2. Андрианов A.C. Проблема совершенствования профессионально-психологической подготовки сотрудников полиции. Итоги науки в теории и практике 2015: сборник материалов XII Международной научно-практической конференции Евразийского Научного Объединения. 2015: 65 - 67.
3. Баранов В.Е. Формирование готовности к боевой деятельности у курсантов вузов МВД России с использованием комплексных занятий по физической и огневой подготовке. Сборник материалов X международной научно-практической конференции. ФГКОУ ВО «Орловский юридический институт Министерства внутренних дел России имени В.В. Лукьянова», 2016: 75 - 79.
4. Андрианов A.C., Медведев И.В. Адаптированность слушателей первоначального обучения образовательных учреждений МВД России к учебной деятельности средствами пропаганды здорового образа жизни. Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология: сборник научных трудов. Ялта: РИО ГПА, 2017; Вып. 55; Ч. 4.
References
1. Andrianov A.S. Usloviya, vliyayuschie na razvitie professional'nyh kachestv sotrudnikov organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii v processe sluzhebnoj deyatel'nosti. Gosudarstvo i pravo v 'epohu global'nyh peremen: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Barnaul: Barnaul'skij yuridicheskij institut MVD Rossii, 2017.
2. Andrianov A.S. Problema sovershenstvovaniya professional'no-psihologicheskoj podgotovki sotrudnikov policii. itogi nauki v teorii i praktike 2015: sbornik materialov XII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii Evrazijskogo Nauchnogo Ob'edineniya. 2015: 65 - 67.
3. Baranov V.E. Formirovanie gotovnosti k boevoj deyatel'nosti u kursantov vuzov MVD Rossii s ispol'zovaniem kompleksnyh zanyatij po fizicheskoj i ognevoj podgotovke. Sbornik materialov X mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. FGKOU VO «Orlovskij yuridicheskij institut Ministerstva vnutrennih del Rossii imeni V.V. Luk'yanova», 2016: 75 - 79.
4. Andrianov A.S., Medvedev I.V. Adaptirovannost' slushatelej pervonachal'nogo obucheniya obrazovatel'nyh uchrezhdenij MVD Rossii k uchebnoj deyatel'nosti sredstvami propagandy zdorovogo obraza zhizni. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Seriya: Pedagogika i psihologiya: sbornik nauchnyh trudov. Yalta: RIO GPA, 2017; Vyp. 55; Ch. 4.
Статья поступила в редакцию 04.07.19
УДК 379.8
Surtayeva N.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
Milovanova N.G., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Vice-Rector in Scientific Activity of TOGIRRO (Tyumen, Russia), E-mail: [email protected] Ivanova O.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Continuing Professional Education of MSPU (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
SOCIO-CULTURAL AND SOCIO-PEDAGOGICAL ACTIVITIES IN THE BASIS OF SOCIO-CULTURAL APPROACH. The article discusses the issue of evolution of the occurrence of a socio-cultural approach to the practice of modern scientific research in the study and description of socio-cultural processes and phenomena in society. The researchers study conceptions by A.G. Asmolov, E.A. Tyugashev, A.M. Tsirulnikov and other scientists, which describe the components of sociocultural activities, characterize these activities (terminology, principles, methods, functions, procedural component) and focus on the relationship between socio-educational and socio-cultural activities. The authors show how the sociocultural approach is implemented, naming as a specific toolkit (a set of sociocultural technologies, forms and methods), naming as examples the following technologies and methods: a method for analyzing sociocultural situations, a technology of sociocultural education design, an educational network technology, a scientific and educational technology expeditions, technology "educational fair" technology educational expedition - as a kind of socio-cultural technology.
Key words: socio-cultural and socio-pedagogical activities, socio-cultural approach, socio-civility, social-oriented technologies, socio-cultural concept.
