Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
39
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровые технологии / интернет / социальные сети / духовные ценности / социально-культурная практика / digital technologies / Internet / social networks / spiritual values / socio-cultural practice

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гарифуллина Резеда Саитовна, Сафин Фадбир Магусович

Цифровизация культуры дала мощный импульс глобализационным процессам, вносящим парадиг-мальные изменения в траекторию социально-культурного развития, практику социально-культурной деятельности, возникли новые форматы и горизонты для взаимодействия, взаимообогащения, взаимо-влияния национальных культур. Цифровые технологии открывают новые возможности для продвижения национальных культур, реализации социально-культурных практик, достижений цивилизации, делая их более доступными. В статье представлены статистика развития Интернета, социальных сетей в мире и России, примеры практик из сферы культуры, которые благодаря цифровым технологиям стали доступны неограничен-ному кругу граждан. Отмечается, что учреждения культуры, используя цифровые платформы, могут более продуктивно прогнозировать формы, направления деятельности и продвижения социально-культурных практик с учетом интересов зрителей. Появились новые типы реальности – виртуальная реальность, дополненная реальность, создающие мир без границ. В статье делается вывод, что открытый доступ к контенту из разных уголков мира не только обогащает культурный опыт людей, практику социально-культурной деятельности, способствует обмену ценностями культуры, созданию новых форм искусства, передавая опыт и традиции разных народов через цифровые платформы, но также порождает вызовы, риски, требующие анализа и нейтрализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Гарифуллина Резеда Саитовна, Сафин Фадбир Магусович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL PRACTICES IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION

The digitalization of culture has given a powerful impetus to globalization processes, which have brought about paradigmatic changes in the trajectory of socio-cultural development. New practices, formats, and horizons for interaction, mutual enrichment, and the mutual influence of national cultures have emerged. Digital technologies open up new opportunities for promoting national cultures, implementing socio-cultural practices and achieving civilization, making them more accessible. The article presents statistics on the development of the Internet and social networks in the world and in Russia. It also provides examples of cultural practices that have become available thanks to digital technology to an unlimited number of citizens. The author notes that cultural institutions using digital platforms can more effectively predict the forms, directions, and promotion of socio–cultural practices, while taking into account the interests of the audience. New types of reality, such as virtual and augmented reality, have emerged, creating a borderless world. The article concludes by saying that open access to content from different parts of the world enriches cultural experiences, promotes the exchange of values, creates new forms of art, and transfers the experience and traditions of different peoples through digital platforms. However, it also generates challenges and risks that require attention and analysis.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

атации криогенных ресурсов населением Якутии в ХХ столетии // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. - 2023, № 2(24). - С. 25-30.

17. Хабермас Ю. Модерн - незавершенный проект // Вопросы философии. - 1992. №4. - С. 40-52.

18. Хренов Н.А. Судьба традиционной культуры в постиндустриальной цивилизации // Модернизация культуры: идеи и парадигмы культурных изменений: Материалы Международной научно-практической конференции, Самара, 22-23 мая 2014 года. Том Часть I. - Самара: СГИК, 2014. - С. 93-116.

19. Eisenstadt S.N. Multiple Modernities // Daedalus. - 2000. - Vol. 129 (1). - pp. 1-29.

References

1. Vladimirov L.N., Pudov A.G. Diskurs vokrug konceptov severnyh civilizacij: k opredeleniyu Arkticheskoj tekhnologicheskoj civilizacii // Kontekst i refleksiya: filosofiya o mire i cheloveke. - 2023. - T. 12, № 9-1. - S. 165-179. DOI 10.34670/AR.2023.87.26.021.

2. Glinchikova A.G. Raskol i nezavershennost' russkogo Moderna // Mir Rossii. - 2009, №4. - S. 66-88.

3. Ivanov A.V. «Mnozhestvennye sovremennosti»: dialektika edinstva i raznoobraziya v epohu globalizacii // Fundamental'nye issledovaniya. 2014. № 6-3. S. 654-659 [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa:

https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34220 (data obrashcheniya: 07.12.2024).

4. Kojre A.V. Ocherki istorii filosofskoj mysli. O vliyanii filosofskih koncepcij na razvitie nauchnyh teorij. -M.: Progress, 1985. - 288 s.

