Научная статья на тему 'Социально-педагогические предпосылки формирования девиантного поведения учащейся молодежи на этапе профессионального самоопределения'

Социально-педагогические предпосылки формирования девиантного поведения учащейся молодежи на этапе профессионального самоопределения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
376
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ / DEVIATING BEHAVIOR / PUPILS YOUTH / PHYSICAL READINESS / A STATE OF HEALTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кабачков Виталий Алексеевич, Перова Евгения Игоревна, Куренцов Вадим Алексеевич

Переход к новым социально-политическим условиям способствует обострению уже существующих и выработке новых форм социальных деформаций в молодежной среде, возникающих как в ситуации школьного, так и вузовского обучения. Появилось большое число учащихся с физическими, психическими и поведенческими отклонениями. Рост контингента детей и подростков с различными формами девиантного поведения, по мнению ученых, педагогов, родителей и широкой общественности, является результатом отсутствия в рамках общеобразовательных учреждений целостной и действенной системы социальной поддержки различных категорий учащихся, имеющих внутренние и внешние проблемы развития. В связи с этим выявление причин молодежной дезадаптации в сфере общего и профессионального образования является актуальнейшей задачей, предполагающей разработку специальных педагогических превентивнокоррекционных мер воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кабачков Виталий Алексеевич, Перова Евгения Игоревна, Куренцов Вадим Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transition to new sociopolitical conditions promotes an aggravation already existing and development of new forms of social deformations in the youth environment, arising as in a situation school, and high school training. There was a great number of pupils with physical, mental and behavioural deviations. Growth of a contingent of children and teenagers with various forms deviante behavior, according to scientists, teachers, parents and the wide public, grows out of absence within the limits of educational institutions of complete and effective system of social support of various categories of the pupils having internal and external problems of development. In this connection, revealing of the reasons youth desadaptation in sphere of the general and vocational training is the most urgent problem assuming working out of special pedagogical is preventive-correctional measures of influences.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогические предпосылки формирования девиантного поведения учащейся молодежи на этапе профессионального самоопределения»

МАССОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ОЗДОРОВЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ НА ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

В.А. КАБАЧКОВ, Е.И. ПЕРОВА, В.А. КУРЕНЦОВ,

ФБГУ ФНЦВНИИФК

Аннотация

Переход к новым социально-политическим условиям способствует обострению уже существующих и выработке новых форм социальных деформаций в молодежной среде, возникающих как в ситуации школьного, так и вузовского обучения. Появилось большое число учащихся с физическими, психическими и поведенческими отклонениями. Рост контингента детей и подростков с различными формами девиантного поведения, по мнению ученых, педагогов, родителей и широкой общественности, является результатом отсутствия в рамках общеобразовательных учреждений целостной и действенной системы социальной поддержки различных категорий учащихся, имеющих внутренние и внешние проблемы развития. В связи с этим выявление причин молодежной дезадаптации в сфере общего и профессионального образования является актуальнейшей задачей, предполагающей разработку специальных педагогических превентивнокоррекционных мер воздействия.

Ключевые слова: девиантное поведение, учащаяся молодежь, физическая подготовленность, состояние

здоровья.

Abstract

Transition to new sociopolitical conditions promotes an aggravation already existing and development of new forms of social deformations in the youth environment, arising as in a situation school, and high school training. There was a great number of pupils with physical, mental and behavioural deviations. Growth of a contingent of children and teenagers with various forms deviante behavior, according to scientists, teachers, parents and the wide public, grows out of absence within the limits of educational institutions of complete and effective system of social support of various categories of the pupils having internal and external problems of development. In this connection, revealing of the reasons youth desadaptation in sphere of the general and vocational training is the most urgent problem assuming working out of special pedagogical is preventive-correctional measures of influences.

Key words: deviating behavior, pupils youth, physical readiness, a state of health.

