УДК - 342 БУЛАКОВ Олег Николаевич,
ББК - 67 доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры теории и истории
государства и права ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет», г. Москва ШОИНБЕКОВ Азиз Сафаралиевич, магистрант ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет», г. Москва
12.00.02 - конституционное право; конституционный судебный процесс;
муниципальное право
СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: НА ПРИМЕРЕ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. В статье раскрываются особенности социальной справедливости в избирательном законодательстве Российской Федерации на примере выборов Президента Российской Федерации.
Ключевые слова: президент, избирательное законодательство, социальная справедливость, выборы президента.
BULAKOV Oleg Nikolaevich,
doctor of law, Professor, Professor of the Department of theory and history of state and law of the Moscow State university humanitarian and economic University, Moscow DAIRBEKOVAziz Safaralieva, master's student of Moscow state university humanitarian and economic University, Moscow
SOCIAL JUSTICE IN THE ELECTORAL LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION: ON THE EXAMPLE OF PRESIDENTIAL ELECTIONS
Annotation. The article reveals the features of social justice in the electoral legislation of the Russian Federation on the example of the Presidential elections of the Russian Federation. Key words: President, election law, social justice, election of the President.
За шесть последних лет изменения в Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» [6] вносились 15 раз. Всего были изменены 59 из 87 статей Закона. Кроме того, поправки вносились и в положения Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме» [7], касающиеся выборов главы государства, которые не дублируются в Федеральном законе «О выборах Президента Российской Федерации».
Произведенные изменения являются существенными и не имеющими единого вектора. Хотя первая поправка, внесенная в мае 2012 г. и резко сократившая число подписей, необходимых для регистрации канди-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018
дата (с 2 млн. до 100 000 для выдвиженцев непарламентских партий и до 300 000 - для самовыдвиженцев), была направлена на демократизацию выборов.
Большая часть других изменений, внесенных в Закон в 2012-2016 гг., имела противоположную направленность: речь шла об ограничении пассивного избирательного права, дополнительных ограничениях для регистрации, сужения возможностей для наблюдения, сокращении сроков обжалования итогов голосования и результатов выборов. Так, в мае 2012 г. права быть избранными в органы власти бессрочно лишились граждане, которые когда-либо были осуждены по тяжким и особо тяжким статьям Уголовного кодекса. Конституци-
онный Суд признал такой подход [3] не соответствующим Конституции, после чего законодатели уточнили, что осужденные по тяжким статьям не смогут избираться до истечения 10 лет со дня снятия или погашения судимости, а осужденные по особо тяжким статьям - до истечения 15 лет.
В 2013 г. появилось требование ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» - при выдвижении в президенты предоставлять в ЦИК для регистрации дополнительные сведения. Был введен запрет для кандидатов на владение зарубежными счетами. Такие требования на выборах более низкого уровня неоднократно приводили к отказам в регистрации известных кандидатов. Кроме того, были внесены изменения в правила предвыборной агитации: запрещено использование в агитматериалах изображений лиц, которые не имеют права вести агитацию. Изменился порядок образования избирательных участков и формирования избиркомов, сроки подачи заявлений об отмене решения избиркома об итогах голосования сократились до десяти дней, а срок подачи заявления об отмене решения избиркома о результатах выборов - до трех месяцев.
Изменения, внесенные в 2017 г., вновь имели демократический вектор: были отменены открепительные удостоверения и введена возможность голосовать не по месту жительства, а общественным палатам дали право направлять на выборы своих наблюдателей. Изменения коснулись и нахождения представителей СМИ на участках. Однако вместе с тем на президентские выборы было распространено требование, введенное в 2016 г. на выборах других уровней, согласно которому при установлении итогов голосования и подсчетов голосов могут присутствовать только те журналисты, которые работают в редакциях на основании трудового или гражданско-правового договора, заключенного не менее чем за два месяца до официального опубликования решения о назначении выборов, и аккредитованы Центризбиркомом, что, как мы полагаем, в целом снижает гласность процесса.
Согласно ч. 2 ст. 81 Конституции РФ [2], Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. В ч. 3 указанной статьи приводится еще одно требование: одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.
