References
1. Astafeva O.N., Nikonorova E.V., SHlykova O.V. Kul'tura v cifrovoj civilizacii: novyj etap osmysleniya strategii budushchego dlya ustojchivogo razvitiya / / Observatoriya kul'tury. 2018. T. 15, № 5
2. V Rossii vyrosla dolya lyudej s prodvinutym urovnem cifrovoj gramotnosti [Elektronnyj resurs] URL: https://nafi.ru/analytics/v-rossii-vyrosla-dolya-lyudey-s-prodvinutym-urovnem-tsifrovoy-gramotnosti/?ysclid=m42qtjnf31236531914 (data obrashcheniya: 22.11.2024)
3. Informacionnaya epoha: novye paradigmy kul'tury i obrazovaniya: monografiya / O. N. Astafeva, L. B., Zubanova, N. B. Kirillova, E. V. Nikonorova, O. V. SHlykova i dr. ; otv. red. N. B. Kirillova. -Ekaterinburg : Izd-vo Ural. un-ta, 2019, 292s.
4. Informacionnaya epoha: novye paradigmy kul'tury i obrazovaniya: monografiya / O. N. Astafeva, L. B., Zubanova, N. B. Kirillova, E. V. Nikonorova, O. V. SHlykova i dr. ; otv. red. N. B. Kirillova. - Ekaterinburg : Izd-vo Ural. un-ta, 2019.-s.5.
5. Kul'tura RF. [Elektronnyj resurs] URL: https://www.culture.ru/?ysclid=m3twvhni14918501046 (data obrashcheniya: 15.11.2024)
6. Mezhdunarodnyj zhurnal issledovanij kul'tury. 2012. № 3(8) : Cifrovaya kul'tura.
7. Muzychuk V.YU. Osnovye napravleniya cifrovizacii v sfere kul'tury: zarubezhnyj opyt i rossijskie realii. Vestnik Instituta ekonomiki Rossijskoj akademii nauk, Gumanitarnaya infor-matika. 2013. Vyp. 7. S. 93-105
8. O nacional'nyh celyah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda i na perspek-tivu do 2036 goda. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 7 maya 2024 g. № 309 URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/50542 (data obrashcheniya:15.09.2024)
9. Ob utverzhdenii strategicheskogo napravleniya v oblasti cifrovoj transformacii otrasli kul'tury RF do 2030 g. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 11 dekabrya 2023 g. № 3550-r URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408119443/?ysclid=m4qps4vi9v82564823 (data ob-rashcheniya: 15.11.2024)
10. Rossiya sobytijnaya -2024 [Elektronnyj resurs] URL: https://rea-awards.ru/sbornik/sbornik2024/?ysclid=m460friws8608187745 (data obrashcheniya 22.11.2024
11. Statistika interneta i socsetej na 2024 god — cifry i trendy v mire i v Rossii [Elek-tronnyj resurs] URL: https://www.web-canape.ru/business/statistika-interneta-i-socsetej-na-2024-v-mire-i-v- ros-sii/?ysclid=m3wtcpg218942738686&utm_referrer=https%3a%2f%2fya.ru%2f (data obrashcheniya: 15.11.2024
12. Stepanchuk YU.A.. Gumanitarnoe znanie mezhdu cifroj i smyslom. «Izvestiya Ural'skogo fede-ral'nogo universiteta. Seriya 1: Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury». - 2020, s.112
13. Digital 2024: osnovnye vyvody iz ezhegodnogo otcheta DataReportal [Elektronnyj resurs] URL: https://www.byyd.me/ru/blog/2024/02/digital-2024-datareportal/ (data obrashcheniya: 15.11.2024)
УДК 398.3(=512.1) EDN CYMTVH
А.Р. Еникеева, Л.А. Гафиятуллина
ПРАЗНИК НАРДУГАН У ТАТАР И НАРТАВАН У ЧУВАШЕЙ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ И ОСОБЕННОСТИ БЫТОВАНИЯ
В статье проводится сравнительно-сопоставительный анализ функциональных особенностей традиционных календарных праздников Нардуган у татар и Нартаван у чувашей, с выявлением в них общего и различного. Рассматриваются особенности генезиса праздников зимнего солнцеворота татар и чувашей, их бытование в прошлом и настоящем.
