гимна СПО "Альтаир" им. В. Правика). "Связала нас любовь и дружба, и сердцу это очень нужно..." (из текста гимна СПО "КапиТель").
Анализ текстов гимнов иркутских студенческих педагогических отрядов подтверждает важность этой языковой практики, решающей задачу эмоционального настроя, вдохновения участников отряда на работу, стремления быть достойными своего отряда.
В ходе исследования были проанализированы наиболее популярные песенные тексты, исполняемыеучастникамиобщественно-педа-гогических объединений организаторов летнего отдыха детей и подростков. Песни какязы-ковая практика исполнялись в педагогических отрядах советской эпохи, исполняются и в настоящее время. Это говорит об устойчивости во времени такого явления, какязыковая практика педагогического отряда.
Анализ текстов песен позволяет определить их позитивное значение для участников смены в лагере. Песня отражает настроение, призывает к действию, формирует особый дух, становится субкультурной выразительностью лагеря. Наиболее ярко отмечаются идеи романтики юношества, связанные со свободой, борьбой со стихиями, выявлены идеи творческого поиска, созидания, нравственных ценностей и коллективизма.
Примечания:
1. Абашкина Е.В. "Линейка", "зарядка", "свечка": воспроизводство порядка в ритуалах повседневности летнего лагеря // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. -2014.-№1.-С. 97.
2. Бильгильдеева Т., Битянова М. Анатолий Николаевич Лутошкин // Школьный психолог. - № 29. -2001. [Электронный ресурс]. URL: http:// psy. 1 se pte m be r. ru/i n dex. ph p?yea r=2001 &n um =29 (дата обращения 10.01.2016).
3. Коугия Л.А. Языковая практика как фактор интеграции подросткового внешкольного объединения // Дополнительное образование детей как фактор развития образовательных учреждений разных типов : материалы Всероссийской научно-практической заочной конференции. - Ярославль : ЯГПУ, 2008. - С. 100-103.
4. Куприянов Б.В. Позитивные мифы социальной педагогики "Орленка" // Народное образование. -2009,- №3,- С.187-194.
5. Ничипоров И.Б. "Учусь у людей доброте...". Авторская песня в школьном изучении.//Филоло-гический класс, № 22. - 2009. - С. 43.
6. Новикова Ю.В. Бард-рок культура в аспекте языковой картины мира : на материале бард-рок текстов : дис.... канд. филол. наук. - Томск, 2010. - 241 с.
7. Орлова Ю.А. Авторская песня как феномен советской культуры // Теория и практика общественного развития. - 2011. - №4. - С.122
8. Учебно-методическое пособие "Я - вожатый ИО СПО"? - Иркутск, 2006. - С. 117-120.
SOCIO-PEDAGOGICAL FEATURES OF THE USE OF CULTURAL EDUCATIONAL TECHNOLOGIES
Taushkanova Julia Alexandrovna, Post-graduate Student, Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts, Chelyabinsk
Education is the awakening process, formation and realization of the need for the creation, consumption and dissemination of cultural values and cultural function of education consists in the reproduction and development of material and spiritual culture of the various layers and primarily among the youth. The objective our research is to identify the sociological aspects of education as a function of cultural and educational technologies implemented in the everyday life of the individual.
Keywords: personality; value orientations; needs; social pedagogy; technology; cultural and educational aspect.
УДК379.8.093
Таушканова Ю.А., 2016
ТА УШКА НОВА Юлия Александровна, аспирант, Челябинский
государственный институт культуры, Челябинск
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КУЛЬ ТУРНО-ОБРАЗОВА ТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Образование есть процесс пробуждения, формирования и реализации потребностей в создании, потреблении и распространении ценностей культуры, а культурная функция образования состоит в воспроизводстве и развитии материальной и духовной культуры различных слоев и прежде всего молодежи. Задачей нашего исследования является выявление социологического аспекта образования как одной из функции культурно-образовательных технологий, реализуемых в повседневной жизни личности.
Ключевые слова: личность; ценностные установки; потребности; социальная педагогика; технологии; культурно-образовательный аспект.
I
Одним из эффективных средств, воздействующих на мировоззрение личности, которое одновременно содействует трансформации
раннее сформированных ценностныхустано-вок и мотивов, что в свою очередь выражается в их переоценке и переосмыслении, корректируя поведение личности в соответствии с общепринятыми в обществе нормами, является культурно-образовательная деятельность. Это вид деятельности, который отображает эволюционное развитие такого явления, как культурно-просветительная работа, являясь производной от следующих понятий: "социальная работа", "культурная деятельность" и "социальная педагогика" [1, 47]. На наш взгляд, культурно-образовательная деятельность может быть определена как одна из составляющих многофункциональной интегра-тивной сферы деятельности социальной работы, функционально целевой задачей, которой является организация и проведение рационального, эффективного и содержательного досуга людей, развитие и удовлетворение культурных потребностей, создание необходимых условий для самореализации каждой отдельной взятой личности, направленной на раскрытие ее способностей, самосовершенствование и творчество в рамках свободного времени. Основным вопросом в социологии выдвигается проблема взаимоотношений системы "личность - общество", что актуально в настоящее время и требует детальной разработки педагогического инструментария воздействий.
