Научная статья на тему 'Социально-педагогические предпосылки реализаций андогогических концепций в системе профессионального образования'

Социально-педагогические предпосылки реализаций андогогических концепций в системе профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
475
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНДРАГОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ / АНДРАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРЕДПОСЫЛКИ РЕАЛИЗАЦИИ АНДРАГОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ / ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванищева Надежда Александровна

Модернизация системы российского образования предполагает структурирование содержания профессионального знания, основу которого должны составлять методологические представления о человеке и особенностях его образования на разных этапах жизни. Андрагогические концепции выступает неотъемлемым компонентом образования студента педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогические предпосылки реализаций андогогических концепций в системе профессионального образования»

УДК 371.01(470.56)

Иванищева Надежда Александровна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономической географии и методики преподавания географии, заместитель руководителя по учебной работе в Институте естествознания и экономики, докторант кафедры общей педагогики Оренбургского государственного педагогического университета, [email protected], Оренбург

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РЕАЛИЗАЦИИ АНДРАГОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ivanitsheva Nadeghda Alexandrovna

Master ofpedagogical sciences, the chair of economic geography and methods of teaching geography, the deputy of the director of Natural Sciences and Economics Institute, doctor ant of the chair of general pedagogics of Orenburg State Teacher’s Training University, ivanicheva@ list.ru, Orenburg

SOCIO-PEDAGOGICAL PREMISES FOR REALIZATION OF ANDROGENOUS CONCEPTIONS IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION

Образование в России начала XXI в. осознается как приоритетная сфера государственной политики, обеспечивающей устойчивость развития страны, реализующей ее интеллектуальный потенциал посредством системы непрерывного образования и повышения качества профессионального образования. В Национальной политике развития образования (2000-2025 гг.) в качестве концептуальной заложена идея непрерывной качественной профессиональной подготовки специалиста, способного обеспечить рост конкурентоспособности страны. Данная идея реализуется в ряде нормативных документов:

1. Согласно «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» основной целью профессионального образования является «подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования» [1, с. 28].

2. В перечень мероприятий «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг.» включены направления по «разработке и внедрению моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающего каждому человеку формирование индивидуальной обра-

зовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста, а также введению нового перечня направлений подготовки (специальностей) и профессий, обеспечивающих непрерывность профессионального образования и соответствующих государственных образовательных стандартов, разработанных в целях формирования образовательных программ, адекватных мировым тенденциям, потребностям рынка труда и личности» [2, с. 21].

3. Среди направлений государственной программы «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 гг.» большое внимание уделено развитию непрерывного и дополнительного образования, подготовке и переподготовке кадров [3].

4. Государственный стандарт высшего профессионального образования второго поколения и разрабатываемый государственный стандарт третьего поколения для многоуровнего образования выступают средством обеспечения единства и преемственности отдельных его ступеней в условиях перехода к непрерывной системе образования [4].

В проекте Закона «Об образовании взрослых», в программе «Образование взрослых: реальность, проблемы, прогноз», программе курса «Андрагогика», в «Концепции развития образования взрослых в условиях российской действительности», в разрабатываемых положениях «Концепции непрерывного образования взрослых в условиях инновационного развития РФ на период 2010-2015 гг.» прописаны содержание и перспективы развития образования взрослых [5; 6; 7; 8; 9].

Социально-экономические преобразования последних лет в России обусловили активизацию инновационных процессов в образовании (профильное обучение, многоуровневая система высшего образования), переориентацию ценностей, воспринимаемых системой образования как социальный заказ, актуализацию новых требований к уровню профессиональной подготовки специалиста.

Темп происходящих структурных изменений российской экономики в период глобального финансового кризиса, эффективность деятельности и конкурентоспособность предприятий и производств, организаций и учреждений в большей степени зависят от уровня профессионализма, подготовки и деловых качеств специалистов, их мобильности, готовности переучиваться, настойчиво пополнять и совершенствовать профессиональные знания и умения.

Если еще до 1990-х гг. Взрослому человеку достаточно было базового образования, а необходимость переподготовки возникала только в отдельных случаях, то сегодня, в условиях информационного общества и знаниевой экономики, явно прослеживается необходимость постоянного совершенствования профессиональных знаний и умений.

