продовольствия на 2008-2012 гг. разработана Областная целевая программа «Развитие сельского хозяйства Пензенской области (2008-2012 гг.)».
Программа реализует государственную аграрную политику на территории Пензенской области на период 2008-2012 гг., определяет задачи и основные направления развития сельского хозяйства области, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.
Потребность в общем объеме финансирования Программы в 2008-2012 гг. составит 17,6 млрд руб., в том числе: средства федерального бюджета -
3,8 млрд руб., средства бюджета Пензенской области - 7,7 млрд руб. и собственные средства участников Программы - 6,1 млрд руб.
По направлению «Устойчивое развитие сельских территорий» в рамках данной областной Программы объем средств должен составить 1600,55 млн руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 479,70 млн руб., бюджета Пензенской
области - 847,05 млн руб., участников Программы -273,80 млн руб.
Несмотря на значительные затраты на реализацию целевых федеральных и областных программ в Пензенской области, социально-экономическое положение сельских территорий региона остается достаточно сложным. Для преодоления данного кризиса необходимо на государственном уровне, кроме уже действующих программ, разработать и другие, которые были бы направлены именно на повышение уровня и качества жизни сельского населения и снижение уровня безработицы в сельской местности, а не только на социальное и инженерное обустройство сельских территорий.
Без значительной государственной поддержки в современных условиях сельские муниципальные образования не в состоянии эффективно участвовать в социальных реформах и удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОЙ ТЕРРИТОРИИ ЦЧР С.Г. Исакова, ст. науч. сотр. Научно-исследовательского института экономики и организации АПК ЦЧР
Функционирование и развитие каждого элемента социальной сферы, будь то образование, здравоохранение, культура, сфера бытового обслуживания, связано с территориальными особенностями. Порядок и специфика размещения соответствующих учреждений, организаций и предприятий на территории в свою очередь в значительной степени зависят от состояния и развития территории. Бесспорно также, что от этих факторов в большой степени зависит качество и уровень жизни сельского населения, проживающего на территории.
Современное состояние экономики региона ЦЧР не способствует росту инвестиционной активности в социальной сфере. Большая часть социально-бытовых объектов, учреждений культуры и отдыха на территории муниципалитетов Центрального Черноземья стала муниципальной собственностью отдельных населенных пунктов. Практически эти объекты по-прежнему должны и могут обеспечивать комплексное обслуживание населения районов, при постоянном внимании со стороны местной власти. К сожалению, налаживанию взаимодействия между самостоятельными и равноправными органами местного самоуправления мешает неотрегулирован-ность отношений, к которым, в первую очередь, относятся финансовые и организационные.
Значительным тормозом расширения обслуживания населения социальными услугами является рассредоточение на сельской территории Черноземного региона объектов социальной сферы в населенных пунктах, отсутствие в сельской местности широкой сети дорог с твердым покрытием, которое очень затрудняет эффективное использование таких объектов. Сезонный характер сельскохозяйственного производства и деятельности сельского населения во многом определяет ритм работы учреждений социальной инфраструктуры.
Одной из самых же основных причин слабого развития отраслей жизнеобеспечения населения остается недостаток финансовых средств в муниципальных формированиях регионов.
В результате недостаточного финансирования социальной отрасли строительство и ввод в
действие на селе объектов социальной инфраструктуры по много раз сократился. Наблюдается стойкая тенденция сокращения количества общеобразовательных учреждений, особенно сельских школ, обостряется проблема с кадрами учителей. По данным статистики, количество школ в 2007 г., по сравнению с 2004 г., сократилось на 6,5%. В некоторых муниципальных образованиях, школы находятся в ветхом, давно не ремонтированном состоянии, есть школы с печным отоплением. Особого внимания требует решение проблемы функционирования сельских малокомплектных школ. Их количество во многих селах районов региона продолжает неуклонно сокращаться под лозунгом «укрупнения», и там, где прекращают работать школы, начинает вымирать деревня. Необходимо прекратить поддерживать мнение об ограниченности образовательных возможностей сельской школы, якобы негативно влияющей на качество образования, получаемого сельской молодежью. Подтверждением обратного служат многочисленные призовые места, премии и награды на областных и российских олимпиадах, конкурсах получаемых сельскими школьниками, в том числе и из малокомплектных школ.
Аналогично проблеме с педагогическим кадровым потенциалом в сельских районах, который за последние три года сократился на 6,8%, сохраняется проблема обеспечения лечебных учреждений медицинским персоналом. Несмотря на ежегодный, многочисленный выпуск врачей ВМА, сельская местность по-прежнему ощущает острую нехватку медицинского персонала. Главной причиной такого положения вновь становится отсутствие для человека действенных социальных стимулов, которые включают целый комплекс вопросов уровня и качества жизни на селе.
В системе здравоохранения региона предполагается обеспечение всеобщей доступности государственных и муниципальных лечебных учреждений, где медицинскую помощь оказывают за счет средств соответствующих бюджетов, однако уровень медицинской помощи сельскому населению продолжает серьезно уступать городскому, что является одной из наиболее важных причин более высокой смертности в
сельской местности. Из-за недостатка финансирования учреждений здравоохранения и политики перевода больных на лечение в так называемом «дневном стационаре» за последние три года на 2,5% снизилось число больничных коек в ЦРБ.
