Социальная ответственность бизнеса и региональное развитие
Дата: 27/08/2010 Номер: (23) УЭкС, 3/2010
Аннотация: В статье исследуются проблемы повышения социального благополучия в российских регионах. Рассматриваются концепции социальной ответственности бизнеса в контексте эффективного развития территорий и инвестиций в человеческий капитал, что является наиболее важным фактором эффективного и устойчивого социальноэкономического развития регионов.
Abstract: The problem of increasing social welfare in Russian regions are investigated in the article. The concept of corporate social responsibility in the context of effective territorial development and investment in human capital, which is the most important factor in effective and sustainable socioeconomic development of regions, is considered.
Ключевые слова: региональное развитие, социальная ответственность бизнеса,
человеческий капитал, устойчивость социально-экономического развития
Keywords: regional development, social responsibility, human capital, sustainable socio-economic development
Ситковский Денис Александрович
аспирант
Кисловодский институт экономики и права
Выходные данные статьи: Ситковский Д.А. Социальная ответственность бизнеса и
региональное развитие // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2010. - № 3 (23). - № гос. рег. статьи 0421000034/0046. - Режим доступа к журн.: http://uecs.mcnip.ru.
Введение
Обострение социальных проблем в России связано не только с наступившим глобальным кризисом, но и с чрезмерно затянувшимися реформами. Непоследовательность принимаемых управленческих решений, кроме всего прочего, препятствует возрождению в обществе доверия к властным структурам, что усугубляет развитие социальной сферы.
Такая ситуация естественно обуславливает поиск новых путей и организационноэкономических инструментов достижения социального благополучия в обществе. Одним из таких способов должно стать активное развитие бизнеса, так как организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, обязаны нести определенную ответственность перед обществом (социумом) в процессе развития которого они и появились. Актуальность этого для современной России возрастает по мере развития условий свободной рыночной экономики. Однако предмет и содержание социальной
ответственности бизнеса до сих пор остается объектом научных дискуссий.
Трактовки социальной ответственности бизнеса
Основные вопросы, связанные с ролью бизнеса в развитии общества, представлены в концепциях так называемой социальной ответственности бизнеса (или корпоративной социальной ответственности), получивших сегодня свою интерпретацию в трех основных направлениях.
Согласно монетаристским воззрениям существует одна и только одна социальная ответственность бизнеса: использовать свои ресурсы и энергию в действиях, ведущих к увеличению прибыли, пока это осуществляется в пределах правил игры. На этой основе в семидесятых годах прошлого столетия были сформированы принципы «корпоративного эгоизма». Они подразумевает социальную ответственность бизнеса как обеспечение экономических и финансовых интересов собственников и получение кампаниями высокой прибыли.
ругой трактовкой социальной ответственности бизнеса является концепция «корпоративного альтруизма». Данный подход к интерпретации социальной ответственности бизнеса прямо противоположен монетаристскому подходу и принадлежит Комитету по экономическому развитию США. В рекомендациях этого комитета указывалось, что корпорации обязаны вносить значительный вклад в улучшение качества американской жизни. Другими словами, ответственность бизнеса перед социумом в данной интерпретации трактуется расширительно. Поэтому, помимо конкретных социальных обязательств бизнеса сюда же включается участие в различных благотворительных и социальных проектах. Стоит заметить, что в этом случае компания (как бизнес-организация) рассматривается в качестве социальной общности, в рамках которой происходит сотрудничество собственников компании с менеджерами, поставщиками и персоналом, а также потребителями и представителями общественности. В результате данное эффективное сотрудничество и выражается в социальной ответственности.
Третья версия интерпретации социальной ответственности бизнеса нашла свое выражение в концепции «разумного эгоизма». Данная теория рассматривает действия бизнеса по реализации социальных программ как долгосрочные инвестиции, формирующие в долгосрочном периоде времени благоприятную социальную среду для своих работников и территорий своей деятельности, тем самым создавая условия для успешного и стабильного развития. В подобной интерпретации социальная ответственность бизнеса вписывается в теорию рационального поведения экономических агентов. При этом бизнес представляет собой просто «хороший бизнес», заботящийся о социуме, поскольку это помогает уменьшить долгосрочные потери прибыли и, следовательно, увеличить ее саму.
