ремонт дорог, содержание школы, детского сада, финансирование которых достигается за счет развития молочного скотоводства и использования всей чистой прибыли на дальнейшее развитие.
В одном из передовых хозяйств региона племзаводе «Мухинский» Зуевского района - для его работников за счет средств хозяйства строится поселок с полным благоустройством: водопроводом, отоплением газовыми котлами, асфальтированной дорогой. Это стало возможным благодаря возведению нового животноводческого комплекса. К маю 2009 г. будет заселено 23 коттеджа, а всего в планах руководителя хозяйства осуществить строительство 85 коттеджей.
Возможности для развития производства должна существенно увеличить газификация области, что повысит и инвестиционную привлекательность сельских поселений. На начало 2006 г. в сельской местности области было только 4% газифицированных населенных пунктов при общероссийском уровне в 25,8%. В настоящее время проводится газификация шести районов, что обеспечит население более дешевым природным газом. За
2007-2008 гг. газ получили 16 населенных пунктов, со сжиженного газа на природный переведено более 3,8 тыс. квартир и проложено 15 км распределительных газопроводов в 12 населенных пунктах.
Одной из наиболее острых проблем в области остается состояние транспортной инфраструктуры. Из 10 тыс. км автодорог 6 тыс. км находятся в неудовлетворительном состоянии, еще 1,5 тыс. км практически разрушены. До настоящего времени четыре района области не имеют связи с областным центром автодорогами, гарантирующими проезд в любое время года, 1753 населенных пункта области, или около 40%, не связаны дорогами с твердым покрытием. Муниципальная власть в связи с крайней ограниченностью в финансовых ресурсах в местных бюджетах не в состоянии проводить работы по строительству и реконструкции автомобильных дорог.
Сдерживающим обстоятельством закрепления населения в сельской местности является снижение доступности качественного образования. В связи с сокращением количество детей в сельских школах, за период с 2003 по 2007 г., было закрыто 97 и реорганизовано 73 сельских малокомплектных школ. Материально-техническая база сельских школ значительно хуже городских: 12,2% зданий не оборудованы водопроводом, 29,4% канализацией, 17,8% не имеют центрального отопления. Закрытие малокомплектных школ приводит к еще большему оттоку молодежи из села. В настоящее время для
доставки школьников приобретено 126 автобусов, доставляющих 3770 школьников из 178 населенных пунктов, но еще сохраняется потребность в 71 автобусе для доставки детей из 127 населенных пунктов. Ситуация осложняется состоянием дорог области и высокой степенью аварийности на дорогах.
Значительно ниже городского и уровень медицинского обслуживания сельских территорий. При дефиците медицинских кадров и диспропорции в объемах предоставления разных видов медицинской помощи, происходит закрытие ряда больниц и фельдшерско-акушерских пунктов, сокращение медицинских кадров с целью повышения эффективности использования бюджетных средств на здравоохранение. И это в то время, когда в области сохраняется высокий уровень заболеваемости и смертности населения. По районам области стационарные медицинские учреждения размещены крайне неравномерно. Если в областном центре численность медицинского персонала в расчете на 10000 тыс. человек растет, то во многих районах области она сокращается. В рамках областной, целевой программы развития системы здравоохранения, планируется развитие системы офисов врачей общей практики, повышение уровня квалификации и доходов сельских медицинских работников, укрепление материальнотехнической базы медицинских объектов. Но это в перспективе, а пока отток населения из села продолжается и деревни вымирают.
В 2009 г. на финансирование АПК в областном бюджете планируется направить 1 млрд руб. По словам главы департамента сельского хозяйства и продовольствия А.А. Котлячкова: «Бюджетные день-ги должны работать на продовольственную безопасность региона и вкладывать их туда, где нет эффекта, нецелесообразно». Сегодня в сельском хозяйстве области прослеживается тенденция к созданию холдингов, что увеличивает финансовые возможности для развития производства и позволяет одновременно решать социальные вопросы. Так, в прошедшем году шестью крупными сельскохозяйственными объединениями обеспечено 80 процентов областного производства свинины. Но это отдельные точки роста в рамках национального проекта развития АПК, выбранные локомотивами для вытягивания всего сельского хозяйства области. Существующую же на значительной части сельских территорий области ситуацию может еще больше обострить общеэкономический кризис. Только умелая и грамотная реализация принятых государством направлений развития села позволит стабилизировать ситуацию в аграрном секторе в целом.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
М.Ю. Федотова, к.э.н., доц., А.А. Ломакин, асп. Пензенской государственной сельскохозяйственной академии
В последнее время наблюдается тенденция увеличения объема производства сельскохозяйственной продукции вместе с ее рентабельностью, а также и рост удельного веса прибыльных организаций в Пензенской области. Однако, к сожалению, это не всегда положительно отражается на улучшении социально-экономического состояния сельских территорий. Как правило, наиболее крупные и прибыльные сельскохозяйственные организации сосредоточены далеко не во всех районах области и
не все они уделяют должного внимания развитию сельской местности.
Рассмотрим основные тенденции социальноэкономического развития сельских территорий Пензенской области.
Демографическая ситуация, сложившаяся в Пензенской области, близка к среднестатистической по стране. Сохраняется естественная убыль населения, что является результатом совокупного действия низкой рождаемости, высокой смертности и неблаго-
приятной возрастной структуры. Только за период 1991-2007 гг. численность сельского населения сократилась на 99 тыс. чел. и составила на 01.01.2008 г. 467,9 тыс. человек. И, если в 1991 г., сельские жители составляли 36,6% от общей численности населения Пензенской области, то на 01.01.2008 г. - 33,7%. В то же время ожидаемая продолжительность жизни на селе у мужчин в 2007 г. по сравнению с 2000 г. увеличилась на 1,27 лет, а у женщин - на 1,26 лет и составили, соответственно, 60,16 и 74,45 лет, что незначительно превышает аналогичные показатели в целом по Российской Федерации.
Необходимо обратить внимание и на низкий уровень жизни и рост безработицы сельского населения. Например, заработная плата в сельском хозяйстве в 2007 г. составила 4778,1 руб., или 55,78% средней заработной платы по Пензенской области.
Оставляют желать лучшего и условия жизни сельского населения. Существующие социальная и инженерная инфраструктуры не удовлетворяют современным требованиям. Наблюдается сокращение учреждений образования и культуры. Так, число дошкольных учреждений в сельской местности Пензенской области за 1995-2007 гг. уменьшилось на 239 ед. и в 2007 г. составило 145 единиц. Число государственных и муниципальных дневных общеобразовательных учреждений за аналогичный период сократилось на 225 ед. (на 29,07%), учреждений культурно-досугового типа - с 980 до 651 ед. (на 33,57%), библиотек - с 665 до 587 ед. (на 11,73%), а киноустановки вообще перестали существовать в сельской местности Пензенской области в 2007 г., тогда как в 1995 г. их насчитывалось 190 единиц. А число посадочных мест в зрительных и лекционных залах учреждений культурно-досугового типа за 1995-2007 гг. уменьшилось на 33,3 тыс. (на 23,73%) и в 2007 г. составило 140,3 тыс. Все эти процессы оказывают крайне негативное влияние на культурный и нравственный облик сельских жителей области.
Необходимым условием устойчивого развития сельских территорий является и обеспечение населения качественными и доступными услугами здравоохранения. Однако, число больничных учреждений сельской местности Пензенской области за 2000-2007 гг. сократилось с 42 до 8 ед. А обеспеченность койками в больничных учреждениях за этот же период уменьшилась на 12 ед. и в 2007 г. составила 16 ед. на 10 тыс. чел. населения, в то время как в городских поселениях этот показатель был на уровне 145,9 ед. на 10 тыс. чел. населения.
Остается низким и качество сельского жилищного фонда Пензенской области. В 2007 г. только 46% жилой площади было оборудовано водопроводом, 36% - канализацией, 70% - отоплением, 30% - ваннами (душем), 31% - горячим водоснабжением. Эти же показатели в городских поселениях находятся на значительно более высоком уровне. И только обеспеченность газом (сетевым и сжиженным) примерно одинакова.
Аналогичная картина наблюдается и в большинстве других субъектов Российской Федерации.
По нашему мнению, главная роль в поддержке развития сельской местности (особенно в период современного мирового экономического кризиса) должна принадлежать государству. Именно оно с помощью своих ресурсов и рычагов способно создать необходимые условия для устойчивого развития сельских территорий.
В последние годы устойчивому развитию сельской местности со стороны государства уделя-
ется повышенное внимание. Принят федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», продолжает действовать федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года», разработаны и приняты Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации и Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.
Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года» (далее Программа) была утверждена Правительством Российской Федерации в декабре 2002 года и осуществляется в два этапа.
На I этапе (2003-2005 гг.) происходило совершенствование нормативно-правовой, организационно-управленческой и научно-методической базы социального развития села и создание условий, минимально необходимых для реализации социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации.
На II этапе (2006-2012 гг.) предусматривается переход к формированию в сельских муниципальных образованиях условий, обеспечивающих более высокий уровень жизни, соответствующий новым требованиям к качеству рабочей силы и интенсивности труда.
В 2007 г. в реализации мероприятий Программы приняли участие 80 субъектов Российской Федерации (в 2006 г. - 77 участников).
Государственная поддержка за счет средств федерального бюджета позволила в 2007 г. привлечь субъектами Российской Федерации по всем мероприятиям Программы (включая дорожное строительство):
- собственных бюджетных средств - 13,5 млрд руб.;
- внебюджетных источников - 15,7 млрд руб.
В Пензенской области на финансирование
мероприятий федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» в 2007 г. было выделено 118,9 млн руб. бюджетных средств, а в 2008 г. запланировано 147,7 млн руб., что на 24,2% больше по сравнению с предыдущим годом.
Большое внимание устойчивому развитию сельских территорий уделяется и в принятой Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.
Объем финансирования данной Программы в
2008-2012 гг. составит: за счет средств федерального бюджета - 551,3 млрд руб., за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 544,3 млрд руб. За счет средств внебюджетных источников предусматривается привлечь в 2008-2010 гг. 311 млрд руб.
На мероприятия по устойчивому развитию сельских территорий в рамках Программы планируется привлечь 112,37 млрд руб.
В качестве дополнительной государственной поддержки сельского хозяйства в период мирового экономического кризиса со стороны государства внесены поправки в Федеральный бюджет 2009 г. и на плановый период 2010-2011 гг., где предусмотрено ежегодное дополнительное ресурсное обеспечение Программы в объеме 21 млрд руб.
В соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия на 2008-2012 гг. разработана Областная целевая программа «Развитие сельского хозяйства Пензенской области (2008-2012 гг.)».
Программа реализует государственную аграрную политику на территории Пензенской области на период 2008-2012 гг., определяет задачи и основные направления развития сельского хозяйства области, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.
Потребность в общем объеме финансирования Программы в 2008-2012 гг. составит 17,6 млрд руб., в том числе: средства федерального бюджета -3,8 млрд руб., средства бюджета Пензенской области - 7,7 млрд руб. и собственные средства участников Программы - 6,1 млрд руб.
По направлению «Устойчивое развитие сельских территорий» в рамках данной областной Программы объем средств должен составить 1600,55 млн руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 479,70 млн руб., бюджета Пензенской
области - 847,05 млн руб., участников Программы -273,80 млн руб.
Несмотря на значительные затраты на реализацию целевых федеральных и областных программ в Пензенской области, социально-экономическое положение сельских территорий региона остается достаточно сложным. Для преодоления данного кризиса необходимо на государственном уровне, кроме уже действующих программ, разработать и другие, которые были бы направлены именно на повышение уровня и качества жизни сельского населения и снижение уровня безработицы в сельской местности, а не только на социальное и инженерное обустройство сельских территорий.
