Научная статья на тему 'Исследование гражданской активности студенческой молодежи'

Исследование гражданской активности студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
740
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / СОЗИДАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ИССЛЕДОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / CIVIL POSITION / CREATIVE ACTIVITY / STUDENT YOUTH / HIGHER SCHOOL / VALUE ORIENTATIONS / RESEARCH / EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Грибанова В. А.

В статье обозначена проблема формирования созидательной гражданской активности молодого поколения. Описаны результаты исследования, проведенного на площадке Таганрогского института имени А. П. Чехова (филиала) Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) по определению интересов и взглядов студенческой молодежи на формы гражданской активности, ценностные ориентации, участие в созидательных формах общественной жизни города/страны как фактор гражданского благополучия нации. Выявлено, что молодежь является участником общественно-политической жизни страны/ города, однако зачастую лишь в личных интересах; студенты сами определяют свой уровень созидательной активности как низкий и выделяют в качестве проблемы «менталитет современной молодежи, низкую активность молодого поколения»; некоторые респонденты отмечают, что молодежь используют радикальные организации для оказания влияния на политическое руководство страны. Определена роль высшей школы в вопросе гражданско-патриотического воспитания, так как решение вопросов формирования гражданской активности студенческой молодежи государство и общество во многом возлагают именно на учреждения высшего образования. Указана актуальная задача воспитательной системы вуза необходимость вовлечения молодежи в созидательные формы гражданского участия, недопущение скатывания молодого поколения к бездуховности и радикализму, так как гражданская активность молодежи, желание участвовать в принятии государственных решений на сегодняшний день является залогом национальной безопасности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Грибанова В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATION OF CIVIL ACTIVITY OF STUDENTS

The author of the paper describes the results of a study conducted at the site of the Taganrog Chekhov Institute (branch) of the Rostov State Economic University. The results are related to the definition of the interests and views of student youth on forms of civic activity, value orientations, participation in the creative forms of public life of the city / country as a factor of the nation's civil welfare. The author founds the following: youth is a participant in the socio-political life of the country / city, but often only for personal interests; Students themselves determine their level of creative activity as low and identify as a problem "the mentality of modern youth, low activity of the younger generation"; Some respondents note that young people use radical organizations to influence the political leadership of the country, the participation of the younger generation in social clashes and riots with their peers. The author of the article also determined the role of the higher school in this process, since the state and society largely assign the issues related to the formation of civic activity of student youth to higher education institutions. tte author points out the actual task of the educational system of the university, namely, the need to involve young people in creative forms of civic participation, as well as to prevent the young generation from regression to lack of spirituality and radicalism, since the civic engagement of young people and the desire to participate in state decision-making are today the guarantee of national security of the country.

Текст научной работы на тему «Исследование гражданской активности студенческой молодежи»

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 37

В. А. Грибанова

Кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры общей педагогики, Таганрогский институт имени А. П. Чехова (филиал) Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), г. Таганрог E-mail: akchinorev@ yandex.ru

Veronika A. Gribanova

PhD (Education), Senior Lecturer, Chair of General Pedagogy, Taganrog Institute named after Anton P. Chekhov (branch), Rostov State Economic University, Taganrog, Russia

ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

В статье обозначена проблема формирования созидательной гражданской активности молодого поколения. Описаны результаты исследования, проведенного на площадке Таганрогского института имени А. П. Чехова (филиала) Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) по определению интересов и взглядов студенческой молодежи на формы гражданской активности, ценностные ориентации, участие в созидательных формах общественной жизни города/страны как фактор гражданского благополучия нации. Выявлено, что молодежь является участником общественно-политической жизни страны/ города, однако зачастую лишь в личных интересах; студенты сами определяют свой уровень созидательной активности как низкий и выделяют в качестве проблемы «менталитет современной молодежи, низкую активность молодого поколения»; некоторые респонденты отмечают, что молодежь используют радикальные организации для оказания влияния на политическое руководство страны. Определена роль высшей школы в вопросе гражданско-патриотического воспитания, так как решение вопросов формирования гражданской активности студенческой молодежи государство и общество во многом возлагают именно на учреждения высшего образования. Указана актуальная задача воспитательной системы вуза — необходимость вовлечения молодежи в созидательные формы гражданского уча-

Как цитировать статью: Грибанова В. А. Исследование гражданской активности студенческой молодежи // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т.1, № 3(50). С.164-171.

