УДК 338
В.Б. Тасеев*
РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ИНТЕРЕСАХ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ
В статье рассматриваются практические аспекты и проблемы государственной социальной политики в интересах семьи и детей на примере опыта министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области; структура региональной службы социальной помощи семье и детям; форма жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; эффективность проводимой социальной политики в отношении семьи и детей.
Ключевые слова: государственная социальная политика, опека и попечительство, формы жизнеустройства, социальные службы, эффективность социальной политики.
Проблемы социальной защиты семьи и детей приобретают в современном российском обществе все большую значимость на различных уровнях государственной и муниципальной власти [1; 2]. Об этом свидетельствует состоявшееся 18 февраля 2014 года заседание президиума Госсовета, посвященное политике в области семьи, материнства и детства. Становится актуальным рассмотрение сложившегося опыта системы социальной защиты семьи и детей Самарской области, являющегося передовым для Российской Федерации. Особенностью данного региона является то, что здесь в одном ведомстве с 1991 года сосредоточены как органы опеки и попечительства, так и учреждения социального обслуживания семьи и детей [1].
В Российской Федерации в 2012 году принята Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012—2017 годы, целью которой явилось определение основных направлений и задач государственной политики материнства и детей. В 2013 году была разработана Концепция государственной семейной политики РФ на период до 2025 года, направленная на укрепление и развитие института семьи и отражающая практику в отношении детей и защиты их прав. Концепция социальной политики базируется на сформированных целях, принципах и организационных основах, ее обеспечении в отношении семьи и детей, что характерно для функционирования действующей системы социальной защиты населения. Проводимые в обществе экономические реформы обусловили характер радикальных преобразований основ социальной жизни общества. В этих условиях особое значение приобретает опыт социальной политики в отношении семьи и детей Самарской области.
В настоящее время вопросами осуществления государственного управления в сфере комплексного социального обслуживания семьи и детей, обеспечения государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству над несовер-
* © Тасеев В.Б., 2014
Тасеев Виктор Борисович (derz-z-zkaya@yandex.ru), кафедра экономики города и муниципального управления Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
шеннолетними занимается министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области.
Полномочия по опеке и попечительству над несовершеннолетними переданы органам местного самоуправления. Данные государственные полномочия осуществляют 310 специалистов (2013 г. — 312), сотрудников органов управления службы семьи [3].
В структуре службы семьи действуют 125 учреждений социального обслуживания семей и детей, в которых работают около 5 тысяч человек, в том числе:
— центры социальной помощи семье и детям «Семья» (48 учреждений во всех городах и районах области);
— социально-реабилитационные центры, приюты и отделения для несовершеннолетних (32 учреждения в большинстве городов и районов области);
— реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями (13 учреждений);
— центры диагностики и консультирования с выполнением функций психолого-медико-педагогических комиссий — ПМПК (13 учреждений);
— детские дома (6 учреждений);
— дома ребенка (5 учреждений);
— пансионаты для детей-инвалидов (2 учреждения);
— комплексные центры социального обслуживания населения (2 учреждения);
— социальные гостиницы и отделения для беременных женщин и женщин с грудными детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (2 учреждения и 5 отделений в других учреждениях).
В Самарской области получили развитие и поддержку все формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — усыновление, опека и попечительство, приемные и патронатные семьи [см. подр. 4].
В 2013 году численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Самарской области составила 10 688 человек (2012 г. — 11618 чел.). Показатель по количеству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях, — 87 % (2012 год — 85%).
За 2013 год в замещающие семьи передано:
— на усыновление 153 ребенка, из них 11 иностранным гражданам (2012 г. — 172, из них 25 иностранным гражданам);
— в приемные семьи — 398 детей (2012 год — 317);
— на патронатное воспитание — 31 ребенок (2012 год — 1).
На 1 февраля в приемных семьях воспитывалось 3672 ребенка, под опекой и попечительством в семьях граждан находилось 5060 детей.
С 1 января 2014 года ежемесячная выплата на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях составляет 6 844 рубля (2013 г. — 6512 руб., 2012 г. — 6161 руб.), размер вознаграждения, причитающегося приемному родителю, устанавливается на каждого воспитываемого приемного ребенка из расчета 3359 рублей в месяц и выплачивается одному родителю (2013 г. — 3196 рублей, 2012 г. — 3024 рубля) [5].
В Самарской области установлен повышенный размер вознаграждения приемным родителям, взявшим на воспитание детей-инвалидов, детей, имеющих недостатки в психическом или физическом развитии, с применением повышающих коэффициентов:
1,5 — при воспитании приемного ребенка, имеющего недостатки в психическом или физическом развитии, — 5038 руб. (на 01.02.2014 — 172 чел.);
2,0 — при воспитании ребенка-инвалида 6718 руб. (на 01.02.2014 — 214 чел.).
