Научная статья на тему 'Уровень пенсионного обеспечения в современной России'

Уровень пенсионного обеспечения в современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
499
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народонаселение
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
БЕДНОСТЬ / POVERTY / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ГРУППЫ РИСКА / DEMOGRAPHIC AT-RISK GROUPS / ПЕНСИОНЕРЫ / PENSIONERS / ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ / SUBSISTENCE MINIMUM / ТРУДОВАЯ ПЕНСИЯ / LABOUR PENSION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соловьев Аркадий Константинович, Мележик Нэля Васильевна

Для нашей страны, переживающей трансформационный переход к рыночной экономике в условиях затяжного посткризисного застоя, усиление экономического расслоения населения создает дополнительные риски для постоянно реформируемой пенсионной системы. Данное исследование представляется особенно актуальным, поскольку в научном плане проблема бедности исследована крайне слабо: отсутствуют сколько-нибудь социально и экономически обоснованные критерии и показатели оценки уровня бедности и достатка конкретных категорий населения, не выявлены факторы, регулирующие условия формирования бедности, отсутствуют инструменты государственного регулирования долгосрочной политики бедности и т.п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The level of pension provision in modern Russia

For our country, which is going through the transition to a market economy under the conditions of prolonged post-crisis stagnation, the growing economic differentiation of population entails additional risks for the pension system being permanently reformed. The presented study is particularly topical, as the issue of poverty is scientifically poorly investigated: there are no socially and economically founded criteria and indicators for estimation of poverty levels and well-being of certain categories of population, the factors determining conditions for formation of poverty are not identified, there are no tools of the state policy concerning long-term poverty, etc.

Текст научной работы на тему «Уровень пенсионного обеспечения в современной России»

Соловьев А. К., Мележик Н. В.

УРОВЕНЬ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В настоящее время одной из самых серьезных социально-политических проблем в России, как и во всем цивилизованном мире, являются неуклонное усиление экономического расслоения населения и, как следствие, — рост относительной бедности значительной части населения. Особенно остро проблема бедности стоит для наиболее социально уязвимой категории населения - пенсионеров.

Измерение уровня бедности населения и вопросы, связанные с созданием государственной системы минимальных социальных гарантий, решаются с привлечением специального инструмента социальной политики — прожиточного минимума различных категорий населения, в том числе прожиточного минимума пенсионера, поскольку в наших условиях этот показатель остается единственным социальным стандартом качества жизни, который юридически закреплен российским законодательством и имеет конкретные экономические параметры.

В соответствии с этими параметрами официально бедным считается человек, уровень доходов которого не позволяет ему получить физиологически необходимый минимум жиз-

ненных благ, вследствие чего человек лишен возможности обеспечить себе достойное (но без излишеств) качество жизни.

Социально ориентированные государства рассматривают проблему бедности как главную целевую задачу наравне с проблемой долгосрочной экономической устойчивости государства. Проблема бедности и сокращения дифференциации в уровне материального обеспечения населения является первостепенной в программных документах МОТ и МАСО. Для этого осуществляется постоянный мониторинг динамики уровня материального обеспечения населения в целом и каждой социально-демографической группы в частности, с учетом региональных (географических) особенностей.

В России также необходимо обеспечить государственный мониторинг как абсолютной, так и относительной бедности1. В связи с этим, представляется необходимым исследовать современное состояние уровня бедности пенсионеров с учетом их спе-

1В теории принципиально различаются понятия абсолютной и относительной бедности. Для нашей страны наиболее актуальна проблема относительной бедности, которая характеризуется долей населения с душевым доходом ниже 60% от медианного уровня.

цифического положения среди иных категорий населения.

Современные демографические изменения, вызванные ускорением роста численности лиц пожилого возраста, определяют необходимость специального выделения данной возрастной категории по условиям жизни пенсионеров с целью обеспечения их социальных гарантий.

Так, в 2012 г. численность пенсионеров превысила 40 млн. человек, или составила более 28% общей численности населения Российской Федерации.

Основным источником дохода, а нередко и единственным, для абсолютного большинства указанной категории населения является пенсия, которая различается по видам: трудовая (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) и пенсия по государственному пенсионному обеспечению.

Согласно Федеральному закону «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ (статья 12.1), общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации.

Это означает, что в настоящее время на нормативно-правовом уровне проблема абсолютной бедности пенсионеров конкретизирована. Однако на уровне домохозяйств, когда среднедушевой доход определяется с учетом состава семьи и доходов всех ее членов, пенсионеры могут попадать в разряд бедных.

