46 (301) - 2012
Социально ориентированная
экономика
УДК 330.101.22
АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Ю. Г. ИОНОВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры оценочной деятельности, фондового рынка и налогообложения E-mail: ionovayulia@rambler. ru Московский финансово-промышленный университет
«Синергия»
В статье проанализированы тенденции изменения экономических факторов, влияющих на социальное развитие России, их социальные последствия и угрозы. Сделан вывод о необходимости использования адекватных индикаторов оценки и усиления государственных мер, направленных на поддержание устойчивого социально-экономического развития страны.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие, человеческий капитал, доходы, расходы, население, социальные выплаты, бедность, потребительские ожидания.
Одна из самых острых проблем в современном мире - негативное влияние экономических факторов на социальное развитие стран и отдельных регионов. Вместе с тем процесс оценки влияния различных факторов на социально-экономическое развитие сопряжен с рядом сложностей и противоречий.
В теории и практике выделяют два подхода к построению показателей устойчивого развития: первый -построение индикаторов, позволяющих оценить различные аспекты устойчивого развития (экономи-
ческие, социальные, экологические, институциональные); второй - построение некоего интегрального показателя. Первый подход более распространен в мировой практике. Наиболее известной является система показателей ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития - Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD, 1982 г.), включающая сотни индикаторов по всем направлениям развития. При этом в последнее десятилетие больше внимания уделяется показателям качества жизни, менее ориентированным на материальное потребление, а включающим индикаторы здоровья, образования, условий жизни, загрязнения окружающей среды, безопасности, степени реализации прав человека (проект EUReporting).
В методологии Комиссии ООН по устойчивому развитию (1996, 2001 гг.) особое место занимают социально-экономические индикаторы. Существует адаптированная для России система индикаторов «Цели развития тысячелетия» (ЦРТ), предложенная ООН, в которой определены цели и система индикаторов для реализации в РФ до 2015 г. (табл. 1) [1].
Нельзя не согласиться с мнением авторов [1] о необходимости уменьшить количество принятых
Таблица 1
Система индикаторов для оценки устойчивого развития РФ по системе индикаторов ЦРТ, предложенной ООН
Цели, адаптированные для России Индикаторы
Сокращение бедности и ликвидация голода Численность населения с доходами ниже черты прожиточного минимума, а также черты экстремальной бедности (2,15 долл. США в день, пересчитанные в рубли по паритету покупательской способности)
Децильный фондовый коэффициент дифференциации доходов и индекс неравенства доходов (коэффициент Джинни)
Профиль (структура) бедности
Обеспечение доступности образования Дифференциация расходов на одного учащегося
Коэффициент охвата детей программами дошкольного образования, в том числе в сельской местности и детей из малообеспеченных семей
Рейтинг в международных обследованиях качества образования PISA, TIMS
Трудоустройство выпускников
Обеспечение гендерного равенста и улучшение положения женщин Доля мест, занимаемых женщинами в национальном парламенте (Государственной Думе)
Гендерные различия в заработной плате
Гендерные различия в ожидаемой продолжительности жизни
Снижение материнской смертности и смертности детей Уровень ожидаемой продолжительности жизни
Уровень смертности от сердечно-сосудистых, цереброваскулярных заболеваний и внешних причин
Распространенность курения среди лиц трудоспособного возраста и подростков
Уровень смертности детей в возрасте до 5 лет
Уровень материнской смертности
Борьба со СПИДом, туберкулезом и другими заболеваниями Показатель заболеваемости туберкулезом и смертность от него на 100 000 населения
Количество новых случаев ВИЧ-инфекции, зарегистрированных в течение года
Количество людей с поздней стадией ВИЧ-инфекции, которые получают адекватную терапию
Показатель заболевания сифилисом на 100 000 населения
Обеспечение экологической устойчивости Энергоемкость ВВП (энергопотребление на 1 долл. США)
Численность населения, проживающего в особо загрязненных городах
Доля городского и сельского жилищного фонда, обеспеченного водопроводом
Доля ветхого и аварийного жилищного фонда
Участие в глобальном сотрудничестве, отвечающее российским национальным интересам Динамика снижения долгового бремени России перед Парижским клубом кредиторов и ежегодных выплат государствам - членам клуба
Объем средств, выделяемых Россией, в международных проектах и программах помощи развитию
Объем прямых инвестиций России в страны СНГ с низким уровнем дохода и в развивающиеся страны
индикаторов, чтобы формировать более целостный взгляд на характер развития и избегнуть возможных противоречий, так как многие индикаторы являются взаимозависимыми (например, занятость, материальное равенство, уровень жизни и др.).
