УДК 37.014.53
ПРОЦЕССЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ
И.В. Налетова
Кафедра теоретической и прикладной социологии, ТГУ им. Г.Р. Державина
Представлена профессором В.Н. Окатовым и членом редколлегии профессором В.И. Коноваловым
Ключевые слова и фразы: глобализация высшего образования; интернационализация образования; интеркультурное образование; мировое образовательное пространство; международное образование; мультикультурализм.
Аннотация: Современные процессы глобализации оказывают значительное влияние на развитие системы высшего образования всего мира. Соотношение глобализации и интернационализации образования - вопрос соотношения экономического и культурного в развитии современного высшего образования. Интернационализация длительный процесс, который в современной социокультурной реальности становится более выпуклым и предполагает межкультурное взаимодействие систем образования в противоречивых условиях усиливающегося культурного разнообразия и культурной унификации.
Современные изменения в культуре, социальной, политической, экономической сферах общества, информационных технологиях выдвигают высшее образование на первый план, одновременно порождая новые проблемы во всем секторе третичного образования и отдельно в классических университетах. Вопросы адаптации учреждений высшего образования к новой культурной ситуации концентрируются на двух полюсах: глобальном и региональном, что не является особенностью развития высшего образования в глобальном мире. Взаимодополняющие процессы интеграции и раздробленности, глобализации и территориализации в современном мире - это две стороны одного процесса: процесса перераспределения суверенитета, власти и свободы действий в мировом масштабе, катализатором (но не причиной) которого стал радикальный скачок в развитии технологий, связанных со скоростью [1, с. 100-101]. Глобализация является причиной возрождения местной культурной идентичности во многих регионах мира [2, с. 30]. Относительно высшего образования поляризация глобального-локального проявляется в создании единого мирового образовательного пространства, на уровне которого наблюдается рост культурного разнообразия в предлагаемых программах.
В связи с развитием мирового образовательного пространства часто говорят о международном образовании, интернационализации образования, транснациональном образовании, глобализации образования. Каждый из этих терминов подчеркивает разные тенденции в развитии современного высшего образования, объединяет их стремление показать единство высшего образования на глобальном уровне, усиление международного измерения в современных культурных условиях.
Все это многообразие терминов, на наш взгляд, можно разделить на две большие группы, одна из которых предполагает существование национальных границ в образовании и развитие культурного взаимодействия в мультикультур-ном пространстве современного высшего образования, другая - напротив, считает современное образование единым и целым, в котором благодаря информационно-коммуникационной революции исчезают все границы и национальные культурные особенности, высшее образование поднимается над существующим культурным разнообразием и превращается в космополитический феномен. Первый подход предполагает интернационализацию высшего образования, второй выдвигает на первый план глобальное измерение.
Соотношению тенденций интернационализации и глобализации в современном высшем образовании посвящено множество работ. Большая группа исследователей, как за рубежом, так и в России, считают, что глобализация образования в определенном смысле выступает развитием идей интернационализации, но при этом вносит кардинальные изменения в понимание сущности современных процессов. Процесс интернационализации является активным ответом целого ряда учреждений высшего образования на глобализационные тенденции. Интернационализация предполагает функционирование высших учебных заведений в рамках государственных систем образования, которые стремятся к расширению международного сотрудничества и преодолению внутренней изоляции.
Представители противоположного подхода, которые чаще всего ссылаются на работы вице-канцлера Кингстонского университета Питера Скотта, считают, что между интернационализацией и глобализацией нет преемственности, это два разных процесса. Термин «интернационализация» раскрывает рост отношений между нациями и национальными культурами (в этом смысле интернационализация имеет длинную историю). «Глобализация» чаще всего понимается как процесс возрастания роли мировых систем, расположенных вне государства и национальной культуры, даже при наличии доминирующих национальных культур, как можно наблюдать сегодня по распространению американской культуры в мире. Интернационализация с момента возникновения первых университетов стала неотъемлемой чертой высшего образования и может рассматриваться уже как традиция. Глобализация представляет собой новое явление, отличное от интернационализации, неотделимое от новых форм общественной жизни и новых парадигм производства знания.