Ключевые слова: татары, чуваши, традиционный, календарный, праздник зимнего солнцеворота, Нардуган, Нартаван, урожай
Для цитирования: Еникеева А.Р., Гафиятуллина Л.А. Праздник Нардуган у татар и Нартаван у чувашей: исторический аспект и особенности бытования // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 4. С.69-74. EDN CYMTVH.
AIsu R. Enikeeva, Luiza A. GafiyatuIIina THE HOLIDAY OF NARDUGAN AMONG THE TATARS AND NAR-TAVAN AMONG THE CHUVASH: THE HISTORICAL ASPECT AND FEATURES OF EXISTENCE
The article provides a comparative analysis of the functional features of the traditional calendar holidays Nardugan among the Tatars and Nartavan among the Chuvash, identifying what they have in common and what is different. The features of the genesis of the winter solstice holidays of the Tatars and Chuvash, their existence in the past and present are considered.
Keywords: Tatars, Chuvash, traditional, calendar, winter solstice holiday, Nardugan, Nartavan, harvest For citation: Enikeeva A.R, Gafiyatullina L.G. The holiday of Nardugan among the tatars and Nartavan among the Chuvash: the historical aspect and features of existence // Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 4. С.69-74. EDN CYMTVH.
Введение
Сегодня в связи с опасностью исчезновения самобытных проявлений традиционной обрядово-праздничной
культуры необходимо детальное изучение и сохранение обрядов и праздников как всех этносов в целом, так и тюркских народов Поволжья в частности, к которым относятся татары и чуваши. Многовековое соседство данных народов отразилось на их жизненном укладе и в традиционных обрядах и праздниках. Так, праздник зимнего солнцеворота, празднуемый в дни, когда начинает расти световой день (22 декабря), известен у татар как Нардуган, а у чувашей - Нартаван, Нарту-кан.
Актуальностью представленного
исследования является то, что, с одной стороны, широкими кругами общественности проявляется большой интерес к вопросам возрождения, сохранения и развития древних календарных обрядов и праздников народов Поволжья, а с другой стороны, наблюдается недостаточная изученность общего и различного в обрядах зимнего солнцеворота Нардуган у татар и Нартаван у чувашей.
Целью данного исследования выступает детальный анализ и сравнение древних традиций праздников Нардуган у татар и Нарта-ван у чувашей по результатам фольклорно-этнографических экспедиций в районы проживания татар кряшен и чувашей в Республике Татарстан.
В данной статье предпринята попытка выявить общее и различное в традиционных календарных праздниках Нардуган у татар и Нартаван у чувашей.
Задачами исследования выступают:
- изучение функциональных особенностей праздников Нардуган у татар и Нартаван у чувашей;
- рассмотрение комплекса обычаев и обрядов в празднествах Нардуган и Нартаван;
- проведение сравнительно-сопоставительного анализа праздников Нар-дуган и Нартаван;
Материалы и методы
Материалами данного иследования послужили труды ведущих исследователей в области традиционной культуры в целом и обрядово-праздничных традиций татар и чувашей в частности, а также материалы, собранные автором от носителей обрядового и музыкального фольклора в этнографических экспедициях. Методами исследования являются анализ
этногафических и этнокультурологических научных источников, изучение традиционной обрядовой культуры татар кряшен и низовых чувашей Республики Татарстан, опрос и интервьюирование в процессе фольклорно-экспедиционной работы. Для выявления общих и отличительных черт применяется сравнительно-сопоставительный анализ, где сравнительный метод направлен на поиск схожего в рассматриваемых нами праздниках, а сопоставительный метод сосредоточен на выявлении различного.
