Социально-педагогические условия воспитания школьников в учреждениях дополнительного образования детей
Б. В. Куприянов
На основе педагогических фактов из жизнедеятельности внешкольных учреждений в статье раскрываются существенные социально-педагогические взаимосвязи - социально-педагогические условия. Автор текста связывает эффективность социального воспитания школьников в учреждениях дополнительного образования детей с обслуживанием интересов личности и общества через специфические требования к жизнедеятельности внешкольного учреждения.
Ключевые слова: социальное воспитание, учреждения дополнительного образования детей, социально-педагогические условия.
Socio-Pedagogical Conditions of Upbringing in the Children Further Education Institutions
B. V. Kupriyanov
On the basis of the pedagogical facts of the further education institutions activity we prove essential socio-pedagogical correlations -socio-pedagogcial conditions. The author of the text connects the effectiveness of social upbringing in the children further education institutions with operating on the concerns of the personality and the society through specific demands of the further education institutions activity.
Key words: social upbringing, children further education institutions, socio-pedagogical conditions.
Одной из самых популярных формул, используемых в кандидатских диссертациях, является словосочетание «педагогические условия». Согласно данным Российской государственной библиотеки, на 1 мая 2008 года в каталоге имеется более 2200 диссертаций, начинающихся со словосочетаний «педагогические условия» и «организационно-педагогические условия». А если обратиться к гипотезам кандидатских диссертаций, то окажется, что подавляющее большинство их авторов в качестве научной цели избрали выявление педагогических условий того или иного процесса. Педагогические условия при этом понимаются, как правило, в качестве одной из сторон закономерности воспитательного (образовательного, учебного и т. п.) процесса.
Дадим рабочее определение социально-педагогическим условиям в контексте концепции социального воспитания А. В. Мудрика: «Социальное воспитание - это относительно самостоятельный компонент функционирования воспитательной организации, обуславливающий эффективность социального воспитания; в научном аспекте представляет составную часть существенной, объективно существующей, повторяющейся взаимосвязи между явлениями и процессами, в методическом аспекте выступающими в качестве требований и правил решения социально-педагогических задач».
Согласно результатам опытно-экспериментальной работы, в качестве первого социально-педагогического условия социального воспитания в учреждениях дополнительного образования детей может рассматриваться следующее: учащимся предоставляется возможность выбора формы социального воспитания, осуществления социальных проб в рамках различных сфер жизнедеятельности воспитательной организации.
Осуществление этого социально-педагогического условия предполагает:
— объективную доступность (наличие в, том числе, транспортной доступности) и субъективную доступность (информированность и мотивация пробы) набора форм социального воспитания;
— организационное обеспечение безболезненного перехода из одного детского объединения в другое;
— личностно-ориентированное информационное обеспечение включения в жизнедеятельность воспитательной организации (информирование об особенностях включения личности в различные сферы жизнедеятельно -сти, рефлексия личного опыта включения). Самоопределение, как составляющая социального воспитания школьников в учреждениях дополнительного образования детей, может рассматриваться в качестве поиска наиболее подходящего типа воспитательной организации, что в свою очередь требует обеспечения доступности минимального набора из пяти основных форм социального воспитания. Самоопределение в жизнедеятельности воспитательных организаций обеспечивается также развертыванием поля социально-профессиональных проб (М. И. Рожков). «Поле» в психологии - «совокупность переживаемых субъектом актуальных ("здесь и теперь") побудителей активности» [1]. Проба - это совокупность последовательных действий, их набор, связанный с выполнением специально организованной деятельности на основе последовательного выбора адекватного ситуации способа поведения. В этом понимании поле социально-профессиональных проб может быть представлено как набор специально создаваемых ситуаций, являющихся побудителями активности субъекта и требующих адекватного способа поведения.
Таким образом, разворачивая поле социально-профессиональных проб, педагог стимулирует действия школьника в квазипрофессиональной или профессиональной деятельности.
Развертывание поля социально-профессиональных проб позволяет реализовать вариативность индивидуальных траекторий социального воспитания. В существующих сферах квазипрофессиональной жизнедеятельности выделяются ее различные виды, выбор которых воспитанником обеспечивает вариативность. Кроме того, можно говорить о вариативности в темпе и стиле осуществления социально-профессиональных проб. Пробы обеспечивают самоопределение и позволяют школьнику оформить проект собственного продвижения в овладении данной сферой жизнедеятельности.
