МАССОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ОЗДОРОВЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Аннотация
В статье представлен анализ основополагающих и современных исследований в области педагогики и психологии, направленных на формирование здорового образа жизни у детей школьного возраста.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, дети школьного возраста.
Abstract
The article presents an analysis of the fundamental and modern research in the field of education and psychology, aimed at forming a healthy lifestyle among school-age children.
Key words: healthy lifestyle, school-age children.
Актуальность
Укрепление здоровья подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных задач настоящего времени. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии здоровья детей и подростков, и сейчас лишь 10-14% выпускников школы могут считаться здоровыми. В связи с этим руководство страны выдвигает задачи по развитию физической культуры и массового спорта, определенные в Федеральном законе от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [1] и Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р [2].
В этой связи проблема формирования здорового образа жизни, а на индивидуальном уровне - здорового стиля жизни является приоритетной в современной педагогике, поскольку связана с решением двух важнейших задач государственной политики в области образования: развитием индивидуальности и формированием здоровой личности. Решение указанной проблемы возможно за счет выявления интересов, потребностей и мотиваций к здоровому спортивному образу жизни подрастающего поколения и на основе этого разработки научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию физкультурно-спортивной работы с данной возрастной категорией.
На основании диагностики тех или иных отклонений в физическом и духовном здоровье детей вырабатывается комплекс профилактических мер после тщательного
Я.В. ГУРИН, К.И. БРАТКОВ, Д.П. АНТОНОВ,
ФГБУ ФНЦ ВНИИФК
изучения индивидуально-типологических свойств личности, определяющих формирование склонности к разным формам поведения. Одним из хорошо апробированных методов в настоящее время является использование технологий формирования ценностного отношения детей школьного возраста к своей физической подготовленности в общем контексте физического воспитания с применением диверсифицированных подходов, включая урочные и внеурочные формы и новейшие психолого-педагогические методы. Такой способ сравнительно распространен в педагогической практике, однако требуются дополнительные целенаправленные исследования с применением комплексного подхода с широким спектром соответствующих методик, для того чтобы выработать подробные, достаточно аргументированные методические рекомендации, дидактические схемы и учебные пособия.
Результаты исследований
В контексте исследуемой проблемы нормативная база основывается на следующих правовых актах:
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2013 г. № 402-р [3].
- Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года.
- Федеральный закон от 04.12.2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 06.12. 2011 г. № 412-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О фи-
зической культуре и спорте в Российской Федерации"», направленный на регулирование отношений, связанных с подготовкой спортсменов и спортивного резерва, а также обеспечением подготовки спортсменов высокого класса, в том числе для спортивных сборных команд Российской Федерации [4].
- Федеральный закон от 29.12. 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [5].
Вопросы физического воспитания в общеобразовательной школе всегда были предметом повышенного внимании отечественных педагогов. В советское время было выполнено большое количество работ теоретического, методического и практического характера, в которых всесторонне разрабатывалась данная проблема.
Во многом российские педагогические школы отталкивались от фундаментальных установок П.Ф. Лес-гафта на формирование гармонической в физическом и духовном отношении личности [6]. Приоритет всегда отдавался совершенствованию системы школьного физического воспитания. При этом в учебном процессе использовались различные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы, позволяющие повысить двигательную активность школьников и обеспечить их естественную потребность в движении [7-10].
Важным теоретическим и методологическим основанием педагогической работы по физическому воспитанию детей и подростков служили труды известных российских психологов: Выготского Л.С., Божович Л.И., Запорожца А.В., Эльконина Д.Б. и др. [11-14]. Непосредственной научной базой служили исследования Н.А. Бернштейна о физиологии движений [15].
В последние годы был проведен цикл исследований с использованием психологических методик (главным образом опросного типа) [16-17]. Они дали возможность объективно определить уровень самооценок школьников в отношении физической культуры. Это позволило, в частности, лучше дифференцировать типологические характеристики учащихся по критерию ценностного отношения к собственному здоровью и занятиям физической культурой.