Именно по этой причине после повышения в 2010 г. небольших по размеру пенсий до уровня прожиточного минимума пенсионера радикального сокращения бедности среди них не наблюдалось.

Наиболее экономически значимым для оценки уровня жизни пенсионеров является такой показатель, как «соотношение среднего размера трудовой пенсии и прожиточного минимума пенсионера (ПМП)». В табл. 1 представлена информация по указанному показателю в разрезе видов трудовых пенсий.

В 2002 г. соотношение размера пенсии по старости и прожиточного минимума пенсионера было достаточно низким (115,3%) и приблизительно на таком уровне оставалось до 2007 года. Затем, в 2007-2009 гг. в условиях финансового кризиса, в целях поддержки уровня жизни малообеспеченных пенсионеров, была реализована политика опережающего повышения величины базовой части трудовой пенсии (относительно законодательно установленного механизма поддержания покупательной способности трудовой пенсии) и были установлены новые размеры базовой части трудовой пенсии с опережающим относительно индексации страховой части с ростом: декабрь 2007 г. — на 24%, декабрь 2009 г. — на 31,4 %.

В результате, в 2009 г. данный показатель увеличился до 161,7%.

Тем не менее, среднестатистический уровень соотношения с ПМП оставался не достаточно высоким, что неизбежно отражалось на сохранении низкой покупательной способности пенсионеров, и объективно требовало проведения дополнительных мероприятий по дальнейшему повышению уровня пенсионного обеспечения.

Источник: статистическая отчетность по форме 94 (пенсия). Расчеты авторов.

Таблица 1

Динамика соотношения средних размеров трудовой пенсии и прожиточного минимума пенсионера Российской Федерации за 2002-2012 годы

Год Прожиточный минимум пенсионера (ПМп), руб. в месяц Соотношение среднего размера трудовой пенсии и ПМп, % Соотношение среднего размера трудовой пенсии по старости и ПМп, % Соотношение среднего размера трудовой пенсии по инвалидности и ПМп, % Соотношение среднего размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца и ПМп, %

2002 1 379 107,5 115,3 83,7 57,2

2003 1 605 110,5 118,9 84,8 62,8

2004 1 801 114,4 123,1 87,4 67,6

2005 2 418 106,5 114,3 81,8 61,6

2006 2 731 106,0 113,5 7 8 61,9

2007 3 065 121,9 129,6 93,4 68,9

2008 3 644 127,7 134,7 95,5 75,6

2009 4 100 154,0 161,7 116,3 90,9

2010 4 521 172,8 180,6 112,8 106,4

2011 5 032 169,1 176,4 109,2 105,8

2012 5123 183,6 191,1 118,2 116,1

Проведенная в 2010 г. валоризация (повышение) пенсионных прав граждан, приобретенных до 2002 г. с учетом «советского» стажа работы до 1991 г., пенсии практически всех пенсионеров (36,6 млн. человек получателей трудовых пенсий) увеличились. В результате этой меры соотношение среднего размера трудовой пенсии по старости и прожиточного минимума пенсионера выросло до 180,6%, а в 2012 — до 191,1%.

На фоне резкого повышения пенсий по старости за счет валоризации, у получателей пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца значение показателя в 2012 г. существенно ниже: 118,2% и 116,1% соответственно. Причиной данного отставания закономерно является недостаток трудового стажа, подлежащего валоризации и соответствующего повышения размеров пенсии.

У данных категорий получателей трудовых пенсий соотношение пре-

высило 100-процентный уровень только после перечисленных выше мер.

В настоящее время по российскому законодательству пенсионерам, уровень пенсий которых не достигает прожиточного минимума, осуществляется социальная доплата до его уровня. Так, в 2012 г. выплата федеральной социальной доплаты к пенсии производилась в 67 субъектах Российской Федерации, на территории которых величина прожиточного минимума пенсионера была установлена в размере, не превышающем величины прожиточного минимума пенсионера по Российской Федерации (5564 руб.), установленного Федеральным законом от 30.11.2011 г. №371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов».

Численность получателей федеральной социальной доплаты к пенсии в целом по стране в начале 2012 г.

составляла 2894,3 тыс. человек, а к концу года сократилась на 414,4 тыс. человек, или на 14,3% и составила 2479,9 тыс. человек.

Федеральную социальную доплату к пенсии в 2012 г. получали более 6% всех пенсионеров России. При этом к концу года наибольшее число получателей такой доплаты к пенсии отмечено в республиках Ингушетия, Кабардино-Балкарской и Тыва (от 15% до 18% от общей численности пенсионеров в регионе). На протяжении года средний размер доплаты в целом по Российской Федерации составлял от 1251 руб. в январе до 1107 руб. в декабре.

