Научная статья на тему 'Социально-правовая политика государства по защите материнства и детства в России'

Социально-правовая политика государства по защите материнства и детства в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2053
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ячменёв Ю. В.

Статья посвящена социальной политике государства по поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Российской Федерации. Анализируются нормативно-правовые акты, регулирующие соответствующие общественные отношения; государственные программы в данной сфере и меры по их реализации как на федеральном, так и на уровне субъектов федерации (рассматривается опыт г. Санкт-Петербурга). Обращается особое внимание на положение таких категорий детей, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, и необходимых направлениях работы по решению назревших, знаковых для современного российского общества проблем в конкретной социальной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social policy-legal of the state on protection of motherhood and the childhood in Russia

Clause is devoted to social policy of the state about support of family, motherhood, paternity and the childhood in the Russian Federation. The нормативно-legal certificates adjusting corresponding public attitudes are analyzed; the state programs in the given sphere and measures on their realization both on federal, and at a level of subjects of federation (experience of St.-Petersburg is considered). Pays special attention on position of such categories of children as: children-orphans and children who have remained without care of parents; children who have got in a difficult vital situation and necessary directions of work under the decision of the ripened, sign problems for a modern Russian society in concrete social sphere.

Текст научной работы на тему «Социально-правовая политика государства по защите материнства и детства в России»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008

Федерации; в-третьих, доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным Судом Российской Федерации, и информирует Конституционный Суд Российской Федерации об их исполнении; в-четвертых, организует информационное обеспечение судей Конституционного Суда Российской Федерации; в-пятых, осуществляет другие полномочия, которые возлагаются на него Федеральным Конституционным Судом РФ и Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации.

При необходимости одновременно подготовить, а уж тем более провести два заседания в разных палатах Конституционного Суда РФ одному судье-секретарю невозможно, что и подтверждается практической работой Суда. В связи с этим нужно внести поправки в ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» и Регламент Конституционного Суда РФ, в соответствии с которыми в каждой палате Конституционного Суда РФ ввести должность судьи-секретаря. Это позволит двум палатам Конституционного Суда РФ при возникшей необходимости независимо друг от друга проводить заседания одновременно, что приведет к увеличению рассмотренных дел, которые не нуждаются в рассмотрении в пленарных заседаниях.

По мнению автора, реализация данных предложений повысит эффективность Конституционного Суда Российской Федерации без изменения численности, структуры и финансовых вложений.

1 Путин В.В. Выступление на расширенном заседании Госсовета // Российская газета. 2008. № 28. 9 февраля. С. 2.

2 См.: http://www.ksrf.ru/contact/review.htm. 2007.

3 Зыкова Н. Структура Конституционного Суда Российской Федерации: актуальные проблемы // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 4. С. 15.

4 Там же.

5 Конституционное правосудие в странах СНГ и Балтии. 2007. № 20.

6 Определение Конституционного Суда РФ от 18 апреля 2006 г. № 102-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Половцева Игоря Николаевича на нарушение его конституционных прав статьей 40 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”». -http://www.ksrf.ru/doc/index.htm

7 См.: Тарибо Е.В. Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации: статус, полномочия, функции // ЭЖ-Юрист. 2006. № 25. С. 14.

8 Сборник законодательства РФ. 1994. № 1. Ст. 1447.

УДК 342.7 Ю.В. Ячменёв*

Социально-правовая политика государства по защите материнства и детства в России

Статья посвящена социальной политике государства по поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Российской Федерации. Анализируются нормативно-правовые акты, регулирующие соответствующие общественные отношения; государственные программы в данной сфере и меры по их реализации как на федеральном, так и на уровне субъектов федерации (рассматривается опыт г. Санкт-Петербурга). Обращается особое внимание на положение таких категорий детей, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, и необходимых направлениях работы по решению назревших, знаковых для современного российского общества проблем в конкретной социальной сфере.

