УДК 378
О.Н. Беришвили
СРЕДСТВА АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ВУЗОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье выделены особенности профессиональной адаптации выпускников аграрных вузов; обоснована необходимость формирования информационной компетентности студентов, способствующей их профессиональной адаптации.
Ключевые слова: адаптация, агропромышленный комплекс, информационная компетентность.
О. N. ВепвЬуШ
ADAPTATION MEANS TO PROFESSIONAL ACTIVITY FOR THE AGRICULTURAL HIGHER EDUCATION
INSTITUTION GRADUATES
The professional adaptation peculiarities of agrarian higher education institution graduates are singled out; the formation need of student information competence providing their professional adaptation is substantiated.
Key words: adaptation, agro-industrial complex, information competence.
Современный рынок труда диктует жесткие требования к качеству подготовки специалистов. В условиях экономической нестабильности современного российского общества актуализируется проблема профессиональной адаптации молодых специалистов во всех сферах деятельности, включая сельское хозяйство.
Цель исследования. Выявить средства адаптации выпускников сельскохозяйственных вузов к профессиональной деятельности.
Задачи:
рассмотреть понятие профессиональной адаптации; провести анализ состояния и динамики изменения кадрового потенциала сельскохозяйственной отрасли;
выделить особенности профессиональной адаптации выпускников аграрных вузов; обосновать необходимость формирования информационной компетентности, способствующей профессиональной адаптации выпускников сельскохозяйственных вузов.
Понятие профессиональной адаптации является ключевым в исследованиях, посвященных проблемам реализации производственной деятельности. Анализ научной литературы показал, что профессиональную адаптацию рассматривают как вид социальной адаптации, связанный с установлением оптимальных отношений между личностью и требованиями конкретной профессиональной деятельности, новый жизненный стереотип личности, обусловленный вхождением ее в новый коллектив, усвоением коллективных трудовых норм и ценностей, осмыслением значимости традиций коллектива, преодолением противоречий между результатами труда и профессиональной подготовленностью (К.Г. Трот); определенный уровень овладения профессиональными навыками и умениями, формирование некоторых необходимых качеств личности, развитие устойчивого положительного отношения к специальности (В.И. Добренькое); процесс овладения всей совокупностью знаний, умений и навыков, необходимых для полного овладения профессией и выполнения предъявляемых требований (Н.А.Свиридов); совпадение изменяющихся требований профессии с совокупностью знаний, умений, навыков личности, формирующих у нее гибкую социально-профессиональную позицию в системе формальных и неформальных отношений в коллективе (М.Г. Кутанян); критерий профес-
сионального самоопределения личности (К.К. Платонов). Из этих определений следует, что профессиональная адаптация включает в себя социальную адаптацию, выступающую как этап включения человека в социальные условия профессиональной деятельности.
Процесс профессиональной адаптации, по мнению исследователей (П.А. Борисенков, Л.Д. Дидков-ская, Г.Б. Кораблева, И.Е. Столярова и др.), охватывает значительный период жизнедеятельности личности. Каждый раз, когда человек меняет сферу профессиональной деятельности, место работы, профессиональный статус, он сталкивается с необходимостью адаптации к новым условиям. Таким образом, профессиональная адаптация имеет абсолютный характер, то есть в жизни каждого человека неизбежны ситуации профессиональной адаптации. Период адаптации, сложность его протекания, особенности данного процесса, в зависимости от различных объективных и субъективных факторов, могут быть неодинаковыми в каждом конкретном случае. В этом проявляется относительный характер адаптации.
Анализ результатов социологических исследований показал, что это общее для всех начинающих работников обстоятельство на селе имеет свои особенности: характер сельского труда (сезонность, высокий удельный вес ручного труда, зависимость от природно-климатических условий, обязательная универсальность и разносторонность специалиста агропромышленного комплекса); финансовая неустойчивость сельского хозяйства; низкий уровень доходов в сельской местности; узкий спектр вакансий для специалистов на селе; низкий уровень бытового обслуживания и развития социокультурной инфраструктуры; отсутствие для выпускников сельскохозяйственного вуза работы по специальности в условиях города; особенности образа и стиля жизни на селе, «сельского менталитета» [1].
