Научная статья на тему '«Мое место» и собственность в трансформирующемся обществе: опыт установления соответствия'

«Мое место» и собственность в трансформирующемся обществе: опыт установления соответствия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
151
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОБСТВЕННОСТЬ / МЕСТО / САМОСТЬ / СМЫСЛ / ЦЕННОСТЬ / ЦЕЛЬ / ЗНАЧЕНИЕ / ЗНАЧИМОСТЬ / OWNERSHIP / PROPERTY / PLACE / SELF / MEANING / VALUE / PURPOSE / SENSE / SIGNIFICANCE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лукьянов Геннадий Иванович, Чередниченко Ирина Аскербиевна

Статья посвящена философскому осмыслению соотношения (не)собственности человека на самого себя и собственности на объекты из внешнего мира в контексте ситуации социальной трансформации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“MY PLACE” AND OWNERSHIP IN THE TRANSFORMING SOCIETY: EXPERIENCE OF CORRESPONDENCE ESTABLISHMENT

The article is concerned with philosophic comprehension of correlation between person’s (non)ownership of oneself and ownership of the outside world property under the conditions of the social transformation.

Текст научной работы на тему ««Мое место» и собственность в трансформирующемся обществе: опыт установления соответствия»

УДК 101.1 : 316

Лукьянов Геннадий Иванович

доктор философских наук, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин Волжского политехнического института (филиала) Волгоградского государственного технического университета [email protected]

Чередниченко Ирина Аскербиевна

кандидат философских наук,

доцент кафедры экономики и менеджмента

Волжского политехнического института (филиала)

Волгоградского государственного

технического университета

[email protected]

«МОЕ МЕСТО» И СОБСТВЕННОСТЬ В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ ОБЩЕСТВЕ: ОПЫТ УСТАНОВЛЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ

Lukyanov Gennadiy Ivanovich

D.Phil., Professor of the Department for Social Studies and the Humanities, Volga Polytechnic Institute, branch of the Volgograd State Technical University [email protected]

Cherednichenko Irina Askerbiyevna

PhD, Assistant Professor of the Economics and Management Department, Volga Polytechnic Institute, branch of the Volgograd State Technical University [email protected]

“MY PLACE” AND OWNERSHIP IN THE TRANSFORMING SOCIETY: EXPERIENCE OF CORRESPONDENCE

ESTABLISHMENT

Аннотация:

Статья посвящена философскому осмыслению соотношения (не)собственности человека на самого себя и собственности на объекты из внешнего мира в контексте ситуации социальной трансформации.

Ключевые слова:

собственность, место, самость, смысл, ценность, цель, значение, значимость.

Summary:

The article is concerned with philosophic comprehension of correlation between person’s (non)ownership of oneself and ownership of the outside world property under the conditions of the social transformation.

Keywords:

ownership, property, place, self, meaning, value, purpose, sense, significance.

Система отношений собственности в трансформирующемся обществе развивается по объективным законам, познание которых столь же востребовано, сколь и трудно для современников эпохи перемен. При этом состояние трансформирующегося общества в значительной степени определяется динамикой ценностного контекста индивидуальных и социальных отношений собственности. В контексте социальной трансформации значимость данных отношений определяется не уровнем, а качеством субъектов и объектов присвоения-отчуждения [1]. В этой связи вновь актуализируется вопрос: «Может ли человек присваивать/отчуждать себя самому себе (в самом себе)? Может ли он вообще быть собственностью/собственником самого себя? Или человек - собственность особого рода?».

«Собственность, - писал Дж.С. Миль, - не подразумевает ничего, кроме права каждого человека, мужчины или женщины, на свои способности» [2]. По мнению современного российского философа Ю.М. Осипова, сама жизнь для человека есть собственность особого рода: «У каждого человека есть, прежде всего, собственность на свою жизнь. <...> Собственность на жизнь реализуется в борьбе собственностей. Вся вообще жизнь <...> есть сложнейшая реализация разного рода собственности в ее бесчисленных пунктах - от субъектов до объектов собственности, разумеется, с совмещениями, единениями, разделениями, переплетениями, взаимодействиями разных собственностей» [3].

