Казаков Д.Е.
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ЦЕННОСТЕЙ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
Социальные изменения, произошедшие в стране, безусловно, отразились и на Вооруженных силах Российской Федерации. Многовековая история армии, традиции и ценности ратной службы подверглись переосмыслению. Такие святые понятия как Родина, Отечество, долг, честь, достоинство, для части военнослужащих перестали иметь смысловое значение. Возникла острая необходимость возрождения этих понятий, обеспечение преемственности ценностей. Не менее важным является формирование и становление новых ценностей военной службы, соответствующих современным условиям и предназначению Вооруженных сил РФ.
Проведенный анализ и обобщение понятий более 40 научных трудов отечественных ученых позволили определить, что ценности есть все значимое для человека, в том числе материальные и духовные предметы и явления, которые данный субъект положительно оценивает, избирает и использует в своем личностном развитии и жизнедеятельности. Ценности воинской службы можно определить как сознательно сформированные нормы, установки и идеалы воинской службы, выражающие личностное отношение к ней, и оказывающие значительное влияние на поведение и деятельность военнослужащих.
Ценности военнослужащих Российской Армии имеют свои особенности. Это обусловлено тем, что воинская деятельность имеет специфические черты, отличающие её от других видов деятельности.
К этим особенностям ценностей военной службы относятся следующие положения:
1. Ценности военнослужащих функционируют в воинской среде, являющейся специфической областью общественных отношений. Она образуется в результате воинского труда, в процессе выполнения военнослужащими своих служебных обязанностей и воинского долга. Оптимальной средой функционирования и проявления духовных ценностей выступает первичный воинский коллектив.
2. Носителем ценностей является, прежде всего, личность воина, характеризующаяся как общесоциальными, так и специфическими чертами, которые реализуются при осуществлении вооруженной защиты Отечества.
3. Ценности военной службы характеризует направленность на использование оружия и военной техники при защите суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности государства, отражении вооруженного нападения, решении антитеррористических задач.
4. Ценности военнослужащих меняются и развиваются не столько под влиянием социальной практики, сколько в процессе боевой службы и других видов воинской деятельности.
5. Ценности военнослужащих выполняют ряд специфических функций, среди которых основными являются смысловая, мобилизующая, управленческая и др.
6. Ценности военной службы в содержательном плане формируются на основе военного и переосмысленного через него социального опыта, боевых традиций, мнений военнослужащих под воздействием воинского воспитания и других процессов и факторов, которых нет в других сферах жизнедеятельности людей.
7. Важной особенностью ценностей военнослужащих является существование их на двух уровнях - личностном и общественном; ценности воинского коллектива не есть механическая сумма ценностей каждого воина. Они своеобразно трансформируются и закрепляются как ценности группы.
8. Ценности военнослужащих в современных условиях функционируют в условиях пока еще низкого престижа воинской службы, участия вооруженных формирований в вооруженных конфликтах и событиях, неоднозначно оцениваемых значительной частью граждан страны, мировым сообществом.
9. Особенностью ценностей военнослужащих является функционирование в условиях утверждающегося гражданского контроля со стороны общества за деятельностью армии, в условиях продолжающегося строительства и становления Вооруженных сил России.
Поскольку ценности военнослужащих функционируют, формируются и реализуются, прежде всего, в сфере воинской деятельности, рассмотрим их содержание по данному основанию. Ценности военной службы условно можно разделить на две группы: а) военно-профессиональные; б) общего характера.
К первой группе относятся патриотизм, воинский долг, воинская честь, воинская дисциплина и дисциплинированность, героизм, мастерское владение военной техникой и оружием, боевые традиции и другие. Ко второй - гуманизм, общественный долг, самоотверженность, трудолюбие, интеллект, свобода совести, забота о воспитании детей, художественно-эстетические ценности и другие.
Особое значение в деятельности военнослужащих имеет патриотизм. Не будучи патриотом, стать надежным защитником Родины невозможно. Рассматривая содержание таких духовных ценностей, как воинская честь и достоинство военнослужащего, необходимо подчеркнуть, что они тесно связаны по своему содержанию и являются нравственными явлениями. В них раскрываются отношение воина к самому себе и отношение к нему со стороны общества, других лиц. Но, вместе с тем, эти понятия не тождественны. Понятие воинской чести теснее, чем понятие достоинства, связано с особым общественным положением человека - вооруженного защитника Отечества, с социальным престижем воинской деятельности. Понятие же достоинства - более широкое, исходящее из идеи самоуважения, равенства людей в моральном и социальном отношении. Чувство достоинства несовместимо с самоунижением, с оскорблениями со стороны других людей. С одной стороны, чувства чести и собственного достоинства, как духовные ценности, выступают формой проявления нравственного самосознания и самоконтроля личности, их духовной культуры, а с другой - одним из каналов воздействия общества и государства на нравственный облик и поведение человека в обществе.
