104 Вопросы организации хореографического образования
М.Н. Юрьева
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТА-ХОРЕОГРАФА В ВУЗЕ
В статье анализируется группа социально-педагогических противоречий с позиции необходимости их соответствия объективным профессиональным требованиям вузовской среды и субъективным, потенциальным возможностям студента-хореографа. Выявленные противоречия актуализируют исследование теоретических основ процесса личностно-профессионального становления студента-хореографа, позволяют выявить ведущие тенденции, базовые принципы и механизмы реализации данного процесса в вузе.
Ключевые слова: противоречие, хореографическое образование, личност-но-профессиональное становление, студент-хореограф.
Теоретические исследования на материале высшей школы позволяют констатировать, что развитие любого явления есть процесс возникновения, развертывания и разрешения противоречий и в то же время процесс зарождения и развития новых. Противоречия возникают и углубляются при появлении новых фактов, не совпадающих с известными теориями и положениями, не вписывающихся в них, при появлении несоответствия между устаревшими представлениями, концепциями, взглядами, снижающими эффективность педагогического процесса, и новыми, развивающимися, усложняющимися требованиями жизни к личности хореографа, качеству и эффективности процесса обучения. То обстоятельство, что процесс личностно-профессионального становления студента-хореографа (далее ЛПССХ) представляет собой большую сложность, что в нем сходится большое количество «сил» и проявляется множество различных влияний, не может поколебать нашей уверенности в том, что общие законы диалектики присущи и этому явлению и преломляются в нем в необычно тонких и сложных формах. Задача дидактики заключается в том, чтобы раскрыть специфические закономерности ЛПССХ, его внутренние силы и условия, в которых они проявляются.
Вестник АРБ 2010 № 1 (23) 10S
«Поскольку учебное творчество, - отмечает В.И. Андреев, -становление творческой личности учащегося противоречивы в своей основе, то теоретический анализ педагогических, диалектических противоречий в области педагогики творчества открывает путь к пониманию объективных причин самодвижения и саморазвития исследуемой системы»1. Мы согласны с данной точкой зрения и считаем, что противоречия способствуют созданию и разрешению напряженности между достигнутым и необходимым уровнем ЛПССХ, активизируя процессы самодвижения, саморазвития, самореализации.
Наряду с традиционными педагогическими противоречиями системы образования, как показывает практика, для вузов культуры и искусств существуют специфические противоречия, связанные с особенностями художественно-педагогического процесса. Благодаря сложности и многосоставности самого процесса, противоречия возникают во всех формах обучения и развития студента-хореографа в вузе. Проявляясь на разных «уровнях целостности», противоречия различны и по значению. Некоторые из них имеют характер всеобщности, но есть и специфические, «присущие лишь сфере овладения данным предметом, вытекающие из особенностей и логики преподавания той или иной дисциплины»2. Систематизировать противоречия с их содержательной стороны становится возможным, если соотнести их с основными категориями, характеризующими учебный процесс профессиональной подготовки студента-хореографа - его целями, сущностью, содержанием, организационными формами, методами обучения.
На основании исследований В.И. Андреева, С.И. Архангельского, А.А. Вербицкого, И.Ф. Исаева, Е.А. Климова, Л.Н. Макаровой, А.К. Марковой, Л.М. Ми-тиной, Л.С. Подымо-вой, В.А. Сластенина, И.А.Шаршова и др., мы выделяем три группы противоречий ЛПССХ в вузе. Первая группа включает в себя внешние противоречия системы образования в вузах культуры и искусства и социальной среды, которые мы обозначили как социально-педагогические. Вторая группа охватывает
106 Вопросы организации хореографического образования
характерные традиционные учебно-профессиональные противоречия, связанные с содержанием и организацией художественно-педагогического процесса в вузе. Третья группа содержит внутренние противоречия - конструктивно-личностные, связанные с особенностями личности студента-хореографа как субъекта личностно-профессионального становления. В данной статье мы рассмотрим группу социально-педагогических противоречий с позиции необходимости их соответствия объективным профессиональным требованиям вузовской среды и субъективным, потенциальным возможностям студента-хореографа в вузе.
Социально-педагогические противоречия отражают несоответствия «между социальными процессами, с одной стороны, и функционированием, развитием педагогической системы, которая является частью социальной подсистемы, с другой»3. В целом это проявляется как в недооценке обществом социокультурной роли художественного образования, так и в отставании хореографической образовательной системы от развития общества.
Данная группа противоречий, являясь внешней по отношению к процессу ЛПССХ, порождается социальной средой, профессиональными требованиями, предъявляемыми к специалисту-хореографу, содержанием и организацией образовательного процесса в высшей школе.
Ведущим в этой группе является противоречие между общественными требованиями к целостному облику специалиста-профессионала в сфере хореографического искусства и реальными возможностями системы хореографического образования, способной обеспечить необходимое качество ЛПССХ в условиях экономического, научного и культурного кризиса.