Н.Н. Суртаева, д-р пед. наук, проф. каф. воспитания и социализации, института педагогики, РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
Н.Г. Милованова, д-р пед. наук, проф., проектор по научной работе, Тюменский государственный областной институт развития регионального образования, г. Тюмень, E-mail: [email protected]
О.А. Иванова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогических технологий непрерывного профессионального образования, Московский государственный педагогический университет, г. Москва, E-mail: [email protected]
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОСНОВЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА
В статье рассматривается вопрос эволюции вхождения социокультурного подхода в практику современных научных исследований при изучении и описании социально-культурных процессов и явлений в обществе. Рассматриваются концепции А.П Асмолова, Е.А. Тюгашева, А.М. Цирульникова и других, в которых описываются составляющие социокультурной деятельности, даётся характеристика этой деятельности (терминология, принципы, методы, функции, процессуальная составляющая) и акцентируется внимание на вопросах соотношения социально-педагогической и социально-культурной деятельности. Автор показывает, как реализуется социокультурный подход, называя в качестве определённого инструментария (совокупность социокультурных технологий, форм и методов), называя в качестве примеров следующие технологии и методы: метод анализа социокультурных ситуаций, технологию социокультурного проектирования образования, технологию образовательной сети, технологию научно-педагогической экспедиции, технологию «образовательная ярмарка», технологию образовательная экспедиция - как разновидность социально-культурной технологии.
Ключевые слова: социокультурность, социокультурная концепция, социокультурный подход, социально-культурная и социально-педагогическая деятельность, социоориентированные технологии.
Усиление социальной обусловленности образования связано с усилением социальной составляющей государственной политики России не только в сфере образования, но и в других сферах. В научных исследованиях появилось множество работ терминологического, содержательного, технологического и методологического характера затрагивающих различные социальные аспекты, что также объясняется и выделением таких научных направлений, как социальная педагогика, социальная работа, породивших множество исследований о деятельности социозащитных учреждений и других учреждений социальной сферы. Сегодня трудно выстроить хронологическую последовательность появления терминов, описывающих социальную обусловленность образования (стратегические ориентиры социокультурной модернизации, социокультурная концепция образования, социокультурный подход, социокультурная деятельность, социально-педагогическая деятельность, культурно-досуговая деятельность, социокультурные технологии, социальные технологии, культуроцентрированные технологии, социо-ориентированные технологии, социализация, социокультурность и др.).
Понятие «социокультурный» как ключевую характеристику предлагаемых подходов к образованию активно использовали в 1980 - 1990-х годах А.М. Цирульников и Е.Е. Шулешко Почти одновременно (первенство трудно установить) с этим начинает использоваться этот термин в социологии П.С. Писарским, В.С. Сопкиным [1]. Еще ранее при рассмотрении вопросов предмета социологии, термин социокультурный использует в своих работах П.А. Сорокин, который отмечает, что социокультурному взаимодействию характерно 3 аспекта: 1) личность в качестве субъекта взаимодействия, 2) общество в качестве совокупности взаимодействующих субъектов, 3) культура в качестве совокупности ценностей и норм, значений, которыми владеют взаимодействующие.
На современном этапе следует отметить А.П Асмолова, который в своём исследовании, рассуждая о социокультурности, подчёркивает такой контекст, как «отношение»: «понятие социокультурности предполагает отношение к образованию как к опережающему, прогнозирующему институту развития общества. Отмечает, что возможны два принципиально разных подхода: или
образование плетётся в хвосте общества, решает задачу адаптации, воспроизводства существующего образа жизни, либо - и здесь совсем другая логика - выполняет дерзкие, «окаянные» функции, предлагая те или иные проекты будущего. Образование в социокультурном смысле - это проектирование будущего» [2, с. 360]. Рассуждая по вопросу модернизации, автор предлагает её рассматривать под углом социокультурности. А.П Асмолов описал концепцию социокультурной модернизации образования и рассматривал её в качестве института социализации, выполняющего основную роль в целенаправленном формировании ценностных ориентаций, норм, установок и приемлемых данным обществом стереотипов поведения населения России.
В педагогических исследованиях в последнее время в качестве методологического обоснования очень часто используют социокультурный подход, это встречается как в работах по специальности «общая педагогика, история педагогики и образования», особенно часто по специальности теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Широта границ его применения в исследованиях, трактовка и реализация функций, присущих этому подходу в исследованиях имеет большой диапазон.
