Научная статья на тему 'Социальная ответственность предпринимателя'

Социальная ответственность предпринимателя Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2118
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПОВЫШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ / SOCIAL RESPONSIBILITY OF BUSINESS / ENTREPRENEURSHIP / IMPROVING SOCIAL RESPONSIBILITY OF ENTREPRENEURS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернышева Ю. Г., Шепеленко Г. И.

В статье рассмотрены вопросы повышения социальной ответственности бизнеса в России как важного инструмента решения социально-экономических проблем рыночной экономики. Определены проблемы соблюдения трудового законодательства предпринимателями. Предложенная концепция социальной ответственности бизнеса предполагает понимание предпринимательской ситуации, поиск новых путей ее реализации, выработку рекомендаций по динамичному развитию предпринимательской деятельности. Развитие социальной ответственности должно осуществляться на основе эффективного государственного контроля за соблюдением предпринимателями социальных обязательств и через повышение экономической выгоды от участия в выполнении социальных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article studies the issues of raising the social responsibility of business in Russia as a tool of solving socio-economic problems of market economy. The article defines the problems of complying with labour laws by entrepreneurs. The given conception of social responsibility of business assumes understanding of enterprise position, search for new ways of its implementation, working out recommendations on the dynamic development of business activity. The development of social responsibility must be implemented on the base of efficient state control on carrying out the obligations by the business and the increase of economic gain due to the participation in applying social programmes.

Текст научной работы на тему «Социальная ответственность предпринимателя»

Чернышева Ю.Г.,

д.э.н., профессор кафедры анализа хозяйственной деятельности и прогнозирования РГЭУ (РИНХ)

Шепеленко Г.И.,

д.э.н., профессор кафедры инновационного менеджмента и предпринимательства РГЭУ (РИНХ) E-mail: [email protected]

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

В статье рассмотрены вопросы повышения социальной ответственности бизнеса в России как важного инструмента решения социально-экономических проблем рыночной экономики. Определены проблемы соблюдения трудового законодательства предпринимателями. Предложенная концепция социальной ответственности бизнеса предполагает понимание предпринимательской ситуации, поиск новых путей ее реализации, выработку рекомендаций по динамичному развитию предпринимательской деятельности. Развитие социальной ответственности должно осуществляться на основе эффективного государственного контроля за соблюдением предпринимателями социальных обязательств и через повышение экономической выгоды от участия в выполнении социальных программ.

Ключевые слова: социальная ответственность бизнеса, предпринимательство, повышение социальной ответственности предпринимателей.

Chernysheva Yu.G., Shepelenko G.I.

THE SOCIAL RESPONSIBILITY OF ENTREPRENEUR

The article studies the issues of raising the social responsibility of business in Russia as a tool of solving socio-economic problems of market economy. The article

defines the problems of complying with labour laws by entrepreneurs. The given conception of social responsibility of business assumes understanding of enterprise position, search for new ways of its implementation, working out recommendations on the dynamic development of business activity. The development of social responsibility must be implemented on the base of efficient state control on carrying out the obligations by the business and the increase of economic gain due to the participation in applying social programmes.

Keywords: the social responsibility of business, entrepreneurship, improving social responsibility of entrepreneurs

Концепция социальной ответственности бизнеса в научных исследованиях - это механизм взаимодействия предпринимателя и наемных работников, важный инструмент решения социально-экономических проблем рыночной экономики, в котором заинтересованы как предприниматель, так и производственный коллектив. Концепция социальной ответственности бизнеса предполагает понятие предпринимательской ситуации, поиск новых путей ее реализации, выработки рекомендаций по динамичному развитию предпринимательской деятельности.

Социальная ответственность

предпринимательства представляет собой процесс принятия решений, учитывающий социальные и экологические последствия предпринимательской деятельности, основанной на уважении к наемным работникам, потребителям и заботе об окружающей среде [1].

Социально ответственные предприниматели осуществляют предпринимательское дело в соответствии со своим экономическим сознанием, поведением наемных работников в условиях рыночной экономики, открывают новый этап развития, характеризующийся формированием и развитием работников, действующих в сфере предпринимательства.

Рыночная экономика России должна пройти путь от стремления к максимизации прибыли и антагонистических противоречий между трудом и капиталом к социально-

ориентированным хозяйственным субъектам предпринимательской деятельности. Социальная ответственность бизнеса состоит не только в том, чтобы улучшить социально-экономические условия производства, но и использовать в хозяйственной деятельности социально-личностные резервы наемных работников.