стия, недопущение скатывания молодого поколения к бездуховности и радикализму, так как гражданская активность молодежи, желание участвовать в принятии государственных решений на сегодняшний день является залогом национальной безопасности страны.

Ключевые слова: гражданская позиция, созидательная активность, студенческая молодежь, высшая школа, ценностные ориентации, исследование, воспитание.

В настоящее время государство и общество с особой серьезностью отмечают проблему формирования созидательной активности молодого поколения, культурного образа современной молодежи. Исследователи С. И. Беленцов, С. В. Дюмина указывают, что «к тенденциям развития современного общества сегодня относят процессы глобализации, быстрого обновления знаний, становления гражданского общества, становления нового культурного типа личности» [2, с. 283]. В тоже время, современное педагогическое сообщество подчеркивает, что сегодня наблюдается снижение уровня «культуры молодежи», и, несмотря на все усилия педагогов, миссия служения родине зачастую не находит отклика в поступках и действиях воспитанников [1, с. 180].

Определяя интересы и взгляды молодого поколения на формы гражданской активности, ценностные ориентации, участие в созидательных формах общественной жизни города/страны как фактор гражданского благополучия нации и ориентир социокультурного «взросления» студентов, мы провели исследование на площадке Таганрогского института имени А. П. Чехова (филиала) РГЭУ (РИНХ).

В данной статье приведены результаты опроса 73 обучающихся вуза в возрасте от 20-ти до 22 лет по направлениям подготовки «Психолого-педагогическое образование», «Прикладная информатика», «Педагогическое образование (с двумя профилями)».

Приоритеты молодежи в выборе ценностных ориентаций отражены в Таблице № 1. Мы видим, что для большинства респондентов это семейное счастье, материальное благополучие, здоровье. Однако, такую ценность, как возможность приносить пользу другим людям, отметили лишь 4% от общего числа опрошенных.

Таблица № 1

Ценностные ориентации студенческой молодежи

Ценности %

Семейное счастье 20,2

Материальная обеспеченность 16,3

Здоровье 12,1

Надежные и верные друзья 7,1

Возможность реализоваться 6,3

Личная свобода и независимость 6,2

Интересная работа 5,2

Карьера 5,1

Образование 5

Любовь 4,5

Возможность приносить пользу другим людям 4

Популярность и всеобщее признание 2,4

Наличие власти, возможность руководить 2,2

Другое (указать) 2,4

Затрудняюсь ответить 1

На вопрос о том, что входит в их планы на ближайшие пять лет, большинство респондентов отметили, что хотели бы уделять больше внимания развитию карьеры, семейной жизни, образованию, приятному времяпрепровождению. И, по-прежнему, достаточно низкий процент студентов обозначили общественную работу как важную составляющую социокультурного развития, гражданского долга (Таблица № 2).

Таблица № 2

Приоритетные направления жизнедеятельности молодежи на ближайшие пять лет

Направление %

Развитие карьеры 21,1

Семейная жизнь 20,4

Образование 18

Приятное времяпрепровождение 16,6

Творческая самореализация 12,2

Повышение уровня профессионального мастерства 6,3

Общественная работа 3,4

Другое (указать) 2

В продолжение исследования мы определили, что, по мнению студентов, может помешать в реализации задуманных планов и профес-

сионально-личностном становлении. Большинство ребят обозначили низкий уровень востребованности молодежи на рынке труда (24%), неблагополучную социально-экономическую ситуацию в стране, городе» (20,5%). Многие респонденты считают, что проблемой является отсутствие эффективной государственной политики по поддержке молодежи (17,5%), отсутствие знаний, где и как приложить свои силы (15,1%), дискриминация молодых людей со стороны старшего поколения (10%). Интересными нам показался тот факт, что молодежь сама определяет свой уровень активности, как низкий и выделяет в качестве проблемы менталитет современной молодежи, низкую активность молодого поколения (12,9%).

Поэтому, отдельным блоком мы выделили вопросы, касающиеся степени активности студентов, заинтересованности ситуацией в стране, участия в созидательных формах жизнедеятельности и др.

