те попытка внедрить принципы балльно-рейтинговой системы (БРС) в авторскую модель обучения, безусловно, может считаться успешной. В авторской модели обучения преподаватель убеждает своих студентов ритмично учиться в семестре.
В случае БРС студенты находятся в такой ситуации, что им надо работать (учиться) с первых дней семестра и далее весь семестр. Это вытекает из введения КТ1, КТ2 и временных ограничений по сдаче заданий, входящих в КТ1 и КТ2. Отсюда следует вывод: несомненным преимуществом БРС является то, что подавляющее большинство студентов (особенно студенты подгруппы б) приучается и принуждается к ритмичной работе практически с первых дней семестра.
В нашем вузе внедрение БРС находится на начальной стадии, но уже можно сделать вывод, что внедрение БРС и полезное и своевременное. От преподавателей-пользователей при заполнении электронных ведомостей требуется повышенное внимание, чёткость и осторожность, особенно при выполнении такой критической операции как закрытие ведомости. Иногда случаются небольшие сбои, но они преодолимы. Исследования авторской модели обучения с учётом внедрения БРС в дальнейшем будут продолжены для всех предметов, входящих в педагогическую нагрузку автора.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Буданов В.Г. Синергетические стратегии в образовании (ИФ РАН) [Электронный ресурс] http://re-tech.narod.ru/inf/sinergy/sin obraz.htm (дата обращения 05.02.2018)
2. Гарднер, Говард. Структура разума: теория множественного интеллекта: Пер. с англ. - М.: ООО «И.Д. Вильяме», 2007. - 512 с.: Парал. тит. Англ.
3. Горбатюк, В. Ф. Модель обучения на основе синергетики и методе мета-проектов // Фундаментальные исследования. - 2012. - №6(2). - с. 355-359.
4. Горбатюк В.Ф. Обучение самоорганизующихся систем естественного интеллекта: монография / В.Ф. Горбатюк. // Таганрог: Изд. отдел Таганрог. ин-та имени А.П. Чехова, 2015. - 204 с.
5. Горбатюк В. Ф. Обработка данных электронного журнала учета результатов обучения. // Вестник Таганрогского государственного педагогического института имени А.П. Чехова. Гуманитарные науки. Специальный выпуск №»1. - Таганрог: Изд-во Таганрог. пед. ин-та имени А.П. Чехова. 2013. - 214 с., с. 7-13.
6. Горбатюк В.Ф. Синергетика в современном обучении: монография - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та им. А.П. Чехова, 2012. - 208 с.
7. Горбатюк В.Ф. Результативность самообучения и взаимного обучения. // Вестник Таганрогского государственного педагогического института имени А.П. Чехова. - Таганрог: Изд-во Таганрог. ин-та имени А.П. Чехова, 2015. - №2 - с. 104-111.
8. Горбатюк В.Ф. Эмерджентность и конструктивный хаос в авторской модели самообучения. Статья в ж. «Школа будущего», М., Агентство ВАКИЗДАТ, № 2, 2013, с. 3-11.
9. Куринский В.А. Постпсихологическая автодидактика: монография [в 2 ч.]. Часть 1: Лекции: монография /В.А. Курин-ский// Киев: ЗАО «Вшол», 2006. - 408 с.
10. Куринский, В.А. Постпсихологическая автодидактика: монография [в 2 ч.]. Часть 2: монография /В.А. Куринский// Киев: ЗАО «Вшол», 2006. - 660 с.
11. Положение об организации учебного процесса в Ростовском государственном экономическом университете (РИНХ) с использованием зачётных единиц (кредитов) и балльно-рейтинговой системы. Утверждено ректором ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)» 24.09.2013.
12. Якунин А.Ю. Информационно-коммуникационные технологии и цифровая грамотность педагога // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2016. - N° 1. - с. 468-471. URL http://www.tgpi.ru/science/herald-tgpi
В.А. Грибанова
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ПРЕДПОСЫЛКИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОЗИДАТЕЛЬНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Аннотация. В статье раскрывается проблема развития созидательной гражданской активности молодежи. Рассматриваются предпосылки развития гражданской активности как основания и стимулы, побуждающие студентов к осуществлению созидательных гражданско-правовых действий.
Ключевые слова: гражданская активность, студенческая молодежь, психолого-педагогические предпосылки.
V. A. Gribanova
SOCIO-POLITICAL AND PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL PREREQUISITES FOR SOLVING THE PROBLEM OF THE DEVELOPMENT OF CREATIVE CIVIC ACTIVITY OF STUDENT YOUTH
Annotation. The article reveals the problem of development of creative civic activity of youth. The prerequisites for the development of civic activity are considered as the grounds and incentives for students to carry out creative civil and legal actions.
Key words: civic activity, student youth, psychological and pedagogical premises.
Данная статья подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект №18-013-00136 «Развитие созидательной гражданской активности студенческой молодежи»)
Современные реалии таковы, что сегодня развитие гражданского общества в России требует, чтобы «система образования формировала сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократических процессах» [4].
Проблема развития созидательной гражданской активности молодежи, выявления социально-политических и психолого-педагогических предпосылок, способствующих успешности решения этого процесса рассматривались педагогическим сообществом, социологами и психологами в разные периоды существования нашего государства. Однако в разные временные рамки устоявшиеся в обществе представления о созидательной гражданской активной студенческой молодежи имели свои характеристики, и в исследованиях разных лет были предприняты попытки, с одной стороны, провести анализ содержания понятия гражданской активности, с другой стороны, определить условия и предпосылки, которые направляют и реализуют активность молодого человека в общественно-значимой, созидательной деятельности.