Интернационализация начинает вовлекать высшее образование в межкультурное взаимодействие задолго до появления глобальных экономических тенденций, поскольку менее определена историческими рамками, чем глобализация. Собственно процесс глобализации стал возможным, и по некоторой степени вызван, современными технологическими изменениями конца ХХ века. Если интернационализация понимается, прежде всего, как обмен людьми и идеями, то глобализация относится к структурам производства и распределения услуг. Успех про-мышленно развитых стран в сферах экономики будущего, основанной на знаниях и услугах, требует не просто усовершенствованного высшего образования, а высшего образования, интегрированного с международной деятельностью правительств и частного сектора. Проблема состоит в достижении такой интеграции при одновременном сохранении традиционных универсальных ценностей высшего образования. Глобализация экономики и развитие технологий создают экономику глобального знания, которая предполагает интернационализацию производителей и выпускаемой продукции и особенно университетов и других учреждений высшего образования и программ обучения, которые они предлагают [3, с. 41]. Таким образом, глобализация высшего образования рассматривается как развитие мирового рынка образовательных услуг, где образование продается и
покупается в условиях жесткой конкуренции. Интернационализация образования -это культурный аспект взаимодействия разных систем образования, университетов в разных социокультурных условиях. На рубеже ХХ - XXI веков интернационализация протекает в жестких условиях глобализации мирового образовательного пространства. Поэтому, считая глобализацию и интернационализацию высшего образования разнопорядковыми явлениями (явлением глобальной мировой экономики и явлением культуры), в современных условиях необходимо рассматривать межкультурное взаимодействие современных систем образования, интернационализацию высшего образования одним из проявлений глобализации.
В современных условиях на высшее образование ложится важнейшая задача урегулирования спора между «местным» и «глобальным», в итоге должно быть найдено соотношение между глобальными факторами и местной культурой [4]. Системы высшего образования в условиях глобализации экономики посредством межкультурного взаимодействия способны сплотить нации, как между собой, так и внутри отдельных государств, противостоять в определенной мере центробежным влияниям, развить умения, индивидуальность, гражданскую ответственность самих граждан.
Современные процессы глобализации сделали интернационализацию образования более выпуклой и явной, определили зависимость интернационализации высшего образования от глобальных экономических процессов. Одной из ведущих тенденций интернационализации является усиление международной составляющей высшего образования. Американский исследователь Р.Д. Ламберт отмечает, что международное образование - это несколько относительно независимых друг от друга направлений обучения. В него входят: обучение за рубежом; углубленное изучение зарубежных стран, их общественного развития и культуры; изучение иностранных языков; подготовка специалистов по международным отношениям для выполнения социальных международных функций; обучение иностранных студентов [3, с. 42]. В программах обучения в последние десятилетия появляются компаративные исследовательские программы, активизируется изучение иностранного языка, международного права, национальных культур. Усиливаются международные потоки студентов, которые в последние годы становятся более гибкими, массовыми в силу того, что они уже не обязательно должны существовать в физической форме, а приобретают информационно-цифровое содержание. Увеличение потоков иностранных студентов влечет за собой не только экономическую, но и культурную выгоду.