Современное усиление роли личности в обществе и производстве, рост ее потребностей, гуманизация и демократизация общества, интеллектуализация труда, быстрая смена техники и технологии предполагают замену

формулы «образование для жизни» на формулу «образование на протяжении всей жизни».

Основу структурирования содержания профессионального педагогического знания должны составлять методологические представления о человеке и особенностях его образования на разных этапах жизни. В этом смысле анд-рагогика выступает неотъемлемым компонентом образования студента вуза.

Мы рассматриваем андрагогику как явление, связанное с вузовским образованием в двух аспектах: во-первых, это наука об организации образования студентов (как взрослеющих людей) в вузе; во-вторых, андрагогика - это теория, система знаний о взрослых людях и особенностях организации их образования, когда у них уже есть опыт и особая мотивация. Для студентов педагогического вуза это особенно важно, поскольку им придется сталкиваться в будущей профессиональной деятельности с образованием взрослых в разных видах, работая в общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного образования, центрах социального обслуживания населения и др.

В прикладном отношении андрагогика способствует приобретению всеми желающими знаний, умений, навыков, личностных качеств и ценностных ориентаций, необходимых для успешной работы в любой сфере деятельности, в которой участвуют взрослые люди. В настоящее время каждый специалист выполняющий те или иные профессиональные функции при работе со взрослыми людьми, обязан владеть основами андрагогических концепций. Андрагогические концепции мы рассматриваем как целостное представление о взрослом человеке, создающееся посредством комплекса дисциплин его изучающих; это стержень профессионального самообразования, самоопределения, самореализации личности; это основа устойчивой внутренней позиции, отражающая положительную настроенность студента на взаимодействие со взрослыми людьми (разными по возрасту и социальному статусу), это личный инструмент интерпретации социального опыта. Андрагогические концепции являются фундаментом для развития андрагогических основ образования на разных ступенях - школьной, вузовской, послевузовской.

Сегодня экономика нашей страны в силу чрезвычайной подвижности своей конъюктуры делает необходимым для взрослого человека постоянно учиться и переучиваться. Для этого в стране должна быть выстроена четкая система осуществления образования через всю жизнь, начиная от предпро-фильной подготовки и профильного обучения в основной и средней (полной) школе до курсов повышения квалификации взрослых и их переподготовки. Только такая система организации обучения может предоставить населению возможность учиться всю жизнь, повышать свою квалификацию. В рамках такого подхода на первое место выдвигается высшая школа, потому как только она способна обеспечить подготовку специалистов в соответствии с последним словом науки, а также осуществлять их переподготовку и повышение квалификации.

Безусловно, роль высшей школы в переподготовке и повышении квалификации специалистов важна, но она выступает лишь элементом всей системы,

обеспечивающей процесс непрерывного образования человека. Общеобразовательная школа призвана сегодня играть роль базового звена, поскольку должна дать каждому человеку общественно необходимый уровень знаний, приобщить к богатствам отечественной и мировой культуры. Следовательно, профессиональные учебные заведения всех уровней (начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное) должны быть переориентированы - от обучения студентов каким-либо конкретным профессиям «на всю жизнь» к предоставлению им широкого базового профессионального образования.

В современный информационный век происходит поразительно быстрое старение прежних знаний. Становиться очевидной необходимость постоянного обновления и пополнения объема знаний взрослого человека. Это в свою очередь требует существенной модернизации системы непрерывного образования с тем, чтобы оно было способно готовить специалистов, умеющих жить в новых общественных условиях, тем самых предоставлять им социальную защиту [10].

Действующее в стране традиционное базовое образование в силу своей инерционности не успевает за изменениями в мире знаний. Как следствие, молодые люди, получившие высшее образование к 22-23 годам, являются носителями уже устаревших знаний. В течение следующих 5-6 лет они обычно строят свою карьеру, направив на это всю свою энергию, и по достижении высокого служебного положения нередко оказываются псевдоспециалистами, не обладающими современными знаниями.

