Обобщенная модель современного про-фесссионально-компетентного, конкурентоспособного выпускника педагогического колледжа представлена на рис. 1. Модель выпускника колледжа, с одной стороны, является руководством подготовки педагога новой формации, с другой, является важной характеристикой целеполагания процесса развития ОУ.
1. Астафьева Н.Е. Теоретические основы дидактической системы информатизации педагогической деятельности преподавателей профес-
сиональных учебных заведений: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1997.
2. Климов Е.А. Как выбрать профессию: книга для учащихся старших классов средней школы. М., 1987.
3. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М., 2004.
4. Безюлева Г.В. Профессиональная компетентность: аспекты формирования. М., 2005. С. 14.
5. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2 т. М., 1985.
Поступила в редакцию 12.01.2007 г.
ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АНИМАЦИИ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Л.В. Сайкина, О.В. Шарапова
Saikona L.V., Sharapova O.V. Technologies of socio-cultural animation as a means of correction of teenagers’ deviant behaviour. The article considers the peculiarities of correction of teenagers’ deviant behaviour on the basis of one of the most intensively developing trends in modern socio-cultural activity - sociocultural animation, which presupposes realization of programmes of creative rehabilitation, intensive rest, so-cio-psychological consolidation of social groups based on the cultural values.
В условиях неблагоприятного социально-экономического положения подавляющей массы населения особую значимость приобретает рост отклоняющегося поведения подрастающего поведения.
Отклоняющееся поведение - это некая форма поведения личности, которой присущи все основные свойства человеческого поведения. В специальной литературе нарушения поведения нередко определяются как девиантное поведение. Сложность определения изучаемого понятия обусловлена, прежде всего, его междисциплинарным характером.
В настоящее время термин «девиантное поведение» используется в двух основных значениях: в значении поступка, действия человека, не соответствующего установленным в обществе нормам, а также в значении социального явления, выражающегося в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям [1].
Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации.
Подростковый возраст, по мнению Н.М. Иовчук, - это особенный, единственный, неповторимый период человеческой жизни, в котором происходит физическое, личностное, нравственное и социальное формирование [2]. Пубертат - это взрыв после спокойного (или относительно спокойного) детского существования, возраст ожидания, смятения и поиска. Если посмотреть на человеческую жизнь на всем ее протяжении -от начала до конца, от рождения до смерти, то оказывается невозможным найти ничего похожего на этот период, хотя и в детстве, и в дальнейшей жизни человека существуют другие специфические кризисные периоды.
Подросток остро и болезненно реагирует на все, происходящее вокруг, относящееся и не относящееся к нему лично. Он раним,
сверхчувствителен, хотя и пытается скрыть свои чувства за маской безразличия, высокомерия и снисходительности или за грубостью, дерзостью, бравадой. Настроение часто меняется без причины или по незначительному, с точки зрения взрослого, поводу.
Подростковый возраст имеет свои специфические психические расстройства, которые не характерны ни для детей, ни для взрослых, в связи с чем становится актуальным поиск путей коррекции этих нарушений.
Рассматривая пути коррекции отклоняющегося от нормы поведения подростков, мы обращаемся к возможностям социальнокультурной деятельности, т. к. современный опыт убедительно доказывает возможность организации целесообразной и адекватной помощи людям, по тем или иным причинам оказавшимся «за бортом» общественной жизни, переживающим психологический кризис [3].
Современные технологии социально-культурной анимации предполагают комплексное решение различных проблем личности, обеспечивая ей возможность самоидентификации как полноправному представителю той или иной социокультурной, досуговой общности, а также условия для включения в образовательные, творческие, оздоровительные и другие виды социально-культурной деятельности.
Появлению термина «анимация» мы обязаны развитию мультипликации, в которой с помощью специальных технологий происходило «одушевление» и «оживление» рисованных картинок, производивших впечатление движения живых персонажей. Анимационное кино со временем стало самостоятельным видом искусства, а специалист, занимающийся этим видом кинематографического творчества, - художником-аниматором («дающим жизнь»).
Сущностные свойства анимации, безусловно, восходят к учению «о душе», которое возникло еще в глубокой древности. Первые представления о душе складывались уже у первобытных народов, согласно которым у человека, животных, растений, предметов существует некая субстанция - душа, которая может временно или навсегда покидать свое тело.
Социально-культурная анимация рассматривается зарубежными исследователями
значительно шире, чем это принято у нас в России. В традиционном толковании современных российских авторов анимация - это часть досуговой деятельности населения. В традициях западных специалистов анимация представляется как движение общественных групп и личностей в процессе создания, сохранения и развития институтов гражданского общества.
