УДК 349.3 ББК 67.405
Игонина Надежда Александровна Igonina Nadezhda Aleksandrovna
заведующий отделом Научно-исследовательского института Университета прокуратуры Российской Федерации кандидат юридических наук.
Chief of the Department of the Research Institute of the University of Prosecutor's Office of the Russian Federation, PhD in Law.
E-mail: [email protected]
Ашиткова Татьяна Васильевна Ashitkova Tatyana Vasilievna
ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института Университета прокуратуры Российской Федерации кандидат юридических наук.
Leading Researcher at the Research Institute of the University of Prosecutor's Office of the Russian Federation, PhD in Law.
E-mail: [email protected]
ЗАЩИТА ПРАВ ИНВАЛИДОВ: СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Protection of rights of persons with disabilities: contents and essential characteristics
В статье анализируется защита прав инвалидов как функция современного социального демократического государства. Авторы отмечают, что содержание и порядок защиты прав инвалидов в наше время значительно трансформировались, инвалид уже не рассматривается обществом как ущербный индивидуум. В соответствии с международными договоренностями государства берут на себя обязательства по разработке и принятию комплекса мер для полноценного включения инвалидов в социум, устранения препятствий для их всестороннего участия во всех сферах современной жизни.
Ключевые слова: инвалид, социально незащищенные граждане, правозащитная деятельность, социальная защита, концепция социальной поддержки.
The protection of the rights of persons with disabilities is a function of the modern social democratic state. The content and order ofprotection of the rights of disabled people in our time has changed significantly. A disabled person is no longer considered by society as a burden and a flawed individual. In accordance with international agreements, States undertake to develop and adopt a set of measures to fully integrate persons with disabilities into society and to remove obstacles to the full participation ofpersons with disabilities in all spheres of modern life.
Keywords: disabled person, socially unprotected citizens, human rights activity, social protection, social support concept.
Защита - необходимая и обязательная часть жизни, предполагающая наличие гарантий безопасности для выживания и поддержания жизни. Защита как физическое явление заложена в самой природе окружающего мира, она порождает у живых существ чувство доверия, надежности и стабильности существования. В природе защиту обеспечивает действие биологических законов.
Социальный индивидуум получает особую дополнительную защиту со стороны государства посредством реализации предоставленных прав и исполнения обязательств,
наложенных как на него самого, так и на уполномоченные органы.
Как правовое явление защита представляет собой предусмотренную законодательством комплексную систему мер, направленных на обеспечение подлинной и свободной реализации субъективных прав, обеспечивающих судебную, законодательную, экономическую и организационную защиту индивидуума, а также самозащиту гражданских прав [1].
Государственная защита предполагает предоставление гарантированной государством безопасности подзащитным лицам от негатив-
ных и неблагоприятных обстоятельств, действий или мероприятий. Эту защиту предоставляют гражданам и иным лицам, находящимся на территории государства, такие структуры, как служба безопасности, полиция, судебная система, прокуратура.
В Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина гарантируется конституцией, установившей, что «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом» [2]. Общий перечень способов защиты определен в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В способах защиты, по мнению А. Я. Курбатова, реализуется материально-правовое содержание права и под ними понимаются «не запрещенные законом меры (средства), за счет которых производится пресечение правонарушений и устранение их последствий, а также осуществляется воздействие на правонарушителя» [3, с. 12].
Как отмечает М. Ю. Калнина, государственная система защиты прав и свобод человека и гражданина надлежащим образом проявляется в функциональном единстве составляющих ее элементов, главными из которых являются «правозащитные нормы; принципы защиты прав и свобод человека и гражданина; субъекты, осуществляющие правозащитную деятельность; правозащитная деятельность» [4, с. 19-20].
В. В. Росинский выделяет три типа правозащитной деятельности: внутригосударственную, международную, а также самозащиту, объединяющими признаками которых является наличие общей цели - защиты прав и свобод человека и гражданина, конституционной гарантированности и государственной обусловленности [5, с. 36].