Кроме того, в 2012 г. производилась выплата региональной социальной доплаты к пенсии в 17 субъектах Российской Федерации («северные» регионы, г. Москва и Московская область). Численность получателей в среднем за год составила 2445,2 тыс. человек, а средний размер доплаты в среднем за год — 3960 рублей.

Таким образом, почти 5 млн. пенсионеров, или свыше 12% от общего числа получателей пенсий имели в 2012 г пенсии со средним размером ниже прожиточного минимума и получали социальные доплаты к пенсии. Это свидетельствует о существенных проблемах пенсионной системы, которые не позволяют каждому восьмому застрахованному лицу в течение трудоспособного периода жизни обеспечить себе даже минимальный уровень пенсионного обеспечения.

Для факторного анализа причин и условий формирования бедности пенсионеров с целью получения дополнительной объективной информации об уровне жизни пенсионеров показатель соотношения среднего размера назначенных пенсий с вели-

чиной ПМП предлагается дополнять показателем «коэффициент замещения», свидетельствующем об уровне замещения утраченного заработка пенсионными выплатами.

В частности, солидарный коэффициент замещения рассчитывается как отношение среднего размера пенсии по стране к среднемесячной заработной плате в экономике.

К =

П

X 100

СЗП где:

Пср — средний размер пенсии по стране;

СЗП — среднемесячная заработная плата в экономике.

В международной практике рассчитываются несколько показателей коэффициента замещения:

• брутто-коэффициент замещения, который определяется как отношение размера пенсии до налогообложения к средней заработной плате до налогообложения;

• нетто-коэффициент замещения, который определяется как отношение размера пенсии после налогообложения к средней заработной плате после налогообложения.

Для расчета солидарного коэффициента замещения необходимо привести номинально начисленную (брутто-) заработную плату к нетто-зарплате путем уменьшения на величину НДФЛ по ставке 13%. Стандартные налоговые вычеты из заработной платы применяются при наличии у налогоплательщика инвалидности, а также детей на иждивении.

Информационную базу для его расчета представляет государственная статистическая отчетность по форме № П-4 «Сведения о численно-

сти и заработной плате работников» о номинально начисленной заработной плате.

Для определения среднего размера назначенных месячных пенсий с учетом гендерного фактора возможно использование данных формы № 94 (пенсия) — годовая «Сведения о численности пенсионеров и суммах назначенных им пенсий», где из численности пенсионеров и суммы назначенных пенсий отдельно выделяются сведения о женщинах пенсионерах, в том числе по новым назначениям отчетного года.

По состоянию на 01.01.2013 г. численность пенсионеров составляла 40,6 млн. человек, из них женщин — 27,2 млн. человек, или 67,1% и мужчин — 13,3 млн. человек, или 32,9% общего числа пенсионеров. Средний размер пенсий женщин на 5,9% ниже, чем у пенсионеров-мужчин (8967,1 руб. и 9533,6 руб. соответственно).

По новым назначениям отчетного года разница между размерами пенсий мужчин и женщин возрастает до 9,2% (6982,0 руб. и 7686,1 руб. соответственно).

В дальнейшем, из-за усиления зависимости пенсионных выплат от объема уплаченных страховых взносов рост гендерных различий в размере пенсий будет увеличиваться.

Особенно это касается женщин, получающих трудовые пенсии по старости, поскольку у женщин заработная плата и стаж работы ниже аналогичных показателей мужчин. Их численность составляет 23,7 млн. человек, или 87,0% общей численности пенсионеров-женщин и 70,8% численности получателей трудовой пенсии по старости.

Уровень солидарного коэффициента замещения номинально начисленной заработной платы средним

размером пенсии в целом по Российской Федерации составлял у женщин 33,7 и 38,7% (новые назначения — 26,2 и 30,1%), у мужчин — 35,8 и 41,2% (новые назначения — 28,9 и 33,2%) брутто-/нетто-коэффициенты соответственно.

По состоянию на 01.01.2013 г. самый высокий уровень солидарного коэффициента замещения среднего размера трудовой пенсии был у пенсионеров по старости — 36,8 и 42,3% (новые назначения — 30,0 и 34,5%) брутто-/нетто-коэффициенты соответственно. Их численность составляет 33,5 млн. человек, или 89,8% общей численности получателей трудовых пенсий.