Clause is devoted to social policy of the state about support of family, motherhood, paternity and the childhood in the Russian Federation. The нормативно-legal certificates adjusting corresponding public attitudes are analyzed; the state programs in the given sphere and measures on their realization both on federal, and at a level of subjects of federation (experience of St.-Petersburg is considered). Pays special attention on position of such categories of children as: children-orphans and children who have remained without care of parents; children who have got in a difficult vital situation and necessary directions of work under the decision of the ripened, sign problems for a modern Russian society in concrete social sphere.

Конституцией Российской Федерации (ст. 7) Россия провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Согласно Конституции, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.

* Профессор кафедры конституционного права Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор.

В соответствии со ст. 63 Семейного кодекса Российской Федерации (далее СК РФ), родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, несут за это ответственность и имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Таким образом, законодатель декларирует приоритет семейных форм воспитания любого ребенка.

В Российской Федерации приняты и действуют федеральные законы, обеспечивающие поддержку детей и семей с детьми: Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (в редакции ФЗ от 30 июня 2007 г. № 120-ФЗ) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»1; Федеральный закон РФ от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию»2; Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»3; Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ (в редакции ФЗ от 1 марта 2003 г. № 18-ФЗ) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»4; Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в редакции ФЗ от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»5; Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (с изменениями на 5 января 2006 г.) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Указ Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. № 712 (с изменениями на 5 октября 2002 г. № 1129) «Об Основных направлениях государственной семенной политики».

Действуют также и нормы международного права - Конвенция о правах ребенка; Декларация ООН «О социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновление на национальном и международном уровнях»6.

На основании вышеперечисленных нормативных актов права ребенка в контексте международных стандартов прав и свобод человека и гражданина можно разделить на шесть основных групп: право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п.; право на семейное благополучие; на свободное развитие личности ребенка; право на здоровье детей; право на образование и культурное развитие; право на защиту детей от экономической и других форм эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловечного содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы.

В Послании Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию Российской Федерации в 2006 г. подчеркивалась необходимость реализации эффективных программ поддержки материнства и детства. Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 2007 года № 7617 2008 г. объявлен годом Семьи, основной целью проведения которого является укрепление авторитета семьи в обществе.

В целях создания условий повышения качества жизни и здоровья детей Правительство Российской Федерации утвердило своим постановлением федеральную целевую программу «Дети России» на 2007-2011 гг., включающую в себя подпрограммы «Здоровое поколение», «Одаренные дети», «Дети и семья». Данная федеральная целевая программа является продолжением аналогичной программы «Дети России» на 2003-2006 гг.

Программа предусматривает решение таких задач, как обеспечение безопасного материнства и рождения здоровых детей, в т.ч. репродуктивного здоровья; профилактика и снижение детской и подростковой заболеваемости, инвалидности и смертности; создание государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, сохранение национального генофонда страны, развитие интеллектуального и творческого потенциала России; профилактика социального неблагополучия семей с детьми, защита интересов детей; совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; проведение эффективной реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; обеспечение полноценной жизнедеятельности детей-инвалидов и их интеграции в общество; профилактика социального сиротства, постепенный переход от содержания детей в учреждениях интернатного типа к семейным формам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обеспечение профессиональной подготовки и социальной защищенности выпускников детских интернатных учреждений, развитие системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Реализация Программы предполагает преодоление основных, знаковых для нашего общества, проблем на сегодняшний день. Это насилие в семье; неспособность родителей зачастую осуществлять воспитание и содержание детей; сокращение детского населения; резкое снижение уровня здоровья детей; рост алкоголизации и наркотизации среди несовершеннолетних граждан, что способствует увеличению количества правонарушений несовершеннолетних; нарушение прав детей.

В Санкт-Петербурге разработан и внесен в Законодательное Собрание проект закона «О гарантиях прав детей в Санкт-Петербурге», который определяет государственную политику Санкт-Петербурга в интересах детей как приоритетную область деятельности органов государственной власти Санкт-Петербурга, основанную на следующих принципах: 1) законодательное обеспечение прав детей; 2) государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; 3) ответственность юридических лиц, должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов детей;

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008

4) оказание государственной поддержки детским общественным объединениям, общественным организациям и иным организациям, осуществляющим деятельность по защите прав и законных интересов детей.

Разработчиками проекта закона предложены следующие статьи: право детей на дошкольное образование; право детей на получение образования; право детей на охрану здоровья в образовательных учреждениях; право детей на труд (участие в общественно полезной деятельности); право детей на отдых, оздоровление и досуг; доступность посещения учреждений культуры; защита детей от информации, пропаганды и агитации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию и др.

Федеральными нормативными правовыми актами в основном определяются базовые направления развития поддержки в государстве семей с детьми. Конкретные же мероприятия, как например, выплата денежных средств, предоставление мер социальной поддержки, проводятся на уровне субъектов Российской Федерации.

Например, поддержка на федеральном уровне беременных женщин включает8 родовый сертификат; пособие по беременности и родам в размере 300 рублей (для неработающих женщин); пособие по беременности и родам - средний заработок за год, но не более 23400 рублей (для работающих женщин).

Единовременная компенсационная выплата при рождении ребенка: единовременное пособие при рождении либо усыновлении ребенка - 8000 рублей; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности - 300 рублей; государственный сертификат на материнский (семейный) капитал - 250000 рублей при рождении (усыновлении) второго и последующих детей, начиная с 1 января 2007 г.

Ежемесячное пособие на ребенка от 0 до 1,5 лет: для работающих женщин - 40% среднего заработка по месту работы за последние 12 месяцев - ежемесячно (не более 23400, но не менее 1500 рублей на первого и 3000 рублей на второго и последующих детей); для неработающих - 1500 рублей - на первого ребенка, 3000 рублей - на второго и последующих ежемесячно.

Дети, переданные под опеку (попечительство) либо в приемные семьи.

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновление, опека, приёмная) - 8000 рублей.

Совершенствуется законодательство Санкт-Петербурга по вопросу поддержки семей с детьми; увеличиваются суммы выплат при рождении ребенка; растет круг получателей пособий. С 1 января 2008 г. вступил в силу закон Санкт-Петербурга «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Санкт-Петербурге», который направлен на поддержку малообеспеченных семей, неполных семей и многодетных семей. Законом предусмотрены ежемесячные пособия на детей от 0 до 1 года: на первого ребенка в обычном размере - 1669 рублей, на ребенка из неполной семьи - 1884,7 рубля, на ребенка-инвалида - 2504 рубля. На второго и последующих детей в обычном размере - 2154 рубля, на ребенка из неполной семьи - 2154 рубля, на ребенка-инвалида - 3235 рублей. На ребенка-инвалида и ребенка из многодетной семьи выплата производится вне зависимости от дохода семьи.

Единовременная компенсационная выплата при рождении ребенка для приобретения предметов детского ассортимента и продуктов детского питания (вне зависимости от дохода семьи) в 2008 г. на первого ребенка - 16155 рублей, на второго - 21540 рублей, на третьего и последующих - 26925 рублей.

Ежегодная компенсационная выплата на детей из многодетных семей, обучающихся в образовательных учреждениях (не старше 18 лет), на приобретение комплекта детской (подростковой) одежды для посещения школьных занятий и спортивной формы. В числе этих мер -ежемесячная социальная выплата в размере 1,5 тыс. рублей матерям, родившим 5 и более детей и получающим пенсию; ежемесячная выплата в размере 2 тыс. рублей детям из многодетных семей, получающим пенсию по случаю потери кормильца.

По инициативе Губернатора Санкт-Петербурга семьи с двумя и более детьми, в которых оба родителя являются работниками бюджетной сферы, получат дополнительную социальную поддержку в виде ежемесячного пособия на семью в размере 2 тыс. рублей и т.д.

Вместе с тем необходимо выделить и кратко охарактеризовать категории детей, нуждающихся в особой заботе и поддержке государства. Это прежде всего дети-инвалиды; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию.

Дети-инвалиды. В Российской Федерации, как и во всем мире, наблюдается рост числа детей-инвалидов. Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, основными являются ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, рост травматизма, недостаточные возможности для ведения здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей.

В настоящее время подавляющее большинство детей-инвалидов воспитывается в семье, одна треть находится в специализированных детских учреждениях. Работа этих учреждений нуждается в реформировании с целью усиления ее реабилитационной направленности.

