Научная статья на тему 'Правовое регулирование социального сиротства в России'

Правовое регулирование социального сиротства в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4164
630
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИРОТСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО / ДЕТИ-СИРОТЫ / СОЦИАЛЬНЫЙ СИРОТА / ОПЕКА / ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО / ПАТРОНАТ / УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ) / ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ / ОРГАН ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА / ЕДИНОВРЕМЕННОЕ ПОСОБИЕ / ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ ПОСОБИЯ / ИНТЕРНАТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / УСЫНОВИТЕЛИ / ПАТРОНАТНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СЕМЬЯ / ORPHAN HOOD / SOCIAL ORPHAN HOOD / ORPHANS / ABANDONED CHILDREN / CUSTODY / GUARDIANSHIP / PROTECTOR SHIP / ADOPTION / FOREST HOME / GUARDIANSHIP AUTHORITY / LUMP-SUM GRANT / MONTHLY BENEFIST / RESIDENTIAL CARE / ADOPTIVE / FOSTER CARE / FAMILY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карибян Сусанна Ониковна

В данной статье рассматриваются актуальные правовые проблемы социального сиротства в Российской Федерации, приведены аналогии из зарубежного правопорядка, анализируются различные аспекты данной сферы, включая пути решения существующих недостатков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL REGULATION OF SOCIAL ORPHANAGE IN RUSSIA

This article discusses the actual legal issues of social orphanage in the Russian Federation, an analogy from foreign law enforcement, analyzes different aspects of the sector, including ways to address existing deficiencies.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование социального сиротства в России»

УДК: 347.6+349.3

ББК: 67.404.4

Карибян С.О.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА В РОССИИ

Karibyan S.O.

THE LEGAL REGULATION OF SOCIAL ORPHANAGE IN RUSSIA

Ключевые слова: сиротство, социальное сиротство, дети-сироты, социальный сирота, опека, попечительство, патронат, усыновление (удочерение), приемная семья, орган опеки и попечительства, единовременное пособие, ежемесячные пособия, интернатные учреждения, усыновители, патронатное воспитание, семья.

Keywords: orphan hood, social orphan hood, orphans, abandoned children, custody, guardianship, protector ship, adoption, forest home, guardianship authority, lump-sum grant, monthly benefist, residential care, adoptive, foster care, family.

Аннотация: в данной статье рассматриваются актуальные правовые проблемы социального сиротства в Российской Федерации, приведены аналогии из зарубежного правопорядка, анализируются различные аспекты данной сферы, включая пути решения существующих недостатков.

Abstract: this article discusses the actual legal issues of social orphanage in the Russian Federation, an analogy from foreign law enforcement, analyzes different aspects of the sector, including ways to address existing deficiencies.

Одной из главных задач государства и общества является социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проблема социального сиротства в Российской Федерации становится все более острой, востребованной временем и теми вопросами, которые необходимо решать.

Причиной данных проблем является нестабильная социальная, экономическая жизнь страны и, конечно, не всегда эффективные законодательные акты. Все это порождает рост числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Исследования, проведенные социологами, показали, что основные причины социального сиротства кроются в психической и социальной деградации в отдельных сферах общества, низких зарплатах и безработице. Падение авторитета института семьи приводит к ее обесцениванию. О чем свидетельствуют многочисленные разводы и низкая рождаемость, которая характерна для европейской части России. Так, доля детей в структуре населения России на конец 2009 года составляет всего 18,3%1.

1 Российский статистический ежегодник, статистический сборник. - М.: Росстат, 2009. - С.222.

А общая численность детей, оставшихся без попечения родителей, учтенных на конец 2011 года, составила 654355 детей .

За 2011 год в отношение детей совершено около 90 тыс. преступлений. За последние 5 лет на четверть возросло число несовершеннолетних, ставших жертвами собственных родителей. Более чем на 30% увеличилось число убийств матерями новорожденных детей3.

Сиротство - не опухоль, ее не вырежешь. Сиротство - это такой диагноз, что лечить надо весь организм. Все общество4.

Законодательством дано определение детей сирот и социальных сирот.

Так, согласно ст. 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной

2 Данные федерального статистического наблюдения (№ РИК - 103) за 2011 год.

3 См.: Доклад заместителя начальника Главного Управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти РФ МВД России В.А. Ким на Всероссийском совещании «Государственная политика в сфере защиты детства: законодательство, стандартизация, практика» 25.04.2012.

4 Альберт Лиханов // Наш современник. №10, 2002. http://www.nash-sovIemennik.ru/p.php?y=2002&n=10&id=10.

защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты - это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но родители по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. То есть родители этих детей не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют своих прямых обязанностей по воспитанию и содержанию детей. Таких в Российской Федерации 90% от общего количества сирот.

