УДК 371
Gadzhieva P.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan State Pedagogical University
(Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Radzhabova R.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
LEGAL EDUCATION OF THE YOUNGER GENERATION: RUSSIAN AND FOREIGN EXPERIENCE. The article is based on the analysis of the literature, both historical and psychological and pedagogical orientation, study, systematization and generalization of practical experience in the implementation of the ideas of legal education, the urgency of the problem of formation of legal consciousness and lawful behavior in the younger generation. The article presents a comparative analysis of Russian and foreign experience of school legal education, both in the historical past and in modern conditions, in particular, the various approaches and conceptual models of legal education in some European countries. The authors conclude that in modern conditions most European countries have introduced educational programs of legal education into their educational systems. Legal education in the bulk of the school curriculum included either as separate independent disciplines or as classes for free attendance.
Key words: law, legal education, legal education, education of citizen, legal state.
П.А. Гаджиееа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», E-mail: [email protected]
Р.В. Раджабоеа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», E-mail: [email protected]
ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
В данной статье на основе анализа литературы как исторической, так и психолого-педагогической направленности, изучения, систематизации и обобщения практического опыта в сфере реализации идей правового образования обоснована актуальность проблемы формирования правосознания и правомерного поведения подрастающего поколения; в статье представлен сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта школьного правового образования, как в историческом прошлом, так и в современных условиях, в частности рассмотрены различные подходы и концептуальные модели правового образования в отдельных европейских странах. Авторы делают выводы о том, что в современных условиях большинство стран Европы в свои образовательные системы внедрили программы правового образования. Правовое образование в основной своей массе в школьные программы включено либо как самостоятельная дисциплина, либо как занятия для свободного посещения.
Ключевые слова: право, правовое образование, правовое воспитание, воспитание гражданина, правовое государство.
Развитие правового образования в современной российской школе происходит под влиянием ранее сложившейся, еще со времен СССР системы правового образования. Хронологические этапы его развития представлены довольно популярно в работах А.Ю. Соловьева. Согласно его исследованиям, правовое образование в СССР проходило следующие этапы развития:
- 1937 - конец 50-х годов - изучение в рамках школьной программы Конституции СССР;
- 1958 - 1962 гг - ученики старшей ступени школ получают образование по вопросам отраслевых наук, входящих в право;
- 1962 - 1975 гг - включение права в качестве отдельной дисциплины в школьный курс обществознания;
- 1975 - 2000 гг - введение в школьную программу отдельной правовой дисциплины «Основы Советского государства и права»;
- С 2001 в программе было сохранено изучение правовых вопросов в рамках обучения школьников предмету «Обществознание», а спецкурс «Право» был предложен в качестве факультатива и то по желанию и возможности организации его преподавания администрациями школ.
В нынешних условиях одним из главных направлений развития образования в современных школах Российской Федерации может считаться восстановление и совершенствование системы правового образования. В советской системе образования в средней школе предусматривался курс «Основы советского государства и права». В ходе изменения общественно-политического строя страны и коренных изменений законодательства преобразования коснулись правовой и социально-экономической сферы.
В результате проводимых государством реформ образования в учебные заведения были внедрены различные специальные курсы гуманитарной направленности, такие как социология, политология психология и педагогика. Количество занятий, отводимых под правовые дисциплины, заметно уменьшился. Рассмотрение на занятиях права тем, затрагивающих проблемы прав человека, Конституции, свободы слова и личности, перешли в ведение обществознания и прочих комплексных предметов. Введение в практику Министерства образования Российской Федерации базисного учебного плана в 2005 году исключило из учебной программы преподавание данного предмета в школах, где не предусматривалось изучение дисциплины «Правоведение», оставив учащихся без минимального набора правовых знаний. Подобная сложившаяся практика начала 90-х годов на современном этапе развития страны требуют скорейшего пересмотра в силу возникновения новых реалий и задач, стоящих перед страной и обществом, и одной из важнейших становится формирование правового государства.
С переходом страны к новым условиям развития происходит разработка новых учебных программ для средних учебных заведений, формирование в форме отдельной предметной единицы правового учебного курса. Все это может быть объяснено следующими обстоятельствами. В 90-е годы в связи с переменой политического курса страны, началом построения в России правового демократического государства произошли значительные перемены в правовой системе государства. В стране наметилось обновление законодательной и нормативной правовой базы, декларируется в качестве приоритетных права и свобо-
ды человека верховенство закона, возрастание роли судебной власти в качестве обеспечения реализации прав и свобод человека.
