Профессиональное становление специалиста В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Л. Ю. Монахова, А. Е. Марон
(Санкт-Петербург)
Фундаментальные исследования андрагогических
СИСТЕМ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
В статье представлены результаты фундаментальных исследований андрагогических систем (внутрифирменного, адаптивного, опережающего и открытого) непрерывного образования взрослых, проведенных в Федеральном государственном научном учреждении «Институт педагогического образования и образования взрослых» Российской академии образования в разные годы
Современный период развития общества связан с базовыми социальными изменениями в России, переходом к рыночным отношениям, всей совокупностью объективных факторов, которые оказали чрезвычайное влияние на функционирование и развитие образования во всех его сферах.
В стратегии модернизации российского образования провозглашены основополагающие идеи и принципы осуществления глобальных преобразований в социально-образовательной политике страны, призванные повысить качество жизни человека, обеспечить удовлетворение его духовных, культурных, профессиональных запросов.
Новое наполнение получает понятие «образование взрослых», интегрирующее следующие качества и признаки:
- непрерывность образования, проявляющуюся как целостный, стадийный в своих элементах процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира;
- пожизненность образования как отражение идеи «образа жизни» в непрерывном накоплении знаний, постоянном стремлении к саморазвитию;
- опережающий характер образования как освоение последних достижений в каких-либо областях знаний, развитие деятельностных способностей человека, формирование
новых смыслов, целей и ценностей его жизнедеятельности, обогащение интеллектуального потенциала личности.
В новой социально-экономической ситуации кардинально изменились задачи образования взрослых.
Сегодня образование взрослых в России превратилось наряду с начальным, средним и высшим образованием в самостоятельную подсистему национальной системы образования, о чем свидетельствует ее масштабность и специфика. В эпоху кризисных явлений в обществе практически весь народ оказался экономически и социально незащищенным, став, тем самым, потенциальным контингентом сферы образования взрослых. Многие были вынуждены сменить или оставить свою производственную и профессиональную деятельность, пополнив таким образом ряды обучающихся в системе подготовки и переквалификации специалистов.
Специфической тенденцией последних лет является возросшее стремление взрослого населения расширить границы и сферы познания, повысить свое соответствие требованиям рынка в плане совершенствования профессиональной квалификации, развития функциональной, технологической и компьютерной грамотности, расширения общей культуры. Поэтому резко возрос уровень запросов и образовательных потребностей взрослых, в связи с чем значительно расши-
рился рынок образовательных услуг в стране. Развивается система получения второго высшего образования. Практически в каждом вузе имеются десятки структурных подразделений, реализующих дополнительные образовательные программы.
В новых условиях закономерностью развития образования взрослых становится поиск механизмов и научных обоснований повышения его эффективности и качества.
Исследованием этой проблемы занимается наука андрагогика - теория и методология обучения взрослых. В институте педагогического образования и образования взрослых Российской Академии Образования (ИПООВ РАО) развернут широкий спектр научно-исследовательских работ в этом направлении (Руководители д.п.н., профессор, директор института И. И. Соколова; д.п.н., профессор, Заслуженный работник высшей школы РФ А. Е. Марон и д.п.н., доцент Л. Ю. Монахова). Издана серия книг, рекомендаций, проведен широкий эксперимент.
Андрагогика рассматривается как самостоятельная отрасль педагогики, описывающая образовательные системы различных категорий взрослых (безработные, уволенные в запас военные, инвалиды, мигранты, осужденные, учащиеся вечерних школ и др.).
Объектами изучения андрагогики являются: последипломное образование, переподготовка кадров, внутрифирменное образование, последипломное образование различных категорий кадров, обучение в ресурсных центрах предприятий, в вечерних школах, экстер-натах, системе дистанционного обучения и др.
Результатом научной деятельности ИПО-ОВ РАО по данной проблематике явились выделение и анализ андрагогических систем, комплексно реализующихся в социально-профессиональной практике подготовки кадров:
- внутрифирменного образования;
- современных адаптивных систем;
- опережающего образования взрослых;
- открытых систем.