Семейный кодекс РФ в ст. 123 (далее СК) предусматривает четыре основные формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей:

1. Усыновление (удочерение). Согласно ст. 124 СК усыновление (удочерение) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей1.

2. Опека или попечительство. Ст. 2 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» определяет опеку, как форму устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет) или признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия2. Согласно ст. 33 Гражданского кодекса, попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами3.

3. Патронат. Ст. 123 СК предусмотрено, что дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в па-тронатную семью в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ. К примеру ст. 2 Закона Пермской области «О патронатном

1 Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-Ф3, ред. от 30.11.2011, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2012.

2 Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 года № 48-ФЗ, с изм. от 01.07.2011 № 169-ФЗ.

3 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть

первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ ред. от 06.12.2011.

воспитании» определяется, что патронатное воспитание - это форма устройства ребенка (детей), находящегося на попечении органа опеки и попечительства, на воспитание в семью патронатного воспитателя при сохранении обязанностей опекуна (попечителя) в отношении ребенка у органа опеки и попечи-тельства4. Ребенок, нуждающийся в государственной защите, может быть передан на воспитание в семью патронатного воспитателя уполномоченной службой (организацией) на основании договора о патронатном воспитании между уполномоченной службой и па-тронатным воспитателем. Патронат над ребенком может устанавливаться: а) краткосрочно - на срок от 1 до 6 месяцев; б) долгосрочно - от шести месяцев и более (до совершеннолетия). Отличие патронатного воспитания от опеки и усыновления прежде всего в том, что эта форма позволяет осуществлять отбор семей, профессиональную подготовку и сопровождение семьи после принятия ребенка.

4. Приемная семья. Согласно ст. 152 СК, приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком (детьми) на основании договора о приемной семье, заключенного органом опеки и попечительства и приемными родителями (приемным родителем) на срок, указанный в договоре5. На воспитание в приемную семью передается ребенок, оставшийся без попечения родителей. Количество детей в приемной семье, включая родных и усыновленных детей, не превышает, как правило, 8 человек. Приемные родители (приемный родитель) являются законными представителями принятого на воспитание ребенка и вправе выступать в защиту его прав и законных интересов в любых отношениях без специального полномочия. Передача в приемную семью ребенка, достигшего 10 лет, осуществляется только с его согласия. Дети, являющиеся родственниками, передаются в одну приемную семью, за исключением случаев, когда они не могут воспитываться вме-6

сте .

4 Закон Пермской области «О патронатном воспитании» от 6 октября 2000 года № 1129-164, в ред. от 06.05.2004 № 1374-27.

5 Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ, ред. от 30.11.2011, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2012.

6 Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и

Из всех четырех форм устройства детей-сирот в семьи (усыновление, опека, патронат и приемная семья) на практике самыми приоритетными формами являются опека, попечительство. Во всех, формах кроме усыновления, ежемесячно выплачиваются пособия, тогда как при усыновлении полагается только выдача единовременного пособия. Следовательно, институт усыновления менее востребован. Одна из причин - отсутствие материальной поддержки.

Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства1. В каждом субъекте Российской Федерации установлен определенный размер единовременного пособия, оплаты труда приемных родителей, в том числе ежемесячные пособия. Так, ст. 15 Закона Самарской области «О государственной поддержке граждан, имеющих детей» установлен размер единовременного пособия при усыновлении (удочерении) ребенка 10000 рублей2. В ст. 17 Закона Самарской области «Об организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства в Самарской области» устанавливается размер оплаты труда приемных родителей на каждого воспитываемого приемного ребенка из расчета 3024 рубля в месяц3. Размер данной оплаты повышается, если на воспитание взят ребенок-инвалид или ребенок имеющий недостатки в психическом и (или) физическом развитии. На примере Мурманской области размеры региональных пособий существенно отличаются. Постановление Правительства Мурманской области от 14 ноября 2008 г. № 542-

попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» // Российская газета от 27 мая 2009. "РГ" - Федеральный выпуск №4918 (49).

1 Федеральный закон «о государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от апреля 1995 года № 81-ФЗ, в ред. от 28.07.2012 № 133-Ю.

2 Закон Самарской области «О государственной поддержке граждан, имеющих детей» от 16 июля 2004 года № 122-ГД, в ред. от 09.02.2010 № 11-ГД.

3 Закон Самарской области «Об организации деятельности

по осуществлению опеки и попечительства в Самарской области» от 02.04.1998 № 2-ГД с изм. От 3 апреля 2009 г.

