УДК 330.101.22 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ РОССИИ
Ионова Ю.Г.
Человеческий капитал является основным фактором экономического развития страны. Социальные последствия кризисных экономических явлений являются наиболее болезненным вопросом в современном мире. Различные экономические факторы, такие как производительность труда, уровень образования, уровень технического обеспечения производства и другие, оказывают влияние на социальное развитие общества. Современные тенденции развития экономики сопровождаются социальными последствиями и угрозами. Необходимо изменение механизма государственного участия в экономике и усиление роли регулирующего воздействия государства на социально-экономическое развитие страны.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие, производительность труда, доходы и расходы населения, социальные выплаты, конечное фактическое потребление, бедность, потребительские ожидания, социальная напряженность.
SOCIAL-ECONOMIC ANALYSIS OF THE PRESENT STAGE OF DEVELOPMENT OF RUSSIA
Ionova Yu.G.
Human resources are the key factor in the economic development of the country. Social consequences of the economical breakdown are the most painful issues in the modern world. Miscellaneous economic factors like working efficiency, standard
of education, level of technical support and others influence the social development of the country. Modern trends of economic development are accompanied with social consequences and threats. The current situation requires changes in the mechanism of the government economy regulation and increase in the government control of the social-economic development of the country.
Keywords: social-economic development, productivity, income and expenditures, social transfers, actual final consumption, poverty, consumer expectations, social tension.
Экономическая жизнь функционирует не только благодаря действию объективных законов общественного развития, но и благодаря субъективной деятельности людей. В то же время, тенденции экономического развития находят свое отражение в формировании взглядов, настроений, мнений, чувств людей, которые являются мотивами их социально-экономического поведения. Одним из самых болезненных вопросов в современном мире является проблема негативного влияния экономических проблем на социальное развитие стран и отдельных регионов.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, отмечено, что в середине нынешнего десятилетия российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития. Один из таких барьеров - высокая роль человеческого капитала как основного фактора экономического развития. В России сложилась парадоксальная ситуация, характеризующая наличием огромного ресурсного и человеческого потенциала и одновременно крайне низкой эффективностью их использования. Для нашей страны основным нерешенным вопросом является проблема преодоления имеющихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала [1].
Один из индикаторов экономического роста экономики страны, и фактор укрепления социальной стабильности - рост доходов населения. На сегодняшний день средняя величина среднедушевых доходов в Российской Федерации составляет порядка 19 тыс. руб. (таблица 1). [7]
Таблица 1
Среднедушевые доходы, руб
Период
2009 г. 2010 г.
Российская Федерация 16 838,3 18 552,6
Центральный федеральный округ 22 221,2 24 029,4
г.Москва 41 890,8 42 591,8
Северо-Западный федеральный округ 17 520,8 19 703,7
г. С анкт-Петербург 22 132,6 24 635,8
Южный федеральный округ 12 993,1 14 929,7
Северо-Кавказский федеральный округ 11535,8 13 343,2
Приволжский федеральный округ 13 876,2 15 601,1
Уральский федеральный округ 19 642,1 21 386,6
Сибирский федеральный округ 13 493,2 14 876,8
Дальневосточный федеральный округ 18 281,2 20 729,0
При этом доля доходов от оплаты труда, традиционно занимает наибольший удельный вес в доходах Россиян, на 2010 г. составляет 63,2%. В этот процент включены как официальные, так и скрытые доходы от труда, которые с 2012 г. показываются Госкомстатом по строке «другие доходы». Это означает наличие огромной зависимости населения от наличия рабочих мест в регионе проживания. Несмотря на пропагандируемую государством политику поддержки малого предпринимательства, доля доходов от предпринимательской деятельности сократились за исследуемый период с 12% до 9,3%, как и доля дохо-
дов, получаемых от собственности - с 7,8% в 2003 г. до 6,3% в 2010 г. (таблица 2) [7]. Таким образом, труд остается для многих единственным источником получения денежных доходов и средством к существованию. Даже незначительное сокращение рабочих мест в регионах страны может привести к полной потере источника дохода для большинства граждан.
Кроме циклических кризисных явлений в экономике на уровень доходов от труда влияет множество других факторов, таких как: уровень технической вооруженности предприятий, эффективность применяемой технологии, энерговооруженность, организация труда и производства, действенность системы обучения и повышения квалификации кадров.
