УДК 159.922.76
К ВОПРОСУ ОБ ИССЛЕДОВАНИИ ПРИЧИН ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
© Ихисонова Варвара Валерьевна
старший преподаватель кафедры теории социальной работы Бурятского государственного университета
Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: [email protected]
Отклонения от социальных норм, несмотря на большое разнообразие, имеют некоторые общие причины, поддерживающие их существование, ведущие к их росту и распространенности. По своей сути они сводятся к объективным и субъективным противоречиям общественного развития, которые нарушают взаимодействие личности с социальной средой и ведут к формам поведения индивидов, не согласующимся с существующей нормативной системой. В данной статье дается описание особенностей и причин девиантного поведения подростков и роли семьи в профилактике данной патологии. Автор представляет результаты социологического исследования среди воспитанников Центра социальной реабилитации несовершеннолетних г. Улан-Удэ, целью которого было выяснение причин девиантного поведения среди подростков. В результате анкетирования было выявлено, что среди основных факторов, влияющих на формирование отклоняющего поведения, доминируют следующие: семейные конфликты, асоциальное поведение родителей, подростковая среда и прочие. Также в статье дается описание программ профилактики таких форм девиантного поведения, как безнадзорность и беспризорность, вредные привычки, которые успешно реализуются в Центре социальной реабилитации несовершеннолетних г. Улан-Удэ.
Ключевые слова: девиантное поведение, подросток, неполная семья, подростковая среда, общество.
TO THE PROBLEM OF STUDYING THE CAUSES OF DEVIANT BEHAVIOR AMONG ADOLESCENTS
Varvara V. Ikhisonova
Senior Lecturer, Buryat State University
24a, Smolina Str., Ulan-Ude 670000, Russia
Despite the great diversity deviation from social norms have some common reasons that support its existence, lead to its growth and spread. Inherently they come to subjective and objective contradictions of social development, which violate the interaction of person with social environment and lead to behaviors inconsistent to the existing regulatory system. In the article the characteristics and causes of deviant behavior among adolescents and the role of family in its prevention were described. We presented the results of survey carried out among foster children of Ulan-Ude Social Rehabilitation Center of Minors and aimed at determining the causes of adolescents' deviant behavior. The survey revealed that among the main factors influencing the formation of deviant behavior were the following: family conflicts, antisocial behavior of parents, adolescents' environment and others. We also described the programs for such forms of deviant behavior prevention as neglect and homelessness, addictions; they were successfully implemented in Ulan-Ude Social Rehabilitation Center of Minors. Keywords: deviant behavior, adolescent, parent family, adolescents' environment, society.
Изменения, происходящие в современном обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема девиантного поведения подростков, оказывающая негативное влияние на развитие современного общества. Подростки — одна из наиболее динамичных групп населения, которая очень быстро реагирует на все перемены, изменения, происходящие в общественной жизни, при этом она, меняя свои взгляды, ценности, установки, усваивает как позитивные, так и негативные их образцы.
Распространение асоциальных явлений в подростковой среде, в том числе уклонение от посещения средних общеобразовательных учреждений, безнадзорность, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ, асоциальное поведение способствуют росту преступности, заболеваний, снижению нравственных и ценностных ориентаций общества.
ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
5/2015
В качестве факторов, способствующих возникновению асоциального поведения подростков, выступают социально-экономическая нестабильность общества, усиление влияния псевдокультуры, семейное неблагополучие, отсутствие контроля за поведением детей и т. д. [1]
Самым тревожным остается то, что девиантное поведение подростков характеризуется негативной динамикой, поскольку большинство молодых людей становятся участниками организованных групп, занимающихся преступной деятельностью.
В любом обществе существуют различные виды и формы девиантного поведения подростков, которые нуждаются в тщательном исследовании и разработке социальных программ профилактики данного негативного явления.