Социокультурная анимация сформировалась как направление педагогической работы в социуме под влиянием значительного числа философских, психологических, медицинских и педагогических воззрений на природу и сущность человека, механизмы развития личности в норме и патологии и на пути и способы коррекции аномалий в развитии личности. Наиболее важными теоретическими источниками социокультурной анимации являются: гуманистическая психология
(К. Роджерс, А. Маслоу, А. Мей и др.), а также близкие к ней по гуманистической ориентации социальная психиатрия и трансакционный анализ (Э. Берн, Э. Фромм,
Э. Эриксон и др.), логотерапия (В. Франкл), арттерапия и др.
Гуманистическая психология - направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.
Центральная роль при этом отводится мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, не конформистское поведение, а рост конструктивного начала человеческого Я, целостность и силу переживания которого должна поддерживать особая социокультурная анимация. Методы анимационной деятельности «центрированы на личности» человека, нуждающегося в социально-психологической и психолого-педагогической помощи подобно одной из форм психотерапии, которую Карл Роджерс назвал «терапией, центрированной на клиенте».
В середине 50-х гг. XX столетия французский ученый-социолог Ж. Дюмазедье ввел понятие «социокультурная анимация», которым обозначались социокультурные процессы в сфере свободного времени и досуга, в центре которых личность выступает с
ее внутренним миром проблем и противоречий, возникающих в условиях технократического общества.
Сегодня социально-культурная анимация -одно из наиболее интенсивно развивающихся направлений современной социально-культурной деятельности, которое предполагает реализацию программ творческой реабилитации, интенсивного отдыха, социальнопсихологической консолидации общественных групп на основе ценностей культуры. Принципиальная новизна анимационной деятельности, по мнению Н.Н. Ярошенко, проявляется в целях, задачах и прикладных технологиях, определяющих процесс оптимизации межличностных и межгрупповых взаимоотношений, развития духовно-творческих качеств личности. Как справедливо отмечает автор, социально-культурная анимация использует традиционные виды и жанры художественного творчества в качестве основных методов «оживления и одухотворения» отношений между людьми, именно это позволяет признать ее сегодня альтернативным направлением развития культурно-досуговой деятельности [3].
Опора социокультурной анимации на психологизацию деятельности предполагает умение специалистами в этой области изучать условия окружающей социальной и природной среды, выявлять факторы благотворного или отрицательного влияния ее на психическое состояние личности, создавать средствами и методами анимации условия для восстановления душевного равновесия, устойчивого положительного настроения, предупреждать болезненные психические реакции в процессе общения, обеспечивать психологический комфорт во время отдыха, учитывать, что человек в период рекреации старается избавиться от перегрузок повседневной жизни, стремится к восстановлению душевных и физических сил и вид отдыха выбирает следуя не только интересам, но и состоянию здоровья, советам врача и др.
Принципиальная новизна анимационной деятельности может быть охарактеризована новыми целями, задачами и прикладными технологиями, определяющими процесс оптимизации межличностных и межгрупповых взаимоотношений.
В философско-мировоззренческом плане анимационная деятельность созвучна веду-
щим общемировым концепциям гуманистической педагогики, связанной с реализацией задач свободного воспитания, творческого развития. Основой гуманистической педагогики, как и гуманистической психологии, выступают такие философские концепции, как, например, экзистенциализм, неофрейдизм, антропософия. При этом речь идет об использовании в теории и практике социально-культурной педагогики наследия А. Нейла (Англия), О. Декроли (Бельгия), Е. Паркхерст (США), Р. Штейнера (Германия), С. Френе (Франция).
Социокультурная анимация как целостное понятие, как явление и как практическая деятельность привлекает, прежде всего, своей особой феноменальностью, пробуждающей научный и практический интерес к ее осмыслению и изучению.
Р. Лабури отмечает, что феномен анимации имеет двоякое значение, являясь одновременно методом приспособления, социальной терапии и идеологией освобождения через участие. Характеризуя известные ему определения социально-культурной анимации, он отмечал, что большинство из них имеют педагогический смысл, подразумевая направленность анимации на рост самосознания, активного саморазвития и социального творчества. Такая педагогическая направленность соответствует общим задачам социального и культурного оздоровления.
Развитие способностей личности к творчеству становится одним из важнейших путей социализации, включения человека в многообразные социальные отношения.
Весьма важная составляющая социально-культурной анимации, по мнению
Н.Н. Ярошенко, - это ее духовный, мировоззренческий потенциал [3].
Само понятие «анимация» позволяет, с одной стороны, достаточно точно характеризовать цели социокультурной деятельности, выявлять ее одухотворяющий, консолидирующий характер, а с другой - обозначать собственно духовный (ашше - душа) аспект взаимоотношений субъектов педагогического процесса. Речь идет об особых способах общения, диалога, наполненного подлинным СО-чувствием, СО-переживанием, СО-дейст-вием, а также о педагогических технологиях, основанных на глубинном обращении к
высшим духовным ценностям истины, добра, красоты.