1111/22 «О Повышении эффективности деятельности по семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в Мурманской области» в ст. 4 устанавливается, что с 1 января 2009 года размер регионального единовременного пособия при усыновлении (удочерении) ребенка, оставшегося без попечения родителей, составит 100000 (сто тысяч) рублей за каждого усыновленного (удочеренного) ребенка4. Кроме того, в Федеральном законодательстве предусмотрено единовременное пособие при усыновлении ребенка. Оно с учетом северного коэффициента в Мурманской области составляет 15384 рубля 39 копейки. Согласно Постановлению Мурманской области от 1 января 2012 г. «О размере ежемесячной выплаты опекуну (попечителю), приемному родителю денежных средств на содержание ребенка, вознаграждения приемному родителю и размер денежных средств на оздоровительные мероприятия в 2012 году» - с 1 января 2012 г. установлен размер ежемесячной выплаты денежных средств опекуну (попечителю), приемному родителю на содержание ребенка в возрасте до 3 лет - 7517,97 руб., 3-7 лет -8726,22 руб., 7-18 лет - 10068,72 руб. Приемным родителям выплачивается вознаграждение в сумме 12739,13 руб. в месяц на одного ребенка, за воспитание приемного ребенка, не достигшего 3 лет, ребенка инвалида, ребенка с ограниченными возможностями здоровья -19108,70 руб. в месяц. На организацию оздоровительных мероприятий несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей, проживающим в семьях опекунов (попечителей), приемных родителей выплачиваются денежные средства в размере 12082,46 руб.

Тем не менее, нежелание граждан использовать данные формы устройства детей связано прежде всего со слабой материальной поддержкой со стороны государства. Для решения данной проблемы необходимо оказывать достойную финансовую помощь таким семьям, так как размеры таких выплат просто смешны и явно недостаточны для содержания и воспитания детей.

4 Постановление Правительства Мурманской области от 14 ноября 2008 г. № 542-ПП/22 «О Повышении эффективности деятельности по семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в Мурманской области».

Для решения проблем социального сиротства в Москве 8 ноября 2006 г. была проведена Всероссийская конференция "Пути решения проблемы сиротства в России". Мин-здравсоцразвития озвучил свои дальнейшие планы - резко снизить уровень социального сиротства в стране за счет передачи все большего количества детей из интернатных учреждений в разнообразные формы семейного воспитания. Начать Министерство предлагает с решения трех первоочередных задач. Во-первых, провести углубленную диспансеризацию воспитанников всех сиротских заведений России. Во-вторых, создать реестр семей, готовых взять детей-сирот на воспитание в любой существующей форме и в-третьих, отработать на практике все меры материальной и иной поддержки семей с приемными детьми1.

По мнению А. Лиханова, детьми чиновники просто спекулировали. Людей уговаривали взять сирот, соблазняя деньгами. Как говорит А. Лиханов - знаю, что в пунктах регистрации безработных буквально агитировали: "Возьмите детей из приюта, и дело доброе, и деньги верные". В какой-то момент усыновлением занялись многие. Детей раздавали "пачками", кому попало. Детдома закрывали, а бывшие здания интернатов и их земля перепродавались"2. При таком подходе за первые полгода 2009 г. под опеку были взяты 38 835 сирот, в 2008 г. - 75 933 ребенка3. Счет "возвращенцев" - детей-сирот, от которых отреклись и приемные родители, - пошел на тысячи. По статистике, каждого третьего приемного сироту возвращают потом в детдом. Каждого четвертого ребенка приемные родители в России берут из корысти4. "Берут малыша, подают заявление на улучшение жилищных условий, получают квартиру, - говорит директор столичного детского дома. Ребенок, который уже не нужен, возвращается в

1 См.: Всероссийскую конференцию "Пути решения проблемы сиротства в России". 8.11. 2006, г. Москва.

2 См.: Рожаева, Е., Милкус, А Почему все чаще приемные родители сдают сирот обратно в детдома. - Режим доступа: URL: http:// gonly.ucoz.ua/ news/ pochemu_ vse_ chashhe_ priemnye_ roditeli_ sdajut_ sirot_ obratno_ v_detdoma/ 2011-0217-63.

3 Там же.

4 Рожаева, Е., Милкус, А. Почему все чаще приемные родители сдают сирот обратно в детдома. - Режим доступа: URL:

http:// gonly.ucoz.ua/ news/ pochemu_ vse_ chashhe_ priemnye_

roditeli_ sdajut_ sirot_ obratno_ v_detdoma/2011-02-17-63.

приют. И с этим поделать ничего нельзя: по закону эти дети не вправе претендовать на жилплощадь, приемные родители больше для них никто"5.

Подтверждением изложенного является ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которая не предусматривает права усыновленных детей на жилплощадь (жилое помещение) приемных родителей6. Наше законодательство не наказывает за отказ от ребенка, даже если в действиях усыновителей был очевидный корыстный умысел.

Существенный недостаток российского законодательства в том, что нигде не предусмотрена ответственность усыновителей за отказ от ребенка. Поэтому, следует внести поправки в Семейный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс, Федеральный закон «Об опеке и попечительстве», где предусматривались бы меры ответственности за такие деяния. Единственная ответственность в данной области касается «незаконного усыновления» (см. ст. 154) и «тайны усыновления» (см. ст. 155), которые предусмотрены Уголовным кодексом.

