Научная статья на тему 'Социально-философское познание отношений собственности трансформирующегося общества'

Социально-философское познание отношений собственности трансформирующегося общества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
135
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
АНАРХОНОМИКА / ГИГОНОМИКА / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / POST-INDUSTRIAL TRANSFORMATION / ПОСТСОВРЕМЕННОСТЬ / СОБСТВЕННОСТЬ / OWNERSHIP / ФИЛОСОФИЯ СОБСТВЕННОСТИ / FINANSOMIKA PHILOSOPHY / ФИНАНСОМИКА / ANARHONOMIKA / GIGONOMIKA / POSTSOVREMENNOST'' / PROPERTY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лукьянов Г. И., Чередниченко И. А.

С признанием сложности, неопределенности, стохастичности и нелинейности трансформации современного мира актуализируется задача социально-философского осмысления собственности. Статья содержит размышления о возможности новых научно-философских решений проблемы собственности как элемента социального бытия эпохи постиндустриальной трансформации, необходимости пересмотра теоретических и жизненно-практических отношений присвоения/отчуждения, которые стали сопровождаться такими принципиально новыми экономическими, техническими и виртуальными феноменами, как глобализация форм корпоративного капитала; повышение градуса ассоциированности собственности на капитал; возникновение и развитие финансомики, анархономики, гигономики; переориентация акцентов на культурные знаково-информационные ресурсы; усиление тенденции к расщеплению правомочий собственности; становление нового массового типа индивидуализированного собственника. Наряду с прогрессивными тенденциями в отношениях собственности новейшая история становления постиндустриального общества изобилует и неадекватными для генезиса отношений присвоения/отчуждения общества будущего фактами: ростом насилия, замедлением социализации собственности, обострением социального и имущественного неравенства и др. Достижение истины в таком поиске невозможно без рационально-иррациональной русской познавательно-раз-мыслительной традиции философии собственности. Авторы приходят к заключению, что понять собственность сегодня возможно только посредством целостного (со)действия духовного, смыслового, софийного и логического разрешения неразрешимости присвоения/отчуждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The sociological and philosophical understanding of the property relations of the transforming society

With the recognition of complexity, uncertainty, stochasticity and nonlinearity of the modern world’s transformation the task of socio-philosophical understanding is coming urgent. This article contains speculations about possibility of new scientific-philosophical decisions of property problems as an element of social being of post-industrial transformation age, reviewing necessity of theoretical and life-practical attitudes towards appropriation/alienation, which have become followed by new economic, technical and virtual phenomena: globalization of corporative capital forms; degree increasing for association of property on capital; appearing and developing of financomics, anarchonomics and giganomics; changing orientation for cultural sign-information resources; strengthening of tendency for splitting property rights; formation of new mass type of individualizing owner. Together with progressive tendencies in property relations, the new history of postindustrial society formation is full of inadequate for genesis relations of appropriation/alienation of future society by the next factors: growth of violence, slowing down of property’s socialization, worsening of social and property inequality and etc. Approaching a truth in that kind of search is impossible without rationalirrational Russian cognitive-speculative tradition of property philosophy. The authors come to conclusion that understanding of property is impossible by only integral cooperation of spiritual, sense, sophistic and logical solution of appropriation/alienation’s indestructibility.

Текст научной работы на тему «Социально-философское познание отношений собственности трансформирующегося общества»

Г.И. Лукьянов, доктор филос. наук, профессор, кафедра социально-гуманитарных дисциплин, И.А. Чередниченко, канд. филос. наук, доцент, кафедра экономики и менеджмента, Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета г. Волжский, Россия, [email protected]

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЕ ПОЗНАНИЕ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ ТРАНСФОРМИРУЮЩЕГОСЯ ОБЩЕСТВА