У получателей трудовой пенсии по инвалидности коэффициент замещения был значительно ниже и составлял 22,7 и 26,1% (новые назначения — 22,7 и 26,0%). Численность данной категории пенсионеров — 2,4 млн. человек, или 6,6% общей численности получателей трудовых пенсий.

Еще ниже коэффициент замещения у получателей пенсии по случаю потери кормильца 22,7 и 26,1% (новые назначения — 18,7 и 21,5%). Численность данной категории пенсионеров — 1,4 млн. человек, или 3,6% общей численности получателей трудовых пенсий.

По состоянию на 01.01.2013 г. более 11 млн. человек получателям трудовой пенсии по старости она назначалась в различные годы со снижением общеустановленного пенсионного возраста в связи с работой в условиях, дающих право досрочного выхода на пенсию по статьям 27 и 28 Федерального закона о трудовых пенсиях.

По состоянию на 01.01.2013 г. численность получателей досрочных

пенсий составила 11,1 млн. человек, или 33,1% от числа пенсионеров по старости, в том числе по видам пенсий:

• за работу на предприятиях с вредными (Список 1), тяжелыми и опасными условиями труда (Список 2) — 5,1 млн. человек, или 46,5%;

• за длительную работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях — 2,7 млн. человек, или 24,3%;

• за выслугу лет у отдельных категорий работников — 1,8 млн. человек, или 16,4%;

• по медицинским и социальным показателям (многодетные матери, инвалиды вследствие военной травмы, инвалиды по зрению,

лилипуты и другие) — 1,4 млн. человек, или 12,7%. Средний размер досрочных пенсий значительно выше размера пенсий, установленных на общих основаниях, особенно за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В 01.01.2013 г. средние размеры пенсий составляли: на общих основаниях — 9388,4 руб., досрочная — 10602,6 руб. (108,3% пенсии установленной на общих основаниях), в том числе за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях — 12877,5 руб. (131,5%).

Результаты расчетов коэффициента замещения по видам трудовых пенсий по старости представлены в табл. 2.

Таблица 2

Солидарный коэффициент замещения по видам трудовых пенсий по старости

Вид пенсии Коэффициент замещения, %

брутто нетто

все года назначения новые назначения все года назначения новые назначения

Средняя начисленная заработная плата, руб. 26628,9 23167,1

Трудовые пенсии по старости 36,8 30,0 42,3 34,5

в том числе:

на общих основаниях 35,3 28,5 40,5 32,8

досрочные пенсии 39,8 33,7 45,8 38,8

из них:

на льготных основаниях 33,0 27,7 37,9 31,9

Списка 1 39,5 32,7 45,4 37,6

Списка 2 (включая схожие условия назначения) 38,5 33,8 44,3 38,9

для Крайнего Севера 48,4 40,7 55,6 46,8

по выслуге лет 35,0 29,1 40,2 33,4

прочие 34,1 29,2 39,2 33,6

Источник: статистическая отчетность по форме 94 (пенсия). Расчеты авторов.

Анализ данных табл. 2 свидетельствует, что если в целом по Российской Федерации уровень солидарного коэффициента замещения среднего размера трудовой пенсии по старости

на общих основаниях по состоянию на 01.01.2013 г. составлял 35,3 и 40,5% (новые назначения — 28,5 и 32,8%), то у получателей досрочных пенсий — 39,8 и 45,8% (новые назна-

чения — 33,7 и 38,8%), в том числе за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 48,4 и 55,6% (новые назначения — 40,7 и 46,8%) брутто-/нетто-коэффи-циенты соответственно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Российской Федерации до 2010 года трудовая пенсия состояла из трех частей со следующими самостоятельными источниками финансирования:

• базовой части — средства единого социального налога, с 2005 г. трансферт из федерального бюджета на выплату базовой части трудовой пенсии;

• страховой части — страховые взносы на выплату страховой части трудовой пенсии;

• накопительной части — страховые взносы на выплату накопительной части трудовой пенсии. Далее, вследствие ликвидации в

2010 г. единого социального налога, была упрощена структура трудовой пенсии: ликвидирована базовая часть трудовой пенсии, которая финансировалась за счет средств федерального бюджета, и в состав страховой части трудовой пенсии введен фиксированный базовый размер.

Типовая формула определения страховой части трудовой пенсии по старости (СЧ) предусматривает:

СЧ = ПК / Т + Б,

где:

ПК — сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости; Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части ука-

занной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев); Б — фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.

Из данной формулы видно, что размер страховой части трудовой пенсии по старости рассчитывается путем суммирования двух институционально различных составных частей.

Первая составляющая формируется исходя из суммы так называемого расчетного пенсионного капитала (РПК) гражданина, который накапливается у него в течение всей его трудовой и иной деятельности.