В этой связи наблюдается рост заинтересованности в получении правовых знаний, престижности правовых институтов и осознание роли правовых механизмов в решении проблем личности, общества и государства. Все это характеризуется резкими изменениями в росте спроса на правовое образование, юридическую литературу, формирование правовой культуры.
Создание в Российской Федерации правового государства является неоспоримым явлением, осуществляемым на основании демократизации общества, развитиия экономических, общественно-политических, социальных и духовных преобразований. Справедливо определяя тенденции данных явлений, нельзя не отметить, что они выявили многочисленные проблемы, в частности при организации юридического образования школьников. Данный факт может быть подтвержден большим количеством нормативной документации и публикациями в широкой печати.
Целесообразная деятельность личности, напрямую находящаяся в ведении права, имеет перед собой задачи, решение которых лежит в сфере государства и регулируется посредством поведения каждого члена общества.
Таким образом, формирование правового сознания должно осуществляться еще в детстве, вырабатывая правила поведения, впоследствии реализуемые как правовые нормы. Полученные в ходе школьного образования, использованные в качестве основы для формирования правосознания, они напрямую влияют на развитие общественных отношений и отношений людей. Воспитание еще в начальной школе уважения к законности и правопорядку впоследствии становится определяющим в формировании представления человека об общественно-правовом порядке. Таким образом, правовое образование и воспитание дает человеку следующие возможности:
- повышение уровня правовых знаний личности;
- создание представлений о значении права в рамках его социальной значимости и полезности обществу;
- понимание гражданином требований законов и норм права и формирование норм правового поведения. В этой системе важную роль играет создание целого комплекса принципов реализации правового образования и воспитания в рамках реализации воспитательного процесса:
- принцип демократизма и всеобщности юридического воспитания и обучения обозначает общедоступность и многообразие содержания, разновидностей и форм его осуществления в соответствии с нуждами, интересами и способностями учащихся;
- принцип гуманизации юридического воспитания и обучения предполагает формирование подобного уклада существования образовательных учреждений, в которых осуществляется совместная творческая работа, взаимообучение и идеологическое взаимодействие субъектов просветительского процесса, формируя способности с целью проявления и развития индивидуальности каждого ученика и др. [1].
Таким образом, образование, направленное на формирование гражданского общества и правового государства, включает в себя такие понятия, как права и
свободы человека, социальную ответственность перед обществом, толерантное отношение к различным проблемам геополитического и социального характера, различиям межкультурного общения. В соответствии с закладываемыми в восприятии ценностями следует говорить о том, что образование в гражданском обществе подвержено влиянию правового образования, уровня межкультурного общения, просвещения относительно прав и свобод человека, а также толерантности.
В современных условиях большинство стран Европы в свои образовательные системы внедрили школьные образовательные программы правового образования, включенного в основной своей массе либо как отдельная самостоятельная дисциплина, либо как занятия для свободного посещения. В разных странах оно фигурирует под различными наименованиями: «граждановедение», «правовые отношения», «общественно-политическое образование», «социализация личности». Но во всех странах основу составляют базовые знания о человеке и его месте в обществе, направленные на формировании личности для адаптации ее в общественной жизни, развитие человеческой нравственности и политико-правовых знаний [2].
Так, к примеру, в Австрии в 1978 г был принят Закон «Гражданское образование в школах», в котором говорится: «Австрийские учебные заведения должны реализовывать комплекс целей, стоящих перед ними в контексте решения задач правового образования. Правовое образование становится основой формирования развития общества и государства в целом и его граждан как личностей в частности. Своей целью правовое образование в Австрии имеет формирование у граждан правового сознания в общеевропейских масштабах и понимание глобальных мировых проблем».
В соответствии с существующим законодательством в австрийской системе образования значительное внимание сейчас уделяется получению учащимися правовых знаний в области основ государственности, прав человека, но все же последнее время все больший акцент делается на вопросы гражданского образования и граждановедения.
В Англии и Ирландии имели место быть программы добровольного обучения правовым дисциплинам. Это были программы, ориентированные на различные уровни подготовки - начальный и основной. Но уже с начала 2000-х годов правовое образование переходит в Англии из разряда добровольного в разряд обязательного.