В целом, социальная ответственность бизнеса как явление носит очень противоречивый характер, имеет многочисленных сторонников и критиков. Так социальная ответственность бизнеса есть не что иное, как проявление организациями заинтересованности в обеспечении интересов общества. При этом организации (бизнес) берут на себя часть ответственности за влияние своей деятельности на заказчиков, поставщиков, работников, акционеров, местное общество и прочие заинтересованные стороны, а также на окружающую среду. Содержание данной ответственности выходит за рамки, устанавливаемые законодательством и предполагает, что организации добровольно принимают дополнительные меры для повышения качества жизни работников и их семей, а также местного сообщества и общества в целом.
Сторонники социальной ответственности бизнеса придерживаются точки зрения, что существует прочное экономическое обоснование социальной ответственности, которая в свою очередь приносит многочисленные преимущества бизнесу от того, что он работает на
более широкую и продолжительную перспективу, чем в ситуации извлечения полной, но сиюминутной и краткосрочной прибыли. Критики же утверждают, что социальная ответственность в бизнесе способствует отвлечению ресурсов от основной фундаментальной экономической роли бизнеса.
При этом одними доказывается, что социальная ответственность представляет собой не что иное, как приукрашивание суровой действительности. Другими же ведется дискуссия о том, что социальная ответственность бизнеса - это попытка заместить роль государства в вопросах улучшения уровня жизни населения и выравнивания социальных диспропорций через перераспределительные механизмы.
Примечательно, что в советское время практика социальной ответственности бизнеса в чистом виде существовать не могла, однако на балансе многих предприятий числилось значительное количество объектов социальной инфраструктуры. При этом в условиях общественной формы собственности значительной проблемой при анализе социальной деятельности предприятий была практическая невозможность разделения социальных государственных программ и программ развития отдельных предприятий.
Непосредственно понятие социальной ответственности бизнеса в стране стало появляться в ходе трансформации командно-административного уклада в рыночную экономику. Данный процесс происходил на фоне приватизации множества предприятий и протекавшими изменениями в социальной инфраструктуре, принадлежащей приватизируемым предприятиям. Здесь исследователями выделяется несколько этапов в отношении социальной инфраструктуры со стороны владельцев приватизированных предприятий [1]:
• 1990-1998 гг. В этот период происходил стихийный и неконтролируемый процесс выбытия социальных объектов инфраструктуры из собственности предприятий, что привело к значительному уменьшению численности единиц социальной инфраструктуры предприятий. При этом более 60% объектов социальной инфраструктуры перешло из собственности предприятий в муниципальную собственность;
• 1998-2000 гг. Это послекризисное время стало характерно тем, что большинство бизнес-структур перешло к использованию долгосрочных стратегий развития. Это способствовало пересмотру приоритетов извлечения краткосрочной прибыли от сбрасывания социальных объектов в пользу долгосрочной выгоды от ее использования. В итоге отток объектов подобного характера из частной собственности значительно замедлился.
• с 2000 года по настоящее время. В этот период в значительных масштабах стала происходить оптимизация профильной деятельности объектов социального назначения, находящихся в частной собственности. При этом использование социальных объектов стало рассматриваться предприятиями в рамках реализации осознанной социальной политики. Все большую актуальность стали приобретать вопросы социальной ответственности.
Притом, что в настоящее время концепция социальной ответственности бизнеса пользуется огромной популярностью, она не получила однозначной трактовки своего содержания. Кроме того, интерпретация данной ответственности со временем может меняться.
Например, нет четкого определения того, почему какая-либо бизнес-организация, исправно платящая налоги, представители которой действуют в рамках существующего законодательства и руководствуются теми же этическими нормами, что и другие люди, должна иметь какие-то дополнительные обязательства в отношении третьих лиц. Ведь данная организация, производящая товары и услуги и при этом способствующая внедрению и разработке новых технологий, и так является социальной ответственной (иначе бы она не
могла функционировать в рыночной экономике).
