Научная статья на тему 'Социально-гигиенические аспекты дорожно-транспортного травматизма в Чеченской Республике (на примере одного из участников дорожного движения водителей)'

Социально-гигиенические аспекты дорожно-транспортного травматизма в Чеченской Республике (на примере одного из участников дорожного движения водителей) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
71
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-гигиенические аспекты дорожно-транспортного травматизма в Чеченской Республике (на примере одного из участников дорожного движения водителей)»

СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ (НА ПРИМЕРЕ ОДНОГО ИЗ УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ - ВОДИТЕЛЕЙ)

Темишев З.В.

ММА им. И.М. Сеченова,

кафедра общественного здоровья и здравоохранения с курсом экономики, г. Москва

Начиная с 2001 года в России отмечается устойчивый рост общего количества ДТП. Наибольший прирост количества ДТП зарегистрирован в Чеченской Республике.

С целью анализа дорожно-транспортного травматизма в Чеченской Республике был проведен социологический опрос водителей г. Грозный.

Среди опрошенных водителей 93,4% составили мужчины, а 6,6% - женщины. Около 43% водителей - лица в возрасте до 30 лет, 36, 3% - 31-40 лет. Значительная часть опрошенных женаты (замужем) - 44,0%, около 32% -холосты (незамужем), при этом у 41,8 на 100 опрошенных водителей есть дети в возрасте до 18 лет. У значительной части респондентов (45,1%) водительский стаж составляет 1-5 лет. Доля водителей со стажем 6-10 лет - 27,5%; 11 лет и более - 15,4%; у 12,0% опрошенных водительский стаж не превышает 1 года. При этом отмечена прямая средняя связь между возрастом респондентов и их водительским стажем (гху = 0,6, р < 0,01).

Важным аспектом поведения на дороге является использование средств пассивной безопасности, причем не только водителями, но и пассажирами. Анализ ответов водителей показал, что лишь 12,1 на 100 опрошенных всегда пользуются ремнем безопасности. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что 38,5 на 100 респондентов не пользуются ремнями никогда. Около 40 на 100 опрошенных водителей никогда не просят сидящего рядом пассажира пристегнуться ремнем безопасности; всегда же это делает лишь каждый десятый водитель. На вопрос «Если Вы не пользуетесь ремнем безопасности, то почему?» значительная часть опрошенных водителей (63,7 на 100 не пользующихся ремнем) ответила «считаю его неудобным», а также «считаю его бесполезным» (14,3 на 100). Пользуются специальным креслом, если в машине находится ребенок, 37,4 на 100 опрошенных водителей. Следует отметить, что более половины респондентов (57,1 на 100) никогда не делают этого.

Среди факторов, отвлекающих от управления автомобилем, ведущее место занимают разговоры по мобильному телефону. Полученные в результате исследования данные показывают, что около половины (50,5 на 100) респондентов разговаривают по мобильному телефону, находясь за рулем часто, а 33,0 на 100 - иногда.

На следующем этапе было изучено мнение водителей о работе органов ГИБДД. Установлено, что практически половина опрошенных (47,3 на 100) удовлетворены ею лишь отчасти, каждый третий совсем недоволен их работой.

Важным фактором, влияющим на вероятность возникновения ДТП, является поведение водителя на дороге. По результатам анкетирования установлено, что неукоснительно соблюдают правила дорожного движения 40,7 на 100 водителей, а 45,1 на 100 опрошенных случается управлять автомобилем в нетрезвом виде.

При возникновении дорожно-транспортного происшествия чрезвычайно важным является скорейшее оказание первой помощи, которое необходимо начинать еще до прибытия врача. Поэтому знание правил оказания первой помощи является необходимым для водителей, которые зачастую являются первыми свидетелями чрезвычайных ситуаций на дороге. Однако знают основы оказания помощи пострадавшим 60, 4 на 100 опрошенных водителей.

Большинству опрошенных водителей (90,1 на 100) случалось попадать в дорожно-транспортные происшествия. При этом в 54,9 случаях на 100 виновником ДТП водители считают себя, в 53,8 на 100 - другого водителя, 21,9 на 100 опрошенных назвали пешехода, по 15,4 на 100 - неисправность машины и погодные условия.

Анализ ответов водителей, а также изучение других участников дорожного движения позволит разработать мероприятия по комплексной профилактике дорожно-транспортного травматизма в Чеченской Республике.

ЛИТЕРАТУРА

1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.

2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.

3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.

4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.

5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.

6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.

7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.

8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.

9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЬ: Шр://е-pubmed.org/isu.html. 2007. Т. 9. № 12.

10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2006. Т. 8. № 12.

11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Ы1р://е-pubmed.org/isu.html. 2005. Т. 7. № 12.

12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2004. Т. 6. № 12.

Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2003. Т. 5. № 12.

14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2002. Т. 4. № 12.

15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 3. № 1.

16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2000. Т. 2. № 1.

Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.