Литературный обзор
Еще в XVIII веке предпринимались этнографические экспедиции по изучению традиционной культуры народов Поволжья. Исследования как татарских, так и чувашских календарных обрядов и праздников в историко-этнографической литературе вплоть до начала XX века носили описательный характер и были фрагментарными. Сведения о праздниках зимнего и весеннего календарного цикла чувашей в 60-70-х гг. XIX века мы находим в работах В.К.Магницкого [8]. О быте и празднествах чувашей в XIX веке писал также С.М.Михайлов [6]. Из современных исследований, рассматривающих чувашские праздники и календарные обряды, следует отметить работы Н.И. Егорова [3].
Изучая календарные праздники татар-кряшен, мишар и чепецких татар, мы опирались на труды Р.Г. Уразмановой [11], Р.Г. Му-хамедовой [7], К.М. Бикбулатова [1]. Наиболее подробные сведения о гаданиях на кольцах у крещеных татар мы находим в работе С. Матвеева [5]. В трудах А.Р.Еникеевой [4] и Л.А.Гафиятуллиной [2] изучаются вопросы традиционной культуры народов Поволжья, их обычаи, обряды и праздники.
Обсуждение
Вопросы, рассматриваемые в нашем научном исследовании, являются предметом обсуждения учёных в области этнографии и фольклора на российских и международных научных форумах. В Казанском государственном институте культуры на кафедре этноху-дожественного творчества и музыкального образования ежегодно проводится Всероссийская, а с 2024 года Международная научно-практическая конференция «Многогранный мир традиционной культуры и народного художественного творчества». На конференции поднимаются вопросы изучения этнического и этнокультурного многообразия народов; сохранения и интерпретации фольклорного наследия. Рассматриваются про-
блемы технологии изучения, сохранения и развития традиционной обрядово-праздничной культуры, традиционного вокального и инструментального исполнительства; роли традиционной культуры и народного художественного творчества в культур-но-досуговых и образовательных учреждений для формирования художественной культуры регионов в настоящем и будущем.
Результаты
В переводе с тюркского слово «нардуган» означает «рождение солнца» («нар» или «нур» - свет, «дуган» - измененное от татарского «туган», означающее рождение). Он символизирует языческий культ Солнца, пробуждение природы и торжество жизни. Праздник, посвященный зимнему солнцевороту, у народов Поволжья приходится на 21-22 декабря, т.е. в дни, когда начинает расти световой день и когда, по поверьям, ослабевает действие темных сил. Основная функция празднества заключалась в обеспечении будущего урожая с предугадыванием этого будущего, следуя приметам. Совершая те или иные действия, люди стремились заручиться благополучием на целый год, чтобы хорошим был урожай и приплод скота.
Праздник зимнего солнцеворота под разными названиями известен у татар, башкир, удмуртов (празднуют Нардуган), чуваши (Нартаван), мордва-эрзя (Нардава), мордва-мокша (Нардаван).
У татар Нардуган бытовал в таких этнических группах, как татары-мишары, татары-кряшены и чепецкие татары. У чувашей Нартаван (Нартукан) был распространен среди закамских и приуральских чувашей.
Заметим, что большая часть сведений о празднествах зимнего солнцеворота относится ко второй половине XIX - началу XX вв. По дошедшим до нашего времени фрагментарным сведениям можно утверждать, что они представляли собой театрализованное представление, связанное с магией плодородия. В подтверждение этому у татар бытует народная поговорка: «Нардуганга бармасан, житен булмый» («Если на Нардуган не пойдешь, урожая льна не будет»).
Для вечерних посиделок и молодежных игрищ на время проведения у татар праздника Нартуган выкупался дом у местных пожилых женщин (Примечание 2). У чувашей же для проведения праздника Нартукан (Нартаван) выбирался новый дом, построенный в истекшем году. Еще во время строительства дома молодежь оказывала посильную помочь (ни-
ме) хозяину в возведении дома. Дом, в котором проводили Нартукан, называли Нартукан пурчё (Примечание 1).
Содержание празднества у татар сводилось к следующему: в вечернее время ряженые с обрядовыми песнями и выкриками: «Нарду-ганга-а-а» начинали обходить окрестные крестьянские дворы (в народе говорили «нардуган булып йерилэр»), желая всем радости, здоровья и достатка, за что их одаривали угощениями.
