Мосягин Р.А.
КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ВОЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ
Кардинальное изменение подходов к военному строительству в Российской Федерации, формирование новой модели Вооруженных Сил затрагивают не только собственно военные аспекты совершенствования организационноштатной структуры войск, повышения их боевой готовности, оснащения в достаточном количестве новейшей боевой техникой и вооружением, оптимизации системы военного образования и подготовки военных кадров, но и предполагают решение целого комплекса сложнейших социокультурных проблем.
В достижении конституционно определенной цели формирования социального государства социокультурные факторы приобретают особое значение, поскольку позволяют создать в обществе качественно новые социальные условия, существенно изменить образ жизни людей, что требует высокого уровня развития культуры и, соответственно, эффективной культурной политики государства. В этой связи в современных условиях необходимо «переориентировать государственную культурную политику на социальные показатели, фиксирующие роль культуры в совершенствовании образа и качества жизни населения, решении социальных проблем общества» [1, с. 45].
В полной мере это касается и культурной политики, проводимой в Вооруженных Силах. Так, в «Стратегии социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации до 2020 года» в числе основных приоритетов определены «улучшение культуры и досуга, физкультуры и спорта, социальной защиты военнослужащих» [2].
Культурная политика, проводимая в Вооруженных Силах, оказывает влияние на их состояние, уровень боевой готовности, повседневный быт, духовнонравственные качества личности военнослужащего. Таким образом, она направлена, с одной стороны, на укрепление Вооруженных Сил, и с другой - на удовлетворение потребностей военнослужащих в культурном развитии.
Реформирование Вооруженных Сил, их качественное изменение предполагают преобразования в духовной сфере, развитие духовно-нравственных качеств военнослужащих. Достижение этих целей в значительной мере зависит от куль-
турной политики, роль которой в Вооруженных Силах существенно возрастает. Это обусловлено следующими обстоятельствами.
Во-первых, особой значимостью в современных условиях влияний культуры на деятельность Вооруженных Сил. В настоящее время проводимая культурная политика еще не оказывает достаточного влияния на предотвращение серьезных деформаций в жизнедеятельности Вооруженных Сил.
Во-вторых, возрастанием культурных потребностей военнослужащих, а также необходимостью укрепления нравственных начал в военной деятельности, и особенно в восстановлении значимости таких качеств защитника Родины, как любовь к своему народу, Отечеству, патриотизм, верность воинскому долгу. Они всегда были центральным нравственным стержнем воина.
Культурная политика в Вооруженных Силах непосредственно связана с общей государственной культурной политикой, базируется на ней. Вместе с тем имеет свои определенные специфические особенности, обусловленные социальным предназначением и спецификой функционирования армии.
Культурная политика в Вооруженных Силах, по мнению автора, представляет собой основанную на концептуально разработанной стратегии социокультурного развития общества деятельность, определяемую предназначением военной организации государства и направленную на регулирование культурной сферы в армии и на флоте посредством создания, трансляции и освоения культурных ценностей в целях формирования духовного мира военнослужащих, удовлетворения их культурных потребностей и воспитания качеств, обеспечивающих выполнение воинского долга.
Главной целью культурной политики в Вооруженных Силах является формирование духовных (образовательных, моральных, эстетических, художественных и др.) качеств личности военнослужащих, организация и непосредственное проведение многоплановой системной работы по их воспитанию.
Реализуя свое социальное предназначение, культурная политика в Вооруженных Силах выполняет вполне определенные функции, которые можно подразделить на две группы.
Первая группа - это функции, присущие любому виду политики, в том числе и культурной политике, проводимой в обществе. К числу их относятся: управленческо-организующая, социорегулятивная, мировоззренческая, теоретико-познавательная (методологическая), социализации, прогностическая, аксиологическая (оценочная), коммуникативная, функция формирования общественного
мнения культурной политикой. Реализация этих функций, тесно взаимосвязанных между собой, позволяет сформировать у военнослужащих «картину мира», определенное видение окружающей действительности, мировоззрение, что имеет существенное значение для формирования убеждений, а, следовательно, и мотивации его деятельности и поведения людей1.
