Научная статья на тему 'Цифровая этика и этика данных как основа рациональной деятельности экономических субъектов в условиях цифровой трансформации'

Цифровая этика и этика данных как основа рациональной деятельности экономических субъектов в условиях цифровой трансформации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
цифровая трансформация / цифровая этика / этика данных / цифровая зрелость / digital transformation / digital ethics / data ethics / digital maturity

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ирина Петровна Гладилина, Светлана Александровна Сергеева, Елена Владимировна Синицына

В статье исследуются научные подходы и отдельные практические аспекты цифровой этики и этики данных в условиях ускоренного развития информационнокоммуникационных технологий в мировой и российской практике. Сущность понятия цифровой этики рассматривается применительно к сфере взаимодействия экономических субъектов как основы обеспечения их рациональной деятельности в условиях цифровой трансформации. Акцентируется, что поведение экономических субъектов в сфере цифровых технологий во многом основано именно на этичности принятия и использования тех или иных цифровых инструментов. Цифровая зрелость оценивается как условие, необходимое для достижения рациональной деятельности. Уделяется внимание вопросам дискуссионного характера в сфере этической проблематики с учетом все более широкого применения новых цифровых разработок в сфере государственных, общественных и бизнес-отношений, что, по мнению ряда исследователей, является одним из возможных путей минимизации прогнозируемых и непрогнозируемых рисков и позволяет определить вектор технического развития общества на основе этичности поведения в цифровом мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital ethics and data ethics as the basis for the rational activities of economic entities in the context of digital transformation

The article examines scientific approaches and individual practical aspects of digital ethics and data ethics in the context of accelerated development of information and communication technologies in the context of global and Russian practice. The essence of the concept of digital ethics is considered in relation to the sphere of interaction of economic entities as the basis for ensuring their rational activity in the context of digital transformation. It is emphasized that the behavior of economic entities in the field of digital technologies is largely based on the ethics of accepting and using certain digital tools. Digital maturity is assessed as a condition necessary for achieving rational activity. Attention is paid to controversial issues in the field of ethical issues, taking into account the increasingly widespread use of new digital developments in the field of state, public and business relations, which, according to a number of researchers, is one of the possible ways to minimize predictable and unpredictable risks and allows us to determine the vector of technical development of society based on ethical behavior in the digital world.

Текст научной работы на тему «Цифровая этика и этика данных как основа рациональной деятельности экономических субъектов в условиях цифровой трансформации»

Экономические системы. 2024. Том 17, № 4. С. 28-38. Economic Systems. 2024;17(4):28-38.

Научная статья УДК 33

DOI 10.29030/2309-2076-2024-17-4-28-38

5.2.6 - Менеджмент

Цифровая этика и этика данных как основа рациональной деятельности экономических субъектов в условиях цифровой трансформации

Ирина Петровна Гладилина1, Светлана Александровна Сергеева2, Елена Владимировна Синицына3 И

1 2 Московский городской университет управления Правительства Москвы им. Ю.М. Лужкова, Москва, Россия

3 Российская международная академия туризма, Москва, Россия И [email protected]

Аннотация. В статье исследуются научные подходы и отдельные практические аспекты цифровой этики и этики данных в условиях ускоренного развития информационно-коммуникационных технологий в мировой и российской практике. Сущность понятия цифровой этики рассматривается применительно к сфере взаимодействия экономических субъектов как основы обеспечения их рациональной деятельности в условиях цифровой трансформации. Акцентируется, что поведение экономических субъектов в сфере цифровых технологий во многом основано именно на этичности принятия и использования тех или иных цифровых инструментов. Цифровая зрелость оценивается как условие, необходимое для достижения рациональной деятельности. Уделяется внимание вопросам дискуссионного характера в сфере этической проблематики с учетом все более широкого применения новых цифровых разработок в сфере государственных, общественных и бизнес-отношений, что, по мнению ряда исследователей, является одним из возможных путей минимизации прогнозируемых и непрогнозируемых рисков и позволяет определить вектор технического развития общества на основе этичности поведения в цифровом мире.