Наиболее известным и применяемым международными организациями и отдельными странами для международных сравнений интегральным показателем устойчивого развития является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который интегрирует три составляющих (долголетие, образование и обучение, среднедушевой доход) и рассчитывается ежегодно в долях. Компонент до-
хода определяется показателем ВВП по паритету покупательской способности в долларах США. Показатель образования определяется грамотностью (вес - 2/3) и долей учащихся среди детей и молодежи в возрасте от 6 до 23 лет (вес - 1/3). Показатель долголетия определяется ожидаемой продолжительностью жизни.
Итоговый ИРЧП рассчитывается как среднеарифметическая сумма указанных трех компонентов Максимальное значение - 1. Страны со значением индекса более 0,800 считаются развитыми. К недостаткам индекса специалисты относят: необъективный отбор исходных показателей, несовершенную
систему весов в индексе образования, отсутствие учета дифференциации населения.
С 01.01.2013 вступает в силу Указ Президента РФ от 21.08.2012 N° 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», в котором введена система оценки эффективности государственного управления, включающая 11 социально-экономических индикаторов: 1 - ожидаемая продолжительность жизни при рождении; 2 - численность населения; 3 - объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств); 4 -оборот продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями и индивидуальными предпринимателями; 5 - объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ; 6 - уровень безработицы в среднем за год; 7 - реальные располагаемые денежные доходы населения; 8 - удельный вес введенной общей площади жилых домов по отношению к общей площади жилищного фонда; 9 - доля выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, не сдавших единый государственный экзамен, в общей численности выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений; 10 - смертность населения (без показателей смертности от внешних причин); 11 - оценка населением деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ [6].
В качестве альтернативной методики комплексной оценки социально-экономического развития авторами работы [1] предложена методика интегрирования. Методика, позволяющая отслеживать динамику развития регионов относительно реперных точек, основана на 15 индикаторах (табл. 2).
По ИЧПР в середине 2000-х гг. Россия вошла в число стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала, что, по нашему мнению, указывает на неточность применяемой методики. На рост данного показателя оказали влияние два фактора: рост доходов и рост ожидаемой продолжительности жизни.
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении рассчитывается как среднее количество лет, которое прожил бы новорожденный младенец при условии, что в каждом возрасте условия для сохранения его жизни оставались бы такими, какими они были для его возрастной группы в год его рождения. При этом должно соблюдаться условие, что в будущие 110 лет смертность будет неизменной,
Таблица 2
Система приоритетов и индикаторов
устойчивого развития (социально-экономические аспекты)
Цель Индикатор
Обеспечение устойчивого экономического роста на базе повышения конкурентоспособности экономики ВРП на душу населения
Динамика промышленного производства
Объем инвестиций в основной капитал на душу населения
Объем внешнеторгового оборота на душу населения
Рост финансовой самообеспеченности субъектов РФ Доля собственных доходов в доходах консолидированного бюджета
Развитие малого предпринимательства Доля среднесписочной численности работников, занятых в малых предприятиях
Развитие рынка жилья Ввод в действие жилых домов на 1 000 человек населения
Рост человеческого капитала Выпуск специалистов высшими и государственными средними учебными заведениями на 10 000 чел. населения
Охват образованием населения в возрасте 7-24 лет
Миграционный прирост (убыль) на 10 000 человек населения
Рост занятости Уровень общей безработицы по методике МОТ
Повышение благосостояния населения и снижение уровня бедности Соотношение среднедушевых денежных доходов населения и величины прожиточного минимума
Доля населения с уровнем доходов ниже величины прожиточного минимума
Улучшение здоровья населения Ожидаемая продолжительность жизни при рождении
Младенческая смертность на 1 000 родившихся живыми
сохраняясь на уровне, зафиксированном в таблице смертности года рождения человека.
В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 22.12.2011 было отмечено, что средняя продолжительность жизни в России составляет 68,7 лет и превышает все советские показатели, а продолжительность жизни женщин - 74 года [8]. Согласно отчету ОЭСР Россия в рейтинге стран по продолжительности жизни в 2011 г. находилась на 37-м месте.
