Мелоян Владимир Георгиевич
кандидат педагогических наук, Российский государственный университет правосудия
(e-mail: [email protected])
Шевченко Андрей Иванович
доктор философских наук, Российский государственный университет правосудия
(e-mail: [email protected])
Глобализация высшего образования
В статье исследованы глобализация и трансформационные процессы высшего образования в Российской Федерации. Выявлены проблемы функционирования отечественных университетов. Рассмотрены вопросы международной конкуренции национальных образовательных систем.
Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентные преимущества, трансформация, интеграция, международная стандартизация, унификация, информационная телекоммуникация.
V.G. Meloyan, Сandidate of Pegagogics, Russian State University of Justice; e-mail: [email protected];
A.I. Shevchenko, Doctor of Philosophy, Russian State University of Justice; e-mail:[email protected]
Globalization of higher education
In the article globalization and transformational processes of the higher education in the Russian Federation are investigated. Problems of functioning of domestic universities are revealed. Questions of the international competition of national educational systems are considered.
Key words: competitiveness, competitive advantages, transformation, integration, international standardization, harmonization, information telecommunications.
Исследование проблем глобализации высшего образования невозможно без определения ее сущности, содержания, форм и процессов. В современной отечественной литературе пока не сформулировано четкое определение данного понятия.
Глобализация высшего образования рассматривается нами как процесс интеграции и унификации национальных систем высшего образования с целью создания единого пространства высшего образования.
Анализ таких процессов и форм глобализации в системе высшего образования, как трансформация, интеграция, международная стандартизация, унификация, информационная телекоммуникация, лежит в основе исследования понятия «глобализация высшего образования».
Трансформация предопределяет основной аспект анализа глобализации системы высшего образования, целью которого является определение международной конкурентоспособности отечественных вузов [1].
Исследование трансформационных процессов высшего образования в Российской Федерации выявило следующие векторы трансформаций в качестве основной формы глобализации высшего образования:
сформулированная стратегия глобализации российского высшего образования в государ-
ственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы;
воздействие такого фактора, как ВТО, реализующееся посредством образовательной и научно-исследовательской политики ведущих зарубежных университетов.
Процесс глобализации профессионального образования Российской Федерации, в соответствии с государственной программой «Развитие образования» на 2013-2020 годы, представляет собой трансформационную стратегию, наличие которой означает необходимость кардинального обновления стратегии развития профессионального образования в стране.
При исследовании реальной ситуации функционирования отечественных университетов нами выявлен ряд проблем , которые можно объединить в несколько групп.
Первая группа связана с такой внутренней проблемой вузов, как неспособность внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в образовательную деятельность и систему электронного контроля качества обучения [2].
Вторая группа проблем обусловлена глобальной конкуренцией на рынке образовательных услуг. Интеграция университетов в рыночные отношения подталкивает их к приобретению конкурентных преимуществ в борьбе за
171
привлечение студентов. Мы считаем, что с усилением международной конкуренции в области образования тенденция международного сотрудничества вузов весьма проблематична, т.к. университеты-лидеры не готовы предоставлять инновации на рынок образовательных услуг в связи с риском утраты конкурентных преимуществ.
Третья группа проблем возникает в связи с тем, что высшее образование в условиях рыночных отношений вынуждено ориентироваться на получение максимальной прибыли. Мы согласны с мнением С.А. Шароновой, которая считает, что «образование теряет свои альтруистические позиции. На первое место выходят не привычные нам и милые для слуха слова -гуманизм, духовность, гармонически развитая личность, а жесткая экономическая категория "прибыль"» [3, с. 73]. Мы предполагаем, что отмена гуманистической составляющей в высшем образовании способствует появлению специалистов, ставящих личное благополучие выше ответственности за последствия своей профессиональной деятельности.
Четвертая группа проблем связана со сложностями создания системы непрерывного образования на протяжении всей жизни человека. Важность его получения четко сформулирована английским исследователем Ф. Джессапом. Он говорил, что если временной перерыв в образовании естественен, то окончательное его прекращение равносильно ампутации мышления. Индийский социолог П. Шукла выразил необходимость получения знаний следующим словами: «Образование больше не может рассматриваться как подготовка к жизни. Оно само -часть жизни». Ян Амос Коменский еще в начале XVII в. писал: «Вся жизнь является школой для каждого человека. Человеку в любом возрасте суждено учиться» [4, с. 34].
Таким образом, непрерывное образование на протяжении всей жизни человека как фактор развития личности не сводится к механическому соединению этапов (дошкольное, школьное, вузовское, последипломное и т.д.), а формируется жизненной ситуацией.
По мнению авторов, ключевым фактором глобализации высшего образования является всеобщность и однородность форм знаний. Другим немаловажным фактором выступает международная конкуренция национальных образовательных систем, характеризующаяся различием статусов, масштабов деятельности и влиянием на мировую культуру [5].
Нами выделены три основных конкурирующих рынка образовательных услуг: североамериканский рынок; европейский рынок; рынок Австралии, Новой Зеландии, Японии.
Следует отметить, что международная конкуренция на глобальном рынке существует уже на геополитическом уровне, ее целью является влияние на государства и их политику. Примером может служить политика привлечения иностранных студентов, которая прежде регулировалась государствами, а сегодня глобализация образования все больше реализуется через разветвленную сеть международных правительственных организаций [6].
