Журнал «Human Progress» http://progress-human.com/
Том 2, № 3 (март 2016) redactor@ progress-human.com
Материалы Международной заочной научно-практической конференции «Человеческое развитие: вызовы и перспективы»
УДК 364.65
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ИНВАЛИДОВ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Краснова Екатерина Михайловна
студентка 6 курса специальности «Социальная работа» кафедры социальной работы ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарёва»
[email protected] ул. Пионерская, д.23
г. Саранск, Республика Мордовия, 430030
Палибина Александра Сергеевна
кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарёва»
palibina. sasha@mail. ru ул. Веселовского, д. 11 г. Саранск, РФ, 430017 +7 (909) 327 17 69
Аннотация. В статье проанализировано функционирование системы социальной защиты инвалидов на муниципальном уровне. Выделены основные направления социальной защиты инвалидов на муниципальном уровне.
Ключевые слова: инвалид; инвалидность; социальная защита; система социальной защиты; муниципальный уровень.
Введение
Инвалидность в современном контексте является социальной проблемой мирового
масштаба, так как совокупность людей с ограниченными возможностями, по данным
различных социологических исследований, на начало XXI века составила 10-15 % от общей
численности населения земного шара. Эффективность системы социальной защиты
инвалидов во многом зависит от адресности проводимых мер, т. е. зависит не только от того
насколько полно реализуются социальные гарантии в отношении данной категории лиц,
предусмотренные законодательством, но и от того, насколько проводимые мероприятия
отвечают запросам и удовлетворяют потребности клиентов с ограниченными возможностями
здоровья. В связи с этим, очевидно, что особое внимание теоретиков и практиков социальной
работы должно быть направлено на изучение и развитие системы социальной защиты и
1
поддержки инвалидов на муниципальном уровне. Определение путей развития системы социальной защиты инвалидов должны проводиться при учете действия местных властей, имеющихся ресурсов, развития коммуникаций и т. д.
1. Теоретико-методологический подход к определению инвалидности
В современной мировой практике под инвалидностью подразумевают ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества, на таких же основаниях, как и другие члены этого общества. [1, с. 16]
Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975 г.) инвалид — это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его (или ее) физических или умственных возможностей. [2]
Российское законодательство за последнее десятилетие приведено в соответствие с международными правовыми нормами. Так согласно Федеральному закону от 24.11.1995 г. № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалид - это «лицо, которое имеет нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленные заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограниченной жизнедеятельности и вызывающие необходимость его к социальной защите».
Инвалиды - это социально-демографическая группа; ее основополагающая характеристика - наличие юридически оформленного статуса инвалида. Признание лица инвалидом производится Государственной службой медико-социальной экспертизы (МСЭ). В соответствии с Правилами признания лица инвалидом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 95, признаками инвалидности являются:
1) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
2) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
[4]
3) необходимость в мерах социальной поддержки. [3]
Наличие лишь одного из указанных факторов не является условием, достаточным для признания лица инвалидом.
2. Особенности социальной поддержки и защиты инвалидов на муниципальном уровне
Так мы рассматриваем развитие системы социальной защиты инвалидов на муниципальном уровне, то необходимо дать определение понятия муниципалитет. Муниципалитет — это самоуправляемая административно-территориальная единица, с четко определенной территорией и проживающим на этой территории населением (обычно группа населенных пунктов, город, поселок или деревня). Обычно органами управления являются мэр и городской совет (или муниципальный совет). В большинстве стран муниципалитет — наименьшая административная единица, управляемая выборными органами. [10, с.94]
В настоящее время основными направлениями социальной политики в отношении этой категории населения является социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. [4]
Ряд авторов (Е. И. Холостова, С. А. Юшкова) считают, что система социальной защиты населения состоит из четырех основных блоков или звеньев: 1) системы социального обеспечения, включающей социальное обслуживание; 2) системы социального страхования; 3) системой социальной помощи (поддержки); 4) социальные преференций и формы социальной защиты (индексация пенсии, предоставление льгот (скидок и субсидий) и т.д.