Для выяснения причин девиантного поведения подростков нами было проведено социологическое исследование на базе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних г. Улан-Удэ. Ежегодно в центре проходят реабилитацию 150-180 несовершеннолетних. Из числа поступивших детей только 4-5 % являются круглыми сиротами, 2-3 % — социальными сиротами, остальные на момент зачисления не имеют статуса. Так, из числа опрошенных 94 % респондентов оказались социальными сиротами, 6 % - круглыми сиротами, 62 % — из неполных семей, 38 % — из полных семей.
По результатам анкетирования большая часть опрошенных (51 %) оказалась в Центре социальной реабилитации по причине алкоголизма родителей, 25 % — из-за частых конфликтов в семье, 12 % — из-за родительской жестокости, 12 % — по причине лишения родительских прав.
Недостатки воспитания детей в семье лиц, страдающих алкогольной зависимостью, обусловливаются характерными для таких родителей изменениями личности, что резко ограничивает круг интересов. В подобных семьях воспитательная функция не выполняется родителями, проблемам и интересам ребенка не уделяется внимания.
В семьях, где один или оба родителя страдают алкогольной зависимостью, дети испытывают такие негативные психологические состояния, как депрессивность, постоянные стрессы, раздражительность, низкая самооценка, проблемы в общении со сверстниками [2].
На вопрос «Случались ли факты насилия со стороны родителей по отношению к Вам» 25 % ответили, что родители их били, оскорбляли, избивали ремнем или кулаками. В результате этого у детей может развиться патологическая робость, пассивность, затаенная враждебность, неспособность любить других.
В семьях, где практикуется жестокое поведение, дети постоянно испытывают чувство страха. Подобный страх может проявляться различным образом: от ухода в себя и пассивности до насильственного поведения.
На вопрос «В вашей семье родители, родственники употребляют спиртные напитки, табачные изделия, наркотики?» 56 % детей ответили, что в их семьях есть курящие, 50 % ответили, что в их семьях родители злоупотребляют алкоголем.
На вопрос «Какие проблемы Ваша семья испытывает больше всего?» 51 % детей ответили, что алкоголизм родителей, 25 % — психологические, 12 % — проблемы взаимоотношений между членами семьи, 12 % - насилие в семье.
На вопрос «Какое негативное воздействие Вы испытывали со стороны родителей?» 38 % ответили, что выслушивали оскорбления, 18 % стали жертвами физического насилия, 18 % поддавались физической агрессии, 13 % испытали психологическое давление, к 13 % родители относятся безразлично.
Социально-психологическое состояние респондентов в общей выборке отражает сложную совокупность индивидуально-психологических и социально-экономических факторов, что выражается в высокой степени тревоги и неуверенности в будущем у половины респондентов. 60 % респондентов указывают на то, что они испытывают состояние, характеризуемое как «сложное или безвыходное». Это способствует формированию депрессивного синдрома и, как следствие, поиску нестандартного выхода из этих ситуаций, в том числе наркомании, употреблении алкоголя, токсикомании и др.
Конфликты в семье — наиболее часто встречающаяся проблема. На вопрос «В ваше присутствие происходили ли конфликты в вашей семье?» 57 % детей ответили, что да. На вопрос «Как часто происходят конфликты в вашей семье?» 57 % детей ответили, что чаще одного раза в неделю, 25 % — 1 раз в неделю, 18 % — 1 раз в месяц.
Для того чтобы определить условия и причины девиантного поведения подростков, в первую очередь необходимо рассмотреть особенности психологического климата семьи, взаимоотношения ребенка со сверстниками. На вопрос «С кем в семье у Вас отсутствует взаимопонимание?» 44 % подростков ответили, что взаимопонимания нет с матерью — 38 %, 12 % признались, что взаимопонимание отсутствует со всеми и 6 % — с отчимом.