Вторая группа - это непосредственно функции культурной политики, проводимой в Вооруженных Силах, обусловленные спецификой воинской деятельности и особенностями формирования духовно-нравственных качеств военнослужащих. Назовем основные из них.
1. Военно-профессиональная. В процессе реализации военно-
профессиональной функции культурной политики решаются такие задачи воспитательной работы, как формирование высоких морально-деловых качеств: чувство воинского долга, верность военной присяге и др. Они лежат в основе деятельности по мобилизации личного состава на повышение воинского мастерства и боевой готовности.
2. Культурно-этическая. Эта функция культурной политики в Вооруженных Силах имеет особое значение, поскольку именно освоение ценностей культуры расширяет возможности социального, культурно-духовного выбора личности, формирует ее нравственные качества.
3. Функция творческого, эстетического, художественного развития личности военнослужащего. Под этим понимается процесс формирования гармонично развитой личности с богатым духовным миром, способностью ценить прекрасное, что лежит в основе высоких нравственных качеств человека, непосредственно влияющих на его поведение и профессиональную деятельность.
Культурная политика в Вооруженных Силах имеет свои специфические особенности, к числу которых относятся следующие:
- тесная связь с повседневной жизнедеятельностью войск, боевой и морально-психологической подготовкой;
1 Картина мира — это синтетическое панорамное представление человека о конкретной действительности, система образов, наглядных представлений о мире и месте человека в нем, о взаимоотношениях человека с окружающей действительностью. Картина мира — сложно структурированная целостность, включающая три главных компонента — мировоззрение, мировосприятие и мироощущение. См.: Жидков В.С. Культурная политика России. М.: Академический проект, 2001. С. 78.
- централизованный и детализированный характер в силу четкой регламентации воинской деятельности и ограничений в повседневной жизни военнослужащих;
- необходимость учета при формировании и проведении культурной политики в Вооруженных Силах разнородности социального, национального, конфессионального состава военнослужащих, являющихся представителями различных социальных групп, обладающих вполне определенными субкультурами, что оказывает существенное влияние на воинскую среду;
- у значительной части военнослужащих, сложились в основном коллективные формы освоения культурных ценностей. Это обусловлено: особенностями социальной стратификации общества, а, следовательно, социальным составом и различием статусов военнослужащих; организационно-штатной структурой частей и подразделений; коллективным характером воинского труда;
- освоению культурных ценностей нередко мешают объективные трудности и лишения воинской службы: отрыв от родных и близких; ограничения в использовании служебного времени; служба в условиях опасности, в отдаленных гарнизонах; отсутствие в ряде мест учреждений культуры, телевидения, необходимых музыкальных инструментов, литературы, нерегулярная доставка газет и журналов; удаленность от больших культурных центров.
Проводимая в Вооруженных Силах культурная политика выступает как один из факторов формирования общей культуры военнослужащих, в том числе, и культуры политической. При этом она направлена на решение задач поддержания на высоком уровне морально-психологического состояния военнослужащих, их воспитания в особых социокультурных условиях, удовлетворения культурнодосуговых интересов. В этой связи, как отмечается в приказе министра обороны РФ «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации», на них возложена задача по «организации проведения в войсках политики государства в области культуры, культурно-досуговой работы, проведения мероприятий по нравственному, эстетическому и физическому воспитанию военнослужащих, по организации отдыха и досуга военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала Вооруженных Сил, осуществление организационнометодического руководства учреждениями культуры Вооруженных Сил» [3].
Культурная политика в Вооруженных Силах реализуется посредством социокультурной деятельности. Это - однопорядковые, но не тождественные понятия.
Так, по мнению ряда российских исследователей, социокультурная деятельность в Вооруженных Силах РФ представляет собой комплекс мероприятий, организуемых в воинских частях, подразделениях, учреждениях в целях формирования мировоззрения, создания и распространения культурных ценностей, удовлетворения культурных потребностей, развития творческих способностей и снятия психической напряженности у военнослужащих [См.: 4, с. 60].
