Власть и экономика
ДРОБИН М. Е.
О ПЕРЕХОДЕ К ИННОВАЦИОННОЙ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
социально-экономическое развитие, регионы Российской Федерации, инновационная экономика, социальноориентированная экономика
KEY WORDS:
social and economic development, regions of the Russian Federation, innovative economy, socially oriented economy
Автор исследует внутренние и внешние тенденции, оказывающие существенное влияние на социально-экономическое развитие регионов Российской Федерации. Рассматриваются направления совершенствования организационно-экономического механизма внедрения Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ, которая должна способствовать равномерному, сбалансированному социально-экономическому развитию регионов по инновационному социально-ориентированному типу.
The author investigates the internal and external tendencies exerting essential influence on social and economical development of the regions of the Russian Federation. Directions of improving the organizational and economical mechanisms of implementation of the Concept of long-term social and economic development of RF are considered. The Concept should benefit to the regular and balanced social and economic development of the regions in accordance with the innovative socially oriented model.
Как известно, в августе 2008 г. Министерство экономического развития Российской Федерации подготовило проект Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, ориентированной на период с 2008 по 2020 гг., что фактически предусматривает программу действий на среднесрочную перспективу (тринадцать лет), а не на долгосрочную (20-25 лет) [1].
Из четырех стратегических целей, определенных в Концепции, — таких как обеспечение устойчивого повышения благосостояния граждан и динамичное развитие экономики, укрепле-
ние национальной безопасности и позиции России в мировом сообществе, следует выделить две первоочередные для региональных систем управления — рост благосостояния населения и стабильное развитие экономики, поскольку именно решение этих вопросов является средством достижения главной стратегической цели — повышения качества жизни населения регионов.
В этой связи возникает необходимость определить: что представляет собой «регион»? В научной литературе существует несколько трактовок этого понятия [2]. Так, например, под регионом понимаются такие административ-
но-территориальные образования, как федеральный округ, субъект Российской Федерации и даже район. В данной статье в качестве региона будут рассматриваться федеральные округа, образованные Указом Президента РФ от 13 мая 2001 г., которых всего семь — Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный.
Таким образом, для системы управления региональными процессами федеральный уровень управления является вышестоящим, а уровень субъекта РФ — нижестоящим, а процессы, происходящие на территории всей России — внешними. В то же время аналогичные процессы, характеризующие состояние политической, экономической, демографической, культурной, научно-технической и природной сред в субъектах РФ на территории федерального округа следует причислить к внутренним. В соответствии с вышеизложенным представленные в Концепции «вызовы» предстоящего периода, во-первых, можно рассматривать как тенденции, которые получили стабильную динамику изменения (роста или снижения) и по прогнозам сохранят свои характеристики на исследуемую перспективу (до 2020 г.); во-вторых, по отношению к региону представляется целесообразным разделять их на внешние и внутренние. Так, к внешним тенденциям можно отнести: усиление глобальной конкуренции, вхождение мировой экономики в новую фазу (стадию, этап) технологических изменений, возрастание значения человеческих ресурсов, снижение темпов роста спроса на углеводородное сырье развитыми странами мира.
Любую из перечисленных тенденций следует представить в виде совокупности положительных и отрицательных факторов. Первая группа — это факторы, способствующие дальнейшему развитию региональных социально-экономических, демографических, нормативно-правовых, культурных, научно-технических, природоохранных и природопользовательских процессов. Вторая группа — это факторы, препятствующие стабильной положительной динамике процессов в названных средах, поскольку в научной литературе под фактором понимается какая-либо движущая сила, стимулирующая рост или, наоборот, снижение количественных и качественных характеристик исследуемых процессов на территории региона.
Например, усиление глобальной конкуренции проявляется в виде факторов, оказывающих влияние на развитие рынков ресурсного обеспечения — финансовых капиталов, трудовых ресурсов (человеческого капитала), технологий, рынка инноваций и реформирование системы управления в Российской Федерации в целом.
Вхождение мировой экономики в новую фазу технологических изменений значительно усиливает влияние инноваций на социально-экономическое развитие, и степень их внедрения становится главным аспектом, влияющим на существующие традиционные факторы экономического роста.
Возрастание значения трудовых ресурсов и определение капитала как основного фактора социально-экономического развития обусловлено тем, что уровень конкурентоспособности инновационной экономики, в первую
М. Е. Дробин. О переходе к инновационной социально-ориентированной модели развития регионов
Власть и экономика
очередь, определяется качеством профессиональной подготовки кадров, уровнем разделения и специализации труда.
И, наконец, такие явления как замедление темпов роста мирового спроса на углеводородное сырье и снижение цен на нефть становятся следствием влияния факторов интенсивного развития альтернативных видов топлива и энергии, замедления темпов роста экономик ведущих постиндустриальных стран мира, которые могут стать причиной кризиса существующей в российской экономике экспортносырьевой модели развития.