В последнее время, после принятия Плана действий на Десятилетие образования в области прав человека (2005 - 2004 годы) в большинстве государств Европы нарастает интерес к получению знаний школьниками по вопросам прав и свобод человека. Основу педагогических программ подобного правового образования составляют попытки дать возможность учащемуся осознать свои права человека, сформировать способность их защищать и отстаивать в рамках сложившегося гражданского общества. Можно выделить несколько подходов к изучению прав человека:
- исторический, в основу которого положен исторический аспект;
- подход, основывающийся на анализе прав человека с позиций документов международного характера;
- реконструктивный, основу которого составляет толкование понимания прав человек в рамках социальных перспектив;
- ценностный, в соответствии с которым права и свободы человека изучаются как комплекс взаимообусловленных ценностных понятий, таких как (личная свобода и достоинства, демократическое участие, равенство возможностей, экономическая стабильность, стабильное окружение) [3].
Правовое образование в области миротворчества - это новое, возникшее в последнее десятилетие направление в образовании. За последние полвека миротворческое образование прошло целый этап развития: от первых разработок до нынешнего состояния науки в этой сфере. Эти программы, подобно программе «От ядерной угрозы - к разоружению», имели перед собой задачи по преодолению бедности и растущей на тот момент ядерной угрозы. Их идея сводилась к уменьшению уровня агрессии в мире. В конце XX века в процессе спада мировой напряженности начали формироваться новая программа миротворческого обра-
Библиографический список
зования школьников «От ненасилия - к позитивному миру», согласно которой происходит перестроение глобальных мировых проблем от концепции мирового ненасилия к созданию позитивного мировосприятия на базе главенствования социальной стабильности, формирования уважения к правам и свободам человека, всемирному равенству и справедливости. Подобного рода программы нашли свою реализацию в мировой практике. Так, в Германии на основе этих программ организовано антивоенное воспитание и обучение в духе толерантности и взаимодействия различных культур и социального развития. Оно направлено на развитие у детей знаний и умений, достаточных для решения конфликтных ситуаций и их преодоления в общественном и глобальном, общемировом масштабе. Для Норвегии характерно наличие учебных программ правового образования, способствующих формированию толерантного позитивного отношения ко всем индивидам общества и установлению хороших отношений между народами.
Таким образом, все государства в Европе располагают своими образовательными системами по правовым дисциплинам, в изучении которых происходит четкое определение национальных интересов государства с учетом прав человека. В этой связи заслуживает внимания опыт правового образования во Франции. В ее национальной системе образования можно отследить тенденцию, направленную на воспитание у обучающихся правильного отношения к правам человека в духе политики правительства страны.
Начиная с середины 80-х годов, Министерство образования и секретарь Комитета по правам человека акцентировали внимание педагогов на всестороннем рассмотрении программ правового образования с учетом следующих особенностей:
- назначение ответственных лиц по внедрению правовых программ в систему образования;
- реализация творческих программ и проектов в национальных конкурсах;
- полномасштабное применение прав человека в экзаменационной системе образовательных учреждений.
Рассмотрение исторической составляющей развития прав человека в Австрии включено в обязательное обучение в курс исторической науки для школ всех уровней. Этот обязательный спецкурс представляет собой проект комплексного изучения взаимосвязанных предметов, в своей основе имеющих целью изучение прав человека на базе познавательных подходов.
Программы правового образования в Испании акцентируют внимание преподавателей на стимулирующие направления в обучении школьников. Основной же упор делается в них на изучении интересов учащихся и их личного опыта правового воспитания с ориентацией на возможность взаимодействия в тех или иных условиях.
Общественное и правовое образование в Бельгии в своей основе принимает за основу обучение правам человека и индивида в глобальных масштабах, избеганию конфликтных ситуаций и эффективным методам их разрешения. В начале 80-х годов Бельгийское национальное Министерство по образованию и культуре разработало специальный документ, предусматривающий доведение информации относительно прав и свобод человека до учащихся посредством их бесед с преподавателями. В середине 80-х годов неправительственными организациями активно начались проводиться специальные дни: «День мировых наук», «День международного взаимопонимания» и другие.