Кроме этого, в ст. 32 Конституции РФ (ч. 3) сформулировано общее требование, согласно которому не имеют права быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Таким образом, конституционных требований шесть:
1) гражданин РФ;
2) не моложе 35 лет;
3) постоянно проживает в РФ не менее 10 лет;
4) не занимает должность Президента РФ второй срок подряд;
5) не признан судом недееспособным;
6) не содержится в местах лишения свободы по приговору суда.
Указанные положения Конституции воспроизводятся в п. 2 и 5 ст. 3 специального закона (Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»).
Никаких иных требований Конституция РФ к кандидату в Президенты РФ не предъявляет. При этом следует помнить, что Конституция РФ представляет собой акт высшей юридической силы и прямого действия, а это означает, что она действует непосредственно и для приведения в исполнение ее норм не требуется принятия каких-либо иных нормативных актов.
Однако в ч. 4 ст. 81 Конституции предусмотрено, что порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом, т.е. тем самым 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». Специальный закон, который, как представляется, ничего к конституционным требованиям, предъявляемым к кандидату, добавлять не должен, а должен только регламентировать процедуру выборов, содержит, в свою очередь, целый ряд дополнительных требований:
I. Пункт 5.1 ст. 3 - «Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства».
II. Пункт 5.2 ст. 3 - «Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации:
1) осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;
1.1) осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого преступления, судимость которого снята или погашена, - до истечения 10 лет со дня снятия или погашения судимости;
1.2) осужденный к лишению свободы за совершение особо тяжкого преступления, судимость которого снята или погашена, - до истечения 15 лет со дня снятия или погашения судимости;
2) осужденный за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации [5], и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление, если на такого гражданина Российской Федерации не распространяется действие подпунктов 1.1 и 1.2 настоящего пункта;
3) подвергнутый административному наказанию
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018
за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [1], если голосование на выборах Президента Российской Федерации состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
4) в отношении которого вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [7, ст. 56.1], либо совершения действий, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 7 и подпунктом «ж» пункта 8 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [7, ст. 76.8], если указанные нарушения либо действия совершены в период, не превышающий шести лет до дня голосования.
III. Пункт 6 ст. 3 - «Гражданин Российской Федерации, в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, если такое наказание предусмотрено федеральным законом, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата на должность Президента Российской Федерации, если голосование на выборах Президента Российской Федерации состоится до истечения установленного судом срока».
Теперь перейдем от анализа норм, характеризующих пассивное избирательное право, к анализу норм, характеризующих активное избирательное право. Статья 32 Конституции РФ гарантирует право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Это конституционное право граждан представляет собой гарантированную юридическую возможность для каждого гражданина участвовать в выборах в качестве избирателя, то есть лица, голосующего на выборах, а также баллотироваться в качестве кандидата в депутаты или кандидата на выборную должность. Закрепленные в Конституции РФ избирательные права являются основными, базовыми и обеспечиваются целым рядом конкретных прав граждан, сфокусированных на отдельных стадиях избирательного процесса (образования избирательных округов, формирования избирательных комиссий, составления списков избирателей, выдвижения и регистрации кандидатов, проведения предвыборной агитации, голосования и т.д.). Использование гражданами указанных правомочий позволяет им свободно осуществлять конституционное право избирать и быть избранными. Вся совокупность конкретных избирательных прав граждан раскрывается в федеральных законах, законах субъектов Российской
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018
Федерации. Наиболее важные из этих прав и их гарантии установлены в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Данный Федеральный закон установил, что гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Постановление Центральной Избирательной Комиссии Российской Федерации «О рекомендациях по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, при проведении выборов в Российской Федерации» [4, ст. 1.1] ставит цель - определить стоящие перед избирательными комиссиями задачи и пути их реализации в работе по обеспечению активного избирательного права граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации указанное равенство относится к избирательным правам всех граждан Российской Федерации, в том числе тех, которые, в силу своего физического состояния, имеют определенные трудности с самостоятельной реализацией своих прав. Граждане, по уважительным причинам не имеющие возможности прийти на избирательный участок, могут воспользоваться своим избирательным правом непосредственно на дому. Слабовидящие или слепые, а также граждане с ограниченными способностями, которые не в состоянии самостоятельно, без посторонней помощи поставить отметку в бюллетене, могут обратиться за помощью к близким или к любым членам избирательной комиссии, за исключением членов с правом решающего голоса [4, ст. 2.3]. При этом в бюллетене обычно делается особая отметка - фамилия, имя, отчество человека, помогающего заполнить бюллетень. Следует отметить, что на некоторых избирательных участках слепым и слабовидящим были предоставлены условия: проголосовать, прослушав информацию через наушники или воспользовавшись трафаретами Брайля [4, ст. 3.2]. Порядок выбора Президента РФ - довольно важный процесс, и поэтому необходимо обязательное обеспечение всех демократических правил и принципов, закрепленных в избирательном праве современной России.
