ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ, ЭМПАТИЯ МОЛОДЕЖИ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Соблирова Т.Х., Отарова Д.Д., Петрова Л.Г.
Кабардино-Балкарский государственный университет,
Социально-гуманитарный институт, кафедра анатомии, г. Нальчик
Здоровье молодёжи в любой социально-экономической и политической обстановке является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, т.к. оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества. Проблема сохранения и укрепления социального и духовно-нравственного здоровья населения России в условиях реформирования всей системы жизнеобеспечения в стране должна стать приоритетной, духовно-нравственное воспитание молодёжи в период глобализации, падения нравственных устоев, алкоголизма, наркомании, жестокости, агрессии, нетерпимости, проявлений расизма, международного терроризма имеет чрезвычайно актуальное значение. Одним из важнейших элементов духовно-нравственной личности является эмпатия, умение сопереживать другому. Мы определяли общий уровень и разновидности эмпатии (по опроснику И.М. Юсупова) студентов 2 курса медфакультета (в том числе и закончивших медколледж) и 3 курса медколледжа КБГУ в возрасте 16-25 лет (п= 92 чел.), из них юношей (38,2%) и девушек (61,8%), селян -42,7%, горожан - 57,3%. Высокий общий уровень эмпатии выявлен у 38,0±5,0% опрошенных; очень высокий -20,6±4,2%; средний - 33,8±4,9%; низкий - 7,6±2,7%. И.М. Юсупов различает следующие виды эмпатии: эмпатия с родителями, животными, со стариками, детьми, героями худ. произведений, незнакомыми людьми. Очень низкую эмпатию с родителями демонстрируют 4,3±2,1% обследованных; низкую - 3,3±1,9%; среднюю - 38,0±5,0%; высокую - 15,2±3,7%; очень высокую - 39,2±5,1%. Эмпатия с животными очень низкая у 5,4±2,3%; низкая у 19,6±4,1%; средняя - 61,9±5,1%; высокая - 3,3± 1,9%; а очень высокая лишь у 9,8±3,1%. Очень низкая эмпатия со стариками характерна 3,3±1,9%; низкая - 5,4±2,3%; средняя - 83,7±3,8%; высокая - 3,3±1,9%; очень высокая -4,3±2,1%. Эмпатия с детьми: очень низкая (2,2±1,5%); низкая (5,4±2,3%); средняя (72,9±4,6%); высокая (6,5±2,6%); очень высокая (13,0±3,5%). Очень низкая эмпатия с героями худ. произведений обнаружена у 4,3±2,1%; низкая у 12,0±3,4%; средняя - 73,9±4,6%; высокая - 3,3±1,9%; очень высокая - 6,5±2,6% опрошенных. Очень низкая эмпатия с незнакомыми людьми свойственна 3,3±1,9%; низкая - 2,2±1,5%; средняя - 65,2±4,9%; высокая - 4,3±2,1%; очень высокая - 25,0±4,5%. Наибольший интерес представляет исследование эмпатии к животным как одного из компонентов духовно-нравственного здоровья личности. Обращение с животными в различных сферах регламентировано соответствующим законодательством. Это, в первую очередь международные нормативные документы, такие как: Европейская Конвенция №123, Конвенция по защите экспериментальных животных (1986 г.), Хельсинская Декларация от 2000 г. Есть и российские правовые документы в этой области, например, отдельная статья в гражданском Кодексе РФ, в которой животные рассматриваются как собственность гражданина; а также ст. 245 УК РФ, призванная защищать животных от жестокого обращения, на деле практически не работает. Поэтому крайне необходимым остаётся принятие полноценного федерального закона о животных. Однако попытка принять в России такой закон потерпела фиаско. В Португалии был принят такой закон, но не были установлены меры наказания за его нарушение. Для исследования эмпатии и отношения к животным в целом мы составили анкету "Животные и социальная сензитивность молодёжи" и предложили ответить на неё той же когорте студентов КБГУ. 29,2% анкетированных боятся диких животных, даже надёжно запертых; не всегда боятся - 49,4%; никогда - 21,4%. Большинство опрошенных (73,0%) расстраивается, когда видят страдания животных; не расстраиваются - 15,8%; затруднились с ответом 11,2%. Ухаживать за животными любят 34,8%; выращивать молодняк нравится 23,6%; а 18,0% животных не любят вообще; несколько вариантов ответа выбрали 23,6%. В городах и сёлах необходимо строить большое количество приютов для бездомных животных (69,7%); приюты не нужны вообще, т.к. всех бездомных животных надо уничтожать (11,2%); затруднились ответить 16,8%; несколько вариантов ответа выбрали 2,3%. Если домашние животные себя плохо ведут, уверены студенты, их надо: 1) всегда, несмотря ни на что, бить (1,1%); 2) бить от случая к случаю (2,2%); 3) наказывать в зависимости от обстоятельств (5,6%); 4) никогда нельзя бить животных, т.