Таблица 2
Состав и структура денежных доходов населения Российской Федерации
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Всего денежных доходов, млрд. рублей 8 900,5 10976,3 13819,0 17290,1 21311,5 25231,6 28452,3 32100,9
в том числе (в процентах): оплата труда 39,4 38,6 38,1 38,0 39,9 43,1 39,4 39,2
доходы от предпринимательской деятельности 12,0 11,7 11,4 11,1 10,0 10,2 9,5 9,3
социальные выплаты 14,1 12,8 12,7 12,0 11,7 13,2 14,7 17,7
доходы от собственности 7,8 8,2 10,3 10,0 8,9 6,2 6,4 6,3
другие доходы в том числе скрытая заработная плата 26,7 28,7 27,5 28,9 29,5 27,3 29,8 27,2
Анализ влияния ряда факторов на производительность труда, а следовательно и на уровень доходов от труда, показал, что темпы ввода новых мощно-
стей до сих пор не достигли докризисного уровня 1990 г., степень их изношенности в российской экономике увеличивается. Попытки последних лет создания и внедрения инновационных технологий, призванных обспечить интенсификацию производства, и связанные с ростом затрат из федерального бюджета на науку, пока не оказали положительного влияния на производительность труда и рост ВВП. Наблюдается снижение количества образовательных учреждений в целом по стране, а в сельской местности - их двукратное снижение по сравнению с 70-ми годами прошлого столетия. Снижение доступности медицинского обслуживания вместе с другими факторами социального характера привели к росту заболеваемости населения. На фоне мирового экономического кризиса тревожным является тот факт, что эта утрата трудового потенциала страны может на десятилетия лишить Россию возможности конкурировать с мировыми лидерами не только на рынке труда, но и на рынке продукции и услуг [3].
В связи со снижением трудового потенциала и возможной потерей доходов от труда населением возрастает роль социальной поддержки общества.
Доля социальных выплат в структуре доходов населения существенно не изменилась с 2003 г. и составляет порядка 14 % от общей величины поступлений. На том же уровне остается удельный вес социальных выплат в ВВП страны. При этом основная доля социальных выплат приходится на пенсии (таблица 3). Однако, следует отметить ее снижение за последние годы. Обращает на себя внимание рост удельного веса социальных пособий и социальной помощи (11,2% в 2003 г. против 27,5% в 2009 г.) и значительное снижение доли страховых возмещений гражданам (с 17% в 2003 г. до 4,8% в 2009 г.).
Таблица 3
Структура социальных выплат населению
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Социальные трансферты 100 100 100 100 100 100 100
в том числе:
1.Пенсии 70,2 75,3 71 ,5 69,1 67,4 68,5 66,5
2.Пособия и социальная помощь 11,2 10,0 17,9 22,5 25,8 24,9 27,5
3.Стипендии 0,6 0,7 0,6 0,5 1,1 1,1 0,9
4.Страховые возмещения 17,8 13,9 10,0 7,8 5,7 5,2 4,8
5. Прочие 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,3 0,2
Удельный вес социальных выплат в ВВП, % 9,5 8,3 8,1 7,7 7,5 8 10,9
К сожалению, существующего объема социальной поддержки недостаточно для предотвращения негативных социальных последствий экономического спада, наблюдающегося в России в течение последних лет. Не прекращается тенденция усиления дифференциации доходов населения, которая является одной из главных причин возникновения социальной напряженности. Коэффициент фондов, показывающий соотношение размера доходов 10% самых богатых граждан в размеру доходов 10% самых медных граждан за последние 8 лет увеличился на 2 пункта (таблица 4). [6]
Рост индекса концентрации доходов (коэффициента Джини) также свидетельствует об увеличении степени неравенства получаемых денежных доходов в российском обществе. На конец 2010 г. коэффициент Джини в России является одним из самых высоких среди развитых стран мира. Для сравнения: коэффициент Джини в США - 0,408, Китае - 0,415, Великобритания - 0,36, Канада - 0,326, Франция - 0,327, Германия - 0,283, Финляндия - 0,269, Дания - 0,247 [2].