В целом психология всегда была одной из существенных научно-методологических основ в системе физического воспитания. Всем известен вклад в решение этой проблемы классика спортивной психологии П.А. Ру-дика, ученика выдающегося отечественного психолога Г.И. Челпанова.
К числу перспективных достижений российских психологов последнего времени следует отнести разработку представления о саморегуляции и стилях, что может представлять интерес как для стимулирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом, так и для развития спорта высших достижений [18-20].
Вопросы физического воспитания и занятий массовым спортом постоянно являлись одной из центральных тем научных исследований Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный научный центр физической культуры и спорта» (ФГБУ ФНЦ ВНИИФК). На протяжении своей 80-летней истории
в нем проводились работы по педагогическим и медико-биологическим основам физического воспитания. В последнее время выполнен ряд фундаментальных ис-следованиий по этому вопросу [21-25]. В целом по данной проблеме было опубликовано более 70 работ. Спортивная деятельность является наиболее целесообразной формой социально ценного направления физической энергии подростков, она находит выход в желательном обществу полезном деле, связанном с простотой приложения физических усилий, удовлетворения стремлений, интересов, потребности в движении.
За рубежом проблема развития психологии личности, становления профессиональных ориентаций, формирования стилей жизни находится в центре внимания психологов и педагогов со времени появления классических работ Ж. Пиаже 1920-х годов [26]. Большой объем работ выполняется по изучению смысложизненной парадигмы (акмеологии), в рамках которой отводится место исследованию значения ценностного предпочтения занятий физической культурой и спортом. В России данное направление также активно развивается [27-28].
К настоящему времени рядом иностранных специалистов проведены систематические исследования с использованием различных психологических и педагогических методов, включая опросники разного типа и другие подходы.
В результате была получена информация о том, что ведущим фактором, определяющим состояние современной молодежи на Западе (причем это характерно и для нашей страны), является формирование жизненного пути, выбор социальных приоритетов и профессии. На этом фоне роль фактора здоровья и физического статуса у молодежи не является доминирующей. Об этом говорят многочисленные социально-психологические исследования.
Тем не менее государственная и общественная система организации физической культуры и массового спорта за рубежом построена во многих развитых странах таким образом, что школьники имеют множество возможностей для ведения здорового образа жизни, систематических физических упражнений и приобщения к спорту. Всё это обусловливает массовое вовлечение многих слоев населения в доступные формы физической активности: ежедневно по улицам городов всех европейских стран проезжают тысячи велосипедов, на которых школьники и студенты преодолевают значительные расстояния. Другие молодые люди предпочитают получасовые пробежки по утрам или занятия гимнастикой дома. Важным аргументом в пользу европейской спортивности являются обязательные занятия ОФП в школах, колледжах и вузах. Однако в школе выбор направления спортивных занятий определяют учителя. Поэтому учащиеся зачастую отказываются от всех форм школьной спортивной активности, считая их неинтересными. Во многих европейских государствах сокращаются часы, отведенные на обязательные школьные физкультурные занятия. Внедрение новых предметов в школьные программы (например, информатики) вынуждает руководство школьным образованием уменьшать часы, отводимые
на другие предметы, в том числе и на физическое воспитание.
По данному вопросу существует множество литературных источников, включая теоретические и эмпирические исследования, руководства, монографии и т.д. [29-32].
Следует обратить внимание на важное исследование Грецова А.Г. и Поповой Е.Г., выполненное в 2009 г., -«Возрастные особенности развития и педагогического взаимодействия в сфере физического воспитания» [33]. В данной работе рассматриваются возрастные особенности подростков и специфика построения педагогического взаимодействия с ними в сфере физического воспитания и спорта. Результаты оформлены в виде методического пособия, адресованного детским тренерам, работникам школьных образовательных учреждений и другим специалистам, взаимодействующим с детьми и подростками. Научно-методической базой указанного исследования является цикл работ петербургских психологов и педагогов (Ильин Е.П. (2008) [16], Реан А.А. (2003), Регуш Л.А. (2005), Грецов А.Г. (2006) и др.). При этом учитываются классические разработки Ж. Пиаже (1994) [26] о развитии интеллектуальных способностей детей в ходе онтогенеза.