Ключевые слова: цифровая трансформация, цифровая этика, этика данных, цифровая зрелость

Для цитирования: Гладилина И.П., Сергеева С.А., Синицына Е.В. Цифровая этика и этика данных как основа рациональной деятельности экономических субъектов в условиях цифровой трансформации // Экономические системы. 2024. Том 17, № 4. С. 28-38. DOI 10.29030/2309-2076-2024-17-4-28-38.

© Гладилина И.П., Сергеева С.А., Синицына Е.В., 2024

Original article

Digital ethics and data ethics as the basis for the rational activities of economic entities in the context of digital transformation

Irina P. Gladilina1, Svetlana A. Sergeeva2, Elena V. Sinitsyna3E

1 2 Moscow Metropolitan Governance Yury Luzhkov University, Moscow, Russia 3 The Russian International Academy of Tourism, Moscow, Russia

El [email protected]

Abstract. The article examines scientific approaches and individual practical aspects of digital ethics and data ethics in the context of accelerated development of information and communication technologies in the context of global and Russian practice. The essence of the concept of digital ethics is considered in relation to the sphere of interaction of economic entities as the basis for ensuring their rational activity in the context of digital transformation. It is emphasized that the behavior of economic entities in the field of digital technologies is largely based on the ethics of accepting and using certain digital tools. Digital maturity is assessed as a condition necessary for achieving rational activity. Attention is paid to controversial issues in the field of ethical issues, taking into account the increasingly widespread use of new digital developments in the field of state, public and business relations, which, according to a number of researchers, is one of the possible ways to minimize predictable and unpredictable risks and allows us to determine the vector of technical development of society based on ethical behavior in the digital world.

Keywords: digital transformation, digital ethics, data ethics, digital maturity

For citation: Gladilina I.P., Sergeeva S.A., Sinitsyna E.V. Digital ethics and data ethics as the basis for the rational activities of economic entities in the context of digital transformation. Economic Systems. 2024;17(4):28-38. (In Russ.). DOI 10.29030/2309-2076-2024-17-4-28-38.

Введение

Стремительное развитие социально-экономических отношений в современных условиях во многом диктуется наступлением века цифровых технологий и их непрекращающейся трансформации. Каждое государство, стремясь занять достойную нишу в системе мирового общественного устройства, всемерно способствует развитию научных знаний в сфере цифровых технологий и их практическому использованию. Для решения задачи по обеспечению ускоренного развития цифровых технологий в экономике и социальной сфере в России

была сформирована национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»1, в составе которой с 2019 г. реализуются федеральные проекты, включающие следующие направления: нормативное регулирование цифровой среды; подготовка кадров для цифровой экономики; создание кадрового потенциала ИТ-отрасли и формирование информационной инфраструктуры; обеспечение безопасности и развития цифровых технологий, включая искусственный интеллект; создание структуры в системе государственного управления на цифровых платформах, в том числе путем развития спутниковой связи. Налицо всеобъемлющий комплексный подход в решении вопросов цифровой трансформации в системе государственного управления2 и в сфере взаимодействия экономических субъектов.

Цифровая трансформация оказывает существенное влияние на все аспекты деятельности экономических субъектов, включая государственные и коммерческие организации, отражается на профессиональной и общественной деятельности, на частной жизни людей. Каждый из нас ощущает на себе влияние цифровых технологий. Постоянно появляются новые виды действий и деятельности в целом, меняется сама суть и содержание экономической деятельности. Технические нововведения, активно изменяя социальную и материальную парадигму, вызывают появление новых технологий в управлении, влияют на нормы поведения и появление новых подходов к пониманию неэтичности и этичности определенных аспектов поведения на ситуативном уровне [1, 2].

Цифровая зрелость как необходимое условие грамотного поведения экономических субъектов, что в той же мере относится и к человеческому фактору, в цифровом мире во многом основана именно на этичности принятия и использования тех или иных цифровых инструментов.