Например, в центре дополнительного образования детей «Паново» г. Костромы возможность выбора формы социального воспитания, осуществления социальных проб в рамках различных сфер жизнедеятельности воспитательной организации осуществляется через обеспечение разнообразия направлений-профилей:
— спортивно-техническое творчество;
— научно-техническое творчество;
— художественно-эстетическое творчество;
— декоративно-прикладное творчество;
— изобразительное искусство;
— эстрадное творчество;
— физкультурно-оздоровительное направление;
— социально-педагогическое направление. Программы, реализуемые в ЦДОД «Паново»,
рассчитаны на различные возрастные категории обучающихся - от 3,5 до 18 лет; вариативна продолжительность программ - в основном от года до трёх лет. Для школьников, освоивших программы, но желающих продолжить занятия по выбранному профилю жизнедеятельности, организованы экспериментальные группы и группы повышенного мастерства. В связи с недостаточной ясностью существующей нормативной базы типологии детско-подростковых объединений, в ЦДОД «Паново» был составлен локальный акт «Положение о формах объединений Центра дополнительного образования детей "Паново"», в котором представлен перечень и даны краткие характеристики организационных форм детских объединений. В основу типологии положена классификация форм социального воспитания школьников в учреждениях дополнительного образования детей: студия, школа, ансамбль, лаборатория, клуб. Выбор формы определяет педагог - либо самостоятельно, либо с помощью методической
службы учреждения, исходя из особенностей профиля деятельности.
Второй пример - социальное воспитание школьников в ГУДОД «Областной центр детско-юношеского туризма "Чудь"». В таблицах 1 и 2 представлено число детско-подростковых объединений и распределение школьников по официально установленным пяти направлениям: тури-стско-краеведческое, культурологическое, физ-культурно-спортивное, военно-патриотическое, социально-педагогическое. Доминирующую роль в Центре играют первые два направления. В последние годы происходит значительное увеличение числа школьников, занимающихся в физ-культурно-спортивных объединениях. Возможность выбора школьника обеспечивается вариативностью форм детских объединений. Существуют следующие формы:
— клубная (туристический клуб «Братишка», поисковый клуб «Азимут»);
— школьная («Школа юных Василис», Музей геологии и топографии, Музей декоративно-прикладного творчества и русского быта);
— ремесленно-производственная («Лепка», «Шликерное литьё», «Костромская роспись», «Плетение из лозы»);
— военно-служебная форма («Юный турист-спасатель»).
Занимаясь в центре внешкольной работы «Беркут» (ранее «Клуб юных летчиков, десантников и космонавтов»), костромские подростки и юноши присваивают стиль поведения, взгляды и ценности военной профессии, идентифицируют себя с ней. В процессе развития учреждения здесь оформились четыре направления: физкуль-турно-спортивное, военно-патриотическое, художественно-эстетическое, социально-педагогическое.
Второе социально-педагогическое условие социального воспитания школьников состоит в том, что в учреждении дополнительного образования детей обеспечиваются целостность и непротиворечивость институциональной формы социального воспитания школьников. Непротиворечивость состоит в соответствии ценностно-смысловому плану жизнедеятельности индивидуально-группового, целевого, содержательного, знаково-символического, организационного планов. Наиболее явно она обнаруживается в соответствии организованного пространства коллективной жизнедеятельности, символического фона, задающегося внешним видом и историей здания, сооружения; наличием необходимого оборудования.
Социально-педагогические условия воспитания школьников в учреждениях дополнительного образования детей
Непротиворечивость ценностно-смыслового и содержательного планов относительна, так как первый достаточно жестко определяет второй -совокупность и иерархию сфер жизнедеятельности (по А. В. Мудрику). На первые позиции, в зависимости от ценностно-смыслового плана жизнедеятельности и целей, могут выходить познание (активность, направленная на познание окружающего мира), игра (свободная импровизация в условных ситуациях), общение (активность, направленная на взаимодействие с людьми), спорт (реализация функционально-органической активности), предметно-практическая (преобразование предметной среды) и духовно-практическая деятельность (создание или использование духовных или социальных ценностей).