Взаимосвязь культурной политики и социокультурной деятельности выражается в том, что культурная политика в Вооруженных Силах выступает в качестве теоретико-методологической базы социокультурной деятельности, а социокультурная деятельность является важнейшим средством осуществления культурной политики.
Культурная политика в стране и в Вооруженных Силах направлена на достижение основных стратегических целей всего общественного развития и решение проблем военного строительства, формирование нового облика армии.
Одной из важнейших функций государства является обеспечение национальной безопасности, что достигается использованием возможностей государства во всех сферах жизни общества, в том числе и культурной. Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере культуры, как отмечается в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации на период до 2020 года», являются:
- расширение доступа широких слоев населения к лучшим образцам отечественной и зарубежной культуры и искусства путем создания современных территориально распределенных информационных фондов;
- создание условий для стимулирования населения к творческой самореализации путем совершенствования системы культурно-просветительской работы, организации досуга и массового внешкольного художественного образования;
- содействие развитию культурного потенциала регионов Российской Федерации и поддержка региональных инициатив в сфере культуры [5].
Оказывая существенное влияние на обеспечение национальной безопасности, сфера культуры, так же и другие сферы общественной жизни, нуждается в защите, поскольку подвергается вполне определенным угрозам. Поэтому наряду с экономической, политической, социальной, военной, информационнотехнологической и другими видами безопасности существует культурная безопасность, которая является составной, органичной частью национальной безопасности. Под культурной безопасностью следует понимать такое состояние
культурной сферы, при котором обеспечивается развитие культурного потенциала нации, сохранение единого культурного пространства страны, доступ к культурным ценностям различных групп граждан, а также защищенность духовно-нравственного, культурного наследия, исторических традиций, норм общественной жизни и осуществление эффективного противодействия угрозам засилья массовой культуры и контркультур.
Культурная безопасность формируется непосредственно культурной политикой. При этом культурная безопасность тесно связана со всеми иными видами национальной безопасности. Эта взаимосвязь проявляется в том что, культурная политика оказывает влияние на каждый из этих видов, в том числе и на военную безопасность. Военная безопасность представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от реальных и потенциальных военных опасностей и угроз, а также совокупность условий и факторов, нейтрализующих или исключающих возможность посягательств на независимость и территориальную целостность страны военным путем или средствами вооруженного насилия [См.: 6, с. 70 - 71].
Влияние культурной политики на военную безопасность осуществляется посредством воздействия на ее основы1. Основы военной безопасности одно-именны сферам общественной жизни, потенциалам военной мощи государства (экономический, социальный, политический, собственно военный и др.) и представляют собой ту часть из них, которая непосредственно используется в процессе военного строительства, укрепления Вооруженных Сил в мирное время, а так же всестороннего обеспечения ведения ими боевых действий в условиях войны или вооруженной агрессии. В соответствии с этим различают экономическую, социальную, политическую, культурную и собственно военную основы военной безопасности. Собственно военную основу военного потенциала Вооруженных Сил представляет их состояние в данный момент: уровень боеготовности, способность к развертыванию и отмобилизованию при появлении военных угроз и успешному ведению боевых действий в условиях военного времени.
К культурным основам военного потенциала и мощи Вооруженных Сил обеспечивающих военную безопасность страны, относятся: культурное, духовное богатство общества и уровень развитости культурной сферы; гуманистич-
1 Основа - начало, источник, то главное, на чем зиждется, строится, должно стоять и держаться что-либо. См.: Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М. ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. С. 439.