Так как при расчете ожидаемой продолжительности жизни при рождении необходимо учесть будущую смертность живущего поколения, а сделать это можно только гипотетически, по нашему мнению, ожидаемая продолжительность жизни при рожде-
нии - наиболее спорный расчетный макроэкономический индикатор. Однако во всех рассмотренных выше методиках оценки социально-экономического развития этот индикатор фигурирует и оказывает значительное влияние на интегральные показатели оценки (например, ИРЧП).
Один из общепринятых индикаторов экономического роста экономики страны и фактор укрепления социальной стабильности - рост доходов населения, однако важно учитывать не только величину, но и структуру доходов.
На сегодняшний день средняя величина среднедушевых доходов в РФ составляет порядка 19 тыс. руб. (табл. 3) [7]. При этом доля доходов от оплаты труда традиционно занимает наибольший удель-
Таблица 3 Среднедушевые доходы населения по федеральным округам, субъектам РФ -городам федерального значения в 2009-2011 гг., руб.
Федеральный округ, субъект РФ 2009 2010 2011
Центральный федеральный 22 221,2 24 029,4 26 693,1
округ
Москва 41 890,8 42 591,8 46 350,3
Северо-Западный 17 520,8 19 703,7 21 312,5
федеральный округ
Санкт-Петербург 22 132,6 24 635,8 26 323,6
Южный федеральный 12 993,1 14 929,7 16 317,3
округ
Северо-Кавказский 11535,8 13 343,2 15 286,3
федеральный округ
Приволжский федеральный 13 876,2 15 601,1 17 087,0
округ
Уральский федеральный 19 642,1 21 386,6 22 914,4
округ
Сибирский федеральный 13 493,2 14 876,8 16 386,2
округ
Дальневосточнй 18 281,2 20 729,0 23 051,6
федеральный округ
Всего по РФ 16 838,3 18 552,6 20 700,7
Состав и структура денежных
ный вес в доходах россиян. В 2010 г. она составила 63,2 %, причем в нее включены как официальные, так и скрытые доходы от трудовой деятельности, которые с 2012 г. показываются Росстатом в строке «другие доходы». Это означает наличие большой зависимости населения от наличия рабочих мест в регионе проживания.
Несмотря на пропагандируемую государством политику поддержки малого предпринимательства, доля доходов от предпринимательской деятельности сократилась за исследуемый период с 12 до 9,3 %, а доля доходов, получаемых от собственности, - с 7,8 % в 2003 г. до 6,3 % в 2010 г. (табл. 4) [7].
Таким образом, труд остается для многих единственным источником получения денежных доходов и средством к существованию. Даже незначительное сокращение рабочих мест в регионах страны может привести к полной потере источника доходов для большинства граждан.
Доля социальных выплат в структуре доходов населения существенно не изменилась с 2003 г. и составляет порядка 14 % от общей величины поступлений. На том же уровне остается удельный вес социальных выплат в ВВП страны. При этом о сновная доля социальных выплат приходится на пенсии (табл. 5), однако следует отметить ее снижение за последние годы. Обращает на себя внимание рост удельного веса социальных пособий и социальной помощи (11,2 % в 2003 г. против 27,5 % в 2009 г.) и значительное снижение доли страховых возмещений гражданам (с 17 % в 2003 г. до 4,8 % в 2009 г.).
К сожалению, существующего объема социальной поддержки недостаточно для предотвращения негативных социальных последствий экономического спада, наблюдающегося в России в течение последних лет [3]. Не прекращается тенденция усиления дифференциации доходов населения, которая является одной из главных причин возникновения
Таблица 4
}в населения РФ в 2003-2010 гг., %
Денежные доходы населения 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Оплата труда 39,4 38,6 38,1 38,0 39,9 43,1 39,4 39,2
Доходы от предпринимательской деятельности 12,0 11,7 11,4 11,1 10,0 10,2 9,5 9,3
Социальные выплаты 14,1 12,8 12,7 12,0 11,7 13,2 14,7 17,7
Доходы от собственности 7,8 8,2 10,3 10,0 8,9 6,2 6,6 6,3
Другие доходы, включая скрытую заработную плату 26,7 28,7 27,5 28,9 29,5 27,3 29,8 27,2
Итого 100 100 100 100 100 100 100 100
Всего денежных доходов, млрд руб. 8 900,5 10 976,3 13 819,0 17 290,1 21 311,5 25 231,6 28 452,3 32 100,9
Таблица 5
Структура социальных выплат населению, %
Показатель 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Социальные трансферты 100 100 100 100 100 100 100
В том числе
- пенсии 70,20 75,30 71,50 69,10 67,40 68,50 66,50
- пособия и социальная помощь 11,20 10,00 17,90 22,50 25,80 24,90 27,50
- стипендии 0,60 0,70 0,60 0,50 1,10 1,10 0,90
- страховые возмещения 17,80 13,90 9,90 7,80 5,60 5,20 4,90
- прочие 0,20 0,10 0,10 0,10 0,10 0,30 0,20
Удельный вес социальных выплат в ВВП 9,5 8,3 8,1 7,7 7,5 8 10,9
социальной напряженности. Коэффициент фондов, показывающий соотношение размера доходов 10 % самых богатых граждан с размером доходов 10 % самых бедных граждан, за последние 8 лет увеличился на 2 пункта (табл. 6) [7].
