Научная статья на тему 'Социально-экономическое значение кластера'

Социально-экономическое значение кластера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1151
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / КОНКУРЕНЦИЯ / РЕГИОН / CLUSTER / COMPETITIVENESS / MANAGEMENT / COMPETITION / REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плужников Игорь Александрович, Бельченко Ольга Александровна

Данная статья посвящена экономической категории «кластер», как особой форме территориальной организации производства в условиях рыночной экономики. В статье рассмотрены различные точки зрения понятия «кластер», как зарубежных авторов, так и отечественных. Кроме этого, рассмотрено социально-экономическое значение кластеров для экономики не только региона, но и страны в целом. Переход экономики на инновационный путь требует перестройки, структурного сдвига всей экономики, реального выхода к модели, позволяющей достичь опережающего развития. Одной из эффективных форм практического перехода экономики России на инновационный путь развития является создание и функционирование кластеров. В кластерах для достижения поставленных целей развиваются конкретные отрасли производства, наращивая экономический потенциал региона и всей страны в целом, создавая зоны роста инновационной экономики. Кластеры служат своеобразными полигонами для отработки рыночных механизмов хозяйствования, новых форм и методов управления, проведения экспериментов по переходу к инновационной экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Плужников Игорь Александрович, Бельченко Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND ECONOMIC VALUE OF THE CLUSTER

This article is devoted to the economic category «cluster», as special form of the territorial organization of production in the conditions of market economy. In article various points of view of the concept «cluster», both foreign authors, and domestic are considered. Besides, social and economic value of clusters for economy not only the region, but also the countries as a whole is considered. Transition of economy to an innovative way demands reorganization, structural shift of all economy, real exit to the model, allowing to reach advancing development. One of effective forms of practical transition of economy of Russia on an innovative way of development is creation and functioning of clusters. In clusters for achievement of goals concrete branches of production, increasing the economic capacity of the region and all country as a whole, creating zones of growth of innovative economy are developed. Clusters serve as peculiar ranges for working off market mechanisms of the managing, new forms and methods of management, carrying out experiments on transition to innovative economy.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическое значение кластера»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ КЛАСТЕРА

И. А. ПЛУЖНИКОВ, О. А. БЕЛЬЧЕНКО

Данная статья посвящена экономической категории «кластер», как особой форме территориальной организации производства в условиях рыночной экономики. В статье рассмотрены различные точки зрения понятия «кластер», как зарубежных авторов, так и отечественных. Кроме этого, рассмотрено социально-экономическое значение кластеров для экономики не только региона, но и страны в целом.

Переход экономики на инновационный путь требует перестройки, структурного сдвига всей экономики, реального выхода к модели, позволяющей достичь опережающего развития. Одной из эффективных форм практического перехода экономики России на инновационный путь развития является создание и функционирование кластеров. В кластерах для достижения поставленных целей развиваются конкретные отрасли производства, наращивая экономический потенциал региона и всей страны в целом, создавая зоны роста инновационной экономики. Кластеры служат своеобразными полигонами для отработки рыночных механизмов хозяйствования, новых форм и методов управления, проведения экспериментов по переходу к инновационной экономике.

Ключевые слова: кластер, конкурентоспособность, управление, конкуренция, регион.

Понятие «кластер» (в пер. с англ. - скопление, пучок, рой), как особая форма территориальной организации производства в условиях рыночной экономики, в настоящее время все шире входит в научный оборот в экономической географии и региональной экономике. Существует множество понятий «кластер», которые можно условно разделить на две группы: к первой отнесем авторов, которые уделяют значительное внимание географической составляющей кластера, а ко второй группе - авторов, которые при определении «кластера» географическую составляющую считают незначительно.

Впервые понятие «кластер» было использовано американским экономистом, профессором М. Портером. Он дает такое определение кластеру: «кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга». Кроме этого, он считал, что «кластер можно определить как систему взаимосвязанных фирм и организаций, значимость которых как целого превышает простую сумму составных частей» [4].

На наш взгляд, значимостью этой теории является выделение принципиально нового структурного элемента в совокупности субъектов конкуренции, где «кластеры представляют новый и дополнительный способ организации экономики, ее динамичного развития и принцип проведения го-

сударственной политики в регионах. Понимание состояния кластеров в регионе обеспечивает важное видение внутренних свойств производственного потенциала экономики кластеров и ограничений, существующих для их будущего развития».

Другой автор, Дэн Хааг, понимает кластер как «индустриальный комплекс, сформированный на базе территориальной концентрации сетей специализированных поставщиков, основных производителей, связанных технологической цепочкой, и выступающих альтернативой секторальному подходу» [1].

Рассмотрим следующие определения понятия «кластер», которые могут также трактоваться в иной форме.

Кластеры - это группы взаимосвязанных отраслей промышленности, которые создают богатства в регионе за счет экспорта товаров и услуг. Понятие «промышленный кластер» представляет собой полную цепочку отраслей промышленности, начиная от поставщиков и заканчивая конечным продуктом, включая дополнительные услуги и специализированные инфраструктуры. Предприятия в кластере географически сконцентрированы и взаимосвязаны потоком товаров и услуг [3].

