УДК 370 ББК 74.00
Хазиева Файруза Хазгалиевна
соискатель кафедра педагогики Бирская государственная социально-педагогическая академия
г. Бирск
Khazieva Fayruza Khazgalievna
Applicant for a Degree Chair of Pedagogy Birsk State Socio-Pedagogical Academy Birsk
Механизмы формирования культуры толерантности студентов
педагогического колледжа Mechanisms of Pedagogical College Students’ Tolerance Culture Forming
В статье рассматриваются механизмы формирования культуры толерантности студентов педагогического колледжа: актуализация различий студентов, толерантное сознание, ценности и смысловая значимость толерантности и следование нормам толерантного поведения в профессиональной педагогической деятельности.
The article considers the mechanisms of pedagogical college students’ tolerance culture forming: distinctions actualization among students, tolerant consciousness, values and notional importance of tolerance, as well as tolerant behaviour norms following in professional pedagogical activity.
Ключевые слова: культура толерантности, механизмы формирования, студенты педагогического колледжа, толерантное сознание, толерантное поведение.
Key words: tolerance culture, forming mechanisms, pedagogical college students, tolerant consciousness, tolerant behaviour.
В XXI в. толерантность стала одной из нравственных основ мирового сообщества, являющимся по своей сути поликультурным. Термин «толерантность» оказывается ключевым понятием, эвристическим для понимания политических, социальных, культурных процессов и тенденций нового века. Толерантность обнаруживает себя как главный бренд общественного развития, интенция общечеловеческих интересов и потребностей.
Культура толерантности как качество современного человека не является лишь красивым и ярким словцом, бессмыслимым ярлыком, модной тенденцией, а представляет собой результат накопления человечеством опыта совместного существования на Земле множества народов, стран, культур, цивилизаций.
Идея толерантности медленно, но неуклонно проникала в сознание народов, становясь важным элементом их культуры.
Тенденции, происходящие в обществе и в системе образования, взаимосвязаны, взаимопроникаемы и взаимозависимы. Реформирование системы образования, провозглашение принципов гуманизма,
индивидуализации обучения, личностного развития обратили внимание исследователей на изучение феномена толерантности в педагогическом аспекте. Толерантность в контексте профессионального взаимодействия педагога и обучаемых в средне профессиональном образовании определяет возможности личностного саморазвития субъектов учебного процесса, активное усвоение различных способов познавательной деятельности, открытость новым образовательным возможностям. Вопрос о мехпанизмах формирования культуры толерантности студентов педагогического колледжа до сих пор не затрагивались.
Механизм (от греч. шееИаие - машина) имеет три значения: устройство машины, прибора, аппарата и т.п., приводящее их в действие; совокупность состояний и процессов, из которых складывается какое-либо явление; система, устройство, определяющие порядок какого-либо вида деятельности или процесса [3].Общее толкование термина «механизм» позволяет понять и обосновать суть механизмов формирования культуры толерантности студентов педагогического колледжа.
Включение и изучение механизмов культуры толерантности позволяют представить данное явление как некое «устройство», систему, которая находится не в статичном состоянии, а способна к изменению, развитию, движению. Механизмы формирования культуры толерантности студентов определяются как совокупность определенных социальных, психологопедагогических процессов, состояний и факторов развития толерантности применительно к учащейся молодежи в условиях среднепрофессионального образования.
Разработкой психолого-педагогических механизмов формирования культуры толерантности занимались О.С. Батурина, Л.В. Байбородова, Н.Г.
Капустина, М.И. Рожков, Л.М. Иванова, Е.Ю. Клепцова, О.Б. Скрябина и многие другие. Обобщив выделенные разными авторами механизмы формирования толерантности, самыми важными можно назвать следующие: принятие, идентификация, самоконтроль, присвоение.
Практически все механизмы формирования культуры толерантности лежат в плоскости общения, это может быть объяснено следующими причинами:
1) толерантность возможна лишь в общении, так как возникает, проявляется и развивается она лишь в субъект-субъектных отношений;
2) потребность в общении для молодежи усиливается, в период юношества общение выявляет функции формирования осведомленности, коммуникативных качеств, солидарности товарищеской взаимопомощи, эмоциональной устойчивости;
3) образование в педагогическом колледже немыслимо без создания ситуации сотрудничества, доверия между педагогов и студентом, общение позволяет создать благоприятный психологический климат в студенческой группе, оптимизировать учебную деятельность и отношения;
4) в период подготовки к педагогической деятельности будущему специалисту необходимо освоить и принять закономерности педагогического общения, являющейся неотъемлемой частью его профессиональной компетентности.