При проведении нашего исследования мы использовали методы теоретического анализа и обобщения результатов.
Педагогический аспект системообразующих элементов социально-культурной деятельности непосредственно включает в себя урегулирование процессов социализации и индивидуализации человека, осуществляемых в рамках досуговой деятельности, сконцентрированных на решение ряда культурно-воспитательных задач: формирование ценностных ориентиров и приобщение человека к общекультурным ценностям, стимулирование социальной активности к сфере организации эффективной, содержательной и духовно обогащенной досуговой деятельности, направленной на поддержание физического и духовного здоровья; создание благоприятных и оптимальных условий для развития и формирования личности с учетом его творческого потенциала [2,137]. В настоящее время социально-культурную деятельность можно рассматривать как одно из структурных элементов общей синергетичес-кой системы социализации человека, сферой
государственных и негосударственных структур в которой социально-культурная деятельность является средством использования свободного времени различных групп населения. Одним из принципиальных моментов современной социально-культурной деятельности является ее субъект-субъектная модель, лежащая в основе организации прежней культурно-просветительной деятельности. Одной из специфических задач социально-культурной деятельности является создание психолого-педагогических условий, направленных на преодоление как педагогических,так и психологических препятствий на пути к социальному взаимодействию. Для решения этой задачи все чаще стали применяться различныетехнологии, строящиеся на совокупности педагогических, социальных, психологических аспектах, применяемых в рамках этого вида деятельности.
В настоящее время существуют разночтения в понимании "технологии". На основании ряда исследований и результирующих выводов [4,10; 6,164; 7,158], мы можем сформулировать это понятие следующим образом: "технология" - это совокупность средств, методов и форм социально-культурной деятельности, направленной на реализацию теоретических знаний из взаимосвязанных областей знаний человека в практику социально-культурной деятельности, посредством которых достигаются намеченные результаты обучения и воспитания.
Л. Курки различает три аспекта культурно-образовательных технологий:
- образовательная цель заключается в развитии личности;
- социальная цель состоит в том, чтобы укрепить группу и сообщество, а также увеличить виды активности людей;
- культурная цель направлена на развитие творческого потенциала и многогранного самовыражения каждого человека [6,163].
Образовательный аспект можно выразить словами французской пословицы "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне и, может быть, я запомню. Сделай меня соучастником, и я пойму!". Это пословица, приписываемая Бенджамину Франклину, резюмирует образовательный аспект культурно-образовательной деятельности. Культурно-образовательная деятельность -это "состояние ума, а не конкретные действия, вопрос формы, а не содержания" [4, 9-10]. Таким образом, культурно-образовательная деятельность является основой, содержащей практики и методологии, ориентированные в
первую очередь на решение общественных проблем. Методы, используемые в рамках такого вида деятельности, почти всегда направлены на активизацию или мобилизацию группы или сообщества и членов этой группы.
Мы сформулировали следующие этапы культурно-образовательной деятельности:
- совместное выявление личностных реальных ситуаций, с целью создания критического понимания выявленных вопросов и проблем;
- совместный анализ и диагностика выявленных ситуаций в диалогической манере;
- поиск путей изменений и улучшений реальности с помощью самоанализа, а также практических действий;
- непрерывно оценивание и корректировка целей и направлений действий.
Педагог в данном виде деятельности представляет собой некий катализатор, который стремится поднять самосознание и мотивацию членов сообщества, с целью укрепления доверия к самоэффективности и эффективности всего сообщества, привлечения членов сообщества к участию в саморефлексии и действиям. Заложенных в эвристическую систему дихотомий культурно-образовательной деятельности мы представили в таблице 1. Эти крайности одновременно не только выступают против, но и дополняют друг друга, тем самым обогащая новыми возможностями инструментарий культурно-образовательных технологий.
Таблица 1 - Система дихотомий культурно-образовательной деятельности
На наш взгляд, в силу большого потенциала средств и методов, современных культурно-образовательных технологий, возможно комплексное и системное решение многообразных проблем личности, одновременно обеспечивая ей возможность самоидентификации как полноправного представителя той или иной социокультурной общности.