Таблица 4
Показатели дифференциации доходов населения______________
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов), в разах 14,5 15,2 15,2 16 16,8 16,8 16,6 16,5
Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) 0,403 0,409 0,409 0,416 0,423 0,422 0,421 0,422
Численность экономически активного населения в феврале 2010г. составила, по предварительным итогам обследования населения по проблемам занятости, 74,5 млн.человек, или более 52% от общей численности населения страны, в их числе 68,0 млн.человек, или 91,4% экономически активного населения были заняты в экономике и 6,4 млн.человек (8,6%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). [2]
Поскольку основную долю доходов граждан России составляют доходы от оплаты труда, из-за сокращения производства в регионах Российской Федерации увеличилась доля малоимущего населения, проживающего в сельской местности, что способствует оттоку населения в города. При этом в настоящее время наибольшую долю малоимущего населения составляют мужчины и женщины трудоспособного возраста, четверть неимущих - это дети и молодежь. Таким образом, более 65% бедняков составляют люди трудоспособного возраста (таблица 5). Наибольшему риску неполучения доходов в настоящее время подвержены семьи с детьми. Таким образом, основная часть населения, составляющая трудовой потенциал, страдает в настоящее время от проводимых экономических преобразований.
По данным Госкомстата РФ за чертой бедности к концу 2009 г. в России проживает 13% населения. [7] По данным социологических исследований порядка 18% россиян относят себя к группе населения, которые не могут купить необходимые потребительские товары [6]. По последним данным ВОЗ за чертой бедности проживает около 40% россиян. Для сравнения по тем же данным:
американцев - 12,3%, испанцев - 19,9%, израильтян - 20%. Самые низкие в Европе показатели бедности в Швеции и Чехии (9-10%), а самые высокие - в Литве и Польше (21%). [2]
Таблица 5
Распределение малоимущего населения
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
По местам проживания:
Проживающее в городах 64,3 63 61,4 60,8 59,6 58 58,1 60,9
Проживающее в сельских поселениях 35,7 37 38,6 39,2 40,4 42 41,9 39,1
По половозрастным группам:
дети в возрасте до 16 лет 22,7 21,9 21,8 21,2 21,4 23,8 25,5 17,3
молодежь в возрасте от 16 до 30 лет 25,3 26,1 25,6 25,6 25,3 25,6 25,6 21,9
Мужчины и женщины в возрасте от 31 до 59 и 54 лет соответственно 40 40,1 39,9 40,1 39,9 39,2 39 45,1
Мужчины и женщины в возрасте от 60 и 55 лет соответственно и старше 12 12 12,6 13,1 13,4 12,6 11,7 17,7
По отношению к экономической активности:
экономически активное население 60,5 60,2 60,2 60,5 61,1 61,4 63,3 71,2
экономически неактивное население 39,5 39,8 39,8 39,5 38,9 38,6 36,7 28,8
Существующую проблему бедности подтверждает и анализ структуры расходов населения. На сегодняшний момент наибольшую долю в расходах населения России занимает покупка товаров и оплата услуг. В последние годы возросла доля обязательных платежей и взносов. Темпы прироста свободных денежных средств на руках у населения не достигли уровня 2003 года (таблица 6). [7]
Структура конечного фактического потребления проживающих на территории России, существенно отличается от структуры потребления жителей в развитых странах мира. Так в России значительную долю (24,8%) занимают расходы на продукты питания. В результате на отдых, рестораны и гостиницы и другие расходы россияне могут направить лишь 16,2% своих доходов, тогда как
сумма этих расходных статей в других странах достигает 30%, а в США - 35% (таблица7). [7]
Таблица 6
Структура использования денежных доходов населения
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Всего денежных доходов, в процентах 100 100 100 100 100 100 100 100
в том числе:
покупка товаров и оплата услуг 69,0 69,9 69,6 69,0 69,6 74,1 69,8 69,9
обязательные платежи и разнообразные взносы 8,3 8,9 8,3 8,8 9,7 11,2 9,9 9,4
расходы на покупку недвижимости 2,0 2,3 2,5 3,3 3,9 4,7 2,9 3,4
сбережения 5,5 4,3 5,0 6,8 6,5 0,0 4,4 7,7
покупка валюты 7,2 8,2 8,5 6,8 5,2 7,9 5,4 3,7
изменение средств на счетах индивидуальных предпринимателей 6,9 7,3 6,9 5,4 4,7 4,9 4,9 5,3
прирост (уменьшение) денег на руках у населения 2,7 1,8 1,5 3,4 3,8 0,4 0,4 2
Одновременно со снижением доходов населения и соответствующим снижением расходов на товары не первой необходимости, отдых и культуру, в 90-е годы прошлого столетия произошло сокращение государственного участия в поддержке отечественной культуры, полагая, что формирующийся рынок самостоятельно решит возникающие проблемы. В результате этого стоимость услуг учреждений культуры значительно выросла, уменьшив их доступность для населения. Как следствие, в последние десятилетия было уменьшено влияние на российское общество культуры, которая обладает богатейшим потенциалом в сфере воспитания и становления личности.