Следуя общей логике формирования толерантности [1] основой разработки и описания рассматриваемых нами механизмов формирования культуры толерантности студентов педагогического колледжа являются толерантное сознание, ценности толерантности и норм толерантного поведения в профессиональной педагогической деятельности и культуры толерантности в целом.
Развитие и формирование межличностной толерантности студенческой молодежи предполагает, в первую очередь, развитие и формирование осознанного уровня толерантности. Это опосредованно тем, что студенты, получающие педагогические специальности, должны научиться осознавать,
понимать возрастные, психологические особенности, образовательные запросы и потребности детей и подростков, уметь анализировать, рефлексировать свои действия в процессе обучения и обучения учащихся, формируемые установки и отношения к ним, планировать, предвосхищать результаты своей профессиональной деятельности. Важность формирования сознательной культуры толерантности определяется субъект-субъектными отношениями, то есть профессиональная деятельность педагога осуществляется в непосредственном взаимодействии с учащимися, в системе «человек-человек». Осознанию толерантности способствует активизация мыслительных процессов, развитие различных компонентов толерантности, проявляющихся в межличностном общении, взаимодействии.
Применительно к студентам педагогического колледжа выявляются особые, специфические механизмы вследствие вскрытия социальных, педагогических, возрастных и психологических особенностей, присущих лишь студенческой молодежи. Студенчество, в нашем представлении, следует рассматривать как социальную группу в образовательном пространстве, которая имеет свою цель, свои специфические особенности, роль и статус в системе общественных отношений. Поэтому процесс формирования культуры толерантности для учащейся молодежи актуализируется и осознается в связи с ориентировкой, с одной стороны, на имеющиеся в данном возрастном этапе интересы, потребности, значимый круг общения, с другой стороны, на мотивировку будущей профессии.
Молодые люди, поступая в образовательное учреждение, определяются многими различиями: социальные образования общества, условия жизни, труда и быта, общественное поведение, психология, система ценностных ориентаций. Эта различность особенно ярко проявляется в студенческой группе на начальных этапах ее существования, на первом курсе обучения, что и актуализирует проблему культуры толерантности. Так как в общении многие отличительные особенности одногруппников (социально-демографические, психологические, культурные и т.д.) могут послужить «камнем преткновения» внутригрупповых межличностных отношений и привести к интолерантному отношению.
Существующие воспринимаемые различия, играющие важную и первоочередную роль в установлении межличностных отношений в студенческой группе, в образовательном процессе, специально организуемом в учебной и во внеучебной деятельности, постепенно размываются, теряют свою значимость. Обучение и воспитание, обладающие высоким потенциалом достижения развития студенческой группы как коллектива, способствуют формированию значимости цели групповой деятельности и норм поведения. Молодые люди, не признающие и пренебрегающие совместной деятельностью, становятся изолированными в студенческой группе, к ним проявляется интолерантные формы общения: низкое доверие, непризнание, непринятие. Механизмом преодоления интолерантных форм отношения и формирования культуры толерантности в студенческой среде является общая деятельность, порождающая общность интересов, групповое самосознание, специфическую субкультуру и образ жизни. Культурно-просветительские, спортивные, бытовые и другие студенческие организации объективируют и закрепляют общность, тем самым представляют собой огромный пласт для формирования культуры толерантности студенческой молодежи.
Студенты, получая средне профессиональное образование, выступают в качестве объекта производства, предметом которого является сам человек, личность. Поэтому главной формой производства является образовательная, обучающе-воспитательная деятельность. Приобретение знаний и подготовка себя для будущей педагогической работы в науке, культуре является главным и в большинстве случаев единственным занятием. Стремление получить профессиональное образование как открытый, социальный мотивирующий фактор и ориентация студентов на умственный труд как скрытый, личностный мотивирующий фактор являются большой социальной, моральной и психологической ценностью учащейся молодежи в отличие от их работающих сверстников. Данные устремления студентов педагогического колледжа выступают мотивирующими механизмами формирования культуры толерантности.