Здесь стоит отметить, что основным принципом социальной ответственности бизнеса является его направленность на улучшение существующего мира (борьба с бедностью, улучшение здоровья, защита окружающей среды). При этом одним из принципов, свойственных практически любому проявлению социальной ответственности бизнеса, является небесплатность этого проявления. А это заключается либо в высоких издержках производства, либо в низких доходах работников, акционеров и других, либо в том и другом одновременно.
Кроме того, социальная ответственность подразумевает, что менеджмент компаний не только понимает основные направления решения социальных вопросов для того, чтобы сделать мир лучше, но и прекрасно знает каким способом этого можно достичь. Но если учесть, что целью этого менеджмента является извлечение прибыли путем профессионального управления компанией, то становится неясным, какую роль в этом процессе играет социальное обеспечение. Поэтому допущение о том, что менеджмент компании проявляет профессиональные знания не только в управлении компанией, но и в социальном обеспечении, является выходящим, в определенной части, за рамки экономических отношений и мотивов.
На рисунке 1 показаны основные цели реализации стратегии компании в области социальной ответственности бизнеса. Данные были получены на основании исследований, проводимых независимой общественной организацией «Ассоциация Менеджеров» в 2008 году [2]. Как видно, основной целью большинства опрошенных компаний стало «получение долгосрочных конкурентных преимуществ» (83% респондентов). «Поддержание репутации в среднесрочной перспективе» является наиболее актуальным для 54% ответивших компаний, 40% ответило, что для них основной целью реализации стратегии социальной ответственности стало «снижение рисков нанесения ущерба заинтересованным сторонам в краткосрочной перспективе». Также примечательным остается и тот факт, что определение основной цели как «получение долгосрочных конкурентных преимуществ» практически не зависит от принадлежности компании к определенному сектору. Однако в компаниях, ориентированных на предоставление услуг проявляется большая ориентация на «поддержание репутации в среднесрочной перспективе» (32% против 29% в сырьевом и перерабатывающем секторах), при низкой ориентации на «снижение рисков нанесения ущерба заинтересованным сторонам в краткосрочной перспективе».
Получение долгосрочных конкурентных преимуществ
Поддержание репутации в среднесрочной перспективе
Снижение рисков нанесения ущерба заинтересованньп-л сторонам в краткосрочной перспективе
Другое
О 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
Рисунок 1. Основные цели реализации стратегии компании в области социальной
ответственности бизнеса
Таким образом, можно сделать вывод, что социальная ответственность бизнеса представляет собой философию поведения и концепцию выстраивания деловым сообществом, компаниями и отдельными менеджерами основной и дополнительной общественнозначимой деятельности. При этом социальная ответственность бизнеса не является и не может рассматриваться в качестве некой операционной, жестко и однозначно регламентированной сферы деятельности. Именно поэтому социальную ответственность бизнеса следует трактовать как стиль деловой активности, принятый бизнесменами добровольно и оказывающий значимое влияние на процесс принятия ими стратегических и тактических решений по развитию бизнеса с учетом интересов всех задействованных сторон.
Социальные инвестиции как организационно-экономический инструмент реализации социальной ответственности бизнеса на региональном уровне
Одной из основных форм проявления социальной ответственности бизнеса являются социальные инвестиции. Социальные инвестиции проявляются в финансовой форме или форме иной ресурсной помощи, оказываемой организациями в ходе реализации долгосрочных и, как правило, совместных партнерских программ, направленных на снижение социального напряжения в регионах присутствия организации и повышения уровня жизни различных слоев общества. Кроме того, к социальным инвестициям можно отнести участие компании в профессиональных ассоциациях и бизнес-объединениях, которые содействуют развитию бизнеса. Основными способами и методами финансирования компаниями социальных программ являются гранты, спонсорство, добровольное участие сотрудников, товарное возмещение, членские взносы и др.
Таблица 1 - Структура корпоративных социальных инвестиций российского бизнеса в 2003,
2007 и 2008 году, в % *
Направления инвестиций 2003 г. 2007г. 2008 г.