Главная задача государства по решению проблем семей, которые воспитывают детей-инвалидов, - поддержать эти семьи, помочь родителям осуществлять процесс реабилитации ребенка.

Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Одна из основных проблем семей, где есть ребенок с ограниченными возможностями, ребенок-инвалид, заключается в том, что дети находятся в почти изолированном состоянии, их семья замыкается в своем пространстве, сосредотачиваясь на своей беде. Ребенок лишается активного социального развития, а это, в свою очередь, ведет к нарушению его адаптации в обществе.

Для решения этой проблемы создаются государственные учреждения - территориальные центры социальной помощи семье и детям, в состав которых входят отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями. В Санкт-Петербурге, в соответствии с Концепцией социально-экономического развития Санкт-Петербурга, такие центры скоро появятся в каждом районе города, а в некоторых районах они уже действуют и имеют положительные результаты работы.

Льготы и преимущества, установленные законодательством Российской Федерации, для детей-инвалидов: ежемесячная денежная выплата за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации; набор социальных услуг, включающий в себя следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, в т.ч. предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача; предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, а также проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте; скидка не ниже 50% оплаты жилья и коммунальных услуг; обеспечение жилыми помещениями и земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства (с учетом льгот) - в первоочередном порядке.

Другие льготы для семей, имеющих детей-инвалидов, устанавливает субъект Федерации.

В Санкт-Петербурге принят и действует Закон Санкт-Петербурга «О дополнительных мерах социальной защиты малоимущих семей, имеющих в своем составе инвалидов», который устанавливает для вышеуказанных семей ежемесячное пособие в размере 2/3 прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге в среднем на душу населения за II квартал года, предшествующего году обращения (в настоящее время это 2132 рубля). Также в нашем городе начало действовать социальное такси, которое поможет семьям, имеющим детей-инвалидов, со значительной экономией денежных средств решить проблемы передвижения по городу.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

В ст. 123 СК РФ предписывается, что дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности - в учреждение для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Очевидно, что законодатель также отдает приоритет семейным формам воспитания любого ребенка.

Детям, находящимся на полном государственном попечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, опекуны (попечители) не назначаются. Выполнение их обязанностей возлагается на администрации этих учреждений. Такие дети имеют право на содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, обеспечение их интересов.

Невозможность полноценного, нормального развития детей в условиях социальной изоляции от родителей и лиц, их заменяющих, разрушает естественный процесс их развития. Вот почему в Европе уже давно отказались от таких учреждений, как детские дома, и перешли на семейное воспитание в патронатных или гостевых семьях. В Санкт-Петербурге этот процесс начался благодаря совместному российско-шведскому проекту «Приемная семья в Санкт-Петербурге».

Законом Санкт-Петербурга «О дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрены следующие меры социальной поддержки:

- в сфере образования дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в образовательных учреждениях, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в государственные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования, расположенные на территории Санкт-Петербурга, без взимания с них платы; получение второго начального профессионального образования в образовательных учреждениях, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, без взимания платы; при обучении в образовательных учреждениях всех типов и видов, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008

полное государственное обеспечение до окончания ими указанных образовательных учреждений; дополнительную стипендию, размер которой равен 50% от размера стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, а также 100% заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики; ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей, размер которого равен трехкратному размеру стипендии; выпускникам образовательных учреждений, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме, выплачивается единовременное денежное пособие, размер которого равен трехкратному размеру стипендии, а также единовременная денежная компенсация на покупку одежды, обуви, мягкого инвентаря и мебели в размере 40 тыс. рублей; выпускникам образовательных учреждений при поступлении в образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования выдается комплект новой сезонной одежды и обуви, а также единовременное пособие в размере 4 тыс. рублей; обучающимся школьного возраста по согласованию с органом самоуправления образовательного учреждения ежемесячно выплачиваются денежные средства на их личные расходы в размере 300 рублей; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в образовательных учреждениях всех типов и видов, расположенных на территории Санкт-Петербурга, обеспечиваются бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы, а также бесплатным проездом на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения;