Серьезные перемены в отечественной системе хореографического образования связаны с действием нескольких тенденций.
Во-первых, это тенденция интеграции отечественной (национальной) школы в общеевропейское образовательное пространство и связанная с этим модернизация хореографического образования, которая ведет к переосмыслению условий и механизмов ЛПССХ в вузе. Это подразумевает структурно-содержательные
Вестник АРБ 2010 № 1 (23) 107
преобразования в системе подготовки современного специалиста-хореографа, введение двухциклового обучения (бакалавр, магистр); кредитной системы (учет трудоемкости учебной работы в кредитах); поиск новых технологий обучения на всех этапах профессионализации - довузовской, вузовской и поствузовской. Поэтому важнейшей проблемой развития всей системы хореографического образования является правильное понимание и реализация идей приоритетности художественного образования, его гибкости, динамичности, вариативности, адаптивности, преемственности и целостности.
Во-вторых, это тенденция, связанная с усилением динамики социокультурных процессов в условиях «цивилизованного кризиса»4, где существенно деформируются социальные модели поведения человека и профессиональных групп; среда затрудняет процесс ЛПССХ, жестко поставленного перед необходимостью выбора, принятия ответственных решений. Профессионализм как условие «самоотождествленнности» личности, ее социальной востребованности, как способ самоосуществления ЛПССХ, неизбежно меняет свое содержание, т. к. сегодня он не может идентифицироваться в привычном диапазоне функций передачи, трансляции культурного опыта вне логики преобразования «качества» человека, способного к самостоятельному ответственному выбору, самоорганизации процесса личностно-профессио-нального становления.
В-третьих, сохраняется сложное материальное положение вузов культуры и искусства и их финансирования. Вместе с тем тенденция переноса центра тяжести с бюджета на внебюджетные средства, в том числе и средства граждан, в совокупности с происходящим расслоением общества по уровню доходов уже привело к угрозе превращения хореографического образования в сословное, элитарное (особенно в Санкт-Петербурге, Москве). С другой стороны, коммерциализация вузов, утрата престижа профессии, низкая заработная плата творческих специалистов, сокращение учебных часов, приема абитуриентов на хореографические специальности приводит к тому, что в учебные
108 Вопросы организации хореографического образования
заведения поступают студенты, не владеющие на достаточном уровне знаниями, исполнительскими умениями и навыками, не обладающие специальными способностями к хореографической деятельности. В то же время абитуриенты с высокими потенциальными возможностями, не имеющие средств к обучению, вынуждены менять свою профориентацию или пытаться поступать в вуз в течение последующих лет, с каждым годом утрачивая физическую форму, профессиональную мотивацию.
В-четвертых, особо остро встает вопрос о социальной защищенности специалистов культуры и искусства. Общее снижение жизненного уровня, низкая заработная плата, стипендии приводят педагогов и студентов-хореографов к более активному совмещению учебной деятельности с коммерческой (причем последняя приобретает большую значимость, с точки зрения материальной выгоды). Массовый характер приобретает отток специалистов в коммерческие структуры или коллективы, шоу-программы, довольно низкие по своему художественному уровню. Е.П. Крымина отмечает, что хорошо оплачиваемая работа в ночных клубах помогает решать студентам свои материальные проблемы, но подобная «ценностная рефлексия» не может рассматриваться как исключительно «тактическое целеполага-ние» (т.е. выбор целей только на ближайшую жизненную перспективу), поскольку подобная детерминанта склонна к сохранению и постепенному, незаметному для индивида, переходу в «стратегическое целеполагание» с закреплением соответствующей системы ценностей5. Вследствие этого происходит непродуктивное использование индивидуальных ресурсов личности, понижение престижа профессии, смещение мотивации с профессионально-заинтересованной на конъюнктурно-вынужденную, что непосредственным образом отражается на различных аспектах ЛПССХ.
Одним из наиболее ярких в данной группе является противоречие между профессиональной средой и личностью студента-хореографа, направленной на саморазвитие в процессе ЛПССХ.
Развитие творческой индивидуальности специалиста является одним из основных направлений развития высшего хореог-
Вестник АРБ 2010 № 1 (23) 109
рафического образования, В.Ю. Никитин отмечает: «Главная педагогическая задача - раскрытие индивидуальности, воспитание хореографа-творца, обладающего высоким интеллектом, конвергентным, абстрактным и парадоксальным мышлением, свободно владеющего способами выражения внутреннего мира через индивидуальную форму движения»6. Преобразуясь и аккумулируясь в сознании и поведении студента-хореографа, профессиональная среда в ряде ситуаций отрицается развивающейся и устоявшейся индивидуальностью. Так же и личность в определенных коллизиях поглощается и отрицается профессиональной средой. Несовпадение в ряде случаев социальных эталонов с индивидуальными ресурсами личности студента-хореографа приводит к взаимному отчуждению, а индивидуальные притязания могут опережать принятые в профессии нормы. Между тем «культура личности и культура социума - объекты коэволюционно развивающиеся, творящие, обогащающие друг друга в образовательном процессе»7.