В кряшенских деревнях и селах ряженые ходили из дома в дом, держа в руках чучело коня, а в прежние времена надевали на голову конский череп. Связано это с тем, что конь является символом солнца. От солнца зависело благополучие в хозяйственной жизни человека, отсюда и солярный знак в хождениях ряженых. Ряженые, держа в руках либо череп, либо чучело коня останавливались перед каждым домом, разыгрывали сценки и под незатейливый аккомпанемент поочередно плясали. В деревне Албаево Мамадышского района Республики Татарстан нами был записан обряд хождения ряженых по домам, где двое юношей изображали лошадь, накинув на себя покрывало и держа в руках палку с надетым на неё валенком (примечание 2).
Важными персонажами в обходном обряде ряженых занимали нардуганские бабка и дед, каждый из которых танцевал свой особенный танец.
Отметим, что у татар-кряшен Нардуган насыщен обрядовыми плясками ряженых, включающих:
- приветственный танец, исполнявшийся во дворе, за дверью;
- танец при входе в дом;
- танец пряхи, исполнявшийся нардуган-ской бабкой, и танец деда;
- благодарственный танец с пожеланиями благополучия;
- прощальный танец;
- пляски и танцы, связанные с гаданием [1. с. 53].
Приветственный танец - болдыр кырында бию - исполнялся ряжеными в возрасте 10-15 лет под аккомпанемент скрипки, позже - гармоники. С. Рыбаков отмечает в своем труде «О поэтическом творчестве уральских мусульман» еще один музыкальный инструмент -курай [10, с. 143].
Для исполнения приветственного танца мужчины переодевались в женские одежды, а женщины - в мужские, при этом они пачкали себе лицо сажей. Несмотря на то, что движе-
ния танцующих носили импровизированный характер, в их основе лежали «перескоки» -небольшие прыжки с одной ноги на другую или с одной ноги на две. По поверьям, такие элементы танца способствовали обильному урожаю [1, с. 61].
У чувашей праздник зимнего солнцеворота Нартаван (Нартукан) проводится практически также, но с небольшими различиями. Начинался он 22 декабря и длился целую неделю. С раннего утра дети высыпали на улицу кататься на санках. При этом исполнялись особые куплеты - нартукан саввисем. А с наступлением сумерек сельская молодежь с возгласами: «Нартукана-а-а! Нартукана-а!» приглашала всех на праздник. Парни у чувашей, как и у татар-кряшен, наряжались в основном в женские одежды, а девушки - в мужские. Во главе ряженой процессии были нартукан старикё с кнутом и нартукан карчаке с прялкой и веретеном. Молодые люди старались сначала зайти в те дома, в которых живут их избранницы или же приглашенные на праздник гостьи из других деревень. Начиналось шествие по заранее намеченным домам. В каждой избе ряженые разыгрывали забавную сценку, после которой все начинали плясать под аккомпанемент различных шумовых инструментов (печной заслонки, трещоток) [2, с. 313].
Следующий важный момент праздников Нардуган и Нартукан - это гадания на кольцах. У татар этот обряд называется «йозек салу» (опускание кольца). Девушки на выданье гадали на суженого и судьбу. Если у татар-кряшен и у чувашей при гадании присутствовали парни, то у татар-мишар парни к гаданиям не допускались, и за водой для гадания на речку шла одна, специально выбранная, девушка. Она шла к проруби, черпала ведро воды и, не оглядываясь назад, несла ее в дом. В принесенную воду девушки опускали свои кольца и начинали петь гадальные песни, куплеты которых содержали определенные пожелания или предсказания. Чье кольцо вынималось после спетого куплета, той и адресовались эти пожелания или предсказания [7, с. 110].
У татар-кряшен за водой для гадания ходила на речку специально выбранная пара. Парень с девушкой шли, не разговаривая, взяв с собой ведро, полотенце и топор [5, с. 40].
