Научная статья на тему 'Социально-правовая активность как условие формирования правосознания студентов'

Социально-правовая активность как условие формирования правосознания студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
435
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСОЗНАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО - ПРАВОВАЯ АКТИВНОСТЬ / ПОТРЕБНОСТЬ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абдуразакова Диана Мусаевна, Магомедова Рагинат Магомедовна

Авторы подчеркивают, что использование интерактивных методов (деловая игра, кейс - метод, проектный метод) способствует развитию социальной и правовой активности обучаемых. Социально - правовую активность студентов рассматривают как признак правомерного поведения, и как важное условие формирования правосознания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-правовая активность как условие формирования правосознания студентов»

УДК 378+316.3/.4

Абдуразакова Диана Мусаевна

Доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики обучения праву Дагестанского государственного педагогического университета, [email protected], г.Махачкала.

Магомедова Рагинат Магомедовна

Старший преподаватель кафедры права филиала Ростовского института народного хозяйства, [email protected], г.Махачкала.

социально-правовая активность как условие формирования правосознания студентов

Аннотация: Авторы подчеркивают, что использование интерактивных методов (деловая игра, кейс - метод, проектный метод) способствует развитию социальной и правовой активности обучаемых. Социально - правовую активность студентов рассматривают как признак правомерного поведения, и как важное условие формирования правосознания.

Ключевые слова: правосознание, формирование, социально - правовая активность, потребность, практическая деятельность, самостоятельность, правомерное поведение.

Abdurazacova Diana Musaevna

Doctor ofpedagogical Sciences, Professor of the chair of theory and methods of teaching the law of the Dagestan state pedagogical University, [email protected], Makhachkala.

Magomedova Raginat Magomedovna

Senior lecturer at the Department of law of the branch of the Rostov Institute of national economy, [email protected], Makhachkala.

socio-legal activity as a condition of legal consciousness formirvoaniya students

Abstract: The authors emphasize that the use of the interactive techniques (role play, case - method, project method) contributes to the development of social and legal activity of students. Social - legal student activity is considered as a sign of lawful behavior, and as an important condition for the formation of justice.

Keywords: awareness of the law, the formation of socio-legal activity, the need, practices, self-sufficiency, good behavior.

В современном российском обществе сложилась ситуация, когда вопросы связанные с правовым сознанием требуют особого внимания, так как их разрешение напрямую связано с проблемами правового воспитания. Правосознание представляет собой основу и органическую часть правовой жизни общества. Оно представляет собой сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально - правовых установок и ценностных ориентиров, регулирующих поведение людей в юридически значимых ситуациях [3]. Правосознание молодежи имеет спец-

ифические социальные и психологические черты, которые обусловлены возрастными особенностями, социально - экономическим и общественно - политическим положением данной группы, а также тем, что духовный мир молодых людей находится в состоянии становления и формирования. В структуре правового сознания молодежи можно выделить следующие составляющие его и взаимозависимые элементы: знание права, представление о праве, отношение к действующему праву, требования, предъявляемые к праву, отношение к исполнению правовых предписаний.

Одним из условий формирования правосознания студентов мы считаем их социаль-

но-правовую активность.

Разработка проблемы активности тесно связана с проблемой потребности личности. Потребность как категория выражает настоятельные объективные требования, удовлетворение которых обеспечивает нормальное развитие молодежи и их сознания. При этом нельзя считать, что только потребности являются источником развития активности и сознания молодежи. Важную роль здесь играет их практическая деятельности, в процессе которой и формируются потребности. Потребность студентов в знаниях и образовании появляется на основе биологической потребности и свойства организма человека вообще, что постепенно приобретает социальный характер. Осознанная потребность выступает как субъективное состояние, которое регулирует поведение молодежи, определяет направленность мышления, чувство воли. Однако нельзя формировать потребность без обеспечения роста правовой активности учащихся [1].