Развитие персонала 44,0 48,7 43,6
Природоохранная деятельность и ресурсосбережение 21,0 19,0 14,1
Местное сообщество 9,0 14,1 8,8
Здоровье работников, ОТ и ПБ 9,0 10,2 14,5
Добросовестная практика (агрегированный показатель) 5,0 - -
Добросовестная деловая практика в отношении потребителей - 6,9 7,8
Добросовестная деловая практика в отношении партнеров - 1,1 0,9
Прочее 12,0 - -
*таблица составлена автором на основе данных Ассоциации менеджеров
В таблице 1 представлена информация о структуре корпоративных социальных инвестиций российского бизнеса. Очевидна возросшая диспропорция структуры корпоративных социальных инвестиций, адресованных различным заинтересованным сторонам -внутренним (развитие персонала, охрана здоровья и безопасные условия труда) и внешним (вложения в природоохранную деятельность и ресурсосбережение, поддержка местного сообщества, добросовестная деловая практика в отношении потребителей и деловых партнеров). При этом тенденция к росту внутренних инвестиций над внешними
прослеживается уже давно. Кроме того стоит добавить, что инвестиции в развитие персонала достигают почти 50% общего объема инвестиций. При этом стоит заметить, что о взаимодействии с внешними сообществами и решении экологических проблем действия компаний носят ярко выраженный защитный характер, реагируя на краткосрочные риски и без долгосрочной стратегии.
В некотором аспекте, социальные инвестиции бизнес-организаций могут трактоваться как инвестиции в человеческий капитал. Сама теория человеческого капитала зародилась еще в XIX веке и отличалась подходами, предполагавшими, что полезные человеческие способности являлись своеобразным проявлением основного капитала. Однако по этому поводу постоянно велись дискуссии о справедливости интерпретации человеческих способностей в качестве основного капитала.
В современной экономической теории существует значительное множество подходов к интерпретации категории «человеческий капитал». Под человеческим капиталом в узком смысле понимаются его знания, так как именно они несут в себе источник будущего удовлетворения потребностей и источник будущих заработков. В широком смысле данная категория раскрывается через инвестиции, вложенные в человека путем осуществления затрат на образование, охрану здоровья, миграцию и прочие услуги. [3]
В ряде работ, посвященных человеческому капиталу, он определяется в качестве особого вида капиталовложений, совокупности затрат на развитие воспроизводственного потенциала человека, повышение качества и улучшение функционирования рабочей силы. В состав объектов человеческого капитала обычно включают знания общеобразовательного и специального характера, навыки, накопленный опыт и т.п. [4]
Однако на фоне множества существующих на сегодняшний день трактовок человеческого капитала, наиболее полно характеризует данную категорию функциональный подход. Он заключается в том, что явление толкуется не только на основании его внутреннего устройства, но и в аспекте его функциональных свойств. В данном случае человеческий капитал понимается как целенаправленно используемый человеком в различных сферах накопленный запас различных навыков, знаний, способностей, способствующий росту производительности труда и производства. При этом важную роль играет их использование с целью повышения доходов (заработков) работника, что в конечном итоге выступает стимулом к увеличению нового запаса навыков, знаний и способностей через вложения в здоровье, образование и пр.
Инвестициями в человеческий капитал являются любые действия, конечная цель которых заключается в повышении производительности человеческого труда. Следовательно, расходы на поддержание здоровья, получение более высокого уровня образования (общего и специального), расходы на поиск работы, профессиональную производственную подготовку, а также затраты на миграцию, рождение и воспитание детей, поиск экономически значимой информации о ценах и заработках - это все является расходами или инвестициями в человеческий капитал.
При этом инвестиции в человеческий капитал имеют ряд особенностей, которые отличают их от прочих видов инвестиций [5]:
• отдача от инвестиций определяется сроком службы человеческого капитала, зависящего от продолжительности периода активной трудовой деятельности;
• человеческий капитал имеет свойство приумножаться и накапливаться, невзирая на процесс физического и морального износа;
• по мере приумножения и накопления человеческого капитала, доходность от его использования будет повышаться только до момента окончания периода активной
трудоспособной деятельности;
• характер и виды вложений в человека обусловлены историческими, национальными и культурными особенностями и традициями;
• инвестиции в человеческий капитал являются довольно выгодными, как для отдельного человека, так и для общества в целом.
Одним из основных источников инвестиций в человеческий капитал являются социальные инвестиции компаний, которые осуществляются в рамках концепции социальной ответственности бизнеса.