После всех приготовлений девушки усаживаются вокруг блюда с водой, в которое бросают свои кольца, а ведущая, не глядя, чье кольцо, надевает его на палец и предлагает
спеть песню для данного кольца. Затем она показывает кольцо и спрашивает: «Чье кольцо?». Каждый куплет подблюдной песни сулил ту или иную судьбу хозяйке кольца [4, с. 11]. Такой тип гадания был зафиксирован нами в деревне Албаево Мамадышского района Республики Татарстан.
Отметим, что обряд гадания на кольцах сохранялся у кряшен и у некоторых групп мишарей вплоть до 30-х годов ХХ века.
У чувашей на речку ходили вчетвером - две девушки и два парня. Одна из девушек брала ведро, другая - полотенце. Парни брали топор, чтобы прорубить прорубь, и пучок лучинок. При свете лучин все четверо отправлялись за водой. Отличительной особенностью чувашей было то, что на речке парни выкупали у водяного (шыври) воду - бросали ему в прорубь серебряную монету. Девушки, зачерпнув ведро воды, также бросали в воду монету и еще колечко, затем покрывали ведро вышитым полотенцем и, не оглядываясь назад, возвращались в дом. У дома ведро передавали одному из парней и он, неся наполненное водой ведро на мизинце, вносил его в избу, ловко ставил на приготовленное посредине круга место. Ведущая с зажженной свечой садилась у ведра. Остальные девушки усаживались в круг, а парни вставали за девушками. Ведущая проверяла, на месте ли колечко и монета. После чего начиналось гадание, сопровождаемое подблюдными песнями [3, с. 26].
Неотъемлемой составной частью праздника зимнего солнцеворота были хороводы вокруг огня. Хождению по кругу издревле придавалось магическое значение. Оно символизировало круговое движение солнца, а зажженный костер - символ Солнца. Разжигание костров у татар-кряшен занимало важное место. Вокруг костра совершались основные танцевальные действия ряженых. Их раскладывали в каждом дворе. В середину костра втыкали шест с надетым на него колесом (солярный знак), которое поджигали, или же надевали на шест горящую солому, которой приписывалось целительное свойство. В народе говорили, что, если прыгать через горящий костер с зажженный соломой, не будешь болеть весь год. Перепрыгивание через костер парами, крепко взявшись за руки, было своеобразным гаданием. Считалось, что если руки не разомкнутся или же вслед полетят искры от огня, то молодые поженятся [1, с. 63].
В некоторых местах, в частности в Мама-
дышском районе, зажигали в центре улицы только один большой костер. Разжигались нардуганские костры в древности «древесным огнем», полученным путем трения. Через костры прыгали как поодиночке, так и парами. Прыгая через горящий костер, приговаривали следующее: «Чирем-чорым китсен» («Пусть покинет меня всякая хворь»). Далее следовало исполнение различных песен, плясок и хороводов, которые продолжались всю ночь (Примечание 2).
Заключение
Итак, проведя сравнительно-
сопоставительный анализ праздника зимнего солнцеворота Нардугана у татар и Нартавана у чувашей, мы приходим к выводу, что в них много общего, различий же немного и они не столь значительны.
Общим является то, что главная функция праздников Нардуган у татар и Нартаван у чувашей заключается в обеспечении будущего урожая с предугадыванием этого будущего. Основными обрядовыми элементами праздников являются: подворное хождение ряженых, наличие нардуганских деда и бабки, разыгрывание комических сценок, пляски под незатейливый аккомпанемент, гадания с набором магических действий.
Различие же заключается в том, что у та-тар-кряшен разжигали нардуганские костры, через которые прыгали с пожеланиями здоровья в новом году и вокруг которых водили хороводы, символизируя тем самым движение солнца. О наличии таких костров у чувашей нам неизвестно.
Элементы обряда хождения ряженых по
домам и связанные с ним пляски, игры и хороводы бытуют и в настоящее время в кря-шенских деревнях и селах. В частности, описанный выше обряд имеет место в деревне Старое Гришкино Елабужского района, в деревнях Субаш и Тямти Сабинского района, в деревне Ковали Пестречинского района. В деревне Албай Мамадышского района Республики Татарстан помнят о гаданиях, хождениях ряженых и разжигаемых на праздник кострах.