В связи с этим, возникает новая социальная проблема, которая заключается в недоиспользовании каждым предыдущим поколением своего интеллектуального ресурса и опыта. Данная проблема будет существовать до тех пор, пока система и технология профессионального образования не перестанут отставать от процесса обновления знаний, эффективное время каждого нового поколения будет сокращаться. Успевать за быстро меняющимся миром знаний помогают новейшие технологии, включающие содержание основ андрагогических концепций, используемых в профессиональной подготовке специалиста.

К сожалению, практика показывает, что сложившаяся традиционная система непрерывного образования явно не поспевает за быстро меняющимися реалиями социально-экономической жизни общества. Традиционная система профессионального образования готовит специалиста «под конкретное рабочее место», что довольно часто не способствует жизненному успеху обучающихся. Ее роль сводится, главным образом к росту числа специалистов, чьи знания и умения остаются невостребованными на рынке труда. Быстрая смена ситуаций (экономической, социальной, политической и др.) в стране и мире вызывает необходимость непрерывного образования и знания основ андрагогических концепций.

В системе профессионального образования г. Оренбурга складываются новые подходы к организации подготовки, повышения квалификации и профессио-

нальной переподготовки педагогических кадров путем приближения к потребителю, выполнения соответствующего социального заказа, реализации совместных образовательных проектов. Созданы предпосылки для дальнейшего развития системы дополнительного профессионального образования на основе маркетингового подхода, обеспечивающего максимально полное удовлетворение запросов всех заказчиков и потребителей образовательных услуг.

В Оренбургском государственном педагогическом университете реализуются следующие формы профессионального образования:

- довузовская подготовка;

- подготовка студентов разных специальностей по традиционной и многоуровневой системам высшего образования;

- повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров.

Довузовская подготовка осуществляется для учащихся выпускного класса

г. Оренбурга и области на протяжении одного года обучения по разным школьным предметам. От качества профессиональной ориентации абитуриентов в значительной степени зависит качество выпускаемых специалистов. В университете организована работа подготовительных курсов, различающихся сроками и формами обучения, учебными планами и программами. Охватить довузовской подготовкой районы области позволяют заочные подготовительные курсы. Ежегодно обновляются и разрабатываются методические указания к контрольным работам, учебные пособия по различным предметам, тестовые задания, что оказывает действенную помощь абитуриентам в подготовке к вступительным испытаниям.

Университет имеет опыт по организации работы профессорско-преподавательского состава в профильных классах разного типа школ г. Оренбурга: школы № 30, № 39, № 65, № 68, № 73, № 76; лицея № 1, № 3; гимназии № 2, № 3, № 4, № 7. Двухлетний курс обучения помогает учащимся в целенаправленном выборе будущей специальности и способствует качественному освоению учебных программ по выбранному профилю.

Подготовка студентов в университете осуществляется по педагогическим (учитель географии, биологии, химии, математики, русского языка и литературы и др.) и непедагогическим (менеджмент организации, экология, журналистика, информационное программирование) специальностям. В профессиональном становлении выпускника вуза акцент делается на качественную и эффективную подготовку в перспективе дающую возможность успешной педагогической деятельности и востребованности на рынке труда.

Проведенный углубленный анализ вузовских учебных планов, программ, пособий, содержащих сведения, адекватные андрагогическим (возрастная анатомия и физиология, психология, социальная педагогика и др.), вскрыл резервы активизации знаний студентов с помощью этих предметов.

Подготовка студентов к реализации андрагогических концепций может осуществляться следующими применяемыми основными социально-педа-гогическими средствами: интегрированные спецкурсы, практико-ориенти-рованные формы и методы образования (информационные и проблемные

лекции, эвристические беседы, творческие имитационные игры, моделирование ситуаций типа «учитель - родитель», «учитель - сотрудники социальной службы», «социальный педагог - семья» и др.), позволяющими обогащать опыт студентов по их использованию, закреплять уверенность и заинтересованность в успешной работе со взрослыми людьми.

Обогащение опыта использования андрагогических концепций может происходить также на семинарах, практических занятиях и в ходе педагогической практики, в образовательных учреждениях города, в сфере работы со взрослыми людьми - коллегами по работе, администрацией школы, родителями, специалистами социальных служб и т. д.

Анализируя процесс подготовки студентов в вузе к реализации андрагогических концепций, следует отметить, что наиболее эффективно он происходит в соответствии с профессиональным контекстом и действенен при активном использовании полученных в ходе образования в вузе и в период практики педагогических знаний и умений.