Перечисленные внешние тенденции оказывают в той или иной степени влияние на изменение внутрироссий-ских тенденций социально-экономического развития как на территории всей страны, так и ее регионов. Тенденции и факторы мирового влияния на социально-экономическое состояние регионов представлены в табл. 1.
Таким образом, можно убедиться в том, что каждый фактор проявляется двояко. С одной стороны, оказывает положительное влияние на дальнейшее развитие социально-экономических процессов в регионах, поскольку предоставляет для этого определенные возможности. С другой стороны, при существующих устойчивых тенденциях регионального развития создает весьма значительные угрозы.
Кроме внешних, в Концепции рассматриваются и внутренние факторы и тенденции. Так, к внутренним тенденциям следует отнести: уменьшение (исчерпание) источников экспортносырьевого развития вследствие экстенсивного использования запасов угле-
водородного сырья, наращивания объемов топливного и сырьевого экспорта; стабильно низкий уровень развития транспортной и энергетической инфраструктуры регионов, дефицит квалифицированных инженерных и рабочих кадров на рынках труда. Действие данных факторов может привести к резкому замедлению экономического роста и еще большему отставанию от ведущих постиндустриальных стран мира. Следовательно, если фактор не является основой для формирования новых возможностей социально-экономического развития, то тогда он служит ограничению роста региональной экономики и приводит к определенным угрозам.
В Концепции общие для всех регионов проблемы разделены на две группы — социально-экономические и институциональные. К первым следует отнести: высокую степень социальной дифференциации регионов; низкий уровень конкуренции на региональных рынках, который не способствует созданию стимулов повышения производительности труда и конкурентоспособности предприятий; недостаточное развитие на территориях регионов инновационной деятельности на базе научных и учебных учреждений.
Среди институциональных проблем можно выделить следующие: высокий показатель рисков в предпринимательской деятельности, высокий уровень коррупции и административных барьеров, недостаточную правовую защищенность собственности, земельных отношений; низкая эффективность государственного управления, слабое развитие форм самоорганизации и саморегулирования бизнеса.
Таблица 1
Влияние мировых тенденций и факторов развития экономики на региональное социально-экономическое развитие Российской Федерации
Тенденция, факторы Возможности Угрозы
I. Усиление глобальной конкуренции
Превращение Китая и Индии в основные полюса (локомотивы) мирового экономического роста и появление новых зон роста в Азии и Латинской Америке Развитие межрегиональной и внутрирегиональной интеграции в производстве экспортных товаров и внешнеэкономической деятельности, рост инновационного развития, привлечение инвестиций Ухудшение экспортных позиций, торгового баланса и снижение импорта технологий и финансового капитала — инвестиций
2. Новая фаза технологических изменений
Повышение энергоэффективности технологий Создание альтернативных источников энергоресурсов, новых технологий и производство конкурентоспособных товаров Снижение объемов экспорта углеводородных ресурсов, замедление темпов экономического развития страны
Формирование новой технологической базы стран на основе биотехнологий, нанотехнологий и информатики Использование научно-исследовательского потенциала и высокотехнологичных производств, формирование комплексов высокотехнологичных отраслей, модернизация традиционных отраслей Снижение конкурентоспособности существующих отраслей, производств, товаров не только на внешнем, но и на внутреннем рынке
3. Возрастание значения человеческого капитала
Повышение качества профессиональной подготовки кадров, уровня кооперирования труда Повышение качества и доступности социальных услуг в сферах образования и здравоохранения Рост уровня конкуренции и спроса на высококвалифицированные российские кадры на европейском и азиатском рынках труда
4. Замедление темпов роста спроса на углеводородное сырье
Развитие альтернативных видов топлива и энергии и замедление темпов роста экономик США, европейских стран Переход на новую модель социально-экономического развития инновационного социально-ориентированного типа Усиление кризиса и неэффективность использования экспортно-сырьевой модели развития
М. Е. Дробин. О переходе к инновационной социально-ориентированной модели развития регионов
Власть и экономика
Целевыми ориентирами социальноэкономического развития регионов согласно Концепции являются показатели, отражающие качество жизни населения, к которым относятся: валовой региональный продукт на душу населения, средняя ожидаемая при рождении продолжительность жизни, охват населения высшим и средним профессиональным образованием. Последние два показателя входят непосредственно в состав критериев оценки качества жизни, а первый — валовой региональный продукт — является основой для получения оценок распределения населения по уровню среднедушевых доходов. Кроме этих основных показателей, к стратегическим критериям отнесены следующие: коэффициент младенческой смертности и смертности от насильственных причин; доля населения, проживающего в местах с неблагоприятной экологической обстановкой; средний уровень обеспеченности жильем. Эти четыре показателя служат целевыми ориентирами или индикаторами достижения стратегической цели — повышения средней ожидаемой продолжительности жизни к 2020 г. до 72-75 лет.