7

Специальные социологические исследования, проведенные в 90-е годы, убедительно показали, что содержание детей-сирот в государственных учреждениях крайне негативно сказывается на их последующей судьбе. Нормальное физиологическое и психическое развитие ребенка происходит в семье, где родители закладывают основу для дальнейшей самостоятельной жизни ребенка.

В итоге, как показывает практика, такие дети, не видящие семейную жизнь, не смогут создать полноценную семью. Естественно, что ни одно развитое социальное учреждение не заменит работу настоящей полноценной

Там же.

6 Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ, в ред. от 22.08.2004 № 122-ФЗ.

7 Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-Ф3, в ред. от 29.11.2012 № 207-ФЗ.

8 Назарова, И.Б. Адаптация и возможные модели мобильности сирот. Серия «Научные доклады», № 120. - М.: Московский общественный научный фонд, 2000.

семьи, дающей эффективный результат, а таким учреждениям все-таки никогда не удастся провести полноценную и плодотворную воспитательную работу. Впоследствии такие дети сами повторят судьбы своих биологических родителей, и этим самым количество социальных сирот постоянно будет увеличи-ваться.1 По последним данным исследователей 40% детей, вышедших из интернатных учреждений, становятся преступниками, 40% - наркоманами, 10% - заканчивают жизнь самоубийством и лишь 10% - способны к полноценной самостоятельной жизни.

По данным государственного комитета России, Россия занимает первое место в мире по числу детей-сирот. Почти 50% детского населения страны (около 18 млн.) находится в зоне социального риска. Ежегодно в России выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке.2

Комиссия по делам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ отмечает, что за последние 5 лет число детей-сирот увеличилось на 70%.

Защита прав и интересов детей-сирот, их воспитание, образование является актуальной и значимой проблемой для законодателя.

Основными источниками социального сиротства являются:

- добровольный отказ родителей от несовершеннолетнего ребенка;

- принудительный отказ, в целях зашиты интересов ребенка родители лишаются своих прав;

- утеря родителями своего ребенка.

Наиболее распространенная категория

детей, лишенных родителей, - это так называемые «отказные» дети, т.е. дети, от которых добровольно отказались родители4.

20 июля 2009 года Дмитрий Медведев одобрил изменения, внесенные в Федераль-

1 Лиханов, А.А. // Из волчат вырастают волки // Российская газета от 27 сентября 2002.

2 Ефременко, Т. Прощай, детдом // Российская газета от 16 декабря 2006.

3 См.: Осипова, И.О. Государственная стратегия предотвращения социального сиротства // Семья в России. - 2008. - №4. - С. 42.

4 См.: Варывдин, В.А. Управление системой социальной защиты детства // Российский журнал социальной работы. - 1998. - №5. - С. 18.

ный закон «Об актах гражданского состояния». Федеральный закон направлен на урегулирование вопроса государственной регистрации рождения ребёнка, оставленного матерью, не предъявившей документ, удостоверяющий её личность, в медицинской организации, в которой мать находилась во время родов или находится ребенок. Закон «Об актах гражданского состояния» дополнился новой статьей 19.1, согласно которой государственная регистрация рождения ребенка, оставленного матерью, производится по заявлению этой медицинской организации или органа опеки и попечительства по месту нахождения ребенка не позднее, чем через семь дней со дня оставления ребенка матерью5. При этом сведения о родителях ребенка, оставленного матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов, в запись акта о рождении этого ребенка не вносятся.

Проблеме отказа от ребенка в последние годы было посвящено несколько специальных исследований, проанализированы социальные и психологические причины этого явления6. Психологические проблемы детей чаще всего обусловлены недостатком родительского внимания и опытом внесемейного 1 „

воспитания7. Данный фактор, накладывает отпечаток на весь дальнейший период формирования личности и становится причиной эмоциональной холодности, агрессивности и в то же время повышенной уязвимости детей-сирот8. Чрезвычайно острой проблемой в этой области является стремительно быстрый рост числа брошенных новорожденных младенцев. В частности, было показано, что для значительной части женщин отказ от ребенка

5 Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», в ред. от 01.07.2011 № 169-ФЗ.

6 См.: Брутман, В.И., Ениколопов, С.Н., Панкратова, М.Г. Отказ от новорожденного: причины и мотивы / Нетипичная семья: образ жизни и положение в российском обществе. - М.:Станкин, 1997. - С.32.

7 См.: Зарецкий, В.К., Дубровская, М.О., Ослон, В.Н., Холмогорова, А.Б. Пути решения проблемы сиротства в России. - М.: Вопросы психологии, 2002. - С.138.