Рассмотрим основные результаты исследования андрагогических систем.
Актуальность исследования внутрифирменного образования персонала (ВОП) связывается с современным периодом развития социально-экономических процессов и характеризуется повышенным интересом к качеству интеллектуального уровня работников предприятий и качеству их образования.
Основной причиной этого является постоянное развитие инновационных процессов в технике, технологиях и профессиональной деятельности. Это требует непрерывного обновления знаний персонала, подготовки и переподготовки специалистов, способных оперативно адаптироваться к условиям быстро изменяющейся среды и постоянно возникающим новым императивам конкурентной борьбы. Однако необходимо признать, что существует несоответствие между требованиями, предъявляемыми к персоналу на предприятиях, и уровнем его профессионализма и компетентности. Исследование показало, что руководители предприятий отмечают недостаточный уровень подготовленности персонала, и прежде всего управленцев среднего и нижнего звена, работников служб маркетинга и сбыта.
Переход от плановой экономики к рыночной привел к упадку десятилетиями создававшейся системы внутрипроизводственного обучения. При этом к руководству предприятиями приступили новые кадры управленцев. Начиная постепенно осознавать, что персонал необходимо обучать, руководители предприятий зачастую не имеют четкого представления о системе организации внутрифирменного обучения. Отсутствие методик организации целостной системы внутрифирменного обучения работников в новых, рыночных условиях ведет к стихийности этого процесса, что, в свою очередь, приводит к его малой эффективности.
Наблюдается повышение интереса к самостоятельному обучению у самих работников предприятий. Поиск путей гармонизации интересов общества, личности взрослого, государства и предприятий в лице их собственников и руководителей в области внутрифирменного обучения требует проведения специальных исследований, выработки рекомендаций и внедрения их в практику.
Внутрифирменное обучение рассматривается как система профессионального обучения, переподготовки, повышения квалификации и развития персонала предприятий на основе воспроизводства и восполнения их кадрового потенциала.
Категориальный аппарат исследования и основные цели системы внутрифирменного обучения: формирование ресурсов организации за счет повышения потенциала кадров, приобретение сотрудниками организации
новых профессиональных знаний и навыков, профессиональное развитие персонала, формирование рабочей силы, обладающей высокими способностями и сильной мотивацией к выполнению профессиональных задач.
Ведущая интегральная функция системы ВОП - обеспечение предприятия (фирмы, организации) профессионально компетентными и мотивированными работниками за счет улучшения стандартов деятельности и применения их в практической (рабочей) ситуации.
В качестве критериев отбора содержания внутрифирменного обучения персонала выступает компетентностный подход, определяющий следующий компонентный состав:
- функциональная компетентность (знания, умения, навыки для выполнения конкретной работы);
- личностно-психологическая компетентность (возможность адаптации к данной фирме, взаимодействие с людьми, ценностные отношения и др.);
- социально-правовая компетентность (знание нормативных актов, закономерностей хозяйствования в новых условиях, новых форм экономических отношений);
- организационно-управленческая компетентность (мастерство планирования, организации, самоконтроля и т.д.).
Для средних предприятий с численностью персонала до 300 человек самым распространенным вариантом предлагаемых учебных курсов для внутрифирменного обучения являются стандартизированные учебные программы, по которым персонал может учиться в смешанных группах, состоящих из представителей разных предприятий, или в закрытых группах, набираемых из числа работников одного предприятия. Такие программы в практике работы учебных заведений уже получили название заказных программ.
В настоящее время модульный подход применяется целым рядом учебных заведений для организации совокупности краткосрочных курсов занятий по повышению квалификации персонала предприятий. Перспективным решением является применение модульного подхода к отбору и структурированию содержания материала и различных видов учебной деятельности в рамках отдельного учебного курса. Это позволяет индивидуализировать конкретный курс с меньшими затратами.