С. И. Соколенко считает, что кластер - это «территориальное объединение взаимосвязанных предприятий и учреждений в пределах соответствующего промышленного региона, направляющих свою деятельность на производство продукции мирового уровня» [1].

Он обозначил следующие детерминанты формирования кластеров:

- экономия за счет масштаба производства;

- возможность полного доступа к информации;

- доступность специфических природных ресурсов;

- близость к рынкам;

- обеспечение специализированной рабочей силой;

- низкая стоимость операции;

- возможность привлекать к сотрудничеству фирмы, дисперсно распределенные на территории региона.

На наш взгляд, ключевой особенностью такой трактовки является то, что границы кластера определяются промышленным регионом, который уже сформировался ранее.

Следующая группа ученых предполагает, что территориальный фактор менее значим. Итак, по мнению В. М. Кутьина, кластер - это объединение регионов с похожим социально-экономическим положением [1]. В своем исследовании В. М. Кутьин классифицировал уже существующие регионы России и разработал карту регионов заново, разбив их на семь кластеров с похожим экономическим положением. За базу классификации он выбрал такие показатели, как индекс промышленного производства, строительство жилья, оборот розничной торговли, продукция сельского хозяйства. С точки зрения В. М. Кутьина, кластеры не обладают географическим детерминизмом, это он объясняет: во-первых, слабостью подавляющего числа регионов России; во-вторых, даже близко находящиеся на географической карте регионы настолько сильно отличаются ресурсным и людским потенциалами, что не позволяет отнести их к одному экономическому кластеру.

Кроме того, А. Воронов, изучая данный вопрос, пришел к выводу, что «кластер» есть упорядоченная совокупность специализированных предприятий, выпускающих конкурентоспособную продукцию [1].

Другое определение Р. Коха, который трактует понятие «кластеры» как образующиеся внутри фирмы группы, куда входят работники различных функциональных профилей, работающие вместе на постоянной основе [1].

Анализируя все вышесказанное, можно сказать, что изначально под «кластером» понимались группы, сконцентрированные по географическому признаку взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков товаров и услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их

деятельностью организаций в определенных областях, конкурирующих, но, вместе с тем, и ведущих совместную работу.

Таким образом, географические масштабы кластера могут варьироваться от одного города и региона до страны или даже ряда соседствующих стран. Кластеры принимают различные формы в зависимости от своей глубины и сложности, но в большинстве случаев включают компании готового продукта, или сервисные компании; поставщиков специализированных факторов производства, компонентов, машин, а также сервисных услуг; финансовые институты; фирмы в сопутствующих отраслях [2]. Кроме того, кластеры включают также фирмы, работающие в низовых отраслях (т. е. с каналами сбыта или потребителями), производителей побочных продуктов; специализированных провайдеров инфраструктуры; правительственные и другие организации, обеспечивающие специальное обучение, образование, поступление информации, проведение исследований, и предоставляющие техническую поддержку (такие, как университеты, структуры для повышения квалификации в свободное время); а также агентства, устанавливающие стандарты. Правительственные агентства, оказывающие существенное влияние на кластер, могут рассматриваться как его часть. Кроме этого, многие кластеры включают торговые ассоциации и другие совместные структуры частного сектора, поддерживающие членов кластера [5].

Рассмотрим несколько факторов, по которым экономику следует рассматривать через призму кластеров, а не через традиционное группирование компаний (табл. 1).

Кроме этого, рассмотрим тенденции влияния кластеров на конкурентную борьбу. Отметим несколько способов:

- посредством повышения способности к инновациям и, таким образом, повышением производительности посредством повышения производительности входящих в них фирм и отраслей;

- посредством повышения производительности входящих в них фирм и отраслей;

- посредством стимулирования новых бизне-сов, поддерживающих инновации и расширяющих границы кластера.

Кроме того, можно предположить, что каждое их трех влияний кластеров на конкуренцию зависит в большой степени от межличностных взаимоотношений, личных контактов, а также взаимодействия между сетями частных предпринимателей и компаний.

Таблица 1

Сравнительная характеристика кластеров и групп компаний

Параметр сравнения Кластер Традиционное группирование компаний

Отношение к конкуренции Лучше согласуются с самим характером конкуренции и источником достижения конкурентных преимуществ. Большинство участников кластера не конкурируют между собой непосредственно, поскольку обслуживают разные сегменты отрасли В отраслях из-за непосредственной конкуренции большой части участников существует вполне реальная опасность снижения интенсивности соперничества

Связи Кластеры лучше охватывают важные связи, взаимодополняемость между отраслями, распространение технологии, навыков, информации, маркетинг и осознание требований заказчика по фирмам Слабо охватываются связи

