Р.Р.Касимов
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ
В статье рассмотрен процесс формирования толерантности подростков в условиях социально-культурной деятельности.
Ключевые слова: толерантность, структура толерантности, толерантное сознание, коммуникативная толерантность, навыки толерантности, социально-культурная деятельность.
Rinat Kasimov Social and cultural activity as means offormation of tolerant consciousness of teenagers
This article describes the process of forming of tolerance of teenagers in conditions of social and cultural activities.
Key words: tolerance, tolerance structure, tolerant consciousness, communicative tolerance, skills of tolerance, social and cultural activity.
В современной литературе феномен толерантности рассматривается с нескольких позиций, что наполняет данное понятие многослойным содержанием: как ценностная ориентация, групповая норме, форма социального взаимодействия, механизм общения, совокупность приемов выхода из конфликтной ситуации, культура ведения диалога, профессиональная компетенция специалистов, работающих с людьми (врачей, психологов, политиков, управленцев, педагогов). Сущностные признаки разных аспектов толерантности связывают, как правило, его с разнообразными факторами и детерминантами. В социальном и социальнопсихологическом плане толерантность используется для характеристики ситуаций диалога культур, достижения консенсуса, рационального обоснования приоритетности поиска путей мирного и стабильного сосуществования в условиях многообразия. Термин толерантности используется также при характеристике определенной системы межличностных отношений, навыков толерантного поведения, анализе свойств личности, способной принимать и ценить различия.
В социально-педагогической плоскости толерантность понимается как неотъемлемое качество психологически и нравственно зрелой личности, что делает актуальной задачу ее
целенаправленного формирования и развития. «Толерантность лежит в основе культурных измерений человеческой субъективности,
является «барометром», который в той или иной мере позволяет определить уровень общественной зрелости людей, культуру участников социального общения, их
готовность к общему поиску путей
примирения, согласия и мира. Толерантность требует определенного самоограничения, бывает принципиальной, т.е. базируется на твердых убеждениях о ее необходимости или же прагматической, т.е. целесообразной (ситуационной) практикой отношений». Отсутствие необходимых личностных качеств и ценностных установок обозначается термином интолерантность (нетерпимость), который используется для описания ситуаций, в которых проявляется насилие, дискриминации, нарушения прав человека, нагнетание социальной нестабильности,
стремление к жесткому единообразию.
Толерантность как ценность
демократического общества проявляется в праве всех индивидов быть различными, в обеспечении устойчивой гармонии между
различными конфессиями, политическими,
этническими и другими социальными группами, а в личностном плане предполагает уважение культурного разнообразия,
готовность к сотрудничеству с людьми,
различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям. Толерантность утверждает уважение к чужому мнению, к различным формам самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Она основан на убеждении, что все свободны иметь собственное мнение, веру, свободны от предрассудков, каждый вправе критиковать мысли и действия других людей и власти, а также внимательно прислушиваться к критике. Толерантность признает за каждым право на творчество, на культурную самобытность, свободный выбор нравственности, право иметь индивидуальный облик и исповедовать собственный образ жизни.
В социально-педагогическом плане толерантность понимается как интегральное свойство личности, обеспечивающее понимание и принятие иной точки зрения, конструктивный диалог и сотрудничество в условиях ценностного многообразия. Толерантность представляет собой позитивную реакцию личности на актуальные для коммуникативной ситуации различия1. Существует три сферы, в которых могут проявляться эти различия: социальные
отношения, социальное познание и социальное поведение. Структура толерантности включает аффективные, когнитивные и конативные компоненты, поэтому реакция на различия может быть эмоциональной, когнитивной, конативной или комплексной. Направленность реагирования определяется стратегиями
увеличения значимости признаков различий или поисками значимых признаков сходства. Более того, толерантность предполагает
любовь к разнообразию этого мира, проявляющемуся в культурах, религиях, антропологических типах.
Формирование коммуникативно-поведенческих навыков толерантности является важнейшей социально-педагогической задачей об-разовательных учреждений, миссия которых состоит в создании толерантной социально-культурной и социальнопсихологической среды общения,
формировании представлений о толерантности как гуманистической ценности и нравственной норме. Однако исследования социальнопсихологической среды образовательного учреждения показывают, что
общеобразовательная школа с ее вертикальной схемой отношений между учителями и учениками, с устойчивыми авторитарными традициями, невнимание к вопросам воспитания сегодня не в состоянии эффективно решать проблему формирования коммуникативной толерантности11. В этой связи возникает необходимость поиска новых технологий и дополнительных условий, способных компенсировать дефицит воспитания толерантности в рамках образовательной деятельности.
Важнейшим институтом формирования толерантности, помимо образовательных учреждений, выступают социальнокультурные институты (учреждения духовного производства, культуроохранительные
организации, культурно-досуговые
учреждения и др.). Здесь основы культуры межэтнической толерантности закладываются в процессе социально-культурной
деятельности, смысл которой состоит в создании, освоении, сохранении,
распространении и развитии ценностей культуры.