Социально-экономические преобразования российского общества обозначили острые проблемы в системе воспитания и обучения подрастающего поколения. Получили объяснения причины некоторых негативных явлений, происходящих в молодежной среде. Отрицательные последствия быстрого и внезапного вхождения России в рынок, крах тоталитарного общества и его нравственных ценностей способствовали обострению уже существующих и возникновению новых форм социальных деформаций в молодежной среде, возникающих в ситуации как школьного, так и вузовского обучения.

Исследования, проведенные в последние годы (П.С. Семыгин, 2006), позволили выделить ряд специфи-

ческих моментов, влияющих на формирование социальных деформаций среди учащейся молодежи России:

- увеличилось количество молодежи, относящейся по своему статусу к социально «исключенным» (рабочие, служащие низшего звена, учащиеся профессионально-технических училищ и техникумов), оказавшихся в некоем замкнутом круге, выход из которого ей видится только в противоправном поведении;

- сократились возможности достойного трудоустройства, и, как следствие, более половины выпускников вузов и 70% окончивших ссузы трудоустраиваются не по специальности, а 80% не знают, кем и где они будут работать после окончания учебы, но скорее всего не по специальности;

Массовая физическая культура и оздоровление населения

45

- потеряна вера в собственные силы, интерес к труду, социально значимым видам деятельности и смыслу жизни. Более 30% выпускников оказались в состоянии стресса, одной из причин которого является чувство социальной незащищенности;

- ухудшение уровня жизни значительной части российских семей привело к снижению социального статуса и ограничению доступа к социально-экономическим ресурсам.

В основу десоциализирующих рисков как факторов формирования девиантного поведения исследователи (М.Н. Жуков, В.А. Кабачков, В.А. Куренцов, 2002-2004) также относят: средства массовой информации, семью как первичный фактор деформации личности, психологическую дезадаптацию, связанную с половозрастными и индивидуальными особенностями молодого человека. Проблема еще усугубляется и кризисом социальной мотивации, и слабостью профессиональных ориентаций будущих абитуриентов, что предопределяет случайный и ошибочный характер выбора будущей специальности и неготовность большинства выпускников трудиться в соответствии с этой специальностью (В.А. Медик,

А.М. Осипов, 2003).

По мнению специалистов (В.А. Кабачков, В.А. Курен-цов, 2004; В.А. Кабачков, С.А. Полиевский, А.Э. Буров, 2010; Е.И. Перова, 2011 и др.), среди значительного числа средств социально-психологической коррекции девиантного поведения наиболее эффективными, полностью отвечающими потребностям формирующейся личности учащейся и студенческой молодежи являются физическая культура и спорт и ее специальная направленность - профессиональная физическая культура. Однако использование в учебных учреждениях данного направления не нашло должного применения. Именно поэтому проблема изучения и регуляция социального поведения молодежи в сфере среднего и высшего образования является актуальнейшей задачей, предполагающей разработку специальных педагогических превентивнокоррекционных мер воздействия.

Перед исследованием была поставлена задача: выявить причины, особенности развития и распространения различных форм девиантного поведения среди учащейся молодежи на этапе профессионального самоопределения.

Результаты исследований

Изучение профессионального самоопределения учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ г. Москвы (данные аспиранта ВНИИФК Е.С. Снеговой, 2005) свидетельствуют о том, что:

- 55,8% старшеклассников не обладают достаточным арсеналом знаний для полного и осознанного выбора будущей профессии;

- не имеют полного представления о мире профессий 27,6% учащихся;

- 17,9% не представляют, в какой профессии их способности могут пригодиться;

- 35,8% учащихся считают, что правильность выбора зависит от совета родителей, друзей, взрослых.

Изучение особенностей профессионального самоопределения студентов (Е.С. Снегова, 2005), поступивших на первый курс педагогического университета (специаль-

Ш

ность «Физическая культура»), свидетельствует о том, что только у 15,7% юношей и 5,7% девушек выявлен устойчивый профессиональный интерес к избранной профессии. Недостаточно устойчивая степень профессионального интереса выявлена у 42,9%, что свидетельствует о неадекватном представлении опрошенных о специфике выбранной профессии. Неустойчивая степень выраженности профессионального интереса выявлена у 31,4% юношей и у 14,3% девушек, что характеризует их негативное отношение к профессии, и впоследствии, возможно, возникнет желание сменить вид деятельности. При этом ценность образования 70% опрошенных видят не в получении образования, а лишь в достижении материальных благ; кем и где они будут работать после окончания учебы - не знают, но, скорее всего, не по специальности. И только 30% студентов первого курса считают выбранную профессию своим призванием.