5. Kondakov I.V. "Strashnyj prazdnik" russkoj kul'tury: pamyati Serebryanogo veka // Obshchestvennye nauki i sovremennost'. - 2014, № 4. - S. 142-166.

6. Kondakov I.V. Evrazijskij globalitet (k postanovke problemy) // Universum: Vestnik Gercenovskogo uni-versiteta. - 2013. №1. - S. 105-114.

7. Kondakov I.V. Russkij masskul't: ot barokko k postmodernu. Monografiya. - M.; SPb.: Centr gumani-tarnyh iniciativ, 2018. - 544 s.

8. Konrad N.I. Zapad i Vostok. Stat'i. - M.: Glavnaya redakciya Vostochnoj literatury, 1972. - 496 s.

9. Mel'nikov V.P., Brushkov A.V., Fedorov R.YU. Kriosofiya: na puti k postizheniyu edinstva i raznoobraziya mira holoda // Kriosfera Zemli. - 2023. - T.27, № 5. - S. 54-60. DOI 10.15372/KZ20230505.

10. Nikolaev M.E. Poznavat', chtoby sozidat' // Izbrannye trudy: v 6 tomah. T.2. Klyuchevye resheniya: pub-likacii doklady, vystupleniya. - YAkutsk: Ajar, 2022. - 320 s.

11. Pudov A.G. Kodirovanie tranzitivnoj social'noj real'nosti na osnove sinteticheskogo simvolizma soznani-ya: voprosy etnomodernizacii // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. - 2012. № 4-1(18). - S. 152-158.

12. Pudov A.G. Principy i metafizika moderna: k modernizacii v YAkutii // Observatoriya kul'tury. - 2023. -T. 20, № 6. - S. 564-573. DOI 10.25281/2072-3156-2023-20-6-564-573.

13. Pudov A.G. Estetika simvolicheskogo v epohu tranzitivnoj social'noj real'nosti. - YAkutsk: Media-holding, 2014. - 336 s.

14. Pudov A.G. Etnomodern - novaya kreativnaya paradigma hudozhestvennoj kul'tury YAkutii / A. G. Pudov // Manuskript. - 2019. - T.12, № 4. - S. 117-121. DOI 10.30853/manuscript.2019.4.24.

15. «Serebryanyj vek» yakutskoj kul'tury: sbornik avtorskoj publicistiki ob epohe yakutskogo kul'turnogo renessansa (k manifestu yakutskoj modernizacii i 100-letiyu YAASSR) /sost. A.G. Pudov. - YAkutsk: Gosudar-stvennoe kazennoe uchrezhdenie Respubliki Saha (YAkutiya) "Nacional'naya biblioteka Respubliki Saha (YA-kutiya)", 2023. - 216 s.

16. Sulejmanov, A. A. «Odomashnivanie» holoda: osnovnye napravleniya i evolyuciya praktik ekspluatacii kriogennyh resursov naseleniem YAkutii v HKH stoletii // Tradicionnye nacional'no-kul'turnye i duhovnye cen-nosti kak fundament innovacionnogo razvitiya Rossii. - 2023, № 2(24). - S. 25-30.

17. Habermas YU. Modern - nezavershennyj proekt // Voprosy filosofii. - 1992. №4. - S. 40-52.

18. Hrenov N.A. Sud'ba tradicionnoj kul'tury v postindustrial'noj civilizacii // Modernizaciya kul'tury: idei i paradigmy kul'turnyh izmenenij: Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Samara, 22-23 maya 2014 goda. Tom CHast' I. - Samara: SGIK, 2014. - S. 93-116.

19. Eisenstadt S.N. Multiple Modernities // Daedalus. - 2000. - Vol. 129 (1). - pp. 1-29.

УДК 316 EDN ZFHCLS

Р.С. Гарифуллина, Ф.М. Сафин СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Цифровизация культуры дала мощный импульс глобализационным процессам, вносящим парадиг-мальные изменения в траекторию социально-культурного развития, практику социально-культурной деятельности, возникли новые форматы и горизонты для взаимодействия, взаимообогащения, взаимовлияния национальных культур.

Цифровые технологии открывают новые возможности для продвижения национальных культур, реализации социально-культурных практик, достижений цивилизации, делая их более доступными.

