогического процесса, умение свертывания научной и учебной информации и представление ее в виде модели, владение современными технологиями обучения и воспитания, осуществление оценки развития личности и самооценки собственной деятельности. Результаты анализа следующие: выявлены «умения проектирования и конструирования педагогического процесса, умение свертывания научной и учебной информации и представление ее в виде модели» - у 21 %; владеют «современными технологиями обучения и воспитания» - 28 %; «самооценка собственной деятельности» - у 51 %.
Отдельно мы изучили наличие у студентов коммуникативных умений, как показателя наличия профессиональных компетенций. Наличие коммуникативных умений у студентов свидетельствует о том, что они могут в новой социальной ситуации свободно входить в контакт со студентами и преподавателями. Они самостоятельно могут справляться с поставленными перед ними задачами.
Получены результаты: «умеют сотрудничать, свободно вступают в диалог» - 11 %; «стремятся вступать в диалог, но не всегда получается» - 38 %; «изредка пытаются вступить в диалог, не могут сотрудничать» - 51 %.
Студентов, владеющих всеми профессиональными компетенциями, выявлено в пределах от 11 % до 28 %. Это, естественно, ничтожно маленький процент лиц, пришедших в вуз овладеть будущей профессией и подготовленных к обучению в вузе.
Анализируя ответы респондентов, видим, что большая часть из них не владеет профессиональными компетенциями. У этой группы студентов отмечено наличие социальных, познавательных, специальных компетенций, хотя и не в полном составе. Эту группу составили около 32 %.
В третью группу студентов мы включили тех, кто проявили наиболее низкий уровень сформированно-сти социально-профессиональной адаптации и отсутствие у них профессиональных компетенций. Они отметили наличие умения самостоятельной работы и умения ее самооценки. Эта оказалась довольно многочисленная группа, она составила 40 %.
В данной ситуации задача вуза - обеспечить всем студентам максимум благоприятных условий для успешного овладения профессией. Мы видим одной из возможностей вуза в решении поставленной задачи -формирование у студентов социально-профессиональной адаптации, что в значительной степени повысит их коммуникабельность, обеспечит видимые успехи в учебной деятельности, предаст им уверенности в собственные силы.
Формирование социально-профессиональной адаптации основано на воспитании у студента отношения к выбранной профессии как ценности, формирования у
него профессионального интереса и положительной мотивации овладения данной профессией.
Осознание студентами ценности выбранной профессии оказывает существенное влияние на формирование профессиональной компетентности. «Ценностное отношение - это связь субъекта и объекта, в которой то или иное свойство объекта не просто значимо, а удовлетворяет потребность и отвечает интересам субъекта или поставленной им цели» [4, с. 40]. Другими словами, цель обязательно приведет к действиям направленным на ее достижение. Соответственно, если для студента профессиональная деятельность является ценностью, то он будет прилагать усилия для успешного овладения ею.
По нашим данным у части студентов (23 %) отмечается наличие четких ценностных ориентаций, связанных с овладением будущей профессиональной деятельностью: они воспринимают ее как ценность. Для этой части студентов характерна уверенность в правильности ее выбора, стремление к основательному овладению профессиональными знаниями и умениями. В данном случае мы наблюдаем взаимосвязь социально-профессиональной адаптации и сформированности профессиональных компетенций.
В то же время, обнаружилась значительная часть студентов, не уверенных в правильности выбора профессии, не воспринимающих процесс обучения в вузе, как путь приобретения знаний и умений для будущей профессиональной деятельности. Однако у этой части студентов мы обнаружили сформированность профессионального интереса, хотя как ценность ими избранная профессия не воспринимается. В то же время у этой части студентов видим наличие отдельных компетенций из всех выделенных нами групп профессиональных компетенций. Эту часть студентов, характеризует отсутствие социально-профессиональной адаптации, что явилось причиной несформированности профессиональной компетентности (42 %).
Безучастных к профессиональному самоопределению около 35 %. Среди опрошенных есть студенты (9 %), вообще не задумывавшиеся над вопросом о «ценности профессии», не связывающие обучение в вузе с будущей трудовой деятельностью. Они не стремятся к овладению профессиональными знаниями и умениями. Приведем их высказывания: «не столь важно, какую именно профессию получить, привлекает не процесс обучения в учебном заведении, а возможность как-то занять время». Интересно, что студенты данной группы осознают значимость самостоятельной работы в профессиональном учебном заведении, но не уверены, что способны к быстрому овладению этим видом работы.
Приведенные материалы о понимании студентами сущности жизненных ценностей и осознании ими необходимости воспринимать избранную профессиональную деятельность, как ценность свидетельствуют о недостаточно серьезном отношении студентов к выбору профессии. Большая часть опрошенных не воспринимает
Литература
будущую профессию как ценность. Отсюда следует вывод о необходимости организации серьезной работы в вузе по формированию у студентов осознания значимости избранной профессиональной деятельности, отношения к профессии как к ценности.