Рассматривая социально-политические предпосылки, мы можем отметить, что в отечественной научно-исследовательской литературе гражданская активность студенческой молодежи, прежде всего, рассматривалась как политическая активность (голосование на выборах, участие в работе общественных движений и объединениях и т.п.), а также как участие в различных социальных практиках, ориентированных на «общественные блага». За последнее десятилетие изменений, произошедших в общественной сфере, в значительной степени приоритеты социума получили новую расстановку, что отразилось и в системе воспитания молодого поколения. Таким образом, определение понятия «гражданская активность» расширяется и дополняется новыми формами организации молодежного общественного служения, в том числе развитием волонтерства, социальным проектирование и т.д.
Считаем необходимым рассмотреть предпосылки развития гражданской активности как основания и стимулы, побуждающие студентов к осуществлению созидательных гражданско-правовых действий.
Анализ литературы показывает, что важным побудителем, приоритетным фактором обеспечения эффективности общественно-полезной деятельности является готовность и желание студента участвовать в этом процессе. Недостаточно просто знать о том или ином общественно -полезном деле, участие в котором принимается, важно иметь желание, а главное быть готовым к выполнению конструктивных действий. Поэтому нами гражданская активность понимается как вид социальной активности личности, проявляющейся не только в выполнении общественно -гражданских действий, а в инициативности и желании к проявлению созидательного акта, ориентированности на социокультурные ценности, готовности к личному участию в общественно -полезной деятельности.
Мы понимаем также, что какой бы не была деятельность, она всегда должна иметь определенный смысл и конструктивное содержательное наполнение. Под смыслом деятельности мы имеем ввиду осознание конечной цели, ради которой осуществляются «энергозатраты» молодежи, связанной с удовлетворением их потребностей. Слабое осознание смысла деятельности или недостаточность затрат имеющегося потенциала студентов на осуществление общественного процесса рождает у молодежи психологический дискомфорт, а, следовательно, потерю интереса.
Кроме того, в научно-исследовательской литературе, социологических исследованиях отражено, что для студенческой аудитории немаловажным является ощущение собственной значимости и полезности, признание наличия у нее внутреннего потенциала и конструктивная оценка достигнутых общественно-полезных результатов. Молодой человек должен чувствовать уважение, самоутверждение, чувство принадлежности к общему полезному делу, похвалу, осознание себя членом единой команды, а также возможность выдвижения собственных идей и предложений, доброжелательную атмосферу в коллективе товарищей и т.д.
Отметим еще такие важные основания к проявлению активности, в том числе в отношении гражданского действия у молодежи, как потребность, интерес и мотивация. «Потребность — это состояние нужды человека в предметах, объектах, условиях, без которых жизнедеятельность невозможна, либо ощущается таковой» [1]. Под мотивацией раскроем внутреннее
побуждение к определенному действию, исходящее от желаний, интересов, позиции молодого человека [1].
Определяя предпосылки развития гражданской активности как основания и стимулы к проявлению конструктивного действия, необходимо учитывать возрастные особенности студентов. Анализ литературы (И.А. Зимняя, К.Д. Ушинский, Б.Г.Ананьев, А.В. Дмитриев, И.С.Кон [2]) дает нам возможность заключить, что в студенческом возрасте поведение человека переходит в сознательную фазу; берут преимущество такие личностные качества, как умение владеть собой, инициативность, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность, а, значит, и проявление гражданского действия носит уже осознанный характер.
Таким образом, анализ литературы позволил нам определить основания и стимулы, побуждающие студентов к осуществлению созидательных гражданско-правовых действий, которые мы отразили на Рис. 1
внутреннего потенциала
конструктивная оценка достигнутых результатов
Рис. 1. Основания и стимулы, побуждающие студентов к осуществлению созидательных гражданско-правовых действий
На наш взгляд, обозначенные предпосылки (потребность, интерес и мотивация, возрастные особенности, готовность и желание осуществлять общественно-полезную деятельность, осознание смысла и положительного содержательного наполнения деятельности, ощущение собственной значимости и полезности, признание наличия у молодого человека внутреннего потенциала, конструктивная оценка достигнутых результатов) позволяют нам определить пути оптимизации развития созидательной гражданской активности студенческой молодежи. Считаем важным использования выявленных условий в рамках организации воспитательной работы со студентами высшей школы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Рукавицина О.А., Стагнеева А.В. Социальная активность студентов вуза: механизмы стимулирования и мотивация // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11. URL: sibac.info/archive/social/11.pdf (дата обращения: 18.03.2018)
2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А.Зимняя. - Ростов н/ Д., 1997. - С. 240; Кон, И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. - М.: Просвещение. 1989. - 255с.
3. Социальная активность молодёжи как условие развития современного общества: сборник научных трудов по итогам Всероссийских социально-педагогических чтений им. Б.И. Лившица, 2 - 3 февраля 2010 г. / Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург. - в 2-х ч. : Ч. 2. - 307 с.
4. Беленцов С.И. Ученическое движение в России второй половины XIX — начала XX века / С.И. Беленцов. СПб. : Нестор-История, 2013. — 152 с.