к. это безнравственно (16,8%); 5) иногда стоит их наказывать (12,3%); 6) бить лишь в крайних случаях (7,8%); 7) воспитывать их и воздействовать на них другими методами (26,9%); 8) затруднились ответить 8,9%; несколько вариантов ответа указали 18,1% респондентов. К людям, жестоко обращающимся с животными, 4,5% учащихся относятся с пониманием; 60,7% относятся негативно к таким людям и осуждают их. 6,8% считают, что, если человек жестоко обращается с животным, значит оно это заслужило; затруднившихся ответить 11,2%. Бездомных животных надо подбирать на улицах и отдавать желающим на содержание, помогая материально таким людям, уверены 18,0%; уничтожать животных, разбрасывая на улицах ядовитые медикаменты - 2,2%; ловить только больных животных - 5,6%; отлавливать и ставить на них опыты - 2,2%; отдавать в приюты, питомники, зоопарки для того, чтобы о них позаботились - 39,3%; применять другие меры -4,5%; затруднились ответить 13,5%; несколько вариантов ответа дали 14,7% обследованных. Сохранить не только духовно-нравственное здоровье, но и жизнь, физическое здоровье помогает правильное поведение человека на дорогах. Безопасность дорожного движения имеет всё большую актуальность. За три первых месяца 2006 г. на территории КБР по причине превышения скорости движения было зарегистрировано 54 ДТП, в которых 16 чел. погибли и 68 получили травмы различной степени тяжести. За текущий год, по данным статистики УГИБДД КБР, произошло 491 ДТП, в которых 300 чел. пострадало и 191 ранены. В Москве за 9 месяцев 2007 г. на дорогах
пострадало 900 детей. По России в целом за прошедшие месяцы 2007 г. пострадало на дорогах 4,5 тыс. чел. по вине пешеходов и 2 тыс. чел. - по вине водителей. Постановлением Правительства РФ была разработана и утверждена от 20 февр. 2006 г. №100 федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 20062012 гг.", целями которой являются, сокращение: количества лиц, погибающих в результате ДТП; а также числа ДТП с пострадавшими. Задачами программы выступают: 1) предупреждение опасного поведения участников дорожного движения; 2) сокращение детского дорожно-транспортного травматизма и др. Разработан также проект Закона КБР "Об утверждении республиканской целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения КБР на 2007-2009 гг.", который Постановлением Правительства КБР от 24 авг. 2006 г. №237 - ПП был одобрен и внесён на рассмотрение в Парламент КБР. С целью изучения общественного мнения молодёжи мы опросили тот же кластер студентов КБГУ по составленной нами анкете "Безопасность на дорогах и участники дорожного движения". Водители на дорогах, по мнению респондентов, не должны, прежде всего: быстро ездить, не давая возможности пешеходам спокойно перейти дорогу (41,6%); подрезать других водителей (9,0%); нарушать другие правила дорожного движения (5,6%); затруднившихся с ответом 3,4%; несколько вариантов ответа выбрали 40,4%. Силовые структуры, чиновники и общество водителей, нарушающих правила, должны: штрафовать (11,2%); материально и морально поощрять тех, кто соблюдает правила (3,4%); жёстко наказывать водителей, сбивших пешеходов (25,8%); воспитывать у водителей неумение причинять вред другим (6,7%); ничего не должны делать (5,6%); затруднились ответить 1,1%; несколько вариантов ответа предпочли 46,2%. К старикам, переходящим дорогу, водители, на взгляд опрошенных, должны относиться: безразлично, продолжая движение (13,5%); внимательно, пропуская их (66,3%); в зависимости от обстоятельств (9,0%); затруднились с ответом 4,5%. Водители общественного транспорта в отношении к старикам льготникам должны: а)"увидев льготника или старика, стоящего на остановке, обязательно остановиться и посадить его в транспорт" ответили 70,8%; б)"увидев старика на остановке, вообще проехать остановку и не останавливаться" - 4,5%; в)"закрыть двери перед носом льготника, рискуя нечаянно защемить его" - 7,9%; г) "когда льготник хочет выйти из транспорта не останавливаться, не давая ему выйти" - 4,5%; д) "выгнать льготника из транспорта, не довезя его до пункта назначения" - 10,1%; затруднились ответить 2,2%. К детям, переходящим дорогу, считают студенты, водители должны относиться безразлично (10,1%); внимательно (66,3%); в зависимости от обстоятельств (7,9%); затруднившихся с ответом 6,7%. К животным же, пытающимся перейти дорогу, водители должны: относиться наплевательски-безразлично, давить их (6,7%); стараться остановиться перед неожиданно выскочившим на дорогу животным (20,2%); оказать помощь случайно