Второй составляющей является фиксированный базовый размер (ФБР) страховой части трудовой пенсии по старости. Указанная составная часть трудовой пенсии устанавливается в твердой сумме независимо от трудового вклада (стажа и отчисленных страховых взносов), величина которой в рублях определяется законодательно в зависимости от категории пенсионера, наличия иждивенцев, длительной работы на Крайнем Севере, при одном условии — наличии минимальной продолжительности страхового стажа — 5 лет.

Поскольку ФБР номинально является страховой составляющей пенсии, то и финансируется она в настоящее время также за счет страховых взносов на выплату страховой части трудовой пенсии. В то же время экономическая функция базовой части пенсии заключается в обеспечении минимального уровня материального обеспечения пенсионеров. Страховая и обязательная накопительная части трудовой пенсии выполняют функцию обеспечения эквивалентности прав и обязательств пенсионного

обеспечения граждан согласно российскому пенсионному законодательству.

Как уже отмечалось выше, коэффициент замещения является расчетным оценочным показателем и используется для характеристики уровня пенсионного обеспечения. При этом размер трудовой пенсии соотносится с заработной платой или иным видом дохода застрахованного лица от трудовой деятельности опосредованно через расчетный пенсионный капитал, который в свою очередь образуется из страховых взносов, как раз и взимаемых с его заработной платы или дохода. Поэтому включение в страховую часть трудовой пенсии второй составляющей,

независящей напрямую от результатов трудовой деятельности застрахованного лица (фиксированного базового размера страховой части), некоторым образом противоречит страховым принципам пенсионного обеспечения.

В результате реформы 2010 г. произошло не только увеличение размера трудовой пенсии в Российской Федерации, но и существенное изменение ее институциональной структуры.

Динамика структуры и коэффициента замещения трудовой пенсии по старости (по всем годам назначения) в Российской Федерации за 2002 — 2012 гг. представлена в таблице 3.

Таблица 3

Динамика структуры и коэффициента замещения трудовой пенсии по старости в Российской Федерации за 2002-2012 гг.

Год Средний размер трудовых пенсий по старости, руб. Коэффициент замещения, % Удельный вес страховой части в среднем размере ТП, %

Всего ФБР* страховая часть ТП (без ФБР, валоризации и НЧТП) суммы валоризации накопительная часть ТП Всего страховой части ТП (без ФБР, валоризации и НЧТП)

2002 1 590,3 576,7 953,7 0,0 0,0 36,5 21,9 60,0

2003 1 908,2 664,3 1 180,7 0,0 0,0 34,7 21,5 61,9

2004 2 216,7 763,9 1 388,7 0,0 0,0 32,9 20,6 62,6

2005 2763,6 1 117,7 1 564,4 0,0 0,0 32,3 18,3 56,6

2006 3 098,8 1 221,5 1 794,0 0,0 0,0 29,1 16,9 57,9

2007 3 972,7 1 874,5 1 990,7 0,0 0,0 29,2 14,6 50,1

2008 4 909,7 2 167,2 2 635,5 0,0 0,0 28,4 15,2 53,7

2009 6 630,1 3 102,6 3 395,2 0,0 0,0 35,6 18,2 51,2

2010 8 165,7 3301,2 3 611,3 1 130,4 0,0 39,0 17,2 44,2

2011 8 876,0 3 589,0 3 979,8 1 191,1 0,0 38,0 17,0 44,8

2012 9 790,1 3 962,7 4 441,7 1 271,7 0,1 36,8 16,7 45,4

* до 2010 - базовая часть трудовой пенсии.

Источник: статистическая отчетность по форме 94 (пенсия). Расчеты авторов.

Анализ данных табл. 3 свидетельствует, что в 2012 г. средний размер трудовой пенсии по старости на конец года составил 9790,1 руб. (рост к 2002 г. — в 6,2 раза), в том числе по новым назначениям отчетного года — 7988,0 руб. (в 5,3 раза). И если на

конец 2002 г. на долю страховой части приходилось 60,0% среднего размера трудовой пенсии, то к концу 2012 г. она снизилась на 14,6% — до 45,4% (по новым назначениям — 60,2 и 47,2% соответственно).

В результате, по состоянию на 01.01.2013 г. коэффициент замещения средней номинально начисленной заработной платы в Российской Федерации средним размером трудовой пенсии по старости составил 36,8%, и из них только 16,7% непосредственно приходилось на ее страховую часть без сумм фиксированного базового размера и валоризации (новые назначения — 30 и 14,1% соответственно).