Правозащитная деятельность государства может рассматриваться в широком смысле как законодательная и правоприменительная, специфика которой определена национальными обычаями и традициями, а также социально-экономическим уровнем развития стран.
В узком понимании правозащитная деятельность - это совокупность контрольных механизмов, представленных определенными организационными структурами, специализированных правозащитных институтов и процедур, определяющих методы, порядок рассмотрения, проверки, подготовки предложе-
ний и принятия решений по жалобам, заявлениям и иной информации о нарушениях прав человека, базирующихся на конституционных и отраслевых нормах внутреннего права государства [6, с. 33-34].
Для удовлетворения социальных потребностей на уровне стандартов современного общества формируется система мер социальной защиты правового, социально-экономического и организационного характера, гарантируемая государством посредством соответствующих нормативных правовых источников, регламентирующих отдельные аспекты социальной жизни различных категорий граждан.
На практике социальная защита реализуется через специальные структуры по организации труда и занятости, здравоохранения и образования, пенсионного обеспечения, социального обслуживания, предоставления социальных услуг, мер социальной поддержки (пособий, выплат, социальных программ), обеспечивающих достойный материальный и духовный уровень жизни любого члена общества.
Современная система социальной защиты представляет собой механизм предотвращения социальных рисков, актуальный и адекватный в условиях рыночной экономики. Социальная защита является частью правозащитной деятельности государства.
Развитие системы социальной защиты и социального законодательства предопределило формирование социального права, являющегося комплексной отраслью права и представляющей совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи и по поводу практической организации и осуществления социальной защиты населения в целях смягчения социальной напряженности в обществе [7, с. 18-19].
Государственная социальная защита предоставляется лицам, которые в силу объективных факторов (состояния здоровья, возраста, тяжелых жизненных обстоятельств и пр.) не могут позаботиться о себе надлежащим образом. К таким получателям социальной поддержки относятся инвалиды, дети-инвалиды, многодетные, безработные, ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, боевых действий и другие.
Наличие института социальной защиты особенно актуально для такой категории гра-
ждан, как инвалиды, нуждающихся в особом протекционизме со стороны государства и общества. Инвалиды - одна из наиболее социально уязвимых категорий населения и самое многочисленное «меньшинство» в обществе, поскольку проблемы со здоровьем негативно влияют на качество их жизни и снижают возможности адаптации.
Понятие социальной защиты инвалидов закреплено законодательно и представляет собой систему «гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества» [8].
Физиологические нарушения инвалидов требуют особых медицинских и реабилитационных мероприятий, а также применения комплекса государственных и общественных мер по организации специального профессионального образования и особых мер трудоустройства, выплат пенсий, пособий, компенсаций и гарантированности получения льгот, а также реальной доступности объектов социальной инфраструктуры [9].
Построение сложной и ресурсоемкой системы государственной поддержки и защиты требует от законодателя четкого определения круга лиц и их статусных признаков для включения в число объектов, которые будут охвачены этой системой.
Однако такой основополагающий для всех государств-участников международный документ, как Конвенция о правах инвалидов 2006 года, не содержит определения понятия «инвалиды» и «инвалидность». В Преамбуле и ст. 1 Конвенции лишь названы признаки инвалидов и инвалидности: «"инвалидность" -эволюционирующее понятие, которое является результатом взаимодействия, происходящего между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами, и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими. Инвалиды именуются лицами с ограниченными возможностями» [10, с. 45-67].
Конвенция с современных гуманитарных позиций подошла к рассмотрению понятия «инвалидность» и не обозначает ее как дефект
личности. Государствам-участникам предписано на национальном уровне предпринимать меры, обеспечивающие возможность инвалидам участвовать во всех сферах социальной жизни. Международное право акцентирует внимание на социальных аспектах инвалидности, а не медицинских.
В Федеральном законе от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дается определение понятия «инвалид», под которым понимается лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и обуславливающими необходимость его социальной защиты [8], и, таким образом, однозначно определяется обязанность государства и общества в проведении комплекса мероприятий по защите инвалидов.