Посмотрим, как этот термин понимается в научных исследованиях. При рассмотрении сущности социокультурного подхода в образовании мы находим его понимание как научного инструмента построения исследования, основы построения процесса воспитания и образования, отдельного научно-педагогического направления. Весь смысл сводится к признанию жизненного разнообразия как важнейшего ресурса, отправного момента для анализа ситуации, вычленение проблем, их решение, что является основой для развития педагогической практики. Это предполагает, что за освоением культуры человеческих отношений людьми, следует освоение знаний и умений, а не наоборот На страницах научных изданий встречаем также его понимание как целостной характеристики, представляющей синтез социального и культурного в объяснении общественных явлений. Сторонники этой трактовки считают, что каждому типу социума соответствует свой тип культуры, в основе которой лежит определённое мировоззрение, что социальное и культурное - это стороны общественно-исторического бытия, для взаимодействия которых характерно сложное, системное видение мира. Социокультурный подход в педагогике, педагогической деятельности ориентирует педагога на включение в педагогическую культуру современного социума, осознание его проблем и противоречий. Е.А. Тюгашев, рассуждая о социокультурной педагогике и в соответствии с этим социокультурным подходом представляет ва-люативную и рефлективную интерпретации смысла и значения [3].
Всё больше сторонников рассмотрения социокультурного подхода как научной основы современной педагогики, которая изучает, развивает представление о содержании педагогической деятельности, появляется сегодня. Педагогическая деятельность при таком рассмотрении включается в социально-культурный и социально-исторический контексты. Исполнитель же педагогической деятельности предстает носителем определённого социально-культурного опыта. Это обстоятельство позволяет опыт профессиональной деятельности педагога рассматривать как часть культурно-педагогической деятельности. Такой и подобные взгляды на содержание педагогической деятельности современного педагога обусловливает необходимость включения социокультурной составляющей при изучении учебных дисциплин в процесс профессиональной подготовки. А применение социокультурного подхода в реализации учебной дисциплины делает возможным отражение социальных и культурных программ, ориентирующих педагога на преобразующую деятельность. Социокультурный подход в педагогике позволяет фиксировать состояние изменчивости социальных норм, социума и культуры, включающей и педагогическую культуру.
Более детальное рассмотрение сущности социокультурного похода мы находим в работах А.М. Цирульникова [4]. Автор определяет социокультурный подход как научно-педагогическое направление. Суть социокультурного похода, по мнению А.М. Цирульникова, должен рассматриваться через принятие жизненного разнообразия, которое признаётся важным ресурсом и рассматривается как отправной момент по анализу ситуации. Развивая собственные представления в дальнейших исследованиях, А.М. Цирульников рассматривает социокультурный подход как методологическое направление, которое включает совокупность приемов и способов, позволяющих рассматривать системы образования, педагогического образования в историческом развитии, учитывающем противоречивое соотношении социума, культуры и их динамику. Учёный называет в качестве определённого инструментария (совокупность социокультурных технологий, форм и методов), например, такие, как:
- метод анализа социокультурных ситуаций (СКС), в основе которого лежит идентификация ключевой образовательной проблемы и поиск средств её разрешения за счёт анализа культурного поля;
- технология социокультурного проектирования образования (ТСПО), направляет на создание таких проектов, решение которых, предполагает использование результатов образования как ресурса и инструмента решения жизненной проблемы сообщества;
- технология образовательной сети (ТОС), которая предусматривает стимулирование разнообразных культурно-образовательных инициатив, связывание их в сети Интернет с помощью разнообразных видов деятельности Интернет сообществ, что обеспечивает самоорганизацию и взаимодействие разных культурно-образовательных инициатив;
- технология, называемая научно-педагогической экспедицией, должна строиться на принципах соединения непрограммируемых (непредсказуемых) путешествий, организуемых посредством традиционных и нетрадиционных форм, планируемого педагогического исследования. Во время этой экспедиции собирается и обобщается необходимый первичный материал, далее организуется исследовательская работа с привлечением субъектов образовательного социума (учителей, управленцев, родительского сообщества), организуется совместный анализ ситуаций, выработка оригинальных решений, обучение персонала, запуск инновационных процессов, при этом образовательное сообщество постепенно изменяется;
- технология, называемая «образовательной ярмаркой» как социокультурное исследование, включающее метод стимулирования, метод защиты презентации и метод разработки образовательных проектов и организации социокультурных сообществ. Данные социокультурные сообщества могут быть представлены в качестве сетевого проекта, обеспечивающего столкновение культурно-образовательных инициатив, используя правила ярмарочного действа, с разношерстным укладом участников.