На содержание в приемных семьях детей с отдельными хроническими заболеваниями устанавливается дополнительная ежемесячная денежная выплата в размере 500 рублей на ребенка на период восстановительного лечения (на 01.02.2014 — 151 чел.).
За последние 15 лет из социально-реабилитационных центров и приютов для несовершеннолетних в приемные семьи передано более 3,5 тысячи детей. За это же время из детских домов в приемные семьи передано около 1,4 тысячи детей.
Развитие института замещающих семей позволяет приостановить негативную тенденцию воспроизводства социального сиротства и, как следствие, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, уменьшить количество воспитанников детских домов, социальных приютов и сократить количество учреждений несемейного воспитания.
Результатом этой деятельности явилось то, что за последнее время в Самарской области значительно сократилось число детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских домах. С 2000 года закрыто 3 детских дома и 3 школы-интерната для детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время в регионе действуют 8 учреждений (6 детских домов, 2 школы -интерната).
В структуре учреждений социального обслуживания семьи и детей Самарской области функционируют социальные гостиницы при социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних в городе Новокуйбышевске и городе Чапа-евске. В них предусматривается проживание несовершеннолетних, в том числе выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организация их занятости, помощь в профессиональной подготовке, трудоустройстве.
Так, в г. о. Самара в социальном приюте для детей и подростков «Ровесник» работает отделение для выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в социальной помощи. Специалисты отделения оказывают им помощь в оформлении документов (паспортов, медицинских полисов, ИНН и т. д.), осуществляют социально-правовую поддержку, содействуют в восстановлении связей с кровными родственниками, помогают в трудоустройстве.
В г.о. Тольятти целенаправленная работа по социальной адаптации и социальному сопровождению выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ведется городским центром социальной помощи семье и детям «Семья».
На территории городского округа Чапаевск с 1 июля 2012 года открыт «Центр социализации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» для проживания (в 2 однокомнатных квартирах) совершеннолетних выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе для лиц из числа выпускниц этих учреждений с малолетними детьми. Открытие Центра позволяет создать условия для успешной интеграции выпускников в социуме.
Важное место в системе социального обслуживания семьи и детей занимает реабилитация детей с ограниченными возможностями. Проблемами их комплексной реабилитации в Самарской области помимо медицинских учреждений занимаются 13 центров социальной реабилитации для детей с ограниченными возможностями и 7 специализированных отделений в комплексных социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних на 475 мест, а также 48 центров социальной помощи семье и детям «Семья». Систему ранней диагностики и профи-
лактики детской инвалидности обеспечивают 13 центров диагностики и консультирования детей.
Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями открыты во всех городах и в ряде сельских районов Самарской области, что максимально приближает учреждения к месту проживания семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, и делает доступной реабилитационную помощь.
Новые методики и технологии в комплексной реабилитации позволили компенсировать нарушенные функции более чем у 80 % детей с ограниченными возможностями. Так, число детей, интегрированных в образовательные учреждения, составило 70 %. За последние 5 лет различные виды медико-социальной помощи в учреждениях службы семьи получили более 11,5 тысячи детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями.
Еще одно уникальное звено в системе обслуживания семьи и детей — центры диагностики и консультирования (13 центров). Предметом их деятельности являются защита психического здоровья детей, диагностика и коррекция их поведения, улучшение интеллектуального и духовного благополучия. Центры диагностики проводят медико-психолого-педагогическую диагностику детей-сирот, в том числе приемных детей, детей-инвалидов и, что особенно важно, детей в возрасте от 0 до 3 лет.
В условиях наличия разнообразных видов учреждений образования, здравоохранения, служб семьи дети на любом этапе возрастного развития, пройдя комплексное, системное обследование на психолого-медико-педагогических комиссиях, имеют возможность в дальнейшем получить высокопрофессиональную помощь и сопровождение в течение всего периода своего становления.
Своевременному решению кризисных ситуаций, возникающих как у подростков, так и у граждан, помогает «телефон доверия», работающий в областном центре «Семья».
На профилактическом учете в территориальных центах социальной помощи семье и детям «Семья» состоит менее 4 тысяч кризисных семей, в которых воспитывается около 7 тыс. детей.