В современном понимании воинская честь включает следующие основные компоненты. Это, прежде всего, осознание воином содержания своего воинского долга, необходимости его выполнения, сознательного и ответственного отношения к своему долгу и обязанностям. Это признание и оценка обществом, воинским коллективом действительных заслуг воина, что находит выражение в одобрении, поощрениях, авторитете, моральной регуляции. И, наконец, это наличие у воинов постоянной готовности и волевого настроя в любых условиях и в любое время до конца выполнять воинский долг, сохранить и не запятнать свою честь. Это - верность слову, высокое чувство гражданственности, внутренняя приверженность историческим традициям армии.
Основой воинской чести воина служит нравственная убежденность личности. Кодекс воинской чести, в особенности офицеров, всегда был строгим и бескомпромиссным. Нравственные качества в нем стоят в одном ряду с боевой доб-
лестью. Безнравственность же тождественна трусости. Кодекс воинской чести рождается на достоинстве, доблести, благородстве, чистоте совести. Соблюдать эти высшие ценности очень непросто. Это требует от воина честности, развитой общей и нравственной культуры, добросовестности, исполнительности, усердия в службе. Принимая военную присягу, воин клянется защищать Отечество с достоинством и честью. Воинские уставы Вооруженных сил РФ также обязывают воина соблюдать нравственные нормы, с достоинством и честью вести себя в любых условиях, способствовать защите чести и достоинства граждан, дорожить честью и боевой славой Вооруженных сил, своей части и воинского звания.
Исследования, проведенные в различных формах с привлечением более чем 1 тыс. юношей призывного возраста, показали, что в большинстве случаев молодые люди явно отрицательно относятся к военной службе, к ценностям военной службы. Причинами тому являются низкая престижность и отрицательный образ армии, сложившиеся, во многом, благодаря средствам массовой информации. Целый ряд опрошенных респондентов отметили, что некоторые публикации, передачи по радио и телевидению и особенно информация в Интернете, произвели на них неблагоприятное впечатление в отношении к вооруженным силам, к военной службе.
Находясь в столь сложной обстановке, перед вооруженными силами стоит педагогическая проблема подготовки высококвалифицированных кадров, способных сформировать высокие духовно-нравственные качества у воинов. Среди наиболее перспективных и эффективных областей решения задач формирования ценностей военнослужащих находится социально-культурная сфера. Однако, на сегодняшний день в работе по формированию ценностей военной службы явно недостаточно используются воспитательные возможности средств культуры и искусства.
Социально-культурные мероприятия создают естественные условия для успешного формирования ценностей военной службы. Вопросы социальнокультурной жизни должны постоянно находиться в центре внимания командиров, так как они тесно вплетены в повседневную служебную и боевую деятельность военнослужащих и воинских коллективов.
Социально-культурная деятельность - это педагогический процесс формирования и развития у военнослужащих государственно-патриотических, военно-профессиональных, интеллектуально-нравственных и других качеств, необходимых им для выполнения задач военной службы, творческих способ-
ностей и удовлетворения культурных потребностей, а также организации досуга с целью снятия эмоциональных и физических нагрузок, приобщению их к мировым и отечественным культурным ценностям1.
Сущность социально-культурной деятельности определяет ее основные цели по формированию ценностей:
- воспитание у военнослужащих таких черт индивидуального сознания, как гражданственность, патриотизм, верность долгу и одухотворенность, гордость за свой народ, свой дом, свою семью, любовь к жизни и моральнопсихологическая готовность к самопожертвованию во имя Отечества;
- создание благоприятных условий для культурного роста, развития художественного творчества для всех категорий военнослужащих;
- сохранение и упрочение традиций, сложившихся во взаимодействии армии и культуры в прошлом, формирование у воинов средствами культуры объективных образов истинных идеалов службы, возвращение в воинскую среду истинных духовных и культурных ценностей, выработанных российским народом за его более чем тысячелетнюю историю.
Для достижения этих стратегических целей необходимо решить следующие задачи2:
- создание более широких возможностей для ознакомления военнослужащих с произведениями отечественной и мировой культуры и искусства;
- расширение культурных возможностей для личного состава за счет реализации Соглашения Министерства обороны с министерством культуры, председателями творческих союзов и ассоциаций, активизации деятельности военных учреждений культуры и использования творческого потенциала жителей регионов;
- концентрация усилий командиров, воспитательных структур, социально-культурных работников на самораскрытие личности и культурный рост военнослужащего;
- использование историко-культурного наследия народов России, как важного фактора консолидации военнослужащих разных национальностей, формирования этнической толерантности в многонациональных армейских коллективах;
- постоянный учет командирами, воспитательными органами новых тенденций в культурной жизни страны и армии.