Социокультурный подход предполагает социально-культурную деятельность, которая организуется в образовательном процессе, и выступает как инструмент взаимодействия культуры и социума в человеческой деятельности, при этом интегрируется способ измерения бытия в соотношении человека и общества, а также тип социальности. Своеобразны суждения Ж.Р Дюмазедье [5], который социально-культурную деятельность рассматривает как преднамеренно организованную, сознательную, планируемую аккультурацию, весьма эффективное средство воспитания. Основная цель этой деятельности сводится к созданию условий приобщения людей к культуре, адаптации к научно-техническим изменениям, которые влияют на мир культуры, изменяя его. С другой позиции рассмотрения социально-культурной деятельности подходит М.С. Каган. Автор, осуществляя морфологический анализ этой деятельности, синонимирует его с понятием «собственно человеческой деятельности», которая включает «социокультурную деятельность человека как общественного существа».
Ж.Р Дюмазедье в качестве отличительных черт социально-культурной деятельности называет гуманистический, культурологический и развивающий характер, подтверждая функциями, которые несет этот вид деятельности (об-щеразвивающая, культуротворческая, информационно-просветительская, рек-реационно-оздоровительная). Среди особенностей социально-культурной деятельности можно назвать - осуществление в свободное время и полусвободное время (термин обоснован Ж.Р Дюмазедье). Сегодня эта деятельность занимает все большее время и в традиционно организованном педагогическом процессе, характеризуется свободой выбора, добровольностью, активностью, интересами, потребностями, она может быть, как коллективной, так и индивидуальной и т. д.
Обращаясь к социокультурному подходу невозможно обойти различные его составляющие: социально-культурная деятельность, социально-педагогическая деятельность, культурно-досуговая деятельность и конечно разнообразие технологий, выступающих инструментом реализации этой деятельности. К таким технологиям можно отнести - культуроцентрированные и социоориентированные, культурно-направленные технологии.
Такой автор, как Р.З. Богоудинова, определяет социально-культурную деятельность через область практической педагогики, в которой социально-культурное воздействие на личность или группу рассматривается главным фактором, при этом подчеркивается важность корректировки, гибкости, педагогического мастерства. Автор подчёркивает, что преобразование объектов социально-культурного воздействия в субъекты социокультурного творчества не может быть стихийным, необходим определенный инструментарий и субъект, владеющий этим инструментарием. В качестве такого инструментария и выступают социокультурные технологии, социокультурные практики. К таким практикам относят (приобретение нравственного и эмоционального опыта, ищутся апробируются новые способы и формы деятельности и поведения для того, чтобы удовлетворить самые разнообразные познавательные и прагматические потребности, разнообразий, основанных на текущих и перспективных интересах, видах самостоятельной деятельности, поведения, влияющие на построение пространства организации собственного действия и опыта). При рассмотрении сущности социокультурной деятельности, ряд авторов выделяют и её виды - преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная, художественного творчества отдельные из них входят в состав и социально-педагогической деятельности, которую рассматривают как отдельную составляющую социокультурного подхода и как составляющую социально-культурной деятельности.
Социально-культурная деятельность реализуется при опоре на различные принципы: педагогизация окружающей социокультурной среды; личностный подход; ориентация на культурно-ценностные отношения в организации куль-туротворчества; приоритет общечеловеческих интересов; единство и преемственность социально-педагогического, культурно-исторического и национально-регионального опыта; преемственности традиций и инноваций. Через призму перечисленных принципов социально-культурная деятельность понимается, как деятельность, направленная на полное саморазвитие и самореализацию личности и групп в сфере досуга, социально-культурная деятельность может включать в себя многообразные проблемы в организации досуга: общение, развивающий отдых, знакомство с культурными ценностями и т. д.