В статье представлены статистика развития Интернета, социальных сетей в мире и России, примеры практик из сферы культуры, которые благодаря цифровым технологиям стали доступны неограниченному кругу граждан. Отмечается, что учреждения культуры, используя цифровые платформы, могут более продуктивно прогнозировать формы, направления деятельности и продвижения социально-культурных практик с учетом интересов зрителей. Появились новые типы реальности - виртуальная реальность, дополненная реальность, создающие мир без границ. В статье делается вывод, что открытый доступ к контенту из разных уголков мира не только обогащает культурный опыт людей, практику социально-культурной деятельности, способствует обмену ценностями культуры, созданию новых форм искусства, передавая опыт и традиции разных народов через цифровые платформы, но также порождает вызовы, риски, требующие анализа и нейтрализации.

Ключевые слова: цифровые технологии, интернет, социальные сети, духовные ценности, социально-культурная практика

Для цитирования: Гарифуллина Р.С., Сафин Ф.М. Социально-культурные практики в условиях циф-ровизации // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 4. С.63-69. EDN ZFHCLS.

Rezeda S. GarifuIIina, Fadbir M. Safin SOCIO-CULTURAL PRACTICES IN THE CONTEXT OF DIGITALI-ZATION

The digitalization of culture has given a powerful impetus to globalization processes, which have brought about paradigmatic changes in the trajectory of socio-cultural development. New practices, formats, and horizons for interaction, mutual enrichment, and the mutual influence of national cultures have emerged.

Digital technologies open up new opportunities for promoting national cultures, implementing socio-cultural practices and achieving civilization, making them more accessible.

The article presents statistics on the development of the Internet and social networks in the world and in Russia. It also provides examples of cultural practices that have become available thanks to digital technology to an unlimited number of citizens. The author notes that cultural institutions using digital platforms can more effectively predict the forms, directions, and promotion of socio-cultural practices, while taking into account the interests of the audience. New types of reality, such as virtual and augmented reality, have emerged, creating a borderless world. The article concludes by saying that open access to content from different parts of the world enriches cultural experiences, promotes the exchange of values, creates new forms of art, and transfers the experience and traditions of different peoples through digital platforms. However, it also generates challenges and risks that require attention and analysis.

Keywords: digital technologies, Internet, social networks, spiritual values, socio-cultural practice

For citation: Garifullina R.S., Safin F.M. Socio-cultural practices in the context of digitalization// Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 4. С.63-69. EDN ZFHCLS.

Введение

Последние десятилетия XX века дали старт информационной эпохе, породившей цифровую революцию, ядром которой стали цифровые технологии, и которая изменила экономику и культуру общества, в целом образ жизни, бытие и мышление человечества, открыла новые горизонты для творчества. В Указе Президента Российской Федерации В.В. Путина от от 7 мая 2024 г. № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" поставлены масштабные целевые показатели и задачи, выполнение которых характеризует достижение национальной цели "Цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы" [8]. Особое внимание уделяется федеральному проекту «Цифровая культура», который нацелен на увеличение числа граждан, вовлечённых в культуру, создание современной инфраструк-

туры культуры, внедрение в деятельность организаций культуры новых форм и технологий, широкую поддержку культурных инициатив, укрепление российской гражданской идентичности [9]. Активно используются цифровые платформы «PRO.Культура.РФ», «Культурный стриминг», специальные проекты «Культурный календарь», «Открываем города России», «Подкаст о культуре» и другие.

Материалы и методы

Методологическую базу исследования, представленного в статье, составляют методы системного и статистического анализа, классификации, а также методы контент-анализа, интерпретации, сопоставления и сравнения результатов уже имеющихся исследований других авторов. Используя инструменты оценки существующей статистики цифровых технологий, ее динамики, исследуются направления развития социокультурных практик, вызовы и риски, существующие в процессе цифровизации культуры.

