Научная статья на тему 'Социально-педагогические стратегии профилактики девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы'

Социально-педагогические стратегии профилактики девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2930
332
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТКИ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / СТРАТЕГИИ ПРОФИЛАКТИКИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / DEVIANT BEHAVIOR / ADOLESCENTS / PREVENTIVE ACTIVITIES / SOCIO-EDUCATIONAL PREVENTION / PREVENTION STRATEGIES / THE EFFECTIVENESS OF PREVENTION ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Буртонова Ирина Бабасановна

В статье анализируется проблема профилактики девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы. Отклоняющееся поведение несовершеннолетних является характерной особенностью современного общества. Особого внимания требуют все более сложные формы и виды девиации у подростков, снижение воспитательных функций семьи, кризис основных институтов социализации и т. п. Такие условия требуют поиска новых подходов к организации профилактики девиантного поведения. Используя основные положения социально-педагогического подхода к планированию и реализации профилактической деятельности, мы рассматриваем в статье стратегии профилактики девиантного поведения. Анкетирование подростков, учет возможностей образовательной организации позволяют повысить эффективность и результативность работы с подростками по превенции девиантного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-educational strategies for prevention of adolescents’ deviant behavior in the conditions of comprehensive schoo

In the article we analyzed the problem of prevention adolescent deviant behavior in the conditions of comprehensive school. Deviant behavior of juveniles is a characteristic feature of modern society. Thereby special attention should be paid to more and more complex forms and types of adolescent deviations, decrease of educational functions in the family, crisis of main institutions of socialization, etc. These conditions require new approaches to prevention of deviant behavior. Using the basic provisions of socio-educational approach we considered the strategy for deviant behavior prevention. Surveys for adolescents, the opportunities of educational institutions contributed the efficiency and effectiveness of work with adolescents for prevention of deviant behavior.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогические стратегии профилактики девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы»

УДК 37.013.77

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

© Буртонова Ирина Бабасановна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории социальной работы Бурятского государственного университета Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: aniri63@mail.ru

В статье анализируется проблема профилактики девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы. Отклоняющееся поведение несовершеннолетних является характерной особенностью современного общества. Особого внимания требуют все более сложные формы и виды девиации у подростков, снижение воспитательных функций семьи, кризис основных институтов социализации и т. п.

Такие условия требуют поиска новых подходов к организации профилактики девиантного поведения. Используя основные положения социально-педагогического подхода к планированию и реализации профилактической деятельности, мы рассматриваем в статье стратегии профилактики девиантного поведения. Анкетирование подростков, учет возможностей образовательной организации позволяют повысить эффективность и результативность работы с подростками по превенции девиантного поведения. Ключевые слова: девиантное поведение, подростки, профилактическая деятельность, социально-педагогическая профилактика, стратегии профилактики, эффективность профилактической деятельности.

SOCIO-EDUCATIONAL STRATEGIES FOR PREVENTION

OF ADOLESCENTS' DEVIANT BEHAVIOR

IN THE CONDITIONS OF COMPREHENSIVE SCHOOL

Irina B. Burtonova

PhD in Education, A/Professor

of the Department of the theory of social work,

Buryat State University

24a Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia

In the article we analyzed the problem of prevention adolescent deviant behavior in the conditions of comprehensive school. Deviant behavior of juveniles is a characteristic feature of modern society. Thereby special attention should be paid to more and more complex forms and types of adolescent deviations, decrease of educational functions in the family, crisis of main institutions of socialization, etc.

These conditions require new approaches to prevention of deviant behavior. Using the basic provisions of socio-educational approach we considered the strategy for deviant behavior prevention. Surveys for adolescents, the opportunities of educational institutions contributed the efficiency and effectiveness of work with adolescents for prevention of deviant behavior.

Keywords: deviant behavior, adolescents, preventive activities, socio-educational prevention, prevention strategies, the effectiveness of prevention activities.