В связи с этим, особую роль играет противоречие между ценностями, доминирующими в социальном окружении, и степенью их включенности в ценности субъектов образовательного процесса.
Данное противоречие тесно связано с разрушением многих идеологических, нравственных и прочих стереотипов на социально-политическом, мировоззренческом, социально-культурном, педагогическом уровнях. Степень присвоения студентом-хореографом ценностей зависит от состояния сознания, факта их установления, оценки, восприятия, отношений к той или иной идеи, художественному явлению, системе знаний, результатов собственной деятельности и сопоставления ее с деятельностью других. Обобщенный образ индивидуального сознания может совпадать с выработанными в обществе или профессиональной группе представлениями о целях, содержании, субъекте и объекте хореографической деятельности - обо всем том, что обеспечивает процесс ЛПССХ, - а может и не совпадать.
Осознание значимости общенациональных, общечеловеческих ценностей культуры ведет к переосмыслению условий и
110 Вопросы организации хореографического образования
механизмов ЛПССХ и профессиональной социализации специалиста, которая не может ограничиваться суженной задачей функционального саморазвития в логике предмета специализации вне куль-туросообразного содержательно-деятельностного контекста. Необходимость знания и значимость нравственных и духовных идеалов может осознавать только развитая личность, способная к выработке личностных жизненных целей и ценностных ориента-ций, направленных на принятие существующих и порождение новых способов профессиональной деятельности. Следовательно, обновление содержания ЛПССХ в вузе должно осуществляться с учетом культурных требований общества, саморазвития личности в профессиональной деятельности, свободы творчества.
Следующее противоречие проявляется между накопленным социальным опытом человечества, отражающим особенности хореографической культуры (традиции, обычаи, нравственные нормы и т. д.), и недостаточным количеством научных исследований, инновационных подходов и технологий обучения студентов-хореографов в вузе.
Бесспорно утверждение Р.В. Захарова, что «огромнейшие богатства хореографического творчества пока еще только ждут настоящей, вдумчивой научно-теоретической разработки и ос-вещения»8. Практика свидетельствует, что сложилась почти критическая ситуация - при достаточно универсальной существующей системе обучения танцевальному мастерству нет научных разработок в области педагогики и психологии хореографической деятельности, практически отсутствуют исследования по технологии создания различных форм хореографических произведений, биомеханике, эргономике и т. д. В.Ю. Никитин подчеркивает, что система подготовки специалистов-хореографов за последние десятилетия радикально не изменилась. «Можно четко обозначить целый ряд их недостатков: отсутствие полноценной ретроспективы развития хореографического искусства, отсутствие эстетической дифференциации различных направлений хореографии, приоритеты классического балета как в эстетике, так и в методике воспитания будущих балетмейстеров»9.
Вестник АРБ 2010 № 1 (23) 111
В то же время имеющиеся научные исследования слабо вооружают будущих специалистов технологией целостного процесса ЛПССХ в вузе. По утверждению исследователей, «к типичным проблемам на пути разработки и освоения новых технологий хореографического обучения следует отнести недостаточный уровень профессиональной подготовки педагогов-хореографов к практическому осуществлению технологических нововведений в условиях высших учебных заведений. В связи с этим, выпускник вуза испытывает трудности в понимании сущности, структуры и функций инновационно-проектировочной деятельности в области современной хореографической педагогики как актуального технологического компонента специального обучения будущего специалиста»10.
Вследствие этого, данное противоречие приводит к упрощению взглядов на процесс ЛПССХ, который, в силу специфических условий хореографического познания и деятельности, по своей сути имеет непосредственно инновационно-проектировочный характер.
Частным (но важным) случаем является противоречие между ситуацией профессионального устройства специалиста-хореографа и неумением ориентироваться в изменившейся социокультурной и экономической ситуации, своевременно делать самостоятельный выбор в процессе ЛПССХ.