С признанием сложности, неопределенности, стохастичности и нелинейности трансформации современного мира актуализируется задача социально-философского осмысления собственности. Статья содержит размышления о возможности новых научно-философских решений проблемы собственности как элемента социального бытия эпохи постиндустриальной трансформации, необходимости пересмотра теоретических и жизненно-практических отношений присвоения/отчуждения, которые стали сопровождаться такими принципиально новыми экономическими, техническими и виртуальными феноменами, как глобализация форм корпоративного капитала; повышение градуса ассоциированности собственности на капитал; возникновение и развитие финансомики, анархономики, гигономики; переориентация акцентов на культурные знаково-информационные ресурсы; усиление тенденции к расщеплению правомочий собственности; становление нового массового типа индивидуализированного собственника. Наряду с прогрессивными тенденциями в отношениях собственности новейшая история становления постиндустриального общества изобилует и неадекватными для генезиса отношений присвоения/отчуждения общества будущего фактами: ростом насилия, замедлением социализации собственности, обострением социального и имущественного неравенства и др. Достижение истины в таком поиске невозможно без рационально-иррациональной русской познавательно-раз-мыслительной традиции философии собственности. Авторы приходят к заключению, что понять собственность сегодня возможно только посредством целостного (со)действия духовного, смыслового, софийного и логического разрешения неразрешимости присвоения/отчуждения. Ключевые слова: анархономика, гигономика, постиндустриальная трансформация, постсовременность, собственность, философия собственности, финансомика.

Поиск адекватных постэкономизму идей и концепций собственности наталкивается на столпотворение воззрений, выходящее за пределы необходимого несходства мыслей и разнородности исследовательских приемов, разрушающих бытийную целостность собственности как монолитного объекта познания. В этой чехарде мнений о сути и предназначении собственности трудно понять, какая же именно собственность кристаллизуется в трансформирующемся обществе XXI века. Собственность сегодня — причина недопонимания даже самоочевидного. Но поскольку феномен собственности имеет место везде и всюду, где

есть присвоение, обособление, отчуждение, распоряжение кем-либо и/или чем-либо, то поиск современных недогматизирован-ных, живых научно-философских концепций собственности, соответствующих требованиям трансформирующегося общества, для философии XXI века чрезвычайно актуален.

Мир эпохи социальной трансформации стал иным. Люди XXI века могут стать свидетелями падения привычного цивили-зационного типа, захватившего Западную Европу и США2. Что же ждет вечно отстающую и догоняющую передовой Запад Россию, если вследствие лавины перемен ста-

рые способы понимания мира в этой новой его картине оказались недействительными? Закономерно возникают сомнения относительно «способности» категории «собственность» прояснять наличную общественную ситуацию. Но собственность как право обладания по-прежнему просачивается в (событийность различных социальных феноменов, а их переплетение в настоящем, их взаимозависимость в грядущем обусловливает сохранение проблемы моделей социального взаимодействия в процессе присвоения/отчуждения. Отклонение от привычных схем понимания собственности свидетельствует о включенности отношений присвоения/отчуждения в процесс воссоздающегося, многоголосно-расчлененного и взаимосвязанного «чело-вейника». Поэтому в XXI веке философам вновь предстоит оправдать, опровергнуть, переделать, передумать этот веками не дающий покоя, качественно разнообразный, подвижный, сложно структурированный и иерархически устроенный феномен собственности, в рамках которого различия связываются, а связи различаются и вместе они согласуются в особых разновидностях логики взаимодействия субъектов присвоения/отчуждения объектов.

Собственность — суть устойчивые отношения присвоения/отчуждения между людьми, которые возникают в производящем хозяйстве в отношении принципиально отчуждаемых объектов (ограниченных ресурсов, используемых в производстве, и/ или излишков благ в распределении, обмене и потреблении) в результате (не)экономи-ческой формы принуждения, основанной на возможности отделения личности от условий труда, детерминированной типом личности, типом базового продукта и орудий труда1.

С началом постиндустриальной трансформации люди, пытающиеся понять реальность современных отношений собственности, сталкиваются с жесткой необ-

Поскольку феномен собственности имеет место везде и всюду, где есть присвоение, обособление, отчуждение, распоряжение кем-либо и/или чем-либо, то поиск современных недогмати-зированных, живых научно-философских концепций собственности, соответствующих требованиям трансформирующегося общества, для философии XXI века чрезвычайно актуален.