Дискурс в сфере этической проблематики по вопросам новых цифровых разработок, по мнению ряда исследователей, является одним из возможных путей минимизации прогнозируемых и непрогнозируемых рисков и позволяет определить вектор технического развития социально-экономических отношений в обществе на основе этичности - цифровой этики [1, 2, 3]. В настоящее время возможности цифрового пространства и общества напрямую связаны с разработками облачных сервисов, big data и др. Эволюция технологических достижений, в том числе и развитие систем искусственного интеллекта, вызывает все больше этических вопросов [3]. Этим определяется актуальность представленной научной статьи.

1 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204. URL: https://docs.cntd.ru/document/ 557309575?ysclid=m45t6v6b8t319597196 (дата обращения: 12.09.2024).

2 О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года : Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474. URL: http://government.ru/docs/all/128943 (дата обращения: 12.09.2024). Утратил силу в связи с принятием Указа Президента РФ от 07.05.2024 № 309.

Основная часть

Цифровая этика рассматривается как руководство к действию в процессе принятия моральных решений в мире глобальных сетей. Анализ научных источников, отражающих сущность цифрового поведения человека в профессиональной деятельности и в повседневной жизни, позволяет утверждать, что цифровая этика должна воспитывать каждого из нас [3, 4]. Не останавливаясь на анализе научных трудов в области цифровой культуры, отметим, что цифровая этика - это и чувство ответственности, и умение задавать критические вопросы об информационных технологиях и необходимости их внедрения, и многое другое, необходимое для того, чтобы выработать специфические правила поведения в цифровом обществе [4].

И.В. Бегтин и др. утверждают, что этические проблемы, как правило, возникают при получении, обработке и проведении анализа цифровой информации от граждан, которая содержит персональные и социальные данные, что необходимо бизнесу для развития и самообучения искусственного интеллекта, торговли и рекламы в цифровом пространстве и др. [5]. Государственные властные органы на основе этих данных принимают важные управленческие решения, обеспечивают национальную безопасность и проводят работу с населением.

Важно понимать, что текущая этическая парадигма не является на 100% прикладным элементом, так как остается множество теоретических проблем, таких, к примеру, как обоснование фундамента моральности, свободы воли и др. Множество этических парадигм в части проблемы определения источника нравственности и морали, характеристики объекта, отвечающего устоявшимся моральным и экономическим нормам, и др. требуют своего теоретического и практического решения.

«Данные становятся критическим ресурсом и определяющим фактором эффективности деятельности предприятий и государственных органов в рамках не только сектора ИКТ1, но и всей экономики в целом», - отмечала Комиссия ООН по науке и технике в целях развития2 еще в 2014 г. Как указано в национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации», именно данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности. Согласно этой национальной программе, создание современной высокоскоростной инфраструктуры хранения, обработки и передачи данных, обеспечение устойчивости и безопасности ее функционирования относятся к ключевым направлениям преобразования экономики и социальной сферы [6].

1 ИКТ - информационно-коммуникационные технологии.

2 Комиссия Организации Объединенных Наций по науке и технике в целях развития (КНТР) является вспомогательным органом Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС), одного из шести главных органов Организации Объединенных Наций. Он был учрежден Генеральной ассамблеей в ее резолюции 46/235 и обеспечивает общее руководство соответствующей программной работы.

В 2017 г. международная консалтинговая организация Gartner1 опубликовала свое видение эффективного цифрового правительства [7], которое строится на пяти парадигмах:

1) открытость;

2) электронность;

3) цифровизация;

4) датацентричность;

5) ум.

В данном контексте среди перечисленных выше моделей организации рациональной деятельности уделим внимание датацентричности - модели, рассматриваемой как подход к управлению и организации бизнеса предприятия, при котором данные и аналитика используются на всех уровнях управления и являются неотъемлемой частью деятельности хозяйствующих субъектов: от стратегического планирования до операционного управления. На основе данной модели, принятой научным сообществом, оценка эффективности деятельности цифрового правительства в сфере управления строится на широком внедрении больших данных (big data) - огромного объема структурированной и неструктурированной информации и технологий, используемых в работе для разных целей. Обычный компьютер не справится с их обработкой. Они используются для решения задач, требующих высокой точности расчетов при планировании и прогнозировании, для обоснования при принятии управленческих решений, пер-сонализации сервисов и др.

