СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ
Т.И. Лихачева
ESSENCEABLE CHARACTERISTICS OF TEENAGERS' TOLERANCE
Likhachova T.I.
In the article the main methods to the understanding of tolerance on the individual level are viewed, the complex characteristic of the tolerance as the person's integral characteristic is given; the essence and the structure of teenagers' tolerance taking into account the particularity typical to that age-group are revealed.
В статье рассмотрены основные подходы к пониманию толерантности на уровне индивида, представлена комплексная характеристика толерантности как интегральной характеристики личности; раскрывается сущность и структура толерантности подростков с учетом особенностей, характерных для этой возрастной группы.
УДК 37.01
Сложный переходный этап развития современного российского общества сопровождается проявлением различного рода негативных тенденций: кризисом системы нравственно-культурных ценностей, ростом социальной напряженности, увеличением числа и масштабов экстремальных ситуаций и социальных конфликтов, обострением межнациональных отношений. Все это приводит к ослаблению регулирующих механизмов человеческого индивидуального и социального поведения, к возрастанию нетерпимости практически на всех уровнях общественных отношений.
Подобная ситуация стимулирует общество на поиск новых отношений, ориентированных на сотрудничество и диалог, конструктивных стратегий мышления и деятельности, которые способствовали бы достижению согласия на различных уровнях взаимодействия, акцентирует внимание на ценностях, формирующих гуманное сознание членов общества, таких как: взаимопонимание, личная ответственность, свобода, абсолютная ценность жизни и т.д. На наш взгляд, именно толерантность может и должна стать сегодня тем действенным регулятором жизни людей, который направляет государственное устройство, социальные структуры и индивидуальные стратегии поведения и существования по пути гуманизации и социально-культурного равновесия.
Особую значимость приобретает проблема формирования толерантного поведения и сознания у подростков, поскольку
Ш Лихачева Т.И
подростковый возраст является важнейшим периодом в психосоциальном развитии человека. Подросток активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его дальнейшая жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире.
Проведенный нами анализ современных исследований по рассматриваемой проблематике показал, что толерантность приобретает исключительную значимость именно в подростковом возрасте как характеристика интегральная и многомерная, как способность личности противостоять фрустрации, агрессии, стрессу, риску, неопределенности, сохраняя при этом устойчивость.
Данная проблема актуальна еще и потому, что возрастной особенностью современных подростков становятся интолерант-ные проявления и тенденции в поведении. Проявляются они в межгрупповых механизмах деления на своих и чужих: социальной категоризации, групповой идентификации, социальном сравнении, межгрупповой дискриминации, стереотипизации и атрибуции. У многих подростков актуализированы такие черты интолерантности как: агрессивность в отношении инаковости, непринятие индивидуальности другого, использование себя в качестве идеала, комформность и закрытость референтных групп и т.д. В силу этого поиск подходов, средств и методов воспитания толерантности подростков выступает сегодня как чрезвычайно актуальная теоретико-практическая задача.
Прежде чем мы перейдем к рассмотрению сущности, структуры и особенностей толерантности подростков, кратко остановимся на характеристике самого феномена толерантности. И здесь сразу отметим, что толерантность следует рассматривать на двух уровнях: уровень индивида (личная толерантность) и различного рода общественных отношений (социокультурная, государственная, общественная и т.д.). Мы ограничимся кратким анализом толерантности на уровне индивида.
Рассматривая толерантность на уровне индивида, мы предприняли попытку систе-
матизации основных подходов к пониманию сущности данной категории (табл.).
Все вышеперечисленные походы обладают определенными достоинствами и недостатками, не вдаваясь детально в их сравнительный анализ, отметим, что мы отдаем предпочтение последнему из них, поскольку он предполагает самый широкий аспект рассмотрения толерантности не только с точки зрения качественно-содержательного анализа, но и с точки зрения ее генезиса. В рамках данного подхода мы ориентируемся на определение толерантности, предложенное Г. Солдатовой: «Толерантность - это интегральная характеристика индивида, определяющая его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно-психического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимоотношений с самим собой и окружающим миром» (1).