- в сфере медицинского обслуживания предоставляется бесплатная медицинская помощь и оперативное лечение в государственных лечебно-профилактических учреждениях, в т.ч. проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров; оплачивается проезд к месту отдыха, лечения и обратно;

- в сфере имущественных прав: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеющие жилое помещение на праве собственности или праве пользования, сохраняют это право на указанное жилое помещение на весь период пребывания в семье опекуна, попечителя, в приемной семье, в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех типов и видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; 100-процентная оплата за счет бюджета Санкт-Петербурга платы за жилое помещение и коммунальные услуги за всю площадь, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются единственными лицами, зарегистрированными на данной жилой площади; 100-процентная оплата за счет средств бюджета Санкт-Петербурга платы за жилое помещение и коммунальные услуги (в т.ч. отопление) в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребителя коммунальных услуг, если на данной жилой площади имеются другие зарегистрированные лица; 100-процентная оплата за счет средств бюджета Санкт-Петербурга топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива (для лиц, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления); дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных силах или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органом государственной власти Санкт-Петербурга вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма площадью не менее нормы предоставления, установленной законодательством Санкт-Петербурга.

В Санкт-Петербурге деятельность по опеке и попечительству, передаче ребенка в приемную семью осуществляют органы местного самоуправления. При передаче ребенка в семью на усыновление (удочерение), под опеку, попечительство, в приемную семью предоставляется мера социальной поддержки в виде единовременного пособия в размере 15 тыс. рублей на каждого ребенка. Размер и порядок выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), и детей, переданных на воспитание в приемные семьи, установлены законом Санкт-Петербурга. Денежные средства выплачиваются в размере 5 тыс. рублей на каждого ребенка. Кроме того, предусмотрена ежемесячная оплата труда приемных родителей в зависимости от количества принятых на воспитание детей в следующих размерах (2008 г., в рублях): на одного ребенка - 4308, на двух - 6893, на трех - 9478, на четырех - 12062, на пятерых - 14647, на шестерых

- 17232, на семерых - 19817, на восьмерых - 22402. На каждого взятого на воспитание ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, с отклонениями в развитии, а также ребенка-инвалида приемным родителям дополнительно ежемесячно выплачиваются денежные средства в размере 2154 рублей.

Дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Трудная жизненная ситуация -ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность потенциального объекта адресной социальной помощи (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, тяжелой или хронической болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, вынужденное оставление прежнего места жительства, нарушение прав ребенка, пожар, стихийное бедствие), которую он не может преодолеть самостоятельно9 .

Дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, как правило, живут в семьях, находящихся в социально опасном положении, - это семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними10.

Длительное проживание в неблагополучных семьях и отсутствие своевременного реагирования и вмешательства в дела неблагополучных семей со стороны уполномоченных на то органов и организаций приводит к формированию семейной и педагогической запущенности ребенка, безнадзорному образу жизни в уличной среде, к которым присоединяются склонность к употреблению психоактивных веществ и правонарушениям. Безнадзорные дети часто становятся жертвами преступлений, попадают под влияние взрослых подстрекателей, под убеждением и принуждением которых идут на совершение преступлений, страдают различными заболеваниями.

В целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации принят и действует Федеральный закон «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», который определяет основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Осуществление мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должно основываться на принципах уважения прав и законных интересов несовершеннолетних; законности; гуманного обращения с несовершеннолетними; индивидуального подхода к воспитанию несовершеннолетних; ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних; взаимодействия с семьей в вопросах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; гласности в деятельности учреждений и органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; индивидуального подхода и соблюдения конфиденциальности на различных этапах социальной реабилитации; государственной поддержки деятельности негосударственных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Социальная поддержка семей, испытывающих трудности в реализации своих основных функций, является важнейшей задачей профилактики семейного неблагополучия. Практически это направление первичной профилактики связано с оказанием медико-консультативной и в некоторых случаях психокоррекционной помощи родителям. Благодаря этому направлению профилактической помощи в семье обеспечивается реальная социальная и правовая защита детей прежде всего в семьях, где родители наркотизируются, дети лишены родительского надзора, усваивают асоциальные установки и антисоциальный образ жизни. Проводится патронаж социально-неблагополучных семей с целью определения необходимой помощи оказания социальных и психологических консультаций специалистами.