Проблема адаптивных систем и технологий, ориентированных на создание гибких открытых образовательных пространств, максимально учитывающих потребности и запросы взрослого человека, является весьма актуальной. Предусмотрено создание и научное обоснование адаптивных образовательных систем применительно к обучению взрослых в вечерних школах, Центрах образования, фирмах по переквалификации военнослужащих, уволенных в запас; осужденных и др. В этом контексте рассмотрено понимание сущности и функций адаптивных систем и адаптивного обучения, дан анализ объектов образования взрослых, их социально-психологических особенностей.
Рассмотрение социально-философских оснований адаптации позволило выделить такие существенные ее характеристики, как приспособление личности к социальным нормам, согласование требований с учетом потенциальных тенденций развития как субъекта, так и социальной среды, способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. Проведенный анализ современного понимания адаптации, выделение в нем социальных, личностных, психологических, аксиологических смыслов позволили определить концептуальную основу моделирования адаптивных систем.
Адаптивные системы (АС) рассматриваются как социально ориентированные, обучающие и развивающие модели целенаправленных процессов взаимодействия педагога, обучаемых, источников информации, основным качеством которых является сочетание адаптивной и адаптирующей деятельности [1].
Адаптация рассматривается как двуединый процесс:
1) приспособление социально-образовательной среды к личности обучаемого;
2) активное включение субъекта учебной деятельности в проектирование и разработку адаптивной образовательной среды, выработку индивидуального образовательного маршрута.
Адаптация - это приспособление, ее функция состоит в обеспечении соответствия общественно регламентируемого поведения и деятельности человека внутренней структуре его личности (интересам, ценностным ориентациям, особенностям темперамента).
Основные направления адаптивного обучения:
- психологическая мотивационная адаптация, основанная на перестройке стереотипа действий личности, мышления, понимания активной роли в выборе стратегий и методов работы, в достижении прогнозируемого результата учебной деятельности;
- организационно-целевая адаптация, выраженная в сближении целей участников и системы организации образовательного процесса на основе учета их индивидуальных особенностей;
- содержательная адаптация, предусматривающая отбор функционально ориентированного учебного материала, вариативность учебных планов и программ, развитие новых моделей интегративного обучения;
- технологическая адаптация, включающая проектирование технологий, приемов и методов разноуровневого и дифференцированного обучения с альтернативным выбором форм проведения занятий (уроков, консультаций), средств личностно ориентированного управления учебно-познавательной деятельностью (система самодиагностики, самоконтроля, самокоррекции).
Технологическая адаптация трактуется как возможность приспособления обучающей программы к особенностям конкретного процесса обучения с целью его оптимизации. Необходимость учета фактора адаптивности при разработке обучающей программы обусловлена следующими условиями и установками: обучаемый является не только объектом процесса обучения, но и субъектом его; выступая как субъект обучения, взрослый учащийся должен восприниматься как личность с различными потребностями в овладении знанием; обучаемые с различными индивидуальными особенностями по-разному воспринимают и усваивают один и тот же учебный материал, поэтому у них могут быть различные потребности в контроле его усвоения.
Представление о содержании образования как об адаптированном социальном опыте оказывается соответствующим современным установкам гуманистического мышления.
Под адаптацией обучающей программы к потребностям в контроле понимается изменение системы контроля в зависимости от познавательных возможностей учащихся. Адаптация обучающей программы может происходить при построении системы контроля и в организации работы по обучающим
программам с предложенной системой контроля.
Наибольшие научные разногласия встречаются по вопросу о предмете и содержании опережающего образования. Со сложностями сталкивается образовательная наука при попытках построить модель содержания обучения, которое будет востребовано жизнью через несколько лет. Поэтому модель опережающего содержания оправдывается лишь в ограниченном ряде образовательных систем и практик, когда речь идет об уже известном содержании и о высокой вероятности востребования его конкретным контингентом обучающихся (повышение квалификации, ориентированное на освоение новой техники; переобучение на специальности, имеющие явную тенденцию роста, востребованности в экономике; изучение иностранных языков и информационных технологий «впрок»; адаптационное обучение лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы и т.п.) [2, с. 9].