В сфере государственного управления - это сводные аналитические отчеты по мониторингу, информация в каталогах товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сведения в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства и другая информация, широко применяемая в сфере управления. На бытовом уровне - это, например, информационные потоки в соцсетях, данные о пользователях интернет-магазинов и других сайтов, спутниковые снимки, информация о банковских транзакциях и мобильных приложениях и др. Эти данные могут быть разного формата, в том числе неструктурированные, могут содержать неточную информацию или явные ошибки.

Датацентричность как модель, в основе которой заложен большой массив данных, по-прежнему во многом задает вектор стремительного развития экономики данных, сопровождает этот непростой процесс развития в сфере социально-экономического управления и сопровождается появлением множества вопросов, связанных с этикой данных, что трактуется как Дата-этика, которая является отдельным видом прикладной цифровой этической парадигмы. Дата-этика появилась не так давно, поэтому нет устоявшегося описания ее сущности и единого понимания в трактовке этого термина, в том числе и на международном уровне.

1 Gartner Group - международная аналитическая компания, специализирующаяся на исследованиях рынка информационных технологий.

В контексте мировых отношений интерес вызывает модель этики данных, изложенная научным сообществом Британии. Эта парадигма основывается на идее апробации множества практик этичности в работе с информацией как в публичном пространстве, так и в системе управления государством. Дата-этика, по мнению исследователей в сфере экономического управления, является новой отраслью прикладной этической мысли, находящейся в стадии становления и отвечающей за ценностные подходы и суждения, которые актуальны в случае получения информации, ее последующего анализа и затем распространения. Это, в свою очередь, предполагает владение научными основами, наличие практического опыта, использование эффективных методов и новых разработок в сфере защиты данных [7]. При условии такого комплексного подхода в сфере компьютерных технологий могут быть созданы условия для решения этических задач при обеспечении информационной безопасности в управлении.

Главный аспект этики данных - это использование анализа данных (или науки о данных, data science) надлежащим образом. Наука о данных описывает, как с помощью экономико-математических и статистических методов в результате анализа можно извлечь из массива данных информацию, нужную для технологического применения (начиная от поиска паттернов (шаблонов программирования) на основе традиционных аналитических методов и заканчивая преди-ктивными технологиями на основе машинного обучения).

Созданный в России Ассоциацией больших данных и Институтом развития интернета Кодекс этики использования данных включает свод отраслевых стандартов профессионального и этического поведения экономических субъектов, который признается и соблюдается всеми участниками. Отечественный вариант кодекса этики использования данных является своего рода основой для саморегулирования взаимодействия участников рынка данных с государством, юридическими и физическими лицами [8].

В качестве одного из аспектов в рамках научного исследования возьмем оценку И. Бегтиным опыта Новой Зеландии по использованию больших массивов данных. Бегтин считает, что государственная стратегия работы с данными в Новой Зеландии отличается, с одной стороны, большим акцентом на проработку общих принципов и правил, а с другой - приоритетом на открытость государства, открытость данных и алгоритмов [5].

Главный управляющий государственными данными (Chief Government Data Steward, далее - GCDS) - специалист, ответственный за управление данными в Новой Зеландии. Эту роль выполняет руководитель Статистической службы Новой Зеландии (аналог Росстата в России).

За GCDS закреплены следующие функции:

• определять стратегическое направление в управлении государственными данными;

• возглавлять направление по работе с данными в рамках государственного сектора и отвечать на новые и растущие вызовы в данной сфере;

• совместно разрабатывать фреймворк-программную экосистему для обработки больших данных, облегчающих управление и анализ обширных и сложных

наборов данных, позволяющих агентствам обеспечивать стратегическое управление данными и измерять их дата-зрелость.