Целостность и непротиворечивость формы социального воспитания школьников зависит от организации жизнедеятельности - от регулирования пространственно-временных параметров существования воспитательного заведения, организации типовых значимых ситуаций и будней. В типовой значимой ситуации для воспитанника (воспитанников) происходит переход из одного состояния жизнедеятельности в другое (обретение нового статуса, осуществление пробы какой-либо деятельности), когда индивид или группа в процессе сильных переживаний получают новый социальный опыт. Организация типовых значимых ситуаций определяет различную ритмичность и амплитуду коллективных переживаний. Ценностно-смысловой план жизнедеятельности задает плотность и интенсивность взаимодействия участников воспитательной организации, темпоритм будней и праздников.
Третьим социально-педагогическим условием социального воспитания в учреждениях дополнительного образования детей может быть названо взаимодействие воспитательной организации с социальной организацией-аналогом. Такое взаимодействие носит содержательный характер и поддерживает ценностно-смысловой план жизнедеятельности. Значимость этого условия подтверждается исследованием Р. В. Голованова, который указывает, что развитие современного дополнительного образования детей обусловлено социальным партнерством с различными социальными институтами. Автор определяет следующие формальные требования, исполнение которых обеспечит эффективность социального партнерства:
— «программа подготовки представителей различных социальных институтов к взаимодействию на принципах социального партнерства;
— нормативно-правовая база партнерской деятельности с согласованным планом совместной образовательной деятельности с детьми средствами туризма и краеведения;
— создание межведомственного координационного совета как органа управления социальным партнерством, актуализации партнерских взаимоотношений» [2].
В то же время, как показало наше исследование, сотрудничество с воинскими частями, командами речных и морских судов играет важную роль не только в плане возможности использования материальной базы для выполнения прыжков с парашютом, проведения военно-полевых сборов, но и в плане совместного проживания значимых ситуаций, становящихся для школьников воспитательными событиями.
Весьма показательным является пример биологического кружка, созданного в 1955 году при Московском обществе испытателей природы (и существующего до сих пор при зоологическом музее МГУ им. М. В. Ломоносова) [3].
По подсчетам педагогов и воспитанников, детско-подростковое объединение воспитало около трехсот человек. Среди воспитанников -доктора биологических наук, директора академических институтов, заведующие кафедрами МГУ, авторы монографий, ведущие специалисты по биологии, биогеографии, экологии, гидробиологии. Результаты социального воспитания школьников в этом внешкольном объединении могут быть квалифицированы как успешные. Важно подчеркнуть трансляцию ценностно-смыслового аспекта жизнедеятельности руководителем объединения А. П. Разореновой, которая участвовала во многих биологических экспедициях 19301940-х гг. и в создании новых заповедников, сама исследовала грызунов - ею созданы работы по систематике полевок (даже описан новый их подвид).
«Мы, - вспоминают воспитанники, - присутствовали на разных "взрослых" заседаниях и семинарах, даже на защитах и дискуссиях в Большой Зоологической аудитории. Не тушевались перед знаменитостями. Однажды даже участвовали в телевизионной передаче в прямом эфире, где академики представляли "юных исследователей": историк, академик Рыбаков, привел юных археологов, а мы пришли в студию с академиком Сукачевым... Не боялась Анна Петровна (руководитель кружка) оставлять нас с нашими вопросами и материалами один на один с крупными учеными - кандидатами и докторами наук, профессорами и академиками. Становясь известными биологами, они не порывали связи с кружком
- проводили занятия, читали лекции, водили экскурсии и организовывали поездки для детей, а то и брали кружковцев в свои дальние экспедиции. Университетская профессура за глаза называла кружковцев "разореновскими детьми"».
Обратим внимание на следующую цитату из воспоминаний очевидца: «Нам рекомендовалось читать заметки писателей-натуралистов. Среди них, несомненно, выделялись книги Александра Николаевича Формозова "Спутник следопыта", "Шесть дней в лесу" и др. Мы его встречали достаточно часто в МОИПе и на биофаке МГУ на разных заседаниях, семинарах, конференциях». Следует подчеркнуть: школьники читали книги и общались с автором, видели его в житейских ситуациях, что способствовало прямому приобщению кружковцев к биологической науке как сфере социальной жизнедеятельности.