Размер коэффициента замещения по трудовым пенсиям по инвалидности и по случаю потери кормильца как общего среднего размера пенсии, так с учетом исключения из него сумм фиксированного базового размера и валоризации, значительно ниже.

В динамике тенденция снижения уровня показателей по указанным видам пенсий сохраняется.

Особо следует остановиться на структуре и размере фиксированного базового размера трудовой пенсии, который может быть общим и повышенным. Общий размер устанавливается всем лицам, имеющим право на трудовую пенсию, достигшим определенного возраста и располагающим необходимой продолжительностью стажа.

Дополнительными условиями, дающими право на повышенный размер, являются нуждаемость в постоянном постороннем уходе и наличие на иждивении нетрудоспособных членов семьи. Кроме того, Федеральным законом от 29 ноября 2003 г. № 154-ФЗ «Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» была введена норма об увеличении фиксированной суммы в рублях, являющейся составной частью трудо-

вой пенсии (базовой части трудовой пенсии).

До принятия этого Закона размеры базовых частей трудовой пенсии устанавливались в одинаковых суммах независимо от места проживания пенсионера. Дифференциация размеров трудовых пенсий была предусмотрена только при оценке пенсионных прав застрахованных лиц при определении страховой части трудовой пенсии.

С 2010 г. общий фиксированный базовый размер трудовой пенсии в Российской Федерации был установлен Законом №173-ФЗ в размере 2562 руб., и ежегодно индексируется в установленном порядке: по состоянию на 01.01.2013 г. общий размер ФБР вырос на 28,0%, т.е. до 3279 руб. Дифференциация размера ФБР зависит также и от других факторов. Увеличение от общего размера ФБР составляет: по достижении возраста 80 лет — в 2 раза; за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (на 50-30%); наличия I группы инвалидности - в 2 раза (II группа имеет 1 общий размер ФБР, III группа - 1/2 общего размера ФБР) и наличия иждивенцев от 1 до 3-х человек (от 1/3 до 1 общего размера ФБР).

Получатели пенсий по случаю потери кормильца имеют 1/2 общего размера ФБР, кроме детей, потерявших обоих родителей или детей умершей одинокой матери. Пенсия детей круглых сирот включает в себя полный общий размер ФБР.

Сведения о численности получателей и фактически сложившемся среднем размере фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по категориям получателей по данным отчета № 94 (пенсии) представлены в табл. 4.

Таблица 4

Сведения о получателях фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии в целом по Российской Федерации на 01.01.2013 года

Категории получателей пенсии Всего Без иждивенцев Один иждивенец Два иждивенца Три иждивенца

тыс. человек руб. тыс. человек руб. тыс. человек руб. тыс. человек руб. тыс. человек руб.

По старости 33520 3962 32033 1351 106 29

в том числе:

достигшие 80 лет и инвалиды I группы 4727 4648 6696 78 7759 1 9027 0,2 10064

другие получатели пенсии по старости 28793 27385 3442 1274 4674 105 5983 29 6955

по инвалидности 2444 3355 1729 452 179 85

в том числе:

I группы 200 156 6758 31 7909 10 9057 4 10097

II группы 1087 785 3440 179 4545 73 5634 50 6662

III группы 1157 7 ОО 1665 242 2791 96 3922 31 5055

По случаю потери кормильца 1352 1698

в том числе:

дети, потерявшие обоих родителей (круглые сироты) 15 3495

другие нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца 1337 1678

Источник: статистическая отчетность по форме 94 (пенсия). Расчеты авторов.

По состоянию на 01.01.2013 г. в целом по Российской Федерации у 33,5 млн. пенсионеров по старости средний размер фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии составил 3962 руб., по инвалидности — 3355 руб. (2,4 млн. человек), по случаю потери кормильца - 1698 руб. (1,4 млн. человек). Самый низкий его уровень был у получателей трудовых пенсий по инвалидности III группы — 1665 руб. (787 тыс. человек), а самый высокий — у инвалидов I группы, имеющих 3-х иждивенцев — 10097 руб. (4 тыс. человек).

Всего 1,49 млн. человек получателей трудовой пенсии по старости имеют иждивенцев, что составляет 4,4% общего числа данной категории получателей. Кроме того, имеет

иждивенцев 0,72 млн. человек, или 29,3% общего числа получателей трудовой пенсии по инвалидности.

Для субъектов Российской Федерации солидарный коэффициент замещения рассчитывается как отношение среднего размера трудовой пенсии к средней номинально начисленной заработной плате в регионе.