Таким образом, в современных условиях во всех странах Европы развитие системы образования в направлении прав и свобод человека базируется на формировании у обучающихся основ социального поведения в гражданском обществе. Подобное образование имеет своей целью решение следующих задач:
1. социально-педагогических, имеющих в своей основе формирование у граждан понятий участия личности в жизни общества, разделения его интересов;
2. педагогических, направленных на создание у людей необходимого уровня знаний, достаточных для восприятия всего многообразия взглядов и убеждений человека в отношении политики, общества, межнациональных отношений, понимания прав и юридических норм;
3. политико-юридических, направленных на накопление знаний, навыков у человека и побуждение его к всестороннему участию в жизни общества.
1. Гаджиева П.Д. О правовом образовании учащихся в условиях реализации ФГОС нового поколения. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 6 (67): 9.
2. Лаптева Г.С. Проблемное обучение в системе подготовки в университете. Актуальные проблемы подготовки учителя в университете. Ростов-на-Дону, 2012: 11 - 27.
3. Болотов В.А. Проблемы правового образования в контексте модернизации общего образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва: Новый учебник. 2012.
References
1. Gadzhieva P.D. O pravovom obrazovanii uchaschihsya v usloviyah realizacii FGOS novogo pokoleniya. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2017; № 6 (67): 9.
2. Lapteva G.S. Problemnoe obuchenie v sisteme podgotovki v universitete. Aktual'nye problemy podgotovki uchitelya v universitete. Rostov-na-Donu, 2012: 11 - 27.
3. Bolotov V.A. Problemy pravovogo obrazovaniya v kontekste modernizacii obschego obrazovaniya: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: Novyj uchebnik. 2012.
Статья поступила в редакцию 26. 09 2019
УДК 373
Islamov R.R., senior researcher, Innovative network cluster pedagogical laboratory "Pedagogical management In the development of educational complexes and individual educational organizations"; Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Public Administration, BSU (Ufa, Russia), E-mail: [email protected]
Gurov V.N., Scientific Director, Innovative network cluster pedagogical laboratory "Pedagogical management in the development of educational complexes and individual educational organizations"; Head of Department of Theory and Practice of Education Management IRO RB, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, laureate of the RF Government prize in the field of education (Ufa, Russia), E-mail: [email protected]
Gurov D.V., senior researcher, Innovative network cluster pedagogical laboratory "Pedagogical management in the development of educational complexes and individual educational organizations", Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Operational and Investigative activities and special equipment, Krasnodar University of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
SOCIO-PEDAGOGICAL INTERACTION OF FAMILY AND SCHOOL IN THE FORMATION OF MODERN PERSONALITY (THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECT). The article deals with a problem of interaction between the family and secondary school in the context of improving the quality of the formation of the foundations of the child's personality. Presents a model of socio-pedagogical interaction of school and family, briefly reviewed the genesis of the problems the urgency of building the competence of "Patriotic education" at the head of the educational organization, the members of the teaching staff, students, and parents. The integration of educational institutions and social services with the family is based on a thorough socio-pedagogical, psychological and pedagogical diagnosis, on a differentiated approach to different categories of families. The main social services with which the school can actively interact are medical, psychological and pedagogical, cultural leisure and pedagogical animation, legal and economic protection, professional orientation and psychological health, development and support of initiatives of children and adults.
Key words: family, secondary school, interaction, patriotic education.
Р.Р. Исламов, канд. пед. наук, доц., ст. науч. сотр. инновационной сетевой кластерной педагогической лаборатории «Педагогический менеджмент в развитии образовательных комплексов и отдельных образовательных организаций», ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Уфа, E-mail: [email protected]
В.Н. Гуров, д-р пед. наук, проф., науч. рук. инновационной сетевой кластерной педагогической лабораторией «Педагогический менеджмент в развитии образовательных комплексов и отдельных образовательных организаций», зав. каф. теории и практики управления образованием ИРО РБ, г. Уфа, E-mail: [email protected]
Д.В. Гуров, канд. пед. наук, доц., ст. науч. сотр. инновационной сетевой кластерной педагогической лаборатории «Педагогический менеджмент в развитии образовательных комплексов и отдельных образовательных организаций», нач. каф. оперативно-розыскной деятельности и специальной техники, Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации (Ставропольский филиал), г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ (ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
В статье рассматривается проблема взаимодействия семьи и общеобразовательной школы в контексте повышения качества формирования основ личности ребенка. Представлена модель социально-педагогического взаимодействия семьи и школы, кратко рассмотрен генезис обозначенной проблемы, обоснована актуальность формирования компетенции «патриотическое воспитание» у руководителя образовательной организации, членов педагогического коллектива, школьников, родителей. Интеграция образовательного учреждения и социальных служб с семьей основывается на проведении тщательной социально-педагогической, психолого-педагогической диагностики, дифференцированном подходе к различным категориям семей. Основными социальными службами, с которыми может активно взаимодействовать школа, является медико-психолого-педагогическая, культурного досуга и педагогической анимации, правовой и экономической защиты, профессиональной ориентации и психологического здоровья, развития и поддержки инициатив детей и взрослых. Ключевые слова: семья, общеобразовательная школа, взаимодействие, патриотическое воспитание.