Современная статистика свидетельствует о росте числа безнадзорных и беспризорных детей

- детей, которые брошены своими родителями. Однако брошенными могут быть не только дети, живущие на улице, в приюте или детском доме. Это не всегда дети алкоголиков, наркоманов, людей, находящихся за решеткой. Зачастую брошенными оказываются дети из весьма, казалось бы, благополучных семей, дети преуспевающих, социально успешных родителей. Конечно, в таких семьях речь не идет об отсутствии физической заботы и неудовлетворении витальных и материальнобытовых потребностей ребенка, как в случае детей-беспризорников. Эти дети брошены в психологическом смысле. Но так же, как и дети из социально неблагополучных семей, они не чувствуют родительской любви, им не уделяется внимание как личностям, их потребности в ласке и эмоциональном контакте игнорируются.

У родителей не хватает денежных средств и ответственности, а брошенные дети лишены будущего. Ребенок, оставшийся без родителей, проходит через целый ряд казенных учреждений: больницу, дом малютки, детский дом, школу-интернат и т.п. Лишенный родного дома, родительской ласки, он регулярно переживает еще и дополнительные психологические травмы, когда его заставляют менять обстановку, коллектив. В нем укрепляется чувство непрочности и необязательности окружающего мира, его законов. Выпускники детских домов, как правило, оказываются неготовыми к взрослой жизни из-за того, что привыкли, что за них все делают и решают воспитатели, и теряются, когда нужно проявить самостоятельность11. Естественно, что чем раньше ребенок, оставшийся без попечения родителей, окажется «обустроен» в этой трагичной, совершенно незнакомой ему жизненной ситуации, тем успешнее во всех отношениях сложится его дальнейшая судьба. Например, в США действует закон, согласно которому ребенку, оказавшемуся без родительской опеки, не более чем по прошествии одних суток должна быть предоставлена такая форма устройства, которая в максимально возможной степени «компенсировала» бы потерю родных родителей.

Решение социальных проблем детства требует не только адекватных действий государства и специалистов, но и решительного изменения отношения общества в целом к детям-сиротам, особенно к социальным сиротам. В общественном сознании сложились ошибочные стереотипы, мешающие возвращению сложных детей к нормальной жизни. Многие считают, что большинство сирот - это дети опустившихся родителей, психически и интеллектуально неполноценные, «социально опасные»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008

и неисправимые. Огромную помощь в изменении существующих в обществе взглядов на эту проблему могут оказать средства массовой информации.

В целях реализации в Санкт-Петербурге задач по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних учреждения по делам молодежи создают условия для организации досуга несовершеннолетних и обеспечивают их возможностью выбора и посещения кружков, секций, любительских объединений, мест свободного общения. Во всех районах Санкт-Петербурга до 2010 г. будет создана сеть государственных учреждений, осуществляющих социальное обслуживание детей, в том числе и вышеуказанных категорий.

Кроме мер социальной поддержки, указанных в соответствующих законах Санкт-Петербурга, несовершеннолетним различных категорий также предоставляются бесплатная юридическая помощь - несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; гражданам, являющимся выпускниками детских домов, домов-интернатов (детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей), в возрасте до 23 лет; пользование услугами «социального такси» (бесплатный вид городского транспорта) - детям-инвалидам в возрасте до 7 лет; детям-инвалидам в возрасте до 18 лет, имеющим ограничение способности к передвижению и медицинские показания к обеспечению техническими средствами реабилитации в виде кресел-колясок, костылей, тростей, опор; ежемесячные денежные выплаты многодетным и неполным семьям.

Меры, направленные на поддержку материнства и детства в Санкт-Петербурге.

Разработан и уже осуществляется План мероприятий по улучшению материально-технической базы санкт-петербургских государственных учреждений здравоохранения домов ребенка на 20082010 гг., основными мероприятиями которого предусмотрены капитальный ремонт зданий и сооружений домов ребенка; приобретение технологического оборудования для прачечных и пищеблоков; благоустройство территории домов ребенка; приобретение медицинского оборудования, твердого инвентаря; модернизация охранной и противопожарной сигнализации.