Кроме того, в Концепции можно выделить цели, имеющие непосредственное отношение к региональному социально-экономическому развитию и предусматривающие формирование: рынков высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг в пяти-семи и более секторах экономики;
— условий для массового появления инновационных компаний во всех сферах и секторах региональной экономики и, в первую очередь, в области экономики знаний;
— новых региональных центров социально-экономического роста и снижения уровня регионального неравенства;
разветвленной транспортной сети, обеспечивающей высокий уровень межрегиональной интеграции и территориальной мобильности населения;
— условий, благоприятствующих росту эффективности системы государственного управления. Достижение поставленных целей
возможно лишь на основе применения системного подхода в процессе перехода российской экономики и, следовательно, экономик регионов от экспортно-сырьевой модели к инновационной социально-ориентированной [1]. Данная моделиь призвана увеличить конкурентный потенциал российской экономики в целом и ее отдельных регионов. Можно перечислить следующие факторы, служащие для достижения этой цели: повышение эффективности использования природных ресурсов, производственных мощностей, производство новых идей, технологий, социальных инноваций, развитие инфраструктуры, аграрного комплекса, базовых отраслей промышленности.
Инновационный социально-ориентированный тип региональной экономики характеризуется реорганизацией и совершенствованием трех секторов экономики — традиционного, инновационного, знаний и высоких технологий.
В традиционном секторе, включающем нефтегазовую, сырьевую, аграрную и транспортную отрасли необходимо провести до 2020 г. модернизацию и сохранить их статус ведущих секторов региональных экономик.
Инновационный сектор составят про мышленные предприятия, осуществляющие разработку и внедрение технологических инноваций. Доля таких предприятий через 12 лет должна вырасти до 40-50 % (при показателе 8,5 % в 2007 г.), доля инновационной продукции в общем объеме выпуска — до 25-35 % (при 5,5 % в 2007 г.). Повышение производительности труда в ведущих секторах ожидается в 3-5 раз, а снижение энергоемкости — в 1,6-1,8 раза вследствие модернизации и внедрения инноваций в технологические процессы.
Сектор знаний и высоких технологий — это вновь образуемое направление экономики, которое должно стать ведущим и включать сферы высшего и среднего специального образования, высокотехнологичную медицинскую помощь, научные и опытно-конструкторские разработки, связь и телекоммуникации, наукоемкие подотрасли химии и машиностроения. Доля этого сектора новой экономики, по прогнозам, должна составить в 2020 г. не менее 17-20 % от ВВП в регионах (при 1011 % в 2007 г.). Затраты на научные исследования и разработки в целом по стране предполагается увеличить с 1,1 % от ВВП в 2007 г. до 2,5-3 % — в 2020 г. Расходы на образование, по прогнозам, вырастут от 4,8 % до 6-7 % от ВВП за счет как государственных, так и частных источников финансирования, аналогичная доля расходов ожидается и на здравоохранение (при 4,2 % от ВВП в 2007 г.).
Особенность перехода регионов России к инновационному социальноориентированному типу развития состоит в том, что одновременно и параллельно будут разрабатываться и внед-
ряться стратегические программы двух видов — догоняющего и опережающего развития. Так, стратегия опережающего развития направлена на обеспечение ускоренного роста экономики в трех вышеназванных секторах (традиционном, инновационном, знании и высоких технологий), которые определят ее специализацию в мировом хозяйстве и позволят в максимальной степени реализовать российские конкурентные преимущества. Остальные отрасли и сферы деятельности должны развиваться исходя из целевых программ догоняющего развития.
Второй методологический подход к формированию и реализации Концепции — это программно-целевой, структурирующий стратегические цели в виде иерархии взаимосвязанных целей и критериев их достижения, создавая, таким образом, модель целевой ориентации. Третий методологический подход — нормативный, согласно которому критерии достижения целей как догоняющих, так и опережающих программ являются ожидаемыми результатами деятельности — нормами, которые еще ни одной страной не достигнуты, или, наоборот, уже достигнуты в развитых постиндустриальных странах.
Системный, программно-целевой и нормативный подходы служат основой для определения целей инновационного социально-ориентированного развития и средств их достижения, которые можно разделить на следующие основные направления:
обеспечение развития человеческого потенциала населения; создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей активность и привлечение
М. Е. Дробин. О переходе к инновационной социально-ориентированной модели развития регионов
Власть и экономика
инвестиционных капиталов в экономику регионов;
— обеспечение структурной диверсификации экономики на основе внедрения инновационного технологического развития; увеличение и расширение глобальных конкурентных преимуществ традиционных секторов экономики — энергетики, транспорта, аграрного сектора, переработки природных ресурсов;
— расширение и укрепление внешнеэкономических позиций, повышение эффективности участия в мировом разделении труда;
— осуществление перехода к новой модели пространственного развития российской экономики — равномерного и сбалансированного развития.