Аналогичные данные получены и при исследованиях, проведенных в экспериментальном центре ВНИИФК (А.Э. Буров, 2009). Результаты анкетирования свидетельствуют: 85% студентов первого курса при выборе профессии в качестве основного обстоятельства рассматривают высокую заработную плату; на втором месте по значимости - совпадение будущей профессии с приобретаемой в вузе специальностью; лишь каждый пятый руководствуется тем, чтобы будущая работа была интересная и перспективная. Для 52% опрошенных старшеклассников основным мотивом выбора профессии является ее престижность. Второе и третье место занимают «содержание труда» и «психологический климат» в коллективе. Большинство опрошенных (до 45%) ставит своей целью в будущем занять «среднее» и «высокое» социальное положение. Добиться этого статуса, по мнению респодентов, помогут такие профессии, как юрист, адвокат (27%). Среди наиболее востребованных профессий отмечены: менеджер, бухгалтер, экономист, а также широко распространенные в развитых странах профессии среднего класса - психолог, социальный работник. Предпочтительными особенностями трудовой деятельности опрошенные считают: умственный труд, работу с людьми, свободный график, стабильную зарплату, необязательное знание иностранных языков, необязательность униформы, нейтральное отношение к вредным привычкам, религии и семейному положению.

Полученные данные свидетельствуют о том, что как учащиеся 10-11 классов, так и студенты первого курса не получили должного объема информации о профессиях, а ориентация на престижность профессии, советы родителей, друзей могут быть ошибочными. Все эти мотивы впоследствии могут стать причиной различных негативных отклонений в их образе жизни: утрата интереса к учебе и ответственности за собственное образование, снижение ценностей здоровья, потеря здоровых ориентиров в области социальных норм, моральная ущербность, игнорирование интересов общества, комплекс социальной неполноценности, неверие в социальный прогресс, распространение тяжелых психических депрессий, а при определенных условиях - совершение противоправных действий и приобщение к употреблению психоактивных веществ.

46

Массовая физическая культура и оздоровление населения

В последнее десятилетие отмечается обострение и усиление таких форм социальных девиаций, как молодежная наркомания и алкоголизм. Потребление наркотиков стало неотъемлемым и значительным элементом молодежной культуры.

По экспертным оценкам, в настоящее время в России число зарегистрированных наркоманов достигает 6 млн чел., а хотя бы раз попробовавших наркотики - 15 млн. Общее количество лиц, злоупотребляющих наркотиками, составляет 4% численности населения страны, говорится в документе, представление которого состоялось в штаб-квартире Всемирного международного центра. В докладе указывается, что примерно 2 млн наркоманов - молодые люди в возрасте до 24 лет. Однако, как указывают авторы, «надежность упомянутых оценок невысока», учитывая, что в России «не проводилось систематических общенациональных исследований по проблеме наркомании».

Средний возраст приобщения к наркотикам - 13 лет. Но уже выявлены случаи наркотической зависимости у 9-10-летних детей. Выборочные опросы показывают, что 44% мальчиков и 25% девочек попробовали хотя бы раз наркотики или другие психоактивные вещества. Более 14 тыс. несовершеннолетних (из них почти 6 тыс. учащихся) состоят на учете в качестве потребителей наркотиков и около 7 тыс. (из них 1600 учащихся) -в качестве потребителей сильнодействующих одурманивающих веществ (М.Н. Жуков, В.А. Кабачков,

В.А. Куренцов, С.Ю. Тюленьков, 2004).