Анализ литературы по исследуемой проблеме показал, что сущностной характеристикой социально-правовой активности личности выступает самодеятельность, которая выражается в самостоятельности, нестандартности поведения субъекта в рамках правомерного поведения, значит социально-правовая активность является добровольной творческой деятельностью в правовой сфере. Так называемая «творческая деятельность» в сфере права возможна при наличии правовых знаний и сформированных правовых компетентностей у студентов.

С одной стороны, правовая активность студентов является следствием высокого уровня правосознания личности, поэтому ее можно рассматривать как готовность молодежи к практической деятельности, следствием которой выступает правовой опыт. Причем правовой опыт студентов приобретают в процессе образовательной и практической деятельности в сфере права, и выступает как ее итог. В условиях усиления правового регулирования сферы образования приобретение правового опыта обучаемыми значительно облегчается. С другой стороны - активность представляет собой условие обеспечивающее формирование правосознания и правовой культуры личности. Это своего рода основа, без которой не-

возможно развитие правосознания.

Результаты исследования показали, что восприятие «правовой активности» осуществляется исключительно в контексте различных видов правомерного поведения. В таких случаях, субъектам правовой активности свойственно позитивное восприятие права. Правовая активность студентов представляет собой определенный уровень их правовой деятельности, связанной с обучением в области образовательных правоотношений, а также с иными правоотношениями, которая предполагает правомерность поведения субъектов.

Основой формирования социально-правовой активности студентов становится его познавательная деятельность в сфере права. Познавательная активность является важным условием осуществления процесса учения и характеристикой самих познавательных действий студентов. Без активности самих обучаемых процесс обучения не будет результативным.

Современная ориентация образования на формирование компетенций предполагает создание дидактических, психологических условий, в которых обучающийся может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуально -стью, выразить себя как субъект обучения. В то же время обучение не может происходить без воспитания, потому что возможна такая ситуация когда формально образованный в правовой сфере человек не будет руководствоваться в своем поведении требованиями закона, а свои знания правовых норм станет использовать как раз для того, чтобы этот закон обходить. Поэтому в процессе обучения студентов основам права, формирования правосознания учащейся молодежи, следует обращать внимание не только на правовую информированность, когнитивную составляющую правового сознания, но и такие качества, как убежденность в справедливости закона, готовность руководствоваться его предписаниями, умения защищать не только его предписаниями, умение защищать не только свои права, но и законные интересы других граждан, государства.

Исследование показало, что социально-правовая активность формируется в

определенной деятельности и является ее характеристикой. Для студентов доминирующим видом деятельности является образовательная деятельность, носящая правовой характер. Студенты осуществляют образовательно-правовую деятельность, представляющую собой определенный вид социальной активности, мотивированно осуществляемый субъектами образовательного процесса, признаваемый обществом, государством правильным и юридически значимым.

Правовая активность студентов может быть выявлена не только в сфере образования, но и за ее пределами, когда они выступают в роли активных участников иных правоотношений, в том числе гражданских, трудовых, семейных и др. В процессе исследования мы провели анкетный опрос среди 330 студентов вузов г.Махачкалы с целью выяснения роли правового образования в формировании правовой культуры. Как показали результаты опроса уровень правовой активности у студентов неюридических факультетов низкий. Они объясняют такое положение слабой правовой подготовкой и незнанием «куда и как обратиться, чтобы реализовать свои права», рассматривают право, как средство достижения личных интересов, а по отношению к закону - умение его обходить.

Согласно данным, полученным в ходе опроса, 58 % студентов испытали недостаток правовых знаний при разрешении конфликтных ситуаций, во взаимоотношениях с сотрудниками правоохранительных органов, при составлении юридических документов, 28 % обучаемых ощущали потребность в правовых знаниях при трудоустройстве, защите своих личных прав, чести и достоинства, 14 % студентов обращались за юридической помощью к специалистам. На вопрос «Что представляет для вас наибольшую трудность в применении правовых знаний?» -87 % студентов указали теоретичность и оторванность содержания правовой информации учебного курса права от практики, 13 % скептически относятся к потенциальным возможностям права в регулировании отношений «человек - государство» что подтверждается такими ответами как « в жизни все по - другому», «законы писаны только для бедных людей», «не верю в законность в нашей стране, где процветает коррупция» и тд.