Прежде всего социально-культурная деятельность выступает как средство гармонизации процессов социализации и индивидуализации личности, что существенно минимизирует пространство формирования и проявления экстремистских тенденций в подростковой среде.
Педагогические преимущества социальнокультурной деятельности в ее свободном и самодеятельном характере, в силу которого сфера досуга оказывается для подростка субъективно более предпочтительной (в том числе и в сравнении с семьёй, образовательным учреждением, где свобода выбора ограничена волей родителей или учебной программой). Она предполагает смену
ролевого статуса и среды общения, обеспечивает право выбора вида деятельности, максимально соответствующего
индивидуальным особенностям. Социальнокультурная деятельность имеет ценностноориентированную, коммуникативную и творчески-преобразующую и направленность, что обеспечивает ее высокий гуманистический потенциал. Участие в досуговой деятельности формирует социальную активность личности, способствуют гармонизации межличностных отношений путем минимизации их агрессивнорепрессивной составляющей. Эффективной формой компенсации и предупреждения агрессивных способов самоутверждения являются самодеятельные досуговые общности, выступающие дополнительным «жизненным пространством» и условием творческой самореализации личности.
Реализация педагогических возможностей социально-культурной деятельности позволит компенсировать и скорректировать тоталитарные и авторитарные конструкты советского педагогического наследия, в рамках которого толерантность исключалась из спектра исследовательских проблем и воспитательных задач. И сегодня признание воспитания толерантной личности в качестве важнейшей педагогической задачи происходит в непростой ситуации, предполагает методологическое переосмысление
педагогического наследия и
мировоззренческую переориентацию
педагогов-практиков. Именно в
парадигмальных рамках социальнокультурной деятельности становится возможным эффективная смена
педагогических приоритетов и обновление технологического инструментария
воспитательной деятельности. Ресурсы теории социально-культурной деятельности состоят в развитии теории и практики гуманистической педагогики, принципы которой сегодня находят широкое признание и воплощение.
Возможности формирования
коммуникативной толерантности (в том числе
и межэтнической направленности) средствами социально-культурной деятельности
определяются прежде всего ее культурносозидательным характером.
Как известно, культура как совокупность способов и результатов реализации человеческой сущности является базовым условием развития и самореализации личности, которая «обнаруживает» себя в контакте с культурными ценностями. Аккумулируя исторически выработанные человечеством всеобщие способы духовной деятельности, концентрируя выработанные человеческой историей ценности, нормы и смыслы, культура определяет возможности и условия социализации и самореализации человека, обеспечивает становление человеческой личности. Овладение саморазвивающимися формами духовнопрактического опыта человечества
проявляется в умении производить выбор из готовых альтернатив, в способности создавать новые конструктивные альтернативы решения актуальных жизненных проблем. С этой точки зрения культура выступает для подростка не только как совокупность общественно эталонизированных знаний, умений и навыков, но и как открытая многомерная система проблемно-творческих задач111. Творческий потенциал содержится не только готовых продуктах человеческой деятельности, но и в порожденных ею проблемах, предметными носителями которых служат эти продукты. Содержание социокультурного опыта от поколения к поколению транслируются как уже реализованные, так и непроявленные и даже избыточные возможности (замыслы, проекты) деятельности. Вступая в мир культуры, личность осуществляет
ориентировочно-иссле-довательскую, творческую, проектную деятельность,
связанную с анализом и синтезом человеческих предметов, их внутренних соотношений и компонентов, производит реальное и мыслимое экспериментирование с
ними, апробирует возможные способы преобразования жизненных ситуаций.
В силу своего культурного характера социально-культурная деятельность
гармонизирует два сущностных для становления личности процесса: социализацию и индивидуализацию личности. Социализация есть «средство встраивания растущего человека в общее для всех жизненное пространство, средство освоения детьми знаний об окружающем мире и способов его познания; правовых норм, норм общения, принятых ценностей, т.е. всего того, что позволило бы человеку жить и работать продуктивно». Индивидуализирующий эффект обеспечивается системой средств,
способствующих осознанию человеком своего отличия от других; своих слабых и сильных сторон - для духовного прозрения и понимания себя, для выбора собственного смысла жизни и жизненного пути». Суть социализации, которая выступает
универсальным механизмом личностного становления и развития, состоит в освоении личностью основного репертуара социальных ролей, предметно-деятельностном овладении всеобщими формами культуры. В процессе социализации снимается основное
противоречие личностного становления - оно разрешается в деятельности индивида по освоению культуры, в гармонизации социально-общего и индивидуальноособенного.
Другой полюс становления личности - ее индивидуализация, которая акцентирует ценность индивидуально-личностного начала. Этот вектор активности дополняет социализацию, обеспечивя тем самым полноту раскрытия индивидуально-особенного в контексте социально-общего. Социализация и индивидуализация личности - это два полюса единого процесса жизненного становления, которые определяют динамику личностного развития. Социализация есть средство «встраивания» личности в общее для всех жизненное пространство, средство освоения
знаний об окружающем мире, ценностей и норм общения. Индивидуализирующий эффект обеспечивается системой средств, способствующих осознанию человеком своего отличия от других, понимания своих слабых и сильных сторон.