С 2001 года реализуется Федеральная целевая программа «Культура России», которая призвана обеспечить устойчивое развитие социально-культурной сферы. В настоящее время в Российской Федерации продолжает функционировать: 2,2 тыс. государственных музеев, 51 тыс. массовых библиотек, 85 тыс. не-
движимых памятников истории и культуры, в регионах России функционирует более 50 тыс. клубов и домов культуры, около 600 театров и 250 концертных организаций, 64 цирка, 48 зоопарков, 542 парка культуры и отдыха [8]. Однако восстановить утраченную роль культуры весьма сложно. Привычку посещать места культуры имеют лишь люди старшего возраста.
По данным выборочного обследования культурных потребностей молодежи, проведенном в 2009 г., 46,8% респондентов в возрасте 15-29 лет никогда не посещают театров, 45,8% делают это от случая к случаю. Совсем не посещают музеев - 45,9% молодежи, никогда не были на выставках и вернисажах --59,8%. Чтению художественной литературы более часа в день уделяют лишь 23,2% молодых людей России, а 31,2% не читают вовсе. Общая численность зрителей во всех учреждениях культуры снизилась с 11 млн. человек в 1995 г. до 6 млн. 300 тыс. человек в 2009 г. [5]
Таблица 7
Структура конечного фактического потребления (по данным международных сравнений за 2005 г.)
Россия Герма- ния Дания Фран- ция Велико- брита- ния Канада США
Продукты питания и безалкогольные напитки 24,8 9 8,1 10,7 7 7,6 6,2
Алкогольные напитки, табак 6 2,8 2,8 2,4 2,9 3,2 2
Одежда и обувь 9,1 4,2 3,5 3,7 4,6 3,8 4,2
Жилищные услуги 9,4 19,4 19,4 19,9 15,3 19,1 16
Предметы домашнего обихода, бытовая техника 3,9 5,5 4,2 4,6 4,5 5 4,4
Здравоохранение 7,5 12,4 11 12,1 9,9 11,7 18,3
Транспорт 10,6 11 10 11,4 11,8 11,5 10,6
Связь 4,1 2,2 1,6 2,2 1,7 1,9 1,5
Отдых и культура 6,1 8,1 9,2 8,9 10,7 9,1 8,6
Образование 5,5 5,7 9,1 7,2 5,9 7,9 8,5
Рестораны и гостиницы 2,7 4,3 3,6 4,8 9,3 5,7 5,6
Другое 7,4 13,4 17,7 12,9 15,1 13,1 14
Чистые покупки за границей 2,8 1,9 -0,2 -0,7 1,3 0,5 0
Итого 100 100 100 100 100 100 100
По мнению социологов, кризисные явления в экономике затронули процесс становления молодого поколения и в сфере производства жизненных средств и в воспроизводстве собственных духовных, физических и нравственных сил. Усилились тенденции к бездуховности, утраты нравственных критериев, ухудшения психического здоровья [6]. Среди молодежи неуклонно растут пессимистические настроения. Индексы потребительских ожиданий молодых людей в возрасте до 30 лет, составляющих трудовой потенциал страны, неуклонно снижаются. Рост отрицательных значений индексов показывает преобладание негативных оценок респондентов над позитивными. Так индекс уверенности потребителя снизился с конца 2007 г. на конец 2009 г. с 3 пунктов до -15. Индекс оценки текущего состояния экономики России за аналогичный период снизился с -6 до -22, индекс изменения ожидаемого количества безработных - с -19 до -37, индекс изменений личного материального положения - с -1 до -19, индекс благоприятности условий для крупных покупок - с -5 до -27. [5].