По мнению И.Б. Гриншпуна в качестве параметров личностной толерантности, позволяющих охарактеризовать ее индивидуальные особенности, могут выступать:
• Объектная отнесенность толерантности. Очевидно, что толерантность дифференцированно проявляется относительно различных объектов и воздействий различного типа;
• Диапазон толерантности. Условное обозначение меры толерантности как индивидуальной характеристики определяется через количество допустимых фру-стрирующих воздействий;
• Фокус толерантности. Типологии-ческая характеристика, обозначающая стилистическую близость одному из двух вышеназванных полюсов либо возможную би-фокальность (баланс);
• Устойчивость толерантности. Временная характеристика;
• Динамичность толерантности. Имеется в виду изменчивость диапазона во времени и параметры этой изменчивости. Толерантность не статична, и процессуальный аспект предполагает, во-первых, принципиальную конечность, а во-вторых,
Таблица
Основные подходы к пониманию сущности толерантности на уровне индивида
Сущность понятия толерантность в трудах ученых Содержание понятия толерантность
1. Толерантность как личностная ценность и поведенческий ориентир, представляющий цель активности личности. (А.Г. Асмолов, Н.А. Асташова, В.П. Бездухова, А.В. Кирьякова и др.) Толерантность как общественный идеал, предметное воплощение этого идеала в поведении людей, и как мотивационная структура личности (толерантность как принцип и норма, определяющие деятельность человека, толерантность как идеал - стимул поведения и деятельности личности)
2. Толерантность как устойчивость (О.А. Грива, А.В. Мирошин, Е.В. Рыбак, О. А. Сиротин и др.) Толерантность - характеристика физиологической, психологической и социальной устойчивости индивида к различным воздействиям (приобретенная устойчивость, устойчивость к неопределенности, этническая устойчивость, психоэмоциональная устойчивость, стрессоустойчивость, конфликто-устойчивость, устойчивость к поведенческим отклонениям).
3. Толерантность как терпимость (С.К. Бондырева, В.М. Золотухин, Я.Л. Коломинский, В.А. Петрицкий и др.) Толерантность как отсутствие нежелательной реакции индивида в ситуации, когда она вероятна или вынуждена; толерантность как терпимость субъекта по отношению к другому субъекту, несмотря на возможную первоначально негативную оценку вкусов, поступков, стиля поведения, образа жизни, иной культуры; толерантность - внутренне осознанная терпимость, основанная на нравственно-понимающем сопереживании
4. Толерантность как основа и регулятивный механизм общения, личност-но-формирующий фактор (В.В. Бойко, П.Ф. Комогородов и др.) Толерантность посредством своих внутренних механизмов призвана превратить «другого» как объекта в полноправного партнера по общению, в субъекта. В структуре общения играет двоякую роль: через эмоциональную составляющую толерантность характеризует процесс общения изнутри и объективно отражает взаимоотношения субъектов через комплекс поведенческих реакций на основе рационального постижения отношений субъектов
5. Толерантность как способ преодоления антагонизма (Р.Р. Валитова, Й. Йовел и др.) Толерантность - добровольное и сознательное подавление чувства неприятия, вызванного определенными внешними или внутренними свойствами «другого». При этом непременным условием актуализации толерантности является наличие антагонизма в межличностном взаимодействии
6. Толерантность как адаптация (С.Ю. Головин, Л.М. Митина, А.А. Реан и др.) Толерантность является одновременно и условием и формой успешной социально-психологической адаптации человека, в основе которой лежит активная регуляция поведения и деятельности при взаимодействии с различными факторами социальной среды
7. Толерантность как принятие (И.В. Крутова, П.В. Степанов, С.Н. Толстикова, О. Хеффе и др.) Толерантность - стремление человека достигать взаимопонимания с другими, согласовывать самые разные установки, мотивы, ориентации, не прибегая к насилию и подавлению человеческого достоинства, т.е. активное принятие многообразия, результатом которого становится взаимопонимание, сотрудничество и диалог
8. Толерантность как интегральная характеристика личности (М.А. Ковальчук, М.И. Рожков, О.В. Исаева, Г. У. Солдатова и др.) Толерантность как целостное и комплексное личностное образование всепроникающее и объединяющее различные личностные качества и особенности их проявления
Ш Лихачева Т.И
динамику с возможной сменой акцентов в плане близости к одному из полюсов дихотомической шкалы (2).