Из чувашских деревень следует отметить село Сунтелеево Зеленодольского района Республики Татарстан. Здесь до недавнего времени проводился обряд хождения ряженых по домам.
К сожалению, приходится констатировать тот факт, что в быту татар и чувашей календарные праздники зимнего солнцеворота Нардуган и Нартаван почти не сохранились, но они активно возрождаются и развиваются в современном этнокультурном пространстве в виде сценических обрядово-праздничных композиций и постановок. С одной стороны, это положительный момент в процессе сохранения уникального этнографического материла, с другой - теряется подлинность и аутентичность воспроизведения празднеств зимнего солнцеворота в условиях сцены. Очень важным является сохранение образцов традиционной обрядово-праздничной культуры, собранных в фольклорно-этнографических экспедициях, не только на аудио и видео-носителях, но и их тиражирование в печатных изданиях для передачи будущим поколениям.
Литература
1. Бикбулатов, К. М. Нардуганский цикл традиционных танцев татар-кряшен / К. М. Бикбулатов // Искусство Татарстана: пути становления. - Казань, 1985. - С. 53-68.
2. Гафиятуллина, Л.А. Сравнительно-сопоставительный анализ праздников зимнего солнцеворота татар-кряшен и чувашей / Л.А. Гафиятуллина // Педагогический потенциал современных технологий социально-культурной деятельности: материалы Всероссийской электронной научно-практической конференции, 25-30 ноября 2017 г. / КазГИК; науч. ред. и составители: Д.В.Шамсутдинова, Р.И. Турханова, Л.Ф. Мустафина. - Казань: Изд-во «Бриг», 2017. - С.312-315.
3. Егоров, Н.И. Чувашские праздники и календарные обряды / Н.И.Егоров. - Чебоксары: ЧКИ, 1994. -198 с.
4. Еникеева, А.Р. Татарская традиционная обрядово-праздничная культура: Учебно-методическое пособие / А.Р. Еникеева. - Казань: КГУКИ, 2007. - 32 с.
5. Матвеев, С. Гадание на кольцах у крещёных татар / С. Матвеев / / ИОАИЭ при Императорском университете. - Т. XIII. - Вып.1. - Казань, 1907. - С. 39-203.
6. Михайлов, В.И. Обряды и обычаи чуваш / В.И. Михайлов // Записки Императорского Русского географического общества (отдел этнографии). - Т. XVII. - Вып. 2. - СПб., 1891. - С. 87-130
7. Мухамедова, Р.Г. Татары-мишари: историко-этнографическое исследование / Р.Г. Мухамедова. -М.: Наука, 1972. - 248 с.
8. Нравы и обычаи в Чебоксарском уезде: этнографический сборник / сост. дейст. чл. Казан. общества археологии, истории и этнографии В.К. Магницкий. - Казань: Типография Губернского правления, 1888. - 118 с.
9. Орлов, А.М. Мещера, мещеряки, мишари / А.М. Орлов. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1992. - 112 с.
10. Рыбаков, С.Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта / Записки Императорской Академии наук. VIII серия: По историко-филологическому отделению. - Том II. - № 2 - СПб.: типография Императорской Академии наук, 1897. - 330 с.
11. Уразманова, Р.К. Обряды и праздники татарского народа / Р.К.Уразманова. - Казань, 1992. - 198 с.
References
1. Bikbulatov, K. M. Narduganskij cikl tradicionnyh tancev tatar-kryashen / K. M. Bikbulatov / / Iskusstvo Tatarstana: puti stanovleniya. - Kazan', 1985. - S. 53-68.
2. Gafiyatullina, L.A. Sravnitel'no-sopostavitel'nyj analiz prazdnikov zimnego solncevorota tatar-kryashen i chuvashej / L.A. Gafiyatullina // Pedagogicheskij potencial sovremennyh tekhnologij social'no-kul'turnoj deyatel'nosti: materialy Vserossijskoj elektronnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 25-30 noyabrya 2017 g. / KazGIK; nauch. red. i sostaviteli: D.V.SHamsutdinova, R.I. Turhanova, L.F. Mustafina. - Kazan': Izd-vo «Brig», 2017. - S.312-315.