Сегодня классические определения интернационализации времен традиционной и индустриальной культур дополняются определениями интернационализации с учетом развития глобальной культуры. Кэлвермарк и Ван дер Венде рассматривают интернационализацию высшего образования как «любое систематически поддержанное усилие на создание высшего образования, более отзывчивого на требования и вызовы глобализации общества, экономики и рынка труда» [5, с. 141]. Кнайт понимает интернационализацию как «процесс интеграции международного, межкультурного или глобального измерений к целям, функциям или поставке поствторичного образования» [6, с. 20]. Местенхайзер считает, что сегодня существует экстренная необходимость глубокого изучения интернационализации образования как интердисциплинарного, интеркультурного, сложного, многократного, мультипространственного явления, которое управляется глобальными тенденциями [7, с. 45]. Эмпирически подтверждая это определение, Эллингбоу понимает интернационализацию как процесс интеграции интернациональных перспектив в систему колледжа или университета. Интернационализация -это продолжающийся, ориентированный на будущее процесс, который позволяет высшему учебному заведению достичь мультипространственного и интердисцип-
линарного лидерства, изменить внутреннюю динамику, войти в контакт и полностью адаптироваться к разнообразной глобальной, постоянно меняющейся внешней культурной среде [7, с. 45].
В современной литературе выделяют два компонента интернационализации высшего образования. Чаще всего под интернационализацией понимается процесс, который требует перемещения студентов, преподавателей, ученых, учебных программ и курсов через национальные границы. Но сегодня даже в высокомо-дернизированных обществах глобализация не затрагивает все социальные слои. Так, здесь космополитизм высших слоев общества сосуществует с провинциализмом представителей среднего и низшего слоев [8, с. 26]. З. Бауман красиво назвал такое разнообразие различием «туристов и бродяг». В то время, когда первые колесят по свету, другие смотрят, как мир проплывает мимо [1, с. 112-145]. Для космополитического, экстратерриториального мира глобальных бизнесменов, менеджеров культуры, ученых государственные границы открыты подобно тому, как не существует их для товаров, капиталов и финансов. Для обитателей второго мира, мира бродяг, собственная окружающая среда превращается в тяжелое, вязкое пространство, которое связывает время и не допускает людей к контролю над ним. Несмотря на множество существующих программ студенческого обмена, возможность получения высшего образования в более развитой системе образования часто зависит от социального и культурного положения человека в обществе.
В последние годы в высшем образовании появляются теории, которые не связывают привнесение международного и глобального измерения в учебные планы, образовательный процесс, в научные исследования без необходимости выезда за рубеж, что в англоамериканской научной литературе получило название «интернационализация дома» («internatialisation at home») [9]. Сложный термин «интернационализация дома» порождает множество дискуссий. Причиной для его возникновения в современной науке стали глобально-локальные тенденции в развитии культуры. Мультикультурализм современных западных обществ (американского, канадского, западноевропейского, австралийского) приводит к тому, что иностранные студенты появляются в стенах университетов не только из-за границы, но и из окружающей социокультурной среды. В связи с взаимодействием в процессе обучения представителей разных культур, как на уровне студентов, так и на уровне преподавателей, появляется множество проблем, которые связаны с возможным влиянием современных тенденций мультикультурализма на развитие интеркультурного обучения. Может ли студент другой культуры, живя на кампусе, внести большой вклад в международное развитие университета-хозяина? Отвечая на этот вопрос, многие ученые считают, что мультикультурализм, способствующий общению студентов разных культур, не приводит к интернационализации в полном смысле слова, к межкультурному обучению. Сама по себе интернационализация не ведет автоматически к межкультурным контактам и интернациональному опыту научения. Так, по данным исследований, проведенных среди немецких студентов, более 60 % из них никогда не имели контакта с иностранными студентами или контакт был поверхностным и краткосрочным [9].
Современные споры об интернационализации высшего образования связаны с ее культурным аспектом. Несмотря на то, что в условиях глобализации национальные границы становятся менее явными, культурные особенности не только не уменьшаются, но возрастают. Поэтому вопрос интернационализации - это вопрос интеркультурализма высшего образования.