Предпринятый анализ состояния процесса подготовки в высшей школе будущих специалистов обнаружил недостаточность внимания к формированию у студентов социально-профессиональной адаптации. Наличие данного качества выступает действенным фактором в формировании у студентов профессиональной компетентности. В этой связи мы разработали и внедрили в практику работы высшей школы ряд педагогических условий успешности формирования у студентов социально-профессиональной адаптации.
Первым педагогическим условием мы определили организацию профориентационной работы, которая проводится преподавателями и студентами старших курсов в школе. Далее профориентационная работа продолжается в высшем профессиональном учебном заведении на первом и втором курсах и включает следующие аспекты:
- социально-экономический: ознакомление студентов с потребностями современного рынка труда, информирование о трудовых ресурсах и т. д.;
- психофизиологический: знание возрастных особенностей студентов университета; изучение их индивидуальных особенностей; анализ соответствия индивидуальных особенностей студента требованиям избранной профессиональной деятельности; информация о состоянии здоровья студента;
- психолого-педагогический: выявление у студентов интереса к профессии, адекватной самооценки успехов и неудач, коммуникабельности, необходимого уровня общей и профессиональной культуры.
Профориентационная работа способствует всестороннему развитию студентов, раскрытию их творческих сил и способностей, позволяет ускорить процесс социальной и профессиональной адаптации.
Следующим педагогическим условием выступает процесс создания развивающей образовательной среды в университете на основе принципов гуманизации, интеграции. Студенческая среда формирует субъектную позицию, оптимизирующую взаимоотношения с другими субъектами учебно-воспитательного процесса и обеспечивающую самостоятельность, уверенность участия в различных видах учебной и внеучеб-ной деятельности.
Проведенное исследование со всей очевидностью показало наличие взаимосвязи и взаимозависимости процесса формирования у студентов профессиональной компетентности от владения ими социальнопрофессиональной адаптацией. Формирование последней должно осуществляться с учетом комплекса педагогических условия, способных обеспечить эффективность данного процесса.
1. Егоренко, Т. А. Социально-психологическая адаптация личности впроцессе профессионального становления: монография / Т. А. Егоренко. - Тверь, 2011. - 103 с.
2. Жукова, Т. А. Социально-профессиональная адаптация студентов системе высшего профессионального образования: монография / Т. А. Жукова, Л. А. Степанова. - Кемерово, 2007. - 148 с.
3. Львов, Л. В. Учебно-профессиональная компетентность: сущность, содержание и оценка: монография / Л. В. Львов. - Челябинск, 2006. - 134 с.
4. Петухова, Е. А. Формирование ценностного отношения студентов вуза к учебной деятельности через реализацию преподавателем компетентностного подхода / Е. А. Петухова // Известия Алтайского государственного университета. - 2010. - № 1, 2.
5. Плетенева, И. Ф. Социально-профессиональная адаптация студентов в университетах России во второй половине XIX в. / И. Ф. Плетенева. - Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2008. - 208 с.
6. Пьянкова, Л. А. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом университете: монография / Л. А. Пьянкова. - Новокузнецк: Изд-во КузГТУ, 2011. - 229 с.
7. Роговая, О. Г. Становление эколого-педагогической компетентности специалиста в области образования: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / О. Г. Роговая. - СПб., 2008. - 398 с.
8. Рунова, С. А. Социально-профессиональная адаптация студентов первого курса к условиям педагогического вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / С. А. Рунова. - Новокузнецк, 2000. - 200 с.
9. Тузова, О. Н. Адаптация личности: теория и практика: монография / О. Н. Тузова. - Мурманск: МГПУ, 2009. - 107 с.
10. Шаповалов, В. И. Конкурентоспособность учащегося в системе педагогического менеджмента / В. И. Шаповалов // Вестник СГУТ и КД. - Сочи, 2012. - № 2(20).
11. Шмелева, С. А. Профессиональная адаптация выпускников педагогического вуза к условиям современного рынка труда: монография / С. А. Шмелева. - Воронеж: ВГПУ, 2010. - 137 с.
Информация об авторах:
Зайцева Ирина Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры радиоэлектроники и компьютерной техники Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина, [email protected].
Irina N. Zaitseva - Candidate of Pedagogics, Assistant Professor at the Department of Radio Electronics and Computer Equipment, Bunin Yelets State University.
Плетенева Ирина Финогеновна - доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольной и коррекционной педагогики Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина, [email protected].
Irina F. Pleteneva - Doctor of Pedagogics, Professor at the Department of Pre-School and Special Needs Education, Bunin Yelets State University.
Статья поступила в редколлегию 01.10.2013 г.