Анализ современного состояния и динамики изменения кадрового потенциала сельскохозяйственной отрасли страны выявил сокращение численности занятых в отрасли, что соответствует мировым тенденциям, отражающим технологическое перевооружение отрасли и увеличение диспропорции между профессиональным уровнем специалистов и изменяющимися потребностями рынка труда. За последние 10 лет в сельскохозяйственных организациях число специалистов с высшим образованием сократилось вдвое; лишь 67,5% руководителей и 53,4% специалистов имеют высшее профессиональное образование, среди них удельный вес лиц в возрасте до 30 лет не превышает 10%. Общий дефицит кадров руководителей и специалистов в целом по агропромышленному комплексу (АПК) составляет более 77 тысяч человек, причем на таких ключевых позициях, как главные инженеры, агрономы, зоотехники, ветеринарные врачи [2]. По обеспеченности специалистами высшей квалификации аграрная сфера отстает от промышленности на 24%. Выражают желание работать в АПК лишь около 36% от общего числа выпускников аграрных вузов, из них 14%, не проработав и года, уходят из этой сферы [3]. Чрезвычайно низкая закрепляемость молодых кадров в сельских хозяйствах имеет много причин макро- и микросоциального уровня, прежде всего экономического характера. Существенным следует считать фактор профессиональной адаптации выпускников сельскохозяйственных вузов, недостаточно изученный в отечественной педагогике. Формирование профессиональных качеств и жизненной траектории молодых специалистов АПК происходит в условиях экономических и социальных трансформаций современного российского общества, что не может не отражаться на процессе профессиональной адаптации.
Успешность профессиональной адаптации зависит во многом от личностных особенностей человека, его подготовленности к определенной деятельности. Здесь ключевую роль играют возможности системы образования, педагогических средств, способствующих формированию указанных психологических новообразований личности. Согласно данным опроса, проведенного нами в соответствии с задачами исследования (выборку представили студенты пятого курса инженерного факультета Самарской государственной сельскохозяйственной академии), лишь 31% будущих специалистов АПК уверены в своей полной готовности к работе, 16% совершенно не испытывают готовность к трудовой деятельности; 22% студентов не удовлетворены знаниями, полученными в вузе; 19% высказывают невысокое мнение о своих практических навыках по получаемой специальности. Данные обстоятельства также вызывают неудовлетворенность работой и побуждают молодых специалистов сменить сферу деятельности.
Исследователи (И.А. Адамова, А.В. Карманова, Е.С. Симбирских и др.) среди причин снижения качества аграрного образования выделяют (ранжированы по степени значимости): социально-экономическую ситуацию на селе; финансирование аграрного образования по остаточному принципу; низкий уровень подготовки абитуриентов аграрных вузов; неперспективность сельскохозяйственных профессий и, как следствие, снижение мотивации в обучении; общую тенденцию снижения заинтересованности студентов в образовании;
формирование образовательной стратегии вузов без учета региональных особенностей потребителя; сложную экологическую обстановку и несоответствие состояния здоровья абитуриентов нормам аграрного комплекса; недостаточную профессиональную ориентацию обучающихся; низкий уровень материального обеспечения учебного процесса; недостаточный уровень педагогического мастерства преподавателей аграрных вузов [4].
В процессе перехода к рыночным принципам и по мере развития аграрной экономики возрастает значение информационного обеспечения инфраструктуры сельскохозяйственного производства, уровень которого прямым образом влияет на активизацию инновационных процессов и ускорение научно-технического прогресса в отрасли. Ученые (Л.И. Алексахина, В.М. Баутин, А.Н. Богатырев, В.В. Милосердов, Ю.Т. Фари-нюк и др.) отмечают, что одной из наиболее важных проблем сельскохозяйственного производства является низкий уровень разработки и внедрения инноваций, явное отставание от стран Европейского Сообщества в использовании современных информационных систем в данной сфере деятельности. Результаты мониторинга уровня информатизации сельскохозяйственной отрасли, проведенного Всероссийским институтом аграрных проблем и информатики (ВИАПИ), показали, что за последнее десятилетие существенно выросли значения практически всех индикаторов информатизации, компьютерный парк увеличивается, пополняясь современными персональными ЭВМ, объединяясь в локальные сети, как правило, с выходом в Интернет. Среди производственных факторов, сдерживающих применение информационных технологий, значимым является нехватка квалифицированных специалистов (указывают 34,9% респондентов) [5].
Прогрессивность направлений совершенствования подготовки кадров для сельскохозяйственного производства характеризуется тем, что институт образования должен отражать происходящие в АПК изменения путем обеспечения готовности выпускников к профессиональной деятельности в условиях современной информационной среды. Таким образом, информационная компетентность становится важным качеством личности будущих специалистов, способствующим профессиональной адаптации выпускников сельскохозяйственных вузов, обеспечивающим социальный, профессиональный рост и конкурентоспособность на рынке труда.
