УДК 378
Abdurazacova DM., Magomedova R.M. SOCIO-LEGAL ACTIVITY AS A CONDITION OF LEGAL CONSCIOUSNESS FORMIRVOANIYA STUDENTS. In the article the problems of formation of legal consciousness of students. The authors emphasize that one of the conditions of formation of legal consciousness of the students is their socio - legal activity, which is seen as a sign of lawful behavior, and as an important condition for the formation of legal consciousness, the use of interactive methods in the classroom.
Key words: awareness of the law, the formation of socio-legal activity, the need, practices, self-sufficiency, good behavior.
Д.М. Абдуразакова, д-р пед. наук, проф. Дагестанского гос. педагогического университета, г. Махачкала;
Р.М. Магомедова, ст. преп. каф. права филиала Ростовского института народного хозяйства,
г. Махачкала, E-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ
В статье рассматриваются проблемы формирования правосознания студентов. Авторы подчеркивают, что одним из условий формирования правового сознания студентов является их социально-правовая активность, а так же использование на занятиях интерактивных методов.
Ключевые слова: правосознание, формирование, социально-правовая активность, потребность, практическая деятельность, самостоятельность, правомерное поведение.
В современном российском обществе сложилась ситуация, когда вопросы, связанные с правовым сознанием требуют особого внимания, так как их разрешение напрямую связано с проблемами правового воспитания.
Правосознание представляет собой основу и органическую часть правовой жизни общества. Оно представляет собой сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентиров, регулирующих поведение людей в юридически значимых ситуациях [1].
Правосознание молодежи имеет специфические социальные и психологические черты, которые обусловлены возрастными особенностями, социально-экономическим и общественно-политическим положением данной группы, а также тем, что духовный мир молодых людей находится в состоянии становления и формирования.
В структуре правового сознания молодежи можно выделить следующие составляющие его и взаимозависимые элементы: знание права, представление о праве, отношение к действующему праву, требования, предъявляемые к праву, отношение к исполнению правовых предписаний. Одним из условий формирования правосознания студентов мы считаем их социальноправовую активность.
Разработка проблемы активности тесно связана с проблемой потребности личности. Потребность как категория выражает настоятельные объективные требования, удовлетворение которых обеспечивает нормальное развитие молодежи и их сознания. При этом нельзя считать, что только потребности являются источником развития активности и сознания молодежи. Важную роль здесь играет их практическая деятельность, в процессе которой и формируются потребности. Потребность студентов в знаниях и образовании появляется на основе биологической потребности и свойства организма человека вообще, что постепенно приобретает социальный характер. Осознанная потребность выступает как субъективное состояние, которое регулирует поведение молодежи, определяет направленность мышления, чувство воли. Однако нельзя формировать потребность без обеспечения роста правовой активности учащихся [2].
Анализ литературы по исследуемой проблеме показал, что сущностной характеристикой социально-правовой активности личности выступает самодеятельность, которая выражается в самостоятельности, нестандартности поведения субъекта в рамках правомерного поведения, значит, социально-правовая активность является добровольной творческой деятельностью в правовой сфере. Так называемая «творческая деятельность» в сфере права возможна при наличии правовых знаний и сформированных правовых компетентностей у студентов.
С одной стороны, правовая активность студентов является следствием высокого уровня правосознания личности, поэтому ее можно рассматривать как готовность молодежи к практической деятельности, следствием которой выступает правовой опыт. Причем правовой опыт студентов приобретают в процессе образовательной и практической деятельности в сфере права, и выступает как ее итог. В условиях усиления правового регулирования сферы образования приобретение правового опыта обучаемыми значительно облегчается.
С другой стороны, правовая активность представляет собой условие, обеспечивающее формирование правосознания и правовой культуры личности. Это своего рода основа, без которой невозможно развитие правосознания.
Результаты исследования показали, что восприятие «правовой активности» осуществляется исключительно в контексте различных видов правомерного поведения. В таких случаях, субъектам правовой активности свойственно позитивное восприятие права. Правовая активность студентов представляет собой определенный уровень их правовой деятельности, связанной с обучением в области образовательных правоотношений, а также с иными правоотношениями, которая предполагает правомерность поведения субъектов.
Основой формирования социально-правовой активности студентов становится его познавательная деятельность в сфере права. Познавательная активность является важным условием осуществления процесса учения и характеристикой самих познавательных действий студентов. Без активности самих обучаемых процесс обучения не будет результативным.
Современная ориентация образования на формирование компетенций предполагает создание дидактических, психологических условий, в которых обучающийся может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальностью, выразить себя как субъект обучения.
В то же время обучение не может происходить без воспитания, потому что возможна такая ситуация когда формально образованный в правовой сфере человек не будет руководствоваться в своем поведении требованиями закона, а свои знания правовых норм станет использовать как раз для того, чтобы этот закон обходить.
В процессе обучения студентов основам права, формирования правосознания учащейся молодежи, следует обращать внимание не только на правовую информированность, когнитивную составляющую правового сознания, но и такие качества, как убежденность в справедливость закона, готовность руководствоваться его предписаниями, умение защищать не только свои права, но и законные интересы других граждан, государства.
Исследование показало, что социально-правовая активность формируется в определенной деятельности и является
05487912
ее характеристикой. Для студентов доминирующим видом деятельности является образовательная деятельность, носящая правовой характер.
Студенты осуществляют образовательно-правовую деятельность, представляющую собой определенный вид социальной активности, мотивированно осуществляемый субъектами образовательного процесса, признаваемый обществом, государством правильным и юридически значимым.