В ноябре 2007 г. принята Программа развития системы государственных учреждений подростковомолодежных центров на 2008-2010 гг., целями которой являются создание условий для организации досуговой занятости детей и молодежи по месту жительства; повышение эффективности деятельности подростково-молодежных клубов по месту жительства путем предоставления разнообразных по форме и содержанию возможностей для личностной самореализации, формирования духовно-нравственных ориентиров молодых людей как условия улучшения качества жизни детей, молодежи и общества в целом. Общий объем финансирования Программы составляет 849 млн. 135 тыс. рублей.

Планом мероприятий по развитию потребительского рынка Санкт-Петербурга на 2008-2011 гг. предусмотрено создание в Санкт-Петербурге мест отдыха родителей с детьми; осуществление мероприятий по созданию детского тематического парка «Сказочный лес Винни-Пуха» на территории Санкт-Петербурга; осуществление мероприятий по созданию детского парка на территории Выборгского района Санкт-Петербурга.

Увеличение городского бюджета за последние несколько лет, а также мероприятия, проводимые в рамках национальных проектов «Здравоохранение» и «Образование», позволили Правительству Санкт-Петербурга оказывать существенную поддержку материнству и детству.

Благодаря национальному проекту «Здравоохранение», впервые за последнее время мы можем смело говорить об увеличении рождаемости и уменьшении детской смертности.

Очевидными успехами в решении в Санкт-Петербурге проблем здорового образа жизни школьников и молодежи является строительство пришкольных стадионов с искусственным покрытием, спортивных площадок во дворах, а также вложение денежных средств в ремонт спортивных залов образовательных учреждений. В ближайшее время на спортивных площадках начнут работать тренеры по физической культуре и спорту, которые будут заниматься со всеми желающими.

За 4 года средняя зарплата учителей в Санкт-Петербурге выросла в три раза. В школах больше нет проблем с укомплектованием ставок учителей. Идут работать в школу выпускники педагогических вузов. Реализация национального проекта «Образование» выразилась в стремлении руководителей образовательных учреждений участвовать в районных и городских конкурсах, становиться победителями и получать финансовую поддержку в сумме 1 млн. рублей на развитие своих учреждений. Учителям, признанным по итогам конкурса лучшими, выплачивается денежное поощрение в размере 100 тыс. рублей. Школы обеспечиваются современными компьютерными классами, оборудованными выходом в Интернет, победителям конкурсов по нацпроекту поставляются новейшие физические и химические лаборатории, интерактивные доски, полностью укомплектованные кабинеты и классы.

Совершенствуется законодательство Санкт-Петербурга по вопросу поддержки семей с детьми; увеличиваются суммы выплат при рождении ребенка; растет круг получателей пособий. Так, с 1 января 2008 г. вступил в силу закон Санкт-Петербурга «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Санкт-Петербурге». В числе этих мер - ежемесячная социальная выплата в размере 1,5 тыс. рублей матерям, родившим 5 и более детей и получающим пенсию; ежемесячная выплата в размере 2 тыс. рублей детям из многодетных семей, получающим пенсию по случаю потери кормильца.

По инициативе Губернатора Санкт-Петербурга семьи с двумя и более детьми, в которых оба родителя являются работниками бюджетной сферы, с 2008 г. стали получать дополнительную социальную поддержку в виде ежемесячного пособия на семью в размере 2 тыс. рублей.

Однако имеется и ряд острых проблем, требующих решения.

1. С увеличением числа новорожденных детей появились очереди в детские сады, несмотря на меры, принимаемые администрациями районов Санкт-Петербурга (строительство новых детских садов и открытие дополнительных групп).

2. Недобросовестные работодатели всячески уклоняются от предоставления работы беременным женщинам и выплаты им пособия по уходу за ребенком.

3. Существует проблема обеспечения жильем лиц из числа детей-сирот, вышедших из государственных учреждений, где они содержались на полном государственном обеспечении.