В отличие от экспертных советов во многих других странах эксперты Advisory Group on Trusted Data Use официально получают оплату за каждый день своих заседаний - от 270 до 518 новозеландских долларов за день. Лидирующую роль в работе с данными выполняет статистическая служба Новой Зеландии Stats NZ. Основные направления работы с данными определены в New Zealand's data strategy and roadmap [9] и включают:

- инвестиции в создание правильных данных в правильные сроки;

- развитие навыков работы с данными и поддержка хороших практик;

- построение партнерств внутри и вне государства;

- реализация открытых и прозрачных практик.

Open Government Data Programme (программа по работе с открытыми государственными данными] [10] включает активную работу по раскрытию данных в стране и участие в международных инициативах по открытости таких баз данных, как Open Data Charter и Open Data Barometer. Это проверка использования данных на этичное и безопасное использование. Указанная проверка делается, например, через исследование Government Algorithm Transparency [11] о прозрачности государственных алгоритмов.

В целом система управления данными в Новой Зеландии ориентирована на самых разных потребителей: рядовых граждан, академических пользователей, СМИ, НКО, частный сектор, органы власти.

Не менее важное место в дискурсе о цифровой трансформации занимает позиция о цифровой зрелости. Цифровая зрелость - пожизненный процесс самопознания и самоконтроля, требуемый для развития в цифровом мире, необходимость осознания в достижении высокого уровня развития собственных способностей. Цифровая зрелость предполагает практическое освоение цифровых компетенций, умение критически оценивать свои взгляды и взаимодействовать с другими коллегами в условиях цифровой коммуникации, умение применять аппаратное и программное обеспечение. Важными являются качества формирования личности, такие как честность, порядочность, гражданская зрелость, патриотизм. Значение имеют также социальные, психологические и культурные навыки. Необходимы широкий спектр общепрофессиональных знаний, высокая степень абстракции в мышлении и целостный подход к решению поставленных задач. В этом заключается суть мета-обучения, которое, в свою очередь, развивает личностную идентичность и дает возможность принимать взвешенные суждения в морально-этическом плане.

Цифровые технологии стали системно релевантными и используются на государственном уровне, в критической инфраструктуре в процессе обеспечения безопасности и практически во всех бытовых аспектах. В настоящем реальный мир пронизан интернет-коммуникациями, на которых строится вся система отношений в обществе, что имеет колоссальное значение для «здорового» развития нации, а следовательно, и для социально-экономической устойчивости

государства. Фейки, которые создаются с помощью нейросетей, стали обыденностью. Кроме того, существует проблема предрасположенности программ к ошибкам, что приводит к сбоям в обеспечении безопасности, диагностическим ошибкам и предвзятости. Также проблематичным является зачастую неадекватное документирование технологических процессов разработки, а это значит, что даже команды разработчиков не понимают свои системы на 100%.

В сфере управления цифровая этика и этика данных рассматриваются как факторы, оказывающие существенное влияние на развитие информационно-телекоммуникационных общественных связей как исходные составляющие для обеспечения условий для рациональной деятельности экономических субъектов в условиях цифровой трансформации. Несомненно, это важно, но в то же время возникают значительные риски использования открытой информации, которая подчас является недостоверной или специально искажена (имеются в виду политические или экономические предпочтения определенных кругов). Поэтому информационные виды ресурсов и доносимая ими информация должны быть контролируемы.

Этика данных не должна предусматривать абсолютной открытости информации. Вопрос степени открытости информации - важнейший при выстраивании взаимосвязей между государственными, коммерческими, общественными структурами и гражданами. Степень доверия в сфере информационных ресурсов ограничивается из-за потенциальных рисков, возникновения политических, экономических угроз и угроз этического характера. Поэтому данное направление требует постоянного внимания со стороны государственных и общественных органов. Со стороны граждан должно быть осознание необходимости этических норм, таких как информационные ограничения и наличие разумной степени контроля в данной сфере.

В каждом государственно-национальном образовании эти актуальные вопросы решаются по-разному. Но все они в конечном итоге влияют на степень доверия населения к властным структурам, т. е. способствуют выстраиванию гармоничных государственно-общественных отношений или, наоборот, вызывают нарастание социальных и экономических кризисов. Тому есть немало примеров в мировой практике.