Рост индекса концентрации доходов (коэффициента Джини) также свидетельствует об увеличении степени неравенства получаемых денежных доходов в российском обществе. На конец 2010 г. коэффициент Джини в России являлся одним из самых высоких среди развитых стран мира - 0,422. Для сравнения: коэффициент Джини в США составлял 0,408, в Китае - 0,415, Великобритании - 0,36, Канаде - 0,326, Франции - 0,327, Германии - 0,283, Финляндии - 0,269, Дании - 0,247 [2].
По предварительным итогам обследования населения по проблемам занятости, численность экономически активного населения в РФ в феврале
Показатели дифференциации дох
2010 г. составила 74,5 млн чел. (более 52 % от общей численности населения страны), в их числе 68,0 млн чел. (91,4 % экономически активного населения) были заняты в экономике и 6,4 млн чел. (8,6 %) не были, но активно искали работу (в соответствии с методологией МОТ они классифицируются как безработные) [2].
Поскольку основную долю доходов граждан России составляют доходы от оплаты труда, из-за сокращения производства в регионах увеличилась доля малоимущего населения, проживающего в сельской местности, что способствует оттоку населения в города. При этом в настоящее время наибольшую долю малоимущего населения составляют мужчины и женщины трудоспособного возраста, четверть неимущих - дети и молодежь.
Таким образом, более 60 % бедняков составляют люди трудоспособного возраста (табл. 7). На-
Таблица 6
ов населения в РФ в 2003-2010 гг.
Показатель 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов), раз 14,5 15,2 15,2 16 16,8 16,8 16,6 16,5
Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) 0,403 0,409 0,409 0,416 0,423 0,422 0,421 0,422
Таблица 7
Распределение малоимущего населения в РФ в 2003-2010 гг., %
Категория населения 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
По месту проживания
Проживающее в городах 64,3 63 61,4 60,8 59,6 58 58,1 60,9
Проживающее в сельских поселениях 35,7 37 38,6 39,2 40,4 42 41,9 39,1
По половозрастным группам
Дети в возрасте до 16 лет 22,7 21,9 21,8 21,2 21,4 23,8 25,5 17,3
Молодежь в возрасте от 16 до 30 лет 25,3 26,1 25,6 25,6 25,3 25,6 25,6 21,9
Мужчины и женщины в возрасте от 31 до 59 и 54 лет, 40 40,1 39,9 40,1 39,9 39,2 39 45,1
соответственно
Мужчины и женщины в возрасте от 60 и 55 лет 12 12 12,6 13,1 13,4 12,6 11,7 17,7
соответственно и старше
По отношению к экономической активности
Экономически активное население 60,5 60,2 60,2 60,5 61,1 61,4 63,3 71,2
Экономически неактивное население 39,5 39,8 39,8 39,5 38,9 38,6 36,7 28,8
ибольшему риску неполучения доходов в настоящее время подвержены семьи с детьми.
По данным Росстата, за чертой бедности к концу 2009 г. в России проживало 13 % населения [7]. По последним данным ВОЗ, за чертой бедности проживают около 40 % россиян, в то время как американцев - 12,3 %, испанцев - 19,9 %, израильтян -20 %. Самые низкие в Европе показатели бедности в Швеции и Чехии (9-10 %), а самые высокие - в Литве и Польше (21 %) [2].