Главная опасность юношеской психосоциальной стадии заключается в излишней поглощенности собой, что приводит к уклонению от посещения
занятий в педагогическом колледже, отказу от участия в культурной жизни образовательного учреждения. Погруженные в себя молодые люди могут вступать в совершенно формальное взаимодействие, устанавливать поверхностные контакты. Им также свойственно занимать позицию отчужденности и незаинтересованности в отношениях с окружающими. Для преодоления возможных негативных последствий кризиса для личности студента, не способствующих активному развитию и формированию толерантности, необходимо, в первую очередь, организация социальнопсихологических условий адаптации к новым социально-психологическим условиям общения, взаимодействия и обучения.
Поэтому важно формировать культуру толерантности студентов, начиная с первого курса, поскольку в этот период студенты проходят адаптацию на различных уровнях, так, например, происходит их знакомство с культурой образовательного учреждения, её основными ценностями, культурой поведения в связи с переходом в новую социальную ситуацию развития.
Студенты, активно участвующие в культурной и творческой жизни педколледжа, быстрее адаптируются к новым условиям, получают большее удовлетворение от посещения учебного заведения, меньше испытывают проблемы и трудности межличностного взаимодействия и общения с однокурсниками и педагогами, легче усваивают социальные, этнические, конфессиональные и другие различия окружающих их людей, так или иначе затрагивающие личные интересы молодого человека. Важно, чтобы на первых этапах вхождения в учебную деятельность в условиях колледжа студенты проявляли высокую мотивацию, особое желание на участие во внеучебной деятельности и всегда позитивно воспринимали нововведения.
Развитие и формирование межличностной толерантности студенческой молодежи в период их социально-психологической адаптации должно предусматривать создание атмосферы доверия, креативности, безопасности, непринужденного, спонтанного взаимодействия в учебной группе, формирование взаимных доброжелательных отношений внутри студенческого коллектива, а также повышения уровня доверия в группе, групповой сплоченности.
Активное взаимодействие с различными социальными образованьями общества, а также специфика обучения в вузе приводят студенчество к большой возможности общения. Культура толерантности, являясь составной частью культуры общения, формируется именно в данном процессе. Поэтому организация обучения и воспитания студентов в педколледже предполагает установление сотрудничества как наиболее адекватной, позитивной форме построения диалога. Сотрудничество подразумевает принятие равенства позиций в общении, развития эмпатии, гибкости мышления, чувства партнера, умения принять представителя другой социальной группы таким, каков он есть, в то же время умения «видеть» свою индивидуальность и адекватно принимать (оценивать) свою личность, а также преодоление стереотипности в восприятии других. Использование студентами модели сотрудничества межличностного общения и взаимодействия будет способствовать проявлению культуре толерантности не только в стенах педагогического колледжа при получении образования, но и после получения диплома, когда в успешной профессиональной деятельности специалист должен быть достаточно компетентным в общении в современном поликультурном мире.
В период обучения в педагогическом колледже происходит устойчивая концептуальная социализация студентов, вырабатываются устойчивые свойства личности, стабилизируются все психические процессы, личность студента приобретает выраженный характер. Интересы, стремления, установки в студенческом возрасте конкретизируются и, что особенно важно, закрепляются в реальных действиях и поступках. Период обучения юношей и девушек связан с вхождением в новый образ жизни, приобщением к ценностно-значимым общественным формам деятельности, то есть профессии. В тот же самый момент отсутствие адаптационных способностей у студента может привести его к дистанцированию, готовностью изолировать себя от тех людей, чья «территория» охватывает пространство близких отношений, что является следствием интолерантности.
Культура толерантности студентов напрямую связана с социальным интеллектом [2]. При более высоком социальном интеллекте стереотипы в
межличностном общении являются менее жесткими, так как студенты с высоким социальным интеллектом в процессе общения больше полагаются на собственное мнение и оценки, которые они формируют на основании анализа поведения и речи, переживаний, мимических реакций и экспрессии речи партнера по общению. Поэтому для снижения риска использования стереотипов в студенческой среде, в педагогическом общении рекомендуется развивать у студентов социальный интеллект, то есть их креативность, не шаблонность, гибкость мышления в социальной сфере и межличностном взаимодействии.