В предлагаемом Грецовым А.Г. и Поповой Е.Г методическом пособии [33] дается научно обоснованный алгоритм педагогического взаимодействия с подростками при формировании мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Реализация такого подхода проводится с учетом мировосприятия подростков, характера
их реагирования на жизненные события и возникающих при этом рисков. Существенный раздел посвящен развитию эмоциональной сферы подростков, личностному развитию и кризису идентичности, развитию самосознания в рамках «Я-концепции» (системы устойчивых представлений о самом себе), общению подростков со сверстниками. В пособии также представлена программа проведения физкультурно-спортивных занятий с подростками, в которой последовательно изложена специфика занятий физической культурой и спортом с подростками с учетом возрастных особенностей.
Выводы
В большинстве исследований последних лет авторы отмечают низкий уровень состояния здоровья школьников, обусловленный, по их мнению, в первую очередь хроническим дефицитом двигательной активности. По статистическим данным к концу обучения число «практически здоровых» школьников не превышает 20-24%. Состояние здоровья зависит от многих факторов: более чем на 50% определяется образом жизни и только в 10-15% зависит от системы здравоохранения.
Таким образом, на основе анализа современных исследований, посвященных детской педагогике и психологии, можно сделать вывод о том, что в настоящее время все более актуальное значение приобретает понятие ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, особенно важно это для детей младшего возраста, подросткового и юношеского периодов.
Литература
1. Федеральный закон от 04.12.2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
2. Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 г. № 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года».
3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2013 г. № 402-р.
4. Федеральный закон от 06.12. 2011 г. № 412-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"».
5. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
6. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение: собрание сочинений / П.Ф. Лесгафт. - М., 1987. - 438 с.
7. Богданов Г.П. Физическое воспитание школьников / Г.П. Богданов. - М.: Дело, 2004. - 189 с.
8. Волков Б.С. Психология юности и молодости: учеб. пособие / Б.С. Волков. - М.: Академический проект; Трикста, 2006. - 256 с.
9. Петров В.В. О здоровье нации и проводимых реформах: В.В. Петров // Физическая культура в школе. -2012. - № 8. - С. 42-43.
10. Погадаев Г.И. Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе в 1-11 кл.: методич. пособие / Г.И. Погадаев. - М.: Дрофа, 2005.
11. Выготский Л.С. Педология подростка. Проблема возраста: собрание сочинений в 6 т. / Л.С. Выготский. -М., 1984. - Т. 4. - С. 5-220.
12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Педагогика, 1986. - 464 с.
13. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Развитие произвольных движений / А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1986. - Т. 2. - 296 с.
14. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте / Д.Б. Элько-нин // Вопросы психологии. - 1971. - № 4. - С. 6-20.
15. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность / Н.А. Бернштейн. - М.: Наука, 1990. - 496 с.
16. Ильин Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. -СПб.: Питер, 2009. - 352 с.
17. Серова Л.К. Профессиональный отбор в спорте / Л.К. Серова. - М.: Человек, 2011. - 160 с.
18. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности / О.А. Конопкин. - М.: ЛЕНАНД, 2011. - 320 с.
19. Моросанова В.И. Саморегуляция и самосознание субъекта / В.И. Моросанова, Е.А. Аронова // Психологический журнал. - 2008. - Т. 2. - № 1. - С. 14-22.
20. Аронова Е.А. Типологическая структура самосознания и саморегуляции у старшеклассников / Е.А. Аронова, В.И. Моросанова // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2008. - Т. 1. - № 1. - С. 37-44.
21. Кабачков В.А. Профессиональная физическая культура в системе непрерывного образования молодежи / В.А. Кабачков, С.А. Полиевский, А.Э. Буров. - М.: ФиС, 2010. - 295 с.