Все вышеперечисленные факторы не могли не сказаться на самочувствии и поведении подростков. На вопрос «Курите ли вы?» 82 % признались, что курят, 18 % ответили, что не курят. На вопрос «Если Вы курите, то, что Вас подтолкнуло к этому?» подростки отвечают следующим образом: влияние друзей — 56 %, пример родителей — 32 %, любопытство — 6 %, желание стать взрослее — 6 %. 38 % детей признались, что употребляют алкогольные напитки, 62 % ответили, что не употребляют алкогольные напитки. На вопрос «Что способствовало тому, что Вы стали употреблять алкогольные напитки?» подростки ответили следующим образом: пример родителей послужил для 13 % подростков, влияние друзей — также 13 %, любопытство — 6 %, желание стать взрослее — 6 %. 18 % подростков признались, что употребляли наркотические вещества, 82 % ответили, что не употребляли наркотические вещества. Из причин, способствующих употреблению наркотиков, подростки указали следующие: 12 % — влияние друзей, 6 % — любопытство.
Тем не менее, несмотря на различные негативные проявления в семьях, 94 % детей хотели бы обратно вернуться в семьи, соответственно 6 % не хотят обратно возвращаться в семью.
В центре с детьми проводится большая работа. Разрабатываются и реализуются индивидуальные программы работы с несовершеннолетними с учетом всех выявленных факторов и обстоятельств: возрастных, физических и интеллектуальных. Детей включают в учебную, трудовую, познавательную, досу-говую и иную деятельность, а также в процесс самообслуживания. Восстанавливаются нарушенные связи со школой, социальный статус подростков в коллективе сверстников. Также идет работа по снятию пси-хотравмирующих ситуаций и их последствий среди ближайшего окружения несовершеннолетних.
Для более эффективной профилактики безнадзорности и беспризорности в центре введены новые формы работы: создан постоянно действующий туристический клуб. Дети учатся любить природу, бережно относиться к природным богатствам. Они получают положительный настрой на общение с людьми, учатся взаимопомощи и взаимовыручки, что в будущем помогает им лучше адаптироваться в социуме, завязывать новые связи взамен прежним.
В центре используются различные программы: психологи работают по программе «Развитие самооценки у детей», успешно продолжается работа по программе «Коррекционно-воспитательная работа с детьми по развитию речи», программа по физическому воспитанию, программа «Развитие эстетических способностей детей школьного и дошкольного возраста средствами театрального искусства».
Таким образом, в неблагополучных семьях дети испытывают недостаток духовной и нравственной близости с родителями. В подобных семьях отсутствуют положительные образцы поведения: сопереживание близким, моральные нормы и принципы поведения, что, в свою очередь, приводит к раннему взрослению подростков. Для таких подростков характерны агрессивные социальные роли, формирование таких черт характера, как лживость, безволие, склонность к бродяжничеству и лицемерие.
Дети становятся заложниками среды асоциального поведения, начинают употреблять спиртные напитки. Как показывает практика, такие формы девиантного поведения, как наркомания, алкоголизация, табакокурение и т. д., хотя и связаны с улицей, досугом, с местом учебы, берут свое начало в семье и в ней проявляют себя наиболее активно.
Таким образом можно констатировать, что распространение девиантного поведения, структурные изменения семьи зачастую экономически делают семью несостоятельной, провоцируют негативный микроклимат и формируют неудовлетворенные условия для воспитания ребенка, находящегося в них.
Литература
1. Арымбаева К. М. Семья и проблемы социализации подростков // Актуальные проблемы современной науки. — 2013. — № 5. — 99 c.
2. Татарова С. П. Девиантное поведение подростков и социальные технологии его профилактики в условиях перехода российского общества к рыночным отношениям: дис. ... д-ра социол. наук. — Улан-Удэ, 2007. — 315 c.
References
1. Arymbaeva K. M. Sem'ya i problemy sotsializatsii podrostkov [Family and problems of adolescents socialization]. Aktual'nye problemy sovremennoi nauki — Actual problems of modern science. 2013. No. 5. 99 p.
2. Tatarova S. P. Deviantnoe povedenie podrostkov i sotsial'nye tekhnologii ego profilaktiki v usloviyakh perekhoda rossiiskogo obshchestva k rynochnym otnosheniyam. Diss. ... d-ra sotsiol. nauk [Deviant behavior of adolescents and social technologies for it prevention in the conditions of the Russian society transition to market relations]. Dr sociol. sci. diss.]. Ulan-Ude, 2007. 315 p.