В то же время анализ приведенного термина позволяет заметить, что российский законодатель исходит из медицинских критериев и, подчеркивая необходимость защиты инвалидов со стороны государства и общества, упускает социальные аспекты обеспечения их полноценной жизнедеятельности. По сути, это определение указывает на ущербность правового положения данной группы лиц по сравнению с другими членами общества в силу особенностей их здоровья и ограничивает понятие инвалидности. Тогда как в современном обществе главная забота государства и общества должна заключаться не столько в проявлении жалости и сострадании по отношению к инвалидам, сколько в создании условий для их нормального включения в жизнь общества, сведении к минимуму возможных препятствий для реализации ими своих прав.
Российское определение понятия «инвалид» не соответствует используемому в ратифицированной в 2012 году Российской Федерацией Конвенции о правах инвалидов, где к ним относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые могут мешать их полному и эффективному участию в социальной жизни [10], в связи с чем представляется необходимым привести указанное понятие в отечественном законодательстве в соответствие с международными нормами.
В мире накоплен многообразный опыт социальной защиты лиц с ограниченными возможностями, современная политика по защите инвалидов характеризуется разносторонностью, комплексностью, высоким уровнем гуманизма.
История социальных решений проблемы инвалидности свидетельствует о том, что, начав с признания инвалидов неполноценными членами общества, современная идеология основывается на концепции возможности и необходимости интеграции лиц с физическими недостатками во все общественные структуры. Долгие годы такие социальные факторы, как невежество, пренебрежение, предрассудки, страх, являлись препятствием для включения инвалидов в нормальную жизнь общества и вели к их социальной изоляции.
В последние десятилетия политика в отношении инвалидов изменилась от установки на необходимость и достаточность обычного ухода за ними в соответствующих учреждениях до признания важности реабилитации и абилита-ции. Главной целью стало создание данной категории лиц равных возможностей для полноценной реализации прав на уровне общепризнанных принципов и норм международного права [8]. Инвалиды, благодаря открывшемуся доступу к образованию и реабилитации, стали активно выступать за дальнейшее развитие социальной политики в их отношении. Выросло понимание потенциальных возможностей инвалидов, созданы многочисленные международные и национальные организации инвалидов, сформировалось общественное мнение о необходимости и возможности их интеграции в нормальную жизнь общества.
Новое понимание инвалида и инвалидности предполагает не только взгляд на проблему со стороны, но и учитывает личное отношение к этому состоянию самого инвалида. Участие в решении проблемы инвалидности человека с ограниченными возможностями является исключительно важным для развития гуманитарного и социального знания. Данное отношение необходимо для переоценки и реконструкции общего понимания социальных и культурных категорий идентичности, наконец, для создания полной картины того, что же значит быть человеком [20].
Большую роль для выработки новой концепции понимания инвалидности сыграла дея-
тельность ООН и других международных организаций. 20 декабря 1993 года на сорок восьмой сессии ООН были приняты Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (далее - Стандартные правила), которые предполагают взятие государствами серьезных моральных и политических обязательств по обеспечению равенства возможностей для данной категории лиц. Несомненной заслугой Стандартных правил явилась разработка таких фундаментальных понятий, как «инвалидность», «нетрудоспособность», «реабилитация», «предупреждение инвалидности», при определении которых акцент смещен с медицинских аспектов на социальные, то есть на важность обеспечения участия инвалидов в жизни общества наравне с другими его членами. Современная задача национальных государств заключается в максимально возможном устранении препятствий для вовлечения инвалидов в социальную жизнь, создании условий для реализации ими прав человека без какой-либо дискриминации наравне с другими членами общества [11].
Большое значение имело определение в Стандартных правилах понятия «обеспечение равных возможностей», означающее процесс, благодаря которому различные системы общества и окружающей среды оказываются доступными всем, особенно инвалидам [12].
