Научная статья на тему 'Роль событийного подхода в создании воспитательной сети учреждением дополнительного образования'

Роль событийного подхода в создании воспитательной сети учреждением дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
981
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОБЫТИЕ / СОБЫТИЙНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / СЕТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / EVENT / EVENTFULNESS / EDUCATION / NETWORK OF ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Педан Владимир Анатольевич

В статье раскрывается значимость событийного подхода в организации воспитательной сети современного учреждения дополнительного образования. Анализируется деятельность Центров внешкольной работы по созданию воспитательного пространства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of event approach in educational network creating by an institution of additional education

The article reveals the importance of event-driven approach to the organization of educational network of modern institutions of additional education. The author analyzes the work of Centers of Extracurricular Activities on creation of educational space

Текст научной работы на тему «Роль событийного подхода в создании воспитательной сети учреждением дополнительного образования»

В. А. Педан

(Санкт-Петербург)

Роль событийного подхода в создании воспитательной

сети учреждением дополнительного образования

В статье раскрывается значимость событийного подхода в организации воспитательной сети современного учреждения дополнительного образования. Анализируется деятельность Центров внешкольной работы по созданию воспитательного пространства.

В последнее время в педагогике большое значение придается событийному подходу, который является одной из значимых куль-турообразующих идей в образовании. Событийность обеспечивает уникальность пути и способа личностного роста каждого ребенка. По мнению Н. Б. Крыловой, в понятии «событие» отражена «самобытная природа образования, его интенция, внутреннее движение, социокультурная динамика в различных ситуациях, а также в определенной мере противоположение технологизму устоявшихся дидактических приемов» [1].

Обратимся к этимологии понятия «событие». В толковом словаре В. Даля феномен «событие» обозначен как «событность кого с кем, чего с чем, пребывание вместе и в одно время; событность происшествий, совместность по времени, современность». В словаре Ушакова событие трактуется как важное явление или «крупный» факт общественной или личной жизни человека. О событии упоминалось еще в эпосах Гомера и Гесиода, а в трудах Геродота и Фукидида показано мифологизированное представление о событии, которое впоследствии являлось основой формирования философско-исторических взглядов на это понятие. Впервые настоящее философское понимание категории «событие» появляется в диалогах Платона и работах Аристотеля. Большое внимание пониманию события уделяется в трудах представителей немецкой классической философии. Исследованием данного феномена занимались А. Н. Уайтхед, М. Хайдеггер, М. М. Бахтин, Ж. Боске. В частности, Хайдеггер в своих трудах отмечал, что событие («Ereignis»] не является одним из обозначений бытия, не вступает с ним в иерархические отношения. Для Хайдегера событие не имеет ограничений во времени и в пространстве в отличие от обыденного,

«житейского» события, которое можно заключить в жесткие временные и пространственные рамки. Философ видит в событии не случай, не происшествие. Он считает, что «событие дает человеку, требуя его для себя, сбыться в его собственном существе» [2].

В российском (советском] образовании впервые начали осваивать пространства событийности в конце 80-90-х гг. прошлого столетия. Так, В. И. Слободчиков считает, что событийность является основой формирования собственного культурного опыта ребенка, который посредством различных событий приобщается к общим культурным процессам. По мнению автора, событие создает подлинную ситуацию развития, которая способствует зарождению и развитию человеческих способностей, «функциональных органов» субъективности, позволяющих ребенку впоследствии действительно «встать в отношение» к окружающей среде, к собственной жизнедеятельности. Результатом происходящего со-бытия оказывается субъективность, представленная в той или иной форме.

Со-бытие раскрывается как некий развивающийся процесс, рассматриваемый поэтапно как возникновение, постепенное преобразование, смена одних форм совместности, единства, со-бытия другими формами. Последние более сложны и показывают рост уровня развитости ребенка [3]. Не менее интересным и значимым для нашего исследования является представление А. Флиера о том, что культурные события можно рассматривать как артефакты культурных форм взаимодействия субъектов [4]. А. Флиер считает, что каждый участник события определяет его значение субъективно и при этом меняется сам под его воздействием.

Большой вклад в изучение события как педагогического феномена внесли отечест-

венные инновационные школы, которые посредством экспериментальной деятельности и повседневных практик доказали, что выход из жесткой ориентированности на обучение как освоение информации в стандартно-программном поле в событийное обучение и воспитание школьников дает более эффективные результаты. Начиная с 80-х годов ХХ века А. Тубельским, М. Щетининым, В. А. Караков-ским, А. М. Лобком и другими педагогами-исследователями были разработаны и реализованы на практике событийные модели школ. Они успешно доказали, что не только возможна, но и, по сути, необходима модернизация образовательного процесса. Классно-урочные традиционные формы организации образовательного процесса можно переориентировать на культуросообразные, вероятностные и вариативные, предполагающие открытое и свободное образование, устроенное иначе, чем традиционная школа. А. М. Лобок в книге «Вероятностный мир» подчеркивает, что традиционно центром образовательного пространства является урок-схема, который нацелен на трансляцию и тиражирование информации. В этом случае она репродуктивна. Однако в центре образовательного пространства может быть событие - в этом случае появляется вероятность того, что нечто может или не может происходить с известной долей вероятности. Но такая образовательная ситуация требует учителя, способного к совместному с ребенком «бытию в культуре».