За последние годы употребление наркотиков среди старшеклассников и студентов увеличилась в 6-8 раз. Опросы учащихся в возрасте 15-20 лет показали, что 52,8% достаточно часто употребляют спиртные напитки, 10,2% хотя бы раз в жизни пробовали наркотические, а 9,8% - токсические вещества. Среди вузовской молодежи наркоманией охвачено в той или иной мере 30-35%. С 1995 по 2000 г. число лиц, освобожденных от призыва на военную службу в связи с заболеванием наркоманией, выросло от 4,7 тыс. до 20,9 тыс. чел. Количество злоупотребляющих наркотическими средствами за период от постановки на воинский учет до призыва на военную службу увеличилось в 6,5 раза (А.Э. Буров, 2010).

К числу факторов, способствующих проявлению девиаций в поведении школьников, определяющих его поведение в дальнейшем, чаще всего становятся устойчивые психологические отклонения, влияющие на развитие личности в целом. Они порождают целый комплекс негативных поступков и способствуют развитию различных форм девиантного поведения.

З.А. Раевская [1984] называет его девиантным - как поведение, не соответствующее социальным и нравственным нормам, принятым в обществе. Наиболее характерными признаками девиантного поведения являются: отсутствие положительных интересов и стремлений, завышенные материальные потребности, упрямство, злость, недисциплинированность, конфликтность, агрессивность. Таким подросткам свойственна отчужденность от различных социальных институтов и окружающих лиц с позитивной направленностью.

Первопричиной возникновения девиантного поведения являются проблемы, связанные с физическим созреванием подростка, снижением самооценки и са-

моуважения, возникновением конфликтных ситуаций при становлении психических новообразований. В подростковом возрасте заметно усиливается склонность к самонаблюдению, застенчивость, эгоцентризм, снижается устойчивость образов «Я», что является причиной депрессивных состояний.

Пониженное самоуважение и коммуникативные трудности снижают социальную активность. Низкое самоуважение положительно коррелирует с многочисленными расстройствами: отрицательными эмоциональными состояниями, переживанием «несчастья», болезненными симптомами и агрессивными побуждениями. Приобщение подростков к спиртным напиткам, наркотикам, участие в преступных группировках, совершение правонарушений, агрессивное поведение происходят в результате заниженной самооценки. Основной причиной этих девиаций является, как правило, связь с психическим экспериментированием, поиск новых, необычных ощущений, переживаний, стремление утвердиться в какой-либо другой среде, так как в обычной подросток является отверженным.

Проявление отрицательных качеств, как правило, наблюдается в следующих сферах деятельности: в учении, общественно-трудовой деятельности, отношении к коллективу, в интересах и потребностях, в поведении. Часть таких подростков имеет и отклонения в физическом развитии, что еще больше усугубляет их социальную дезадаптацию, так как в большинстве случаев процесс модально-волевого становления личности школьника в этом возрасте зависит от их физического состояния.

Наряду с возрастными особенностями развития школьников деформация семьи может привести к негативным последствиям в развитии ребенка (А.А. Реан, 2002). Влияние семьи на подростков трудно переоценить. Несмотря на снижение этого влияния с возрастом и ростом влияния сверстников, оно весьма значительно. Можно привести такой факт, что 80% преступлений совершают подростки из неблагополучных семей, 60% приобщились к алкоголю в семье; до 75% подростков, употребляющих психоактивные вещества, выходцы из семей группы социального риска, а 59% - воспитывались в неполных. До 90% правонарушителей - выходцы из неблагополучных семей. В таких семьях поведение детей не контролируется. Каждый третий трудный подросток из семьи, где родители злоупотребляют спиртным, не соблюдают элементарных норм семейно-бытовых отношений. Немаловажное влияние на воспитание детей оказывает и чрезмерная занятость матерей на производстве, и «эпидемия» разводов. Ежегодно более 400 тыс. детей остаются без одного из родителей. Не случайно, что доля таких подростков среди правонарушителей достигает 30-40% (С.В. Березин, 1999).