В любой стране независимо от социально-политического устройства и политического режима права инвалидов соблюдаются в последнюю очередь. Инвалиды как категория граждан лишена обычных человеческих возможностей, что умаляет их независимость в обществе, а конкретная реализация законных прав и интересов не имеет устойчивых основ и, как правило, непосредственно связана с великодушием и милосердием окружающих. Это нарушает права 650 млн человек, приводит их к дополнительным страданиями, с чем нельзя мириться в современном обществе [13]. Поэтому принятие Конвенции о защите прав инвалидов в 2006 году, изменившей само понимание проблемы инвалидности и подходы к ее решению, является знаковым событием для инвалидов всего мира.
В России после ратификации Конвенции о правах инвалидов стало уделяться пристальное внимание защите прав данной категории лиц, поставлена задача и принимаются разно-
сторонние меры по формированию для них доступной среды, приобщения к обычной трудовой, семейной и общественной жизни.
Инвалиды наравне со всеми гражданами нашей страны наделены Конституцией Российской Федерации основополагающими правами, наиболее актуальными из которых являются: право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; право на защиту от безработицы; право на отдых (ст. 37); право на социальное обеспечение (ст. 39); право на жилище (ст. 40); право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41); право на образование (ст. 43), право на культуру (ст. 44). Закрепление в Конституции РФ гарантий социального обеспечения соответствует положениям международных правовых актов.
Вместе с тем приходится констатировать, что в современном российском обществе отсутствует системный подход к защите социально уязвимых категорий граждан, особенно в ней нуждающихся [14].
Полагаем, назрела необходимость разработки концепции социальной поддержки наиболее уязвимых категорий граждан, которая способствовала бы установлению взаимосвязанного комплекса мер и форм ее предоставления, определения конкретных групп получателей и, в конечном итоге, принятию пакета законодательных актов, направленных на реализацию данной концепции [15, с. 19].
Главным условием разработки такой концепции является определение целей государственной (муниципальной) поддержки граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации. К ним можно отнести предотвращение социальных конфликтов, подрывающих основы национальной безопасности; приоритетность охраны материнства и детства, целостности семьи, реализации прав инвалидов; доступность для всех слоев населения важнейших социальных благ (продуктов питания, лекарственных средств и пр.); предоставление качественного здравоохранения и образования, коммунальных услуг, разумное соотношение платных и бесплатных услуг в данных областях [16, с. 14].
Следует также определить понятие и очертить круг лиц, нуждающихся в такой социальной защите, поскольку именно они станут основными потребителями услуг социальной поддержки и выступят непосредственными объектами государственного целевого воздействия.
Ключевым фактором, определяющим включение той или иной группы в круг лиц, нуждающихся в социальной защите, станет такой показатель, как низкий уровень доходов, возникающий по определенным причинам, среди которых можно назвать малолетний или преклонный возраст; ненадлежащее состояние здоровья; особенности состава семьи (многодетность или, наоборот, одиночество пожилых или больных граждан); низкий уровень дохода [17, с. 55]; труднодоступные места проживания или удаленные от центра, что делает невозможным полноценную реализацию конституционных прав.
Перечисленные факторы не дают человеку возможности обеспечить себе и своей семье достойный уровень жизни с учетом сложившихся в современном обществе общепринятых стандартов. Доходы таких лиц ниже прожиточного минимума, качество жизни низкое, поэтому возникает необходимость в защите со стороны государства.
К числу таких лиц можно отнести и инвалидов, доходы которых, как правило, сводятся к размеру ежемесячного пенсионного обеспечения, обладающих плохим состоянием здоровья, в силу чего зависящих от помощи других людей либо государства.
Современный этап развития института защиты прав инвалидов характеризуется увеличением многообразия форм и методов этой деятельности. Существенную роль в защите лиц данной категории играют общественные объединения инвалидов, имеющие в России и в мире многолетнюю историю и достаточно развитую правовую базу. Право граждан на объединения для осуществления деятельности в различных сферах является одним из основных и неотъемлемым элементом гражданской правосубъектности.
В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов государство поддерживает их объединения. Государствам рекомендовано на национальном уровне признать право объединений инвалидов представлять их интересы во всех
сферах государственной и общественной жизни, а также осуществлять консультативную роль при принятии решений по вопросам, касающимся прав инвалидов [12]. Общественные объединения, созданные и действующие в целях защиты прав и законных интересов данной категории лиц, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, есть форма социальной защиты инвалидов.