8 См.: Глазунова, В.М. Практическая психология для учителей и родителей. - М.: Полиграфсервис, 1999. - С. 35.

- это скорее социальная проблема. И если вовремя оказать им юридическую, психологическую и материальную помощь, много отказов от детей можно было бы предотвратить1. Так, сотрудники благотворительной организации EveryChild («Каждый Ребенок»), уже много лет работающей в России, уверены, что многих отказов от детей можно избежать, если оказать семье своевременную помощь в решении ее проблем - жилищных, юридических, материальных. С другой стороны следует отметить, что вопреки стереотипам «женщины-алкоголички» - редко отказываются от своих детей, так как очень рассчитывают на пособия. У таких матерей детей часто изымают, потому что они не способны о них заботиться.

На мой взгляд, в современной России причинами столь масштабного развития социального сиротства послужили следующие факторы: прежде всего это кризис современной семьи, что связано с падением ее нравственных устоев. В том числе неполноценность семьи, сопровождающаяся частыми разводами, внебрачная рождаемость, а также безответственное отношение родителей к детям. Безнадзорность детей присутствует практически во всех субъектах (регионах) страны. Именно нежелание родителей заниматься заботой и воспитанием своих детей является основной причиной детской безнадзорности, сопровождающимся девиантным поведением их жизни (алкоголизм, наркомания, проституция, беспорядочные половые связи и т.д.).

В официальном докладе правительства России от 1999 г. в Комитете по правам детей ООН говорилось, что: "Одной из главных причин роста сиротства в России является алкоголизм родителей и, как следствие, жестокое отношение к детям в семье, пренебрежение их потребностями и интересами..."2.

Среди воспитанников интернатных учреждений лишь 5% не имеют родителей, от 95% детей родители по различным причинам отказались, передав их на полное государственное обеспечение, или лишены родитель-

ских прав .

Большую тревогу вызывает все более увеличивающееся число детей-бродяжек и попрошаек. По данным МВД России, в приемники-распределители для несовершеннолетних ежегодно попадают от 10 до 15 тыс. детей беженцев из бывших союзных респуб-

4

лик .

Зарубежный опыт борьбы с сиротством показывает нам следующие положительные результаты.

Активно действующая Европейская система патронатного воспитания привела к тому, что в настоящее время в Европе практически отсутствуют детские дома. Детей, оставшихся без родителей, в большинстве случаев усыновляют, так как для граждан Европы, ребенок даже для самого дальнего родственника, является родным, и отдать его в детский дом считается предательством5.

В Европе без родителей остаются около 3 тыс. детей на 100 тыс. населения, но почти

все сироты в ближайшее время обретают но-

6

вые семьи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Патронатное воспитание рассматривается, как профессия, существует система оценок - аттестация, лицензирование и повышение квалификации, карьерный рост, от воспитателя - до руководителя службы. Так например, после передачи ребенка в патронатную семью в максимально возможном объеме сохраняются его контакты с биологическими родителями, братьями или сестрами. В Великобритании около 85% детей после пребывания в патронатной семье возвращаются в родную семью. Столь высокий возврат детей тей обусловлен развитием социальных служб, занятых реабилитацией семьи, а также наличием законодательства, позволяющего активно проводить социальную работу с семьей.

Профилактика социального сиротства начинается с момента рождения ребенка. Представители социальных служб (здраво-

1 См.: Панов, А.М. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности и специальности в системе высшего образования // Российский журнал социальной работы. - 1996. - №1. - С. 20.

2 Российский вестник «Международной амнистии». - 2000. - № 18. - С. 22.

См.: Осипова, И.О. Государственная стратегия

предотвращения социального сиротства // Семья в

России. - 2008. - №8. - С. 40.

4 См.: Осипова, И.О. Государственная стратегия предотвращения социального сиротства // Семья в России. - 2008. - №9. - С. 29.

5 По материалам сайта: http://nashi-deti.detskii-dom-9.ru/view_articles.php?id=10

6 По материалам сайта: Sirotstvo.ru

7 По материалам сайта: Sirotstvo.ru

охранения или социальной защиты) посещают семьи всех новорожденных и при выявлении факторов риска социального сиротства вовлекают их в профилактическую работу (Австралия, Великобритания, Дания, Китай, ЮАР, Эстония). Широко распространены родительские тренинги, направленные на улучшение взаимоотношений в семье, формирование или совершенствование навыков воспитания ребенка (Великобритания, Германии, Новая Зеландия, Сингапур, США).

Эффективная и успешная психологическая работа проводится и с отказницами. Так, программа предупреждения социального сиротства в ряде европейских стран, в том числе США предусматривает наличие при роддомах специальных женских кризисных центров, где с матерями-отказницами работает целый штат опытных психологов и социальных работников. Посетительницы таких центров могут пользоваться их услугами до четырех месяцев. Кроме того, государство обычно предоставляет одиноким матерям крупные ежемесячные пособия, позволяющие им не работать и сидеть с ребенком от 3 до 11 лет.