Мы считаем, что необходимость экспорта российского высшего образования и роста конкурентоспособности отечественных вузов связана со сложной демографической ситуацией в России, т.к. количество студентов вузов в 2014 г. сократилось почти в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2006 г.
Для повышения конкурентоспособности российских высших учебных заведений Правительство Российской Федерации разработало концепцию экспорта образовательных услуг на период 2011-2020 гг., основой которой является достижение следующих целей:
повышение качества и конкурентоспособности российской системы образования в мировом и региональном образовательном пространствах;
обеспечение участия России в глобальном процессе развития высшего образования;
повышение доли экспорта образовательных услуг в российском ВВП, что будет способствовать укреплению позиций отечественного образования на мировом рынке образовательных услуг с увеличением доли рынка до 7% к 2020 г.;
рост рейтинга отечественных вузов в международных рейтинговых листах (а также включение не менее 10 отечественных вузов в число 100 лучших университетов мира);
увеличение в структуре доходов вузов доли средств, получаемых от экспорта образования, до 10% от государственного финансирования [7, с. 96-106].
Внимание к процессам глобализации профессионального образования обусловлено следующими факторами:
системный подход, который определяется расстановкой, анализом, прогнозированием процессов глобализации; системный подход целеполагания, влияющего на повышение уровня мировой конкурентоспособности учреждений профессионального образования;
участие учреждений профессионального образования Российской Федерации в таких направлениях и формах глобализации, как интернационализация, интеграция, координация, кооперация и унификация в сфере профессионального образования.
Нами были отмечены следующие проявления глобализации в системе высшего образования:
172
ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2017 • № 1 (35)
формирование и становление глобального рынка высшего образования (как традиционного, так и виртуального);
создание транснациональных корпораций (ТНК) в сфере образования;
информатизация образования, рассматриваемая нами как ресурс управления и технология обучения студентов;
конвергенция, проявляющаяся во взаимопроникновении образовательных и общественных систем;
интернациональная кооперация в системе высшего образования;
стандартизация (как образовательных систем, так и культурных ценностей).
Оценка последствий глобализационных процессов для российского высшего образования является неоднозначной. С одной стороны, глобализация высшего образования будет способствовать интеграции в
общеевропейское, а затем и в мировое образовательное пространство, а с другой -существует угроза потери национальных особенностей отечественной образовательной системы.
При этом российское высшее образование имеет ряд конкурентных преимуществ: сохранение фундаментализации образования; опыт обучения иностранных студентов; дешевизна образования.
Однако самой серьезной проблемой остается непризнание дипломов большинства российских вузов на международном уровне. Поэтому перед российской высшей школой стоит чрезвычайно сложная задача интеграции в мировое образовательное пространство с сохранением образовательного потенциала, традиций высшей школы и обеспечением конкурентоспособности национальной образовательной системы.
1. Шевченко А. И. О некоторых подходах к осмыслению проблем социальной реабилитации и адаптации лиц с ограниченными возможностями // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 2. С. 64-67.
2. Шевченко А. И. Методологический конструкт исследования проблем социальной адаптации и интеграции инвалидов в современном обществе // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 1. С. 62-65.
3. Шаронова С.А. Универсальные константы института образования - механизм воспроизводства. М., 2004.
4. Мелоян В. Г. Содержание и методика переподготовки офицеров запаса по гражданским специальностям в системе дополнительного профессионального образования: автореф. дис.... канд. пед. наук. М., 2001.
5. Шевченко А. И. К вопросу об опыте реализации политики по отношению к человеку с ограниченными возможностями // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 2(24). С. 267-271.
6. Шевченко А. И. К вопросу о специфике проблем людей с ограниченными возможностями в сфере занятости и трудоустройства и пути их решения // Общество и право. 2013. № 4(46). С. 277-280.
7. Концепция экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 20112020 гг. // Вестн. междунар. организаций. 2010. № 1(27). С. 96-106.
1. Shevchenko A.I. About some approaches to judgment of problems of social resettlement and adaptation of persons with limited opportunities // Humanitarian, social and economic and social sciences. 2014. № 2. P. 64-67.
2. Shevchenko A.I. Methodological construct of a research of problems of social adaptation and integration of disabled people in modern society // Humanitarian, social and economic and social sciences. 2014. № 1. P. 62-65.
3. Sharonova S.A. Universal constants of institute of education - reproduction mechanism. Moscow, 2004.
4. Meloyan V.G. Contents and a technique of retraining of reserve officers on civil specialties in system of additional professional education: auth. abstr.... Candidate of Law. Moscow, 2001.
5. Shevchenko A.I. To a question of experience of realization of policy in relation to the physically disabled person // Historical and social and educational thought. 2014. № 2(24). P. 267-271.
6. Shevchenko A.I. To a question of specifics of problems of physically disabled people in the sphere of employment and employment and a way of their decision // Society and law. 2013. № 4(46). P. 277-280.
7. The concept of export of educational services of the Russian Federation for 2011-2020 // Bull. of intern. organizations. 2010. № 1(27). P. 96-106.
173