В каждом стратегическом направлении, на наш взгляд, следует выделить только те цели и средства их достижения, которые могут быть достигнуты непосредственно на уровне региона. Так, например, по первому направлению — обеспечению развития человеческого потенциала населения — региональные цели ориентированы: в демографической среде — на стабилизацию численности населения и создание условий для ее роста; в экономической среде — на обеспечение населения доступным и качественным жильем, формирование условий для устойчивого роста заработной платы, сбалансированной с ростом производительности труда и качества рабочей силы; в сфере образования как части культурной среды — на обеспечение доступности качественных услуг образования на основе структурной и технологической мо-
дернизации; в области экологии — на улучшение качества окружающей среды и природных условий жизни человека.
По второму направлению — созданию высококонкурентной институциональной среды на уровне регионов — необходимо реализовать следующие цели: улучшить и создать систему государственной поддержки образования новых видов бизнеса и хозяйствующих субъектов, использующих инновации; обеспечить снижение инвестиционных и предпринимательских рисков, развитие финансовых рынков, высокое качество государственного регулирования, функционирования государственного организационно-экономического механизма управления.
Реализацию третьего направления — структурную диверсификацию экономики на основе инновационного технологического развития — региональные системы управления могут обеспечить с помощью таких целевых средств как: формирование регио-
нальных инновационных структур, включающих интегрированную с учреждениями высшего профессионального образования систему научных исследований и опытно-конструкторских разработок, инжиниринговый бизнес, инновационную инфраструктуру, государственные организационно-экономические механизмы стимулирования инновационной деятельности; формирование регионального научно-исследовательского комплекса, обеспечивающего лидерство региона в какой-либо сфере научных исследований и технологий; создание предприятий — центров конкурентоспособности в обрабатывающих отраслях, включая высоко-
технологичные производства и сектор экономики знаний; обеспечение отраслей экономики высокопрофессиональными кадрами.
Четвертое направление, ориентированное на развитие конкурентных преимуществ в традиционных секторах должно быть ориентировано на достижение следующих целей: создание и развитие крупных узлов энергетической инфраструктуры на основе новых энерге тических технологий; формирование конкурентоспособной транспортной инфраструктуры; внедрение технологий углубленной переработки леса; вовлечение в хозяйственный оборот неосвоенных водных ресурсов регионов как источников пресной воды при обязательном соблюдении природоохранных требований; реализация аграрного потенциала в секторах производства зерна, экологически чистых продуктов, животноводства.
Пятое направление по расширению и укреплению внешнеэкономических позиций затрагивает федеральный уровень управления.
Последнее, шестое направление, наоборот, направлено непосредственно на внедрение модели пространственного развития регионов предусматривающей: формирование новых центров социально-эко номического развития, включающих энергетическую и транспортную инфраструктуру, сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал региона; создание государственных механизмов социальной защиты населения и региональной политики по сокращению дифференциации в уровне и качестве жизни населения по сравнению с другими регионами
России; совершенствование системы стратегического управления региональным развитием, обеспечивающей повышение комплексности и сбалансированности развития регионов, размещение производительных сил, повышение степени согласованности обязательств государственных и муниципальных органов управления и их финансовых возможностей.
Отсюда, Концепция предполагает использование четверного методологического подхода — комплексного, применяемого при построении центров социально-экономического развития и сети территориально-производственных кластеров.
В первую очередь, обеспечение сбалансированного, равномерного социально-экономического развития регионов может быть достигнуто в результате синхронизации трех стратегических направлений региональной политики, к которым следует отнести:
— создание новых центров роста на основе существующих и потенциальных конкурентных преимуществ с целью стимулирования дальнейшего стратегического развития всей территории региона; координацию инфраструктурных инвестиций государства и инвестиционных стратегий бизнеса в регионах, ориентированную на приоритеты пространственного развития и ресурсных ограничений, в том числе и демографических; создание более эффективных организационно-экономических механизмов государственной социальной и бюджетной политики, ориентированных на сокращение дифференциации в уровне и каче-
М. Е. Дробин. О переходе к инновационной социально-ориентированной модели развития регионов
Власть и экономика
стве жизни населения по сравнению с другими регионами и обеспечивающих рост человеческого потенциала во всех регионах России. Отсюда, в качестве главной стратегической цели государственной политики федерального уровня управления является обеспечение выравнивания качества жизни населения в регионах. Государственная региональная политика должна быть ориентирована на создание благоприятных условий для реализации социально-экономического потенциала развития каждого региона на основе преодоления инфраструктурных и институциональных ограничений, содействия развитию человеческого потенциала, улучшения координации деятельности органов государственной системы управления и местного самоуправления, бизнеса, гражданского общества.
В Концепции сформулированы основные принципы создания и проведения федеральной государственной политики регионального развития. Однако, на наш взгляд, реализация данных принципов предусматривает соблюдения следующих условий:
1) координирование процесса и результатов принятия управленческих решений на трех уровнях управления — федеральном, региональном и местном — с целью развития отраслей экономики, социальной инфраструктуры и формирования центров опережающего экономического роста в регионах с учетом конкурентных преимуществ каждого региона;
2) оказание дополнительной финансовой поддержки регионам на условиях сокращения дефицита финан-
совых ресурсов для проведения преобразований в соответствии с целями государственной политики;
3) совершенствование организационно-экономических механизмов стимулирования деятельности органов государственной системы управления всех уровней и местного самоуправления, позволяющих по высить результативность осуществления полномочий этих органов управления с целью создания наиболее благоприятных условий для комплексного социально-экономического развития регионов.