сбитому животному (16,8%); объехать вышедшее на дорогу животное (13,5%); затруднились ответить 3,4%; несколько вариантов ответа дали 39,4%. Большинство анкетированных (71,9%) уверены, что участники дорожного движения обязательно должны строго соблюдать все правила; соблюдать только логически обоснованные правила - 9,0%; не соблюдать никаких правил вообще - 4,5%; затруднились с ответом 2,2%; несколько вариантов ответа дали 12,4%. На дорогах и в обществе в целом: 3,4% молодых людей раздражаются, когда правила им мешают; 2,2% считают, что для интересного дела законы можно обойти; 10,1% часто боятся, что их по ошибке примут за нарушителей законов; 9,0% ужасно не любят правила, стесняющие их; у 6,7% бывают периоды, когда они не следят за соблюдением всех правил, и периоды, когда упрекают себя за их нарушения; всякие правила вызывают у 5,6% желание их нарушать; 9,0% всегда сами соблюдают правила и следят за их соблюдением другими; 1,1% часто упрекают себя за нарушения правил; 11,2% не всегда удаётся соблюдать все законы; 13,5% следуют справедливым правилам и борются с несправедливыми; 7,9% затруднились ответить; 12,4% выбрали несколько вариантов ответа. "Если я был бы водителем и сбил в ДТП пешехода или животное, то я": "испугался бы обвинений и скрылся с места ДТП" заметили 2,2%; "сам бы попытался оказать первую медпомощь пострадавшему" - 14,6%; "вызвал бы сразу же скорую медпомощь" - 11,2%; "обязательно бы взял в авто пострадавшего и отвёз бы его сам в медучреждение" - 9,0%; "попросил бы кого-нибудь довести пострадавшего в медучреждение" - 7,9%; другое -10,1%; затруднились ответить 4,5%; несколько вариантов ответа дали 40,5%. Соблюдение правил дорожного движения, по мнению учащихся, может способствовать: сохранению жизни и здоровья населения и животных (25,8%); повышению безопасности на дорогах (22,5%); профилактике травматизма пешеходов (6,7%); трудно сказать (3,4%); несколько вариантов ответа - 41,6%. Для повышения же безопасности на дорогах необходимо: принимать правовые акты в этой области и исполнять их на практике (12,3%); ужесточать наказание за нарушение правил безопасности на дорогах (19,1%); формировать в семье и учебных заведениях у детей и молодёжи знания в области безопасности дорожного движения (11,2%); всё перечисленное (20,3%); ничего не надо делать (6,7%); затруднились ответить 3,4%; несколько вариантов ответа (27,0%). Наши исследования выявили: наличие низкоразвитого общего уровня эмпатии; среднее, низкое и очень низкое развитие различных видов эмпатии; высокую соц. сензитивность к животным; недостаток знаний студенчества в области безопасности дорожного движения. Для духовно-нравственного оздоровления и повышения эмпатии у молодёжи, на наш взгляд, необходимо проводить различные тренинги и игры такие, как: тренинг сенситивности; этюд "Эмпатийный танец"; поведенческий тренинг; эстетотерапия. Сохранению же жизни и физического здоровья, снижению травматизма на дорогах может способствовать повышение знаний молодого поколения в области безопасности дорожного движения путём проведения практикумов и спецкурсов в учебных заведениях, обучения основам безопасности жизнедеятельности. Физическое и духовное здоровье - особая нравственно-эстетическая ценность, позволяющая определять личностные цели и смыслы, нести ответственность. Лишь физически и нравственно здоровые люди могут создать здоровое, сильное общество и государство.
ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.
2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.
3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.
4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.
5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.
6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.
7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.
8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.
9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Шр://е-pubmed.org/isu.html. 2007. Т. 9. № 12.
10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2006. Т. 8. № 12.
11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Ы1р://е-pubmed.org/isu.html. 2005. Т. 7. № 12.
12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2004. Т. 6. № 12.
13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2003. Т. 5. № 12.
14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2002. Т. 4. № 12.
15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 3. № 1.
16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2000. Т. 2. № 1.