3. Egorov, N.I. CHuvashskie prazdniki i kalendarnye obryady / N.I.Egorov. - CHeboksary: CHKI, 1994. -198 s.
4. Enikeeva, A.R. Tatarskaya tradicionnaya obryadovo-prazdnichnaya kul'tura: Uchebno-metodicheskoe posobie / A.R. Enikeeva. - Kazan': KGUKI, 2007. - 32 s.
5. Matveev, S. Gadanie na kol'cah u kreshchyonyh tatar / S. Matveev // IOAIE pri Imperatorskom universi-tete. - T. XIII. - Vyp.1. - Kazan', 1907. - S. 39-203.
6. Mihajlov, V.I. Obryady i obychai chuvash / V.I. Mihajlov // Zapiski Imperatorskogo Russkogo geografich-eskogo obshchestva (otdel etnografii). - T. XVII. - Vyp. 2. - SPb., 1891. - S. 87-130
7. Muhamedova, R.G. Tatary-mishari: istoriko-etnograficheskoe issledovanie / R.G. Muhamedova. - M.: Nauka, 1972. - 248 s.
8. Nravy i obychai v CHeboksarskom uezde: etnograficheskij sbornik / sost. dejst. chl. Kazan. obshchestva arheologii, istorii i etnografii V.K. Magnickij. - Kazan': Tipografiya Gubernskogo pravleniya, 1888. - 118 s.
9. Orlov, A.M. Meshchera, meshcheryaki, mishari / A.M. Orlov. - Kazan': Tatar. kn. izd-vo, 1992. - 112 s.
10. Rybakov, S.G. Muzyka i pesni ural'skih musul'man s ocherkom ih byta / Zapiski Imperatorskoj Akademii nauk. VIII seriya: Po istoriko-filologicheskomu otdeleniyu. - Tom II. - № 2 - SPb.: tipografiya Imperatorskoj Akademii nauk, 1897. - 330 s.
11. Urazmanova, R.K. Obryady i prazdniki tatarskogo naroda / R.K.Urazmanova. - Kazan', 1992. - 198 s.
Примечания
1. Со слов Александровой Елены Александровны 1954 года рождения и Ефимовой Люции Петровны
1960 года рождения, урождённых села Сунчелеево Зеленодольского района Республики Татарстан.
2. Со слов Абрамовой Анны Андреевны 1948 года рождения, урождённой деревни Албаево Мамадыш-
ского района Республики Татарстан.
УДК 7.036. EDN LTUOIQ
С.А. Авдошина
ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА НАБЕРЕЖНЫХ ЧЕЛНОВ В ТВОРЧЕСТВЕ ГРУППЫ «АНСВАКИ»
Цель исследования - выявить особенности художественного творчества группы «АНСВАКИ» и их роль в преобразовании культурной среды города Набережные Челны. В статье рассмотрено творчество художников группы «АНСВАКИ» из города Набережные Челны В.Я. Акимова, В.В. Анютина, Ю.Г. Свинина с точки зрения влияния на пространства моногородов. В точках пересечения природной среды и пространства жизни человека возникает возможность создания художественных образов городского пространства, что очень хорошо видно на примере группы «АНСВАКИ», образованной в 1985 году. Научная новизна: в статье впервые рассматривается творчество художников группы «АНСВАКИ» - В.Я. Акимова, В.В. Анютина, Ю.Г. Свинина в аспекте проблемы преобразования городского пространства. В результате исследования творчество художников группы определяется как попытка трансформировать, преобразить суровую производственную среду города Набережные Челны через призму вечных человеческих тем: детство, дружба, любовь, чудо.
Ключевые слова: объединения художников, группа «АНСВАКИ», советские моногорода, Набережные Челны, советское искусство, искусство советской Татарии
Для цитирования: Авдошина С.А. Преображение городского пространства Набережных Челнов в творчестве группы «АНСВАКИ» // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 4. С.74-80. ЕЭЫ ЬТУО^.