Мы придерживаемся убеждения, что человек и все то, что составляет содержание понятия «мое место» в мире, что не имеет внешних пространственно-временных ограничений, а ограничения лишь индивидуально-внутренние, не может быть собственностью даже особого рода. «Мое место» - это такие духовно-творческие и природно-биологические, цепляющие, притягивающие составляющие моей самобытности, своеобразия, индивидуальности, как: мои психосоматические, творческие или интеллектуальные способности, талант, индивидуальный мир чувств, самопонимание и самооценка, процессуальное творчество, мои мысли и плоды чрева моего, моя репутация и душевное богатство, моя жизнь и моя смерть, мышление, свободная воля, нравственность, душа, духовность. Все то, что подразумевает сущность «моего

места» может быть только глубоким и емким, существенным для внутреннего мироощущения смысла жизни, к очень многому и нелегкому обязывающим, составляет родовой признак, субстанциональную сущность человека, выражают его саморазвитие и представленность в мире.

Человека можно убить, но получить в обмен право собственности на опыт его умирания и переживания ситуации нельзя. Принципиально неотторжимыми от человека, имманентными его индивидуальности, являются мудрость, произволение, свобода, мировоззрение, таинство смерти и жизни. То же касается и «собственности» на творческое дарование и талант: «Не продается вдохновенье, Но можно рукопись продать» (А.С. Пушкин) или «Но вдохновения <...> для представления <...> разве возможно за деньги купить?» (Б. Окуджава). «Мое место» как форма человеческого наполнения инобытия, свидетельствует универсуму о Человеке, привлекает мир к его самости. Человек не может отчуждать себя как такового, как всеобщность, а значит, и присваивать себя ему тоже незачем. То есть «мое место» есть все, без чего Человека нет; все, чего ему страстно хочется, что вечно, что не может стать собственным и смертным.

Утрата столь высокой субъективной значимости объекта для субъекта создает возможность для эманации объекта «моего места» в эфир отношений собственности. Человек может присвоить и/или сделать чуждым себе только то, что действительно является внешним для его человеческой сути; то, чьей субстанциональной сущностью он не является. Объектом собственности является то, что субъект воспринимает как акциденцию, как нечто случайное и несущественное для собственной сути, но обладающее значимостью для других личностей. Например, человек может присваивать/отчуждать такие атрибуты своей сущности, как способности (предположим, к труду), отдельные части тела (торговля человеческими органами для трансплантации), клеточный материал (для ЭКО). Диалектическое единство взаимоисключающих-взаимодополняющих характеристик движения ценности «моего места» и отношений собственности выражено проявляется, если девальвация субъективной значимости определенных объектов притяжения-возвращения сопровождается устойчивой тенденцией к переходу этих объектов в сферу обмена и, соответственно, в пространство собственности. Собственность, в этом случае, выступает одним из способов объективации ускользающей истинной самости субъекта.

«Мое место» невозможно употреблять по произволению. Избегая скороспелого и самоуверенного тона научности, сначала сошлемся на философскую эстетику Воланда: как же может человек быть собственником самого себя, если он «не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день?».

«Мое место» беззащитно в глазах закона и безразлично пучку правомочий собственности Оноре, но оно могущественно, ибо является истинным локомотивом истории моей «собственной» жизни и смерти.

«Мое место» - страстная готовность жить, «являться полностью», но в трагической необходимости и непреодолимости расстаться со всем, и даже с собственной жизнью. О «моем месте» писал еще М. Пришвин: «То место, где я стою, - единственное, тут я все занимаю, и другому стать невозможно. Я последнюю рубашку готов отдать ближнему, но места своего уступить не могу, и если возьмут его силой, то на месте этом для себя ничего не найдут и не поймут, из-за чего я бился, за что стоял» [4]. То есть «мое место» нельзя воспринять через призму ограниченности ресурсов, ибо мое «Я» занимает его полностью, без всякой возможности долевого использования, наследования, дарения, права на доход, исключаемости и избираемости в потреблении. «Мое место» нельзя взыскать у других. Невозможность отчуждения от своей самости делает присвоение бессмысленным.