Интернациональные образовательные программы должны давать возможность студентам без ущерба их собственной культурной идентичности знакомиться с другими культурами. Это должно быть не просто культурное столкновение, когда человек поверхностно знакомится с другой культурой и воспринимает ее с
точки зрения этноцентризма. Любой культурный диалог в процессе образования должен быть воспринят на познавательном, эмоциональном и поведенческом уровнях, чтобы социальный опыт другого (преподавателя или студента-сокурсника) превратился в личный опыт. В процессе интеркультурализации высшего образования необходимо сформировать интеркультурную компетентность, космополитические ценности восприятия другой культуры как равной своей собственной. Должен произойти длительный процесс изменения знаний студента, его эмоций и навыков поведения, чтобы в будущем человек мог вступить в позитивные и эффективные отношения с представителем другой культуры как на территории своей страны, так и за ее пределами.
Список литературы
1 Бауман, З. Глобализация. Последствия для человека и общества / З. Бауман. - М., 2004.
2 Гидденс, Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь / Э. Гидденс. М., 2004.
3 Глобализация и образование / под ред. С. Л. Зарецкой. - М., 2001.
4 Козмински, А. Роль высшего образования в реформировании общества в условиях глобализации / А. Козмински // Высшее образование сегодня. 2003. № 3.
5 Beerkens, E. Globalization and Higher Education Research / E. Beerkens // Journal of Studies in International Education. - 2003. Vol. 7, № 2.
6 Никольский, В. Глобальное образование: пределы либерализации / В. Никольский // Высшее образование в России. - 2004, №8.
7 Bartell, M. Internalization of Universities: A university culture-based framework / M. Bartell // Higher Education. - 2003. Vol. 45, № 1.
8 Орлова, Э.А. Культурное многообразие в современном мире: проблемы упорядочения / Э.А. Орлова // Культурное разнообразие, развитие и глобализация. -М., 2003.
9 Hoffman, D.M. Internatialisation at Home From the Inside: Non-Native Faculty and Transformation / D.M. Hoffman // Journal of Studies in International Education. - 2003. Vol. 7, № 1.
Globalization and Internationalization in Present-Day Higher Education
I.V. Naletova
Department of Theoretical and Applied Sociology, TSU after G.R. Derzhavin
Key words and phrases: globalization of higher education; internationalization of education; world educational community; international education; cross-cultural education; multi-culturalism.
Abstract: Present-day processes of globalization influence greatly the development of higher education system worldwide. The relationship between globalization and internationalization of education is the matter of relation between economic and cultural aspects in the development of present day higher education. Internationalization is a long-term process which is becoming more prominent in present-day socio-cultural reality, thus suggesting cross-cultural relationship of educational systems in contradictive conditions of increasing cultural diversity and cultural unification.
Probleme der Globalisierung und Internationalisierung in der modernen Hochschulausbildung
Zusammenfassung: Die modernen Prozesse der Globalisierung üben einen bedeutenden Einfluß auf die Entwicklung des Systems der Hochschulausbildung in der ganzen Welt aus. Das Verhältnis der Globalisierung und der Internationalisierung der Ausbildung ist die Frage des Verhältnisses des Ökonomisches und Kulturelles in der Entwicklung der modernen Hochschulausbildung. Die Internationalisierung ist ein dauernder Prozeß. Er wird in der modernen soziokulturellen Wirklichkeit mehr prägnant und nimmt das zwischenkulturelle Zusammenwirken von Ausbildungssystemen unter den widerspruchsvollen Bedingungen der verstärkenden Kulturvielfalt und der Kulturuniufizierung an.
Processus de la mondialisation et de l'internationnalisation dans l'enseignement supérieur moderne
Résumé: Les processus modernes de la mondialisation influencent considérablement sur le développement du système de l'enseinement supétrieur de tout le monde. Le rapport de la mondialisation et de l'internationalisation de l'enseignement est le problème du rapport de l'économique et du culturel dans le développement de l'enseignement supérieur moderne. L'internationalisation est un long processus qui devient important dans la réalité actuelle socioculturelle et qui suppose l'interaction interculturelle des systèmes de l'enseignement dans les conditions contradictoires de la variété culturelle qui aumente toujours et de l'unification culturelle.