В социально-культурной деятельности как компоненты выделяют: «отношение к ученику как субъекту жизни, способному к социокультурному развитию и самоизменению; отношение к педагогу как к посреднику между учащимися и культурой, способному ввести его в мир культуры и оказать поддержку личности в её индивидуальном выражении в мире социокультурных ценностей, отношение к образованию, как социокультурному процессу, движущими силами которого являются диалог и сотрудничество его участников, в достижении целей их творческого самовыражения; отношение к учебному учреждению, как целостному, социокультурному, образовательному пространству, где воссоздаются творческие образы жизни, происходят культурные события, осуществляется воспитание человека культуры» [7].
К составляющим социокультурного подхода относят, как мы уже отметили и такой вид деятельности как социально-педагогическая. Социально-педагогическая деятельность рассматривается по - разному, как процесс, результат, как направление, как составляющая и др. В электронном мире можно найти множество трактовок определения этого вида деятельности. Приведём некоторые примеры:
- «Социально-педагогическая деятельность понимается как деятельность, осуществляемая человеком, имеющая социально-педагогическую цель, педагогические средства, процесс деятельности и соответствующий результат»,
- «Социально-педагогическая деятельность - профессиональная социально-педагогическая деятельность, проводимая с целью недопущения (предупреждения) негативного самопроявления, поведения человека, развития каких-либо негативных качеств, привычек».
В.С. Торохтий при рассмотрении различных направлений изучения социально-педагогической деятельности, отмечает, что: «социально-педагогическая деятельность, как любая профессиональная деятельность, ориентируется на определенную теорию, и использует её принципы и методы, содержание в реализации своих целей. Реализуя социально-педагогические идеи, взгляды, концепции, социально-педагогическая деятельность одновременно апробирует и подтверждает на практике их жизнедеятельность в общественных отношениях, дает эмпирическую базу для дальнейшего развития педагогической науки» [8, с. 312 - 313].
Автор трактует социально-педагогическую деятельность как многоплановую, многоуровневую активность различных специалистов в целях развития и удовлетворения разных потребностей и интересов субъектов этой деятельности в социальной адаптации, для поддержки личностного развития, социальная
Библиографический список
защита, повышение конкурентоспособности в профессиональном сообществе, используя потенциальные возможности, как самого социума, так и социальных групп для решения проблем личности. Как любой подход, социально-педагогический наделен определенными характеристиками (принципами, методами, направленностью и т. д.):
Рассматривая принципы социально-педагогической деятельности, часто их отождествляют с принципами социальной педагогики, что правомерно относится и к принципам педагогики вообще. Назовем их - принцип природосообразности (по Коменскому), принцип культуросообразности (по Дистервегу), принцип соци-умности или социокультурной направленности. Среди характеристик социально-педагогического подхода большинство авторов рассматривают следующие группы методов и методик в процессе социализации (разрешения проблем личности или группы; развития (восстановления) потенциалов социума; изучения потенциалов социума и их реализации). Характеристикой социально-педагогической деятельности называют адресную направленность. Эта деятельность направлена на работу с семьей, конфессиями, в здравоохранении, школе, пенитенциарных учреждениях, в учреждениях интернатного типа, с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми-сиротами. Рассматривая адресную направленность социально-педагогической деятельности в контексте социокультурного подхода и социально-культурной деятельности, можно констатировать расширение поля исследования, приписываемого ранее социально-культурной деятельности (как поле досуга и свободного время провождения), практически всем социально-образовательным организациям и учреждениям, организациям социальной сферы.
Завершая рассуждения по вопросу социокультурного подхода можно сделать вывод о том, что социокультурная сфера требует все большего категориального аппарата для описания явлений социума (социально-культурная деятельность, социально-педагогическая деятельность, социоориенти-рованные технологии, социокультурная концепция и др.), что требует более пристального изучения с учетом системных изменений в современном мире. Социальная деятельность общества становится ведущей в аспекте социокультурной модернизации образования, выполняя важную роль в зарождении и воспитании социальных норм и установок, ценностных ориентаций подрастающего поколения, стереотипов поведения, помогает образованию закладывать ростки души, проникать до значительной глубины, как отмечал в свое время Протагор: «Образование не дает ростков душе, если оно не проникает до значительной глубины».