«Мое место» - это точка, в которой я являюсь абсолютно, как всеобщее, «без выбора, вне необходимости, как чистый абсолютный факт моего бытия там» [5]. То есть, это акт сретения моего «Я» и мира, в котором совершается онтологическое постижение собственного существования. «Мое место» - суть выражения индивидуальной неповторимости моего личного телесного существования и моей душевно-духовной жизни, моей жизненной позиции, осмысления бытия в мире (со)бытия, окутанном некой информационной сеткой-гидрой. В нем проявляется (со)страдательное понимание, (со)причастие, (со)общничество человека в других людях, а, значит, нет «душевного очерствения», уничтожающего «истинное благосостояние» (А.И. Солженицын).

Оно все то, что человек называет самим собой и может назвать своим, ведь трудно размежевать то, что человек называет таковым. «Собственность по природе своей есть начало духовное, а не материальное» [6]. В отношениях присвоения/отчуждения реализуется осмысленно-адресное отношение человека к самому себе, к своим особенностям, присущностям, дарованиям и нуждам. Собственность, как способ гуманизации вещности и опредмечивания человечности, как идеальное продолжение личности в вещах или ее перенесение на вещи, выступает составляющей субъекта, «немыслимой без него» (по Аристотелю) и, конечно, приобретает черты своеобычности человека. Чтобы воспринять какой-либо объект внешнего мира как «мое

собственное», человек должен эту вмененность, присвоенность внешнего эмоционально прочувствовать, ощутить внутренне.

«Мое место» - суть захват/оставление пространства и времени для себя. Это свободные, творческие, интеллектуальные, духовные, душевные, нравственные индивидуальные отношения к самому себе и через себя самого к другим людям, а через них к самому себе, к своим свойствам, качествам и способностям как объектам притяжения-возвращения. Изначально «мое место» сугубо индивидуально, но оно может существовать только в движении изнутри вовне, как возвращенная (со)обществу ценность оправдания человека в бытии, как общий вдох персонального выдоха: «Что - внутри, во внешнем сыщешь; Что - вовне, внутри отыщешь» (И. Гете). Объект, возникнув во внутреннем «Я» демиурга, отделяясь от него, начинает жить своей жизнью, своей судьбой, как свидетель самовыражения собственных духовных и физических горизонтов моего «Я», но и как объект интереса и восприятия мира. Рожденная талантом идея, как и новорожденный человек, не являются объектом присвоения (по)родителя, они - его дар человечеству. Поистине, чем больше отдаешь, тем больше имеешь.

«Мое место» в мире и личностно-социально (с позиций необходимости сотрудничества всех вовлеченных в ее орбиту субъектов) и индивидуально-уникально-интимно, творчески неповторимо, личностно значимо и нравственно ответственно. «Мое место» нельзя отчуждать, кому и как хочет, при жизни и по смерти. Оно предполагает выход человека за пределы собственного «Я», его внешнее самополагание субъекта. Это можно сравнить с тяжким трудом и сладостным восторгом физиологичных родов. Ведь беременность непременно должна разрешиться изгнанием плода, то есть плод твоего тела должен быть отдан миру, а, значит, часть творца-созидателя возвращается во внешний мир, делая более совершенным, счастливым и значимым своего родителя. «Мое место» нельзя насильственно отторгнуть, но его невозможно и не отдать. Оно (для человека, осознавшего и принявшего свою смертность) всепринадлежно, обречено на самоотрешение, отдавание себя в достояние другой личности: «Жизнь ведь тоже только миг, Только растворение Нас самих во всех других, Как бы им в даренье» (Б. Пастернак).

«Мое место» как внутреннее качество личности - непередаваемо по рыночным законам, оно не может быть присвоено субъектом для целей эквивалентного обмена, оно может быть только инновационно воспроизведено в каждом новом человеке (если у последнего хватит на это ума, конечно) без столкновения или договора со мной, ибо способно притягивать, захватывать, заражать истинными чувствами и энергией.

«Мое место» не предполагает волевое отношение единичных индивидов, а, следовательно, не выступает в реальности через «множество состоящих в обмене лиц как взаимно признающих друг друга». «Мое место» нельзя продать, оно не измеряется, не оценивается и не воспроизводится по тем же принципам, что собственность. Истина, любовь, достоинство, счастье творца существуют в жизни народа и не могут быть измерены в деньгах и защищены авторскими правами, патентами и лицензиями. «Мое место» - внеисторичный феноменом взаимопроникновения притяжения и возвращения духовно-творческой энергии в системе «индивидуальность-универсум». Хотя универсализация форм оценки неизбежна, так как общество -целостный организм. К «моему месту» нельзя применять стоимостные принципы оценки, эффективные в условиях присвоения/отчуждения.