Без значительной государственной поддержки в современных условиях сельские муниципальные образования не в состоянии эффективно участвовать в социальных реформах и удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОЙ ТЕРРИТОРИИ ЦЧР С.Г. Исакова, ст. науч. сотр. Научно-исследовательского института экономики и организации АПК ЦЧР
Функционирование и развитие каждого элемента социальной сферы, будь то образование, здравоохранение, культура, сфера бытового обслуживания, связано с территориальными особенностями. Порядок и специфика размещения соответствующих учреждений, организаций и предприятий на территории в свою очередь в значительной степени зависят от состояния и развития территории. Бесспорно также, что от этих факторов в большой степени зависит качество и уровень жизни сельского населения, проживающего на территории.
Современное состояние экономики региона ЦЧР не способствует росту инвестиционной активности в социальной сфере. Большая часть социально-бытовых объектов, учреждений культуры и отдыха на территории муниципалитетов Центрального Черноземья стала муниципальной собственностью отдельных населенных пунктов. Практически эти объекты по-прежнему должны и могут обеспечивать комплексное обслуживание населения районов, при постоянном внимании со стороны местной власти. К сожалению, налаживанию взаимодействия между самостоятельными и равноправными органами местного самоуправления мешает неотрегулирован-ность отношений, к которым, в первую очередь, относятся финансовые и организационные.
Значительным тормозом расширения обслуживания населения социальными услугами является рассредоточение на сельской территории Черноземного региона объектов социальной сферы в населенных пунктах, отсутствие в сельской местности широкой сети дорог с твердым покрытием, которое очень затрудняет эффективное использование таких объектов. Сезонный характер сельскохозяйственного производства и деятельности сельского населения во многом определяет ритм работы учреждений социальной инфраструктуры.
Одной из самых же основных причин слабого развития отраслей жизнеобеспечения населения остается недостаток финансовых средств в муниципальных формированиях регионов.
В результате недостаточного финансирования социальной отрасли строительство и ввод в
действие на селе объектов социальной инфраструктуры по много раз сократился. Наблюдается стойкая тенденция сокращения количества общеобразовательных учреждений, особенно сельских школ, обостряется проблема с кадрами учителей. По данным статистики, количество школ в 2007 г., по сравнению с 2004 г., сократилось на 6,5%. В некоторых муниципальных образованиях, школы находятся в ветхом, давно не ремонтированном состоянии, есть школы с печным отоплением. Особого внимания требует решение проблемы функционирования сельских малокомплектных школ. Их количество во многих селах районов региона продолжает неуклонно сокращаться под лозунгом «укрупнения», и там, где прекращают работать школы, начинает вымирать деревня. Необходимо прекратить поддерживать мнение об ограниченности образовательных возможностей сельской школы, якобы негативно влияющей на качество образования, получаемого сельской молодежью. Подтверждением обратного служат многочисленные призовые места, премии и награды на областных и российских олимпиадах, конкурсах получаемых сельскими школьниками, в том числе и из малокомплектных школ.
Аналогично проблеме с педагогическим кадровым потенциалом в сельских районах, который за последние три года сократился на 6,8%, сохраняется проблема обеспечения лечебных учреждений медицинским персоналом. Несмотря на ежегодный, многочисленный выпуск врачей ВМА, сельская местность по-прежнему ощущает острую нехватку медицинского персонала. Главной причиной такого положения вновь становится отсутствие для человека действенных социальных стимулов, которые включают целый комплекс вопросов уровня и качества жизни на селе.
В системе здравоохранения региона предполагается обеспечение всеобщей доступности государственных и муниципальных лечебных учреждений, где медицинскую помощь оказывают за счет средств соответствующих бюджетов, однако уровень медицинской помощи сельскому населению продолжает серьезно уступать городскому, что является одной из наиболее важных причин более высокой смертности в