Первое и третье условия представляют собой управленческие задачи, которые должны быть решены в системах управления двух видов — государственной и общественного самоуправления. Второе условие — это задача, которая может быть решена лишь на федеральном уровне управления.
Кроме того, в Концепции нет четкого определения понятия «регион», но, судя по сформулированным в ней задачам, под регионом понимается субъект Российской Федерации как административная единица территориального деления, хотя в дальнейшем в п. 7.3 Концепции рассматриваются федеральные округа. Отсюда, рассматривая Концепцию, будем принимать во внимание, что под регионом в настоящей статье понимается федеральный округ, который не имеет своего статуса, или, иначе, не обладает системой управления, собственным бюджетом, правами и обязанностями.
Инновационная и социальная направленность долго- и среднесрочного социально-экономического развития
проявляется в определении следующих
целей:
— обеспечить дальнейшее развитие научно-технического и образовательного потенциала крупных городских агломераций с высоким качеством среды обитания и человеческим потенциалом, динамичной инновационной и образовательной инфраструктурой; сформировать не менее 6-8 территориально-производственных кластеров до 2020 г., ориентированных на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях и сконцентрированных в урбанизированных регионах;
— создать территориально-производственные кластеры на слабоосвоен-ных территориях с целью осуществления глубокой добычи и переработки сырья, производства энергии с использованием механизированных, ресурсосберегающих, экологичных и нетрудоемких технологий; образование и развитие туристско-рекреационных зон с высоким уровнем оказания услуг сервиса на территориях с уникальными природно-климатическими условиями; дальнейшее развитие крупных транспортно-логистических и производственных узлов с целью формирования базовой национальной транспортной сети, отличающейся высокой пропускной способностью и обеспечивающей взаимосвязь центров экономического роста с мировыми транспортными системами;
— обеспечить снижение меж- и внутрирегиональной дифференциации в качестве социальной среды и в до-
ходах населения, сближение стандартов жизни в регионах, субъектах РФ.
В период до 2012 г. рекомендуется определить два вида центров или зон опережающего развития — существующие и перспективные. Однако конкретный перечень этих центров и зон не определен. В целом, к ним относятся:
— крупные агломерации и индустриальные центры Приволжского и Уральского федеральных округов, на территории которых развиваются научно-образовательные центры, сосредоточены мощные-высоко- и среднетехнологичные отрасли, сырьевые и перерабатывающие производства, обладающие высоким потенциалом инновационного развития;
крупные города-центры Сибирского региона с высоким уровнем развития человеческого капитала, потенциалом инновационного развития — Томск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск;
— новые центры освоения и переработки природных ресурсов в Сове-ро-Западном, Сибирском, Дальневосточном регионах; туристско-рекреационные кластеры на территориях с уникальными природными ресурсами и природными ландшафтами, богатым историко-культурным наследием; территории Южного региона России с развитой инфраструктурой, выходом к морскому побережью, с уникальными рекреационными ресурсами;
порты (речные и морские) федеральных округов европейской части
М. Е. Дробин. О переходе к инновационной социально-ориентированной модели развития регионов
Власть и экономика
России, через которые проходят основные грузо- и пассажиропотоки.
Кроме того, инновационный социально-ориентированный тип развития предполагает, согласно Концепции, многополярное развитие и формирование новых зон опережающего развития, которые не являются энерго-сырье-выми и финансовыми зонами, а основываются на новых центрах инновационного роста, отличающихся высоким уровнем концентрации человеческого и технологического потенциала.
Так, например, в Центральном федеральном округе определены следующие стратегические цели развития:
— расширение зоны опережающего развития за пределы московской агломерации с сохранением сложившейся специализации, но с инновационной диверсификацией экономики;
— формирование новых мест расселения с высоким качеством жизни населения и инфраструктурой с помощью строительства высокоскоростных магистралей и привлечения таких научно-образовательных и научно-инновационных центров, как Дубна, Черноголовка, Зеленоград, Троицк, Протвино, Королев, Обнинск, которые создают базу для рационального размещения новых высокотех нологичных производств в обрабатывающих отраслях экономики, современных транспортнологистических и сервисно-управленческих комплексов;
— проведение технологической модернизации обрабатывающих производств: машиностроения, металлургии, химии и нефтехимии, авиа-
ционной и легкой промышленности, сконцентрированных в крупных городах Центрального федерального округа;
дальнейшее развитие московского логистического центра, международных и российских полимаги-стральных транспортных коридоров с целью снижения издержек на транспортные перевозки, повышения трудовой мобильности населения;
— внедрение передовых технологий ведения сельского хозяйства, проведение модернизации отраслей переработки сельскохозяйственной продукции в Центрально-Черноземной зоне, обладающей главным конкурентным преимуществом — наличием плодородных земель;
— проведение модернизации предприятий горнодобывающей и металлургической отраслей, ориентированных на дальнейшее освоение рудных запасов Курской магнитной аномалии.