Ст. 38 Конституция Российской Федерации гласит: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства»1. Но недостающим фактом данной статьи является отсутствие важнейших гарантий и принципов прав ребенка, подобно тем, которые содержатся в Конвенции о правах ребенка.

Ежегодно в России улучшить положение детей пытаются с помощью различных нормативно-правовых актов и совершенствования законодательства. Однако данные попытки не приносят плодотворных результатов.

Так, в России, резко увеличивается число неполных семей. Растет число незарегистрированных браков. Сегодня среди молодежи до 25 лет половину всех партнерских союзов можно назвать неформальными.2 Каждый третий ребенок рождается вне брака и попадает в группу риска.

Согласно ст. 20 Конвенции о правах ребенка - ребенок, который временно или по-

1 Конституция Российской федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года. // Консультант плюс: Версия Проф / ООО «Инфо Лада». - Тольятти, 2012.

2По материалам сайта: http://Juvenjust.org/ index.php?s =53c02e361ab38383c4edb771bfbe20f0&showtopic=1428

стоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством3.

Правовые основы социальной защиты детей находятся в правовом поле Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Так ст. 1 данного Федерального закона регулирует отношения, возникающие в связи с представлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. В этом же ФЗ содержится важная норма, ст. 4 согласно которой дополнительные гарантии по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством .

Другой Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (см. ст. 14.1) говорит, что - в обязанности родителей входит: осуществление мероприятий по образованию, воспитанию, включая заботу о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, защита их прав и интересов во всех учреждениях и т.д.5 К сожалению, нормы названных законов декларативны. Жизнь простых людей и принятые законы идут в разновекторном направлении. Вне поля зрения законодателя остаются конфликты в семьях, разводы, алкоголизм родителей, нищета - это вынуждает многих детей убегать из

3 Конвенция о правах ребенка Принята резолюцией ей 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. // Консультант плюс: Версия Проф / ООО «Инфо Лада». - Тольятти, 2012.

4 Федеральный закон № 17-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 14 января 1998 года, в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ.

5 Федеральный закон № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 3 июля 1998 года, в ред. Федеральных законов от 03.12.2011 № 378-ФЗ.

дома и скитаться по стране. Таких беспризорных детей - точной цифры никто не знает -около 1 млн. Ещё больше - до 2 млн. - безнадзорных, тех, кто лишь ночует дома, но днём остаётся без надзора родителей и воспитывается улицей. В результате, в год около 330 тыс. преступлений совершается подростками.1

Последствия социального сиротства бывают разные, но все они оставляют неизгладимый след в душе человека. Эмоциональная связь ребенка с окружающей социальной средой, с миром взрослых и сверстников разрушается. До 60% воспитанников детских домов составляют дети с тяжелой хронической патологией. Почти 55% детей отстают в физическом развитии. Такие дети чаще подвержены различным заболеваниям. Лишь 4,7% детей-сирот практически здоровы.

На сегодняшний день проблема социального сиротства в связи с ее непрерывным ростом, несомненно остается актуальной. В наших законодательных актах закреплены принципы и понятия, которые указаны в Конвенции ООН о правах ребенка. Как следует из практики, данные принципы в нашей стране просто не выполняются. Причиной этому служат ограничения законотворчества, в том числе слабость института семьи в нашей стране и отсутствие воспитательной политики детей. Прежде всего, законодательные акты должны исходить из принципа приоритета прав ребенка. Для этого должны создаваться условия для гармоничного развития и воспитания детей, а также реализации их прав.

Понятие семьи играет огромную роль для общества и государства. Так как семья один из важнейших институтов общества. Следовательно, без семьи не может существовать ни одно общество и государство. В преамбуле Конвенции о правах ребенка дается точное определение понятии семьи. «Семья - это основная ячейка общества». В статье 23 Международного пакта о гражданских и политических правах семья провозглашается естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства2. В ст. 20 в преамбуле Конвенции

1 Социальное сиротство и статистика, Википедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E8%F0%EE%F2%E0.

2 Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1996 года // Информационно-

указано, что дети «имеют право на особую защиту и помощь, а также, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания»3.

В преамбуле Конвенции записано, что ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, и особенно в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности4.

Что касается российского законодательства, то здесь существует немаловажная проблема. Так в законодательстве нет определения понятия «семья». Поэтому следует закрепить данное понятие в Семейном кодексе. Отсюда в обществе складывается мнение, что в отношении семьи не сконструировано право. Именно семейное законодательство должно признать приоритетную роль и значение семьи. Разработать систему мер по укреплению и защиты семьи, а также предоставлять возможность в решении жилищных, материальных и юридических проблем.