Существующую проблему бедности подтверждает и анализ структуры расходов населения. В настоящее время наибольшую долю в расходах населения России занимают покупка товаров и оплата услуг. В последние годы возросла доля обязательных платежей и взносов. Темпы прироста свободных денежных средств на руках у населения не достигли уровня 2003 г. [3].
Структура конечного фактического потребления проживающих на территории России существенно отличается от структуры потребления жителей в развитых странах мира. Так, в России значительную долю (24,8 %) занимают расходы на продукты питания. В результате на отдых, проживание в гостиницах, посещение ресторанов и другие расходы.россияне могут направить лишь 16,2 % своих доходов, тогда как сумма этих расходных статей в США составляет 35 %, в других странах достигает 30 % (табл. 8) [2].
Одновременно со снижением доходов населения и соответствующим снижением расходов на товары, не относящиеся к товарам первой необхо-
Структура конечного фактического п
димости, отдых и культуру, в 1990-е гг. произошло сокращение государственного участия в поддержке отечественной культуры в расчете на то, что формирующийся рынок самостоятельно решит возникающие проблемы. В результате стоимость услуг учреждений культуры значительно возросла, уменьшив их доступность для населения. Вследствие этого в последние десятилетия было уменьшено влияние на российское общество культуры, которая обладает богатейшим потенциалом в сфере воспитания и становления личности.
С 2001 г. реализуется Федеральная целевая программа «Культура России», которая призвана обеспечить устойчивое развитие социально-культурной сферы. В настоящее время в РФ продолжают функционировать: 2,2 тыс. государственных музеев, 51 тыс. массовых библиотек, 85 тыс. недвижимых памятников истории и культуры, в регионах России действуют более 50 тыс. клубов и домов культуры, около 600 театров и 250 концертных организаций, 64 цирка, 48 зоопарков, 542 парка культуры и отдыха [9]. Однако восстановить утраченную роль культуры весьма сложно. Привычку посещать места культуры имеют лишь люди старшего возраста.
По данным выборочного обследования культурных потребностей молодежи, проведенного в 2009 г., 46,8 % респондентов в возрасте 15-29 лет никогда не посещали театров, 45,8 % делают это от случая к случаю. Совсем не посещают музеев 45,9 % молодежи, никогда не были на выставках и вернисажах 59,8 %. Чтению художественной литературы уделяют более 1 ч. в день лишь 23,2 %
Таблица 8
ребления за 2005 г. в ряде стран [3], %
Статья потребительских расходов Россия Германия Дания Франция Великобритания Канада США
Продукты питания и безалкогольные напитки 24,8 9 8,1 10,7 7 7,6 6,2
Алкогольные напитки, табак 6 2,8 2,8 2,4 2,9 3,2 2
Одежда и обувь 9,1 4,2 3,5 3,7 4,6 3,8 4,2
Жилищные услуги 9,4 19,4 19,4 19,9 15,3 19,1 16
Предметы домашнего обихода, бытовая техника 3,9 5,5 4,2 4,6 4,5 5 4,4
Здравоохранение 7,5 12,4 11 12,1 9,9 11,7 18,3
Транспорт 10,6 11 10 11,4 11,8 11,5 10,6
Связь 4,1 2,2 1,6 2,2 1,7 1,9 1,5
Отдых и культура 6,1 8,1 9,2 8,9 10,7 9,1 8,6
Образование 5,5 5,7 9,1 7,2 5,9 7,9 8,5
Рестораны и гостиницы 2,7 4,3 3,6 4,8 9,3 5,7 5,6
Друг°е 7,4 13,5 17,7 12,8 15,1 13,0 14,1
Чистые покупки за границей 29 1,9 -0,2 -0,7 1,3 0,5 0
Итого 100 100 100 100 100 100 100
молодых людей России, а 31,2 % не читают совсем. Общая численность зрителей во всех учреждениях культуры снизилась с 11 млн чел. в 1995 г. до 6,3 млн чел. в 2009 г. [5].
Индексы потребительских ожиданий молодых людей в возрасте до 30 лет, составляющих трудовой потенциал страны, неуклонно снижаются, растут пессимистические настроения. Рост отрицательных значений индексов показывает преобладание негативных оценок респондентов над позитивными. Так, индекс уверенности потребителя с конца 2007 г. до конца 2009 г. с 3 пунктов снизился до - 15. Индекс оценки текущего состояния экономики России за аналогичный период с - 6 до - 22, индекс изменения ожидаемого количества безработных с - 19 снизился до - 37, индекс изменений личного материального положения - с - 1 до - 19, индекс благоприятности условий для крупных покупок с - 5 снизился до -27 [5].