В Северо-Западном регионе инновационное социально-ориентированное развитие предполагается осуществлять в соответствии со следующими стратегическими направлениями:
— совершенствование транспортных и бизнес-услуг, высокотехнологичных импортозаменяющих отраслей обрабатывающей промышленности — военно-промышленного комплекса, судо- и автомобилестроения, а также традиционных индустриальных отраслей — машино- и приборостроения, электротехники, металлургии, химии, биофармацевтики; внедрение новых технологий и модернизация приоритетных ресурсо-
добывающих отраслей — добычи нефтегазовых ресурсов, в том числе на шельфе, металлургии, лесной промышленности с переходом к глубокой переработке древесины, добычи и переработки рыбных ресурсов;
— создание отраслевых инжиниринговых центров и системы генерации технологий следующих поколений на базе этих центров с целью производства современных высокотехнологичных машин и оборудования для рыболовецкого флота и рыбообрабатывающей промышленности, морского транспортного флота. Инновационное социально-ориентированное развитие Южного региона предусматривает использование конкурентных преимуществ этих территорий, проявляющихся в благоприятных климатических условиях для развития сельского хозяйства, т. е. сельскохозяйственном потенциале, высоком рекреационном, транзитном и демографи-чески-трудовом потенциалах. Основной проблемой является преобладание в структуре экономики секторов с низкой производительностью труда.
Следует выделить блок основных целей среднесрочного стратегического развития:
— осуществлять приоритетное развитие туризма и рекреационных услуг с высоким уровнем менеджмента и сервиса, современного гостиничного бизнеса, модернизацию пищевой промышленности, сельского хозяйства, легкой промышленности, транспорта и строительства на Черноморском побережье, в Краснодарском и Ставропольском краях, Дагестане, Карачаево-Черкес-
ской и Кабардино-Балкарской республиках;
— внедрять новую технику и техноло-
гии в производство продукции перерабатывающих отраслей промышленности Волгоградской, Ростовской и Астраханской областей; создать базу для развития высокопроизводительных отраслей новых секторов экономики — информационных и биотехнологий, инжиниринговых, финансовых и бизнес-услуг, проведения фундамен-
тальных и прикладных научных исследований на основе существующего научно-исследовательского и образовательного потенциала крупных агломераций Ростовской области и Краснодарского края.
В Приволжском регионе среднесрочное социально-экономическое развитие будет предусматривать следующие направления деятельности:
— модернизацию существующего крупного промышленного комплекса и развитие сектора услуг в поли-центрической системе агломераций;
— внедрение новых технологий с целью выпуска конкурентоспособной продукции в ведущих отраслях специализации — машино-, автомобиле- и авиационно-космическом строении, химической и нефтехимической промышленности, а также улучшение менеджмента, привлечение внешних инвесторов технологических разработок;
— формирование межрегионального разделения труда и осуществление кооперирования на основе использования мировых технологических новаций, отраслевой научно-иссле-
М. Е. Дробин. О переходе к инновационной социально-ориентированной модели развития регионов
Власть и экономика
довательской базы ведущих индустриальных центров региона. Перспективы инновационного социально-ориентированного развития Уральского федерального округа связаны с тремя главными стратегическими направлениями:
— формирование нефтегазохимического кластера на месторождениях приямальского шельфа Карского моря, Обской губы и перерабатывающих производств северного Урала с применением высоких технологий, созданных в Тюменском инновационном центре нефти и газа;
— модернизация индустриального комплекса Урала с целью развития глубокой переработки сырья на базе энергосберегающих и экологичных технологий в металлургии, отраслях тяжелого и транспортного машиностроения, повышения качества человеческого капитала и мобильности занятых в монопро-фильных промышленных центрах;
— развитие инфраструктуры, включающей инновационные, образовательные и иные услуги в крупных агломерациях — Екатеринбурге и Челябинске, потенциал научноинновационных центров оборонной промышленности с целью формирования территориально-производственных кластеров, включающих транспортное, тяжелое, химическое, сельскохозяйственное, энергетическое машиностроение, приборостроение, металлургию, химию и производство медицинского оборудования.
Социально-экономическое развитие Сибирского региона будет осуществляться в зависимости от геогра-
фического расположения территорий этого обширного региона.