Большинство ученых, исследуя событие как культуросообразную идею, сходятся в том, что событийность имеет смысл лишь тогда, когда она развертывается сама по себе, а не по плану, заказу со стороны, когда ребенок свободен в выборе, а дела и мероприятия совпадают с его желаниями, стремлениями, способностями. Тогда события способны творчески «зарядить» его, придать ему импульс энергии и желания творить. При этом особо важно, чтобы субъектом в событийном процессе был ребенок. На этом настаивает в своих работах А. А. Остапенко [5], который особо выделяет личностную заинтересованность и участие каждого ребенка в происходящем событии. При отсутствии у воспитанника собственных целей, планов и надежд, как утверждает автор, воспитание сводится к решению задачи увеличения занятости ребенка, охвата его мероприятиями, задействованности в школьных и внешкольных программах, круж-

ках и т.д., тотального надзора за ребёнком. Та же ситуация наблюдается в том случае, если цели деятельности ребенка навязаны взрослыми. Цель педагога, взрослого сводится к тому, чтобы «занять», «заполнить» время ребенка, «охватить» его какой-либо деятельностью. Взрослые заполняют жизнь ребенка мероприятиями, однако цель их ребенку не понятна - она понятна только взрослому. Цель мероприятия ребенком не прожита, не прочувствована. Она «спущена» сверху. Непонятая ребенком цель приводят к отсутствию ответственности за ее достижение. Целенаправленная воспитательная работа взрослого превращается в бессмысленную суету вокруг школьника.

Ю. С. Мануйлов отмечает, что довольно часто в образовательной организации мероприятия проводятся для детей, но не становятся событиями их жизни. Их «отбывают», «отсиживают» (или «отстаивают»], а не «проживают». Чтобы тот или иной факт общественной жизни стал для индивидуума событием, нужно чтобы он был личностно значимым. Однако не всякий факт, как замечает Ю. С. Мануйлов [6], может стать событием. Очень многое зависит от личности, включенной в событие, ее собственного сознания, восприятия и от эмоциональной окраски данного факта. Л. И. Новикова считает, что событие должно быть ярким, красочным, праздничным, нерядовым, незаурядным, впечатляющим в противоположность серым будням повседневности.

Е. М. Сафронова в своем исследовании показала, что событийность для ребенка означает внутреннюю диалогичность факта, явления, поступка, затронувшую ценностно-смысловую, нравственную сферу его личности, повлекшую за собой необходимость в принятии решения, осуществлении выбора на основе гуманитарных, значимых для ребенка принципов. На примере художественно-творческой деятельности Е. М. Сафронова показала, что событие для ребенка сопровождается утверждением в деятельности (интеллектуально-познавательной, смыслопоисковой, художественно-творческой, рефлексивно-аналитической и др.] достоинства личности, ее самоценности, за которым следует достижение школьником значимого для него результата, успеха в какой-либо области деятельности (участие или победа в конкурсе рисунков; впервые самостоятельно выполненная рабо-

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ. 2016. № 1 (46]

105

Инновационные системы и технологии подготовки специалистов

та творческого характера]. Роль взрослого (учителя, родителя], а иногда значимого для ребенка сверстника - в поддержке его самостоятельности в достижении успеха [7].

Для данного исследования важны также идеи М. И. Болотовой [8], которая утверждает, что событийный подход определяет смыс-лоориентированную направленность воспитательного пространства (и системы] в целом, способствует обращению молодежи к основным человеческим ценностям, смыслу бытия и пониманию самого себя.

В центре внешкольной работы Центрального района Санкт-Петербурга событийный подход является одним из основных при организации учебно-воспитательной деятельности. На проектировании, качественной подготовке и проведении ярких, образных, запоминающихся и положительно влияющих на эмоциональное состояние школьника мероприятий-событий строится взаимодействие преподавателей и обучающихся. Воздействие увиденного и лично пережитого школьником оказывает иногда более сильное воздействие, чем услышанная информация. При этом событие, являясь вариантом сообщения информации, предоставляет богатый эмпирический материал, который необходим для дальнейшей совместной деятельности педагога и учащегося. В ходе проектирования социально-культурных событий на основе творческих замыслов педагогов, воспитанников и их родителей и собственно воспитательного пространства. На основе событийного подхода Центром внешкольной работы создаются специальные условия для взаимодействия различных субъектов воспитательного процесса, атмосфера событийности. Появление событийных детско-взрослых общностей влияет на позитивное творческое развитие школьников. Событийность, событийный подход при организации мероприятий предполагает личностную значимость какого-либо явления, дела, мероприятия, чьего-то поступка, поведения, действия для человека, воздействие какого-то факта, явления на эмоциональную сферу личности, способность «задеть за живое», «оставить след» в памяти, а возможно и в биографии.