На основании результатов эмпирических исследований, проведенных Ж.Р. Дюмазедье, мы пришли к выводу, что досуг и свободное время современного человека не только не уступают рабочему времени, но и имеют тенденцию возрастать, а по ценности и предпочитаемое™ на сегодняшний день превзошел
труд [5, 198]. Это в свою очередь послужило серьезным толчком к развитию целого ряда отраслей экономики, непосредственно связанных с досуговой инфраструктурой. Базу модели организации культурно-образовательной деятельности, на наш взгляд, можно представить следующим образом:
- как совокупность структурных элементов;
- как совокупность видов деятельности и отношений внутри этого вида деятельности;
- как особенная социально-педагогическая система.
Проведя анализ всех структурных элементов культурно-образовательной деятельности, мы можем отметить, что большинство из них име-ютярковыраженный педагогический аспект,так как именно он направлен на рост самосознания, саморазвития и творчества личности. Такая педагогическая направленность выделяет два, наиболее применяемых в настоящее время подхода к раскрытию понятия культурно-образовательной технологии. Первый подход -педагогический. Он позволяет рассмотреть культурно-образовательную технологию как определенный уровень социального воспитания. Второй подход - культурологический как слияние воедино как педагогических, так и культурных сторон деятельности. Такое слияние создает мощный инструмент культурно-образовательной деятельности,являясь одновременно и процессом воспитания, и процессом социального творчества. В этом случае специфика анимационной деятельности проявляется одновременно на трех уровнях: организационном, методическом и деятель-ностном (рис. 1).
В настоящее время педагогическую составляющую в культурно-обра-зовательнои деятельности чаще всего используют при характеристике социальных отношений внутри взаимоотношений, сегодня технологии направлены не на оживление тела или души, а на оживление отношений внутри социальных групп между членами сообщества. Как особая область общественной жизни культурно-образовательная деятельность ставит перед собой цель видоизменение поведений в межличностных и коллективных сообществах путем воздействия на индивидуума.
В уникальной по своим возможностям педагогической деятельности в рамках культурно-образовательной деятельности экологично
Первая сторона анимации Вторая сторона анимации
Работы по смягчению симптомов проблем Работы по устранению причин проблемы
Используются готовые методики Рефлективное использование адаптивных методов
Работает в направлении социальной сплоченности и консенсуса, с целью сохранения статус-кво Работает в направлении личного и коллективного участия, с целью создания сознательной солидарности
Нисходящий подход Восходящий подход
Анимация «социальная инженерия» Анимация «воспитание человека»
решаются задачи создания условий для свободного развития личности, её творческого самовыражения и одновременно условий для осуществления эффективного социального контроля. Ж. Дюмазедье отметил два целевых аспекта культурно-образовательной анимации как освободительный и регулятивный [5, 198].
Рисунок 1 - Классификация и структура технологий
в сфере организации досуговой деятельности
Направляющий (регулятивный)аспект культурно-образовательной деятельности выполняет важную роль, так как личность, находясь в обществе, не может быть изолирована от него. Она беспрерывно вовлечена в деятельность социальных структур, поэтому нуждается в осуществлении социального контроля с целью регулирования взаимоотношений между ними. Задачей социального регулятивного контроля является выполнение регулятивной функции в использовании свободного времени членов сообщества, направленного на саморазвитие и активное участие личности в социальной и политической жизни всего общества.
Необходимо обозначить ряд основных принципов, на основе которых осуществляется культурно-образовательная деятельность:
- изучать человека и принимать его необходимо в его целостности;
- понимать уникальность каждого человека;
- главной психологической реальностью человека является переживания человеком мира и себя в этом мире;
- жизнь человека - это единый процесс его становления и бытия;
- каждый человек имеет потенциал к бесконечному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;
- благодаря смыслам и ценностям, которыми руководствуется человек в своем выборе, он обладает определенной степенью свободы
от внешней детерминации;
- человек - это интенцио-нальное творческое существо, активно стремящееся к самоактуализации.
Все базовые направления культурно-образовательной работы связаны с преодолением тенденций личности к социальной дезинтеграции. Специфическая задача культурно-образовательной анимации состоит в создании таких психолого-педагогических условий, которые будут способствовать преодолению психологических препятствий ксоциальному взаимодействию. Методами и средствами культурно-образовательных технологий можно назвать специфические способы реализации эффективной и рациональной социально-психологической помощи личности в процессе ее жизнедеятельности и социализации. Мы можем выделить следующие группы, лежащие в основе культурно-образовательных технологий: социально-психологическая коррекция; социальная защита;творческая реабилитации; выявление и поддержка динамическихтенден-ций творческого самоопределения.