Литературный обзор

Цифровизация культуры дала мощный импульс глобализационным процессам, вносящим парадигмальные изменения в траекторию социально-культурного развития, практику социально-культурной деятельности, возникли новые форматы и горизонты для взаимодействия, взаимообогащения, взаимовлияния национальных культур. Как подчеркивает Ю. Степанчук, целый ряд понятий и терминов, созданных для описания новой цифровой реальности в период ее возникновения, в настоящее время либо быстро устаревают, либо уже вышли из употребления [12]. Справедливо подчеркивается, что в русскоязычном научном сегменте фундаментальных обобщающих работ, посвященных напрямую этой проблематике и пользующихся популярностью, пока нет [1]. Среди зарубежных авторов одним из первых, кто начал исследовать цифровую культуру, был Ч. Гир, автор одной из первых книг на эту тему. Одним из первых значимый вклад в исследование данной проблематики внесли О.Н. Астафьева, Н.Б. Кириллова, Л.Б. Зубанова, Е.В. Ни-конорова, С.Б. Синецкий, О.В. Шлыкова, М.Л. Шуб в коллективной монографии «Информационная эпоха: новые парадигмы культуры и образования», в ряде других статей указанных авторов [3]. Следует отметить тематический выпуск «Цифровая культура» Международного журнала исследований культуры [6]. Интересная практика представлена В.Ю. Му-зычук, которая проанализировала основные направления цифровизации в сфере западной и российской культуры [7]. В этих и других работах исследователи обращают внимание на различные стороны цифровизации в сфере культуры. В настоящее время тематика «социокультурные практики в условиях цифровой трансформации» исследована недостаточно. Данная проблематика требует серьезного теоретического переосмысления и комплексного анализа существующей практики.

Результаты

Цифровые технологии органично вошли в социогуманитарное, культурное пространство. Сформировалась сложная многогранная модель сетевой коммуникации национальных культур, включающая не только горизонтальные и вертикальные, линейные и нелинейные, но и динамичные и статистические, дополняющие и взаимоисключающие, разнонаправленные и взаимопересекающие связи. В условиях всеобщей цифровизации существенно возрастает социокультурная роль

Интернета как глобального культуропреоб-разующего феномена, несущего собой новые ценности, что свидетельствует о смене парадигмы социальных коммуникаций, содержания социально-культурных практик. Как подчеркивается исследователями, «формируется особое пространство для создания сверхнасыщенного информационного поля, которое практически повсюду окружает современного человека» [3], трансформируются традиционные формы социально-культурных практик, расширяются возможности знакомства с культурой разных народов.

С появлением цифровых платформ учреждения культуры получили возможность более эффективно прогнозировать формы, направления организации и продвижения социально-культурных практик с учетом интересов зрителей в цифровом пространстве. Масштабность вовлеченности жителей планеты в цифровые технологии наглядно демонстрируют статистические данные. В настоящее время «более 66% всех жителей нашей планеты пользуются интернетом, и, по последним данным, общее число интернет-пользователей в мире составляет 5,35 млрд человек. Количество уникальных пользователей мобильных телефонов на начало 2024 года составляет 5,61 млрд человек. Согласно данным GSMA Intelligence, 69,4% людей в мире сегодня используют мобильные устройства. По данным Kepios, количество профилей пользователей соцсетей превысило отметку в 5 млрд, что эквивалентно 62,3% населения мира» [11].

Мировые тренды в области цифрови-зации в полной мере относятся и к Российской Федерации. В нашей стране проживает свыше 144 млн человек, из которых 130,4 млн активно пользуются интернетом, то есть проникновение интернета в стране превысило 90%. В начале 2024 года число пользователей социальных сетей в России достигло 106,0 миллионов человек, что составляет 73,5% от общего населения. В 2024 году российские пользователи стали проводить в интернете 8 часов 21 минуту в день, что на 4,5% больше, чем в 2023 году [5]. Анализ пользовательского сегмента интернета россиян в 2024 году показал, что среди наиболее существенных мотивов первенство принадлежит поиску информации. Эту причину назвали 82,4% респондентов. Другие причины пользования онлайн-услугами в Интернете: интерес к новостям и мировым событиям (65,6%), желание поддерживать связь с семьей и друзьями

через интернет (64,6%), просмотр сериалов, шоу и другого видеоконтента (64,5%), поиск информации о продуктах и брендах (40,1%), видеоигры (34,2%), планирование путешествий (29,0%) [13].

Цифровую компетентность населения принято оценивать по определенным параметрам, среди которых важнейшими являются цифровая, информационная, коммуникативная грамотности, компетенции в области цифровой безопасности, умение разрабатывать и реализовывать цифровые продукты. Анализ состояния и динамики развития цифровой компетенции россиян показывает достаточно высокий ее уровень. Средний уровень цифровой компетентности россиян на конец 2022 года составил 71 п. п. из 100 возможных, индекс которого ежегодно растет с достаточно высокими темпами. Большинство россиян (69%) обладают базовым уровнем цифровой грамотности. Почти треть граждан России (29%) демонстрируют продвинутый уровень, а 2% имеют начальный уровень. За 2022 год доля россиян, обладающих продвинутым уровнем цифровой грамотности, выросла на 2% за счет сокращения доли обладающих начальным и базовым уровнем. В то же время доля россиян, плохо владеющих цифровыми навыками, за два года сократилась на 5 п. п. (с 7% до 2%). В разрезе возрастных групп самый высокий уровень цифровой грамотности наблюдается у людей в возрасте от 25 до 54 лет (72 п.п.), наиболее низким — россияне от 55 лет и старше (68 п.п.). Мужчины в среднем обладают более высоким уровнем цифровой грамотности, чем женщины (72 п.п. против 69 п.п.) [2].

Реализация национального проекта «Культура» (2019-2024 гг.) оказала существенное воздействие на развитие культуры, произошли заметные изменения на всех уровнях управления, активно внедряются эффективные, инновационные социально-культурные практики, пользующиеся повышенным спросом. Одним из значимых достижений стало создание и успешное развитие первого цифрового проекта Министерства культуры Российской Федерации — единый интернет-портал для популяризации культурного наследия и традиций России («Культура.РФ»). Этот портал стал центром сосредоточения культурного наследия в цифровом формате, на котором размещены доступные каждому культурные события, интересные места и достопримечательности России, статьи об искусстве и традициях, книги и новости культу-

ры, отечественные и зарубежные фильмы, концерты, спектакли, лекции, каталоги, включающие самые различные разделы культуры и образования [5]. Важное место принадлежит Национальной электронной библиотеке, обеспечивающей широкий доступ к полнотекстовым электронным изданиям книг, музейным коллекциям и архивным документам.

В современном мире диалог культур и их взаимодействие становятся всё более динамичными, глубокими и осмысленными. Мы можем обмениваться знаниями, ценностями и традициями на разных уровнях: от личных контактов до масштабных культурных мероприятий, конкурсов, выставок, содержащих уникальную палитру культур народов России. Сайты и порталы субъектов Российской Федерации, фондов, организаций дополняют богатое наследие национальных культур страны. В частности, Фонд развития общественных связей Region PR представил на 2024 год 54 проекта из 26 регионов страны, которые содержат разнообразные культурные, событийные мероприятия, среди которых Фестиваль современного танца «Город танцует в парках» (Московская область), мультижанро-вый музыкальный фестиваль (Нижний Новгород), фестиваль музыки и литературы «Гармония времён» (Смоленск), Историко-гастрономический фестиваль «Колмаковский пряник» (Тюмень), фестиваль сатиры и юмора «Бендериада» (г.Козьмодемьянск) и другие [10]. В Республике Татарстан масштабностью и привлекательностью пользуются национальные праздники народов Сабантуй (татарский), Уяв (чувашский), Питрау (кряшенский), Пеледыш пайрем (марийский), Гербер (удмуртский), которые благодаря цифровым технологиям получили широкую известность и доступность. Событийные мероприятия, фестивали, выставки и конференции способствуют укреплению взаимопонимания и формированию толерантности между разными группами населения, снижению уровня предвзятости, нигилизма. Важным показателем является посещаемость мероприятий учреждений культуры, которая в 2022 году возросла по сравнению с уровнем 2013 года более чем на 50 процентов и составила 1875,9 млн. посещений. Число посещений учреждений культуры в расчете на одного человека в 2022 году составило в среднем 13 посещений, тогда как в 2013 году этот показатель составлял всего 5 посещений. К 2030 году в условиях прогнозируемого устойчивого роста эко-

номики и ожидаемого повышения уровня востребованности культуры ожидается увеличение числа посещений мероприятий учреждений культуры до 4,5 млрд. посещений, или в среднем до 30 посещений в расчете на одного человека в год [9].

Обсуждение

В научной литературе справедливо подчеркивается, что рождается «новый стиль коммуникации, высвечивающий такие ее особенности, как независимость, эмоциональная и интеллектуальная открытость, ориентация на инновации; появление нового типа нелинейного, личностно-центрированного познания картины мира; конструирование принципиально новых интеллектуальных возможностей и новых структур «умных» городов; создание в интернет-пространстве новых путей формирования идентичности и индивидуальности, приводящих к росту самоуважения и самоценности; формирование новых политических и экономических ценностей: высокой толерантности, глобальной ориентированности, социальной и гражданской ответственности» [1]. Появились новые типы реальности - виртуальная реальность, дополненная реальность, создающие мир без границ. И, как следствие, в новом тысячелетии сформировалось «поколение, имеющее иные идентификационные параметры и принимающее физическую и искусственную (виртуальную) реальность как равнозначные» [1]. Причем поколение всё более погруженное в виртуальную реальность.