Правовая активность студентов может быть выявлена не только в сфере образования, но и за ее пределами, когда они выступают в роли активных участников иных правоотношений, в том числе, гражданских, трудовых, семейных и др. В процессе исследования мы провели анкетный опрос среди 330 студентов вузов г. Махачкалы с целью выяснения роли правового образования в формировании правовой культуры. Как показали результаты опроса, уровень правовой активности у студентов неюридических факультетов низкий. Они объясняют такое положение слабой правовой подготовкой и незнанием «куда и как обратиться, чтобы реализовать свои права», рассматривают право, как средство достижения личных интересов, а по отношению к закону - умение его обходить.
Согласно данным, полученным в ходе опроса, 58% студентов испытали недостаток правовых знаний при разрешении конфликтных ситуаций, во взаимоотношениях с сотрудниками правоохранительных органов, при составлении юридических документов, 28% обучаемых ощущали потребность в правовых знаниях при трудоустройстве, защите своих личных прав, чести и достоинства, 14% студентов обращались за юридической помощью к специалистам. На вопрос «Что представляет для вас наибольшую трудность в применении правовых знаний?» 87% студентов указали теоретичность и оторванность содержания правовой информации учебного курса права от практики, 13% скептически относятся к потенциальным возможностям права в регулировании отношений «человек - государство» что подтверждается такими ответами как «в жизни все по-другому», «законы писаны только для бедных людей», «не верю в законность в нашей стране, где процветает коррупция» и т.д.
В сложившихся обстоятельствах преподаватели должны переходить с преимущественно информативного типа обучения на интерактивное обучение, активизирующей личностный потенциал учащейся молодежи и расширяющий возможности реализации ее прав в конкретных жизненных ситуациях.
Интерактивное обучение - это обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта. Интерактивные методы обучения позволяют интенсифицировать процесс понимания усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач по праву. Они формируют способность свободно мыслить, по-своему видеть проблем-
Библиографический список
ную ситуацию, выход из нее, обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности.
Особый интерес для нашего исследования представляет использование педагогических возможностей игры. Содержанием деловой игры для студентов выступает имитация конкретных условий профессиональной деятельности специалиста и их социального взаимодействия. Данная особенность деловой игры на занятиях по праву способствует формированию правосознания будущего специалиста.
Неотъемлемой частью правового образования является изучение казусов. На семинарских занятиях по праву студенты, используя кейс-метод (техника обучения, с описанием реальных экономических, правовых ситуаций), анализируют ситуацию, представляют результаты анализа в виде презентаций, обсуждают в группе и подводят итоги.
Кейс-технологии позволяют развивать творческие способности студентов, помогает им успешно овладеть способностями анализа непредвиденной ситуации, формирует такие качества, как инициативность и самостоятельность, учит работать в команде [3].
Результаты нашего исследования показали, что уровни правосознания студентов отличаются друг от друга. Обобщение результатов позволило нам определить:
- низкий уровень, который характеризуется поверхностными правовыми знаниями, отказом участвовать в игре, в дискуссиях, пассивностью на занятиях; самооценка при выполнении задания занижена;
- средний уровень - студенты обладают правовыми знаниями, но их применение носит ситуативный характер, так как возникают трудности соотношения конкретной задачи и имеющихся теоретических знаний. Самооценка собственной роли в совместной деятельности завышена;
- высокий уровень - студенты применяют правовые знания, знание законодательства при решении ситуаций, аргументированно отстаивает свою точку зрения, способен к осознанию влияния на мнение других студентов, толерантен, тактичен, эрудирован. Адекватно оценивает собственную роль в выполнении совместных заданий.
Социально - правовая активность студентов является признаком правового поведения, соответствующего духу и смыслу права, важным условием формирования правового сознания, позволяя не только воспринимать правовую информацию, но и закреплять умения и навыки ее использования в реальной жизни. Таким образом, используя интерактивные методы обучения праву на занятиях мы пришли к выводу о том, что социальная и правовая активность студентов в деловой игре, в реализации проекта, в решении казусов способствует формированию правового сознания у студентов.
1. Певцова, Е.А. Формирование правового сознания школьной молодежи: состояние, проблемы и перспективы // Государство и право. -2005. - № 4.
2. Буланова, И.А. Правовые ценности российской молодежи / И.А. Буланова, И.А. Дякина, П.С. Самыгин. - Ростов н/Д., 2006.
3. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение. - М., 2009.
Bibliography
1. Pevcova, E.A. Formirovanie pravovogo soznaniya shkoljnoyj molodezhi: sostoyanie, problemih i perspektivih // Gosudarstvo i pravo. - 2005. - № 4.
2. Bulanova, I.A. Pravovihe cennosti rossiyjskoyj molodezhi / I.A. Bulanova, I.A. Dyakina, P.S. Samihgin. - Rostov n/D., 2006.
3. Panfilova, A.P. Innovacionnihe pedagogicheskie tekhnologii: aktivnoe obuchenie. - M., 2009.
Статья поступила в редакцию 17.04.13
УДК 504:37.03
Andryushenko V.A. THE ECOLOGICAL PHYSICS EDUCATION BY SCIENTIFIC METHODS OF INQUIRY. The
study of the ecological physics is a most actual problem of modern science education. It is considered the way of solution in the article: theoretical research and practical application of it. The article deals with both the general theoretical and practical private research aspects of a didactical problem. The offered methods of teaching physics with ecological content of its sequential application allows students simultaneously with the acquisition of physics and ecology knowledge to realize their method of preparation, and then teach them the scientific method of natural phenomena.
Key words: Physics Education, Ecological Education, Ecological Thinking, Methods of Inquiry, Methods of Teaching.