Список литературы:
[1] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 05.02.2018) // Российская газета. 31.12.2001. № 256.
[2] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993; с учетом поправок, внесенных Законами о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от
05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. № 237.
[3] Постановление Конституционного Суда РФ от 10.10.2013 № 20-П «По делу о проверке конституционности подпункта «а» пункта 3.2 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», части первой статьи 10 и части шестой статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Г.Б. Егорова, А.Л. Казакова, И.Ю. Кравцова, А.В. Куприянова, А.С. Латыпова и В.Ю. Синькова» // Российская газета. 23.10.2013. № 238.
[4] Постановление ЦИК России от 09.08.2017 № 96/832-7 «О Рекомендациях по обеспечению реализации избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, при проведении выборов в Российской Федерации» // Вестник ЦИК России. 2017. № 9.
[5] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Российская газета. 18.06.1996. № 113; 19.06.1996. № 114; 20.06.1996. № 115; 25.06.1996. № 118.
[6] Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «О выборах Президента Российской Федерации» // Российская газета. 16.01.2003. № 6.
[7] Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 05.02.2018) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Российская газета. 15.06.2002. № 106.
Spisok literatury:
[1] Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativny'x pravonarusheniyax ot 30.12.2001 № 195-FZ (red. ot 05.02.2018) // Rossijskaya gazeta. 31.12.2001. № 256.
[2] Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodny'm golosovaniem 12.12.1993; s uchetom popravok, vnesenny'x Zakonami o popravkax k Konstitucii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014 № 11-FKZ) // Rossijskaya gazeta. 1993. № 237.
[3] Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 10.10.2013 № 20-P «Po delu o proverke konstitucionnosti podpunkta «a» punkta 3.2 stat'i 4 Federal'nogo zakona «Ob osnovny'x garantiyax izbiratel'ny'x prav i prava na uchastie v referendume grazhdan Rossijskoj Federacii», chasti pervoj stat'i 10 i chasti shestoj stat'i 86 Ugolovnogo kodeksa Rossijskoj Federacii v svyazi s zhalobami grazhdan G.B. Egorova, A.L. Kazakova, I.Yu. Kravcova, A.V Kupriyanova, A.S. Laty'pova i V.Yu. Sin'kova» // Rossijskaya gazeta. 23.10.2013. № 238.
[4] Postanovlenie CIK Rossii ot 09.08.2017 № 96/832-7 «O Rekomendaciyax po obespecheniyu realizacii izbiratel'ny'x prav grazhdan Rossijskoj Federacii, yavlyayushhixsya invalidami, pri provedenii vy'borov v Rossijskoj Federacii» // Vestnik CIK Rossii. 2017. № 9.
[5] Ugolovny'j kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 № 63-FZ (red. ot 31.12.2017) // Rossijskaya gazeta. 18.06.1996. № 113; 19.06.1996. № 114; 20.06.1996. № 115; 25.06.1996. № 118.
[6] Federal'ny'j zakon ot 10.01.2003 № 19-FZ (red. ot
05.12.2017) «O vy'borax Prezidenta Rossijskoj Federacii» // Rossijskaya gazeta. 16.01.2003. № 6.
[7] Federal'ny'j zakon ot 12.06.2002 № 67-FZ (red. ot
05.02.2018) «Ob osnovny'x garantiyax izbiratel'ny'x prav i prava na uchastie v referendume grazhdan Rossijskoj Federacii» // Rossijskaya gazeta. 15.06.2002. № 106.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018