В ситуации трансформации культурного досуга населения, реализации нового миропонимания людей на фоне усложнившихся процессов социализации, а также переориентации учреждений культуры на рыночные условия молодой специалист оказывается неподготовленным к самостоятельной профессиональной деятельности, к решению вопросов, связанных с реализацией культурно-образующей функции в культурной среде, не соответствующей их планам, внутренним ресурсам, установкам и пожеланиям. Многие из них, казалось бы, решают для себя проблему профилирующего трудоустройства по окончании вуза, однако вскоре выясняется, что накопленный ими профессиональный потенциал не соответствует требованиям и нормативам
112 Вопросы организации хореографического образования
того или иного вида хореографической деятельности. Отсюда возникает необходимость перестраиваться, переквалифицироваться, переструктурировать весь комплекс профессиональных умений и навыков, сложившийся в процессе ЛПССХ в вузе. Социальный опыт показывает, что дезадаптированный работник теряет значительную, если не большую часть своего профессионального ресурса. Общество заинтересовано в развитии средств социально-профессиональной адаптации творческого специалиста, что повышает актуальность вопросов модернизации и решения ряда системных задач: нормативно-правовых, экономических, содержательных - в культурной и образовательной сфере.
Следующее противоречие проявляется в объективной потребности общества в многоуровневости, непрерывности и вариативности профессиональной подготовки специалистов сферы культуры и искусства и неразработанности теоретических и практических основ ЛПССХ в системе непрерывного хореографического образования.
Непрерывное образование рассматривается «как непрерывный процесс, начинающийся с первых лет жизни, продолжающийся в течение всей жизни и охватывающий все формы, все типы и все уровни образования, выходя далеко за рамки так называемого формального образования. Оно предназначено для всех возрастов и имеет целью использовать весь образовательный потенциал общества, все ситуации, в которых может оказаться человек, чтобы способствовать его всестороннему развитию...»11.
В настоящее время создание системы непрерывного хореографического образования, объединяющей в единую содержательную структуру все этапы и стадии ЛПССХ, включая переподготовку и повышение квалификации, носит в известной мере хаотичный характер. С одной стороны, несомненен рост интереса к получению качественного образования, о чем свидетельствует рост числа лицеев, центров, школ, колледжей искусств, привлечение преподавателей вузов к работе в системе среднего профессионального образования, появление новых специализа-
Вестник АРБ 2010 № 1 (23) 113
ций. С другой стороны, все более очевидным становится отсутствие взаимодействия между различными уровнями хореографического образования, несоответствие количества предлагаемых образовательных услуг их качеству и, главное, отсутствие четких целей ЛПССХ на каждой ступени хореографического образования. По мнению ученых, «сущностью профессионального становления является целостный непрерывный процесс, в основе которого лежит комплекс развивающихся, взаимодействующих и последовательно сменяющих друг друга механизмов, связанных с социальной ситуацией, складывающейся в обществе»12.
Таким образом, исполняя роль внешнего воздействия на процесс личностно-профессионального становления студента-хореографа, социально-педагогические противоречия определяются уровнем развития общества, приоритетами общественного сознания, экономической и политической, социокультурной ситуацией в стране. Полное разрешение данной группы противоречий невозможно, поскольку они носят диалектический характер, но взаимное соответствие внешних воздействий внутренней сущности личности студента, обеспечение условий для его личностно-профессионального становления способствуют интенсификации механизмов ЛПССХ в вузе, порождаемых изменениями внешней социальной среды.
ПРИМЕЧАНПЯ
1 Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. - Казань, 1988. - С. 68.
2 Кременштейн Б.Л. Постскриптум. Записки педагога. - М.: Классика XXI, 2009. - С. 89.
3 Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. - Казань, 1988. - С. 120.
4 Хангтинтон С. Столкновение цивилизаций. - М., 2003. - С. 134.
5 Крымина Е.П. Взаимозависимость личностного развития и нервно-психического здоровья студентов-хореографов в процессе социализации: автореф. дис... канд. социол. наук. - Волгоград, 200S. - 24 с.
114 Вопросы организации хореографического образования
6 Никитин В.Ю. Инновационный подход к профессиональному обучению балетмейстеров современного танца: монография. - М: МГУКИ, 2006. - С. S7. -Далее: Никитин В.Ю....
7 Силяева Е.Г. Методологический анализ социокультурного поля процесса отечественного образования // Духовно-нравственные и государственно-правовые основы отечественного просвещения. - М., 1998. - С. 71-7S.
8 Захаров Р.В. Записки балетмейстера. - М.: Искусство, 1976. - С. 76.
W Никитин В.Ю.....- С. 112.
10 Бурцева Г.В. Технология профессионального обучения педагога-хореографа в контексте инновационной деятельности. - Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2006. - С.61.
11 Леднев В.С. Содержание образования: учеб. пособие. - М.: Высш. шк., 1989. - С.127.
12 Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. - М.: Изд-во УРАО, 2002. - С. 94.
Abstract
The article analyses a group of socio-pedagogical contradictions from the standpoint of their need to meet the objective professional requirements of a tertiary school's environment and a choreography student's subjective, potential. The revealed contradictions bring about the study of the theoretical foundations of the process of a choreography student's personal and professional formation and allow uncovering key tendencies, basic principles and mechanisms of this process's realisation at tertiary school.
Keywords: contradiction, choreographer training, personal and professional formation, choreography student.