Еще одна категория детей и подростков, попадающая в зону риска, - учащиеся, имеющие проблемы со здоровьем. Большинство таких подростков, вынуждено подчинять огромную часть своего времени здоровьесбережению. Больной ребенок, как правило, ограничен территориально, социально (строго определенным кругом людей, без возможности выбора предмета для общения), эмоционально (часто находится в изоляции от желаемого круга общения), физически (физически ослабленные

Массовая физическая культура и оздоровление населения

47

дети намного слабее своих сверстников). Проблемы со здоровьем отнимают время, отведенное на учебные цели: дети пропускают много занятий, а потому отстают в освоении учебных дисциплин и, как следствие, в развитии познавательной сферы. Аномалии физического и психического развития проецируют быстрое утомление, инфантилизм, пассивность к обучению, проблемы в усвоении государственного образовательного стандарта.

Специально проведенные исследования свидетельствует о том, что 33% выпускников школ имели ограничения по состоянию здоровья; до 50% школьников имеют различные нарушения опорно-двигательного аппарата; число детей с нарушениями осанки за 8 лет обучения в школе увеличилось в 3 раза; многие школьники освобождены от занятий по физической культуре; 60-65% учащихся ежегодно болеют респираторными заболеваниями; к окончанию 11 класса у 45% детей ухудшилось зрение; только 10% были отнесены к I группе и 44,3% - ко II группе здоровья. Недостаток двигательной активности приводит к тому, что 5-8% старшеклассников в процессе учебы приобретают гипертонические реакции, 10-15% набирают избыточную массу тела, а почти 30% страдают заболеваниями носоглотки, нарушениями осанки, у многих учащихся ослабевает иммунная система, падает острота зрения (С.И. Изаак, 2004).

При контрольных тестированиях было установлено, что у большинства подростков физическое развитие ниже нормы и характеризуется слабым развитием костно-мышечной системы, физическая работоспособность находится в пределах ниже средней. Отклонения в физическом развитии учащихся еще больше усугубляет их дезадаптацию, т.к. в большинстве случаев процесс морально-волевого становления личности школьника в этот период зависит от его физического состояния. У большей части обследованных полностью отсутствуют элементарные спортивные навыки и умения, наблюдается низкая двигательная подготовленность; каждый третий подросток, а в ряде школ - до 47% учащихся не смогли принять участия в тестировании по причине наличия медицинского освобождения, а более 35% старшеклассников показали низкие результаты в нормативах, требующих проявления силы, быстроты, общей выносливости, координационных способностей (Ю.П. Пузырь, 2005; В.А. Кабачков, В.А. Куренцов, 2004 - 2008; Е.И. Перова, 2012 и др.).

Не менее значимой является проблема формирования девиантного поведения в условиях профессионального обучения, в частности, вузовского. Некоторая часть абитуриентов, поступая в вуз, уже обладает устойчивыми

признаками дезадаптации. Поведенческие деформации, сформированные в период обучения в школе, составляющие весь спектр социальных, физических и психических деформаций, сохраняются и при поступлении в вузы (неадекватная самооценка, тревожность, агрессивность, негативное отношение к социально значимым видам деятельности, категоричность и т.д.). При этом специфика вузовского обучения и возрастные особенности личностного развития молодых людей способны не только усилить степень социальной дезадаптации, но и привести к формированию новых форм девиантного поведения, таких, как утрата интереса к учебе, ответственности за собственное образование, снижение ценностей здоровья, потеря здоровых ориентиров в области социальных норм, моральная ущербность и т.д.

В этой связи не может не вызывать опасения, что молодые люди, имеющие склонность к различным формам отклоняющегося поведения и обучающиеся в учреждениях среднего специального и высшего образования, в будущем станут определять социальный облик и потенциал регионального корпуса специалистов в большинстве профессий, что может пагубно отразиться на развитии и экономическом росте производства как в отдельных регионах, так и страны в целом (В.А. Медик, А.М. Осипов, 2003).