Значение инвестиций, дотация Государственные и частные инвестиции, направленные на улучшение условий функционирования кластера, приносят пользу сразу многим фирмам Рассмотрение ситуации в мире с точки зрения отраслей или достаточно узких секторов, таких, например, как продукты автомобильной промышленности, часто сводится к лоббированию интересов по вопросам выделения субсидий или облегчения налогового давления на участвующие в этих процессах компании. Получаемые в результате государственные инвестиции создают лихорадочное перетекание выгод в другие отрасли и поэтому могут деформировать рынок

Следующий ключевой момент, который, на наш взгляд, необходимо рассмотреть, - это процесс рождения, эволюции и упадка кластеров. Рассмотрим несколько причин для зарождения кластера, это:

- доступность общих фондов и факторов, таких, как специализированные навыки, ведение университетских исследований, удобное географическое положение или же особенно хорошая или подходящая для данного случая инфраструктура;

- предшествующее существование отраслей по поставкам, родственных отраслей или даже полностью связанных кластеров;

- кластеры могут также возникать в результате необычного, сложного или повышенного местного спроса;

- для зарождения кластера часто оказываются существенными и случайные события. Первоначальный этап формирования компаний в регионе часто отражает действия предпринимателей, которые невозможно полностью объяснить только наличием благоприятных местных условий;

- новые экономические корни кластера могут возникать из одной или двух новаторских компаний, стимулирующих рост многих других компаний.

Отметим, что развитие или недоразвитие кластеров - предсказуемое явление. Несмотря на то, что гарантий развития кластера не существует, после начала процесса наблюдается нечто вроде

цепной реакции, в которой достаточно быстро начинают прослеживаться причинно-следственные связи. Происходящий при этом процесс во многом зависит от эффективности действующих связей или цепочек обратных связей, от того, насколько слаженно, например, местные органы власти, законодательные и другие структуры реагируют на нужды кластера, или от того, насколько скоро откликаются на его потребности возможные поставщики. При этом исключительного внимания заслуживают три фактора:

- эффективность действия формальных и неформальных механизмов сведения вместе участников кластера;

- общая среда для формирования совершенно нового вида экономической деятельности в данной местности;

- интенсивность конкуренции в местных масштабах.

Ключевой движущей силой в глобальном совершенствовании и развитии предпринимательства является сильная конкурентная борьба. Климат, в котором происходит развитие предпринимательства, очень важен, поскольку создание новых фирм и институтов является ключевой частью развития кластера. И, конечно, необходимы механизмы организации и построения взаимосвязей, поскольку существующие в кластере преимущества сильно зависят от связей и взаимодействия между индивидами и группами.

Выделим несколько причины упадка кластеров:

- экзогенные - связанные с расширением кластера или образованием разрывов во внешнем окружении;

- эндогенные - как результат локализации сам по себе.

Таким образом, можно констатировать, что, кластер - это принципиально новый элемент в структуре экономики региона, который позволяет добиваться таких социально-экономических эффектов, как:

- повышение инновационного потенциала. Более развитые кластеры обладают большим инновационным потенциалом, что может быть измерено, например, по количеству патентов;

- повышение производительности и конкурентоспособности компаний и секторов экономики. Компании, работающие в более развитых кластерах, более производительны, чем компании в менее развитых кластерах;

- повышение конкурентоспособности и экономическое развития регионов;

- стимулирование новых компаний. Развитые кластеры способствуют появлению и развитию совершенно новых малых и средних компаний.

Итак, формирование и развитие кластеров позволит существенно повысить уровень конкурентоспособности региона, а вместе с тем и улучшить социально-экономического положение не только региона, но и страны в целом.

Литература

1. Козьева И. А., Кузьбожев Э. Н. Экономическая география и регионолистика. М., 2005.

2. Полунин Л. В. Исследование системы оценки конкурентоспособности предприятий в инновационной региональной экономике // Социально-экономические процессы и явления. 2012. № 9.

3. Плужников И. А. Реинжиниринг концепции территориально-производственного комплекса в современных условиях России: кластерный подход // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 8(88). С. 25-29.

4. Портер М. Э. Конкуренция. М., 2001.

5. Юрьев В. М., Чванова М. С., Передков В. М. Университет как центр инновационно-образовательного кластера // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2007. № 5. С. 7-12.

* * *

SOCIAL AND ECONOMIC VALUE OF THE CLUSTER

I. A. Pluzhnikov, O. A. Belchenko

This article is devoted to the economic category «cluster», as special form of the territorial organization of production in the conditions of market economy. In article various points of view of the concept «cluster», both foreign authors, and domestic are considered. Besides, social and economic value of clusters for economy not only the region, but also the countries as a whole is considered.

Transition of economy to an innovative way demands reorganization, structural shift of all economy, real exit to the model, allowing to reach advancing development. One of effective forms of practical transition of economy of Russia on an innovative way of development is creation and functioning of clusters. In clusters for achievement of goals concrete branches of production, increasing the economic capacity of the region and all country as a whole, creating zones of growth of innovative economy are developed. Clusters serve as peculiar ranges for working off market mechanisms of the managing, new forms and methods of management, carrying out experiments on transition to innovative economy.

Key words: cluster, competitiveness, management, competition, region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.