Ответы на вопрос о том, интересуется ли молодежь тем, как развиваются события в политической, экономической жизни нашей страны, отражены в Таблице № 3. Мы видим, что молодежь проявляет достаточную активность, однако обозначает, что ей это неинтересно.

Таблица № 3

Заинтересованность студентов тем, как развиваются события в политической, экономической жизни страны

Степень заинтересованности %

Да, интересуюсь развитием ситуации 27,6

Наблюдаю за развитием событий, но мне это не очень ин- 25,1

тересно

Затрудняюсь ответить 18,4

Нет, так как меня это не интересует 15,6

Нет, так как у меня нет времени 8,2

Другое 5,1

Мы решили также уточнить, увеличится ли степень интереса молодежи, если интерес политической жизнью будет касаться ситуации в городе. Ответы на вопрос о том, интересуется ли молодежь тем, как развиваются события в политической, экономической жизни города, отражены в Таблице № 4. Опрос показал, что степень активности снижается.

Таблица № 4

Заинтересованность студентов тем, как развиваются события в политической, экономической жизни города

Степень заинтересованности %

Интересуюсь развитием событий, но мне это не очень интересно 23,3

Да, внимательно наблюдаю за развитием ситуации 20,6

Нет, так как меня это не интересует 22,1

Нет, так как у меня нет времени 16,2

Затрудняюсь ответить 15,8

Другое 2

Анализ ответов респондентов на вопрос о том, какую роль молодежь играет в общественно-политической жизни города/страны, показал, что мнения разошлись (Таблица № 5)

Таблица № 5 Какую роль играет молодежь в политической жизни города/страны

Ответы респондентов %

Молодежь способна влиять на развитие направлений в области молодежной политики 15,5

Молодежь участвует в различных общественных движениях и объединениях 15,1

Молодежь не способна оказать большого влияния на общественно-политическую жизнь региона 14,3

Молодежь принимает участие в собраниях, акциях протеста 13,2

Молодежь имеет высокий уровень электоральной активности, принимая участие в голосовании на выборах 10,4

Молодежь способна оказывать влияние на политику, участвуя в общественно-политических организациях 8,3

Молодежь работает в органах местного самоуправления 6,5

Радикальные организации используют молодежь для оказания влияния на политическое руководство страны 6,4

Молодежь принимает участие в различных столкновениях и беспорядках 5,1

Затрудняюсь ответить 3,2

Другое 2

Мы также попросили студентов указать, занимаются ли они общественной деятельностью (Таблица № 6). Опрос показал достаточно низкий процент активности молодежи.

Таблица № 6

Степень участия студентов в общественной жизни вуза/города/региона

Участие в общественной деятельности %

Иногда занимаюсь общественной деятельностью 30,9

Общественной жизнью не занимаюсь, так как нет времени 21,1

Активный участник городских и вузовских мероприятий, волонтерских акций 15,4

Общественной жизнью не занимаюсь, так как мне это неинтересно 15,3

Общественной жизнью не занимаюсь, так как не знаю, где можно себя реализовать 13,2

Активист молодежной общественной организации 4,1

На вопрос о том, что служит мотивацией к участию в общественной жизни вуза/города/региона, многие опрашиваемые указали благие цели, например желание быть полезным обществу (33,2%), стремление получить опыт работы (32,7%). Однако достаточно высокий процент респондентов указали только личный интерес: желание занять в дальнейшем руководящую должность (17,8%), стремление получить более высокий социальный статус (16,3%).

Проведенное исследование показывало, что молодежь, хоть и принимает участие в общественно-политической жизни страны/города, зачастую делает это лишь в личных интересах; молодежь сама определяет свой уровень созидательной активности, как низкий и выделяет в качестве проблемы менталитет современной молодежи, низкую активность молодого поколения; некоторые респонденты отмечают факты использования молодежи радикальными организациями для давления на политическое руководство государства.

Согласимся с мнением участников Международной научно-практической конференции «Гражданственность личности в условиях изменяющегося мира: от протестной к созидательной активности», которые отмечают, что вопросы гражданско-патриотического образования взаимосвязаны с такими важными векторами современного воспитания, как развитие гражданско-патриотического самосознания, формирование чувства собственного достоинства; формирование качеств патриота своей страны, способного нести ответственность за судьбу родины, собственных поступков, и готового к проявлению созидательно-гражданских действий, к выполнению гражданско-кон-ституционных обязанностей по защите интересов страны [3, с. 9]. На

наш взгляд, именно вокруг такого концептуально-ценностного ядра должна строиться работа в рамках гражданско-патриотического воспитания молодого поколения.