ходимостью пересмотра многих теоретических и жизненно-практических отношений присвоения/отчуждения, которые стали сопровождаться такими новыми фоновыми явлениями, как:

— глобализация форм корпоративного капитала (ТНК нельзя рассматривать как частных собственников в традиционном, по Хайеку, смысле);

— повышение градуса ассоциированности собственности на капитал в процессе формирования международных конгломератов — финансовых центров;

— возникновение новой виртуальной финансовой экономики — финансомики как современной формы хозяйственного развития, предполагающей господство деловым образом организованных денег над экономикой, хозяйством и всей жизнью вообще, в которой не создаются ни материальные, ни культурные блага, но обращается большая часть наиболее доходных и значимых для общественного развития ресурсов3;

— развитие анархономики, основанной на разных формах общественного распоряжения и присвоения благ как в саморегулирующейся сети Интернет, так и оф-лайновом мире, когда каждый человек превращается в собственника всего на основе принципов анархии (от общедоступных программных продуктов, культурных объектов, бесплатного образования и вплоть до оцифрованных вещей физического мира);

— переориентация акцентов в экономическом хозяйстве с ограниченных факторов производства (природа и человек) на неограниченные, неуничтожимые, потребляемые всё возрастающим количеством субъектов во всё расширяющемся временном интервале, культурные ресурсы, обладающие знаково-информационным характером стоимости;

— формирование гигономики — нового развивающегося проекта экономической системы, основанной на культуре совмест-

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

ного потребления, когда люди предпочитают одалживать вещи или обмениваться услугами, а не покупать их;

— усиление общей тенденции к расщеплению права собственности на один и тот же объект в направлении от права абсолютного к субъективному праву ограниченному, в результате чего при реализации своих правомочий собственник вынужден не только исходить из эгоистичного интереса, но и руководствоваться интересами общества в целом;

— становление нового массового типа субъекта присвоения/отчуждения, мотивированного не утилитарными ценностями и потребностями, а творческой самореализацией в деятельности, а потому являющегося индивидуализированным (а не частным) собственником всего, до чего может дойти его изощренный творчеством и новаторством разум.

Но наряду с перечисленными прогрессивными тенденциями в отношениях собственности новейшая история становления постиндустриального общества изобилует и неадекватными для генезиса общества будущего фактами: ростом насилия, замедлением социализации собственности и обострением социального и имущественного неравенства и т. п.

Собственность теперь функционирует в трехмерном измерении человеческого существования: естественно-природный мир — искусственно-технический мир — виртуализированный мир. В этом новом измерении наращивается многообразие определений социального бытия, оказываются возможными сочетания разных представлений, например о судьбоносности, разумности, показательности, новизне.

На этом принципиально новом фоне социального бытия проблема собственности отступает на периферию философствования, но не растворяется в интеллектуальном пространстве. Для нас совершенно очевидно, что там, где присутствует человек, сохраняется значимость присвоения/отчуждения ради выстраивания человеком своего собственного субъектного мира, находящегося в его распоряжении, поэтому собственность не может быть изъята из философствования без последствий для понимания и принятия самого человека и происходящего с ним. Временное понижение накала интереса философов к осмыслению собственности — понятная тенденция переходных состояний общества, и это падение рано или поздно (по мере кристаллизации понимания, «опо-стоянивания» новой диалектики частного-отдельного и общего-общественного начал

присвоения/отчуждения изменившегося мира) закономерно сменится повышательной волной. Собственность как целостная система основополагающих отношений, явлений и процессов общественной жизни, совокупность правовых, морально-этических, психологических и иных составляющих присвоения/отчуждения продолжает существовать, создавая овеществленную реальность по отношению к субъекту, привнося в нее относительную непрестанность и совершенность.

Итак, проблемное поле философии собственности видоизменилось, но не утратило своей актуальности, а труды наиболее выдающихся западных философов минувшего составляют теоретические основы современного философствования о собственности. Значит ли это, что российская философия собственности менее значима для исследователей истории философии? Конечно, нет! Разгадка кроется в очевидной эсхатологической чуждости европейской традиции философии модерна и постмодерна сугубо русским, своеобразным философским изысканиям сути и будущности отношений собственности, заслуживающих самых серьезных мыслей о мысли. Карикатурность очередной волны преклонения перед достижениями западной философии собственности, как и предыдущей эпидемии марксизма, вызывает естественное отвержение у нормальных разумных людей. Повторять приспособленные к российскому контексту внешние для России мысли многоликого братства вечных послушников «европейского храма мудрости», оказавшиеся на стрежене западной философии, непродуктивно да и неблаговидно.

Сформулируем резюмирующие выводы. Поскольку люди продолжают стремиться к присвоению/отчуждению, постольку социальным философам ещё предстоит поразмыслить над многоуровневым проблемным полем: чем определяется собственность как всеобщее явление жизни вообще;

Собственность как целостная система основополагающих отношений, явлений и процессов общественной жизни, совокупность правовых, морально-этических, психологических и иных составляющих присвоения/отчуждения продолжает существовать, создавая овеществленную реальность по отношению к субъекту, привнося в нее относительную непрестанность и совершенность.