В связи с этим с учетом влияния «цифровой этики политических отношений» в Российской Федерации усиливаются законодательно устанавливаемые ограничительные нормы в отношении категории иноагентов, мучительно сложно отражается «этика данных» в плане принятия ограничительных мер в сфере миграционных отношений. В целом в общественной сфере нарастает «запрос на справедливость» и, соответственно, поднимается вопрос: каким образом в условиях информационного бума в правовом поле реализовать эти этически и нравственно сложные задачи, если учитывать, что алгоритмы, решающие, что добро, а что зло, - достаточно спорная идея, к тому же они часто носят субъективный характер.

В сфере российских экономических отношений процесс принятия бизнесом и гражданским обществом «цифровой этики» наиболее успешен. С максимально

полным переходом на цифровизацию в различных управленческих процессах положительно зарекомендовали себя реестры. Например, в сфере государственных и муниципальных закупок насчитывается более 15 реестров, широко используемых участниками закупочного процесса. Реестры (участников закупок, заключенных контрактов, жалоб, плановых и внеплановых проверок, товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, российского программного обеспечения] являются открытыми для пользователей, наиболее полно включают необходимую экономическую информацию, своевременно ад-министрируются властными органами и успешно применяются в системе реализации государственного заказа.

Однако есть сфера закрытой информации, включающей информационные цифровые ресурсы, связанные с обороной и государственной безопасностью. В отдельных реестрах, например в реестре независимых гарантий (в том числе банковских гарантий], значительно снижена степень доступности информации для пользователей ввиду имеющихся финансово-экономических рисков. Правильность такого подхода и понимание необходимости в плане реализации этических норм в данной сфере не вызывают сомнения.

В сфере общественных гражданских отношений широко применяются инструменты повышения финансовой и информационной грамотности, воспитывающие в населении культуру использования информационных ресурсов. Цифровая этика постепенно становится незаменимой в повседневной бытовой практике. Соблюдение безопасности при использовании цифровых данных постепенно становится нормой гражданского поведения. В сфере формирования цифровой зрелости населения используются интернет-источники, СМИ, правоохранительные, банковские и другие финансовые структуры, социальные институты и учебные заведения. Само общество с все большим вниманием относится к вопросам соблюдения цифровой этики и этики данных.

Заключение

Продолжая усиленно развивать информационные технологии, привлекая в том числе искусственный интеллект, необходимо очень внимательно относиться к накопленному опыту применения новых цифровых инструментов и соблюдения этических норм, максимально обеспечивая безопасность их практического использования. Нам необходимо научиться жить в условиях растущей неопределенности во все более сложном мире. Речь, скорее, идет о создании потенциала противодействия доминированию некачественных и чуждых технологий. Это можно сделать только при здоровом недоверии к соблазнам цифрового мира и критическом осмыслении разного рода технологических предложений.

Цифровая этика, этика данных - актуальные направления исследований теоретического и прикладного характера, результаты которых способствуют развитию информационно-телекоммуникационных отношений экономических субъ-

ектов. С практической стороны они могут рассматриваться как инструменты обеспечения рациональной деятельности в сфере управления и формирования цифровой зрелости экономических субъектов.

Список источников

1. Этика и «цифра»: от проблем к решениям / под ред. Е.Г. Потаповой, М.С. Шклярук. Москва : РАНХиГС, 2021.

2. Иванов А.А. Цифровая этика и право // Закон. 2021. № 4. С. 67-73.

3. Бурнашев Р.Ф. Философские аспекты цифровой этики в эпоху технологического прогресса // Universum: общественные науки. 2023. № 12 (103). URL: https://7universum.com/ ru/social/archive/item/16461 (дата обращения: 19.09.2024).

4. Этика и «цифра»: этические проблемы цифровых технологий : аналитический доклад. URL: https://ethics.cdto.center (дата обращения: 19.09.2024).