1. Собкин В.С., Писарский П.С. Типы региональных образовательных ситуаций в Российской Федерации. Москва: Центр социологии образования РАО, 1998.
2. Асмолов А.Г Социокультурная модернизация образования. Вопросы образования. 2008; 1: 65 - 86.
3. Тюгашев Е.А. Социокультурная педагогики и социокультурный подход: валюативная и рефлексивная интерпретации. Сибирский учитель. 2016; 4: 59 - 64.
4. Цирульников А.М. Система образования в этнорегиональном и социокультурном измерениях. Санкт-Петербург: Агентство образовательного сотрудничества, 2007.
5. Дюмазедье Ж.Р Available at: http://sociolog.in.ua/view_person.php?id=62
6. Цирульников А.М. Социокультурный подход к развитию школы (фрагмент понятийного словаря). Директор школы. 2011; 7.
7. В помощь студенту. Available at: http://shporiforall.ru/shpory/ekzamen-po-skd/25-sushhnost-i-struktura-socialno-kulturnoj-deyatelnosti.html
8. Торохтий В.С. Социально-педагогическая деятельность как средство реализации идей социальной педагогики на практике. Социальная педагогика: учебное пособие. Москва: Юрайт, 2016; 312 - 373.
References
1. Sobkin V.S., Pisarskij P.S. Tipy regional'nyh obrazovatel'nyh situacij v Rossijskoj Federacii. Moskva: Centr sociologii obrazovaniya RAO, 1998.
2. Asmolov A.G. Sociokul'turnaya modernizaciya obrazovaniya. Voprosy obrazovaniya. 2008; 1: 65 - 86.
3. Tyugashev E.A. Sociokul'turnaya pedagogiki i sociokul'turnyj podhod: valyuativnaya i refleksivnaya interpretacii. Sibirskij uchitel'. 2016; 4: 59 - 64.
4. Cirul'nikov A.M. Sistema obrazovaniya v 'etnoregional'nom isociokul'turnom izmereniyah. Sankt-Peterburg: Agentstvo obrazovatel'nogo sotrudnichestva, 2007.
5. Dyumazed'e Zh.R. Available at: http://sociolog.in.ua/view_person.php?id=62
6. Cirul'nikov A.M. Sociokul'turnyj podhod k razvitiyu shkoly (fragment ponyatijnogo slovarya). Direkiorshkoly. 2011; 7.
7. Vpomosch'studentu. Available at: http://shporiforall.ru/shpory/ekzamen-po-skd/25-sushhnost-i-struktura-socialno-kulturnoj-deyatelnosti.html
8. Torohtij V.S. Social'no-pedagogicheskaya deyatel'nost' kak sredstvo realizacii idej social'noj pedagogiki na praktike. Social'naya pedagogika: uchebnoe posobie. Moskva: Yurajt, 2016; 312 - 373.
Статья поступила в редакцию 01.07.19
УДК 372
Terekhova N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Tyumen Industrial University (Tyumen, Russia), E-mail: [email protected]
OPTIMIZATION OF LECTURES IN TEACHING HIGHER MATHEMATICS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF A TECHNICAL UNIVERSITY. The article analyzes and summarizes various approaches to a problem of increasing activity of students-future engineers in the process of lectures on higher mathematics. Analysis of scientific research and methodological work make it possible to state that the lectures do not exhaust the educational potential, still occupies a leading place in the organization of training in a technical university, but only if there is a creative, innovative approach to its implementation. The article provides recommendations on how to optimize the organization of lectures in higher mathematics through: integration, emphasizing the need to teach higher mathematics in solving vocational and applied problems; use the method of rhetorical questions; the contents of the lectures with intentional errors; application of the problem approach.
Key words: higher mathematics, lecture lesson, integration, professional and applied tasks, problem situation.
Н.В. Терехова, канд. пед. наук, доц., Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, E-mail: [email protected]