В нашем исследовании толерантность рассматривается как целостное личностное образование, состоящее из взаимосвязанных элементов, частей. В соответствии с данным подходом толерантность есть единое, гармонично функционирующее целое, каждая часть которого выполняет какую-то функцию, жизненно важную для целого. При этом каждый элемент не просто выполняет присущую ему роль, а представляет собой звено, без которого толерантность не может существовать в качестве целостного образования.
Разложение толерантности на составные части и выяснение зависимости между ними опирается на классическое положение отечественной науки (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн) о единстве и взаимосвязи всех сторон духовной жизни человека - единстве разума, чувств и действий, так как воздействия внешнего мира на человека отражаются в нем в виде чувств, мыслей, побуждений, проявлений воли.
В структуре толерантности, как и в любом личностном качестве, можно выделить три основных структурных компонента: познавательный, эмоционально-оценочный, поведенческий. Три указанных компонента находятся во взаимосвязи и взаимозависимости. Дадим краткую характеристику данных компонентов.
Познавательный компонент представляет собой своеобразное информационное «поле», отдельные элементы которого характеризуют особенности личности, взаимоотношения в различных сферах жизнедеятельности. Из познавательного компонента извлекаются необходимые сведения, связанные с возникшей ситуацией. Как правило, ситуация вызывает определенные эмоции, связанные с ведущими интересами личности. Возникает познавательно-эмоциональное образование, т. е. своего рода, эмоционально окрашенные знания, необходимые для формирования поведенческой готовности, а на более сложном уровне и поведенческих программ.
Активно направленное эмоциональное состояние, выражающееся в таких «чувствен-
ных установках», как стремление, желание, представляет собой существенный механизм регулирования деятельности. Этот механизм имеет структуру, которую можно описать с помощью таких понятий, как эмоциональная реакция, эмоциональное состояние, эмоциональное отношение. В приведенном ряду понятий, обозначающих разные уровни отражения действительности в форме переживаний, наиболее содержательным является последнее, т.е. эмоциональное отношение.
Эмоциональные отношения выражаются в сопереживании другим людям, постижении их эмоционального состояния, чувствовании их духовного мира. В результате вовлеченности в эмоциональные отношения у личности проявляется разнообразная гамма чувств - от неприязни до любви.
Поведенческий компонент толерантности имеет особое значение, поскольку лишь в границах деятельности определенного субъекта любые реальности - действительные или воображаемые - выстраиваются в смысловой ряд, в жизненную концепцию, запечатлевающую неповторимость судьбы субъекта (3).
Подводя итоги анализу толерантности как личностному качеству отметим, что, во-первых, толерантность является структурным компонентом личности и затрагивает все сущностные сферы человека, во-вторых, это качество личности является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим и, в-третьих, оно представляет установку на определенный тип отношений, который проявляется в личностных действиях человека.
Возвращаясь к проблеме толерантности подростков, отметим, что в данном аспекте мы придерживаемся трактовки толерантности - как особого личностного качества, отражающего активную социальную позицию и психологическую готовность к позитивному взаимодействию с людьми или группами иной национальной, религиозной, социальной среды, иных взглядов, мировоззрений, стилей мышления и поведения.
Характеристика толерантности как личностного качества наилучшим образом проявляется через ее функции в социальном
поведении человека. При этом под функцией (от лат. &псйо - исполнение, совершение) мы понимаем внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений и обеспечивающее ее сохранение, поддержание и развитие (4).