Подобные настроения и ожидания увеличивают социальную напряженность в регионах страны, ведут к расслоению социума, разрушению прошлых идеалов и ценностей. По мнению социологов, в российском обществе идет расширение зоны действия негативных норм за счет уменьшения зоны действия позитивных норм. Сокращается уровень отзывчивости и стремление улучшать результаты своего труда, что противоречит установкам рыночной экономики [6].
Социальное неравенство в различных его формах является причиной девиантного (отклоняющегося) поведения как среди молодежи, так и среди лиц старшего поколения, которое выражается в несоответствии образа жизни человека общеустановленным нормам и стандартам. Причины отклонений в поведении кроются в неадекватном отражении в сознании людей процесса развития общественных и производственных отношений. В советский период отклонения в поведении вызывались такими причинами как противоречия между квалифицированным и неквалифицированным, умственным и физическим, номенклатурным и рядовым трудом. В современном обществе эти противоречия вытесняются другими причинами, которые порождаются массовой безработицей, безысходностью, отсутствием перспектив. Эти причины явились средой для формирования групп людей с отклоняющимся поведением - бомжей, алкоголиков, наркоманов, преступников. Между различными социальными группами и слоями населения неизбежно начинают возникать противоречия, несвоевременное и неадекватное разрешение которых накладывает отпечаток на сознание и поведение людей. Нарушения законности, принципов демократии и справедливости, коррупция, отсутствие четкой позиции государства порождают моральные коллизии, характеризующиеся борьбой различных мотивов поведения. Большую часть населения страны социологи относят к типу «парадоксальная личность», представляющему собой удобный объект для манипулирования общественным сознанием. [6]
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. выделены ряд социальных и институциональных проблем, решение которых является приоритетным на ближайшее десятилетие. Это - высокий уровень социального неравенства и региональной дифференциации; высокие риски ведения предпринимательской деятельности в России, связанные в том числе с наличием коррупции, излишними административными барьерами, недостаточным уровнем защиты прав собственности, непрозрачностью системы земельных отношений, низкой корпоративной куль-
турой; слабое развитие форм самоорганизации и саморегулирования бизнеса и общества, низкий уровень доверия в сочетании с низким уровнем эффективности государственного управления; низкий уровень конкуренции на рынках, не создающий для предприятий стимулов к повышению производительности труда; недостаточный уровень развития национальной инновационной системы, координации образования, науки и бизнеса [1].
Той же Концепцией предусмотрено достижение высочайших показателей социально-экономического развития общества на этот период. А именно объявлено, что: Уровень доходов и качество жизни россиян к 2020 году достигнет показателей, характерных для развитых экономик, что означает высокие стандарты личной безопасности, доступность услуг образования и здравоохранения требуемого качества, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам и обеспечение экологической безопасности. Запланировано увеличение обобщающего показателя уровня жизни - валовой внутренний продукт на душу населения по паритету покупательной способности - до более чем 30 тыс. долларов США в 2020 году. Охват высшим и средним профессиональным образованием населения должен составить 60 - 70 процентов (2007 год - около 50 процентов), средний уровень обеспеченности жильем достигнет к 2020 году около 30 кв. м на человека (или около 100 кв. м на среднестатистическую семью). Доля населения, проживающего в местах с неблагоприятной экологической обстановкой, снизится с 43 процентов в 2007 году до 14 процентов в 2020 году. Уровень смертности от насильственных причин снизится примерно вдвое.
Правительством Российской Федерации оптимистично заявляется, что к 2020 г. в России сформируется общество, основанное на доверии и ответственности, включая доверие населения к государственным и частным экономическим институтам. Значительно снизится социальная поляризация. Это будет достигнуто за счет обеспечения равных возможностей для социальной мобильности талантливых представителей всех слоев общества, реализации социаль-
ной политики по поддержке уязвимых слоев населения и проведения политики, направленной на интеграцию мигрантов. Доля среднего класса составит более половины населения, при этом значительную часть среднего класса образуют люди, занятые созданием новой экономики знаний, технологий и обеспечением развития самого человека.