Взаимодействие семьи и школы как основных активных субъектов социума, в котором формируется личность, является велением времени.
Социально-педагогическим пространством укрепления такой связи, необходимой в интересах и детей и, что не менее важно, взрослых, как раз и выступает открытый (внешкольный и внесемейный) социум как своеобразный третий мир ребенка и его родителей.
Общие закономерности социально-педагогического взаимодействия, его детерминации в процессе становления личности, формировании человека раскрыты в исследованиях философов и социологов: А.И. Антонова, В.Г Афанасьева, И.В. Бестужева-Лады, И.С. Кона, В.Т. Лисовского, ГГ Силласте, В.Я. Титарен-ко, А.Г Харчева и др.
Существенный вклад в решение проблемы социальной работы с семьей и детьми внесли А.И. Акулова, Б.П. Битинас, В.Г Бочарова, Б.З. Вульфов, С.И. Григорьев, В.Н. Гуров, М.П. Гурьянова, В.И. Загвязинский, М.В. Захарова, Т.В. Лод-кина, А.В. Мудрик, М.М. Плоткин, В.Д. Семенов, В.А. Сластенин, Г.Н. Филонов, В.А. Фокин, Т.Ф. Яркина и др. Следует назвать и зарубежных специалистов, прежде всего, таких как Д. Бранз, Г Бернлер, Б. Герни, Р. Рамзей, Д. Сноу, Л. Юссон и др.
Многие вопросы семейного воспитания, в частности взаимосвязи семьи и школы, вслед за Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, С.Т. Шацким, В.А. Сухомлин-ским рассматривали Ю.П. Азаров, И.В. Гребенников, В.М. Коротов, Б.Т. Лихачев, ГА. Медынский, Н.И. Монахов, А.М. Низова, А.О. Пинт, А.Г Хрипкова. Психологические аспекты взаимодействия образовательных организаций с семьей исследовали Б.Г Ананьев, А.А. Бодалев, С.А. Беличева, В.А. Крутецкий, А.В. Петровский и др. Проблемы неблагополучных семей плодотворно изучали Л.С. Алексеева, М.А. Алемаскин, В.Н. Гуров, З.В. Дунаева, Э.Г. Костяшкин, А.И. Кочетов, И.В. Кузовская, И.А. Литвинов, И.А. Невский, Ю.И. Юричка.
Согласно исследованиям этих и других ученых, взаимодействие семьи и школы с окружающей микросредой, т.е. сферой жизнедеятельности родителей и учащихся повышает их воспитательный потенциал, который становится мощным средством социализации, социальной поддержки и защиты личности.
Существующие проблемы функционирования семьи на современном этапе обусловливают необходимость оказания ей помощи со стороны общества. Анализ педагогической литературы, собственные исследования показывают, что это возможно посредством организуемой с семьей социальной (или социально-педагогической) работы.
Основанием для данного утверждения служит понимание социально-педагогической работы как деятельности по изменению.
На самом деле, если семья не выполняет свою ведущую функцию - первичной базисной социализации личности ребенка в силу различного рода причин или социальных дефицитов (структурных, деформации взаимоотношений в подсистемах ее, негативного влияния референтной группы, нарушения ролевых функций и т.д.), то необходимо влияние на нее извне с определенной целью: внести требуемые коррективы в ее функционирование, т.е. нужные изменения.
Однако изменения и есть ведущая социальная характеристика социально-педагогической работы.
Современное образование требует формирование личности, способной эффективно работать в современном обществе, которое должно быть конкурентоспособным. Его отличительным признаком должна стать быстрая адаптация к изменяющимся условиям и способность находить общий язык во всех ситуациях жизнедеятельности. Он должен быть инновационно настроенным и быстро адаптироваться к изменениям в области технологий и других сферах.
И здесь патриотическое воспитание является одним из важнейших направлений в деятельности образовательной организации, т.к. одной из основных ее