Основываясь на необходимости целостного изучения личности и социальных групп, методика комплексной оценки социокультурной ситуации жизнедеятельности личностей строится на основании следующих компонентов: ценностно-смысловых отношений личности; состояния социальныхусловий жизнедеятельности личности; состояния социально-психологических отношений в процессе совместной деятельности; психофизического состояния личности. Среди основных векторных направлений культурно-образовательныхтехнологий можно выделить следующие: работа по видоизменению негативного отношения общества к отдаляемой личности; деятельность по возрождению системы межличностных отношений личности; формирование самопонимания, самоощущения и самовыражения.
Технологии досуговой деятельности
г-
Общие
Обще
ориентированные и наиболее характерные процессы культурно-досуговой -«С
Функциональные
Совокупность методов и средств, направленных на реализации определенного содержания в различных направлениях культурно-досуговой деятельности
Дифференцированные
Методики, направленные на работу с отдельными категориями населения и различными возрастными группами
Концептуальность как опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое и социально-педагогическое обоснование достижения поставленных целей.
Системность, которая заключается в логике и целостности процесса, взаимосвязи всех ее частей.
Управляемость, предполагающая компетентный анализ конкретной ситуации; разработку и реализацию проектов и программ; диагностику на определенных этапах развития процесса и способность варьировать средствами и методами для достижения результатов.
Эффективность современных технологий должна заключаться в конечных результатах и оптимальных затратах на их разработку и внедрение. Воспроизводимость разработанной технологии в других однотипных учреледениях и другими субъектами.
В результате теоретического обзора и анализа результатов, ранее проведенных экспериментов в рассматриваемой нами области знаний, мы пришли к следующему заключению: участие в совместной деятельности позволяет членам сообщества выступать и в роли активного участника, и в роли наблюдателя одновременно. Различные направления совместного творчества являются основными средствами культурно-образовательных технологий в социокультурной среде. Таким образом, культурно-образовательная деятельность - одно из наиболее развивающихся направлений социально-культурной деятельности, которое предполагает реализацию программ творческой реабилитации, интенсивного отдыха, социально-психологической консолидации общественных групп.
Примечания:
1. Бабченко, А.П. Организационно-педагогическая работа по детскому туризму как условие ук-
репления здоровья старшеклассников : дис. ... канд. пед. наук. - РГБ, 2006. -144 с.
2. Бабченко А.П. Оптимальная региональная модель социальной защиты детства (в контексте гуманистической парадигмы образования) / А.П. Бабченко // Казанский педагогический журнал. -Казань, 2011,- №2.-С. 135-141.
3. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - М., МГУКИ, 2001. -136 с.
4. Мамбеков Е.Б. Организация досуга во Франции: Анимационная модель : дис.... канд. пед. наук. -СПб., 1992.-С. 9-10.
5. Dumazedier J. Revolution culturelle du temps libre. 1968-2008. - P.: Meridiens Klincksieck, 2008. - 198 p.
6. Kurki, L. Sociocultural animation in learning. L Lin E Lifelong Learning in Europe, 2000, 5(3), P. 162-167.
7. Thapalia, C.F. Animation and leadership. In J. Servaes,T.L. Jacobson & S.A. White (Eds.), Participatory communication for social change, 2006 P. 150-161.
РОССИЙСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Черкасова Татьяна Павловна, доктор экономических наук, доцент, факультет Политологии, Южно-Российский институт управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Ростов-на-Дону E-mail: tcherkasova @uriu.ranepa.ru
Бандурина Ирина Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Иностранных языков, Ростовский государственный университет путей сообщения, Ростов-на-Дону E-mail: bandurina_ irina@mail. ru
В статье представлен компетентностный подход, реализуемый российскими вузами в подготовке государственных и муниципальных служащих для региональной экономики. Его основными принципами являются: ориентированность на формирование управленческих, командных и коммуникативных компетенций; непрерывность образования; индивидуализация содержания программ обучения; модульность учебного процесса; приоритетность интерактивных образовательных технологий. Предложенная компетентностно-ори-ентированная модель профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих отвечает направлениям модернизации государственной кадровой политики РФ по формированию квалифицированного кадрового состава государственной службы, обеспечивающей эффективность государственного управления и местного самоуправления.
Keywords: компетентностьш подход; обучение государственных и муниципальных служащих; управление образованием; непрерывное профессиональное образование, глобализация; этические ценности.
УДК 351 /354.378 RUSSIAN COMPETENCE-ORIENTED MODEL
OF EDUCA TION OF PUBLIC AND MUNICIPAL EMPLOYEES IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION
The article presents a competence approach, realized by Russian universities in the training of public and municipal employees for the regional economy, taking into account globalization processes and ethical values. Its fundamental principles are: focus on the management, command and communicative competences; continuous education; individualization of the content of educational programs; the modularity of the educational process; the priority of interactive educational technologies. The proposed competence-oriented model of professional training of public and municipal employees meets the courses of modernization of the state personnel
© Cherkasova T.P., 2016 © Bandurina I.A., 2016