= ■

П

■х 100

СЗПрег где:

Прег — средний размер пенсии в

субъекте Федерации; СЗПрег — среднемесячная заработная плата в субъекте Федерации.

Учитывая существенные экономические различия, обусловленные природно-климатическими и соци-

альными особенностями территории страны, коэффициент замещения предлагается также дифференцировать для исчисления по каждому виду пенсии для трех групп регионов Российской Федерации, имеющих значительные отличия по уровню заработной платы, стажу, условиям проживания, составу семьи получателей и иным социально-экономическим характеристикам:

• группа 1 — северные регионы, в состав которых входят 24 района Крайнего Севера и приравненные к ним местности;

• группа 2 — южные регионы, включающие 13 регионов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов;

• группа 3 — центральные регионы, включающие 46 регионов, входящие в Центральный федеральный округ, и остальные субъекты Федерации, не отнесенные в группы 1 и 2. Распределение субъектов Российской Федерации в зависимости от размера коэффициента замещения трудовых пенсий по всем годам назначения представлено в табл.5.

Таблица 5

Распределение субъектов РФ по размеру коэффициента замещения трудовых пенсий

Вид пенсии, регионы Количество субъектов РФ с брутто-коэффициентом замещения: Количество субъектов РФ с нетто-коэффициентом замещения:

до 30% 30-40»% свыше 40»% из них: свыше 60»% выше общероссийского до 30»% 3040% выше 40% из них: выше 60%% выше общероссийского

Пенсии по старости 5 19 59 0 66 2 10 71 14 66

в том числе регионы:

северные 4 14 6 0 10 1 8 15 0 8

южные 0 0 13 0 13 0 0 13 4 13

центральные 1 5 40 0 43 1 2 43 10 45

Пенсии по инвалидности 54 26 3 0 69 27 47 9 0 69

в том числе регионы:

северные 22 2 0 0 13 19 4 1 0 13

южные 4 6 3 0 13 0 7 6 0 13

центральные 28 18 0 0 43 8 36 2 0 43

Пенсии по потере кормильца 46 34 3 0 63 32 34 17 0 63

в том числе регионы:

северные 24 0 0 0 7 20 4 0 0 9

южные 4 8 1 0 13 2 5 6 0 11

центральные 18 26 2 0 43 10 25 11 0 43

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: статистическая отчетность по форме 94 (пенсия). Расчеты авторов.

Согласно данным табл. 5, по итогам 2012 г. 59 субъектов Российской Федерации во всех федеральных округах, кроме Дальневосточного, имели уровень солидарного брутто-

коэффициента замещения пенсий по старости — 40% и выше.

В 2010 г. таких регионов было 65 во всех федеральных округах страны.

По состоянию на 01.01.2013 г. самый высокий уровень коэффициента

замещения среднего размера трудовой пенсии по старости был в Республике Дагестан — 59,0%, а самый низкий в г. Москва — 20,6%.

Коэффициент замещения от 30 до 40% имели 19 регионов во всех федеральных округах, кроме Южного, Северо-Кавказского и Приволжского. Из них 14 приходилось на северные регионы: 2 — в Северо-Западном ФО (Мурманская область и Республика Коми), 1 — в Уральском ФО (Тюменская область (без учета автономных округов), 4 — в Сибирском ФО (Иркутская и Томская области, Забайкальский и Красноярский края), 7 — все регионы Дальневосточного ФО, кроме Сахалинской и Еврейской автономной областей.

Остальные 5 приходилось на центральные регионы, включая регионы, не входящие в состав южных и северных территорий: 1 — в Центральном ФО (Московская область), 2 — в Северо-Западном ФО (Ленинградская область и г. Санкт-Петербург), 1 — в Уральском ФО (Свердловская область), 1 — в Дальневосточном ФО (Еврейская автономная область).

В 2010 г. таких субъектов было 13 (увеличение за счет регионов Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов).

В 5 субъектах Российской Федерации солидарный коэффициент замещения не достигал и 30%. По состоянию на 01.01.2013 г. такими регионам были Ненецкий (26,5%), Ханты-Мансийский (28,8%), Ямало-Ненецкий (23,3%) автономные округа, Сахалинская область (29,1%) и г. Москва (20,6%). Низкий коэффициент замещения обусловлен высоким уровнем заработной платы и стоимости жизни в районах Крайнего Севера и г. Москве. В 2012 г. 71 субъект из 83

во всех федеральных округах Российской Федерации имел уровень солидарного нетто-коэффициента замещения трудовой пенсии по старости 40% и выше. И только у 2 субъектов он не достигал 30%: в Ненецком автономном округе (26,8%) и г. Москва (23,7%). У получателей трудовой пенсии по инвалидности количество регионов с аналогичным уровнем коэффициента составляет 3 и 9, а по потере кормильца — 3 и 17 брутто-/нетто-коэффициенты соответственно. У получателей трудовой пенсии по инвалидности количество регионов с аналогичным уровнем коэффициента составляет 3 и 9, а по потере кормильца — 3 и 17 брутто-/нетто-коэффициенты соответственно.