Организации инвалидов, объединяя представителей наименее социально защищенной категории граждан, в своей деятельности непосредственно руководствуются их жизненными приоритетами и интересами, благодаря чему нацелены на решение их жизненно важных проблем и являются наиболее соответствующими для взаимодействия с другими институтами общества.
В общем социальном процессе решения проблем инвалидов такие организации выполняют специфические функции посредством реализации присущих только им полномочий и методов. Государственные структуры, как правило, не в состоянии так оперативно, адекватно и гибко отреагировать на насущные потребности инвалидов, что делает социальное партнерство государства и организаций инвалидов эффективным средством решения проблем людей с ограниченными возможностями.
Вполне справедливым видится предложение законодательно закрепить обязанность привлечения представителей организаций и объединений инвалидов для подготовки и принятия нормативных правовых актов как органов исполнительной, так и представительной власти [18, с. 57-59].
Литература
1. Большой юридический словарь. URL: http://slovari.bibliofond.ru/ jurisprudence_word/ защита/.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993). URL: http://www.consultant.ru/doc-ument/cons_doc_LAW_28399/.
3. Курбатов А. Я. Защита прав и законных интересов предпринимателей в публичных отношениях: порядок реализации и проблемы правоприменения // Хозяйство и право. 2009. № 1.
Мировая практика объединений инвалидов позволяет выделить наиболее эффективные организации, занимающиеся вопросами распространения идеологии и внедрения практики независимой и автономной жизни для инвалидов. Такие организации носят название центров независимой жизни (далее - ЦНЖ) и начали появляться в России. ЦНЖ - это новая комплексная инновационная форма системы социальных служб, целью деятельности которых является создание для людей с ограниченными возможностями режима равных возможностей. ЦНЖ активно подключают и самих инвалидов к поиску и привлечению личных и общественных ресурсов, тем самым помогая им приобрести возможность управлять своей жизнью.
Государство обратило внимание на вопросы инвалидов и работу их общественных организаций в 2008 году, когда при Президенте Российской Федерации был образован Совет по делам инвалидов [19]. В настоящее время на смену данному органу пришла образованная Указом Президента от 21.08.2012 № 1201 Комиссия по делам инвалидов, имеющая статус совещательного органа при главе государства в целях содействия реализации его полномочий по обеспечению взаимодействия при рассмотрении вопросов, связанных с решением проблем инвалидности и инвалидов в Российской Федерации. Одна из задач, решение которой возложено на Комиссию, - подготовка предложений по выработке основных направлений совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере установления мер государственной поддержки инвалидов.
Bibliography
1. Large legal dictionary. URL: http:// slovari.bibliofond.ru/jurisprudence_word/ защита/.
2. The Constitution of Russian Federation (adopted by popular vote 12.12.1993). URL: http:/ /www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_ 28399/.
3. Kurbatov A. Ya. Protection of the rights and legitimate interests of entrepreneurs in public relations: the order of implementation and enforcement problems // Economy and law. 2009. №. 1.
4. Kalnina M. Yu. Human rights activities in the subjects of the Russian Federation: basic forms
4. Калнина М. Ю. Правозащитная деятельность в субъектах Российской Федерации: основные формы и методы // История государства и права. 2008. № 21.
5. Росинский В. В. Конституционные основы правозащитной деятельности прокуратуры Российской Федерации. М., 2010.
6. Чуксина В. В. Несудебная защита прав человека в системе национальной правозащитной деятельности Российской Федерации и зарубежных государств // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 6.
7. Федянина М. М. Проблемы социальной защиты населения в социальной политике современного российского государства: политико-правовой и организационные аспекты. М., 2003.
8. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». URL: http://www. consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_8559/.
9. Больницкая А. Н. Инвалиды и общество. // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2014. № 4. URL: https://wciom.ru/fileadmin/iile/monitoring/ 2014/122/2014_122_8_B0LMTSKAYA%20 Aytalina%20Nikolaevna.pdf.