К 2020 году в той же концепции планируется снижение уровня абсолютной бедности до 6 - 7 процентов и относительной бедности (или малообеспеченной части населения) до 15 процентов; увеличение среднего класса до более половины населения; снижение дифференциации населения по уровню доходов с 16,8 раза в 2007 году до 12 раз в 2020 году; охвата бедного населения государственными социальными программами к 2020 году - до 100 процентов.
Первый этап указанных в Концепции комплексных государственных мер планировалось завершить к 2012 г, однако существующие тенденции заставляют усомниться в достижении к 2020 году ключевых показателей, предусмотренных этим документом.
Для достижения увеличения человеческого потенциала в Российской Федерации, повсеместного распространения инноваций и ускорения развития высокотехнологических производств должна быть достигнута немедленная активизация новых факторов экономического развития, применение ранее не использованных рычагов государственного воздействия на экономику.
По мнению автора, наибольшее значение на сегодняшний момент приобретает не столько объемы государственной поддержки экономики, сколько механизм государственного инвестирования экономики [4]. Важнейшим нерешенным вопросом в настоящий момент является разработка отраслевых методик оценки эффективности государственных инвестиций. В свете решения о вступления России в ВТО, необходима разработка новой концепции участия государства в экономике для обеспечения мультипликативного эффекта государственных вложений, снижения коррупции, повышения бюджетной эффективности и улучшения социального климата в стране.
Список литературы
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации "Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" от 17 ноября 2008 г. N 1662-р (ред. от 08.08.2009).
2. За чертой бедности. Мировая статистика: URL: http://statistika.ru (дата обращения 10.12.2011).
3. Ионова Ю. Г. Анализ проблем и перспектив рынка труда в России// Экономический анализ: теория и практика. № 13 (220). 2011 г. апрель, С. 30-36.
4. Ионова Ю. Г. Анализ механизма государственного инвестирования экономики// Экономический анализ: теория и практика. 2011. №38 (245). октябрь, С. 25-31.
5. Молодежь в России 2010. Статистический сборник. М.: Госкомстат России, 2010 г.
6. Тощенко Ж. Т. Социология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 607 с.
7. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru (дата обращения 19.03.2012)
8. Федеральные целевые программы России. URL: http://fcp.economy.gov.ru (дата обращения 20.12.2011)
References
1. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii "Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda" ot 17 noyabrya 2008 g. N 1662-r (red. ot 08.08.2009) [Order of the Government of the Russian Federation, "Concept of Long-Economic Development of the Russian Federation for the Period to 2020" on November 17, 2008 N 1662-r (as amended on 08.08.2009)].
2. http://statistika.ru (accessed12/10/2011)
3. Ionova Yu.G. Ekonomicheskiy analiz: teoriya i praktika 220, no. 13 (2011): 33-36.
4. Ionova Yu.G. Ekonomicheskiy analiz: teoriya i praktika 245, no. 38 (2011): 25-31.
5. Molodezh' v Rossii 2010. Statisticheskiy sbornik [Young people in Russia 2010. Statistichesky collection]. Moscow: Goskomstat of Russia, 2010
6. Toshchenko Zh.T. Sotsiologiya [Sociology]. Moscow, 2012. 607 p.
7. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki [Federal State Statistics Service]. http://www.gks.ru (accessed 17/03/2012)
8. Federal'nye tselevye programmy Rossii [Federal Target Program of Russia]. http://fcp.economy.gov.ru (accessed 20/12/2011)
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Ионова Юлия Геннадьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры Оценочной деятельности, фондового рынка и налогообложения
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
Ленинградский пр-кт, д. 80, г. Москва, 125190, Россия e-mail: ionovayulia@rambler. ru
DATA ABOUT THE AUTHOR
Ionova Julia Gennadevna, candidate of Economic Sciences, Associate Professor of valuation, the stock market, taxation
Financial and industrial Moscow University "Synergy"
80, LeningradAve, Moscow, 125190, Russia e-mail: ionovayulia@rambler. ru
Рецензент:
Усанов А.Ю., кандидат экономических наук, доцент кафедры Оценочной деятельности, фондового рынка и налогообложения (Московский финансовопромышленный университет «Синергия»)