Действующий в структуре службы семьи единый областной банк данных детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, позволил активизировать процесс выявления детей, пребывающих в социально опасном положении, в том числе безнадзорных детей, повысил уровень межведомственного взаимодействия при выявлении несовершеннолетних и проведении с ними профилактических мероприятий. В настоящее время на учете в банке данных состоит 4756 несовершеннолетних. За все время функционирования банка данных 3502 несовершеннолетних были сняты с учета по результатам проведенной с ними индивидуальной профилактической и реабилитационной работы, способствовавшей улучшению социального положения и преодолению трудной жизненной ситуации, в которой они оказались.
В целях снижения социального сиротства особое внимание уделяется формированию позитивных образов: семейных династий, родительства, материнства и отцовства. В городах и районах области развиваются такие формы работы, как творческое общение семей, поддержка и пропаганда семейных династий. В рамках ежегодного областного праздника «Отец. Отчество. Отечество» проводится торжественная церемония вручения знака общественного признания «Во славу отцовства». Ежегодно проходят традиционные мероприятия, посвященные празднованию Дня матери, Дня семьи, любви и верности.
За 2007—2013 годы областным знаком отличия «Материнская доблесть» I и II степеней награждены 4382 многодетные матери.
За последние 5 лет в Самарской области получила развитие система детского отдыха. С января 2012 года этому способствует отдельная областная целевая программа. Внедрен инновационный механизм обеспечения детей путевками в лагеря, предоставляющий родителям возможность подачи заявлений без очереди с использованием сети Интернет. С учетом передачи полномочий на региональный уровень объем средств областного бюджета на организацию отдыха и оздоровления детей с 2007 г. увеличен почти в семь раз.
Ежегодно в оздоровительных центрах санаторного типа и летних оздоровительных лагерях отдыхают почти 47 тыс. детей, из них 15,5 тыс. детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. На Черноморском побережье Краснодарского края за счет средств областного бюджета в 2013 году оздоровлено около 2000 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации [3].
Проведен второй областной фестиваль организаций отдыха и оздоровления детей Самарской области «Лето радужного цвета». Его цель — выявление инновационных программ, методов, форм и технологий, обеспечивающих наиболее эффективные условия для отдыха, оздоровления и развития разносторонних способностей и интересов детей.
В декабре 2013 года все дети от 0 до 17 лет, проживающие на территории Самарской области, бесплатно получили новогодний подарок от губернатора Самарской области (570870 шт.).
Результатом целенаправленной социальной политики в отношении семьи и детей явилось стабильное сокращение общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Самарской области: 2010 г. — 11957 чел., 2011 г. - 11940 чел., 2012 г. - 11618 чел., 2013 г. - 10688 чел.
Число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, постоянно сокращается: 2010 г. - 1934 чел., 2011 г. - 1716 чел., 2012 г. - 1676 чел., 2013 г. - 1601 чел.
Стабильным остается число детей, воспитывающихся в приемных семьях: 2010 г. -3667 чел., 2011 г. - 3661 чел., 2012 г. - 3573 чел., 2013 г. - 3672 чел.
В Самарской области сохраняется приоритет российского усыновления перед иностранным. На одно иностранное усыновление приходится шесть российских.
Ежегодно по результатам реабилитации снимается с учета более 500 семей с детьми, находящимися в социально опасном положении. Около 70 % детей, прошедших реабилитацию в социально-реабилитационных центрах и приютах для несовершеннолетних, возвращаются в родные семьи, 24 % передаются на воспитание в замещающие семьи.
Около 1500 детей из приемных семей достигли совершеннолетия, большинство из них поддерживают связь с приемными родителями, часть продолжает проживать в приемных семьях. Среди приемных детей нет лиц, совершивших уголовные преступления.
Ежегодная доля возврата из приемных семей по причине несложившихся роди-тельско-детских отношений составляет не более 0,8 %.
В регионе существует практика выплат семейного капитала в размере 100 тыс. руб. на третьего и последующих детей. Начиная с 2013 г. в области выплачивается ежемесячное пособие в размере 7500 руб. на третьего и последующих детей. В 2013 году также осуществлялись выплаты многодетным семьям, где воспитываются 4 и более детей, а также одиноким родителям с 2 и более детьми. С 2014 года в Самарской области выплачивается новое ежемесячное пособие на детей, воспитывающихся в семьях студентов, в размере 3000 руб. на каждого ребенка. Всего в регионе оказывается 27 видов поддержки семьи и детей. Более 200 тысяч семей получают выплаты и льготы. Общий объем финансирования мер социальной поддержки
семей с детьми в 2013 году составил 2,9 млрд рублей, в 2014 году составит 3,6 млрд рублей [5].
В настоящее время федеральные и региональные органы государственной власти работают над реализацией семейной политики в целях создания условий для устойчивого семейного благополучия, что является основной задачей, способствующей повышению рождаемости, доходности семьи, улучшению жилищных условий, доступности и качества образования, медицинских и других социальных услуг.