Таким образом, анализ причин молодежной дезадаптации позволяет утверждать, что социальные деформации в поведении учащейся молодежи есть особая форма поведения, не соответствующая социальным и нравственным нормам, принятым в обществе. Отсутствие у молодежи сформированных представлений об основных формах общения и поведения, наличие индивидуальных негативных особенностей (избегание решения проблем, нестабильность в отношениях с окружающими, проявление тревожности, низкий уровень стрессоустойчивости; негативное отношение к социально значимым видам деятельности; отклонения в состоянии здоровья, физическом развитии, двигательной подготовленности), затрудняющих социальную адаптацию, и есть те поведенческие деформации, которые влияют на воспитание и изменяют весь ход развития личности. Непрерывный рост контингента детей и подростков с различными формами девиантного поведения, по мнению ученых, педагогов, родителей и широкой общественности, является результатом отсутствия в рамках общеобразовательных учреждений целостной и действенной системы социальной поддержки различных категорий учащихся, имеющих внутренние и внешние проблемы развития.

Литература

1. Медик В.А. Университетское студенчество: образ жизни и здоровье / В.А. Медик, А.М. Осипов. - М.: Логос, 2003. - С. 11-36, 138-161.

2. Кабачков ВА, Жуков М.Н., Куренцов В.А., Тюленьков

С.Ю. Профилактика наркомании среди детей, подростков и молодежи средствами физической культуры и спорта: метод. пособие. - Ярославль, 2004. - 147 с.

3. Жуков М.Н., Кабачков В.А., Куренцов В.А. Профилактика правонарушений детей и подростков средствами

физической культуры и спорта: учеб. пособие. - Ярославль, 2004. - 67 с.

4. Снегова Е.С. Ориентация школьников старших классов на профессию учителя физической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2005. - 18 с.

5. Самыгин П.С. Девиантное поведение молодежи. -Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - С. 169-181.

6. Кабачков В.А., Куренцов В.А. Профилактика наркомании среди несовершеннолетних средствами физиче-

48

Массовая физическая культура и оздоровление населения

ской культуры и спорта // Вестник спортивной науки. -2007. - № 2. - С. 25-30.

7. Кабачков В.А., Полиевский С.А., Буров А.Э. Профессиональная физическая культура в системе непрерывного образования молодежи. - М.: ФиС, 2010. - 295 с.

8. Перова Е.И. Профилактика поведенческих факторов риска у учащихся 16-17 лет, обучающихся в педагоги-

1. Medik V.A., Osipov A.M. University students: lifestyle and health. - M.: Logos, 2003. - P. 11-36, 138-161.

2. Kabachkov V.A., Zhukov M.N., Kurentzov V.A., Tulen-kov SJu. Prophylactic of drug addiction among children, adolescents and youth by means of fitness and sport: manual. - Yaroslavl, 2004. - 147 p.

3. Zhukov M.N., Kabachkov V.A., Kurentzov V.A. Prophylactic of delinquency among children and adolescents by means of fitness and sport: manual. - Yaroslavl, 2004. -67 p.

4. Snegova E.S. Orientation of senior school students towards profession of physical culture teacher: autoref. ... thesis of candidate of pedagogic sciences. - M., 2005. - 18 p.

5. Samygin P.S. Deviant behavior in youth. - Rostov-na-Donu: Fenix, 2006. - P. 169-181.

ческом колледже, средствами профессиональной физической культуры // Вестник спортивной науки. - 2011. -№ 6. - С. 52-56.

9. Кабачков В.А., Куренцов В.А. Профилактика наркомании среди детей и подростков средствами физической культуры и спорта: монография. - М.: Советский спорт, 2012. - 215 с.

6. Kabachkov V.A., Kurentzov V.A. Prophylactic of drug addiction among children by means of fitness and sport // Vestnik sportivnoi nauki. - 2007. - № 2. - P. 25-30.

7. Kabachkov VA, Polievsky S.A., Burov A.E. Professional physical culture in system of continuous youth education. -M.: FiS, 2010. - 295 p.

8. Perova E.I. Prophylactic of behavior risk factors in 1617 year students of pedagogic college by means professional physical culture // Vestnik sportivnoi nauki. - 2011. -№ 6. - P. 52-56.

9. Kabachkov V.A., Kurentzov V.A. Prophylactic of drug addiction among children and adolescents by means of fitness and sport: momograph. - M.: FiS, 2012. - 215 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.