Несмотря на актуальность и широкое использование термина «информационная компетентность» в современной науке и практике, существует множество подходов к его определению: компьютерная грамотность плюс умение вести поиск информации, использовать и оценивать информацию, а также владение технологиями компьютерных коммуникаций, умение осваивать и использовать возможности информационных технологий для решения проблем (Г.К. Селевко); опыт и готовность работать с информационным потоком в устной, письменной, печатной и электронной формах (И.А. Зимняя); владение методами и средствами автоматизации сбора и обработки информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности; умение пользоваться прикладным программным обеспечением в сфере профессиональной деятельности (К.А. Кузьмин); качественная личностная характеристика, которая понимается как новая грамотность, в которую входят умения активной, самостоятельной обработки информации человеком, принятия принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств (А.Л. Семёнов); технические навыки использования компьютеров, оперирование визуальным представлением информационных процессов и моделей (В.Л. Акуленко, А.А. Темербекова); интегративное качество личности, системное образование знаний, умений и способности субъекта в сфере информации, информационнокоммуникационных технологий и опыта их использования, а также способность совершенствовать свои знания, умения и принимать новые решения в меняющихся условиях или непредвиденных ситуациях с использованием новых технологических средств (О.Н. Ионова); эмоционально-ценностные отношение к информационной деятельности, готовность к творческому выполнению ее различных видов на основе освоения системных знаний, умений и навыков, опыта информационной деятельности в целях решения развивающих образовательных задач и подготовки к непрерывному профессиональному образованию (В.В. Брежнев). Ученые отмечают, что информационная компетентность характеризует не только уровень знаний, умений и навыков, позволяющий оперативно ориентироваться в информационном пространстве, но и опыт поиска, оценки, использования и хранения информации, полученной с помощью средств вычислительной техники, а также готовность решения учебных и практических задач.
Опираясь на вышеизложенное, под информационной компетентностью в исследовании понимается совокупность личностных свойств, интегрирующих профессионально значимые знания и умения, обеспечи-
вающих необходимый в конкретной профессии уровень получения, переработки, передачи, хранения и представления профессионально детерминируемой информации.
В структуре информационной компетентности исследователи выделяют от двух до пяти компонент: когнитивный, деятельностно-творческий, личностный, аксиологический (С.В. Тришина, А. В. Хуторской); ценностно-мотивационный; когнитивный, операционно-деятельностный, рефлексивно-коммуникативный (В.В. Брежнев); информационно-технологический и информационно-технический (Н.А. Воинова и А.В. Воинов); технологический, общепрофессиональный, специальный (И. Г. Дикарева); получение информации - пользователь отбирает информацию рационально и эффективно, оценивание информации - пользователь оценивает информацию критически и компетентно, использование информации - пользователь применяет информацию точно и творчески (Х. Лау).
Рассмотрим федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлению подготовки 110800 Агроинженерия [6] и сопоставим представленные в стандартах общекультурные и профессиональные компетенции бакалавра с информационными компетентностями, предложенными Х. Лау:
- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11); способен работать с информацией в компьютерных сетях (ОК-12); способен осуществлять сбор и анализ исходных данных для расчета и проектирования (ПК); способен осуществлять сбор и анализ исходных данных для расчета и проектирования (ПК-22) - получение информации;
- способен к восприятию, обобщению и анализу информации (ОК-1); способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества (0К-10); способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-19); способен проводить и оценивать результаты измерений (ПК-5); способен анализировать технологический процесс как объект контроля и управления (ПК-16); готов систематизировать и обобщать информацию по формированию и использованию ресурсов предприятия (ПК-18); способен проводить стоимостную оценку основных производственных ресурсов (ПК-17); готов к обработке результатов экспериментальных исследований (ПК-21) - оценивание информации;
- умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5); способен использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования (ПК-1); способен использовать информационные технологии и базы данных в агроинженерии (ПК-10); готов изучать и использовать научно-техническую информацию (ПК-19); способен использовать информационные технологии при проектировании машин и организации их работы (ПК-24) - использование информации.
Таким образом, освоение большей части общекультурных и профессиональных компетенций, а значит и успешное осуществление профессиональной деятельности, основывается на информационной компетентности.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что профессиональная адаптация выпускников сельскохозяйственных вузов представляет собой сложный многоступенчатый процесс, успех которого определяется множеством внутренних и внешних факторов, имеет ряд особенностей, является необходимым условием и одновременно средством оптимизации взаимодействия человека с профессиональной средой. В условиях реформирования производственной сферы АПК путем внедрения современных информационных систем и технологий формирование информационной компетентности обеспечивает мобильность и конкурентоспособность выпускника сельскохозяйственного вуза, способствует его профессиональной адаптации и самореализации.
Литература
1. Селиванов Д.Ю. Особенности профессиональной адаптации выпускников аграрных вузов // Знание.
Понимание. Умение. - 2008. - №4. - С. 241-245.
2. Бондаренко Л.В. Сельская Россия в начале XXI века: социологический анализ // Социологические исследования. - 2010. - №11. - С. 71-72.
3. Скороходова Н.В. Заочное аграрное образование: проблемы и перспективы // Ректор вуза. - 2011. -
№9. - С.52-53.
4. Симбирских Е.С. Система профессиональной подготовки в условиях аграрного научно-
производственного образовательного комплекса: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Тамбов, 2010. - 45 а
5. Меденников В.И., Сальников С.Г., Черкасов Ю.Н. Концептуальные положения по созданию Агроака-
демсети. - 11Р1_: http://www.rashn.ru/services/conception.
6. Нормативные документы высшего профессионального образования. - 11Р1_: http://www.edu.ru.