В странах с развитой рыночной экономикой из разрозненных стандартов, касающихся загрязнения окружающей среды, охраны труда, проблем сферы предпринимательской деятельности, начало формироваться понятие «социальная активность бизнеса». Это произошло в результате отчуждения труда, отстранения работника от предпринимательской деятельности, от участия в поиске новых решений в организации труда на производстве. Такие изменения проявляются все больше в современной предпринимательской деятельности в стране.

Познание процессов предпринимательской деятельности приводит к осознанию того, что в структуре трудовой мотивации экономические мотивы, потребности и интересы наемных работников значительно изменялись: внешние стимулы ослабевают, а внутренние растут. Правомерно говорить о трансформации сознания человека, обусловливающей формирование специфического вида общественного сознания -трудового сознания [2].

Существуют разные взгляды относительно социальной ответственности предпринимательства в рыночной экономике. Мы выделяем проблемы соблюдения трудового законодательства России: повышение экономической жизнеспособности предпринимательства, ответственности за соблюдение

обязательств перед коллективом работников, запрещение детского труда, обеспечение здоровья и безопасности на рабочем месте, то есть социально-правовую проблематику, отображающую современные тенденции предпринимательской деятельности, осмысления социальной ответственности бизнеса в качестве социального резерва эффективности производства.

Для достижения целей социальной ответственности применяется как анализ финансовых факторов, так и факторов социальных, этических, экологических, влияющих на устойчивое развитие предпринимательского дела. В рыночной экономике России выявилось устранение капитала от социально-экономических нужд наемных работников. Есть объективная составляющая устранения (стремление получить сиюминутную максимальную прибыль) и субъективная (непонимание предпринимателями резервов повышения эффективности производства за счет социально-экономических резервов роста производительности труда работников). Низкое экономическое сознание предпринимателя не позволяет ему прийти к заключению: в структуре трудовой мотивации социально-экономические интересы являются важным компонентом, характеризующим индивидуальное сознание человека труда.

Под понятием «социальная ответственность бизнеса» следует понимать формы ответственности за своих работников, повышение уровня их социальной защищенности. В этом заинтересовано государство, так как заинтересовано в обеспечении стабильной социально-экономической обстановки в обществе, формировании позитивной направленности в будущей деловой среде. Концепцию социальной ответственности предпринимательства принимают все исследователи предпринимательства. Так, Бе-локрылова О.С. ответственность понимает как институционализированную

обществом ответственность компании во взаимоотношениях с партнерами, потребителями, работниками, перед обществом в целом [3].

Роль государства в рыночной экономике заключается в регулировании рынка, в формировании экономической модели нового демографического общества, в принятии продвижения концепции социальной ответственности бизнеса как меры по повышению социальной устойчивости развития общества.

Предприниматели стали понимать, что развитие корпоративной социальной ответственности является важной задачей, поскольку дорожат своей репутацией; понимать наличие своих более широких обязательств перед обществом в целом и конкретным рабочим коллективом; гражданская ответственность идет на пользу предпринимательской деятельности. Фирмы, которые заявили о приоритетности социальной защиты работников, имеют хорошую репутацию у населения, получают определенные преимущества: сохранение и привлечение высококвалифицированных специалистов, что обеспечивает им сокращение затрат на развитие персонала; рост стоимости нематериальных активов; повышение инвестиционной привлекательности; доверие потребителя к продукции, работам, услугам фирмы; сокращение штрафов вследствие отсутствия ущерба окружающей среде. Все это подтверждается опытом стран с развитой рыночной экономикой. Преимущества проявляются не сразу, так как различные социальные проекты имеют разный срок проявления своей эффективности для бизнеса.

Зарубежные исследователи определили главные показатели оценки экономического эффекта, связанного с участием фирм в социальных программах: показатель окупаемости инвестиций, направленных на благотворительные цели; показатель эффективности благотворительной программы по сравнению

с эффективностью других, не благотворительных средств (реклама, программы стимулирования продаж) [4]. Были разработаны методы оценки социальных программ предпринимательства: метод тройного счета - создание стабильности бизнес-среды; метод сбалансированной карты оценок - капитализация и финансовая политика, комплекс маркетинга; метод расчета индекса корпоративной благотворительности -расширение инноваций, способствующих расширению рынка и другие [5].