Для социально-культурной ситуации в армии характерны явная недооценка роли и значения культуры как основы развития военно-профессионального мастерства, формирования духовно-нравственных качеств личности воинов. Всё это свидетельствует о том, что имеющийся в социально-культурной деятельности потенциал используется в армии и на флоте еще недостаточно полно и эффективно. В настоящее время идет поиск методов, форм и средств социальнокультурной деятельности, способных обеспечить устойчивое функционирование обновленной системы воспитательной работы с личным составом, повысить уровень боеспособности вооруженных сил России.
Основным звеном в системе воспитания личности военнослужащего является содержание социально-культурной деятельности. Оно является ядром, над которым надстраиваются методы и формы организации процесса приобщения к ценностям военной службы. Содержание определяет способ его передачи, который требует взаимодействия элементов системы и определяет состав и взаимосвязи используемых средств. Содержание социально-культурной деятельности формируется на трех уровнях: собственно формы, социально-значимой программы и всего процесса деятельности военных учреждений культуры.
Схема 1. Принципиальная схема приобщения военнослужащих к ценностям военной службы средствами культуры и искусства
Средства, формы и методы в социально-культурной деятельности выступают в качестве основных составляющих процессуальной части технологического процесса приобщения к ценностям и применяются в качестве инструментария для достижения воспитательных , социально значимых целей.
Методы социально-культурной деятельности - совокупность способов и определенных действий, направленных на наиболее рациональное достижение целей деятельности. Они подразделяются на: познавательные (изложение материала, демонстрация, закрепление знаний, отработка навыков); воспитательные
(убеждение, пример, поощрение, порицание); организации творчества (выдвижение творческой задачи, творческого содружества, творческого соревнования); рекреации (развлечение, игра, отдых). В зависимости от используемых средств и анализаторов восприятия, в социально-культурной деятельности применяются наглядные (визуальные), словесные (аудиальные), динамические (кинестетические) и комбинированные методы воздействия.
Среди ученых-теоретиков нет единого толкования понятия «средства социально-культурной деятельности», что делает затруднительным их применение в процессе приобщения к ценностям военной службы. В одном случае под средствами социально-культурной деятельности понимается «набор инструментов» идейно-эмоционального воздействия, которые используются работниками учреждений культуры и досуга в процессе производственной деятельности. Они служат своеобразным «инструментом» удовлетворения социальнокультурных интересов и потребностей людей различных возрастов и профессий3. В эту группу можно отнести средства наглядности, технические средства, различное оборудование. В другом случае, помимо материальных средств-инструментов» для передачи содержания социально-культурной деятельности используются интеллектуальные средства, которые позволяют личности осуществлять мыслительную деятельность, способствуют воспитанию и развитию лич-
4
ности .
В качестве интеллектуальных средств могут выступать общепринятые системы знаков, такие, как устная и письменная речь, произведения культуры и искусства, уровень квалификации и мастерство работника социокультурной сферы. В третьем - под средствами социально-культурной деятельности понимаются такие средства, которые используются для создания условий оптимального воздействия на восприятие личностью содержания социально-культурного проекта (Киселева Т.Г. и Красильников Ю.Д.).
Разнообразие подходов позволяет нам подойти к рассмотрению средств социально-культурной деятельности как к своеобразной системе, подсистемы которой могут отражать всю совокупность возможного их применения в социально-культурных технологиях. В таком случае сами средства социальнокультурной деятельности мы будем понимать как «разнообразные материалы, орудия и условия социокультурного процесса приобщения военнослужащих к ценностям военной службы, благодаря использованию которых более успешно и
рационально передается и усваивается содержание воспитательной работы и достигаются поставленные цели».
Психолого-педагогические Дизайн среды. Реклама. Экспонаты отопродукции. Реликвии. Сценография, реквизит
Искусство и самодеятельное творчество Коммуникативные. Обучающие. Воспитывающие. Игровые. Зрелищно-развлекательные
Устные Живое слово. Сценическая речь. Коммуникационные связи: диалог, монолог, полилог
Технические Кино. Радио. Телевидение. Аудио- и видео аппаратура. Сценическая техника, лазеры. Звуковая аппаратура. Фототехника. Компьютерные и др.