Каждая функция отражает определенный аспект содержания компонентов системы. В целом они подчеркивают многоаспект-ность социального поведения человека. Устойчивость функциональных компонентов системы определяется их связью со структурными компонентами толерантности и последовательной связью между собой. Отсутствие связей у каких-либо компонентов с другими ведет к их изоляции и в конечном итоге, к вытеснению из системы.
Основные функции толерантности субъекта могут быть поняты, исходя из учета специфики деятельности, многообразия отношений, общения и возможностей позитивного самоутверждения подростка, оказывающегося в различных жизненных ситуациях.
Анализ научных трудов по исследуемой проблеме позволил выявить следующие основные функции толерантности подростков:
1. Мирообеспечивающая: определяет многомерность среды и разнообразных взглядов; обеспечивает гармоничное мирное сосуществование представителей, отличающихся друг от друга по различным признакам; служит общественным гарантом неприкосновенности и ненасилия по отношению к различного рода меньшинствам и легализует их положение с помощью закона.
2. Регулирующая: позволяет сдержать неприязнь в сочетании с отложенной позитивной реакцией, либо заменить ее на позитивную; предоставляет конструктивный выход из конфликтных ситуаций; ориентирует отношения на соблюдение равноправия, уважения, свободы.
3. Психологическая: служит основой для нормализации психологической атмосферы в группе, обществе (атмосфера доверия, уважения, признания, поддержки); формирует и развивает этническое самосознание; обеспечивает этническую и социаль-
ную самоидентификацию; поддерживает и развивает самооценку личности, группы; снижает порог чувствительности к неблагоприятным факторам, фрустрационным ситуациям.
4. Воспитательная: обеспечивает передачу опыта позитивного социального взаимодействия и опыта человечества в целом; является совершенным образцом организации жизнедеятельности в социуме; обеспечивает успешную социализацию; развивает нравственное понимание, сопереживание, умение лояльно оценивать поступки других.
5. Коммуникативная: развивает готовность к общению, сотрудничеству и пониманию; позволяет установить конструктивное общение с представителями различных групп, иного мировоззрения.
6. Культуросохраняющая: обеспечивает сохранение и преувеличение культурного опыта группы, этноса, общества.
7. Креативная: обеспечивает возможность творческого преобразования окружающей действительности; создает условия для безопасного проявления дивергент-ности, творческой активности; создает условия для творческого самоутверждения.
8. Фелицитологическая: позволяет получить счастье от общения с иными представителями и осознание своей индивидуальности, от признания группой и миром в целом.
Толерантность как целостное образование имеет свою структуру, которая выражается в соподчиненности ее компонентов. Их содержательное наполнение обусловлено спецификой объекта и особенностями познавательных, эмоционально-мотивационных проявлений учащихся подросткового возраста.
Выделенные функции толерантности помогают определить ее содержание и внутреннюю структуру. К структурным компонентам толерантности можно отнести следующие:
1. Когнитивный компонент -
включает в себя знания и представления подростка о самом себе, о нормах осуществляемой деятельности, о многообразии окру-
жающей действительности; проявляется в гибкости и критичности мышления, способности воспринимать и структурировать информацию, прогнозировать возможные пути решения проблемы;
2. Эмоционально-ценностный -включает структуру ценностей, потребностей, мотивов деятельности, направленных на гармонизацию межличностных отношений; проявляется в таких эмоциональных состояниях, как спокойствие, уверенность, удовлетворенность;
3. Поведенческий - включает опыт применения знаний и умений при нравственно-ценностном выборе средств достижения целей; проявляется в осуществлении самоконтроля в поведении, контроля за ситуацией и поведением вовлеченных в неё людей.
Вышесказанное позволяет нам утверждать, что толерантность, являясь личностным качеством, подвергается развитию, стимулированию (прежде всего самостимулированию) и коррекции, а целью ее формирования является позитивное взаимодействие со всеми субъектами жизнедеятельности.