В последнее время особую тревогу в обществе вызывает рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением. Увеличиваются масштабы и формы девиантного поведения, возраст детей, с фиксируемыми проявлениями девиантного поведения, понизился до младшего школьника. Все чаще регистрируются наиболее опасные формы, такие как насилие, пьянство и алкоголизм, наркомания и токсикомания, самоубийство, преступность.

Девиантное поведение в литературе интерпретируется как поведение, которое не соответствует нормам, принятым в обществе. Норма понимается как правило или предписание, действующее в определенной сфере и требующее своего выполнения, то есть правила и модели поведения, которые предназначены для обеспечения устойчивости и стабильности общества в целом. Значит, мы все чаще сталкивается с поведением ребенка, который или не осознает социальное нормирование, не в состоянии им овладеть или сознательно нарушает социальные нормы. И в том и в другом случае такое поведение угрожает развитию самой личности и является проблемой для социального окружения.

Современные знания, полученные о девиантном поведении, позволяют говорить о том, что мы имеем дело с чрезвычайно сложной формой социального поведения, характеризующейся системой взаимосвязанных факторов. Отсюда следует уделить особое внимание причинам и факторам вызывающим девиантное поведение, провоцирующим и усиливающим его, так как они воздействуют на различных уровнях социальной организации личности подростка. На основании работ Л. Б. Шнейдер можно сделать вывод о том, что основными причинами девиантного поведения являются заболевания ребенка, стремление получить сильные впечатления, повышенная возбудимость, неумение контролировать себя, стремление к самостоятельности и независимости, неблагополучная ситуация в семье, недостаток знаний родителей, отставание в учебе, пренебрежение со стороны сверстников, непонимание взрослыми трудностей детей, отрицательная оценка взрослыми способностей детей, стрессовые жизненные ситуации детей, недостаточная уверенность ребенка в себе, напряженная социально-экономическая ситуация в жизни ребенка (плохая обеспеченность, безработица родителей), чрезмерная занятость родителей, конфликты с родителями, обилие запретов со стороны родителей (педагогов), примеры насилия, жестокости, безнаказанности (получаемые из СМИ), постоянные нарекания, брань в семье, слабость интеллектуальной сферы ребенка, низкий уровень эмоционально-волевого уровня у детей, повышенная коммуникативность детей, одиночество, непонимание другими,

авторитарность родителей (педагогов), излишний контроль, генетическая предрасположенность, отсутствие навыков социального поведения, масса свободного времени, желание обратить на себя внимание, влияние улицы [3].

Основными факторами распространения девиантного поведения применительно к современным условиям в России являются чрезмерная коммерциализация сферы досуга, успех любой ценой, доступность табачных изделий, алкогольных напитков и наркотиков, переориентация жизненных ценностей у значительной части населения, развитие бизнеса развлечений, распространение печатных, кино- и видеоматериалов, которые способствуют развитию насилия и жестокости, отсутствие эффективных мер по предупреждению различных форм девиантного поведения подростков.

Причины девиантного поведения подростков следует искать в нарушении их процесса социализации. Основными институтами социализации детей и подростков выступают семья и образовательное учреждение. Специалист образовательной организации, ответственный за социальную защиту и охрану детства, разрабатывает и реализует профилактическую работу с подростками девиантного поведения в условиях образовательной организации. Работа с «трудными подростками» представляет сложности и для взрослых, осуществляющих педагогическую деятельность с ними. А в современных условиях в деле профилактики поведенческих отклонений подростков трудности добавляет нестабильность общественных условий. Одним из важнейших направлений деятельности по организации профилактической работы в школе является анкетирование обучающихся с целью выявления особенностей образа жизни подростка, его ценностей, особенностей его взаимоотношений с родителями и сверстниками. В исследовании мы использовали анкету, разработанную сотрудниками Тольяттинского государственного университета. В анкетировании приняли участие 20 подростков в возрасте от 12 до 17 лет.