Каждая система, а в том числе система социальной защиты и поддержки инвалидов на муниципальном уровне имеет ряд элементов, которые взаимодействуют между собой, от полноценного взаимодействия которого, зависит и результат. Такими элементами могут быть: обеспечение жизнедеятельности инвалидов, реабилитация (социальная, медицинская, профессиональная и пр.), формирование доступной среды жизнедеятельности, адаптация (профессиональная, социальная), социальное обслуживание, материальное обеспечение, санаторно-курортное лечение, медицинская помощь. [9, с. 137]
Основными причинами, обуславливающими нуждаемость инвалидов в социальной защите, служит их неспособность, вследствие ограничения жизнедеятельности, к самостоятельному проживания, поддержания социальных связей, к обеспечению
[10, с.29].
экономической независимости и т.д. Определение потребности лица, свидетельствуемого по поводу инвалидности, в мерах социальной помощи и защиты включает определение конкретных способов и методов, при помощи которых имеющиеся нарушения функций и ограничения жизнедеятельности могут быть устранены, компенсированы или замещены.
На наш взгляд, современная система социальной защиты инвалидов на муниципальном уровне определяется основными направлениями: социальное обеспечение, социальная помощь, социальная поддержка, социальная работа, социальное обслуживание и может быть представлена следующим образом:
- пенсионное обеспечение;
- натуральная помощь (продуктовые наборы);
- транспортное обеспечение;
- санаторно-курортное лечение;
- социально-бытовое обслуживание;
- льготы;
- ежемесячные денежные выплаты;
- жилищное обеспечение;
- социальная поддержка (основные направления приоритетных региональных программ);
- негосударственное обеспечение.
По утверждению М. В. Фирсова, суть социальной защиты как системы раскрывается через выявление и анализ:
а) структуры видов, форм и методов социальных услуг;
б) управления социальным обслуживанием;
в) ресурсного обеспечения социального обслуживания (имущественного, финансового, кадрового, научно-методического, информационного);
г) структуры социальных служб и отдельных учреждений социального обслуживания населения;
д) организации социального обслуживания (учреждения и предприятия);
е) подсистем и элементов системы территориальных и ведомственных социальных служб (государственные, муниципальные, общественные, церковные, частные и иные [6, с.141]. Если следовать точке зрения этого и ряда других исследователей в области социальной работы, то очевидно, что в данной модели важное место принадлежит организациям социального обслуживания.
Согласно Федеральному закону от 23.12.2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» к организациям социального обслуживания относятся организации, осуществляющие социальное обслуживание на дому, полустационарное социальное обслуживание, стационарное социальное обслуживание. Организации социального обслуживания в субъектах Российской Федерации создаются и действуют с учетом методических рекомендаций по расчету потребностей субъектов Российской Федерации в развитии сети организаций социального обслуживания и в соответствии с правилами организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений. [5]
На муниципальном уровне распространение получили специализированные учреждения территориальной социальной службы, ведущее место среди которых в настоящее время отводится комплексным центрам социального обслуживания (КЦСО). Они являются учреждениями социальной защиты, осуществляющими на территории города или района организационную и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи инвалидам, нуждающимся в социальной защите. Они проводят последовательную работу в сфере социального обслуживания населения, предоставляя разносторонние и комплексные услуги. Эффективность их работы во многом зависит от того, насколько тесно налажено взаимодействие с другими службами социальной направленности на муниципальном уровне.
Учреждения социального обслуживания населения предоставляют: 1) социальные услуги в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания согласно территориальному перечню гарантированных государством социальных услуг; 2) дополнительные социальные и иные услуги, не входящие в территориальный перечень гарантированных государством социальных услуг, которые предоставляются по просьбе обслуживаемых граждан на условиях частичной или полной оплаты. [7, с.73]
Регионы и местные органы власти сотрудничают в реализации совместных программ, проводят президентские, федеральные, районные и местные программы, частично или полностью осуществляют собственные социальные программы и проекты. К ним относятся: образование, трудоустройство инвалидов, продовольственная помощь, государственная дотация на оплату жилья, помощь в получении социальных услуг. [8, с. 165]
Заключение
Таким образом, социальная защита инвалидов - действия и средства государства и
общества, ориентированные на комплекс экономических, социальных и правовых гарантий для инвалидов, обеспечивающий под держание достойного уровня их материальной и духовной жизни, и базирующийся на принципах международного права по отношению к инвалидам со стороны государства и общества. Анализ современной системы социальной защиты инвалидов показал, что основными направлениями является социальная поддержка, социальное обслуживание, социальное обеспечение, социальная помощь. Основными формами социального обслуживания инвалидов является стационарное, нестационарное и полустационарное.