Цифровые технологии открывают широкие возможности для продвижения национальных культур, достижений нашей цивилизации, делая их более доступными. Пользователи могут изучать и наслаждаться искусством и культурой народов мира, качественным контентом в любое время и в любом месте. Например, виртуальные туры по музеям и художественным галереям становятся доступными для широкой аудитории, устраняя географические барьеры. Данные практики не только расширяют доступ к культурным ресурсам, но и способствуют привлечению молодежи, которая часто ищет новые форматы взаимодействия с культурой. Этнические группы и национальные диаспоры, проживающие за пределами своей исторической родины, могут ощутить свою причастность к культурному наследию и духовному богатству своей нации, используя цифровые платформы. Сбалансированное использование цифровых технологий в социальной и куль-

турной практике может привести к более инклюзивным и устойчивым сообществам, способствующим взаимопониманию и развитию культурного диалога, служит средством для поддержания культурного разнообразия и социальной справедливости. Прогнозируется, что к концу 2024 года число обращений к цифровым ресурсам в стране составит около 300 миллионов единиц [9].

Цифровизация сферы культуры активизирует процессы адаптации и синтеза как на уровне отдельных индивидуумов, так и на уровне целых сообществ. Культурная адаптация и синтез — это процессы, при которых, во-первых, происходит приспособление к новым социокультурным условиям, сближение на основе общечеловеческих ценностей, во-вторых, элементы разных культур объединяются, создавая что-то новое и уникальное, в-третьих, происходит интеграция отдельных этнических культур в мировую культуру. Примером синтеза является современное искусство, которое активно черпает вдохновение из различных культурных традиций, создавая новые жанры и направления. Визуальное искусство, литература и театр все чаще используют элементы смешанных форматов, объединяя литературу, музыку и визуальные эффекты.

Открытый доступ к контенту из разных уголков мира не только обогащает культурный опыт людей, практику социально-культурной деятельности, способствует обмену ценностями культуры, созданию новых форм искусства, передавая опыт и традиции разных народов через цифровые платформы, но и порождает вызовы, риски, требующие анализа и нейтрализации. Это объясняется также и тем, что имеет место неравномерность доступа к цифровым технологиям, что порождает неравенства в потреблении, доступности к благам культуры, масштабировании социально-культурной практики. Переход на онлайн-платформы ведет к снижению физического присутствия на культурных мероприятиях, что отражается на уровне вовлеченности и эмоционального общения аудитории с культурой. Другая, не менее важная проблема — это увеличение риска нарушения авторских прав, когда легкий доступ к контенту через интернет делает их уязвимыми для несанкционированного использования и распространения. Новым субъектом художественного творчества становится искусственный интеллект, порождая революционные изменения.

Динамично развивающиеся глобализаци-онные процессы в сфере культуры, масштабируемые цифровыми технологиями, требуют повышенного внимания исследователей, поиска оптимальных форм и методов гармоничного сочетания развития национальных культур и мировых культурных трендов. Это особенно важно, поскольку масштабная конкурентная борьба в мировом сообществе как сложный и многослойный процесс происходит не только в сферах экономики, политики и высоких технологий. Она перешла на другой, более высокий уровень, полем острой конкуренции стали образ мышления, духовные ценности, будущее культуры. Возникают вызовы, связанные с попытками замены общечеловеческих, гуманных ценностей путем разрушения подлинно национального, базовых моральных и культурных норм, религиозных устоев, института семьи. Западная модель цифровизации культуры, наряду с пре-

красными достижениями, формирует механизмы, направленные на деформацию естественных взаимосвязей природного и человеческого капиталов, разрушение многовековой гуманитарной истории человечества.