В результате анкетирования мы получили данные о составе семьи: в полной семье живут 68 % учеников, в неполной семье — 32 %. Данные о материальном положении семей распределились следующим образом: 47 % респондентов определяют его как «среднее», 35 % — «ниже среднего», 7 % — «выше среднего» и 11 % опрошенных респондентов оценили как неблагоприятное материальное положение.

Данные исследования показали, что для подростков жизненно важными ценностями являются: «здоровье» (96 %), «образование» (78 %), «хорошие доверительные отношения в семье» (76 %), «хорошие и верные друзья» (76 %). Также получены результаты в отношении таких ценностей, как «материальный достаток» (72 %), «желаемая и интересная работа» (56 %). Здоровых, умных, красивых детей хотят иметь 42 % отвечающих, собственное жилье — 54 % респондентов.

Оптимистичным выглядит выбор подростками «здоровья» как основной ценности. Также приоритетными для подростков стали такие ценности, как «образование», «семья» и «друзья». На сегодняшний день для подростка «материальное положение» остается одним из критериев успеха человека, но, по результатам исследования, «материальное положение» отстает от таких кри-

териев, как «здоровье», «образование», «хорошие отношения в семье», «верные друзья».

Ученики с девиантным поведением под словом «здоровье» понимают, прежде всего, физическое здоровье — здоровье тела. Затем дети выбрали здоровую психику и только в последнюю очередь — душевные качества и нравственность. Из всех опрошенных детей 84 % оценили свое здоровье на «отлично», 12 % респондентов — на «удовлетворительно». Также мы выявили детей с хроническими заболеваниями и часто болеющих — 4 %. В конечном итоге здоровыми и ведущими здоровый образ жизни считают себя 58 % опрошенных детей. Из участников анкетирования 42 % не считают себя здоровыми.

На вопрос «употребляете ли вы алкоголь?» подростки ответили следующим образом: 16 % подростков ответили, что не употребляют спиртных напитков; еще 28 % ответили, что употребляют несколько раз в год. Частота употребления алкоголя 36 % отвечающих составляет несколько раз в месяц, раз в неделю и чаще употребляют алкогольные напитки 20 % респондентов. Также в анкете был задан вопрос о том, курят ли подростки. По полученным результатам, 82 % учащихся курят; «иногда курят» 8 %, «при случае» курят 6 % подростков; «не курят вообще» только 4 % отвечающих. На вопрос об употреблении наркотических средств 100 % ребят ответили, что никогда не пробовали наркотики.

Можно сделать вывод о том, что большинству подростков с девиантным поведением характерны такие особенности поведения, как: курение, употребление алкоголя. Это может быть связано с недостаточными представлениями подростков о здоровом образе жизни, незнание последствий табакокурения и употребления алкоголя.

Вопрос «С каким настроением ты идешь в школу» был задан для того, чтобы увидеть и оценить психологическую атмосферу пребывания подростка в школе. Ответы на этот вопрос распределились следующим образом: 28 % обучающихся ответили, что с удовольствием ходят в школу; 34 % — в школу без особого интереса; 20 % — в силу необходимости, так как они обязаны ходить в школу, а остальные 18 % подростков ответили, что ходят в школу просто так, без интереса вообще.

Среди важных показателей морально-психологического климата в классе выделяется такой показатель, как «отношения между сверстниками». В нашем исследовании 24 % учащихся считают свой класс очень дружным и сплоченным. Для 40 % детей морально-психологический климат в классе является удовлетворительным, но они не считают свой класс сплоченным, а 26 % учеников ответили, что класс разделен на обособленные друг от друга группы. Из всех участников анкетирования 10 % опрошенных отметили, что отношения в классе напряженные, даже часто бывают конфликты. Взаимодействие с учителями также характеризует морально-психологический климат. Анализ ответов обучающихся показал, что у 34 % учеников доверительные отношения с учителями. Сугубо деловыми считают свои отношения с учителями 36 % респондентов. 20 % учеников находят свои отношения с учителями недоверительными, без взаимопонимания и контакта,