Так, на востоке региона необходимо создавать новые центры индустриального роста в слабо освоенных территориях с целью более глубокой переработки природных ресурсов:
— развитие основных существующих индустриальных центров, специализирующихся на переработке полезных ископаемых, в области металлургии, химии и нефтехимии — Красноярской, Новосибирской, Омской, Томской, Иркутской агломераций;
— формирование новых лесопромышленных кластеров;
— создание инновационных центров на основе предоставления статуса национальным ведущим университетам в Новосибирске и Томске, использования накопленного потенциала академической и отраслевой науки в таких сферах как промышленные технологии, биотехнологии и биогенетика, медицина и фармацевтика, информационные и ядерные технологии (Новосибирск, Томск, Омск), технологии глубокой переработки угля с газификацией и ликвификацией (Кузбасс); интенсификация развития агропромышленного сектора на основе модернизации и повышения конкурентоспособности производства зерна, мукомольной и пищевой промышленности в Новосибирской, Омской областях, Алтайском крае. Дальневосточный регион обладает
значительными запасами природных ресурсов — рыбных, лесных, угольных, рудных, минеральных, нефтегазовых, в среднесрочной перспективе он ори-
ентирован на реализацию федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года».
Можно отметить следующие основные стратегические направления деятельности:
внедрение новых технологий выработки углеводородных ресурсов на шельфе и снижение добычи газа на острове Сахалин и в Республике Якутия — Саха;
— освоение новых месторождений минеральных ресурсов на основе реализации инвестиционных стратегий бизнеса и государственных приоритетов в сфере инфраструктурных инвестиций;
создание модернизированной транспортной инфраструктуры и единой связанной системы транспортных коммуникаций — инфраструктурных коридоров между основными центрами Дальнего Востока, России и мировыми транспортными центрами;
— интеграция индустриальных и сервисных функций крупных городов на основе модернизации производства;
— использование инновационного потенциала Владивостока и Хабаровска как агломераций с развитым профессиональным образованием, наличием технологий освоения ресурсов океана, нанотехнологий, подводной робототехники;
— формирование биоресурсного кластера на основе добычи и переработки водных биоресурсов и море-культур на территории Владивостокской агломерации, полуострова
Камчатка и острова Сахалин и Курильской гряды;
— развитие существующих индустриальных центров машиностроения с освоением выпуска современных машин и оборудования в отраслях авиастроения, судостроения, судоремонта как основных специализаций Владивостокской, Хабаровской и Комсомольской-на-Амуре агломераций;
создание космодрома «Восточный» как авиакосмического кластера. Декларируемые в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России основные положения инновационного социально-ориентированного типа экономики будут сформулированы и реализованы лишь в части регионов. Так, к новым зонам опережающего развития, согласно Концепции, не относятся энерго-сырьевые и финансовые центры. В то же время стратегические цели социально-экономического развития Дальневосточного региона включают экстенсивное освоение минеральных и биоресурсов на основе создания биоресурсного кластера и освоения новых месторождений минерального сырья. Аналогичные цели сформулированы для Уральского региона по созданию нефтегазохимического кластера и в Сибирском — лесопромышленного. Новые центры инновационного роста, использующие и концентрирующие человеческий и технологический потенциалы, предполагается создать только в Сибирском регионе. В четырех регионах — Центральном, Южном, Приволжском и Дальневосточном — приоритетными являются цели улучшения использования инновационного потенциала, и только лишь перед Централь-
М. Е. Дробин. О переходе к инновационной социально-ориентированной модели развития регионов
Власть и экономика
ным стоит задача повышения этого потенциала. Реализация такого стратегического направления как рациональное использование кадрового потенциала сформулированы в Центральном, Южном, Приволжском и Дальневосточном регионах, а увеличение кадрового потенциала — в Уральском. Следует обратить внимание на то, что в двух регионах — Северо-Западном и Сибирском — полностью отсутствуют стратегические цели создания и совершенствования инновационного и кадрового потенциала, что противоречит основной идее Концепции.
Кроме того, Концепция указывает на необходимость обеспечения равномерного и сбалансированного, и в то же время многополярного пространственного развития регионов. Приняв за базовые все перечисленные в табл. 2. стратегические направления развития регионов, можно оценить степень многополярности и сбалансированности. Так, Центральный и Дальневосточный регионы отличаются наибольшим количеством стратегических целей — десятью (из 23), а Приволжский — минимальным количеством — из четырех стратегических направлений. В Северо-Западном и Южном федеральных округах степень сбалансированности составляет 7/23; в Уральском — 6/23, а в Сибирском — 5/23. И, если ранжировать регионы по уровню сбалансированной стратегической направленности и многополярности развития, то первое место займут Центральный и Дальневосточный регионы, второе можно присвоить Северо-Западному и Южному регионам, третье — Уральскому, четвертое — Сибирскому и пятое — Приволжскому.
Следует выделить общие стратегические цели, предусмотренные всеми регионами как целостной территорией России для реализации инновационного социально-ориентированного сценария, повышения социально-экономического потенциала регионов на основе создания и расширения зон опережающего экономического роста:
— развитие федеральной транспортной, энергетической, телекоммуникационной и иной производственной и социальной инфраструктуры с учетом пространственной организации зон опережающего экономического роста с целью повышения единства и связанности территории России;
— разработка и внедрение комплекса особых мер развития в форме субсидий двух видов: во-первых, направленных на выравнивание бюджетной обеспеченности; во-вторых, на поддержку региональных проектов развития и проектов, финансируемых из средств федерального инвестиционного фонда, создание особых экономических зон; повышение эффективности деятельности органов государственной системы управления на уровне субъекта Российской Федерации;
— обеспечение роста территориальной мобильности населения и преодоления депопуляции.