Заключение

Инновационные социально-культурные практики в условиях цифровизации представляют собой уникальную возможность для переосмысления и трансформации культурной жизни. Они способствуют развитию новых форм взаимодействия, укреплению сообщества и расширению доступа к культурным ресурсам. Важно помнить, что, несмотря на все преимущества цифровых технологий, необходимо сохранять идентичность, преемственность культурных традиций и учитывать разнообразие мнений. Цифровизация — это не только технологический прогресс, но и шанс для культурного расцвета и инновационного развития общества.

Литература

1. Астафьева О.Н., Никонорова Е.В., Шлыкова О.В. Культура в цифровой цивилизации: новый этап осмысления стратегии будущего для устойчивого развития // Обсерватория культуры. 2018. Т. 15, № 5

2. В России выросла доля людей с продвинутым уровнем цифровой грамотности [Электронный ресурс] URL: https: //nafi.ru/ analytics/v-rossii-vyrosla-dolya-lyudey-s-prodvinutym-urovnem-tsifrovoy-gramotnosti/?ysdid=m42qtjnf31236531914 (дата обращения: 22.11.2024)

3. Информационная эпоха: новые парадигмы культуры и образования: монография / О. Н. Астафьева, Л. Б., Зубанова, Н. Б. Кириллова, Е. В. Никонорова, О. В. Шлыкова и др. ; отв. ред. Н. Б. Кириллова. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019, 292с.

4. Информационная эпоха: новые парадигмы культуры и образования: монография / О. Н. Астафьева, Л. Б., Зубанова, Н. Б. Кириллова, Е. В. Никонорова, О. В. Шлыкова и др. ; отв. ред. Н. Б. Кириллова. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019.-с.5.

5. Культура РФ. [Электронный ресурс] URL: https://www.culture.ru/?ysclid=m3twvhni14918501046 (дата обращения: 15.11.2024)

6. Международный журнал исследований культуры. 2012. № 3(8) : Цифровая культура.

7. Музычук В.Ю. Основые направления цифровизации в сфере культуры: зарубежный опыт и российские реалии. Вестник Института экономики Российской академии наук, Гуманитарная информатика. 2013. Вып. 7. С. 93-105

8. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/50542 (дата обращения:15.09.2024)

9. Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации отрасли культуры РФ до 2030 г. Распоряжение Правительства РФ от 11 декабря 2023 г. № 3550-р URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408119443/?ysclid=m4qps4vi9v82564823 (дата обращения: 15.11.2024)

10. Россия событийная - 2024 [Электронный ресурс] URL: https://rea-awards.ru/sbornik/sbormk2024/?ysdid=m460friws8608187745 (дата обращения 22.11.2024

11. Статистика интернета и соцсетей на 2024 год — цифры и тренды в мире и в России [Электронный ресурс] URL: https: //www.web-canape.ru/business/statistika-interneta-i-socsetej-na-2024-v-mire-i-v-rossii/?ysdid=m3wtcpg218942738686&utm_referrer=https%3a%2f%2fya.ru%2f (дата обращения: 15.11.2024

12. Степанчук Ю.А.. Гуманитарное знание между цифрой и смыслом. «Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры». - 2020, с.112

13. Digital 2024: основные выводы из ежегодного отчета DataReportal [Электронный ресурс] URL: https://www.byyd.me/ru/blog/2024/02/digital-2024-datareportal/ (дата обращения: 15.11.2024)

References

1. Astafeva O.N., Nikonorova E.V., SHlykova O.V. Kul'tura v cifrovoj civilizacii: novyj etap osmysleniya strategii budushchego dlya ustojchivogo razvitiya / / Observatoriya kul'tury. 2018. T. 15, № 5

2. V Rossii vyrosla dolya lyudej s prodvinutym urovnem cifrovoj gramotnosti [Elektronnyj resurs] URL: https://nafi.ru/analytics/v-rossii-vyrosla-dolya-lyudey-s-prodvinutym-urovnem-tsifrovoy-gramotnosti/?ysclid=m42qtjnf31236531914 (data obrashcheniya: 22.11.2024)

3. Informacionnaya epoha: novye paradigmy kul'tury i obrazovaniya: monografiya / O. N. Astafeva, L. B., Zubanova, N. B. Kirillova, E. V. Nikonorova, O. V. SHlykova i dr. ; otv. red. N. B. Kirillova. -Ekaterinburg : Izd-vo Ural. un-ta, 2019, 292s.