Распределение субъектов Российской Федерации в зависимости от размера коэффициента замещения трудовых пенсий по новым назначениям отчетного года представлено в табл. 6. Согласно данным, приведенным в таблице, уровень коэффициента замещения пенсий по старости назначенных в отчетном году значительно ниже, чем у пенсионеров всех лет назначения.

По состоянию на 01.01.2013 г. только 23 и 49 субъектов Российской Федерации имели необходимый в соответствии с методологией МОТ уровень коэффициента замещения утраченного заработка пенсией по старости, 1 и 10 субъектов — пенсией по инвалидности брутто-/нетто-ко-эффициенты соответственно.

Что касается пенсий по случаю потери кормильца, то всего в 2 субъектах центральных регионов (Белгородская и Пензенская области) коэффициент достиг указанного уровня в сравнении с заработной платой после уплаты подоходного налога.

Источник: статистическая отчетность по форме 94 (пенсия). Расчеты авторов.

Таблица 6

Распределение субъектов РФ в зависимости от размера коэффициента замещения трудовых пенсий (новые назначения)

Количество субъектов с брутто- Количество субъектов с нетто-

коэффициентом замещения: коэффициентом замещения:

Вид пенсии, регионы до 30% 30-40»% выше 40»% из них: выше 60»% выше общероссийского до 30»% 3040% выше 40% из них: выше 60%% выше общероссийского

Пенсии по старости 15 45 23 0 68 8 26 49 0 68

в том числе регионы:

северные 12 11 1 0 13 6 13 5 0 12

южные 0 7 6 0 13 0 1 12 0 13

центральные 3 27 16 0 42 2 12 32 0 43

Пенсии по инвалидности 52 30 1 0 68 26 47 10 0 68

в том числе регионы:

северные 22 2 0 0 12 18 5 1 0 13

южные регионы 5 7 1 0 13 0 9 4 0 13

центральные регионы 25 21 0 0 43 8 33 5 0 42

Пенсии по потере кормильца 70 13 0 0 65 55 26 2 0 65

в том числе регионы:

северные 24 0 0 0 12 23 1 0 0 10

южные 11 2 0 0 11 6 7 0 0 11

центральные 35 11 0 0 42 26 18 2 0 44

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что по-прежнему наименее защищенной категорией граждан в России остаются пенсионеры.

В связи с этим ключевой задачей Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной в декабре 2012 года, определено «обеспечение

среднего размера трудовой пенсии по старости на уровне 2,5-3-х прожиточных минимумов пенсионера».

Ежегодный мониторинг и анализ бедности пенсионеров позволит своевременно скорректировать, в случае необходимости, эти параметры и выработать инструменты государственного регулирования долгосрочной политики бедности.

Литература

1. Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-Ф3 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 27.10.1997, № 43, ст. 4904

2. Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2012 № 2524-р «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации». [Электронный ресурс] // Консультант плюс. — Режим доступа: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=139981

3. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (утв. Правительством РФ 31.01.2013 г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: //http://www.government.ru

4. Соловьев А.К. Демографическая угроза экономике: макроанализ пенсионной системы России// Проблемы прогнозирования. — 2013. — №2 (137). — С. 112-126.

5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru

Bibliography

1. The Federal law from 24.10.1997 № 134-FZ «About a living wage in the Russian Federation»//«Meeting of the legislation of the Russian Federation», 27.10.1997, № 43, art. 4904.

2. The order of the Government of the Russian Federation from 25.12.2012 № 2524-r «About the statement of Strategy of long-term development of pension system of the Russian Federation». [The Electronic resource]. Available at: [the Adviser plus]. http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=139981

3. The basic lines of activity of the Government of the Russian Federation for the period till 2018 (approved by The government of the Russian Federation of 31.01.2013) [the Electronic resource]. Available at: http://www.government.ru

4. Soloviev A.C. Demographic threat to economy: the macroanalysis of pension system of Russia. Problems of forecasting. 2013. №2 (137). Рp. 112-126

5. Official site of Federal Agency of the state statistics. Available at: http://www.gks.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.