В сложившихся обстоятельствах преподаватели должны переходить с преимущественно информативного типа обучения на интерактивное обучение, активизирующей личностный потенциал учащейся молодежи и расширяющий возможности реализации ее прав в конкретных жизненных ситуациях. Интерактивное обучение - это обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта. При этом осуществляется постоянная смена режимов деятельности: игры, дискуссии, работа в малых группах, «мозговой штурм», тренинги, кейс -метод, презентация творческих работ, проектная деятельность. Интерактивные методы обучения позволяют интенсифицировать процесс понимания усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач по праву. Они формируют способность свободно мыслить, по - своему видеть проблемную ситуацию, выход из нее, обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности.

Как известно, опыт не передается, но интерактивные методы обучения позволяют осуществить перенос способов организации деятельности, получить новый опыт деятельности, общения, переживаний. Например, диалоговое обучение дает опыт становления контакта, взаимосвязанных ценностно - смысловых отношений с миром, людьми и самим собой. Особый интерес для нашего исследования представляет использование педагогических возможностей игры. Мы считаем, что игровые условия позволяет моделировать систему социальных отношений, правовой активности, а также обрабатывать новые способы адаптации к сложным ситуациям в реальной жизни. Содержанием деловой игры для студентов выступает имитация конкретных условий профессиональной деятельности специалиста и их социального взаимодействия. Данная особенность деловой игры на занятиях по праву способствует формированию правосознания, правовой компетентности будущего специалиста.

Неотъемлемой частью правового образования является изучение казусов. На семинарских занятиях по праву студенты, используя кейс -метод (техника обучения, с описанием реальных экономических, пра-

вовых ситуаций), анализируют ситуацию, представляют результаты анализа в виде презентаций, обсуждают в группе и подводят итоги. Кейс - технологии позволяют развивать творческие способности студентов, помогает им успешно овладеть способностями анализа непредвиденной ситуации, формирует такие качества, как инициативность и самостоятельность, учит работать в команде.

Результаты нашего исследования показали, что уровни правосознания студентов отличаются друг от друга. Обобщение результатов позволило нам определить:

- низкий уровень, который характеризуется поверхностными правовыми знаниями, отказом участвовать в игре, в дискуссиях, пассивностью на занятиях; самооценка при выполнении задания занижена;

- средний уровень - студенты обладают правовыми знаниями, но их применение носит ситуативный характер, так как возникают трудности соотношения конкретной задачи и имеющихся теоретических знаний. Самооценка собственной роли в совместной деятельности завышена;

- высокий уровень - студенты применяют правовые знания, знание законодательства при решении ситуаций, аргументированно отстаивает свою точку зрения, способен к

осознанию влияния на мнение других студентов, толерантен, тактичен, эрудирован. Адекватно оценивает собственную роль в выполнении совместных заданий.

Социально-правовая активность студентов является признаком правового поведения, соответствующего духу и смыслу права, важным условием формирования правового сознания, позволяя не только воспринимать правовую информацию, но и закреплять умения и навыки ее использования в реальной жизни. Таким образом, используя интерактивные методы обучения праву на занятиях мы пришли к выводу о том, что социальная и правовая активность студентов в деловой игре, в реализации проекта, в решении казусов способствует формированию правового сознания у студентов.

Библиографический список

1. Буланова И. А., Дякина И. А., Самыгин П. С. Правовые ценности российской молодежи. - Ростов н/Д .... 2006. - 47 с.

2. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение. - М.: «Академия». 2009. - 191с.

3. Певцова Е. А. Формирование правового сознания школьной молодежи: состояние, проблемы и перспективы // Государство и право, 2005 № 4. - С. 30-31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.