Сегодня участники кружка вспоминают, что получали задания от зоомузея МГУ (сбор тушек птиц в экспедиции). Работа в заповедниках проходила в тесном взаимодействии с научными сотрудниками этих учреждений. А. А. Тишков пишет: «Экспедиция в Центрально-Черноземный и Воронежский заповедники летом 1965 г. перевернула мою жизнь и соединила ее с Институтом географии РАН, где я сейчас и работаю заведующим лабораторией биогеографии» [3].
Как показывает анализ практики, общими компонентами взаимодействия воспитательной организации с социальной организацией-аналогом являются следующие:
- посещение школьниками социальных организаций, использование оборудования, зданий и помещений;
- участие школьников в событиях, значимых для социально-профессиональной (культурно-досуговой) группы;
- встречи детских объединений с отдельными представителями социально-профессиональной или культурно-досуговой группы, получившей общественное признание за свои успехи;
- участие представителей социально-профессиональной или культурно--досуговой группы в соревнованиях среди школьников в качестве судей (жюри);
- включение в жизнедеятельность воспитательной организации ветеранов - представителей социально-профессиональной группы - и выпускников, поступивших в профильные учреждения профессионального образования. Так, соглашаясь с В. А. Багиной, Г. П. Бобылев отмечает: «Детско-юношеский спорт, ориен-
тированный на достижения, является моделью большого спорта. Ребята тренируются, выступают на соревнованиях, ездят на сборы, живут в спортивных школах-интернатах. Они знают также группу профессионалов, которые данный вид спорта "обслуживают" - менеджеров, тренеров, организаторов, врачей, журналистов, педагогов и т. п. То есть допрофессиональная и начальная профессиональная подготовка к деятельности в спорте у юных спортсменов присутствует в структуре их профессионального самоопределения» [4; 5].
Одним из важных признаков, например, студийной формы социального воспитания является общение с профессиональными представителями данного вида творчества, благодаря чему происходит оформление у школьников собственных взглядов (Н. Е. Самсонова). Важная сторона жизнедеятельности студии - организация, целенаправленное восприятие результатов творческой деятельности (произведений): юнкоры знакомятся со статьями известных журналистов, будущие экономисты - с практикой известных менеджеров, участники театральной студии - с работами известных актеров и т. д. При этом наибольшее внимание уделяется реализации авторитетным специалистом собственной индивидуальности.
Еще один пример - взаимодействие ОЦДЮТ «Чудь» с Костромским областным институтом повышения квалификации работников образования, Костромским государственным университетом им. Н. А. Некрасова. С 2006 г. совместно проводятся ежегодные научно-практические конференции по вопросам сохранения и развития традиционных народных ремесел, реализуется программа «Народная игрушка "От сердца к сердцу"». По инициативе Центра совместно с кафедрой моделей и швейных технологий Костромского государственного технологического университета проводятся семинары «Народный костюм Костромской губернии - традиции и современность». Центром туризма «Чудь» совместно с КГУ, КОИПКРО, православными просветительскими центрами ведется кадровая подготовка, ресурсное сопоставление программ через организацию курсов, семинаров, мастер-классов, научно-практических конференций; проводится поисковая деятельность, организуется работа кружков, студий по народным ремеслам.
Для педагогов культурологического направления области совместно с КГУ на протяжении последних лет проводятся научно-практические конференции.
Социально-педагогические условия воспитания школьников в учреждениях дополнительного образования детей
ОЦДЮТ «Чудь» поддерживает взаимосвязи с турклубами «Торнадо» (Галич), «Пилигрим» (Не-рехта), «Берендеи» (Шарья), оказывает помощь в проведении муниципальных туристских соревнований. Турклубы принимают участие в областных соревнованиях. С 2005 г. ОЦДЮТ «Чудь» участвует в акциях общественного детского экологического движения «Зеленая планета»: Всероссийской историко-экологической акции «Далекое и близкое старинных усадеб», «Делами добрыми едины» и т. д.