Вот почему девальвация/ревальвация ценности и качества человеческой индивидуальности приводит к медленному, но верному растапливанию/накоплению культурного богатства, как следствие, к социально-экономической деградации/возвышению общества, его фактической духовной колонизации/прогрессивному развитию, к трансформации отношений собственности, в том числе. Именно в этом случае «мое место» выступает как средство возбуждения и развития отношений собственности и наоборот.

Ценность собственности, безусловно, характеризует отношение индивида к собственному бытию, выбираемый человеком в рамках системы «мое-чужое» личностный смысл. Ибо и как утилитарно значимые для данного субъекта и удовлетворяющие его потребности объекты, и как особая абстрактная сущность, отношения присвоения/отчуждения глубоко внутренне затрагивают личность и имеют для субъекта принципиальную многознаменательность. Собственное можно считать ипокреной и безусловным требованием осознания человеком собственной персонально-сти, частности, ибо собственность всегда есть маркированость и экстрагируемость своего среди чужого. Отсюда вытекает утверждение о сцепленности, сопряженности отношений собственности с глубинными парадоксами и чувствованиями человеческого бытия как всеобщего явление жизни, а потом уже хозяйствования в условиях ограниченности ресурсов. При этом, обособляя самое себя от других через «собственное», заявляя миру: «Это мое!». Отношения собственности тре-буют(!) от субъекта наличия конкретных социальных обязанностей и допущения определенной социальной внешней связи с более обширной системой, материального и информационного об-

мена, коммуникации с другими людьми, а, значит, объединяют, собирают людей в общность. В собственническом эфире человек реализуется в борении, совпадениях, размежеваниях, схлестываниях, сольватациях разного рода субъектов и объектов собственности.

Так как все мы - собственники, то прерывистое равновесие, несомненность, постоянство, необходимая ясность отношений собственности даруют ресурс безопасности общежития социуму и внутренний источник личной безопасности персоне. Собственность в ценностноадаптированном аспекте как бы «отгораживает» человека от всего невнятного, алармистского, энигматичного. Однако, в условиях беспрестанного клокотания нестабильности социальной трансформации, отношения собственности (как изменяющаяся, преобразующаяся реальность) оплодотворяются эфемерной возможностью, сотворенной текучестью, играющей мимолетностью, комфортной условностью, нелинейной взаимозависимостью фаз и элементов, поливариативностью их следственных связей, повышенной способностью к самоорганизации и альтернативности развития, императивным утверждением возможности перерождения.

Гарантия преодоления конфликта социальности и индивидуальности в сфере отношений собственности заложена в творческой природе человека как индивидуальности и личности, с одной стороны, и многоукладности хозяйствования, плюралистической структуре отношений собственности трансформирующегося общества, в которой реализуется механизм выражения и защиты интересов различных общественных групп, с другой стороны. Предлагаемая нами траектория философского анализа, выходящая за пределы отношений собственности, предоставляет возможность понимания ее в меняющемся мире не только через разрушение и саморазрушение отчуждения, которое, по сути, ассоциируется со злом, но через возвращение, стойко

противостоящее любым формам и видам разрушения, а значит ассоциирующееся с тайной рождения мысли, слова, человека - всего того, что предполагает действенную силу добра.

Задача государства и общества в условиях социальной трансформации - способствовать становлению «публичного союза» субъектов отношений собственности, повышению культуры масс-собственников, нарастанию творческой составляющей человеческой индивидуальности, обеспечивающей переход общества на новую ступень развития.

Ссылки:

1. Лукьянов Г.И., Чередниченко И.А. Разработка теоретических аспектов определения социальной трансформации // Политика и общество. 2011. № 12. С. 89.

2. См.: История экономических учений / ред. А.Г. Худокормова. М., 1994. С. 93.

3. Осипов Ю.М. Философия хозяйства. М., 2001. С. 32.

4. Пришвин М.М. Незабудки // Весна света. М., 2001. С. 489.

5. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. М., 2000. С. 499.

6. Русская философия собственности ХУ!!!-ХХ вв.: сб. науч. тр. / под ред. К. Исупова, И. Савкина. СПб., 1993. С. 304.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.