Библиографический список
1. Тасеев В.Б. Административная реформа в России и региональные аспекты управления социальной политикой в Самарской области || Основы экономики, управления и права. 2012. № 5 (5). С. 21-28.
2. Государственное управление в отдельных отраслях и сферах: колл. монография | А.Н. Сорочайкин [и др.] || Экономика и управление в XXI веке. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2012. Т. 12. 284 с.
3. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: [федер. закон от 10 декабря 1996 г. № 159-ФЗ]. URL: http: ||www.usynovite.ru|documents|federal|legislative|soc_pod|.
4. Тасеев В.Б. Перспективы развития социально-экономической политики в Самарской области || Основы экономики, управления и права. 2013. № 1 (7). С. 17-23.
5. Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года ( общественный проект): в 3 ч. | сост. Е.Б. Мизулина [ и др.]. М., 2013. Ч. 1.
6. Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.] || Российская газета. 1993. 25 декабря.
7. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: [федер. закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ]. URL: http:||base.consultant.ru|cons|cgi| online.cgi?req=doc;base=LAW;n=155182.
8. Об организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства в Самарской области: [закон Самарской области от 02.04.1998 № 2-ГД (с изменениями на 7 февраля 2014 года)]. URL: http:||docs.cntd.ru|document|945003411.
9. Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области: [закон Самарской области от 11 июля 2006 г. № 87-ГД]. URL: http:||docs.cntd.ru|document|945013829.
10. Правительство Самарской области: официальный сайт. URL: http: || www.samregion.ru.
11. О государственном докладе о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации» (вместе с «Правилами разработки государственного доклада о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации»): [постановл. Правительства РФ от 28.03.2012 г. № 248 (ред. от 26.11.2013 г.)]. URL: http:|| www.consultant.ru|document|cons_doc_LAW_154990|.
References
1. Taseev V.B. Administrative reform in Russia and regional aspects of management by social policy in the Samara Region || Osnovy ekonomiki, upravleniia i prava. 2012. № 5 (5). P. 21-28.
2. State management in separate branches and spheres: multi-author book | A.N. Sorochaikin [et al.] || Ekonomika i upravlenie v XXI veke. Samara: Izd-vo «Samarskii universitet», 2012. V. 12. 284 p.
112
BecmHUK CaMlY. 2014. № 4 (115)
3. On collateral guarantees on social support of orphaned children and children deprived of parental care: [national law from 10 December, 1996 № 159-03]. URL: http:// www.usynovite.ru/ documents/federal/legislative / soc_pod/.
4. Taseev V.B. Perspectives of development of social and economic policy in the Samara Region // Osnovy ekonomiki, upravleniia i prava. 2013. № 1 (7). P. 17—23.
5. Conception of state family policy of the Russian Federation on the period up to 2025 (social project): in 3 parts / compiler E.B. Mizulina [et al.]. M., 2013. Part 1.
6. Constitution of the Russian Federation [accepted by nation-wide vote 12 December, 1993] // Rossiiskaia gazeta. 1993. 25 December.
7. On fundamental guarantees of children's rights in the Russian Federation: [federal law from 24 July, 1998 № 124-03]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=155182.
8. On organizing the activities on implementation of custody and guardianship in the Samara Region: [law of the Samara Region from 02.04.1998 № 2-r,3J. URL: http://docs.cntd.ru/ document/945003411.
9. On securing by accommodations of certain categories of citizens living on the territory of the Samara Region: [law of the Samara Region from 11 July, 2006 № 87-r^]. URL: http:// docs.cntd.ru/document/945013829.
10. The Government of the Samara Region: official website. URL: http://www.samregion.ru.
11. On state report on the place of children and families having children in the Russian Federation (together with the «Rules of formulation of state report on support of children and families having children in the Russian Federation»): [decree of the Government of the Russian Federation from 28.03.2012 № 248 (edition from 26.11.2013)]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_154990.
V.B. Taseev*
DEVELOPMENT OF REGIONAL MODEL OF SOCIAL POLICY FOR FAMILIES AND CHILDREN
In the article practical aspects and problems of state social policy for families and children based on experience of the Ministry of Social and Demographic and Family Policy of the Samara Region are viewed. Structure of regional social services for families and children is viewed. Form of living arrangement for orphans and children left without parental care is viewed. Effectiveness of carried out social policy for families and children is viewed.
Key words: state social policy, custody and guardianship, forms of living arrangement, social services, efficiency of social policy.
* Taseev Viktor Borisovich (derz-z-zkaya@yandex.ru), the Dept. of Economics of the City and Municipal Management, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.