Проблема оптимизации процессов
социализации и индивидуализации становится чрезвычайно актуальной в современных условиях, когда изменившаяся
социокультурная ситуация, существенно модифицировала содержание и формы
социальной интеграции и индивидуализации подростков. Современные сдвиги в отношениях между индивидом и социумом идут в направлении большей эластичности, многосторонности, меньшей жесткости
социальных связей человека и создают
больший простор проявлению его индивидуальности, в том числе и в форме деструктивной активности. С одной стороны, индивидуализация может вести к возвышению индивидуальности, ее творческому
становлению и развитию. С другой стороны, у нее могут быть и негативные проявления - в виде растущего одиночества, социальной
дезориентации человека, расширяющей
возможности манипуляции его сознанием и поведением. И такая возможность становится реальностью в современной ситуации, для которой характерен высокий темп социальных изменений, утрата устойчивости,
определенности и однозначности социальных
связей. Для современного человека все более типичной становится ситуация, когда он не в состоянии однозначно идентифицировать себя с какой-либо определенной группой общества. Идентификационные критерии в обществе
размываются под воздействием массовой культуры, которая представляет собой суррогат подлинной культуры - она ориентирует на потребление как самоцель, способствует деформации морали, росту эгоистических тенденций, акцентирует
ценности индивидуализма, потребительства, гедонизма. Конечный продукт этой культуры -
стандартизированный массовый человек, утративший самостоятельность, желание и способность быть индивидуальностью. Нередко компенсаторной формой реакции такой личности в системе социальных
коммуникаций является агрессивное
самоутверждение.
В контексте рассматриваемой проблемы приоритетной задачей социально-культурной деятельности (в том числе и рамках в образовательного учреждения) является
создание развивающей среды
жизнедеятельности личности - пространства «ближайшего развития», педагогический потенциал которого определяется морально насыщенной межличностной коммуникацией, содержательным многообразием досуга,
выступающим эффективной средой
социализации и важнейшим средством
творческой самореализации личности
подростка. Качество социально-культурной среды является предпосылкой интериоризации подростком социальных ролей и культурных ценностей, исключающих ксенофобию и экстремизм. Одним из ведущих видов социально-культурной деятельности, в котором максимально интенсивно
формируется коммуникативная толерантность, является педагогически организованное межличностное общение, которое
обеспечивает, с одной стороны, единство индивида с социумом (коллективом,
обществом), с другой, в процессе
взаимодействия с другими, в актах самоутверждения и признания подросток осознает и принимает свою индивидуальность, полнее раскрывает свой внутренний мир.
Педагогика социально-культурной
деятельности максимально близка принципам толерантности, так как она позволяет минимизировать спектр тоталитарных средств и методов воздействия, исключающих
значимость ответного «голоса» воспитуемого, осуществить подлинную гуманизацию
культурно-образо-вательного процесса за счет его добровольности и максимального учета
индивидуальных особенностей личности. Специфика коммуникации педагога и воспитуемого в рамках социально-культурной деятельности состоит в диалогичности отношений, что уже само по себе является элементом культуры толерантности.
Социально-культурная деятельность облает значительным потенциалом формирования национально-культурной идентичности,
которая, в свою очередь, выступает важнейшим условием толерантности.
Личность, способная понять и принять другого - это личность, понимающая себя в качестве органичного носителя этнокультурных
ценностей, реализующая свои творческие
потенциалы и способности. Опора на духовный опыт отечественной и мировой культуры позволяет в рамках социально-культурной деятельности транслировать в сознание молодежи не только знания, но и гуманистические ценности, являющиеся аксиологической базой культуры
толерантности.
Литература
1. Этнологический словарь. Выпуск 1. Этнос. Нация. Общество / Редколлегия: Козлов В.И., Рябков В.Г. и др. - М., 1996.
2. Павлова О.С. Формирование толерантности как одной из ведущих компетенций в развитии профессионального мировоззрения студентов-психологов. - http://www.fpo.ru/etnopsy/pavl--formirovanie.html [Электрон. ресурс]
3. Болотина, Т.В., Певцова, Е.А., Миков, П.В., Суслов, А.Б. Права человека / Т.В. Болотина, Е.А.Певцова, П.В.Миков, А.Б.Суслов // 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006. - 224 с.
4. Бардиер Г. Л. Социальная психология толерантности. СПб., 2005. - С. 117.
5. Скрябина О.Б. Педагогические условия формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников. Автореф. дисс. кандидата пед. наук. Кострома, 2007 г.
6. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субьектности. - Ростов-на-Дону, 1996.
7. Кудрявцев В.Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход. -Ч. 1, II. -Дубна, 1997.
8. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. - №3. - М., 1995.