Следует отметить, что в Конституции РФ и в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» отсутствуют принципы воспитательной политики.

Так, сравнивая действующую Конституцию с Конституцией РСФСР 1978 года, нельзя не выделить ее положительные стороны. Конституция РСФСР содержала много идеологических норм. Тем не менее государство играло огромную роль в обеспечении достойного детства, включая политику гуманизма в воспитательном процессе.

Нарушения наблюдаются и в области трудового законодательства. Трудовое законодательство не соответствует международным нормам. В ст. 32 Конвенции о правах ребенка закреплено право ребенка на защиту от экономической безопасности, а также устанавливается минимальный возраст для приема на работу и др. В Российской Федерации

правовое обеспечение ГАРАНТ, 2012 год.

3 Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года // Консультант плюс: Версия Проф / ООО «Инфо Лада». - Тольятти, 2012.

4 Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 года, Сан-Франциско. Информационно-правовое обеспечение ГАРАНТ, 2012 год.

положения данной Конвенции искажены. Как показывает практика, уровень эксплуатации детского труда очень высок. Работодатели берут на работу несовершеннолетних подростков, но так как у них нет определенного опыта, образования, то предполагаемой работой может быть только физический труда, что противоречит Конвенции о правах ребенка.

Институты опеки, попечительства, патронажа еще очень слабы в Российской Федерации и нуждаются в реформировании. Взять хотя бы институт усыновления (удочерения). В Российской Федерации он находится в весьма тяжелом положении. Причины здесь разные. Это и финансовое неблагополучие населения, жесткие требования Семейного кодекса к усыновителям. Напрмер ст. 127 Семейного кодекса устанавливаются следующие требования к усыновителям. Прежде всего это требования к здоровью. Так в Постановлении Правительства РФ от 1 мая 1996 года №542 указан перечень заболеваний, при наличии которых нельзя усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью1. Установлены требования к доходам кандидата, обеспечивающие усыновленному ребенку прожиточный минимум. Предоставление документов о стабильных и легальных доходах является не простой задачей, так как все это сопровождается различными проверками о материальном благополучии кандидатов и подлинности документов. Требования к усыновителям по жилищно-бытовым условиям устанавливает п. 1, ст. 127 СК РФ, и делает невозможным усыновление для "лиц, не имеющих постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям". В Семейном кодексе не установлены конкретные жилищные нормы, однако такой минимальный социальный стандарт прописан в статьях Жилищного кодекса РФ. Статья 38 ЖК устанавливает нормы жилой площади в размере двенадцати квадратных метров на одного че-

ловека . Хотя на сегодня, Федеральный закон от 28 декабря 2004 г. №185-ФЗ «О внесении изменений в Семейный кодекс РФ» ст. 127 п.1.1. позволяет суду вынести положительное решение в пользу усыновителя, в случае недостаточного размера жилья, если это отвечает интересам усыновляемого ребенка.

Проведенный нами анализ отдельных вопросов социального страхования в Российской Федерации позволяет прийти к следующим выводам: необходимо закрепить понятие «социальное сиротство» в российском законодательстве. Необходимо применять и распространять в Российской Федерации опыт европейских государств, в том числе США, для совершенствования нашей правовой системы. Нужно выработать рекомендации по обновлению российского законодательства в области обеспечения прав детей в соответствии с Конвенцией о правах ребенка. Обоснована необходимость закрепить за определенной организацией функции контроля за уже усыновленными детьми. Не все российские нормативные правовые акты исходят из принципа приоритета прав ребенка, что противоречит Конвенции о правах ребенка. Это касается Конституции РФ, Семейного кодекса, Трудового кодекса...

Мы полагаем, что, прежде всего, для решения этой социальной проблемы необходимо произвести весомые перемены в государственной политике и законодательстве.

«Из всех человеческих бедствий, которым числа несть, самое подлое и неизвиняе-мое - сиротство при живых родителях»3.

1 Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. № 542 «Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью», с изм. от 19.03.2001 № 195 // Информационно-правовое обеспечение ГАРАНТ, 2012 год.

2 Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004 № 188-ФЗ, ред. от 29.06.2012 г.

3 Журнал «Наш современник», Альберт Лиханов. -2002. - №10 -Режим доступа: http://www.nash-sovremennik. ru/p.php?y=2002&n=10&М=10.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года // Информационно-правовое обеспечение ГАРАНТ, 2012 год.

2. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года // Консультант плюс: Версия Проф / ООО «Инфо Лада». - Тольятти, 2012.

3. Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1996 года // Информационно-правовое обеспечение ГАРАНТ, 2012 год.

4. Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 года, Сан-Франциско // Информационно-правовое обеспечение ГАРАНТ, 2012 год.

5. Конституция Российской федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года // Консультант плюс: Версия Проф/ООО «Инфо Лада». - Тольятти, 2012.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 № 51-ФЗ ред. от 06.12.2011.

7. Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004 № 188-ФЗ, ред. от 29.06.2012 г.

8. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ, ред. от 30.11.2011, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2012.

9. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ, в ред. от 29.11.2012 № 207-ФЗ.

10. Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", в ред. от 01.07.2011 № 169-ФЗ.

11. Федеральный закон № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 3 июля 1998 года, в ред. Федеральных законов от 03.12.2011 № 378-ФЗ.

12. Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от апреля 1995 года № 81-ФЗ, в ред. от 28.07.2012 № Ш-ФЗ.

13. Федеральный закон № 17-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 14 января 1998 года, в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ.

14. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 года № 48-ФЗ, с изм. от 01.07.2011 № 169-ФЗ.

15. Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей", в ред. от 23 июля 2008 г. № 160 -ФЗ // Информационно-правовое обеспечение ГАРАНТ, 2012 год.

16. Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» // Российская газета от 27 мая 2009. "РГ" - Федеральный выпуск №4918 (49).

17. 17. Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. № 542 «Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью», с изм. от 19.03.2001 № 195 // Информационно-правовое обеспечение ГАРАНТ, 2012 год.

18. Постановление Правительства Мурманской области от 14 ноября 2008 г. № 542-ПП1/22 «О Повышении эффективности деятельности по семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в Мурманской области».

19. Закон Самарской области «О государственной поддержке граждан, имеющих детей» от 16 июля 2004 года №122-ГД, в ред. от 09.02.2010 № 11-ГД.

20. Закон Самарской области «Об организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства в Самарской области» от 02.04.1998 № 2-ГД, с изм. от 3 апреля 2009 г.

21. Закон Пермской области «О патронатном воспитании» от 6 октября 2000 года № 1129-164, в ред. от 06.05.2004 № 1374-27.

22. Антокольская, М.В. Семейное право. - М.: Юристъ, 2002. - 336 с.

23. Брутман, В.И., Ениколопов, С.Н., Панкратова, М.Г. Отказ от новорожденного: причины и мотивы. Нетипичная семья: образ жизни и положение в российском обществе. - М.: Станкин, 1997.

24. Варывдин, В.А. Управление системой социальной защиты детства // Российский журнал социальной работы. - 1998. - №5.

25. Глазунова, В.М. Практическая психология для учителей и родителей. - М.: Поли-графсервис, 1999.

26. Данные федерального статистического наблюдения (№ РИК - 103) за 2011 год.

27. Доклад заместителя начальника Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти РФ МВД России В.А. Ким на Всероссийском совещании «Государственная политика в сфере защиты детства: законодательство, стандартизация, практика» 25.04.2012.

28. Ефременко, Т. Прощай, детдом // Российская газета от 16 декабря 2006.

29. Журнал «Наш современник». - 2002. - №10. -Режим доступа: http://www.nash-sovremennik.ru/p.php?y=2002&n=10&id=10.

30. Зарецкий, В.К., Дубровская, М.О., Ослон, В.Н., Холмогорова, А.Б. Пути решения проблемы сиротства в России. - М.: Вопросы психологии, 2002.

31. Лиханов, А. Дети без родителей. - М.: Просвещение, 1987. - 271 с.

32. Лиханов, А.А. Из волчат вырастают волки // Российская газета от 27 сентября 2002.

33. Мухина, В.С. Особенности развития личности ребенка, лишенного родительского попечительства - М.: Прометей, 2001.

34. Назарова, И.Б. Адаптация и возможные модели мобильности сирот // Серия «Научные доклады», № 120. - М.: Московский общественный научный фонд, 2000. - 239 с.

35. Нечаева, А.М. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). - М.: Институт государства и права РАН, 2000. - 239 с.

36. Осипова, И.О. Государственная стратегия предотвращения социального // Семья в России, 2008.

37. Панов, А.М. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности и специальности в системе высшего образования // Российский журнал социальной работы. -1996. - №1.

38. Прихожан, А.М, Толстых, Н.Н. Дети без семьи. - М.,1990. - 160 с.

39. Пчелинцева, Л.М. Семейное право России. - М.: Норма, 2004. - 695 с.

40. Рожаева, Е., Милкус, А. Почему все чаще приемные родители сдают сирот обратно в детдома. - Режим доступа: URL: http:// gonly.ucoz.ua/ news/ pochemu_ vse_ chashhe_ priemnye_ roditeli_ sdajut_ sirot_ obratno_ v_detdoma/ 2011-02-17-63.

41. Российский вестник «Международной амнистии». - 2000. -№ 18.

42. Российский статистический ежегодник, статистический сборник. - М.: Росстат, 2009. - 795 с.

43. Социальное сиротство и статистика // Википедия.

44. Шипицина, Л.М. Психология детей-сирот: учебное пособие. - СПб: Издательство СПУ, 2005. - 628 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.