Подобные настроения и ожидания увеличивают социальную напряженность в регионах страны, ведут к расслоению социума, разрушению идеалов и ценностей. Это выливается в растущую криминализацию общества [3].
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. выделен ряд социальных и институциональных проблем, решение которых является приоритетным на ближайшее десятилетие, таких как:
- высокий уровень социального неравенства и региональной дифференциации;
- высокие риски ведения предпринимательской деятельности в России, связанные в том числе с наличием коррупции, излишними административными барьерами, недостаточным уровнем защиты прав собственности, непрозрачностью системы земельных отношений, низкой корпоративной культурой;
- слабое развитие форм самоорганизации и саморегулирования бизнеса и общества,_низкий уровень доверия в сочетании с низким уровнем эффективности государственного управления;
- низкий уровень конкуренции на рынках, не создающий для предприятий стимулов к повышению производительности труда;
- недостаточный уровень развития национальной инновационной системы, координации образования, науки и бизнеса [4].
Концепцией предусмотрено достижение весьма высоких показателей социально-экономического
развития общества в указанный период, а именно: объявлено, что уровень доходов и качество жизни россиян к 2020 г. достигнут показателей, характерных для развитых экономик, что означает высокие стандарты личной безопасности, доступность услуг образования и здравоохранения требуемого качества, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам и обеспечение экологической безопасности. Запланировано увеличение обобщающего показателя уровня жизни - ВВП на душу населения по паритету покупательной способности - более чем до 30 тыс. долл. США в 2020 г. Охват высшим и средним профессиональным образованием населения должен составить 60-70 % (в 2007 г. - около 50 %), средний уровень обеспеченности жильем достигнет к 2020 г. около 30 м2 на человека (или около 100 м2 на среднестатистическую семью). Доля населения, проживающего в местах с неблагоприятной экологической обстановкой, снизится с 43 % в 2007 г. до 14 % в 2020 г. Уровень смертности от насильственных причин снизится примерно вдвое.
Правительством РФ оптимистично заявлено, что к 2020 г. в России сформируется общество, основанное на доверии и ответственности, доля среднего класса составит более половины населения, при этом значительную часть среднего класса образуют люди, занятые созданием новой экономики знаний, технологий и обеспечением развития человека. В том же документе к 2020 г. планируется снижение уровня абсолютной бедности до 6-7 % и относительной бедности (или малообеспеченной части населения) до 15 %; увеличение среднего класса более чем до 50 % населения; снижение дифференциации населения по уровню доходов с 16,8 раза в 2007 г. до 12 раз в 2020 г.; предусмотрен также охват бедного населения государственными социальными программами к 2020 г. до 100 %.
Первый этап указанных в Концепции комплексных государственных мер планировалось завершить к 2012 г., однако существующие тенденции заставляют усомниться в достижении к 2020 г. ключевых показателей, предусмотренных этим документом [3].
Для развития человеческого потенциала, достижения устойчивого социально-экономического развития страны, повсеместного распространения инноваций и ускорения развития высокотехнологических производств необходимы немедленная активизация новых факторов экономического развития, применение ранее не используемых рычагов
государственного воздействия на экономику. Кроме того, должны быть выбраны адекватные индикаторы для оценки существующих тенденций развития современного общества.
Список литературы
1. Бобылев С. Н. Устойчивое развитие: методология и методики измерения: учеб. пособие / С. Н. Бобылев, Н. В. Зубаревич, С. В. Соловьева, Ю. С. Власов; под. ред. С. Н. Бобылева. М.: Экономика, 2011.
2. За чертой бедности. Мировая статистика. URL: http://statistika. ru.
3. Ионова Ю.Г. Социально-экономический анализ современного этапа развития России. Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. № 7 (15). URL: http://sisp. nkras. ru.
4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009).
5. Молодежь в России. 2010: статистический сб. М.: Статистика России, 2010.
6. Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: Указ Президента РФ от 21.08.2012 № 1199.
7. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www. gks. ru.
8. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 22.12.2011 // Российская газета. 2011. 23 декабря.
9. Федеральные целевые программы России. URL: http://fcp. economy. gov. ru.