а 10 % учеников отметили, что многие учителя вызывают у них антипатию в целом. Также мы выявили мнение учащихся об отношениях в семье. Вызывает тревогу тот факт, что конфликтными отношения в семье считают примерно половина опрошенных детей — 48 %. 30 % ответили, что у них в семье каждый «сам по себе», 22 % отвечающих считают отношения в семье доверительными и дружескими.

Ответы на вопрос о том, к кому обратиться ребенок в случае трудной ситуации, достаточно традиционны: к родителям обратятся 24 % детей, к учителю — 4 %, к психологу — 4 %, к социальному педагогу — 6 %. Большинство респондентов указали, что обратились бы за помощью к другу, такой ответ дали 62 % участников анкетирования.

Вопрос о проведении свободного времени показал нам наиболее предпочтительные формы времяпровождения подростков: в свободное время большинство подростков предпочитают слушать музыку (78 %), смотреть телевизор (94 %), играть на компьютере, общаться в социальных сетях (98 %), гулять по городу в компании друзей, сверстников (56 %).

На вопрос, каким подростки видят свое будущее, чувствуют ли, что у них в жизни есть перспективы, ответы распределились следующим образом: 56 % из отвечающих составили группу оптимистов, которые уверены, что все будет в целом хорошо и у них светлое будущее. Еще 42 % отвечающих составили группу реалистов, так как они не совсем уверены в том, что все будет благополучно и пока грандиозных планов на счет своего будущего не строят. И лишь 2 % составили пессимисты, которые не видят свое будущее светлым и хорошим, видят его безрадостным.

Таким образом, полученные результаты анкетирования позволяют утверждать, что каждый третий подросток проживает в неполной семье. Многие дети живут в семьях с низким материальным достатком. Школьная неуспешность, выявленная нами с процессе изучения результатов обучения, также может служить причиной дезадаптации подростков.

Среди жизненных ценностей подростков преобладают «здоровье», «образование», «хорошие отношения в семье», «верные друзья», «материальный достаток». Выбор подростками жизненных ценностей вызывает оптимизм, так как демонстрирует их стремление к нормальной жизни.

Большинство подростков считают себя здоровыми и ведущими здоровый образ жизни. Однако их представления о здоровом образе жизни являются искаженными, так как многие курят и эпизодически употребляют спиртные напитки, но считают тем не менее, что ведут здоровый образ жизни.

Вызывают тревогу такие проблемы как отсутствие интереса к учебе, отсутствие взаимопонимания со специалистами школы, конфликтные отношения в семье, ориентация на бесцельное свободное времяпровождение, что, на наш взгляд, может провоцировать отклоняющееся поведение у обучающихся. Однако ожидания подростков, их вера в успех и надежда на светлое будущее могут быть залогом эффективной работы по профилактике девиаций в поведении.

Опираясь на результаты анкетирования подростков, анализ ресурсов и возможностей образовательной организации, а также на основные положения

социально-педагогического подхода к организации профилактической работы, можно предложить разработку стратегий профилактики девиантого поведения подростков в условиях общеобразовательной школы.

Под термином «стратегия» мы понимает интегрированную модель действий, предназначенную для достижения поставленных целей. Содержанием стратегии служит набор правил принятия решений, используемый для определения основных направлений деятельности [2].

В научной литературе существуют два взгляда на понимание стратегии. Интерпретируя содержание этих взглядов применительно к социально-педагогической профилактике, можно сказать, что в первом случае под стратегией мы понимаем конкретный долгосрочный план достижения некоторой цели. Выработка стратегии — это процесс нахождения некоторой цели и составление долгосрочного плана. Такой подход основывается на том, что все возникающие изменения предсказуемы, происходящие в среде процессы носят детерминированный характер и поддаются полному контролю и управлению.