4. Рост количества насильственных преступлений в отношении несовершеннолетних требует ужесточения наказания за их совершение.

5. Также требуется повысить ответственность родителей за воспитание и содержание несовершеннолетних детей. Общественное мнение обращает внимание на то, что давно назрела необходимость принятия федерального закона об усилении ответственности родителей, оставивших детей без присмотра12. Особо следует отметить положение безнадзорных и беспризорных детей, детей-сирот и детей, находящихся без попечения родителей (социальных сирот), и наконец, несовершеннолетних правонарушителей.

Одной из основных причин сиротства является алкоголизм родителей и, как следствие, -жестокое отношение к детям в семье, пренебрежение их потребностями и интересами. Безработица и алкоголизм родителей, незанятость подростков порождают многочисленные самовольные уходы из дома, безнадзорность и совершение преступлений. Безнадзорные дети часто становятся жертвами преступлений, попадают под влияние взрослых подстрекателей, под убеждением и принуждением которых идут на совершение преступлений. Безнадзорные дети чаще страдают различными заболеваниями. По данным статистики, распространенность гинекологических заболеваний у безнадзорных девочек составляет 12-14%. Нарушение психики отмечено у 70% таких детей, почти 15% из них имеют опыт употребления алкоголя и наркотиков. Среди безнадзорных и беспризорных детей в последние годы, возросло количество бывших воспитанников детских домов и школ-интернатов. Самой частой причиной безнадзорности бывших воспитанников интернатов является жестокое отношение к ним со стороны воспитателей и учителей.

В декабре 2007 г. в Государственную Думу РФ внесен законопроект о внесении изменений в Семейный кодекс РФ, в соответствии с которыми предложено: размер алиментов, взыскиваемых с единственного родителя ребенка, установить не ниже величины прожиточного минимума для ребенка, установленного в субъекте РФ, на территории которого он проживает (для справки: в IV квартале 2007 г. размер прожиточного минимума в Санкт-Петербурге составил 3539 руб. 70 коп.). Предложено установить право на алименты совершеннолетних детей, обучающихся по очной форме в образовательных учреждениях, но не дольше, чем до достижения ими возраста 23 лет, а также предусмотреть индексацию алиментов.

Долг каждого взрослого человека - помогать ребенку, который находится в трудной жизненной ситуации, не зависимо от того, чей это ребенок, и почему он оказался в данной ситуации.

В завершение заметим, что сегодня в связи с неблагоприятной демографической ситуацией в нашей стране поддержки требуют все дети и все женщины, решившие родить ребенка. Начиная с 2000 г., в Российской Федерации отмечается рост рождаемости. Вместе с тем уровень рождаемости пока еще недостаточен для обеспечения воспроизводства населения.

1 Российская газета. 2007. 30 июня.

2 Российская газета. 2006. 31 декабря.

3 Там же.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Российская газета. 2008. 4 марта.

5 Российская газета. 2004. 31 августа.

6 Декларация ООН от 3 декабря 1986 г. «О социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновление на национальном и международном уровнях»: Международные конвенции и декларации о правах женщин и детей. М.,1997.

7 О проведении в Российской Федерации Года семьи // Российская газета. 2008. 14 июня.

8 Заметим, что приведенные цифры (суммы) динамичны, они корректируются в сторону увеличения. Например, на 2008 г. в Санкт-Петербурге установлен индекс потребительских цен в размере 107,7% в среднем в год // Письмо Комитета финансов Правительства Санкт-Петербурга от 15 мая 2007 г. № 07-02 / 1211.

9 Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25 октября 2006 г. № 1281 «Об утверждении порядка предоставления материальной помощи жителям Санкт-Петербурга, оказавшимся в трудной жизненной ситуации».

10 Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями на 5 января 2006 г.).

11 См.: Ручьева Е. Адрес беды // Социальная защита. 2006. № 11. С. 26-27.

12 Данной проблема являлась предметом обсуждения в программе «Время» на ОРТ 30 марта 2008 г. Здесь же отмечалось, что за год в России пропадают без вести десятки тысяч детей, в т.ч. похищаются злоумышленниками.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.