ность духовно-нравственных ценностей, устоявшихся в обществе, и характер идеалов общественного развития; многообразие национальной культуры, наличие условий для развития субкультур, в том числе развитие самобытных культур многонационального народа Российской Федерации; сформированная у всех членов общества способность к невосприятию контркультур, противодействие усиливающемуся навязыванию массовой культуры; достаточное финансоворесурсное государственное обеспечение развития культуры; наличие благоприятных условий для творческой деятельности созидателей подлинно духовных ценностей; развитая материально-техническая база учреждений культуры и досуга для создания и трансляции культурных ценностей; наличие инфраструктуры для реализации культурной политики; обеспечение доступа военнослужащих к освоению культуры и искусства и создание условий для их участия в самодеятельных культурно-творческих процессах; развитая система межгосударственных культурных связей в интересах освоения зарубежных культурных ценностей; создание возможностей ознакомления с достижениями отечественной культуры граждан других государств, позволяющее поднять международный имидж России как страны с богатейшей традиционной и активно развивающейся современной культурой; наличие системы духовного, патриотического воспитания граждан, культурно-просветительской работы; создание эффективных систем обучения творческих работников - созидателей духовных ценностей и подготовки кадров для проведения культурной политики и социокультурной деятельности и др.
Дальнейшее развитие этих основ и представляет собой содержание процесса влияния культурной политики и социокультурной деятельности на укрепление военного потенциала и мощи Вооруженных Сил. Эта деятельность осуществляется по вполне конкретным направлениям культурной политики, социокультурной деятельности в Вооруженных Силах, к числу которых относятся:
1) формирование научно обоснованной стратегии культурной политики в Вооруженных Силах, направленной на решение основных задач, стоящих перед Вооруженными Силами, а так же на культурное развитие самих военнослужащих;
2) принятие действенных реальных мер по обеспечению повышения роли и статуса культуры в функционировании всей военной организации, признание первостепенной роли культуры для возрождения и сохранения культурнонравственных ценностей, укрепления духовного единства общества;
3) изжитие из практики распределения военного бюджета принципа «оста-точности» в отношении культуры в войсках;
4) радикальное улучшение инфраструктуры культурной политики в Вооруженных Силах и материально-технической базы социокультурной деятельности в войсках;
5) обеспечение доступа военнослужащих всех категорий к освоению культурных ценностей и организация полноценного досуга;
6) создание условий для творческой самореализации военнослужащих путем участия в самодеятельной культурно-духовной деятельности;
7) совершенствование системы подготовки кадров для организации культурной политики, проведения социокультурной деятельности, культурнопросветительной работы в войсках;
8) формирование заказа на создание для Вооруженных Сил кинематографической и печатной продукции, телепрограмм и Интернет-ресурсов, а также обеспечение максимального использования культурного потенциала общества в интересах воспитательной работы в войсках;
9) расширение связей армейских и флотских культурно-просветительных учреждений с гражданскими учреждениями культуры.
В современных условиях посредством культурной политики решается одна из важнейших задач российского общества, находящегося на переходном периоде от одного общественного устройства к принципиально иному - выработка единых приоритетов духовной жизни, общепризнанных и общепринятых критериев подлинной духовности. Общество и государство должны стремиться к формированию духовно богатой личности. В соответствии с этим, особо важно, чтобы организация и проведение культурной политики в Вооруженных Силах способствовали повышению моральной устойчивости и готовности военнослужащих к качественному выполнению своего военно-профессионального долга. Этому способствует то, что справедливость и законность военно-политических действий по защите страны, сохранению суверенитета всегда определяли высокий уровень духовных возможностей личного состава армии и флота по выполнению своего предназначения [См.: 7, с. 156]. В современных условиях приобретает особую значимость приведение в соответствие сохраняющихся высоких требований к воинскому труду военнослужащих, его реальной социальноэкономической и политико-правовой социокультурной обеспеченности военнослужащих, привлекательности и престижем воинской службы.
По результатам специально проведенных исследований в настоящее время духовная готовность членов общества к службе в Вооруженных Силах существенно ниже, чем 20-30 лет назад. Одним из показателей этой готовности является социальная привлекательность военной службы. По данным ЛЕВАДА-ЦЕНТР, 64 % опрошенных респондентов не желают видеть своих близких родственников в рядах Вооруженных Сил. Одной из основных из причин, негативно влияющих на привлекательность военной службы, названы бесправность военнослужащих, тяжелые бытовые условия и безответственная политика властей по отношению к армии (31 % опрошенных) [См.: 8].