В заключении отметим, что воспитание толерантной личности это сложный процесс, который осуществляется всей социальной действительностью, окружающей подростка, обществом, в котором он живет, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений ее членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми. Как показывает анализ практики, данный процесс происходит, как правило, стихийно. Для того чтобы сделать его целенаправленным, на наш взгляд, необходима специально организованная педагогическая деятельность в ходе воспитательной работы, осуществляемой в образовательных учреждениях. Закладывая фундамент базовой культуры, и, формируя на ее основе базовое образование, образовательное учреждение участвует в процессе становления полноценной личности и в процес-
се ее социализации. Неотъемлемой составляющей данного процесса должно стать формирование толерантности подрастающего поколения.
При этом формирование толерантности подростков в системе воспитательной работы общеобразовательных учреждений должно быть направлено на то, чтобы толерантность стала не просто абстрактным идеалом, а реальным фактом школьной жизни, личной ценностью, ориентация на которую позволит осознать достоинства своей культуры и культуры разных народов, выработать опыт конструктивного разрешения конфликтов, нахождения компромиссов, умение ставить себя на позицию другого, обеспечит взаимопонимание, развитие способности жить в неодинаковом мире среди неодинаковых людей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Солдатова Г. Практическая психология толерантности, или как сделать так чтобы зазвучали лучшие струны человеческой души // Научно-публицистический вестник - 2003.
- №6. - С. 60-69.
2. Гриншпун И.Б. Понятие и содержательные характеристики толерантности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. научно-методических статей. - 2-е изд.
- М. Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК»,2003. - С. 34-35.
3. Асташова Н.А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. научно-методических статей. - 2-е изд. - М. Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МО-ДЭК»,2003. - С. 77-78.
4. Философский словарь - М., 1986. - С. 526.
Об авторе
Лихачева Татьяна Ивановна, заместитель начальника управления образования администрации г. Ставрополя. Сфера научных интересов -формирование толерантности подростков.
ПЕЛНГОГПЧЕСКПЕ ИНУКП
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОВОСПИТАНИЯ У КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
С.Н. Полупан
FORMATION OF SELF UPBRINGING SKILLS AMONG MILITARY STUDENTS OF THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE EDUCATIONAL PROCESS
Polupan S.N.
Psychological and pedagogic measures of diagnostics of the process of self upbringing of the military students are presented in the work in the context of their professional and personal formation. Results of the experimental work carried out at Severo-Kavkazskji Military Institution of Home Affairs of the Ministry of the Interior of the Russian Federation are summarized.
В работе представлены психолого-педагогические средства диагностики процесса самовоспитания курсантов в контексте их профессионально-личностного становления, обобщены результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе Северо-Кавказского военного института внутренних войск МВД РФ.
УДК 37.037.5:353.232
Несмотря на возрастающее внимание к проблеме личностной обусловленности процесса формирования субъекта деятельности, до настоящего времени ощущается дефицит исследований в области совершенствования принципов и методов изучения личностных свойств и качеств и, в частности, содержания и динамики процесса самовоспитания курсанта на этапах его становления как профессионала.
В отечественной и зарубежной литературе имеется большое количество научных данных или относительно общих кон-статаций факта существенного влияния самовоспитания и мотивации (совокупности факторов, побуждающих, организующих и направляющих поведение человека) на успешность освоения и выполнения конкретной деятельности. В литературе достаточно широко представлены материалы теоретического изучения самовоспитания и, в частности, суждения о ней как комплексном феномене, связанном с когнитивной, эмоциональной и волевой сферами личности; об особенностях зарождения, формирования и проявления мотивов поведения; о роли «мотиваторов» - психологических факторов (нравственный контроль, предпочтения, интересы и т.п.), участвующих в конкретном процессе личностного развития и определяющих принятие человеком той или иной линии поведения.
Как показывают психологические исследования, педагогический опыт, самовоспитание курсантов значительно активизи-