22. Кабачков В.А. Исследование возрастных особенностей физической подготовленности и субъективного отношения к физической культуре и спорту учащихся общеобразовательных школ / В.А. Кабачков, А.А. Пашин // Вестник спортивной науки. - 2010. - № 4. - С. 47-53.
23. Петров В.И. Исследование ценностных ориента-ций учащейся молодежи на этапе профессионального самоопределения / В.И. Петров, В.А. Куренцов, Е.И. Перова // Физическое воспитание и детско-юношеский спорт. - 2012. - № 2 (7). - С. 58-63.
24. Кабачков В.А. Физкультурно-оздоровительные технологии профилактики девиантного поведения учащейся молодежи: монография / В.А. Кабачков, М.Н. Жуков, В.А. Куренцов, Е.И. Перова. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013. - 287 с.
25. Кабачков В.А. Профилактика наркомании среди детей и подростков средствами физической культуры и спорта: монография / В.А. Кабачков, В.А. Куренцов. -М.: Советский спорт, 2012. - 216 с.
26. Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. - М., 1994. - 680 с.
27. Деркач А.А. Акмеология: учебник / под общ. ред.
A.А. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2002. - 650 с.
28. Волков И.П. Спортивная психология и акмеология спорта / И.П. Волков. - СПб.: БПА, 2001. - 187 с.
29. Hoffman H.A. Meaningful movement for children: a developmental theme approach to physical education /
H.A. Hoffman, J. Young, S.F. Klessius. - Boston: Allyn, Bacon, 1981. - 420 p.
30. Marsh H.W. Multidimensional self-concepts: construct validation of responces by children / H.W. Marsh,
I.W. Holmes // American Educational Research J. - 1990. -№ 27. - P. 89-117.
31. Курашвили В.А. Программное обеспечение для физического развития детей и молодежи Fitnessgram:
B.А. Курашвили // Вестник спортивных инноваций. -2012. - № 38. - С. 18-21.
32. Фетисов В.А. О критериях и показателях развития физической культуры и спорта в зарубежных странах / В.А. Фетисов. - М.: Советский спорт, 2005. -80 с.
33. Грецов А.Г. Возрастные особенности развития и педагогического взаимодействия в сфере физического воспитания. Кн. 3. Подростки: методическое пособие / А.Г. Грецов, Е.Г. Попова / под общ. ред. проф. С.П. Евсеева. - СПб.: ФГУ СПбНИИФК, 2009. - 64 с.
References
1. The federal law of 04.12.2007 № 329-FZ "About physical culture and sport in the Russian Federation".
2. The order of the Government of the Russian Federation of 07.08.2009 № 1101-r "About the adoption of Strategy of development of physical culture and sport in the Russian Federation for the period till 2020".
3. The state program of the Russian Federation "Development of physical culture and sport" approved by the order of the Government of the Russian Federation of March 20, 2013 № 402-r.
4. Federal law of 06.12. 2011 № 412-FZ "About modification of the Federal law "About physical culture and sport in the Russian Federation".
5. Federal law of 29.12. 2012 № 273-FZ "About education in the Russian Federation".
6. Lesgaft P.F. Family education of the child and his value: collected works / P.F. Lesgaft. - M., 1987. - 438 p.
7. Bogdanov G.P. Physical training of school students / G.P. Bogdanov. - M.: Business, 2004. - 189 p.
8. Volkov B.S. Psychology of youth and youth: manual / B.S. Volkov. - M.: Academic project; Triksta, 2006. - 256 p.
9. Petrov V.V. Health of the nation and the carried-out reforms: V.V. Petrov // Physical culture at school. - 2012. -№ 8. - P. 42-43.
10. Pogadayev G.I. Organization and carrying out sports and improving actions at school of 1-11 y.: methodical manual / G.I. Pogadayev. - M.: Bustard, 2005.
11. Vygotsky L.S. Pedology of the teenager. Age problem: collected works in 6 v. / L.S. Vygotsky. - M., 1984. -V. 4. - P. 5-220.