Наглядные Театральное. Музыкальное. Хореографическое. Хоровое. Оригинального жанра. Декоративно- прикладное. Изобразительное
Печатные Художественная литература, социально-экономическая, политическая, образовательная, научная, газеты, журналы, документы
Табл. 1. Средства социально-культурной деятельности
Анализ научной литературы и практики воспитательной деятельности военных учреждений культуры показывает, что наиболее эффективными формами5 проведения социально-культурной деятельности в части (гарнизоне) по-средствам ГДО, клубов, библиотек, музеев и др. являются:
- концерты и спектакли профессиональных и самодеятельных творческих коллективов, кино- и видеосеансы, показ и обсуждение новых произведений литературы и искусства, молодежные и семейные вечера отдыха, балы, карнавалы, дискотеки, конкурсы, смотры, выставки и фестивали самодеятельного художественного и прикладного творчества, киновидеолюбительства, выставки изобразительного искусства, фотографии, филателии и других видов любительского коллекционирования;
- занятия в университетах, школах и лекториях культуры, радио-, видео-, телевизионных клубах и других клубных любительских объединениях, круж-
ках по различным отраслям и жанрам самодеятельного художественного и прикладного творчества, кружках и школах эстетического воспитания;
- тематические литературно-художественные вечера, литературные и музыкальные композиции, вечера вопросов и ответов, тематические кинопоказы, кинофестивали, киновечера, кинолекционные вечера, массовые сюжетные игры, клубные объединения героических профессий, технические, художественно-прикладные клубы, спортивные объединения, родительские конференции, дни родителей, дни семейного отдыха, вечера-портреты, читательские и зрительские конференции, лекции и консультации, просмотры военно-учебных, хроникальных кино- и видеофильмов;
- встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и вооруженных сил, деятелями науки, литературы и искусства;
- экскурсии по местам воинской славы, на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, в музеи, художественные галереи и на выставки;
- вечера чествования лучших специалистов, занятия в лекториях военных и правовых знаний, выставки технического творчества, вечера боевого содружества, встречи ветеранов-однополчан, мероприятия, связанные с проводами призывников на военную службу и увольнением военнослужащих из рядов вооруженных сил;
- занятия в школах и на курсах подготовки военнослужащих для поступления в учебные заведения, переподготовки военнослужащих, увольняющихся из рядов вооруженных сил в запас; занятия в школах, на курсах и в кружках членов семей военнослужащих и гражданского персонала вооруженных сил по овладению общественно-полезными знаниями и профессиями;
- досуговые формы деятельности залов игровых автоматов и компьютерных игр, видео- и аудиотек, тира, бильярдной, видео- и музыкальных салонов,
выпуск передач местного радио- и кабельного телевещания и другие формы
6
организации культурного досуга .
Субъекты воспитания (военнослужащие и воинские коллективы) должны обладать социально-культурной адекватностью, то есть личностные свойства, качества и состояния, сформированные или приобретенные военнослужащими в результате социально-культурного воздействия, должны соответствовать требованиям воинской службы.
Нынешнюю социально-культурную ситуацию в армии характеризует важная тенденция. Произошло постепенное перерастание старой культурно-
просветительной работы в более широкое, многогранное социальное явление -социально-культурную деятельность. Суть этих перемен не в механической смене названий, а в признании военнослужащего основным ценностным регулятором социально-культурной сферы.
Культура и важная ее составная часть - социально-культурная деятельность
- переживают в наши дни существенные трудности. В деятельности очагов культуры есть не только тупики, заставляющие напрочь отказаться от «вчерашней» практики осуществления привычных социально-культурных акций, но и проблемы, ждущие своего безотлагательного решения. Оптимизация деятельности социально-культурных учреждений лежит на пересечении нескольких направлений: критический анализ опыта и необходимость взять из него все, что может работать в современных условиях и способствовать решению сегодняшних задач; творческое использование опыта организации приобщения военнослужащих к ценностям военной службы.
Таким образом, формирование ценностей военной службы у военнослужащих средствами культуры и искусства является актуальной задачей обучения и воспитания воинов. Важнейшую роль в этом процессе играют такие средства социально-культурной деятельности, как музыка, танец, живое слово, театр и кино. Раскрытие педагогического потенциала этих средств позволит решать многие социальные и личностные проблемы военнослужащих.
1 См.: Шляхов А.В. Совершенствование воспитательной деятельности военных учреждений культуры части (гарнизона): дис. ...канд. пед. наук. М.: Воен. ун-т, 2002. С. 153.
2 См.: Вайсеро К.И. Социально-культурная деятельность в Вооружённых Силах Российской Федерации: психологические основы. М.: Воен. ун-т, 2002. С. 78.
3 См.: Новикова Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности. М.: ТГУ, 2004. С. 27.
4 См.: Жарков А.Д. Технологии культурно-досуговой деятельности: учебное пособие. М.: МГУК, 1998. С. 35.
5 См.: Шляхов А.В. Указ. соч. С. 124.
6 См.: Вайсеро К.И. Указ. соч. С. 225.