Исследования показали, что социальные факторы влияют на основные технико-экономические показатели предпринимательской деятельности. Есть зависимость между социальной ответственностью, репутацией и преданностью фирме: активная социальная и благотворительная политика - рост доверия сотрудников, акционеров и других заинтересованных лиц; укрепление репутации - рост показателей эффективности предпринимательской деятельности, прежде всего капитализации [6].

В России не проводились масштабные исследования взаимосвязи социальной ответственности предпринимательских фирм и роста продаж в связи с коммерческой тайной их социальных программ. Однако можно утверждать, что фирмы, осуществляющие социальные программы, имеют благоприятные позиции в отношениях с муниципальной властью. Общественное мнение и поведение населения в крупных городах страны становятся более требовательным к социальной деятельности бизнеса. Однако все же имеет место недооценка со стороны предпринимателей значения социальных программ бизнеса для обеспечения эффективного развития предпринимательского дела. В России подавляющее число участников предпринимательства не считают заинтересованность работников в результатах своего труда как устойчивый элемент развития предпринимательского

дела. Вместе с тем это особенно важно сегодня, в нынешней рыночной экономике России, когда во многом утрачены нравственные ориентиры и позитивные жизненные цели.

Можно выделить главный путь преодоления такой ситуации - повышение экономической выгоды от участия в выполнении социальных программ. Государство может содействовать развитию социальной ответственности предпринимательства, принимая меры по повышению качества производимой продукции, работ, услуг, их безопасности для населения, а также меры по улучшению условий труда, введению справедливой системы оплаты труда, материального поощрения, социальной защиты наемных работников. Такая государственная политика должна быть рассчитана на длительный период.

Важным направлением привлечения предпринимательства к решению социальных проблем работников фирмы является проведение региональных мероприятий - ярмарок социальных проектов, в рамках которых организуется конкурс на получение грантов для реализации социальных программ в приоритетных сферах предпринимательской деятельности. Такие мероприятия стали весьма заметными стимулами развития социальной ответственности бизнеса. Грантовый фонд конкурсов формируется за счет бюджета административной территории и регионального бизнеса. В дальнейшем с фирмой, выигравшей грант, устанавливаются долгосрочные партнерские отношения сотрудничества администрации региона и бизнеса.

Образование разовых грантовых фондов приурочено к проведению ярмарки, выставки, экономической конференции, но местной администрации для решения социально-экономических задач территории, муниципалитета или региона надо создавать грантовые фонды на постоянной основе. Фонд местного муниципалитета объединит усилия

всех сфер предпринимательской деятельности для решения проблем территориального образования. Размер гран-тового фонда может определяться уровнем экономической жизнеспособности фирм региона. Грантовые фонды муниципальных территорий создадут благоприятные условия для реализации социально значимых проектов на основе полной прозрачности и открытости своей деятельности, позволят быстро реагировать на возникающие задачи территории региона.

Формирование эффективной системы социальной ответственности предпринимательства с учетом интересов собственников имущества, наемных работников, населения позволит решить многие задачи рыночной экономики и снизить социальную напряженность в обществе.

Стимулирование как метод согласования интересов предпринимателя и наемного работника должно стать основной целью социальной политики, проводимой в предпринимательских сферах деятельности. В исследованиях экономическое стимулирование трактуется как совокупность движущих сил человека, побуждающая его к совершенствованию определенных действий, возникающих под влиянием потребностей и интересов при условии, что будут выполнены определенные действия. Стимулирование представляет собой сложную систему, которая ограничивается не только материальной составляющей, но и личностно-психологическими характеристиками. Разрабатывая систему стимулирования, необходимо придерживаться некоторых правил:

- отсутствие предвзятости и возможность работников оценить перспективы материального вознаграждения;

- наличие тесной связи вознаграждения с достигнутыми успехами в работе;

- согласование заранее принципов вознаграждения за перевыполнение норм;

- соответствие зарплаты реальному вкладу работника в успех предприятия;

- «плохие» работники не могут быть премированы ни при каких условиях;

- нельзя материально наказывать работников, которые допустили ошибки по вине предпринимателя;

- не должно быть никаких излишних накладных расходов, отрицательно влияющих на премиальную систему.

Если разработанная система соответствует объективным условиям производства, то улучшаются технико-экономические результаты предпринимательской деятельности. Мы рассматриваем стимулирование как частную задачу социальной ответственности предпринимательской деятельности.