12. BozovicL.I. Person and its formation at children's age / L.I. Bozovic. - M.: Pedagogics, 1986. - 464 p.
13. Zaporozhets A.V. Chosen psychological works. Development of voluntary movements / A.V. Zaporozhets. -M.: Pedagogics, 1986. - V. 2. - 296 p.
14. Elkonin D.B. To a problem of a periodization of psychological development at children's age / D.B. Elkonin // Voprosy psychologii. - 1971. - № 4. - P. 6-20.
15. Bernstein N.A. Physiology of movements and activity / N.A. Bernstein - M.: Science, 1990. - 496 p.
16. Ilyin E.P. Psychology of sport / E.P. Ilyin. - SPb.: St. Petersburg, 2009. - 352 p.
17. Serova L.K. Professional selection in sport / L.K. Se-rova. - M.: Person, 2011. - 160 p.
18. Konopkin O.A. Psychological mechanisms of regulation of activity / O.A. Konopkin. - M.: LENAND, 2011. - 320 p.
19. Morosanova V.I. Self-control and consciousness of the subject / V.I. Morosanova, E.A. Aronova // Psychological magazine. - 2008. - V. 2. - № 1. - P. 14-22.
20. Aronova E.A. Typological structure of consciousness and self-control at seniors / E.A. Aronova, V. I. Morosanova // Theoretical and experimental psychology. - 2008. - V. 1. -№ 1. - P. 37-44.
21. Kabachkov V.A. Professional physical culture in system of continuous formation of youth / V.A. Kabachkov, S.A. Poliyevsky, A.E. Burov. - M.: FiS, 2010. - 295 p.
22. Kabachkov V.A. Research of age features of physical readiness and subjective relation to physical culture and sport of pupils of comprehensive schools / V.A. Kabachkov, A.A. Pashin // Vestnik sportivnoj nauki. - 2010. - № 4. -P. 47-53.
23. Petrov V.I. Research of valuable orientations of studying youth at a stage of professional self-determination / V.I. Petrov, V.A. Kurentsov, E.I. Perova // Physical training and sports for children and young people. - 2012 . - № 2 (7). - P. 58-63.
24. Kabachkov V.A. Sports and improving technologies of prevention of deviant behavior of studying youth: monograph / V.A. Kabachkov, M.N. Zhukov, V.A. Kurentsov, E.I. Perova. - Yaroslavl: YaGPU publishing house, 2013. -287 p.
25. Kabachkov V.A. Drug addiction prevention among children and teenagers means of physical culture and sport: monograph / V.A. Kabachkov, V.A. Kurentsov. - M.: Soviet sport, 2012. - 216 p.
26. Piaget G. Chosen psychological works / G. Piaget. -M., 1994. - 680 p.
27. ^epKau A.A. Akmeology: the textbook / under a general edition of A.A. Derkach. - M.: RAGS publishing house, 2002. - 650 p.
28. Volkov I.P. Sports psychology and akmeology of sports / I.P. Volkov. - SPb.: BPA, 2001. - 187 p.
29. Hoffman H.A. Meaningful movement for children: a developmental theme approach to physical education /
H.A. Hoffman, J. Young, S.F. Klessius. - Boston: Allyn, Bacon, 1981. - 420 p.
30. Marsh H.W. Multidimensional self-concepts: construct validation of responces by children / H.W. Marsh,
I.W. Holmes // American Educational Research J. - 1990. -№ 27. - P. 89-117.
31. Kurashvili V.A. The software for physical development of children and Fitnessgram youth: V.A. Kurashvili // Vestnik sportivnych innovacij. - 2012. - № 38. - P. 18-21.
32. Fetisov V.A. About criteria and indicators of development of physical culture and sport in foreign countries / V.A. Fetisov. - M.: Soviet sport, 2005. - 80 p.
33. Gretsov A.G. Age features of development and pedagogical interaction in the sphere of physical training. Book 3. Teenagers: methodical manual / A.G. Gretsov, E.G. Popova / under the general edition of prof. S.P. Ev-seev. - SPb.: SPbNIIFK, 2009. - 64 p.