Однако реализация этих целей невозможна без создания более совершенного организационно-экономического механизма распределения капитальных инвестиций из федерального бюджета в объекты федеральной инфраструктуры на основе выполнения требований транспарентности (прозрачности) и це-
левой ориентированности на развитие, с одной стороны, отдельных отраслей, с другой, — отдельных регионов. Одним из направлений совершенствования этого механизма должно служить согласование, координирование и регулирование процессов разработки и получения результатов долгосрочных программных документов развития отраслей экономики и социальной сферы, схем территориального размещения вновь создаваемых центров и кластеров, долгосрочных федеральных целевых программ. Кроме того, важно осуществлять согласования полученных результатов (промежуточных и конечных) процессов стратегического планирования на федеральном уровне управления с региональными, субъектными и муниципальными целевыми программами социально-экономического развития с целью формирования благоприятного климата для реализации инвестиционных проектов и программ.
Совершенствование организационно-экономического механизма обусловлено требованием внедрения комплекса особых мер по выделению средств на выравнивание бюджетной обеспеченности и поддержку региональных программ, проектов из федерального Инвестиционного фонда только для депрессивных или геополитически приоритетных территорий. К первым относятся два субъекта Дальневосточного региона — Магаданская область и Камчатский край и один субъект Сибирского региона — Республика Тува, а ко вторым — Калининградская область. Предоставление федеральных средств в виде субсидий должно осуществляться на принципах единства и транспарентности условий соблюдения реко-
мендуемых стандартов реализации софинансируемых полномочий. Распределение субсидий между отраслями экономики и секторами социальной сферы следует осуществлять соблюдая принцип приоритетности, который на федеральном уровне реализуется в Концепции социально-экономического развития, на уровне субъектов — исходя из степени бюджетной обеспеченности объектами социальной и производственной инфраструктуры, целей долгосрочных программ развития. Причем, этот принцип следует использовать как определяемый по единой методике, в которой федеральные целевые программы являются ориентирами для целевых программ на уровне регионов и субъектов. Следует отметить, что в Концепции не предусмотрено такое направление совершенствования организационно-экономического механизма как согласование критериев достижения целей, начиная с уровня целей муниципальных образований и заканчивая федеральными программами. Поскольку согласно теории построения и использования программно-целевого подхода стратегические цели формируются сверху вниз: от федерального уровня управления до муниципального, согласование результатов достижения этих целей как критериев, имеющих вид показателей, производится наоборот, снизу вверх. И если критерии вышестоящих стратегических целей служат ориентирами для нижестоящих целей, то критерии муниципальных программ — это ограничения для деятельности органов управления на уровне субъекта, последние, в свою очередь, сдерживают результативность региональных стратегических программ.
М. Е. Дробин. О переходе к инновационной социально-ориентированной модели развития регионов
Власть и экономика
Кроме того, к направлениям совершенствования организационно-экономического механизма относится создание стимулов для органов территориального управления — региональных, субъектов РФ и муниципальных — к эффективному осуществлению полномочий и использованию финансовых ресурсов, максимальной реализации социально-экономического потенциала, исходя из оценки достигнутых конечных результатов.
Еще одним направлением совершенствования рассматриваемого механизма является установление контроля и ответственности за целевым расходованием субсидий из федерального бюджета на основе оценки степени достижения установленных конечных показателей обеспеченности населения соответствующими услугами и критериев экономического роста. Поэтому актуальной задачей является разработка регламентов определения критериев эффективности и уровня организации процесса контроля использования переданных полномочий, включая критерии политической ответственности
руководителей субъектов Российской Федерации.
Наиболее сложной задачей развития организационно-экономического механизма является, на наш взгляд, содействие добровольному переселению соотечественников и иностранной рабочей силы в регионы с высокой прогнозируемой потребностью в трудовых ресурсах, а также создание экономических условий для миграции трудоспособного населения из перенаселенных регионов в те, где наблюдается дефицит экономически активного населения.
Указанные направления совершенствования организационно-экономического механизма внедрения Концепции не содержат решения важнейшей, на наш взгляд, проблемы отсутствия регионального органа управления, выполняющего функции координирования, регулирования, организации и контроля процессов разработки и реализации стратегических целей и программ в субъектах РФ, обеспечивающих равномерное, сбалансированное социально-экономическое развитие регионов по инновационному социально-ориентированному типу.
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации / Министерство экономического развития Российской Федерации. М.: Европа, 2008.
2. О стратегии развития России до 2020 г. Выступление Президента Российской Федерации В. В. Путина на расширенном заседании Государственного совета. М.: Европа, 2008.