В настоящее время социальная ответственность предпринимательства в стране находится на низком уровне. Отклонение предпринимательской деятельности от установленных государством гарантий трудовых прав граждан и соблюдение благоприятных условий труда стало иметь стабильный характер. Все больше возрастает роль теневых правил и норм поведения предпринимателей, не способствующих согласованию интересов сторон трудовых отношений по: организации и управлению трудом; трудоустройству у данного предпринимателя; профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников; ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений; материальной ответственности работодателей и наемных работников в сфере труда; разрешению трудовых споров; обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.

В составе правонарушений в сфере предпринимательской деятельности нарушение норм трудового законодательства занимает большой удельный

вес. Имеет место нарастание процесса правонарушений, что указывает на низкий уровень социальной ответственности бизнеса.

В рамках социальной ответственности предпринимательства необходимо создать систему социально-правовых воззрений на партнерство работников и работодателей с учетом основных принципов правового регулирования трудовых отношений, предусмотренных ст. 2 Трудового кодекса России: запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда; защита от безработицы и содействие в трудоустройстве; обеспечение права каждого работника на условия труда, отвечающие требованиям безопасности; обеспечение права работника на своевременную и в полном размере заработную плату, обеспечивающую достойное человеческое существование для него самого и его семьи; обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

Дискуссионным является заключение о том, что «корпоративной культуры не может быть на предприятии, борющемся за экономическое выживание. Только удовлетворив свои базовые материальные потребности, работники могут обратиться к ценностям корпоративной культуры, которые являются «надстройкой» над артефактами, миссией, историей и праздниками» [2].

Нельзя согласиться, что если фирма имеет низкий уровень экономической жизнеспособности, то предприниматель может не соблюдать принципы социальной ответственности, ссылаясь на имеющиеся экономические трудности, которые являются следствием его ошибок в предпринимательском деле из-за низкой экономической грамотности. Низкий уровень эффективности производства не может быть оправданием отказа от соблюдения принципов социальной ответственности, то есть предприниматель не должен экономить

на снижении уровня безопасности труда и отдыха, платить зарплату ниже установленного федеральным законом минимального размера, не соблюдать все условия заключенного трудового договора.

Трудовое законодательство страны обязывает работодателя при любом уровне экономической жизнеспособности фирмы нести социальную ответственность перед наемными работниками. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Якимец В.Н. Социальные инвестиции российского бизнеса: механизмы, примеры, проблемы, перспективы // Труды института системного анализа Российской академии наук (ИСА РАН). - Т. 18. - 2005. - С. 184.

2. Тощенко Ж.Т. Социология труда: опыт нового прочтения. - М.: Мысль, 2005. - С. 283, 321.

3. Белокрылова О.С. Императивы институционализации взаимодействия бизнеса и власти в местном социуме // Россия: варианты институционального развития: интернет-конф. (25.10.0615.12.06). - Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/2932 51.html (дата обращения: 23.12.2006).

4. Weiser, Jonn and Zadek, Simon Conversation with Disbelievers: Per-sauding Companies to Address Social Challengers, Ford Foundation. - November. - 2000. - P. 56.

5. Шевчук А.В. Социальная роль бизнеса в моделях корпоративного управления // SPERO. Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры. - № 2. - 2005. - C. 7-26.

6. Ивченко С.В. Оценка влияния корпоративных социальных и благотво-

рительных программ на показатели основной деятельности компании: обзор зарубежного опыта // Благотворительность в России: исторические и социально-экономические исследования. 2003. - № 2. - С. 108-125.

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Yakimets. V.N. Social investments of Russian business: mechanisms, examples, problems, prospects // Proceedings of Institute of system analysis of Russian Academy of Sciences (ISA RAS). -Vol. 18. - 2005. - P. 184.

2. Toshchenko Zh.T. Sociology of work: the experience of a new vision. -M.: Thought, 2005. - P. 283, 321.

3. Belokrylova O.S. the Imperatives of institutionalization of interaction between business and authorities in the local society // Russia: options for institutional development: Internet-conference. (25.10.06-15.12.06). - URL: http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/2932 51.html (accessed: 23.12.2006).

4. Weiser, John and Zadek, Simon, conversations with disbelievers: Per-sauding companies to address social challengers, Ford. - November. - 2000. -P. 56.

5. Shevchuk O.V. the Social role of business models corporate governance // SPERO. Social policy: expertise, recommendations, overviews. - № 2 - 2005. -P. 7-26.

6. Ivchenko S.V. Evaluation of corporate social and charity programs on the performance of the company's main activity: a review of international experience // Charity in Russia: historical and socioeconomic studies. - 2003. - № 2. - P. 108125.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.