Радикальное изменение в обществе подобного отношения к армии, изменение среди военнослужащих отношения к своей профессиональной деятельности представляют собой одну из важнейших проблем современного военного строительства. Она может быть решена путем принятия системы кардинальных мер в собственно военной, экономической, социальной и культурно-воспитательной областях. Это объективно предполагает совершенствование культурной политики в стране и в Вооруженных Силах.
В настоящее время вполне обосновано ставится вопрос о формировании концепции культурной политики в Вооруженных Силах. Формирование концепции культурной политики в Вооруженных Силах является важнейшим, но не единственным условием совершенствования культурной политики в армии и на флоте. В современных условиях особое значение приобретает радикальное обновление непосредственной практико-преобразующей деятельности по достижению основных целей культурной политики и социокультурной деятельности в войсках, которое в свою очередь зависит от совершенствования управления развитием культуры. Планирование управления в этой сфере играет ключевую роль в ее развитии и проведении культурной политики. «В самом общем виде методология управления представляет собой комплексный подход к определению целей организации, согласование этих целей с ресурсами отрасли. Целью стратегического планирования является обеспечение максимально эффективного управления как всей отраслью культуры, так и отдельными организациями для достижения необходимых целей при воздействии множества внешних факторов» [9, с. 33
- 35]. В полной мере это относится к формированию и осуществлению культурной политики в Вооруженных Силах.
Формирование и реализация современной культурной политики в нашей стране и Вооруженных Силах происходит под воздействием объективно проис-
ходящих процессов демократизации общества, что предполагает создание качественно новой культурной, духовно-нравственной атмосферы в обществе.
Суть преобразований в обществе, в сфере культуры состоит в том, чтобы превратить человека из средства решения каких-либо проблем в самоцель всего общественного развития, что возможно только в условиях развитого гражданского общества. «На протяжении всей нашей многовековой истории - отмечал Президент РФ Д.А. Медведев - отечественная культура была и остается величайшей ценностью, формирующей национальное сознание российского народа. В ее основе - гуманистические идеалы, которые скрепляют наше общество, делая его жизнь духовно и нравственно богатой. Сохранение и преумножение культурного наследия России и всех ее народов является приоритетной государственной задачей» [10].
Чтобы прогресс в социокультурной сфере был непрерывным и обеспечивал безопасность и стабильность общества, формирование нового облика Вооруженных Сил необходима постоянная и всеобъемлющая забота о сохранении и преумножении культурно-интеллектуального потенциала общества и армии. Достижение этой цели в значительной степени зависит от переориентации на человека как социальной, так и культурной политики, призваных сформировать такой качественно новый, высокий уровень общей и политической культуры, который получил название «гражданская культура». Поэтому в качестве главного критерия культурной политики выступает гуманистическая направленность развития культуры, предполагающая учет в любом общественном изменении меры прироста духовной составляющей общества и Вооруженных Сил. Культурная политика в Вооруженных Силах должна приобрести духовное, личностное измерение решаемых в армии задач.
* * *
1. Социальная доктрина Российской Федерации. М.: РГСУ, 2005.
2. Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена решением Коллегии Министерства обороны РФ от 28 марта 2008 года // Красная звезда. 2008. 18 апр.
3. Приказ министра обороны Российской Федерации № 70 от 11 марта 2004 г. «Об органах
воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации».
http://www.mil.ru/849/11873/1062/1347/1816/index.shtml.
4. Социально-культурная деятельность. М.: Воен. ун-т, 2005.
5. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // Российская газета. 2009. 19 мая.
6. Национальная безопасность России: теория и практика. М.: Воен. ун-т, 2008.
7. Чижик П.И. Духовная безопасность Российского общества как фактор военной безопасности государства. М.: Воен. ун-т, 2000.
8. Общественное мнение. // Ежегодник - 2008. http://www.levada.ru.
9. Есаков В.А. Элементы стратегического планирования в управлении культурой. // Дом культуры. 2008. № 3.
10. Медведев Д.А. на встрече с деятелями культуры. Москва, Кремль. 25 марта 2009 г. http://www.klikovo.ru/db/msg/15304.