Педагогами Центра внешкольной работы Центрального района СПб проводятся мероприятий, которые можно считать событиями высокого уровня. Педагоги выделяют три уровня событий: 1 уровень - события, прово-

димые в рамках мероприятий, посвященных знаменательным датам, традиционные мероприятия учреждения; 2 уровень - события, отражающиеся в дальнейшем в какой-либо деятельности обучающихся; 3 уровень - события, которые влияют на мировоззрение обучающихся, формируют его. К событиям третьего уровня педагоги Центра относят, например, проекты, организуемые в рамках профориентационной деятельности: поездки в воинскую часть с целью проведения проф-проб, экскурсии по родным местам великих людей, концерты для пожилых людей, больных детей и детей-сирот и многие другие мероприятия, которые еще на стадии планирования продумываются и организуются учащимися. При этом каждый педагог Центра старается сопровождать самостоятельную деятельность воспитанников так, чтобы каждый из обучающихся почувствовал себя главным действующим лицом и его сотворчество с другими обучающимися, педагогами, родителями, социальными партнерами полностью захватило его, дало возможность проявить себя, прочувствовать ответственность за начатое дело. И только в этом случае любое, даже самое рядовое мероприятие для ребенка становится настоящим событием.

Пример такого мероприятия-события -ежегодный Международный культурно-образовательным форум, состоявшийся в июне 2014 года в Кыргызстане на озере Иссык-Куль. Главная цель форума - формирование нового поля общения различных представителей систем образования государств-участников СНГ для сохранения и приумножения нравственных, культурных традиций и достижений школьников и молодежи государств-участников СНГ [9]. Немаловажная роль отводилась организаторами форума созданию условий для неформального общения детей и подростков, представителей разных национальностей и культуры, межпоколенче-скому диалогу детей и взрослых в процессе совместной деятельности. Культурно-образовательная программа форума разнообразна и значима для представителей разных стран Содружества. В течение недели школьники принимают активное участие в организации и проведении различных культурно-образовательных мероприятий, например: круглый стол с представителями Постоянной Комиссии по проблемам экологии и природопользования МПА СНГ, групповые межгосударст-

венные экологические проекты, мастер-классы, позволяющие познакомиться с традиционными народными ремеслами, символами, обычаями, тренинги личностного роста, конкурс-презентация «Моя страна моими глазами», знакомство с Этнокультурным центром Кыргызстана Рух Ордо им. Ч. Айтматова, поход в горы, спортивные и другие подвижные игры разных народов, тематические вечера отдыха, которые готовили и проводили по очереди представители всех стран-участников форума. Культурно-образовательный форум стал ярким, запоминающимся опытом совместного со-бытия и событий детей и взрослых на Иссык-Куле.

Организация событийного воспитательного процесса в ЦВР способствует взаимообогащению всех его субъектов, развитию чувств ответственности и самоуверенности, стимулирует включение обучающихся в ценностно-творческую деятельность, углубляет понимание цели, смысла и ценности жизни, создает условия для формирования навыков проектирования (постановка целей и задач, определение необходимых средств для их достижения, рефлексия собственной деятельности, сравнение полученных результатов с общей направленностью, ценностями], лич-ностно и профессионально значимых компетенций.

Литература

1. Событийность в образовательной и педагогической деятельности / под ред. Н. Б. Крыловой, М. Ю. Жилиной. - Саратов : Эстамп, 2010. - 145 с. (Сер. «Новые ценности образования». - Вып. № 1 (43).

2. Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления : пер. с нем. - М.: Республика, 1993.

3. Слободчиков В. И. Со=бытийная общность // Новые ценности образования : тезаурус для учителей и школьных педагогов.

- М. - 1995. - № 1.

4. Флиер А. Я. Культурологические науки // Культурология ХХ века : сл. - СПб., 1997. - С. 360.

5. Остапенко А. А. Настоящесть событий и «понарошечность» мероприятий в воспитании // Новые ценности образования. -2010. - № 1 (43). - С. 14-22.

6. Мануйлов Ю. С. Язык «Со-» // Новые ценности образования.

- 2010. - № 1 (43). - С. 51.

7. Сафронова Е. М. Формирование нравственно-смыслового отношения к образованию как цель и результат школьного воспитания: моногр. - Волгоград : Перемена, 2004.

8. Болотова М. И., Щетинская А. И. Технология ценностного самоопределения воспитанника в со-бытии : методич. пособие. -Оренбург : Детство, 2010.

9. Способы и формы организации неформального образования для разновозрастных сообществ в условиях развития национальных образовательных систем в СНГ : сб. науч. ст. / под общ. ред. М. С. Якушкиной, М. Р. Илакавичус. - СПб.: Лема, 2014.

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ. 2016. № 1 (46)

107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.