4. Informacionnaya epoha: novye paradigmy kul'tury i obrazovaniya: monografiya / O. N. Astafeva, L. B., Zubanova, N. B. Kirillova, E. V. Nikonorova, O. V. SHlykova i dr. ; otv. red. N. B. Kirillova. - Ekaterinburg : Izd-vo Ural. un-ta, 2019.-s.5.

5. Kul'tura RF. [Elektronnyj resurs] URL: https://www.culture.ru/?ysclid=m3twvhni14918501046 (data obrashcheniya: 15.11.2024)

6. Mezhdunarodnyj zhurnal issledovanij kul'tury. 2012. № 3(8) : Cifrovaya kul'tura.

7. Muzychuk V.YU. Osnovye napravleniya cifrovizacii v sfere kul'tury: zarubezhnyj opyt i rossijskie realii. Vestnik Instituta ekonomiki Rossijskoj akademii nauk, Gumanitarnaya infor-matika. 2013. Vyp. 7. S. 93-105

8. O nacional'nyh celyah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda i na perspek-tivu do 2036 goda. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 7 maya 2024 g. № 309 URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/50542 (data obrashcheniya:15.09.2024)

9. Ob utverzhdenii strategicheskogo napravleniya v oblasti cifrovoj transformacii otrasli kul'tury RF do 2030 g. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 11 dekabrya 2023 g. № 3550-r URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408119443/?ysclid=m4qps4vi9v82564823 (data ob-rashcheniya: 15.11.2024)

10. Rossiya sobytijnaya -2024 [Elektronnyj resurs] URL: https://rea-awards.ru/sbornik/sbornik2024/?ysclid=m460friws8608187745 (data obrashcheniya 22.11.2024

11. Statistika interneta i socsetej na 2024 god — cifry i trendy v mire i v Rossii [Elek-tronnyj resurs] URL: https://www.web-canape.ru/business/statistika-interneta-i-socsetej-na-2024-v-mire-i-v- ros-sii/?ysclid=m3wtcpg218942738686&utm_referrer=https%3a%2f%2fya.ru%2f (data obrashcheniya: 15.11.2024

12. Stepanchuk YU.A.. Gumanitarnoe znanie mezhdu cifroj i smyslom. «Izvestiya Ural'skogo fede-ral'nogo universiteta. Seriya 1: Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury». - 2020, s.112

13. Digital 2024: osnovnye vyvody iz ezhegodnogo otcheta DataReportal [Elektronnyj resurs] URL: https://www.byyd.me/ru/blog/2024/02/digital-2024-datareportal/ (data obrashcheniya: 15.11.2024)

УДК 398.3(=512.1) EDN CYMTVH

А.Р. Еникеева, Л.А. Гафиятуллина

ПРАЗНИК НАРДУГАН У ТАТАР И НАРТАВАН У ЧУВАШЕЙ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ И ОСОБЕННОСТИ БЫТОВАНИЯ

В статье проводится сравнительно-сопоставительный анализ функциональных особенностей традиционных календарных праздников Нардуган у татар и Нартаван у чувашей, с выявлением в них общего и различного. Рассматриваются особенности генезиса праздников зимнего солнцеворота татар и чувашей, их бытование в прошлом и настоящем.

Ключевые слова: татары, чуваши, традиционный, календарный, праздник зимнего солнцеворота, Нардуган, Нартаван, урожай

Для цитирования: Еникеева А.Р., Гафиятуллина Л.А. Праздник Нардуган у татар и Нартаван у чувашей: исторический аспект и особенности бытования // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 4. С.69-74. EDN CYMTVH.

Alsu R. Enikeeva, Luiza A. Gafiyatullina THE HOLIDAY OF NARDUGAN AMONG THE TATARS AND NAR-TAVAN AMONG THE CHUVASH: THE HISTORICAL ASPECT AND FEATURES OF EXISTENCE

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article provides a comparative analysis of the functional features of the traditional calendar holidays Nardugan among the Tatars and Nartavan among the Chuvash, identifying what they have in common and what is different. The features of the genesis of the winter solstice holidays of the Tatars and Chuvash, their existence in the past and present are considered.

Keywords: Tatars, Chuvash, traditional, calendar, winter solstice holiday, Nardugan, Nartavan, harvest For citation: Enikeeva A.R, Gafiyatullina L.G. The holiday of Nardugan among the tatars and Nartavan among the Chuvash: the historical aspect and features of existence // Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 4. С.69-74. EDN CYMTVH.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.