В андрагогической практике реализованы модели опережающего содержания при переквалификации специалистов в рамках профессии на выполнение новых усложненных функций при освоении нового технического оборудования, новых технологий производства, для педагогических кадров это соответствие целям и задачам модернизации школы (усиление функций работы с одаренными, использование здоровьесберегающих технологий, новых форм открытого и дополнительного образования, реализация идей экономической самостоятельности образовательного учреждения (ОУ), оптимизация сети ОУ, учет положений проекта «Наша новая школа» и т.д.).
Более глубоким и интересным с научной точки зрения, а также многообещающим с практической стороны выглядит подход к опережающему образованию как модели формирования потенциала саморазвития личности, разделяемый большинством ученых, занимающихся этой проблемой. Здесь в качестве основополагающих опережающих элементов содержания образования рассматриваются не только конкретные знания и умения, но и общие характеристики образованной личности, такие как развитие интересов, убеждений, способствующих адаптации человека к изменяющейся жизни (Б. М. Бим-Бад); способности использовать полученные знания для совершенствования деятельности
(В. Горшенин); развитие личности обучающихся (А. М. Новиков); фундаментальные общеобразовательные знания, а также знания мировоззренческого плана (А. Е. Марон, К. К. Колин и др.); развитие навыков самообразования, умений находить пути решения сложных проблем. Опережающее образование в итоге способствует становлению глобального, ноосферного сознания, «ответственного разума», осознающего грозящие опасности и умеющего сделать все для их предотвращения (А. Д. Урсул, А. И. Субетто) [7].
Андрагогический аспект технологий опережающего обучения предполагает рассмотрение их как специфических учебных сред жизнедеятельности взрослого, определяющих возможности развития человека как специалиста самореализующегося, творческого, способного ориентироваться в изменяющейся ситуации, эффективно решать практические задачи и добиваться планируемого результата.
К числу фундаментальных исследований андрагогических систем особо относят открытое образование [5]. Открытое обучение, исходящее из идей Открытого Университета, представляет собой «бесконтактное» обучение при помощи новых информационных технологий (в настоящее время -Ш;егпе^). С точки зрения взаимодействия педагога и обучающегося, дистанционное открытое обучение является формой заочного обучения: акцент делается на самостоятельное учение студента, а непосредственное общение с педагогом либо минимально, либо отсутствует.
Открытое образование предполагает субъектную ориентированность процесса обучения. «Личностный подход ставит ближайшей целью задачу выработки качеств личности, обеспечивающих успех в профессиональной деятельности и комфортное существование в условиях открытого общества. Идея личностного подхода в значительной степени соответствует концепции образования на протяжении всей жизни человека. Для этого необходимо диверсифицировать структуру образовательных программ, дав возможность каждому построить ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным и профессиональным способностям. Такая организация образовательного процесса позволяет предоставлять человеку разнообразные наборы образова-
тельных услуг, обеспечивающих непрерывность обучения, получения послевузовского и дополнительного образования» [6, с. 85]..
Системообразующим началом открытого образования (российский вариант) является ее духовно-интеллектуальный смысл, который выступает в качестве субстанции как учебно-воспитательных программ, образовательных учреждений и органов управления образованием, так и государственных образовательных стандартов.
Открытое образование взрослых - это целостная саморазвивающаяся педагогическая система обучения, развития и социализации взрослой личности, реализующая функции опережения, адаптации, субъектной ориентации, содержательной и инструментальной открытости в выборе стратегии и технологий обучения всех без исключения социальных групп населения.
В качестве ведущей тенденции развития открытого образования выступает рассмотрение его как инновационной системы образования взрослых. Реализация этого направления связана с задачей, выдвинутой ЮНЕСКО - «Образование для всех», «Образование без границ»; отсутствие жесткой регламентации в выборе учебных целей, содержания, организационных форм, методов обучения; гибкое сочетание в учебном процессе нормативных и профессионально-личностных ориентиров; актуализирующий диалог субъектов обучения как ведущий способ развития компетентности обучающихся; особый социально-психологический климат, характеризующийся комфортностью, позитивным эмоциональным настроем участников обучения.