На наш взгляд, системы социальной защиты инвалидов на муниципальном уровне в настоящее время продолжает активно развиваться, и с каждым годом появляются новые направления социальной защиты, инновационные технологии социальной работы, новые субъекты социальной защиты и формы социального обслуживания. Становление и развитие системы социальной защиты инвалидов на муниципальном уровне проходит на основе трансформации системы социальной защиты на федеральном и региональном уровнях.
Литература:
1. Гришина Л. П. Актуальные проблемы инвалидности в Российской Федерации / Л. П. Гришина. - М. : ВЛАДОС, 1995. - 240 с.
2. Декларация о правах инвалидов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/i ndex.html.
3. О порядке и условиях признания лица инвалидом [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 №95 // Консультант-Плюс : [справ.-правовая система]. - [М., 2016]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58610/.
4. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федер. закон Рос. Федерации от 24.11.1995 №181 // Консультант-Плюс : [справ.-правовая система]. -[М., 2016]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_8559/.
5. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федер. закон Рос. Федерации от 28.12.2013 №442 // Консультант-Плюс: [справ.-правовая система]. - [М., 2016]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/.
6. Фирсов М. В. Теория социальной работы / М. В. Фирсов, Е. Г. Студенова. - М. : ВЛАДОС, 2001, - 432 с.
7. Фогель Я. М. Социальное обслуживание инвалидов. - М. : Юрид. лит., 2006. - 173 с.
8. Холостова Е. И. Социальная политика и социальная работа / Е. И. Холостова. - М. : «Дашков и К°», 2010. - 208 с.
9. Холостова Е. И. Социальная работа с инвалидами / Е. И. Холостова. - М. : «Дашков и К°», 2007. - 240 с.
10. Юшкова С. А. Структура и условия функционирования эффективной системы социальной защиты населения РФ в условиях социально-экономических изменений / С. А. Юшкова. - М., 1996. - 246 с.
SOCIAL PROTECTION OF PERSONS WITH DISABILITIES AT
Abstract. The article analyzes the functioning of the social protection system of persons with disabilities at the municipal level. Main directions of persons social protection with disabilities at the municipal level.
Key words: disability; disability; social protection; social protection system; the municipal
level.
1. Grishina LP Actual problems of disability in the Russian Federation / LP Grishin. - M.: VLADOS, 1995. - 240 p.
2. The Declaration on the Rights of Persons with Disabilities [electronic resource]. - Access: http://www.un.org/ru/index.html.
3. On the procedure and conditions for the recognition of disabled persons [electronic resource]: Resolution of the RF Government of 20.02.2006 №95 // Consultant Plus: [sprav. legal system]. -[M., 2016]. - Access: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58610/.
4. On social protection of disabled persons in the Russian Federation [the Electronic resource]: Feder. Ros law. Federation of 24.11.1995 №181 // Consultant Plus: [sprav. legal system]. - [M., 2016]. - Access: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_8559/.
THE MUNICIPAL LEVEL
Ekaterina Krasnova - Palibina Alexandra N.P. Ogarev Moscow State University
References:
5. On the bases of social services to citizens in the Russian Federation [the Electronic resource]: Feder. Ros law. Federation of 28.12.2013 №442 // Consultant Plus: [sprav. legal system]. - [M., 2016]. - Access: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/.
6. Firsov MV Theory of Social Work / MV Firsov, EG Studenova. - M.: VLADOS, 2001 - 432 p.
7. Vogel YM disabled Social service. - M.: jurid. lit., 2006. -. 173 p.
8. Holostova EI Social Policy and Social Work / EI Holostova. - M.: «Dashkov and K °», 2010. -208 p.
9. Holostova EI Social work with people with disabilities / EI Holostova. - M.: «Dashkov and K °», 2007. - 240 p.
10. Yushkova SA Structure and conditions of an effective system of social protection of the population of Russia in the conditions of social and economic change / SA Yushkova. - M., 1996. -246 p.
Contact
Ekaterina Krasnova
N.P. Ogarev Moscow State University
23 Str. Pionerskaya, 430030, Saransk, Mordovia Republic
palibina.sasha@mail .ru
Palibina Alexandra
N.P. Ogarev Moscow State University
11. Str. Veselovsky, 430017, Saransk, Mordovia Republic [email protected]