Социально-педагогическими предпосылками подготовки студентов к реализации андрагогических концепций при обучении в вузе являются:

- бинарность цели изучения андрагогики (для будущей профессии и для себя как взрослеющего человека);

- специфика цели овладения организационно-педагогическими умениями (для будущей работы со взрослыми и для собственного обучения в вузе в настоящем).

Реализация андрагогических концепций предусматривает четкое планирование учебного процесса, в котором главную роль играет сам обучающийся, а преподаватель выступает в роли источника обучения, методиста, консультанта, партнера по исследованию.

Целесообразно обучать студентов овладению андрагогическими концепциями совместно с педагогической моделью для альтернативного проектирования образовательного процесса и выработки у них критического мышления. Развитие критического мышления - это важнейший андрагогический принцип гуманизации образовательного процесса в вузе.

Знание андрагогических концепций важно для будущего педагога как профессионала и, кроме того, ценно для личностного развития уже в стенах вуза, как обучающегося взрослеющего человека.

Студенческий возраст, включающий юность и раннюю взрослость, это особый период развития личности, продолжающийся при обучении в вузе или в среднем специальном учебном заведении, когда происходит воспитание будущего специалиста, освоение и консолидация многих социальных функций, формирование профессионального мастерства. Одной из важнейших задач, осваиваемой личностью на данном этапе ее развития, является формирование профессионального самосознания и усвоения основ будущей профессии. Эффективность учебного процесса в вузе в целом напрямую связана с тем, насколько высока мотивация овладения будущей профессией у студентов.

Включение России в Зону европейского образования «Болонский процесс» в 2003 г. обязывает нашу традиционную систему образования значительно модернизироваться, выстраивать процесс непрерывной подготовки специалистов на идеях «учеба через всю жизнь», «инвестиции в человеческие ресурсы», «ценность учебы», «базовые умения для всех» и др. В университете профессиональная подготовка студентов по многоуровневой системе высшего образования реализуется на факультете социологии. Обучение студентов в магистратуре факультета социологии осуществляется с 1999 г. Подготовка магистров по специальности 040200 «Социология» рассчитана на 2 года и осуществляется в рамках 13 авторских магистерских программ.

Организация учебного процесса в магистратуре предусматривает сочетание продолжения общеобразовательной подготовки по направлению с углубленной специализированной подготовкой в избранной области знания с учетом перспектив развития научных направлений в ближайшем будущем. Одним из основных принципов обучения в магистратуре является максимальная индивидуализация процесса обучения. Подготовка в магистратуре осуществляется по индивидуальным планам, которые разрабатываются в соответствии с конкретными магистерскими программами, отражающими специфику кафедр и научно-педагогических школ факультета. Авторами этих программ являются ведущие сотрудники факультета социологии, среди которых доктора и кандидаты наук. Итоговой формой государственной аттестации является защита магистерской диссертации, выполнение которой осуществляется как базе факультета, так и в рамках привлечения программ научного и учебного сотрудничества с ведущими зарубежными вузами и при поддержке грантов различных фондов и именных стипендий талантливым молодым ученым.

Выпускникам магистратуры факультета социологии присуждается степень «Магистра социологии». После окончания магистратуры выпускники трудоустраиваются в региональном центре развития образования и институте повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров (инспектор, методист, эксперт, тьютор), в высших учебных заведениях, в научно-исследовательских институтах, в государственных административно-управленческих структурах, в международных службах производственно-экономического образования, на биржах труда, в службах занятости, в центрах информации и ориентации населения в сфере образовательных услуг, в различных коммерческих организациях.

Повышение квалификации и переподготовки педагогических кадров ведется на базе Института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, являющимся учебным подразделением ОГПУ. Разработана и реализуется профессиональная образовательная программа повышения квалификации и осуществления процедур аттестации педагогических кадров по категориям и руководящих работников общеобразовательных школ [11].

Стратегия подготовки и переподготовки кадров определена в соответствии с «Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы», где прописаны модели реформирования системы под-

готовки педагогических кадров, их организации, структуры, содержания, принципов взаимосвязи с образовательной практикой и инновационными процессами в образовании [2].