5. Бегтин И. Национальные стратегии работы с данными. Ч. 5. Новая Зеландия. URL: https://beta.begtin.tech/new-zealand-data-strategy (дата обращения: 19.09.2024).

6. Паспорт национального проекта «Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации"». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32 8854/?ysdid=m45wfacea1870023573 (дата обращения: 19.09.2024).

7. Gartner: самые перспективные технологии 2017 года. URL: https://adindex.ru/ publication/opinion/internet/2017/09/11/165635.phtml (дата обращения: 19.09.2024).

8. Кодекс этики использования данных. URL: https://ac.gov.ru/projects/project/kodeks-etiki-ispolzovania-dannyh-5 (дата обращения: 19.09.2024).

9. New Zealand's data strategy and roadmap. URL: https://data.govt.nz/leadership/strategy-and-roadmap (дата обращения: 19.09.2024).

10. Open Government Data Programme. URL: https://www.data.govt.nz/toolkit/open-data/ open-data-nz (дата обращения: 19.09.2024).

11. The Algorithmic Transparency Recording Standard is part of the government's National Data Strategy. URL: https://www.gov.uk (дата обращения: 19.09.2024).

References

1. Ethics and «digit»: from problems to solutions / ed. by E.G. Potapova, M.S. Shklyaruk. Moscow : RANEPA, 2021. (In Russ.).

2. IvanovA.A. Digital ethics and law. Law. 2021;(4):67-73. (In Russ.).

3. Burnashev R.F. Philosophical aspects of digital ethics in the era of technological progress. Universe: social Sciences. 2023;(12(103)). URL: https://7universum.com/ru/social/archive/ item/16461. (In Russ.).

4. Ethics and «digit»: ethical problems of digital technologies: analytical report. URL: https:// ethics.cdto.center. (In Russ.).

5. Begtin I. National strategies for working with data. P. 5. New Zealand. URL: https://beta. begtin.tech/new-zealand-data-strategy. (In Russ.).

6. Passport of the national project «National program "Digital Economy of the Russian Federation"». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328854/?ysclid=m 45wfacea1870023573. (In Russ.).

7. Gartner: new promising technologies 2017. URL: https://adindex.ru/publication/opinion/ internet/2017/09/11/165635.phtml. (In Russ.).

8. Code of Ethics for the Use of Data. URL: https://ac.gov.ru/projects/project/kodeks-etiki-ispolzovania-dannyh-5. (In Russ.).

9. New Zealand's Data Strategy and Roadmap. URL: https://data.govt.nz/leadership/strategy-and-roadmap.

10. The program "Open government data". URL: https://www.data.govt.nz/toolkit/open-data/open-data-nz.

11. The Algorithmic Transparency Reporting Standard is part of the Government's National Data Strategy. URL: https://www.gov.uk.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информация об авторах / Information about the authors

И.П. Гладилина - доктор педагогических наук, профессор Московского городского университета управления Правительства Москвы имени Ю. М. Лужкова, Москва, Россия, [email protected];

С.А. Сергеева - доктор экономических наук, старший научный сотрудник сектора научно-исследовательских работ и проектов Московского городского университета управления Правительства Москвы имени Ю. М. Лужкова, Москва, Россия, [email protected];

Е.В. Синицына - кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления и управления персоналом Российской международной академии туризма, Москва, Россия, [email protected].

I.P. Gladilina - doctor of pedagogical sciences, professor of the Moscow City University of Management of the Government of Moscow named after Yu. M. Luzhkov, Moscow, Russia, [email protected];

S.A. Sergeeva - doctor of economic sciences, senior researcher at the research and projects sector of the Moscow Metropolitan Governance Yury Luzhkov University, Moscow, Russia, [email protected];

E.V. Sinitsyna - PhD in Economics, associate professor of the Department of state and municipal management and personnel management of the Russian International Academy of Tourism, Moscow, Russia, [email protected].

Статья поступила в редакцию 13.10.2024; одобрена после рецензирования 15.11.2024; принята к публикации 08.12.2024.

The article was submitted 13.10.2024; approved after reviewing 15.11.2024; accepted for publication 08.12.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.