НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЕЧЕНИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ЛИЦ, РАБОТАЮЩИХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
А.М. Аванесов, Ф.А. Ходжаев Российский университет дружбы народов Кафедра общей стоматологии
Статья посвящена изучению проявлений стоматологических заболеваний у лиц, работающих на железнодорожном транспорте, в частности машинистов, помощников машинистов, проводников поездов дальнего следования. Данная категория работников подвержена многочисленным вредным факторам воздействия, обусловленным особенностями производства. Длительное пребывание в пути не позволяет эффективно примененять традиционные схемы лечения, которые, в большинстве своем, основаны на регулярном и неоднократном посещении лечебного учреждения. В связи с этим представляется важным поиск средств и методов лечения, основанных на пролонгированном воздействии. Изучение результатов применения пленок диплен-дента представляет научно-практический интерес.
Одной из ведущих отраслей экономики нашей страны является железнодорожный транспорт, выполняющий пассажирские перевозки дальнего и пригородного сообщений. Согласно статистике на его долю приходится около 40% всего объема пассажирских перевозок в стране. Характерными особенностями водительского труда являются напряжение, связанное с высоким риском и ответственностью, количеством и характером поступающей информации, внезапностью наступления аварийных ситуаций, низкой двигательной активностью, напряженным трудом в условиях дефицита времени, напряжением, связанным с вынужденной позой. Труд водителя протекает в условиях воздействия на организм шума, вибрации, инфразвука, токсических веществ воздуха рабочей зоны, связанной с большой загазованностью, неблагоприятного микроклимата сменного характера труда. Особенностями труда работников железнодорожного транспорта является отсутствие определенного режима работы (часов, времени суток), отсутствие перерывов для отдыха и приема пищи, нерегулярное и несвоевременное соблюдение гигиены полости рта.
Нами было проведено обследование 80 сотрудников, работающих на Московской железной дороге. Из них 40 проводников дальнего следования, 15 машинистов, 25 помощников машиниста. Исследования проводилось в стоматологических кабинетах здравоохранительных пунктов. Были использованы клинический метод и анкетирование. Клинический метод исследования проводили по общепринятой методике, включающей опрос и осмотр полости рта. При проведении анкетирования учитывались факторы, повышающие риск развития стоматологических заболеваний, - географические, социальные и возрастные.
Стоматологическое обследование включало выявление патологии твердых тканей зубов, тканей пародонта и гигиеническое состояние полости рта путем применения традиционных методов обследования.
Обращалось внимание на заболевания твердых тканей зубов (локализация и глубина кариозных полостей, а также их осложнения). С целью уточнения границ воспаления проводилась диагностическая окраска раствором йодистого калия в прописи Д.Шиллера (1962) с помощью капиллярно-маргинально-альвеолярного индекса (РМА). Распространенность кариеса определялась в процентах, а интенсивность поражения кариесом, по индексу КПУ зубов. Гигиенический статус оценивался с помощью индекса Грина-Вермильона.
Возраст обследуемых колебался от 20 до 60 лет, средний возраст составил 40 лет. При обследовании обращало внимание на себя, что лишь 4,5% работников пришли к стоматологу с целью профилактики, в остальных случаях по поводу зубной боли.
Отмечен крайне низкий уровень гигиены полости рта - у 67% обследуемых работников в различных подразделениях железнодорожного транспорта, что, возможно, и явилось причиной начала острых одонтогенных воспалительных заболеваний. Среди стоматологических заболеваний отмечались: кариес - 89%, гингивиты - 10%, пародонтиты -100% и т.д.
Больным проводились традиционные методы лечения: снятие зубных отложений, противовоспалительная терапия, ликвидация очагов хронической инфекции и т.д. С целью повышения эффективности проводимых лечебных мероприятий мы использовали препараты пролонгированного действия на основе пленок с различным действующим веществом: диплен-дента-х с хлоргексидином, диплен-дента-л с линкомицином, диплен-дента-г с гентамицином, диплен-дента-с с солкосерилом.
Условия труда диктуют свои правила, которые, в свою очередь, не позволяют добиться желаемых результатов, применяя лишь стандартную схему лечения. Требуется индивидуальный подход, поиск новых путей решения проблем при санировании полости рта. В этом случае применение пленок диплен-дента, как одиного из методов лечения, облегчает не только работу врача стоматолога в данной ситуации, но и состояние пациентов с минимальным отрывом от выполнения должностных обязанностей. Он учитывает специфику работы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.
2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.
3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.
4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.
Материалы IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.
6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.
7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.
8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.
9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЬ: Шр://е-pubmed.org/isu.html. 2007. Т. 9. № 12.
10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2006. Т. 8. № 12.
11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Ы1р://е-pubmed.org/isu.html. 2005. Т. 7. № 12.
12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2004. Т. 6. № 12.
13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2003. Т. 5. № 12.
14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2002. Т. 4. № 12.
15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 3. № 1.
16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2000. Т. 2. № 1.
Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва