Зверева Н.В.,
аспирант кафедры «Финансы» Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) E-mail: NVZ18@yandex.ru
ФИНАНСИРОВАНИЕ РАСХОДОВ
НА СОЦИАЛЬНУЮ ЗАЩИТУ ИНВАЛИДОВ И ОРГАНИЗАЦИЮ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ
В статье рассмотрены теоретические и практические вопросы реализации социальной политики государства по защите инвалидов. Автором проведен анализ финансового обеспечения мероприятий, направленных на организацию доступности социальных объектов для людей с инвалидностью, маломобильных групп населения. Показана роль бюджетов муниципальных образований в решении социальных вопросов. Определены приоритетные направления расходов муниципальной программы «Доступная среда». Рассмотрены альтернативные источники финансирования социальных программ.
Ключевые слова: расходы бюджета, социальное государство, социальная защита, инвалиды, доступная среда.
Zvereva N. V.
FINANCING OF EXPENSES ON
SOCIAL PROTECTION OF THE DISABLED AND ORGANIZATION OF AN ACCESSIBLE ENVIRONMENT
The article deals with theoretical and practical issues of realisation of social policy of the state to protect the disabled. The author analyzes the financial support of activities aimed at the organization of access to social facilities for people with disabilities, people with limited mobility. The role of municipal budgets in solving social issues is shown. Priority directions of expenses of the municipal program «Accessible environment» are defined. Alternative sources of financing of social programs are considered.
Keywords: budget expenditures, social state, social protection, disabled, accessible environment.
Современные экономические условия обусловили поиск новых подходов в решении важнейших социальных задач государства, направленных на снижение уровня социальной напряженности в обществе и социальной дифференциации населения. Конституцией установлено, что Российская Федерация - социальное государство [1], гарантирующее достойную жизнь и свободное развитие человека. Реализация конституционных прав каждого человека выступает основой современной политики государства.
В разных странах мира решаются проблемы социальной интеграции людей с инвалидностью. Поддержка социально не защищенных категорий населения, обеспечение равных прав и возможностей для инвалидов являются приоритетным направлением деятельности нашего государства. В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (далее по тексту Закон № 181-ФЗ), «инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». [2]
Несмотря на снижение уровня инва-лидизации за последние два года, из 146-миллионного населения Российской Федерации 8,2%, или 12,1 миллионов, граждан - инвалиды, более 27,4% населения - маломобильные граждане (рис. 1).
Опыт организации социальной защиты инвалидов в нашей стране показал, что создание специальных предприятий, домов, учреждений и учебных заведений приводит фактически к постоянной опеке со стороны государства, но в то же время к изоляции жизнедеятельности инвалидов от общества.
Конвенцией о правах инвалидов (далее - Конвенция), определены основные направления и правовые механизмы по защите прав инвалидов. Установленные принципы направлены на реализацию основных гарантий, в том числе на создание доступной среды и адаптацию социальных объектов, транспортной инфраструктуры и других услуг для лиц с ограниченными физическими возможностями.
12000
10000
12259 12111
6595 6472
2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
I группы
II группы
III группы
дети-инвалиды
Всего инвалидов, тыс. человек
Рисунок 1 - Общая численность инвалидов по группам инвалидности 2011-2018 годы (составлен автором по данным Федеральной службы государственной статистики
(Росстат) www.gks.ru)
Таким образом, новые подходы к понятию инвалидности направлены на признание и уважение особенностей инвалидов. Государством принимаются меры, направленные на совершенствование правового регулирования и практической деятельности по обеспечению равных с другими гражданами прав и возможностей в политической, социальной, культурной, экономической и других областях.
Реализация предусмотренных законодательством мер социальной защиты инвалидов требует соответствующего финансового обеспечения и является приоритетным направлением расходов финансирования социальной сферы.
Основной программой в отношении защиты прав инвалидов определена государственная программа «Доступная среда на 2011-2020 годы» [3]. Использование программно-целевого метода планирования и финансирования расходов на социальную поддержку инвалидов, обусловлено системным характером расходов и позволяет выделить финансовые ресурсы на приоритетные направления. Мероприятия программы направлены на решение основных задач по созданию безбарьерной среды и доступности услуг для инвалидов.
Объемы финансового обеспечения реализации программы отражены на рисунке 2.
В связи с тем что проблемы обеспечения доступной среды жизнедеятельности инвалидов решаются на межотраслевом и межведомственном взаимодействии, соисполнителями программных мероприятий являются органы власти разных отраслей: социальной, транспорта, строительства, образования, культуры и других. В соответствии с представленными открытыми данными отчета по государственной программе «Доступная среда»1, с 2011 года по 2017 год реализовано 76 мероприятий из 82, направленных на формирование комфортной, безбарьерной среды для граждан с ограниченными возможностями по здоровью. В том числе проведена работа по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с основными положениями принятой Конвенции. По итогам 2017 года количество доступных социальных и транспортных объектов составило 21200 объектов, что составляет 57,8% от общего количества приоритетных объектов для инвалидов.
1 Сведения о достижении показателей госпрограммы «Доступная среда» на 2011-2020 годы. Режим доступа: https://programs.gov.ru/Portal/programs/ reportIndicators/04
2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011
51,1
50,6
50,7
52,5
39,9
48,9
35,5
33
30
33 -1-1-1-
10
20
30
40
50
60
Рисунок 2 - Финансовое обеспечение программы «Доступная среда на 2011-2020 годы», в млрд рублей
0
Расходы на реализацию мероприятий программы являются важными и приоритетными, в связи с чем, по итогам встречи Президента Российской Федерации с инвалидами и представителями общественных организаций в декабре 2017 года [3], принято решение о продлении сроков реализации программы «Доступная среда» до 2025 года. Кроме создания безбарьерной среды и обеспечения доступности разных объектов для инвалидов, программой предусмотрены мероприятия для решения вопроса обеспечения техническими средствами реабилитации, также с помощью получения электронного сертификата [3].
Правильно созданная доступность городской среды помогает не только инвалидам, но и другому населению: пожилым людям, тем, кто получил временные травмы, семьям с маленькими детьми. Реализация этих мер дает возможность создать комфортную среду.
Местное самоуправление является самым близким к населению уровнем власти и несет ответственность за перспективы развития территории и городского сообщества. В свою очередь, возрастает и роль местных бюджетов, утверждаемых расходные обязательства для решения самых разнообразных социально-экономических задач развития территории. Качество жизни населения является приоритетным направлением в Стратегиях социально-экономического развития территорий и одним из показателей эффективности работы органов местного само-
управления. Бюджет города Ростова-на-Дону имеет социальную направленность, расходы на социальную поддержку населения, здравоохранение, образование, культуру, спорт, составляют более половины расходов -52%, или 18,7 млрд рублей в год (рис. 3).
Основным направлением социальной политики города является оказание помощи социально не защищенному населению, в том числе людям с ограниченными возможностями. При этом важным и необходимым является проведение мониторинга эффективности бюджетных расходов, направленных на реализацию мероприятий по формированию доступной городской среды для инвалидов.
В городе Ростове-на-Дону утверждена муниципальная программа «Доступная среда в городе Ростове-на-Дону» [5] (далее - Программа). Программа направлена на решение задач по формированию условий для беспрепятственного доступа к объектам муниципальной собственности инвалидам и другим маломобильным группам населения.
Учитывая, что создание условий по доступности социальных объектов в городе требует поэтапного решения и значительных финансовых вложений, программные мероприятия по этому направлению реализуются с 2011 года. Действующая Программа утверждена до 2020 года. Общий объем расходов, предусмотренный Программой с 2014 по 2020 годы составляет 332,5 млн рублей. [5] Объемы финанси-
рования основных мероприятий за отчетный период и текущий год, представлены в таблице 1.
В структуре расходов муниципальной программы отражены средства не только местного бюджета, но и средства федерального и областного бюджетов, в форме субсидий и иных межбюджетных
трансфертов. Так, согласно отчету по реализации Программы, за счет межбюджетных трансфертов, поступивших из федерального бюджета в 2015 году, приобретены низкопольные автобусы, приспособленные для перевозки инвалидов-колясочников и других маломобильных групп населения.
■ Развитие системы образования города Ростова-на-Дону □ Развитие здравоохранения в городе Ростове-на-Дону Социальная защита населения города Ростова-на-Дону
47,96 27,32
/ 2,98 15,62 Доступная среда в городе —3,03 Ростове-на-Дону Сохранение и развитие культуры и искусства города Ростова-на-Дону □ Развитие физической культуры и спорта в городе Ростове-на-Дону
0,02 2,83 0,24
Рисунок 3 - Программные расходы социальной направленности в бюджете города Ростова-на-Дону на 2017 год, в %
Таблица 1 - Финансовое обеспечение программы «Доступная среда _в городе Ростове-на-Дону» за период 2014-2018 годы1_
Наименование основного меро- Объемы бюджетных ассигнований (тыс. руб.)
приятия 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год
Адаптация инвалидов и других 44824,7 23354,0 20151,1 61848,7 36121,9
маломобильных групп населения
Меры социальной поддержки, 769,2 1374,9 1152,1 14409,9 964,2
направленные на социальную
адаптацию инвалидов
Адаптация для инвалидов и других маломобильных групп населения 0,0 44217,8 4666,7 10533,3 0,0
приоритетных объектов городско-
го пассажирского транспорта
Итого, в том числе: 45593,9 68946,7 25969,9 86791,9 37006,8
федеральный бюджет 29825,3 50546,1 16645,2 11957,4 464,5
областной бюджет 0,0 0,0 0,0 2519,9 0,0
бюджет города 15748,6 18400,6 9324,7 72314,6 36621,6
внебюджетные средства 20,0 0,0 0,0 0,0 0,0
1 Составлено автором по данным Постановления администрации г. Ростова н/Д от 01.06.2015 N 465 (ред. от 31.05.2018) «Об утверждении муниципальной программы «Доступная среда в городе Ростове-на-Дону»
Анализ расходов, предусмотренных на реализацию Программы, показал, что наибольший удельный вес в общей сумме расходов, на протяжении всего периода Программы (рис. 4), составляют расходы на реализацию мероприятия № 1, направленного на адаптацию инвалидов и других маломобильных групп населения.
Исполнение программных мероприятий осуществляется неравномерно, вместе с тем значительный рост бюджетных ассигнований в 2017 году по сравнению с предыдущим годом, позволил направить средства по следующим направлениям расходов:
- обеспечение условий доступности для людей с ограниченными физическими возможностями учреждений здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, социальной защиты - в сумме 52,3 млн рублей;
- внедрение второго этапа системы информирования и ориентирования инвалидов по зрению «Говорящий город» на территории города - 10,5 млн рублей;
- на приобретение мобильных гусеничных подъемников для передвижения по
лестничным спускам пешеходных переходов инвалидов-колясочников - 3,7 млн рублей;
- обеспечить выплату компенсации страховых премий в сумме 141,2 тыс. рублей инвалидам, имеющим транспортные средства, по договорам обязательного страхования гражданской ответственности.
Кроме того, в рамках программы проведены мероприятия по реабилитации детей-инвалидов по лечебно-
оздоровительному плаванию. Таким образом, социальная эффективность программных расходов проявляется в улучшении качества жизни людей с инвалидностью. В ходе реализации программы учреждения социальной защиты города оборудованы пандусами и поручнями для беспрепятственного доступа к ним инвалидов.
Исходя из объемов финансового обеспечения, приоритетное направление расходов по программе «Доступная среда в городе Ростове-на-Дону», реализовано в соответствии поставленными целями и задачами муниципальной программы.
100000 90000 80000 70000 60000 50000 40000 30000 20000 10000 0
9214,2
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
расходы по мероприятию №1 расходы по мероприятию №2 расходы по мероприятию №3 Всего расходов по программе
Рисунок 4 - Расходы по программе «Доступная среда в городе Ростове-на-Дону» на 2011-2020 годы, в тыс. рублей1
1 Источник: Составлено автором по данным Постановления администрации г. Ростова н/Д от 01.06.2015 № 465 (ред. от 27.12.2017) «Об утверждении муниципальной программы «Доступная среда в городе Ростове-на-Дону».
Вместе с тем не все проблемные вопросы решены. Обеспечение беспрепятственного доступа к социальным объектам городской среды и жилищному фонду инвалидов и других маломобильных групп населения остается приоритетным направлением финансирования расходов бюджета города. Кроме того, реализация полномочий по согласованию и утверждению проектной документации на капитальное строительство и реконструкцию объектов, позволяет муниципальным органам власти контролировать строительство вновь возводимых объектов, с учетом утвержденных приказом министерства строительства Российской Федерации1 требований по доступности зданий и сооружений.
Таким образом, эффективность социальной поддержки инвалидов во многом определяется способностью государства защищать интересы своих граждан. Кроме того, достижение поставленных целей во многом зависит от взаимодействия органов муниципальной власти с населением, возможностью найти индивидуальный подход к каждому конкретному инвалиду в решении проблемных вопросов, с учетом местных особенностей.
В условиях сравнительно медленных темпов экономического роста, когда финансовые возможности на утверждение новых социальных программ ограниченны, более выгодной альтернативой для государства представляется переложить часть расходов на другие субъекты социальной политики. Так, помимо налогов, источником финансирования реализуемых социальных программ могут быть созданные фонды учреждений или организаций, осуществляющих благотворительную деятельность.
За последние несколько лет в России достаточно активные дискуссии возникают по вопросу формирования правового поля для создания социального предпринимательства. Федеральным законом «О не-
1 Приказ Минстроя России от 14.11.2016 N 798/пр «Об утверждении СП 59.13330 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
коммерческих организациях» , с 2010 года введено понятие социально ориентированных некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на решение социальных проблем. Вместе с тем понятие социального предпринимательства законодательно не установлено. Практика развития социального предпринимательства осуществляется инициативно и направлена на достижение общественно полезных целей и решение социальных проблем населения. Государство, в свою очередь, предлагает меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в виде субсидий, в том числе и социальным предпринимателям. Стоит отметить, что после введения социальных предпринимателей в нормы законодательства государство сможет передать часть своих социальных обязательств с целью экономии бюджетных средств.
Необходимость решения поставленных задач в сфере социальной защиты инвалидов требует от государства больших финансовых средств, которые сложно минимизировать. Преимуществом применения программно-целевых методов формирования и исполнения бюджетов является возможность органам власти определять наиболее приоритетные направления расходов. На основании этого считаем возможным осуществить сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов бюджета и смену приоритетов финансирования расходов в пользу тех сфер, которые направлены на повышение качества жизни населения, что в значительной мере будет способствовать развитию нашей страны.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_28399
2. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 №181-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим
2 Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru
доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_8559
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 №1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_189921
4. Стенограмма встречи президента с представителями профильных общественных организаций и профессиональных сообществ людей с ограничениями по здоровью от 05.12.2017 http://kremlin.ru/events/president/news/56277
5. Постановление администрации города Ростова-на-Дону от 01.06.2015 №465 «Об утверждении муниципальной программы «Доступная среда в городе Ростове-на-Дону» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/ regbase
6. Лебедева Е.П., Минина А.А., Перепадя СМ., Ризк О.А. О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» до 2020 года: проблемы законодательства и правоприменения // Социальное и пенсионное право. 2016. № 3. С. 26-30.
7. Юргелас М.В., Шаймурзина К.И. Государственная поддержка социального предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих проектов. Опыт Московской области// Журнал «Бизнес. Общество. Власть». Октябрь 2017 № 1 (26) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. hse.ru/data/2017/12/20/1158324217
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. The Constitution of the Russian Federation [Electronic resource]. - Mode of ac-
cess: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28399
2. Federal law «On social protection of disabled people in the Russian Federation» dated 24.11.1995 №181-FZ [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_8559
3. Decree of the Government of the Russian Federation from 01.12.2015 №1297 «On approval of the state program of the Russian Federation «Accessible environment" for 2011-2020» [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_189921
4. Transcript of the meeting of the President with representatives of relevant public organizations and professional communities of people with disabilities from 05.12.2017 http://kremlin.ru/events/president/news/56277
5. Resolution of the Administration of the city of Rostov-on-don from 01.06.2015 №465 «On approval of the municipal program «Accessible environment in the city of Rostov-on-don» [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.consultant.ru/regbase
6. Lebedeva E. P., Minin, A. A., perepadya S. M., Rizk, O. A. On the state program of the Russian Federation «Accessible environment» 2020: problems of legislation and enforcement // Social and pension law, 2016, N 3. p. 26-30.
7. Jurgilas M. V., Simurzina K. I. Government support for social entrepreneurship and socially oriented non-profit projects. The experience of the Moscow region// Journal «Business.Society.Authority.» October 2017 №1 (26) [Electronic resource].- Mode of access: https://www.hse.ru/data/2017/12/20/ 1158324217