Известно, что бюджеты субъектов Федерации и муниципальных образований до 80% в структуре налоговых поступлений формирует большинство федеральных налогов. Таким образом, в муниципальных образованиях возникают сложности, связанные с формированием собственной доходной базы. На местном уровне остаются всего несколько видов налогов из числа, наименее собираемых и финансово небольших, в связи с чем, проблемы не могут быть решены на местах.
Учитывая, что местные бюджеты весьма и весьма зависимы от вышестоящей администрации, понятно как трудно практически влиять не только на развитие, но и реальное функционирование учреждений и организаций социальной сферы в регионе. В небольшом числе самых благополучных муниципальных образований Воронежской области собственные средства местных бюджетов составляют всего около 30% обшей суммы бюджетных поступлений, в остальных, эти средства не достигают и таких сумм.
В условиях несостоятельности аграрного и других секторов экономики местные власти не в состоянии поддерживать оптимальное функционирование территории на прежнем уровне. Об этом и свидетельствует сокращение за реформенные годы уровня и качества жизни сельского населения. Село по-прежнему продолжает вымирать, хотя и несколько замедленными темпами, продолжает оставаться массовая бедность, безработица.
Социальное напряжение дополняет потеря заработной платы в сельской местности своей стимулирующей функции. Исследования вопроса свидетельствуют, что в структуре доходов сельских семей заработная плата и социальные трансферты стали составлять меньшую долю, чем доходы от личного подсобного хозяйства. В свою очередь недостаток доходов и социальных трансфертов вынуждает часть населения переходить к натуральному сельскохозяйственному производству.
Негативным стал факт считать население, занятое в этой сфере деятельности, экономически неактивным, хотя численность трудоспособных людей, занятых в ЛПХ весьма велика. Из вспомогательного этот вид занятости в сельской местности часто остается основным источником средств существования. В настоящее время личные подсобные хозяйства населения продолжают выступать еще и как дополнительный источник производства сельскохозяйственной продукции и значительный резерв продовольствия, как достаточно существенный источник натуральных и денежных доходов населения.
У значительной части сельских семей доходы от личного подсобного хозяйства превышают годо-
вой уровень оплаты труда в сельскохозяйственной организации. Сдерживающим фактором развития личных подсобных хозяйств являются ограничения в виде затруднения со сбытом продукции. В связи с разрушением системы потребительской кооперации на селе и отсутствием системы закупок, ограниченностью возможности переработки возникают дополнительные проблемы.
В Центрально-Черноземном регионе нет общей по стране наметившейся тенденции к уменьшению числа хозяйств населения, что в целом является результатом воздействия различных факторов: социально-экономических, демографических, миграционных. Однако в возрастном составе населения сельской местности Центрального Черноземья, также как и в остальных регионах страны, увеличивается доля людей пожилых, с ограниченными возможностями ведения натурального хозяйства.
Непривлекательные условия труда, низкая его оплата, нехватка детских дошкольных учреждений, учреждений культуры и отдыха, неудовлетворительное транспортное сообщение и связь продолжает побуждать переезжать трудоспособное сельское население из сельской местности в город. Что особенно отрицательно, в основном - это молодые люди.
Значительной особенностью развития сельской местности на настоящем этапе является то, что в силу своего периферийного положения относительно всей подчиненной территории, существенно возрастает роль поселений - районных центров как организующих и обслуживающих центров сельской местности.
На настоящем этапе развития экономики, осознав отсутствие социальных направлений, вызывающих разрушение села, деградацию сельского населения и отказавшись от рыночного механизма как основы развития села, государство признало приоритетность социальной ориентированности сельского развития и аграрной сферы.
Этот факт вызвал изменение социальной политики сельского развития в положительную сторону. В настоящее время разработаны и реализуются документы федерального и регионального уровней: государственные и региональные проекты, целевые социально-экономические программы, направленные на возрождение и развитие сельской экономики
и, что очень важно, социальной сферы села.
Социальная политика государства, регионов, местного уровня должна целенаправленно воздействовать на развитие сферы услуг, образования и здравоохранения, включая мотивацию труда и закрепление населения в сельской местности. При условии выполнения такого направления, возможны позитивные перемены в социально-экономическом развитии села, его социальной сфере, что, в свою очередь, может послужить фактором экономического роста в аграрной отрасли.
ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ, И ИХ ВЛИЯНИЕ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
М.В. Межина, ст. преп. Алтайского государственного аграрного университета
Сельские территории представляют собой сложную социально-экономическую систему, включающую население, землю, поселения, объекты социального производственного назначения, инженерные сооружения, коммуникации и функциони-
рующие на этой основе хозяйствующие субъекты различных направлений деятельности. Такие территории занимают почти две трети площади Российской Федерации, на которой на 01.01.2006 г. проживало 38,75 млн человек, или 27% населения стра-