Еще один пример - взаимодействие центра внешкольной работы «Беркут» с различными социальными организациями, транслирующими аналогичный ценностно-смысловой план жизнедеятельности: Военной академией радиационной, химической и биологической защиты им. Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко, 98-й гвардейской воздушно-десантной дивизией г. Иванова, 331 гвардейским парашютно-десантным полком, Костромским аэроклубом Российской оборонной спортивно-технической организации, ГУДОД «Областной планетарий», обществом «Кострома -Байконур», областным и городским советами ветеранов войн и локальных конфликтов.
Вот несколько фактов. В течение 10 лет на базе 331 гвардейского парашютно-десантного полка и областного планетария организовывались еженедельные учебные занятия для воспитанников ЦВР «Беркут». С 1994 по 2004 г. аэроклуб РОСТО обеспечивал организацию и проведение учебно-тренировочных прыжков с парашютом и учебных занятий по парашютной подготовке для курсантов ЦВР «Беркут». На протяжении 7 лет на базе учебного центра 98-й гвардейской воздушно-десантной дивизии организовывался военно-спортивный лагерь и проводились практические стрельбы для воспитанников «Беркута». В 20002004 гг. курсанты принимали участие в активных программах клуба путешественников «Надежда»: пешие и лыжные походы по Костромской области; велопоход по Золотому кольцу России; пять походов по пещерам Северного Урала и Западного Кавказа; пять водных походов по рекам Меза, Мста, Андоба, по рекам Карелии; горные походы по Кавказу. Ежегодно курсанты ЦВР «Беркут» принимали активное участие в городских мероприятиях, посвященных Дню Защитника Отечества, празднованию Дня Победы, Дня Воздушно-десантных войск; юбилейных празднованиях 40-летия полета Ю. А. Гагарина в космос, 75-летию РОСТО. Наиболее значимый факт состоит в том, что десять выпускников ЦВР «Беркут» прошли срочную службу на базе 331 гвардейского парашютно-десантного полка, три выпускника стали
офицерами полка, четырнадцать воспитанников пополнили инструкторский состав клубов «Надежда» и РОСТО.
Отсюда можно заключить, что взаимодействие ЦВР «Беркут» с учреждениями и организациями, близкими профилю клуба, но не осуществляющими воспитание детей, позволило найти и использовать необходимые ресурсы в целях патриотического воспитания курсантов и добиться значительных результатов, полезных обеим сторонам. Команда центра заняла призовые места во всероссийских и межрегиональных соревнованиях по военно-прикладным и техническим видам спорта (Кострома, 2001; Москва, 2001; Рыбинск, 2002 и 2003; Оренбург, 2003).
Таким образом, социально-педагогическими условиями социального воспитания учащихся в учреждениях дополнительного образования детей являются следующие:
- предоставление учащимся возможности выбора формы социального воспитания, а также осуществления социальных проб в рамках различных сфер жизнедеятельности воспитательной организации;
- обеспечение целостности и непротиворечивости формы социального воспитания учащихся в учреждении дополнительного образования детей;
- поддержка ценностно-смыслового плана жизнедеятельности во взаимодействии воспитательной организации с соответствующей социальной организацией (аналогичной в ценностно-смысловом плане).
Библиографический список
1. Психология. Словарь [Текст] / под. общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Политиздат, 1990. - С. 281.
2. Голованов, Р. В. Педагогические аспекты развития социального партнерства в сфере дополнительного образования детей (на примере московской городской станции юных туристов) [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Р. В. Голованов. - Йошкар-Ола, 2007. - С. 14.
3. Тишков, А. А. О биологическом кружке, Анне Петровне Разореновой и «разореновских детях» [Текст] / А. А. Тишков // Биология. - 2005. - № 11. - С. 7
4. Багина, В. А. Психолого-педагогические условия активизации юных спортсменов в профессиональном самоопределении [Текст] : дис. ... канд. пси-хол. Наук / В. А. Багина.- М. , 1995. - 160 с.
5. Бобылев, Г. П. Спортивная школа как воспитательная организация [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Г. П. Бобылев. - М. : Моск. пед. гос. ун-т, 2006. -215 с.
Развитие личностной и когнитивной сферы студентов 71