Сегодня высшая школа играет важную роль в этом процессе, так как решение вопросов формирования гражданской активности студенческой молодежи государство и общество во многом возлагают именно на учреждения высшего образования. Исследование показало, что актуальной задачей является усиление воспитательного потенциала вуза по вовлечению молодежи в созидательные формы гражданского участия, формированию понимания и ответственности студентов за свои поступки, судьбу страны, осознанной готовности к созидательному гражданскому действию; необходимо решать проблемы бездуховности, радикального настроения молодежи, так как гражданская активность молодежи, желание участвовать в принятии государственных решений на сегодняшний день является залогом национальной безопасности страны.

Статья подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 18-013-00136 «Развитие созидательной гражданской активности студенческой молодежи»).

Литература

1. БеленцовС. И. Формирование созидательной активности молодежи — залог успешности развития государства // Гражданственность личности в условиях изменяющегося мира: от протестной к созидательной активности: сб. науч. ст.междунар. науч.—практ.конф., 22-23 октября 2015 г. / отв. ред. С. И. Беленцов. Курск: Юго-Западный государственный университет, 2015. С. 180-185.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. БеленцовС. И., ДюминаС. В. Реализация системно-деятельностного подхода — основа формирования умений учебной деятельности учащейся молодежи // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2012. № 2. С. 283-287.

3. БеленцовС. И., Булгаков А. Г. Формирование созидательной активности молодежи — залог успешности развития государства // Гражданственность личности в условиях изменяющегося мира: от протестной к созидательной активности: сб. науч. ст.междунар. науч.—практ. конф., 22-23 октября 2015 г. / отв. ред. С. И. Беленцов. Курск: Юго-Западный государственный университет, 2015. 430 с.

INVESTIGATION OF CIVIL ACTIVITY OF STUDENTS

The author of the paper describes the results of a study conducted at the site of the Taganrog Chekhov Institute (branch) of the Rostov State Economic University. The results are related to the definition of the interests and views of student youth on forms of civic activity, value orientations, participation in the creative forms of public life of the city / country as a factor of the nation's civil welfare. The author founds the following:

— youth is a participant in the socio-political life of the country / city, but often only for personal interests;

— Students themselves determine their level of creative activity as low and identify as a problem "the mentality of modern youth, low activity of the younger generation";

— Some respondents note that young people use radical organizations to influence the political leadership of the country, the participation of the younger generation in social clashes and riots with their peers. The author of the article also determined the role of the higher school in this process, since the state and society largely assign the issues related to the formation of civic activity of student youth to higher education institutions. The author points out the actual task of the educational system of the university, namely, the need to involve young people in creative forms of civic participation, as well as to prevent the young generation from regression to lack of spirituality and radicalism, since the civic engagement of young people and the desire to participate in state decision-making are today the guarantee of national security of the country.

Keywords: civil position, creative activity, student youth, higher school, value orientations, research, education.

References

• Si Belentsi Quaestio de Opificio iuventae — key est felix status progressionem et mutationem orbis in // Romana identitatem, a creante, corripit: Sat. scientific. st.mezhdunar. scientific-practical colloquium., 22-23 Octobris MMXV / pertusum. Ed. Si Belentsi. Kursk: ° F. publica University, 2015. 180-185 p. [InRus].

• Si Belentsi Dyumina sv-system exsequendam approach actione — ex formation of Common artes disciplina operationes iuvenes alumni // Acta publica University. Note: General et paedagogiam perti-nentibus. 2012. № 2. S. 283-287. [InRus].

• Si Belentsi, AG Bulgakov Formation of partum a juventute actione — key est felix status progressionem et mutationem orbis in // Romana identitatem, a creante, corripit: Sat. scientific. st.mezhdunar. doctri-nalis et practicalis. X Confess., 22-23 Octobris MMXV / pertusum. Ed. Si Belentsi. Kursk: ° F. publica University, CDXXX 2015. p. [InRus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.