как она трансформируется и как реализуется в эпоху перемен; чему и/или кому служит; как выстраивается иерархически и кем управляется в постсовременности; какие _ блага люди захотят называть своей собственностью в будущем? Ответы на эти сложнейшие вопросы отсылают мыслителя XXI века к общечеловеческому, социальному, личностному, внеэкономическому и метафизическому смыслу собственности.

Поиск новых философских решений проблемы собственности приводит к прозрениям великой русской позна-вательно-размыслительной традиции философствования, в рамках которой не только рациональное, но и иррациональное (интуиция, чувственно-эмоциональное познание, экзистенциальное переживание, нравственная экономика, религиозные оценки) может привести к истине. В русской традиции эсхатологического философствования о собственности главным объектом присвоения/отчуждения полагаются духовные богатства и мудрость, то есть именно то, что представляется главной опорой постэкономического общества XXI века. Блуждая в смысловых мирах будущего, мы приходим к заключению, что понять собственность сегодня возможно только посредством целостного (со)действия духовного, смыслового, софийного и логического разрешения неразрешимости присвоения/отчуждения.

Литература

1. Лукьянов Г.И. Чередниченко И.А. «Мое место» и собственность в трансформирующемся обществе: опыт установления соответствия // Теория и практика общественного развития. 2013. № 10. С. 18.

2. Лукьянов Г.И. Чередниченко И.А. Разработка теоретических аспектов определения социальной трансформации // Политика и общество. 2011. № 12. С. 88-89.

3. Авдокушин Е.Ф. Финансовая экономика в системе новой мировой экономики // Философия хозяйства. 2007. № 6. С. 15-27.

THE SOCIOLOGICAL AND PHILOSOPHICAL UNDERSTANDING OF THE PROPERTY RELATIONS OF THE TRANSFORMING SOCIETY

G.I. Lukyanov, Doctor of philosophy, Professor, the department of socio-humanitarian disciplines, I. A. Cherednichenko, Candidate of philosophy, Docent, the department of economics and management, Volzhsky Polytechnic Institute (Branch) Volgograd State Technical University Volzhsky, Russia, [email protected]

With the recognition of complexity, uncertainty, stochasticity and nonlinearity of the modern world's transformation the task of socio-philosophical understanding is coming urgent. This article contains speculations about possibility of new scientific-philosophical decisions of property problems as an element of social being of post-industrial transformation age, reviewing necessity of theoretical and life-practical attitudes towards appropriation/alienation, which have become followed by new economic, technical and virtual phenomena: globalization of corporative capital forms; degree increasing for association of property on capital; appearing and developing of financomics, anarchonomics and giganomics; changing orientation for cultural sign-information resources; strengthening of tendency for splitting property rights; formation of new mass type of individualizing owner. Together with progressive tendencies in property relations, the new history of postindustrial society formation is full of inadequate for genesis relations of appropriation/alienation of future society by the next factors: growth of violence, slowing down of property's socialization, worsening of social and property inequality and etc. Approaching a truth in that kind of search is impossible without rationalirrational Russian cognitive-speculative tradition of property philosophy. The authors come to conclusion that understanding of property is impossible by only integral cooperation of spiritual, sense, sophistic and logical solution of appropriation/alienation's indestructibility.

Key words: anarhonomika, gigonomika, post-industrial transformation, postsovremennost', property, ownership, finansomika philosophy.

References

1. Luk'ianov G.I. Cherednichenko I.A. «Moe mesto» i sobstvennost' v transformiruiushchemsia obshchestve: opyt ustanovleniia sootvetstviia ["My place" and the property in the society in transition: the experience of the match]. Teoriia i praktika obshchestvennogo razvitiia — Theory and practice of social development, 2013, no. 10, p. 18.

2. Luk'ianov G.I. Cherednichenko I.A. Razrabotka teoreticheskikh aspektov opredeleniia sotsial'noi

transformatsii [Development of theoretical aspects of the definition of social transformation]. Politika i obshchestvo — Politics and society, 2011, no. 12, pp. 88-89.

3. Avdokushin E.F. Finansovaia ekonomika v sisteme novoi mirovoi ekonomiki [The financial economy in the new global economy]. Filosofiia khoziaistva — Philosophy of economy, 2007, no. 6, pp. 15—27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.