Идея оживления социальных отношений подчеркивается в определении, которое предложено М. Симоно: «Социокультурная анимация - это область общественной жизни, участники которой ставят перед собой целью определенное изменение поведения и межличностных и коллективных отношений путем прямых воздействий на индивидов. Эти воздействия осуществляются главным образом посредством разнообразных видов деятельности с помощью педагогики недирективных или активных методов» [4].
Ж. Дюмазедье обозначил эти два целевых аспекта социально-культурной анимации как освободительный и регулятивный. Стремление к свободному социальному творчеству - необходимый момент человеческого существования, имеющий глубинную экзистенциальную основу. «Личность должна отстаивать свое право на свободу, социальную включенность против любых противозаконных, пагубных влияний» [5].
Анимация создает оптимальные условия для того, чтобы выбор досуговой деятельности в наибольшей степени отвечал запросам индивидуума.
Социокультурная анимация признает личность как уникальную целостность, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.
Среди основных принципов, на основе которых выстраивается анимационная работа, можно выделить следующие:
• человек должен изучаться и приниматься в его целостности;
• каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;
• человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире является главной психологической реальностью;
• человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;
• человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;
• человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации
благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;
• человек - это активное, интенцио-нальное, стремящееся к самоактуализации творческое существо [3].
Специфическая задача социальнокультурной анимации состоит в создании особых психолого-педагогических условий, способствующих преодолению психологических препятствий к социальному взаимодействию.
Развитие способностей личности к творчеству становится одним из важнейших путей социализации, включения человека в многообразные социальные отношения.
Особое значение имеет организация информационной поддержки анимационной деятельности в средствах массовой информации, поскольку реализация просветительных программ позволяет формировать общественное мнение, более терпимое к «инако-вости», ориентированное на гуманистические ценности милосердия, добролюбия, терпимости.
Программирование анимационной деятельности данного направления строится на изучении общественного мнения о причинах, течении и лечении физических и психических дефектов, о психологических причинах и последствиях социального отчуждения. Подобная анимационная деятельность нацелена на устранение причин, приводящих в ряде случаев к «умиранию личности для общества», ведь при благожелательном и толерантном отношении со стороны общества у человека, нуждающегося в анимационной помощи, значительно повышаются шансы достойной социально-культурной интеграции.
Современная педагогика социальнокультурной сферы ориентирована на все возрастные этапы личностного развития. Она предусматривает, с одной стороны, формирование системы учреждений культуры и досуга, общественных организаций, кооперативов (организационный аспект); а с другой - обогащение внешкольных образовательных программ, расширение возможностей приобретения знаний о правах человека, охране природы, международном сотрудничестве и другим актуальным проблемам (содержательный аспект).
Современная социально-культурная деятельность вносит посильную лепту в процесс социализации человека, его развития в наилучших духовных потенциях и дарованиях. О. Бенар, теоретик социокультурной анимации, высказывал мысль о том, что по отношению к требованиям, которые предъявляет постоянно изменяющееся современное общество, «анимация предстанет в ближайшем будущем основным компенсаторным, регуляционным, катализирующим феноменом, смягчающим культурный износ, обновляющим поведение, взгляды, способствующим приспособлению и самостоятельности; анимация есть социальный ответ, который система дает на специфические проблемы, возникающие в ходе ее же эволюции» [6].
В условиях значительных социальных перемен усиливается потребность населения в социально-культурной деятельности, нацеленной на обновление знаний и умений, раскрытие креативных способностей. В этой связи работа социально-культурных аниматоров должна содействовать свободному выбору новых возможностей образования и личностного развития, реализации гражданской инициативы.
Опыт французских аниматоров и их последователей в других странах показывает, что социально-культурная анимация - это специфическая область педагогической деятельности, которая характеризуется совокупностью методов деятельности, позволяющих
аниматорам активно вовлекать членов коллектива в культурную и социальную жизнь. В этом и состоит ключевое отличие социально-культурной анимации от традиционной просветительской деятельности, основанной на идее привнесения культуры в массы как чего-то внешнего.
Социокультурная анимация как явление представляется чрезвычайно важной для исследования в аспекте проблемы коррекции девиантного поведения подростков. Этот интерес определяется, прежде всего, феноменальностью явления анимации как деятельности, в которой заложен культурный, эстетический, морально-нравственный, гражданский потенциал, направленный на формирование внутреннего мира человека.
1. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1991.
2. Иовчук Н.М. Детско-подростковые психические расстройства. М., 2002.
3. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация. 2-е изд., испр. и доп. М., 2004.
4. Simonot M. Les animateurs socioculturels. Etude d'une aspiration a une activite siciale. Rouen, 1974. P. 24.
5. Dumazedier J. Revolution culturelle du temps libre. 1968-1988. P., 1988. P. 196.
6. Besnard P. // Cahier de l'Animation. 1972. № 1. Р. 16.
Поступила в редакцию 2.02.2007 г.