Для коррекции негативных стереотипов в межличностном общении и взаимодействии студентов, особенно в тех случаях, когда они чрезвычайно сильно отличаются по социокультурным параметрам, рекомендуется проводить социально-психологические тренинги. Студенты, знакомясь с особенностями проявления толерантности в межличностных отношениях на осознанном уровне, способны контролировать свои эмоции, мысли, поведение, психические состояния, которые отвечают за позитивное отношение к другим людям в межличностном общении и взаимодействии. Далее формируемый осознанный уровень культуры толерантности переходит на уровень бессознательной толерантности. Бессознательно толерантность в виде доверия к другим людям повышается с развитием у человека способности правильно оценивать состояния чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям.
Если первый этап относится к сфере стратегических разработок, в ходе которых выявляются составляющие толерантности как ценности личности педагога, в максимальной степени соответствующие целям развития и особенностям студентов, то на втором разрабатывается система конкретных мероприятий и процедур по формированию культуры толерантности. Второй этап реализуется посредством выявления «творцов» культуры толерантности, которые призваны формировать культуру толерантности у студентов педагогического колледжа. В педагогическом колледже эту роль выполняют классные руководители (кураторы), поскольку выявлено, что определяющее влияние на формирование у будущих специалистов культуры толерантности оказывает вовлечение студентов во внеучебную деятельность.
Целенаправленный, систематичный, адресный процесс воспитания толерантности студентов способствует преодолению таковых ранее проявляемых форм нетерпимости, как предубеждения, предрассудки, негативные стереотипы (мнение о человеке как о представителе определенной группы — представителе иной культуры, национальности, расы, пола, религии и т.д.) национализм, шовинизм, расизм; насилие в поступках и в речи — преследования, запугивания, угрозы, репрессии, геноцид, оскорбления, насмешки, ярлыки, прозвища; экстремизм во взглядах и поступках — терроризм, фашизм, осквернение религиозных и культурных символов; эксплуатация; дискриминация, изоляция в обществе — по половому признаку, мигрантофобия и другие.
Это один из завершающих этапов процесса формирования культуры толерантности можно обозначить достижение будущими педагогами социальной зрелости, которая отражается в усвоении социального опыта, приобретении соответствующих социально желательных качеств, в активной подготовке к вступлению в общественную «взрослую», профессиональную жизнь и способности выполнять в обществе необходимые социальные функции. Социальная зрелость - это главная стадия человеческой жизни, включающая в себя период наиболее активной трудовой и общественнополитической деятельности, стадия максимального проявления творческой активности личности.
Культура толерантности имеет важнейшее значение в индивидуальноличностном развитии студентов, формируясь в учебной и во внеучебной деятельности, способствует эффективной социализации и обучения, благодаря функциональному наполнению своей структуры служит развитию важного личностного качества - гуманности будущего специалиста.
Библиографический список
1. Байбородова, Л.В. Воспитание толерантности у школьников как функция
деятельности классного руководителя [Текст] / Л.В. Байбородова // Ярославский
педагогический вестник, 2002. - № 4.
2. Батурина О.С., Бронников С.А. Формирование культуры толерантности будущих педагогов. Учебное пособие [Текст] / О.С.Батурина, С.А. Бронников // Уфа: БИРО, 2010. -228 с.
3. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. - М.: Рус. яз., 1980. - 815 с.
Bibliography
1. Baturina O.S., Bronnikov S.A. Future Teachers’ Tolerance Culture Forming: Study Guide [Text] / O.S.Baturina, S.A.Bronnikov. - Ufa: BIRO, 2010. - 228 p.
2. Bayborodova, L.V. Schoolchildren’s Tolerance Forming as an Activity Function of the Class Teacher [Text] / L.V.Bayborodova // Yaroslavl Pedagogical Herald. - 2002. - № 4.
3. Ozhegov, S.I. Explanatory Dictionary of Russian / Under the Edit. of N.Yu. Shvedova. -M.: The Russian Language, 1980. - 815 p.