10. Конвенция о правах инвалидов // Бюллетень международных договоров. 2013. № 7.
11. Мачульская Е. Е. Концепция инвалидности в международных и российских нормативных актах // Социальное и пенсионное право. 2015. № 4.
12. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Приняты резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН 20.12.1993. URL: http: //consultant.ru.
1 3. От социальной изоляции к равенству. Осуществление прав инвалидов. Руководство для парламентариев // Международная конвенция о правах инвалидов и Факультативный протокол к ней. 2007. № 14.
14. Выступление Президента Российской Федерации В. В. Путина на заседании президиума Госсовета по социально-экономической ситуации в регионах от 24.02.2015. URL: http:// kremlin.ru/transcripts/47733/.
15. Игонина Н. А. Механизмы обеспечения прав и свобод человека и гражданина в социальном государстве в периоды кризисных явлений в экономике // Пробелы в российском законодательстве. 2015. № 2.
and methods // History of state and law. 2008. №. 21.
5. Rosinskyi V. V. Constitutional bases of human rights activity of Prosecutor's office of the Russian Federation. Moscow, 2010.
6. Chuksina V. V. Non-Judicial protection of human rights in the system of national human rights activities of the Russian Federation and foreign states // Constitutional and municipal law. 2006. № 6.
7. Fedyanina M. M. Problems of social protection of the population in the social policy of the modern Russian state: political and legal and organizational aspects. Moscow, 2003.
8. Federal law from 24.11.1995 № 181-FZ «On social protection of disabled persons in the Russian Federation». URL: http://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/.
9. Bolnitskaya A. N. Persons with disabilities and society // Public opinion monitoring: economic and social changes. 2014. № 4.
10. Convention on the rights of persons with disabilities // Bulletin of international treaties. 2013. № 7.
11. Machulskaya E. E. The concept of disability in international and Russian normative acts // Social and pension law. 2015. № 4.
12. Standard rules on the equalization of opportunities for persons with disabilities. Adopted by General Assembly resolution 48/96 of the UN 20.12.1993. URL: http: //consultant.ru.
13. From social exclusion to equality. Implementation of the rights of persons with disabilities. Guide for parliamentarians // International convention on the rights of persons with disabilities and its optional protocol. 2007. № 14.
14. Speech by Russian President Vladimir Putin at a meeting of the presidium of the state Council on the socio-economic situation in the regions of 24.02.2015. URL: http://kremlin.ru/tran-scripts/47733/.
15. Igonina N. A. Mechanisms to ensure the rights and freedoms of man and citizen in the welfare state in periods of crisis phenomena in the economy // Gaps in Russian legislation. 2015. № 2.
16. Nikishina E. S. State support of unprotected segments of the population in the conditions of formation of the social state: the author. dis. ... PhD in Sociology. Moscow, 2012.
17. Igonina N. A. Defense attorney rights of persons with disabilities outside the criminal justice sphere // The lawyer. 2017. № 1.
16. Никишина Е. С. Государственная поддержка незащищенных слоев населения в условиях становления социального государства: автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2012.
17. Игонина Н. А. Защита прокурором прав инвалидов вне уголовно-правовой сферы // Адвокат. 2017. № 1.
18. Синельщикова Е. Ю. Современные аспекты правового регулирования в сфере социальной защиты инвалидов в Российской Федерации // Российская юстиция. 2015. № 3.
19. Указ Президента Российской Федерации от 17.12.2008 № 1792 «О Совете при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов». URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_82727/.
20. Linton S. Claiming disability: knowledge and identity. N. Y., 1998.
18. Sinelshchikova E. Yu. Modern aspects of legal regulation in the sphere of social protection of invalids in the Russian Federation // Russian justice. 2015. № 3.
19. The decree of the President of the Russian Federation dated 17.12.2008 № 1792 «About Council at the President of the Russian Federation for affairs of persons with disabilities». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_82727/.
20. Linton S. Claiming disability: knowledge and identity. N. Y., 1998.