Таким образом, принимая во внимание теорию инвестиций в человеческий капитал, концепция социальной ответственности бизнеса в региональных масштабах может интерпретироваться как долгосрочные инвестиции бизнеса в одну из наиболее важных составляющих производственного капитала - человеческие ресурсы.
При этом следует понимать, что практически любая деятельность компании (укладывающаяся в рамки концепции социальной ответственности бизнеса) может восприниматься как инвестиции в человеческий капитал. Однако степень влияния и эффективность этой деятельности зависят от принятых критериев оценки. Так в региональном контексте наиболее важным оценочным критерием является степень эффективности деятельности, направленной на развитие, накопление и приумножение человеческого капитала. Ведь именно человеческий капитал является наиболее важным элементом эффективного и устойчивого социально-экономического развития территории. При этом сами компании в конечном итоге получают высокообразованный и здоровый персонал, мотивированный к активной трудовой деятельности.
Рисунок 2. Социально-экономическое развитие региона в контексте социальной ответственности бизнеса (составлен автором)
На рисунке 2 представлена схема социально-экономического развития региона в контексте концепции социальной ответственности бизнеса. Любой бизнес создается для извлечения прибыли, но он реализуется не в вакууме, а в определенной среде и при определенных обстоятельствах. Если компания, занимаясь коммерческой деятельностью, при этом осуществляет социальные инвестиции, например, инвестирует средства в повышение квалификации собственного персонала, в повышение уровня здоровья, то она способствует увеличению человеческого капитала собственного производства. В результате чего в производство могут быть внедрены новые технологии, возникнуть менее затратные
Социально-
экономическое
развитие
региона
производственные процессы, снизиться издержки производства. Все это приведет к увеличению рентабельности производства. В итоге компания станет более привлекательной для инвесторов, что будет способствовать расширению компании. За расширением компании могут последовать социальные инвестиции, направленные на развитие человеческого капитала не только собственного производства, но и местного сообщества в целом (например, с целью формирования положительного имиджа компании и стимулирования спроса на выпускаемую продукцию). Следовательно, от данных действий компании происходит возрастание положительного эффекта, получаемого местным сообществом. В том случае, если данный положительный эффект будет носить характер инвестиций в человеческий капитал, то это будет способствовать устойчивому росту темпов социально-экономического развития регионов.
Заключение
Социально-экономическое развитие российских регионов в современных условиях может быть существенно улучшено посредством повышения степени социальной ответственности бизнеса. При этом в региональной политике следует предусмотреть меры по интеграции трех процессов. Во-первых, развития социальной ответственности бизнеса как системного элемента стиля деловой активности, принимаемого бизнесом добровольно и оказывающего значимое влияние на процесс принятия стратегических и тактических решений по использованию ограниченных производственных ресурсов.
Во-вторых, повышения функциональной роли человеческого капитала в процессах формирования конкурентоспособности регионов в условиях глобальной конкуренции и перехода к экономике знаний.
В-третьих, усиления мотиваций для социальных инвестиций со стороны частных бизнес-структур, которые посредством развития человеческого капитала создают предпосылки для роста размеров получаемой прибыли в долгосрочном периоде.
Интеграция отмеченных процессов позволит активно использовать фактор социальной ответственности бизнеса в региональном развитии.
Библиографический список
1. Шишкин С.В. Бизнес как субъект социальной политики: должник, благодетель, партнер? - М.: ГУ-ВШЭ, 2005.
2. Благов Ю.Е., Литовченко С.Е., Иванова Е.А. Доклад о социальных инвестициях в России - 2008. - М.: Ассоциация Менеджеров, 2008.
3. Скаржинская Е.М. Микроэкономический анализ индивидуального обмена. -Кострома: КГУ, 2002. - С. 49-52.
4. Маренков Н.Л. Инновации, интеллект и качество жизни в России. - М.: Наука, Флинта, 2006. - С. 143.
5. Кендрик Дж. Совокупный капитал США и его формирование. - М.: Прогресс, 1978.
№ гос. рег. статьи 0421000034/0046
Это статья Журнал ВАК :: Управление экономическими системами: электронный научный журнал
http://uecs.mcnip.ru
иЯТ этой статьи: http://uecs.mcmp.щ/modules.php?name=News&Шe=artide&sid=190