Во втором случае под стратегией мы будем понимать долгосрочное качественно определенное развитие какого-либо направления, учитывая средства и формы деятельности, систему внутрипроизводственных отношений, а также позицию и влияние деятельности на изменения в окружающей среде. При таком понимании стратегия как выбранное направление деятельности должна привести организацию к достижению стоящих перед ней целей.

Процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций организации. Роль стратегии состоит в том, чтобы, во-первых, помочь сосредоточить внимание на определенных участках и возможностях; во-вторых, отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегией.

Социально-педагогические стратегии профилактики девиантного поведения подростков выполняют многообразные функции: регулятивно-предупредительную, обеспечивающую, охранительную (защитную), воспитательную, функции контроля и коррекции.

Продуктивность применения социально-педагогических стратегий по профилактике девиантного поведения подростков может быть обеспечена при условии обязательного включения следующих составляющих:

• направленность на уничтожение источников дискомфорта как в самом ребенке, так в социальной и природной среде, и в то же время на формирование условий для приобретения несовершеннолетним необходимого опыта для решения возникающих перед ним проблем;

• обучение ребенка новым навыкам, которые помогут добиться поставленных целей или поддержать состояние здоровья;

• решение еще не возникших проблем, то есть предотвращение их появления.

В качестве примера можно проанализировать стратегию изменения поведения. В основе ее применения лежит несколько компонентов: использование фактора страха, отвлечение внимания, повышение информированности,

убеждение, формирование позитивных навыков. Работа осуществляется поэтапно. I этап: Преднамерение. Максимальное информационное воздействие: привлечение внимания к проблеме, осознание собственного риска. Формы работы: информационные занятия, индивидуальные беседы. II этап: Одобрение. Признание значимости проблемы для себя. Расширение информационного воздействия и формирование мотивации к изменению поведения. Конкретная информация о степени риска, аргументы в пользу изменения привычного поведения. Формы работы: информационные материалы, индивидуальные и групповые беседы. III этап: Намерение. Осознание необходимости изменения поведения. Готовность предпринять конкретные усилия для изменения поведения. Формы работы: индивидуальные и групповые беседы, консультирование, телефон доверия. IV этап: Практика. Человек пытается реализовать принятые решения по изменению поведения. Стремится получить дополнительную информацию, избегать рискованных ситуаций. Формы работы: индивидуальное консультирование, тренинг развития навыков. V этап: Поддержание. Получение первых результатов практикуемого нового поведения. Расширение действий по закреплению нового поведения. Формы работы: индивидуальное консультирование.

Мы считаем, что данная методика поможет ребенку обдумать свое поведение, отказаться от асоциальных форм и попробовать для себя новые формы поведения.

Таким образом, имея максимальное полное представление обо всех особенностях подростка с девиантным поведением, особенностях окружающей среды, можно строить профилактическую работу адекватно обстоятельствам, выбирать социально-педагогические стратегии с максимально полным учетом возрастных и индивидуальных особенностей подростков, особенностей их физического и психического развития, жизненных ценностей, материального положения семьи, влияния микросоциума, восприятия ими уголовно-правового, культурно-воспитательного воздействия, желания к сотрудничеству. Все профилактические меры, должны быть нацелены на нейтрализацию и устранение социальных причин девиантного поведения, коррекцию личности и образа жизни детей с отклоняющимся поведением, а не повышение степени контроля и надзора за ними или ужесточение наказаний.

Литература

1. Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие. М.: Академия, 2008. 288 с.

2. Стратегия — понятия и определения. Классификация стратегий [Электронный ресурс]. URL: http://www.stplan.ru/articles/theory/strategy.htm

3. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков [Электронный ресурс]. М.: Академический проект. Трикста, 2005. 336 с. URL: http://www:mvword.ru (дата обращения: 14 ноября 2015 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.