Повышение квалификации и переподготовки педагогических кадров реализуется посредством модульного построения учебно-тематических планов и программ дисциплин. Содержание модулей разработано с учетом требований конкретной квалификационной категории, что совершенствует и конкретизирует подготовку аттестуемых, организацию оценки и умения в процессе аттестации.

Таким образом, существующее многообразие форм непрерывного профессионального образования должно создать максимально выгодные, благоприятные условия для продвижения специалистов разного возраста в образовательном пространстве. Знание андрагогических концепций повышает уровень профессиональной образованности будущего педагога, укрепляет устойчивость внутренней позиции, обеспечивает положительный настрой работы со взрослыми людьми.

Библиографический список

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст] // Учительская газета. - 2002. - № 31. - С. 26-29.

2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы [Текст] // Вестник образования России. - 2005. - № 22. -С. 8-40.

3. Программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009 - 2012 годах» [Текст] // Российская газета. - 2008. - № 4742 (от 03.09.2008 г. Федеральный выпуск). - С. 1-3.

4. Ьирг/Дулулу. edu.ru - федеральный образовательный портал «Российское образование» - Государственные образовательные стандарты.

5. Андрагогика. Учебный план и учебная программа / Образование взрослых - шаг России в XXI век: Материалы Международной научно-практической конференции / авт. кол. С. Г. Вершловский, М. Б. Есаулова и др. - СПб. - Н. Новгород, 1999. - 37 с.

6. Вершловский, С. Г. Социально-педагогические проблемы управления современной школой [Текст] / С. Г. Вершловский // Материалы научно-практической конференции «Непрерывное образование педагога: вероятностный прогноз и новые проекты». - СПб.: Изд-во ИОВ РАО, 1998. - С. 24-28.

7. Кулюткин, Ю. Н. Функциональная грамотность, обучаемость и творческий потенциал личности [Текст] / Ю. Н. Кулюткин // Проблемы функциональной грамотности взрослых. - СПб.: Изд-во ИОВ РАО, 1993. - С. 86-94.

8. Подобед, В. И. Системное управление образованием взрослых [Текст]: дис. д-ра пед. наук В. И. Подобед - Ярославль, 2000. - 309 с.

9. Формирование законодательной базы системы непрерывного образования взрослых [Текст] // Официальные документы в образовании. - 2009. - № И (331). -С. 84-92.

10. Ситник, А. П. Образование взрослых в России как их социальная защита: учеб. нособ. [Текст] / А. П. Ситник, И. В. Крупина, В. К. Крупин. - М.: АПКиП-ПРО, 2008. - 60 с.

11. Сборник нормативных документов и учебных программ по повышению квалификации и переподготовке педагогических кадров [Текст] - Оренбург.: Изд-во ОГПУ, 2007.-214 с.

УДК 159.9:377

Зеер Эвальд Фридрихович

Доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий кафедрой психологии профессионального развития Института психологии Российского государственного профессионально-педагогического университета, [email protected], Екатеринбург

Кормилъцева Мария Владимировна

Аспирант, ассистент кафедры психологии профессионального развития Института психологии Российского государственного профессионально-педагогического университета, [email protected], Екатеринбург

СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ КАК ЦЕЛЕВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Zeer Evald Fridrihovich

The doctor of psychological sciences, the professor, corresponding member RAE, managing chair of psychology of professional development of the Russian State Vocation-Pedagogic University, [email protected], Ekaterinburg

Kormiltseva Maria Vladimirovna

The post-graduate student,the assistant of chair ofpsychology ofprofessional development of the Russian State Vocation-Pedagogic University, [email protected], Ekaterinburg

SOCIALLY-PERSONAL COMPETENCES AND PROFESSIONAL MOBILITY AS TARGET ORIENTATION OF FORMATION

Современная ситуация на рынке труда требует реализации связи между подготовкой в образовательном учреждении и успешностью его выпускника в профессии, на рабочем месте. Это привело к необходимости реализации компетентностного подхода в системе профессионального образования и введения таких терминов как «компетентность» и «компетенция».

Н. Попкова в исследовании вопросов гуманизации профессиональной подготовки в инженерно-техническом вузе утверждает, что «постоянные технологические инновации формируют новый тип работника, главное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.