Объектами системы открытого образования взрослых являются: вечерние школы; экстернат; высшая школа; курсы профессиональной подготовки педагогических кадров; военнослужащих, уволенных в запас и специалистов МЧС; инвалидов; осужденных и др.
Перспективы развития исследований анд-рагогических проблем связываются нами с разработкой концепции и технологий опережающей подготовки кадров в условиях кризисных явлений.
В условиях кризиса экономики и вызванной им реструктуризации занятости населения в РФ наблюдается увеличение активности в сфере краткосрочного переобучения персонала, которое осуществляется как государственными структурами и образователь-
ными учреждениями, так и частными компаниями. Успешное переобучение большого числа высвобождающихся работников - один из залогов скорейшего преодоления кризиса.
Задача переобучения состоит не только в том, чтобы передать человеку знания и умения в определенной, новой для него профессии, но также в большой степени и в том, чтобы развить в нём, или сформировать заново такие профессионально-личностные качества, которые позволили бы ему успешно трудиться, преодолеть стресс, обрести новые жизненные ориентиры, а при необходимости
- самостоятельно изменять профессиональную деятельность. К таким качествам следует в первую очередь отнести психологическую устойчивость, мобильность, активную субъектную позицию, гуманитарный кругозор, гражданственность и нравственность, методологическую, коммуникативную, социальную, правовую, информационную и другие компетентности.
Развитие данных свойств личности в процессе кратко- и среднесрочной профессиональной переподготовки взрослого человека требует применения особых педагогических подходов, технологий и методик. Прежде всего речь идет об андрагогических технологиях
обучения и развития, об адаптивном и опережающем обучении. Реализация общих принципов обучения взрослой личности при их известной универсальности имеет свои особенности при работе с различными категориями населения - уволенными в запас военнослужащими, специалистами различного профиля, руководителями, безработными, мигрантами, осужденными, инвалидами и т.д., а также при реализации учебного процесса в той или иной организационной форме (внутрифирменное обучение, Ресурсный Центр, вуз, система ПТО и т.д.).
Институт педагогического образования и образования взрослых РАО планирует дальнейшую разработку теоретических основ образовательных маршрутов, содержания и технологий общего и профессионального образования взрослых в условиях современного социума в рамках научного проекта РАО «Научное обеспечение инновационного развития образования и социализации взрослых в условиях социально-экономических перемен».
Основой для теоретического и практического обеспечения новых разработок являются труды ИПООВ РАО, объединенные общим направлением - практическая андрагогика [1-5].
Литература
1. Практическая андрагогика. Книга 1. Современные адаптивные системы и технологии образования взрослых : методич. пособие / под ред. В. И. Подобеда, А. Е. Марона. - СПб.: ИОВ РАО, 2003.
- 414 с.
2. Практическая андрагогика. Книга 2. Опережающее образование взрослых : моногр. / под ред. В. И. Подобеда, А. Е. Марона. -Изд. 2-е, доп. - СПб.: ИОВ РАО, 2009. - 404 с.
3. Практическая андрагогика. Книга 3. Модульная образовательная программа повышения квалификации руководителей образовательных учреждений / под ред. С. А. Лисицына, А. Е. Марона.- СПб.: ЛОИРО ; ИОВ РАО, 2010. - 384 с.
4. Практическая андрагогика. Книга 4. Информатизация образования взрослых : моногр. / А. Е. Марон, Л. Ю. Монахова, В. И. Соколов и др. / под ред. А. Е. Марона и Л. Ю. Монаховой. - СПб.: УРАО ИОВ, 2011. - 350 с.
5. Практическая андрагогика. Книга 5. Открытое образование взрослых: монография / А. Е. Марон, Л. Ю. Монахова и др. / под ред. А.Е.Марона.- СПб.: УРАО ИОВ, 2012. - 400 с.
6. Андреев А. А. Педагогика высшей школы. Новый курс - М.: Моск. междунар. ин-т эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. - 264 с.
7. Соколов В. И. К вопросу о предмете исследования опережающего и открытого образования взрослых // Человек и образование. - 2009. - №1. - С. 140-146.